Гитары 50 годов американские

Эволюция электрогитары. Часть 1: 30-50-е годы

Электрогитара – достаточно молодой инструмент, которому нет и столетия, но его развитие шло очень стремительно. В этом материале я постараюсь доступно ознакомить читателя с эволюцией электрогитары, отметив основные тенденции и модели каждого десятилетия. Умудренные знатоки вряд ли почерпнут для себя что-то новое, но для молодых гитаристов это может стать ответом на некоторые вопросы и просто хорошей пищей для мозга. Для удобства повествования, каждому десятилетию будет выделена отдельная глава, в конце которой я отмечу наиболее «приметные» гитары и их знаменитых обладателей.

Прежде всего, нужно сказать, что главной движущей силой всех новшеств в гитаростроении всегда были запросы музыкантов, которые менялись вместе с появлением новых жанров, стилей и техник игры. Другим фактором, повлиявшим на эволюцию электрогитар, было развитие связанного с ними оборудования: усилителей, педалей эффектов, микрофонов и т.д.

1930-40-е

Развитие звукозаписи и радиовещания в первой половине XX века вызвало необходимость сделать гитару существенно громче, чтобы ее было слышно на фоне оркестра в больших залах. Джазовые биг-бэнды собирали толпы слушателей, и чтобы пробиться через звук духовой секции, акустической гитары не хватало, как бы сильно не били по струнам.

Очевидным решением этой проблемы выглядела идея усилить звук при помощи электричества. Уже тогда появились первые магнитные звукосниматели подобные современным, которые стали устанавливать на самые разные инструменты. На протяжении 30-х годов различные фирмы и отдельные люди пытались «электрифицировать» гитару, но эти попытки не увенчались серьезным коммерческим прорывом.

Читайте также:  Ариозо любаши ноты для

Первой успешной моделью гитары со звукоснимателем была созданная для известного джазмена Чарли Кристиана Gibson ES-150, которая появилась в 1936 году. Буквы ES обозначали Electric Spanish, и по сути,это была полая акустическая гитара-арктоп с добавленным звукоснимателем. Кристиан увековечил этот инструмент на пластинках, оказавших колоссальное культурное влияние, сыграв вместе с Бенни Гудменом и Лестером Янгом. Другим значимым гитаристом той эпохи является Бак Клейтон также игравший на ES-150, который дал начало искусству солирования на электрогитаре одиночными нотами.

После Второй Мировой Gibson стремились стать лидерами на зарождающемся рынке электрогитар и выпустили свою знаменитую hollowbody модель ES-175 с «флорентийским» вырезом. Гитара оказалась настолько удачной и популярной среди джазовых музыкантов, что с различными изменениями выпускается с 1949 года по сегодняшний день.

1950-е

Уже в 1950 году, ситуация в мире электрогитар перевернулась с ног на голову. После тщательных испытаний нескольких прототипов, фирма Fender выпустила на рынок революционную новинку – первую цельнокорпусную электрогитару Esquire (с одним датчиком). Вскоре появилась модель с двумя звукоснимателями Broadcaster, а уже через год, в результате судебных разборок, она получила свое нынешнее легендарное имя Telecaster.

Создатели гитары Лео Фендер и Джордж Фуллертон рассматривали её не как искусное творение квалифицированного мастера-ремесленника, а как промышленное изделие. Стремясь упростить выпуск и сделать инструмент дешевле, они приспособили его конструкцию для массового производства.

Telecaster не имел никакого декора, состоял из минимума деталей, собирался из заранее сделанных элементов как конструктор, покрывался быстросохнущей автомобильной краской, и потому был гораздо дешевле всех конкурентов. Поначалу упрощение даже зашло слишком далеко и первые гитары не имели анкера, что пришлось в срочном порядке исправлять.

Главной особенностью Telecaster и его преимуществом был цельный корпус, невосприимчивый к внешним источникам резонанса, благодаря чему можно было выкручивать громкость на усилителе не опасаясь утонуть в неконтролируемом и неуправляемом фидбеке.

Новинка от Fender произвела эффект разорвавшейся бомбы и продавалась настолько хорошо, что Gibson пришлось отреагировать и начать разработку собственной цельнокорпусной гитары.

Тем временем в 1951-м Fender продолжили «раскачивать лодку» и выпустили на рынок первую бас-гитару Precision Bass. Этот инструмент оказался настолько же удачным, насколько и революционным. Современную музыку уже просто невозможно представить себе без бас-гитары.

Следующий 1952 ознаменовался появлением Les Paul. Компания Gibson, создавая свой инструмент, не стала копировать подход конкурентов, и опираясь на многолетний опыт, сделала гитару более традиционную по дизайну, дорогую и качественную. Единственное, что объединяло Les Paul с моделями от Fender – это сама концепция цельного корпуса.

Гитара получила название в честь известного гитариста-виртуоза того времени Лестера Полфусса, который принимал активное участие в её разработке. Лес Пол был не только выдающимся музыкантом, но также талантливым изобретателем, и ещё в 40-х предлагал компании Gibson свой прототип цельнокорпусной гитары, но тогда идея не нашла поддержки у руководства.

Инструменты первой серии имели несколько существенных отличий от современной версии, но в течении следующих трех лет шла активная работа по совершенствованию гитары, и к 1957 году Les Paul приобрел свой канонический вид с хамбакерами PAF и бриджем Tune-o-matic, позволяющим регулировать мензуру каждой струны отдельно.

Двухкатушечная конструкция хамбакера помогала уменьшить фон звукоснимателя. Такой тип датчика не был изобретением Gibson, но инженер компании Сет Лавер в 1955 году довел конструкцию «до ума», уменьшив нежелательные искажения до приемлемого уровня. Разговорное название PAF гибсоновские хамбакеры получили в честь соответствующей надписи на их задней панели (Patent Applied For — Заявлен на патент). Такие звукосниматели обладают большим уровнем выходного сигнала и менее ярким звуком, чем традиционные синглы. С тех пор гитары Gibson прочно стали ассоциироваться с хамбакерами, которые отлично сочетались с плотным тембром этих увесистых гитар из красного дерева.

Но сумрачный гений Лео Фендер и его компания тоже не расслаблялись, и уже в 1954 показали миру прорывной Stratocaster. Даже сегодня, спустя 65 лет, любой человек при слове «электрогитара» представляет себе именно этот конкретный инструмент. Образ Stratocaster стал частью культурного достояния человечества, а наследие конструкции прослеживается в большинстве гитар вплоть до сегодняшнего дня.

Форма корпуса была сделана максимально удобной и облегчала доступ к верхним ладам. Третий звукосниматель в комбинации с пятипозиционным переключателем очень сильно расширял тембральные возможности инструмента.

Главным нововведением в Stratocaster было появление системы вибрато, которая позволяла извлекать из гитары звуки, подобные гавайской стил-гитаре, популярные среди исполнителей того времени. Кстати, именно Лео Фендер запутал все последующие поколения гитаристов, назвав этот механизм словом «тремоло», которое неверно отражает его назначение. В отличие от существовавших тогда систем вроде Bigsby, система Fender работала на порядок лучше и позволяла сильнее изменять высоту нот. Механизм имел и ряд изъянов: обрыв одной струны полностью нарушал строй всей гитары, а замена струн была очень трудоемкой, но с этим музыканты готовы были мириться.

Название Stratocaster очевидно навеяно новейшим для того времени гигантским реактивным бомбардировщиком Boeing B-52 Stratofortress (стратосферная крепость).

Пытаясь вторгнуться на исконно гибсоновскую территорию джазовых гитар, Fender выпускают в 1958 году модель Jazzmaster. Она имела контур корпуса «offset-waist» (дословно – смещенная талия) с несимметричной задней частью, который был придуман для комфортной игры сидя.

Другим новшеством был более компактный механизм вибрато «Floating Tremolo» с возможностью его фиксации (замыкания) при помощи специального ползунка. К сожалению, струны заходили на бридж под небольшим углом, сильно снижая сустейн. Впрочем, гитаристы более поздних эпох распробовали эти гитары и сумели найти необычное применение их особенностям, к примеру, Тёрстон Мур из Sonic Youth издавал необычные звуки ударяя по струнам за бриджем.

Jazzmaster выделялся и своей электронной начинкой. Похожие на P-90 широкие звукосниматели давали менее яркий звук чем традиционные фендеровские синглы. У электроники гитары было два режима работы и целая россыпь дополнительных переключателей и регуляторов. В целом, эта модель оказалась весьма неоднозначной, и не стала большим хитом, хотя оставила значительный след в истории и продолжает успешно производится.

В том же году Gibson асимметрично ответили, сделав неожиданный шаг в сторону. Модель ES-335 стала сочетанием элементов акустических арктопов и цельнокорпусных электрогитар. По центру широкого и тонкого полого корпуса внутри проходил цельный брус, который назвали sustain block, а гриф, бридж и звукосниматели крепились именно к нему. В полых боковинах были прорезаны эфы по форме скрипичных. Такая конструкция корпуса позволяла резко уменьшить фидбэк и делала звук более мягким и глубоким по сравнению с Les Paul. Эта гитара сразу пришлась по вкусу джазовым музыкантам и блюзменам, но и рок-н-ролл на ней отжигали знатно. Можно сказать, что ES-335 попала в цель и даже превзошла ожидания своих создателей. Любопытно, что тот самый прототип гитары, который Лес Пол предлагал Gibson в 40-х, имел такую-же концепцию с сустейн-блоком, но тогда её потенциал не смогли понять.

Наметившееся в эту эпоху главенство Gibson и Fender объясняется просто: к тому моменту как в 50-х они уже представили свои ключевые гитары, конкуренты только начинали шевелиться. Наиболее расторопными оказались Gretsch, со своими моделями: цельнокорпусной Duo Jet и полуакустической White Falcon.

Самыми необычными гитарами периода стоит назвать футуристичные модели Gibson: Flying V, Explorer и Moderne, смелый дизайн которых был вдохновлен реактивными самолётами и гоночными автомобилями. В 1958-м гитаристы не приняли эти инструменты, которые в придачу к нетривиальной внешности имели проблемы с эргономикой, но в последующие десятилетия Flying V и Explorer стали популярны и превратились в классику. А вот модель Moderne даже сегодня выглядит ОЧЕНЬ странно и является практически забытой страницей истории Gibson.

Заметные электрогитары десятилетия и их обладатели:

  • «Лицом» стратокастера в 50-х был Бадди Холли – невероятно талантливый и популярный музыкант, который погиб в самом начале карьеры, но оставил яркий след в истории рок-н-ролла. Классический Fender Stratocaster в окраске Sunburst стал его визитной карточкой наряду с неизменными очками и строгим костюмом. Яркий, пронзительный звук этой гитары всегда звучал на переднем плане в его записях.
  • Отец и центральная фигура чикагской школы электро-блюза Мадди Уотерс предпочитал красный Fender Telecaster, играя на нем слайдом. Его музыка и гитарный звук стали основой для появившегося позже блюз-рока, а молодые the Rolling Stones взяли свое название от одной из его песен. Знаменитая Hoochie Coochie Man в исполнении Уотерса считается каноническим блюзовым стандартом.
  • Главным эндорсером Gibson Les Paul, конечно, был сам Лестер Полфусс – влиятельнейший профессиональный гитарист, который в 50-х выпустил несколько суперуспешных альбомов со своей женой Мэри Форд. У Лестера не было одной конкретной постоянной гитары, ведь он постоянно выдумывал всевозможные усовершенствования, что не мешало ему быть невероятным виртуозом. Если вы думаете, что играть на гитаре действительно быстро научились лишь в 80-е, советую оценить его записи. Вас ждут молниеносные трели и пассажи в сочетании с необычной перкуссивной техникой и использованием передовых на то время звуковых эффектов. Неудивительно, что Gibson дали гитаре, на которую возлагали большие надежды его имя, ведь Лес Пол являлся одним из самых авторитетных музыкантов своего времени, к мнению которого прислушивались профессионалы.
  • Красная Gibson ES-335 была основной гитарой Чака Берри. Этот парень устроил настоящий переворот в том, как должен звучать и выглядеть рок-н-ролл. Экспрессивное поведение, утиная походка, шпагат во время исполнения соло и другие сценические «финты ушами» привлекали не меньше внимания, чем его хитовые песни, которые звучали в те времена из каждого радиоприемника. В фильме «Назад в будущее» Марти МакФлай играет песню Johnny B. Goode Чака Берри на такой же гитаре и копирует его манеру перформанса.
  • Gretsch Chet Atkins Country Gentleman 1959 года – одна из первых «подписных» моделей (не считая Les Paul), созданная для успешного джазового гитариста Чета Аткинса. Эта богато декорированная и нафаршированная всеми «ништяками» того времени гитара считается эталоном джазовой полуакустики и даже сегодня пользуется немалой популярностью.
  • Грув, который создавал Бо Диддли играя на экстравагантной гитаре Gretsch Jupiter Thunderbird, заставит танцевать лежачих больных и безногих калек. Даже сейчас эта модель выглядит необычно и футуристично, однако, это не было пределом, и компания изготовила для Бо особую версию с корпусом прямоугольной формы. В наши дни Jupiter Thunderbird со знаменитыми датчиками TV-Jones можно купить под названием G6199 BILLY-BO, в котором зашифрованы имена самых известных её пользователей (Билли Гиббонс из ZZ-Top и Бо Диддли).

Источник

Классическая гитара в США вчера и сегодня

Музыка, исполняемая американскими гитаристами XIX века, состояла из песен с выписанным гитарным сопровождением, а соло принадлежали миру популярной музыки, в частности итальянской мелодии. Место гитары в американской музыкальной жизни XIX века находилось в среднем классе, особенно среди тех, кто не мог позволить себе купить пианино.

Первые американские гитарные школы были направлены на непрофессионалов, чтобы позволить им играть простые аранжировки популярных мелодий того времени и сопровождать песни. В 1876 году афро-американский классический гитарист Justin Holland (1819 — 1887) написал важную гитарную школу под названием «Modern Method for Guitar», который поместил гитару в разряд художественных инструментов.

Между 1890 и началом 1930-х годов огромную связь с гитарой в Соединённых Штатах имели мандолина и банджо. Первым американским журналом, посвященным гитаре, стал «Banjo & Guitar Journal», который начал издаваться в 1882 году, а позже за ним последовали и другие.

В 1900 году по предложению C. L. Partee, основателя журнала «The Cadenza», была создана Американская гильдия банджоистов, мандолинистов и гитаристов («American Guild of Banjoists, Mandolinists, and Guitarists»). Одно из главных намерений основателя состояло в том, чтобы вызвать увлечение гитарой и стимулировать глубокое изучение инструмента. Однако, хотя в то время некоторые важные американские гитаристы уже были способны предложить публике неплохую музыку (например, William Folden [1860 — 1947] или C. D. Schettler [1874 — 1931]), у них ещё не было сильной техники, которая могла бы произвести впечатление на других музыкантов.

В 1923 году американская гитаристка (и астролог) Vahdah Olcott Bickford (1885 — 1980) основала Американское гитарное общество («American Guitar society») в Лос-Анджелесе.

8 января 1928 года ратуша в Нью-Йорке стала историческим местом для дебюта в Соединённых Штатах легендарного испанского гитариста Андреса Сеговии. Дебютный успех Сеговии позволил добиться огромного развития гитары и признания среди других музыкантов в Соединённых Штатах. Сеговия показал американским гитаристам реальные возможности инструмента и стимулировал «отделение» гитары от банджо и мандолины.

Guitar Foundation of America

Несмотря на то, что в Соединённых Штатах насчитывалось около тридцати действующих гитарных обществ, которые удовлетворяли гитаристов на местах, до 1973 года не было национальной организации по гитаре.

Эта ситуация была разрешена с созданием Американского фонда гитары (Guitar Foundation of America, GFA), который был официально учреждён 2 сентября 1973 года, и Vahdah Bickford вошла в состав совета директоров.

В 1981 году GFA начал регулярно публиковать колонку для обучения игре на гитаре, предложенную американским педагогом Robert Mayeur, известную как «Classroom Guitar Forum». По словам автора, главная цель этой колонки состояла в том, чтобы «решить задачу приведения стандартов обучения игре на гитаре в соответствие с другими традиционными инструментами нашей культуры».

Со времени смерти Андреса Сеговии в 1987 году классическая гитара, к сожалению, не достигла большого прогресса в государственных школах США. В то время как в государственных школах во всех штатах есть тысячи программ для оркестра, хора и ансамбля, гитарные программы сильно проигрывают по сравнению ними.

В 1995 году, во время своего приглашения в США руководить отделом гитары в Juilliard Pre-College, греческая классическая гитаристка Antigoni Goni заявила, что в Соединённых Штатах гитара не соответствует общепринятой концепции «классических инструментов». Она добавила, что многие подростки в Штатах без какой-либо предыдущей классической подготовки начинают слишком поздно изучать классическую гитару, в то время как в этом же возрасте учащиеся из Европы уже участвуют в международных конкурсах по гитаре.

В 2003 году Совет директоров GFA выступил с инициативой обратить внимание на старшие классы школы, чтобы продвигать обучение игре на классической гитаре в среднем образовании. К сожалению, эти амбиции не получили большого развития.

На сегодняшний день

С 1970-х годов многие университеты и консерватории предлагают дипломы гитарных колледжей, включая дипломы доктора музыкального искусства.

К 2010 году большинство штатов в США уже предлагают как минимум одну или несколько программ для гитары в государственных средних школах, а в 2016 году GFA выпустил журнал «Prodigies» для учащихся начальной школы.

В 2018 году Национальная ассоциация музыкального образования (National Association for Music Education, NAfME) представила первый общенациональный ансамбль гитар, в котором приняли участие более 32 средних школ из 14 различных штатов.

На основе исторического очерка (англ.) доктора Ricardo Paz, члена совета по образованию NAfME.

Известные гитарные учебные заведения в США

The Hartt School, Hartford, CT (Хартфорд, Коннектикут)

Одна из старейших программ классической гитары в стране, основанная в 1968 году. Педагоги — Richard Provost, Christopher Ladd.

Cleveland Institute of Music, Cleveland, OH (Кливленд, Огайо)

Одна из лучших школ в стране по классической гитаре. Педагог — Jason Vieaux .

Manhattan School of Music, New York, NY (Нью-Йорк)

Программа, возглавляемая выдающимися классическими гитаристами. Педагоги — David Leisner и David Starobin.

San Francisco Conservatory of Music, San Francisco, CA (Сан-Франциско, Калифорния)

Программа, возглавляемая выдающимися классическими гитаристами. Педагоги — David Tanenbaum , Sergio Assad и Lawrence Ferrara.

New England Conservatory, Boston, MA (Бостон, Массачусетс)

Программа, возглавляемая одним из последних учеников легендарного Андреса Сеговии. Педагог — Eliot Fisk .

Peabody Institute of Johns Hopkins, Baltimore, MD (Балтимор, Мэриленд)

Программа классической гитары элитного уровня. Педагоги — Manuel Barrueco и Julian Gray.

Curtis Institute of Music, Philadelphia, PA (Филадельфия, Пенсильвания)

Новый факультет, запущенный в 2011-2012 учебном году. Педагоги — Jason Vieaux и David Starobin.

The University of Southern California Thornton School of Music, Los Angeles, CA (Лос-Анджелес, Калифорния)

Один из самых уважаемых факультетов гитары в стране с момента его основания в 1967 году. Педагоги — Pepe Romero , Scott Tennant .

The Juilliard School, New York, NY (Нью-Йорк)

Один из самых престижных факультетов в стране. Педагог — Sharon Isbin .

Pepperdine University – Malibu, CA (Малибу, Калифорния)

Один из лучших факультетов в стране. Педагог — Christopher Parkening .

Jacobs School of Music, Bloomington, IN (Блумингтон, Индиана)

Одна из самых уважаемых гитарных программ в стране. Педагог — Ernesto Bitetti .

Источник

Оцените статью