Гитарно-музыкальный исторический журнал
Fernandes
Бесконечное стремление к Совершенству
Интервью с представителями компании
ErekigitaNoSo (Electric Guitar Total), Март 2017
Перевод с японского
От переводчика: Гитарный брэнд Fernandes (Ферунандес) появился на японском рынке в октябре 1972 года, хотя отсчёт принято вести с февраля 1969, когда была основана компания Сайто Гакки, которая собственно и была переименована в Fernandes. Что интересно, Сайто – достаточно распространённая фамилия, и в 1991 в Японии снова появился производитель Сайто Гакки, не имеющий никакого отношения к Fernandes, да и отличающийся написанием иероглифа Сай. Первое время под брэнднеймом Fernandes производились реплики гитар Fender, для реплик Gibson использовался параллельный брэнднейм Burny (Баани). До знаменитой тяжбы, между Gibson и Ibanez, именуемой Lawsuit, Fernandes в открытую использовал логотип, стилизованный под написание Fender. После того громкого процесса, пришлось придумать свой собственный. Собственных фабрик у компании нет, всё серийное производство – ОЕМное, у сторонних производителей. В данном материале речь идёт о продукции, для внутреннего японского рынка, за которую отвечает местный токийский офис. Американский голливудский офис, отвечающий за экспортные модели, был, по сути, полунезависимой компанией, но он закрылся в начале июня сего года (сейчас на его месте школа танцев). Российскому дистрибьютору, пока там работали адекватные сотрудники, удавалось поставлять как внутрияпонскую, так и экспортную продукцию.
Японский офис Fernandes
Fernandes – один из ведущих производителей музыкальных инструментов. Его предшественник, Saito Gakki, был основан в 1969 году. Позже, в 1972 году, название компании было изменено на Fernandes, и она продолжала лидировать в индустрии японских музыкальных инструментов более 40 лет. На этот раз в штаб-квартире Fernandes возле железнодорожной станции Медзиро [в Токио – прим переводчика], Тошимаса Мацудзаки (отдела продаж) и Ёсихиро Андо (отдел разработки) расскажут о разработке продукции. Послушаем.
После того, как нас познакомили с образцами гитар:
— Спасибо. А теперь расскажите нам, что вы цените и что особенно важно при планировании и разработке новых продуктов.
Мацудзаки: Думаю, самое главное – понять что от нас хотят. Мы в отделе продаж прислушиваемся к голосам покупателей, а отдел разработки берёт их на заметку, для создания новой продукции. Сотрудники компании увлекаются игрой на гитарах и бас-гитарах. Это неизбежно, поскольку мы работаем в этой отрасли, но затрудняет придумывание новых идей. Мы прислушиваемся к голосам покупателей и отражаем их идеи в нашей продукции, и отражаем их идеи в нашей продукции.
Андо: Когда речь заходит о разработке продукции, мы сознательно отходим от областей, на которых сосредоточены другие производители, и стараемся как можно больше выразить особенности нашей компании. Другими словами, я ценю тот факт, что вы умеете играть на гитаре, и поэтому вы мозгоклюй, но я также думаю, вы заслуживаете благодарности за то, что вы мозгоклюй [смеётся].
В процессе ознакомления с гитарами, я обратил внимание на особенности, которые можно встретить только на японских инструментах.
Топовая серия ELT
— Что побудило вас включить серию ELT в свой модельный ряд?
Мацудзаки: У нас есть серия под названием STD [Китай – прим. переводчика] и её продвинутая версия – DLX [DLX JPC (Japan Premium Custom), если быть точнее. Япония – прим. переводчика]. ELT – это флагманская серия, которая ещё выше классом, чем DLX, и изначально мы планировали запустить все три серии одновременно. Но в 2011 мы смогли развернуть только STD и DLX, а выпуск ELT из-за различных обстоятельств, был отложен. На этот раз мы хотели использовать полное обновление модельного ряда как возможность представить гитары сразу в трёх категориях, STD, DLX и ELT. И поэтому мы начали обновление с выпуска ELT.
Андо: Концепция ELT была задумана примерно в 2009 году. Как компания, мы подумали, что неплохо было бы предоставить покупателям больший выбор за счёт большего разнообразия ценовых категорий. Но получилось так, что в 2011 мы смогли запустить производство только моделей STD и DLX. Когда мы думали о том, какой должна быть серия ELT, чтобы удовлетворить самого искушённого покупателя, мы решили сосредоточиться на деталях, с реализацией которых могут справиться только в Японии. Например, обработка кромок ладов, и текстура покрытия. Мы уделяем огромное внимание нюансам серии ELT, таким, которых невозможно достичь в массовом производстве на зарубежных фабриках.
[Напомню, что речь идёт о гитарах для внутреннего японского рынка. До 2011 года они имели градацию по номеру модели, совпадающему с РРЦ в тысячах йен. За исключением Ravelle, пришедшей из Америки. В связи с периодической мировой инфляцией, нумерацию приходится менять, и случается что со временем, бюджетная модель получает индекс, под которым раньше производилась топовая. У Burny сохранились цифровые индексы, от чего возникает путаница. Например, модель RLC55 года, эдак, 2003го и 2018 – совершенно разные гитары, разного уровня. То, что тогда именовалось RLC55, сегодня уже зовётся RLC80, а то, что сейчас RLC60 – тогда носило название RLC45. У американцев своя классификация, где в последние годы X и Pro – Китай, Deluxe и Elite – Корея, а STD JP, Classic JP, и Elite JP — Япония – прим переводчика].
Фирменный знак компании, серия FR
─ Расскажите, пожалуйста, об особенностях FR-ELT SUS и о том, как он был разработан.
Андо: FR – Это аббревиатура Fernandes Revolver, моделей, которые производятся с середины ’80х, а FR-ELT SUS – Revolver последней марки, который уже несколько лет является нашей флагманской моделью. Его фишка в том, что на нём установлен наш оригинальный сустейнер. Бриджевый звукосниматель снимает сигнал со струн и возвращает его на драйвер, установленный у грифа, электромагнитное излучение которого поддерживает вибрацию струн. Звучание будет практически бесконечным, насколько только хватит заряда батарей. Включение сустейнера принудительно переключает на бриджевый звукосниматель, независимо от того, в каком положении находится селектор катушек. Сустейнер изначально был создан для работы с бриджевым датчиком.
— Конструкция корпуса представляет собой трёхслойный сэндвич.
Андо: Мы вернули анатомические обводы корпуса, впервые представленные приблизительно в 1994 году. Это трёхмерные вырезы, где элбоукат начинается от самой талии корпуса. На некоторое время этот силуэт исчез, но фанаты FR просили вернуть эти контуры, поэтому мы приняли решение о возобновлении оригинального бодишейпа.
— Поскольку это ваша флагманская модель, не могли бы вы рассказать несколько каких-нибудь секретов о её разработке?
Мацудзаки: Говоря о секретах, один из наших сотрудников – огромный фанат FR [смеется]. И хотя это не самый лучший способ описать это: он помешан на FR на грани безумия. Может быть секрет в том, что эта гитара – попытка осуществить мечту этого парня в реальность [смеётся]. Но я думаю, что его идеал FR – это лучшее воплощение того, за чем гоняются фанаты FR.
— Каковы были конкретные пожелания этого сотрудника?
Мацудзаки: Конфигурация звукоснимателей S/H и 24 лада. Количество ладов в предыдущих моделях периодически менялось, но, по его мнению, идеал – это 24 лада.
Андо: Но это сложный момент. Сустейнер лучше работает с 22-ладовыми гитарами, чем с 24-ладовыми.
Мацудзаки: Устойчивость работы сустейнера зависит от множества окружающих мелочей. Высота струн, расстояние между каждым из звукоснимателей, количество ладов, мензура. Все эти факторы влияют на работу сустейнера. Конечно, также важна совместимость с бриджевым звукоснимателем. Лучше всего сустейнер работает со звукоснимателями нашей собственной разработки. Из сторонних звукоснимателей, лучше всего с ним сочетаются Seymour Duncan SH-4. Мы перепробовали множество звукоснимателей разного типа, и для своих гитар выбираем наилучшее сочетание.
Андо: С пассивными звукоснимателями сустейнер легче раскачивает струны, чем с активными. Прежде всего, потому что схематика блока электроники изначально заточена на работу с пассивными звукоснимателями. Кроме того, керамические звукосниматели с сильными магнитами лучше работают с сустейнерами, чем альнико со слабыми магнитами [Стоит заметить, что у Duncan JB, который упомянул Мацудзаки, магнит альнико 5 – прим. переводчика].
Универсальный RT-ELT, ориентированный на широкий круг гитаристов
RT-ELT – универсальная гитара.
Андо: Эта гитара спроектирована как трёхсингловый страт, но дело в том, что у машинки и у бриджа установлены хамбакеры в размере сингла.
Мацудзаки: Мы подумали, что смогли бы извлечь больше пользы из этого звукоснимателя с помощью одной вещи. По сути, это хамбакер, но мы добавили отсечку, чтобы добиться от гитары звук близкий к трёхсингловой. Хоть она и выглядит как трёхсингловый страт, но может звучать и как хамбакерная гитара.
— Разве не проще было бы использовать конфигурацию H/S/H с полноразмерными хамбакерами?
Андо: Мы хотели сохранить внешний вид и ощущения страта, и дать возможность людям, которым нравятся инструменты такого типа, оценить это. Если им не понравится гитара внешне, они скажут: «Ненавижу, если это не три сингла!» Даже среди фанатов стратов найдётся немало покупателей, которым не нравятся два хамбакера. У модели 2011 года [RT-DLX-JPC – прим переводчика] в середине также стоял хамбакер в размере сингла, но не так много ситуаций, когда находится отдельное применение среднего звукоснимателя. В этом случае нет смысла использовать хамбакер в середине, поэтому мы решили оставить хамбакеры только у грифа и у бриджа. Это также результат отзывов покупателей.
Уникальный бодишейп Ravelle ELT
— Модель Ravelle ELT выделяется уникальным дизайном, но была ли она разработана в Японии?
Андо: Да. Сейчас у неё плоский верх, но раньше он был арочным. Толщина корпуса, мензура и другие детали те же, что и у Les Paul. Это гитара с вклеенным грифом, и звучанием похожим на Gibson, как это и было задумано. В качестве бриджевого звукоснимателя используется Seymour Duncan TB-4, заточенный под расстояние струн гитар с Floyd Rose. А часть нэкового звукоснимателя – муляж. Внешне выглядит как хамбакер, но вместо одной из катушек стоит лишь пустая пластиковая крышка, а установленный у бриджа драйвер сустейнера, в выключенном состоянии работает как звукосниматель.
[Серия Ravelle появилась на японском рынке лишь в 2003 году. Изначально (c 2001) она распространялась американским подразделением, и даже некоторое время производилась в Штатах – прим переводчика.]
16 Вариантов звучания SP-ELT
— Что за система PCS на борту SP-ELT?
Андо: PCS (Programmable Coil-Tapping System) – это система коммутации катушек, но при использовании стандартной коммутации, работа переключателя заранее предопределена тем, как его распаяли при изготовлении гитары. Если вы можете перекоммутировать его по своему усмотрению, диапазон звучания может быть значительно расширен. Так как на два хамбакера приходится четыре катушки, можно создать 16 различных вариаций звучания (4×4). Это стало возможным благодаря PCS. Установив, какие катушки вы хотите использовать в соответствии с вашими предпочтениями, вы можете выбрать необходимую вам конфигурацию звукоснимателей [нечто вроде описанного тут, только без электронного управления. система включается и выключается небольшим дополнительным переключателем на верхней деке – прим переводчика]. Преимущество PCS в том, что вы можете менять конфигурацию звукоснимателей по вашему усмотрению.
Мацудзаки: Система полностью пассивная, и вам не нужны батарейки. Если все катушки выключены, при включении системы звука не будет, поэтому её можно также настроить как киллсвич.
Андо: Обычно, для получения этого эффекта [имеется в виду киллсвич – прим. переводчика], вы не сможете использовать гитару с одной ручкой громкости. Вам понадобится гитара с двумя ручками громкости, вроде Les Paul. С гитарами, оборудованными PCS это возможно, достаточно выключить обе катушки одного из датчиков.
— Есть ли у вас какие-либо особые рекомендации по использованию PCS?
Андо: Я думаю, это зависит от того, используется ли она с гитарой или с басом, но думаю, неплохо было бы поиграться с отсечкой двух средних катушек, либо же у одного звукоснимателя средней, а у другого крайней. Эти два шаблона я порекомендую в первую очередь.
Использование преимуществ системы с FJB-DLX PCS
─ Существует также бас-гитара FJB-DLX оборудованная PCS.
Этот инструмент оборудован двумя хамбакерами в формате джазбасовых синглов. Например вы можете воссоздать звучание винтажного или современного джазбаса, отключив одну из катушек. Фанатам Jazz Bass хорошо известно, что расположение бриджевого звукоснимателя немного отличается в зависимости от возраста инструмента. Но мы поняли, что PCS может сделать это не меняя положения. По мере развития у нас появляются всё новые и новые открытия.
Серия TEJ имеет огромную армию поклонников
— Говоря о Fernandes, можно сказать, что серия TEJ по-прежнему очень популярна.
Андо: Что касается TEJ Deluxe, мы разобрали гитару тех времён, и тщательно всё замеряли. Однако некоторые оригинальные запчасти уже не производятся, поэтому мы проектировали гитару с учётом распространённых в наше время деталей. Что же касается дизайна, мы постарались сохранить его максимально близким к оригинальному.
— Корпус Телекастера сочетается с головой в виде клюва самолёта Конкорд. Почему он так выглядел?
Андо: Я слышал, что их решили соединить просто ради эксперимента. Я думаю, причина популярности заключается в том, что гитара пришлась по вкусу многим музыкантам во главе с Томоясу Хотэем [в Японии это один из самых культовых музыкантов, очень интересный и разноплановый, обязательно послушайте его творчество разных лет – прим переводчика]
— В 2014 году была перевыпущена модель TEJ Standard. Было ли её возвращение результатом давления поклонников?
Мацудзаки: TEJ – форэва! Не так ли? Наша продукция делится на новинки и возрождения, а TEJ является самой желанной моделью возрождения. Мы считаем, что должны были позаботиться о том, чтобы возродить его в максимально близком виде к оригиналу, тому самому у которого так много поклонников.
ZO-3 разработан с особой тщательностью подхода
— У ZO-3 тоже богатая история, не так ли?
Мацудзаки: Изначально мы хотели сделать гитару для большого корпоратива наших сотрудников на открытом воздухе, поэтому, мы задумались на тем, чтобы сделать гитару громкой и не заводящейся.
Андо: Это привело к созданию совершенно нового музыкального инструмента, включая его форму.
Мацудзаки: Мы очень серьёзно отнеслись к созданию этой гитары. Мы долго и тщательно экспериментировали с формой и положением динамика. Я уверен, ты поймёшь это, когда станешь её владельцем.
Андо: Изначально мы называли её банкетной гитарой. Когда мистер Сайто [основатель компании – прим. переводчика] начал разработку ZO-3, он подумал: «Поскольку мы солидная компания, мы должны со всей ответственностью подойти к каждой мелочи, включая качество звучания. Это не должно быть игрушкой со струнами натянутыми на колонку». Так мы спроектировали и разработали ZO-3.
Мацудзаки: Мы производим ZO-3 уже более двадцати лет, и существует множество её вариаций. Мы улучшили качество звука и добавили удобства. Теперь у неё есть выход на наушники для тихих занятий дома. Также мы выпустили модель под названием «Гейташа» [интересное слово, которое можно перевести и как артист, и как гейша (сочетание пары иероглифов гей-ша дословно переводится как человек искусства) – прим переводчика], оборудованную рычагом тремоло. Также возникла потребность в стратообразной гитаре, поэтому мы разработали модель ST с рычагом, пикгардом и хамбакером в корпусе сингла. Некоторое время мы также производили модель с процессором эффектов, и я думаю, она широко использовалась. [Была такая когда-то, называлась Nomad Deluxe у американцев и DIGI-ZO у японцев, с процессором Digitech на борту. Съедала весь комплект батареек за полминуты – прим переводчика].
Они не слишком большие, и на заметку родителям: это очень хороший подарок для ребёнка. По-моему количество родителей, покупающих ZO-3 своим детям, увеличивается с каждым годам. Я слышал, что всё больше и больше родителей покупают их своим детям, как только они узнают о существовании такого инструмента. У детей маленькие руки, поэтому в этом смысле возрастает потребность в продукте, который легко держать в руках и играть.
Также, с точки зрения нашей клиентуры, поколение, которое раньше играло на гитарах Fernandes, теперь само стало родителями. Вот почему у нас довольно много покупателей, которые говорят: «Моя первая гитара – Fernandes». Если это так, то я надеюсь, что в будущем они скажут своему ребёнку: «Первая, которую я купил, была Fernandes, так что как насчет тебя?» Я думаю, важно иметь подобные традиции.
Рекомендации для начинающих и гитаристов среднего уровня
— Какие модели вы порекомендуете людям, которые только начинают учиться играть на гитаре, и тем, кто уже играет?
Мацудзаки: Если вы новичок, я бы порекомендовал FR-STD, который будет выпущен в ближайшем будущем. Как только люди на её примере узнают о преимуществах Fernandes, я думаю, они постепенно начнут смотреть на более высококлассные модели. Я думаю, что релиз будет через некоторое время после начала 2017 года. Мы сознательно не стали использовать Floyd Rose на STD, чтобы новички могли легко менять струны, ранее FR, от моделей начального уровня до топ-моделей, почти все имели систему Floyd Rose. Вот почему для новичков они были слишком сложными. Думаю, это одна из тех вещей, из-за которых трудно было выбрать первую гитару. Жаль, что ещё не все знают, насколько хороши гитары Fernandes, поэтому мы серьёзно подошли к выбору струнодержателя.
Когда я ходил по магазинам, я слышал, как покупатели жаловались, что не могут справиться с заменой струн на своих FRT [флойды на Fernandes маркируются FRT с соответствующей цифрой, в зависимости от конструкции и производителя – прим. переводчика]. Владельцы магазинов также просили, чтобы модели начального уровня были без запирающего механизма. Мы спросили себя, как сделать гитару проще в эксплуатации и как продлить срок её службы. В результате мы применили это к новой модели начального уровня FR-STD.
Андо: Я лично рекомендую FR-ELT-SUS. Это наша визитная карточка. Одна из наших фишек – это сустейнер, поэтому, я хотел бы, чтобы вы попробовали модель с сустейнером. Я занимаюсь сустейнерами уде более 20 лет, но до сих пор часто слышу вопрос: «Моей гитаре не хватает сустейна, как бы его увеличить?» Если вы попробуете нашу гитару, вы сразу поймёте, что это такое.
Мы стараемся создавать то, что заставит людей сказать: «Я хочу гитару Fernandes»
— Прошло более 40 лет с тех пор, как вы сменили брэнднейм на Fernandes. Как вы думаете, как со временем изменился Fernandes?
Андо: В то время, когда работники получали менее 100 000 йен [курс йены к доллару в начале ’70х был около 350 йен за доллар – прим. переводчика], Fernandes производил множество копий. Навыки и опыт, которые он приобрел в те времена, используются и сегодня но, в конце концов, для того, чтобы разработать технологию, нужно ее скопировать. Fernandes следовал этой тенденции, и было время, когда он покупал инструменты из-за рубежа и разбирал их, чтобы сделать копии моделей. Конечно, мы очень благодарны, что у нас много фанатов тех лет. В то время, когда импортный страт стоил более 200 000 йен, мы производили страты стоимостью 60 000 йен. Думаю, это была далеко не самая дешевая копия в Японии. Я думаю, что продукция Fernandes того времени до сих пор производит впечатление на тех, кто играет на сорока- или пятидесятилетних гитарах. Вот почему мы вкладываем столько усилий в возрождение таких гитар, как TEJ, о которых я упоминал ранее.
Мацудзаки: В наше время, в отличие от прошлого, нередки случаи, когда люди покупают свою гитару более чем за 100 000 йен [сегодня это около 1000 долларов – прим. переводчика]. Тогда люди думали: «Поскольку всего лишь начинающий, куплю пока самую дешёвую гитару». Но сейчас это не так. Конечно, у каждого свой образ мышления, но это правда, что сейчас эта тенденция всё ещё сильна, но не так, как в прошлом. Когда вы ищите что-то даже в среднем ценовом диапазоне, вы уже выбираете не «то, что подешевле», а «то, что стоит своей цены», даже если это модель начального уровня. Сейчас мы работаем над модельным рядом таким образом, чтобы выбор сразу был очевиден. На самом деле я думаю это именно то, что покупатели находят в Fernandes.
Я думаю, что что-то, что осталось прежним, с того времени, как и то, что изменилось. Как отечественный производитель, я хотел бы сделать всё возможное, чтобы не потерять сложившееся мнение, что «Fernandes можно смело брать». Мы стараемся делать такие вещи, чтобы люли говорили: «Мне нужен Fernandes, потому что такое можно найти только у Fernandes».
— Спасибо
Наверно нет ни одного японца, увлекающегося игрой на гитаре или бас-гитаре, который не слышал бы о Fernandes, отечественном производителе. С другой стороны, не многие знают, чем руководствуется компания, разрабатывая свою продукцию.
Благодаря этому интервью мы узнали, почему музыкальные инструменты Fernandes пользуются спросом на протяжении стольких лет и за что их так любят. В начале 2017 года вышли новинки в начальных сериях, и планируется расширение модельного ряда топовых ELT. Следите за новинками Fernandes!
Источник