Гитары для фламенко обзор

Инструменты

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Чарльз Вега
&nbsp &nbsp &nbsp Перевод: Михаил Ивановский
&nbsp &nbsp &nbsp Источник: www.acguitar.com
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 08 марта 2012 г.

Один из самых характерных, запоминающихся стилей в гитарной музыке – это фламенко. Гитары для фламенко похожи на классические инструменты, но в то же время заметно отличаются от них.

Г итара фламенко имеет наиболее запоминающееся, характерное звучание среди всех других гитар. Ее популярность в разные уголки мира перенесли такие мастера, как Пако Пенья, Мораито и Херардо Нуньеса. это стало одной из причин успеха Gypsy Kings и Ottmar Liebert.

На сегодняшний день гитара фламенко имеет больше отличий от классической гитары, чем это было раньше, и в то время, как об этих различиях известно практически всем гитаристам, мало кто знает, в чем именно они состоят. Дальнейшим вопросом является то, что те материалы и особенности, которые в настоящее время считаются традиционными для фламенко, изначально использовались по экономическим причинам, а не для каких-либо музыкальных целей. В этой статье мы рассмотрим звучание, историю и устройство гитары фламенко.

УНИКАЛЬНЫЙ ГОЛОС

Хорошо сделанная гитара фламенко реагирует быстрее и имеет более яркую атаку, чем классические гитары. Это очень хорошо, потому что музыка фламенко – это шквал нот, и хороший гитарист играет на ней несколько грязно, резко с широким и страстным звуком. Чаще всего звучание гитары фламенко описывается как ударное; оно, как правило, ярче, суше, строже, и имеет меньше обертонов, чем звучание классической гитары. На самом деле, некоторые джазовые и латиноамериканские гитаристы любят такую пробивную резкую тональность, а некоторые исполнители обнаружили, что звук этих гитар прекрасно подходит для современного исполнения музыки времен эпохи Возрождения и барокко.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ

Гитара фламенко, пожалуй, самая испанская из всех гитар. В середине 1800-х андалузские мастера делали инструменты широкого диапазона стоимости, которые строились в значительной степени на качестве материала и элементах декора. Самые дешевые гитары были зачастую простыми, примитивными инструментами, изготовленными из местной древесины, такой, как кипарис, который был значительно дешевле импортных палисандра или клена. Деревянные колышки были доступнее, чем оборудованные металлическими деталями. Большинство гитаристов фламенко в конце 19-го – начале 20-го века составляли испанские цыгане, они были очень бедны и могли позволить себе только самые дешевые гитары, какие были в то время. В конце концов, инструменты с такими особенностями (дешевые, кипарисовые) и стали называть гитарами фламенко, хотя изначально не было никакой разницы для мастеров и гитаристов.

Сегодня некоторые материалы и расходы, связанные с ними, изменились. Сложно найти хорошего качества испанский – или, вернее сказать, средиземноморский – кипарис, к тому же он достаточно дорогой (хороший со всех сторон кипарис может стоить вдвое больше, чем высокого качества индийский палисандр), однако, кое-где его можно приобрести по разумным ценам.

УСТРОЙСТВО

Гитара фламенко отличается от своего классического «родственника» несколькими важными деталями. Для начала, гитара фламенко немного меньше классики по размеру. Кроме того, если гитара изготовлена из кипариса, она значительно легче. Это важно, потому что струны должны лежать ближе к деке, чтобы облегчить выполнение приема гольпес (ритмичная техника игры правой рукой, которая является неотъемлемой частью исполнения фламенко). У инструмента, как правило, меньший угол между грифом и корпусом и ниже подставка. По той же причине, верхняя дека должна быть защищена от ногтей гитариста-гольпеадора пластиной, которая обычно изготавливается из пластика (в прошлом, из белого пластика, а иногда даже из твердых пород дерева). Такая игра неизбежно вызывает дребезжание, особенно, если мелодия довольно агрессивна, но это не страшно и даже желательно при исполнении фламенко.

Металлические колки теперь более популярны, чем деревянные. Тем не менее, и у деревянных всегда найдутся защитники, в основном это дань традиции, но в деревянных колках есть и некоторые плюсы: они легче, и гитаристу так проще держать равновесие в традиционной посадке (обычно при исполнении фламенко гитара лежит на бедре гитариста).

ДРЕВЕСИНА ДЛЯ ФЛАМЕНКО

Кипарис до сих пор считается самым типичным материалом для дек и боковин гитары фламенко. Средиземноморский кипарис (Cupressus sempervirens) – это древесина кремового/желтоватого цвета с очень ярким ароматом, который, кажется, никогда не рассеивается полностью, даже на старых инструментах. Иногда на древесине отчетливо видны темные линии, но в остальном она довольно проста и обычна на вид. Благодаря его устойчивости, кипарис можно разработать до очень тонких величин. Близким родственником средиземноморского кипариса является кипарис монтерей (Cupressus macrocarpa), который растет на западном побережье США и обладает, в основном, такими же свойствами.

В начале двадцатого века некоторые испанские мастера стали использовать клен и европейскую грушу для дек и боковин гитары фламенко. Этот материал тяжелее и плотнее, чем кипарис, и, как правило, дает инструменту звук с большей мягкостью и выдержкой. Некоторые современные производители продолжают использовать эту древесину при случае. Например, известный в Мадриде производитель Паулино Бернабе использовал дерево груши для обеих гитар – фламенко и классики – и Дж.А. Пантоха Мартин из Севильи часто использует клен для своих моделей фламенко. Платан (часто в форме ламината) обычно используется для некоторых фабричных моделей подешевле, так как этот материал не так дорог.

Хотя кедр и ель в равной степени обычно используется для классических гитар, для фламенко предпочтительнее, как правило, ель, так как она производит более четкий, конкретный звук. Большинство производителей фламенко используют европейскую ель (Picea abies) из-за ее относительно небольшого веса и хорошей жесткости. Однако есть также примеры отличных гитар с декой из кедра: звезда фламенко Sabicas в последние годы своей карьеры играл на гитаре Хосе Рамиреса из кедра.

“ФЛАМЕНКА НЕГРА”

Вариант гитары фламенко – это гитара, известная как «фламенка негра» (flamenca negra). Эти инструменты были сделаны в соответствии с нормами гитары фламенко (включая и тонкую древесину), но с палисандрам на задней деке и боковинах . Эти гитары популярны среди солистов (в отличие от тех, кто играет в ансамбле фламенко, который обычно включает в себя певца и еще одного гитариста) и предлагает звучание – золотую середину между звуком гитары фламенко и звуком классической гитары. Мадридскому мастеру Арканджелу Фернандесу часто приписывают создание первой «фламенка негра» около 1959 года, а гитаристы, такие, как Пако де Лусия, популяризовали этот стиль.

СДЕЛАЙ ЭТО ПО-ИСПАНСКИ

Если вы новичок, не имели дела с нейлоновыми струнами и не пытались сыграть фламенко, вы просто обязаны попробовать сделать это, чтобы, как минимум, услышать этот неповторимый чарующий голос. Вы будете удивлены и не останетесь равнодушны. Если вы серьезный поклонник этого стиля, то будете рады узнать, что теперь у вас более широкий ассортимент инструментов, чем когда-либо прежде, с производителями гитар фламенко из разных уголков мира.

ПРОИЗВОДИТЕЛИ ФЛАМЕНКО. ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ.

Как и классические гитары, гитары фламенко, если они отличаются высоким качеством, стоят достаточно дорого и могут потребовать долгих ожиданий. В то время, как не испанские производители оставили свой след в мире классической гитары, лучшие гитары фламенко традиционно приходят от испанских мастерских и производителей, хотя, разумеется, есть исключения.

Легендарный Антонио де Торрес (1817–1892) сделал несколько простых гитар из кипариса, которые были явно предназначены для небогатых гитаристов и, следовательно, нашли свой путь в руки к исполнителям фламенко. Хосе Рамирес Первый (1858–1923), основатель фирмы, которая до сих пор три поколения спустя носит его имя (в настоящее время ей руководит Амалия Рамирес), сделал себе репутацию за счет производства качественных гитар для музыкантов фламенко и обычных гитаристов. Он обучил этому ремеслу своего младшего брата Мануэля (1864–1916), и Мануэль, в свою очередь, обучил других, например, Сантоса Эрнандеса (1873–1943) и Доминго Эстесо (1882–1937). Хернандес и Эстесо, как часто говорят, определили образ современной гитары фламенко. Марсело Барберо (1904–1956) является еще одним производителем того же ранга.

Большинство современных испанских производителей создают как классические гитары, так и гитары фламенко, хотя есть некоторые, которые специализируются только на фламенко – например, семья Конде в Мадриде, Мануэль Рейес в Кордове и Андрес Домингес Герреро в Севилье. За пределами Испании ценятся такие американские производители гитар фламенко, как Лестер ДеВо, Аарон Грин и Том Блэкшир.

Источник

Что за зверь такой Испанская Гитара?

Предлагаю отвлечься и почитать (смею надеяться как автор) хорошую статью про испанскую гитару. Опубликована она в журнале «Место встречи» (http://issuu.com/mestovstrechi/docs/mv10)

Испанская гитара (guitarra española) – акустический инструмент с шестью струнами и 19 ладами, она же классическая гитара. Хотя, последнее не совсем верно: не всякая испанская гитара классическая. Но оставим сухие цифры и термины!

Испанская гитара — один из самых известных в мире и, пожалуй, самых загадочных инструментов. Мы точно не знаем, ни откуда она пришла в Испанию, ни когда начала использоваться в музыке фламенко, которую сегодня без гитары представить невозможно.
В поисках корней
Точно назвать предка современной испанской гитары не возьмется никто. Похожие на гитару струнные инструменты были в Древнем Египте, Вавилоне и в Царстве хеттов в Малой Азии. По самой распространенной версии, гитара «выросла» из древнегреческой кифары . Правда, принесли ее на испанские земли не греки, а римляне.

Кифару можно назвать прощальным подарком Римской Империи, чьи бесчисленные войска завоевали Пиренейский полуостров еще в III – I веках до нашей эры. Кифара обосновалась на полуострове около 400 года нашей эры, в том же веке на смену владычеству Рима пришло королевство варварского народа вестготов.

По другой версии, гитарой испанцы обязаны арабам-мусульманам (они же мавры, moros), которые вторглись на европейский континент из Африки в VIII веке н.э. Арабский вариант сомнителен, так как в Испании XIV века было аж два инструмента под названием гитара: мавританская гитара и латинская. И последняя, вероятно, потомок кифары, внешне куда больше напоминала современные гитары: задняя стенка (дека) у нее тоже была плоской, а в верхней деке (передней стенке) было одно резонаторное отверстие. У мавританской гитары резонаторных отверстий было несколько, а овальным корпусом и выпуклой задней декой она скорее походила на лютню или мандолину.

Некоторые специалисты, кстати, считают ветвями фамильного древа гитары популярные в средневековой Европе лютню (испанцы называли ее laúd) и виуэлу (родственницу виолы). На самом деле лауд, виуэла и гитара не родня. Просто названия их устоялись не сразу, и в Средние века и Эпоху возрождения одним и тем же словом называли то один инструмент, то другой.

Дорога перемен
Первое упоминание об испанской гитаре относится к XVI веку. Внешне этот инструмент мало напоминал современную гитару, ведь вместо шести одинарных у него было пять сдвоенных струн. Существовали в то время и гитары с шестью парами струн, часто у гитар были три парных струны и одна одиночная (итого семь струн) или четыре парных,
одна одиночная (всего девять).

Первые гитары с шестью одинарными струнами появились на рубеже XVIII – XIX веков. В те годы над конструкцией гитар колдовало немало мастеров в Испании и других странах Европы, но подлинную революцию совершил один, испанец Антонио Торрес Хурадо (1817-1892).

Дело мастера
Все современные испанские гитары, по сути, вариации гитар Торреса, созданных более 150 лет назад. Торрес придумал привычный нам корпус в форме восьмерки, «розетку» — резонаторное отверстие, и нашел оптимальное соотношение гитарных «пружин» (деревянных реек, которые крепятся с внутренней стороны на верхнюю и нижнюю деки).

Создание лучших испанских гитар и поныне остается делом мастеров. Хотя в Испании есть известные механизированные производства, выросшие из маленьких семейных предприятий, профессиональные гитаристы предпочитают инструменты, изготовленные по старинке, вручную. Ведь ни одна машина не способна услышать и почувствовать инструмент, как может сведущий и любящий свое дело человек. Правда, позволить себе такую гитару может не каждый — стоимость мастерового инструмента исчисляется иногда десятками тысяч евро.

Раз родина самого известного музыкального направления Испании, фламенко, Андалусия, то лучшие гитары продают там? Ничуть. Хорошую испанскую гитару можно найти, например, в Мадриде или в Валенсии, где расположены крупные древесные склады и, хотя бы поэтому, много мастеров, хороших и разных.

Как отличить близнецов?
Энциклопедии и словари утверждают, что испанская гитара и гитара классическая понятия идентичные, но это не совсем так. Современная классическая гитара (инструмент, созданный для исполнения классической музыки) действительно родом из Испании, но у нее есть сестра-близнец, гитара фламенко. Неискушенный глаз одну от другой сходу не отличит, но есть детали, которые помогут распознать близняшек, даже если Вы не музыкант.

Разница, разумеется, в звучании. Есть такое понятие « плато », это время, в течение которого звук не затухает после того, как вы ударили по струне. У гитар фламенко плато короткое: аккорд «выстреливает» и дальше звучит тише, тише. Именно за счет этого слышны те характерные переливы, по которым самый неискушенный слушатель безошибочно узнает испанскую музыку. У классической гитары плато длиннее, струна звучит долго, и фламенковые переливы на ней сольются в какофонию.

Классическая гитара богаче сестры по частотным характеристикам, ей лучше удаются низы. Конек гитары фламенко средние частоты, и звук у нее слегка гнусавый, такой, что слышен через любой шум. Потому гитара фламенко идеальна для аккомпанемента певцам и танцорам, а классическую гитару байлаор (танцор фламенко) просто «затопчет». У гитар фламенко зазор между струнами и грифом меньше, чем у классических. Это тоже нужно для звучания: струны во время игры ударяются о гриф и дребезжат, щелкают. Для фламенко – самое то, а исполнению классики на гитаре только мешает.

Поставив рядом две гитары, вы заметите, что у классики верхняя дека чуть толще, чем у гитары фламенко. Нужно это для более глубокого, нутряного звука классической гитары. Гитара фламенко, в отличие от сестры, экстраверт – звучит более «поверхностно». Наконец, на верхнюю деку гитары фламенко, как правило, крепится специальная пластина- гольпеадор (golpeador, от слова golpe – удар), защищающая дерево от повреждений. Гитаристы фламенко используют особый прием (собственно, он называется гольпе): удар по деке средним и/или безымянным пальцами правой руки. Для гитары без гольпеадора такое обращение чревато не то, что царапинами, за несколько месяцев сквозную дыру пробить можно!

Черно-белое кино
В зависимости от того, из какой древесины сделана испанская гитара, выделяют два типа инструментов: гитара бланка (guitarra blanca – белая гитара) и негра (negra — черная). У типичной бланки весь корпус, кроме верхней деки, из кипариса. Светлое дерево придает гитарному звуку резкость и ту самую фламенковую гнусавость.

Гитара негра из темных пород дерева, чаще из разных сортов палисандра, у нее более глубокий, классический звук. Верхнюю деку в обоих случаях делают из ели или из кедра, хотя кедровые деки ставят в основном на «черные» гитары. Разумеется, палисандром, кедром и елкой производители гитар не ограничиваются, но эти три дерева, как говорится, классика жанра.

Испанские мотивы
Сами испанцы под словами «испанская гитара» понимают не только тип инструмента, но и музыку, стиль исполнения. Не в последнюю очередь, речь идет как раз о фламенко. Во фламенко существуют особые приемы игры, благодаря которым и возникают под пальцами гитариста легко узнаваемые чарующие переливы звука. Их много, но основных два: расгеадо (rasgueado), быстро чередующиеся удары пальцев по струнам, гитарист при этом использует внешнюю сторону ногтя, и альсапуа (alzapua), своеобразная имитация игры медиатором, где в роли медиатора — большой палец правой руки.

Любопытно, что, хотя понятия испанская гитара и фламенко сегодня друг от друга неотделимы, гитара пришла во фламенко не сразу. Самым первым аккомпанементом танцу, скорее всего, были просто хлопки в ладоши, пальмас (palmas, от слова palma – ладонь).

Удар об воду
Как выбрать хор ошую испанскую гитару? Главное решить, какую музыку вы будете на ней играть. Для фламенко ищите светлую гитару с гольпеадором – 90% попадете в точку. Но если душа лежит к произведениям классических композиторов, нужен инструмент темного дерева.

Струны на испанской гитаре бывают только синтетические, и никогда – стальные (три верхние басовые струны имеют оплётку из металлической проволоки, но основа у них синтетическая). Для любителей экзотики есть струны из кишок животных. Не слишком долговечно, дорого, но зато дает аутентичное звучание: средневековые трубадуры или гитаристы времен Торреса играли только на таких.

И немного о хранении инструмента. Дерево, из которого сделана гитара, материал живой: при высокой относительной влажности набухает, при низкой отдает влагу и усыхает. Беда в том, что декам сжиматься не дают боковины гитары, обечайки . Усыхающее дерево напрягается, натягивается, и гитара начинает хуже звучать. Дека от натяжения часто
трескается, вид инструмента портится, зато дерево расслабляется, и к гитаре может вернуться прежняя сладкозвучность.

Говорят, что цыгане, учитывая эту особенность материала, новую гитару разбивали о гладь реки или озера, так, чтоб пошли трещины. Колесили они немало, климат меняли часто, вот и придумали «профилактику». Если собираетесь везти купленную в Испании гитару в Россию, перепадов влажности не избежать, но колотить инструмент почем зря не стоит. Лучше купите увлажнитель воздуха. .

Источник

Читайте также:  Офицеры ноты для флейты
Оцените статью