Знаменитые гитары легенд рока II
Сколько людей, столько и мнений. Сколько музыкантов, столько и любимых ими инструментов. Некоторые любимы и популярны на столько, что стали легендами наравне со своими обладателями.
Брюс Спрингстин и Fender Esquire
На страницах своих мемуаров Брюс упоминает самую свою любимую и часто используемую гитару – Fender. Музыкант называет ее «универсальным инструментом широкого профиля», поклонники Спрингстина называют этот Fender Гитарой с большой буквы. По факту же это корпус от Telecaster’a 1954 года выпуска и гриф от Fender Esquire 1959 года, причём гриф позаимствован от модели одной из дешёвых серий. Спрингстин купил инструмент в гитарном магазине Фила Петилло в 1973 сразу после выпуска дебютника “Greetings from Asbury Park, Nj”. Петилло кстати был гитарным мастером Спрингстина вплоть до своей кончины в 2010. Кроме того, что гитару собрали из разных частей, Брюс проводил с ней и другие манипуляции: на ней, в частности, был установлен анкер из нержавеющей стали, титановый бридж и влагозащищённая силиконовыми корпусами электроника. Гитара необычно легкая, что позволяло Спрингстину легко отыгрывать на ней трехчасовые концерты. Почему ‘позволяло’? Почти все лайвы до 2005 Брюс играл на этом Fender’e, пока не стало очевидно, что гитара просто непростительно изношена. Сейчас инструмент хранится у Спрингстина в студии и, предположительно, застрахована на сумму от 1 до 5 миллионов долларов.
Брюс Спрингстин и его верный Fender Esquire / Источник
Цитата «Эта гитара звучит совершенно уникально по сравнению со всеми остальными моими инструментами. Когда я выхожу играть на ней, я совсем не чувствую, будто у меня на плече гитара. Настолько это неотъемлемая часть меня».
Брюс Спрингстин
16-летний Брайан хотел Fender Stratocaster, но на такую гитару в семье не было денег. Тогда будущий музыкант и его отец сконструировали и собрали уникальную гитару сами. Она стала одной из наиболее экстраординарных и инновационных электрогитар, когда-либо существовавших. Свою Red Special Мэй ласково называет Old lady (“старушка”). На ней он играет на большинстве альбомов Queen, и она является таким же символом группы, как и вокал Фрэдди Меркьюри. Звук у Red Special настолько многогранный, что поклонники группы сначала думали, что квины используют синтезаторы.
Старушка собрана из подручных в прямом смысле материалов: использовали и дубовую балку от камина XVIII века, и детали от старого шкафа, и клапана мотоцикла, и лезвия ножа. А из магнитов и проволоки, воткнутой в самодельную отцовскую радиолу, были изготовлены звукосниматели. У Red Special 24 лада, что не похоже ни на Fender, ни на Gibson. Работа над инструментом заняла больше двух лет и обошлась будущему музыканту всего в 8 фунтов. Еще из интересного про Red Special: экспериментальным путем Брайан понял, что вместо стандартного медиатора ему удобнее играть обыкновенной английской монетой достоинством в шесть пенсов. С конца 70-х эти монеты вышли из обращения. Но Королевский Монетный двор пошел музыканту навстречу и согласился выпустить монеты с изображением Мэя, чтобы тот мог играть, используя их вместо медиатора.
Брайан Мэй и его уникальный Fender Red Special / Источник
Джимми Пейдж и Double Neck Gibson EDS-1275
Первая двухгрифовая гитара, Gibson EMS-1235, выпускалась компанией Gibson с 1958 по 1961. Gibson EMS-1235 производились как обычные модели с полым корпусом и двойным шестиструнным грифом. Из-за своей дороговизны они были доступны только под заказ. Потом появилась модель с четырёхструнным и шестиструнным грифами Gibson EBS-1250. Первая же цельнокорпусная двухгрифовая Gibson EDS-1275 была выпущена в 1963. И хотя они никогда не продавались большими тиражами, с ней работал даже сам Элвис Прэсли.
Но главная музыкальная величина, ассоциирующаяся с двухгрифовым Gibson’ом, – Джимми Пейдж. Именно благодаря Пейджу и живому исполнению «Stairway to heaven» эта модель Gibson стала легендарной. Два грифа позволили Пейджу не менять гитары в середине песни: для интро и первого куплета он использовал 6-ти струнный гриф, потом переходил на 12, затем играл расширенное гитарное соло снова на шести струнах и возвращался к верхнему грифу для финального куплета. Джимми использовал этот Gibson для концертных исполнений таких цепеллиновских хитов как «The Rain Song», «Gallows Pole» и «The Song Remains The Same».
Джими Хендрикс и Monterey Fender Stratocaster
Пол Маккартни рекомендовал Хендрикса для выступления на Monterey Pop Festival: мол, Битлз на фестивале выступать не будут, а вот Хендрикса можно бы и позвать. И позвали.
На своем выступлении на Monterey Pop Festival Джими играл на черном Fender Startocaster. Но в конце выступления он сменил его на другой Stratocaster – красный, вручную расписанный белой краской и цветами из лака для ногтей.
Будучи ребенком, Джими много рисовал. После смерти своей матери он занялся гитарой – это стало для него своеобразной терапией. Но и рисовать Хендрикс не бросил. Он даже представлял лейблу Warner Brothers наброски арт-ворка своего диска «Electric ladyland». Именно поэтому ему пришла идея расписать свою гитару.
Как говорят близкие к музыканту, он всегда собирался провести своеобразный ритуал “приношения жертвы”: пожертвовать зрителям и музыке то, что он любил, того, что было его продолжением. Фестиваль в Монтерее для Хендрикса был шансом снова заявить о себе в Штатах, и это нужно было отметить чем-то запоминающимся. И то, что Хендрикс сжег в конце выступления свой уникальный Stratocaster, ярко (во всех смыслах) показало то, насколько ослепительно горела звезда легендарного музыканта.
Источник
Выбираем гитару для рока
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Гитара для рока — это чаще всего специальная рокерская электрогитара для игры металла; такое представление сложилось у большинства людей. А между прочим, знать, как выглядит она, как устроена, необходимо любому начинающему музыканту. Следует также разобраться, чем отличаются красные и другие гитары, на которых играют рок-музыканты.
Основные требования
Часто люди пребывают в двух заблуждениях относительно гитары для рока. Одни полагают, что этот инструмент вовсе не актуален, как и сам рок, который постепенно клонится к своему закату. Другие — что только рок-композиции и стоит играть на гитаре, а всё остальное никуда не годится; вариант мифа — для всех жанров музыки можно использовать один инструмент. В реальности всё немного не так: и рокерская музыка имеет строго определённую нишу, которая сохранится как минимум ещё 2-3 десятилетия, и играть её стоит на специализированных инструментах. Разобраться с такими подробностями нужно, конечно, задолго до похода в магазин. Профессиональные и непрофессиональные музыканты, играющие в стиле тяжёлый рок, применяют всегда одни лишь электрические инструменты.
Проблема в том, что не все такие изделия рассчитаны на демонстрацию выразительных акустических эффектов, оттого многие черты тяжёлой музыки удаётся продемонстрировать только с трудом. Чистые электрогитары выпускаются многими изготовителями. В основном их комплектуют звукоснимателями формата «сингл». Для полноценного акустического звучания рокеры стараются применять электроакустические гитары. В них основной акустический корпус дополнен звукоснимателем.
Такие инструменты нужны в группах, увлечённых классическими направлениями рок-музыки. Их ценят многие вокалисты, старающиеся набивать основной ритм. Полноценная тяжёлая музыка подразумевает использование более совершенных и мощных приспособлений.
Обзор видов
Электрогитара для металла может быть выполнена в различных вариантах. Чтобы игра проходила максимально легко и успешно, нужно знать, как выглядит оптимальное изделие, и каковы его особенности. Классическая разновидность — так называемый Stratocaster.
Это невероятно популярная и огромное количество раз скопированная самыми разными изготовителями во всём мире концептуальная схема. Её востребованность связана со специфическим, легко распознаваемым звучанием, пригодным в хард-роке и в инди-музыке.
Впрочем, модификация Telecaster также приобрела практически легендарный оттенок. Характерные особенности:
- выразительно простое исполнение;
- изготовление из цельного фрагмента дерева;
- оснащение преимущественно парой синглов (изредка встречаются, впрочем, варианты с хамбакерами);
- ясеневая либо ольховая дека;
- максимально приятное звучание.
Важным, востребованным направлением в рок-гитарах является Les Paul. Подобные инструменты выглядят словно стройная талия. Они выделяются ещё специфическими звукоснимателями. Корпус настоящих Les Paul изготавливают всегда из элитного дорогостоящего дерева.
В результате рассчитывать на дешевизну моделей не приходится; стоит учесть, что существует много копий, причём не все из них отвечают лицензионным требованиям.
Стоит обратить внимание и на концепцию «Суперстрат». Такие гитары объединены в обширное семейство. Их выпускают самые разные фирмы. Внешнее сходство со «Стратокастерами» лишь поверхностно. Разница может касаться:
- геометрии грифовой головки;
- держателя струн;
- видов древесины, применяемых при изготовлении грифов, корпусов и накладок.
Суперпопулярный в недавнем прошлом Ангус Янг использует гитары класса SG. Они позволяют уверенно вести даже самые сложные сольные партии. Деку делают строго из единственной цельной доски, для получения которой применяют красное дерево.
Ремневая пуговица ставится не на краю корпусного «рога», а сверху сзади на деке. Конечно, подобные модели весьма дороги.
Также востребованы форматы:
Популярные бренды
Gibson точно соответствует ожиданиям от хорошей рокерской электрогитары. Именно эта компания одна из первых освоила их выпуск. В середине ХХ века изделия Gibson стали исключительно популярны и до сих пор продаются очень широко. Их использовали и применяют многие ведущие музыканты. Среди них есть даже имена мирового масштаба.
С 1873 года работает фирма Epiphone — разумеется, её электрогитары появились позже, когда она стала подразделением Gibson. Там выпускаются бюджетные модели. Однако старые версии используются, опять же, маститыми профессионалами. Известно, что именно на них записана композиция Yesterday. Приобрести такие изделия можно в любом крупном музыкальном магазине.
Также заслуживают внимания:
- Kramer (добившиеся большого успеха в 1980-е, сейчас подразделение Gibson);
- Fender;
- Ibanez (несмотря на испанское звучание, производятся в Японии);
- YAMAHA (предлагает качественные изделия).
Из отдельных моделей подходят лучше всего:
- LTD F-50 (с очень длинным грифом);
- Flight EST11 (оптимальное соотношение стоимости и качества);
- Zombie JS-30 (оптимальная стоимость);
- Gibson Les Paul Custom (дорогостоящее изделие ручной сборки);
- ET LUCIFFER (очень сложная конфигурация, подходящая для тяжёлого рока);
- Dean Razorback DB (отличается компактностью деки);
- ARIA MAC-STD (российская разработка для сольных партий);
- Cort X-1 (корейская модель для новичка).
Советы по выбору
Многие гитаристы считают, что лучше всего использовать для игры рока чёрные инструменты. Именно они наилучшим образом соответствуют классическому образу крутого рока. Но точно так же можно использовать и красные электрогитары. Они выглядят экстравагантно и брутально. А вот белая гитара, хотя и является достаточно красивой, не слишком практична. На ней будет отчётливо видна вся грязь.
Знатоки считают, что настоящий профессионал обязан играть лишь на инструментах всемирно значимых брендов. Покупка дешёвых китайских электрогитар оставит одни только тотальные разочарования. Подлинные рокеры отдают предпочтение активным датчикам. Солидная прочность для корпуса не нужна, иначе разбивать инструмент о сцену будет сложно.
Дополнительный плюс — если накладка на грифе и прочая фурнитура также имеет чёрный окрас.
Стоит учитывать, что дерево очень сильно влияет на звук. Даже больше, чем предполагают новички или рядовые меломаны. Звукосниматели и механические компоненты поменять можно, а вот материал корпуса корректировке не подлежит. Для металла, особенно тяжёлого, сорт древесины можно выбирать по своему вкусу. Если планируется хотя бы периодически играть кроме рока джаз, поп, классику и так далее, необходимо уделить выбору большое внимание.
Многие выдающиеся изготовители применяют махагон или иначе красное дерево. Стоит учесть, что эта порода может использоваться не для всего корпуса, а лишь для грифа. Это позволяет повысить мягкость звучания. Одновременно обеспечивается баланс. Если нужно добиться максимальной нейтральности тембра, то рекомендована ольховая гитара. Такие инструменты универсальны. Именно в эту группу входит заметная часть моделей Stratocaster, Telecaster. Ясень обеспечивает или крайне близкий к ольхе, или чуть более яркий звук. Его назначение практически не отличается; универсальность полностью обеспечена.
Кленовые гитары встречаются нечасто. Обычно клён используют для полых либо частично полых корпусов. Электрогитара из клёна чаще всего велика по размеру. Она обеспечивает значительную яркость тона, но в нём примешаны различные посторонние нотки. В последнее время растёт популярность гитар из американской липы. Она стоит недорого и потому часто вызывает нарекания. Однако этот материал успешно применяют многие крупные изготовители. В основном он нужен для гитар начального уровня. Но есть исключения и из этого правила. Также важна форма корпуса, его исполнение.
Полый инструмент, который часто называют «банкой», скорее нужен для джазменов или любителей блюза; его ценят за изобилие низких частот и потому в роке используют только для специфических композиций. Частично полые приспособления позволяют играть и хард-рок, и музыку других направлений. При толковой настройке усилителя трудности с обратной связью пропадают. Наибольшую популярность имеют электрогитары с цельным корпусом, который автоматически устраняет обратную связь. Подбор грифа нужно вести по своему вкусу и удобству.
Крайне важно тестировать его самостоятельно. Тонкий суженный гриф позволяет играть быстро. Толстые гитарные грифы облегчают взятие сложных аккордов. Но тут всё очень индивидуально.
Источник