Гитары по форме треугольника

Треугольник

Среди огромного количества ударных музыкальных инструментов треугольник – самый неприметный. Но без его звучания не обходится ни один оркестр. В разных странах мира triangolo используется веками, его участие в симфонических оркестрах способно расширить тембральные возможности, добавить яркость и колорит музыкальным произведениям.

Что такое треугольник в музыке

Инструмент относится к ударной группе. Его особенность в том, что он способен издавать звуки неопределенной высоты. Разнообразие звучания зависит от размеров, материала, из которого он изготовлен. Чаще всего это сталь.

Эксперименты с материалом позволяют расширить звуковые возможности треугольника, что делает его одним из основных инструментов в симфонической музыке.

При помощи этого представителя ударной группы воспроизводятся несложные ритмические фигуры, специальные техники игры позволяют расширить возможности оркестра, сделать более сочным даже оркестровое тутти.

Устройство

Инструмент представляет собой тонкую треугольную рамку с не смыкающимся контуром. Ее изготавливают из тонкой стальной проволоки. Известны треугольники, сделанные из других металлов. Важный параметр – размер инструмента. Традиционно используется три вида: большой, малый, средний с размерами соответственно от 120 мм до 250 мм. Малый треугольник издает высокие, тонкие звуки, большой – низкие, сочные.

Грани инструмента имеют одинаковый размер. Играют на нем при помощи специальной палочки, которую музыканты называют «гвоздь». Она изготавливается из того же материала, что и сам треугольник. Во время игры исполнитель ударяет палочкой по рамке или проводит по ней. При этом значение имеет прикосновение пальцев к металлическому контуру. Так музыкант контролирует силу звука, его продолжительность, глубину вибраций.

Читайте также:  Lindsey stirling все ноты

Звучание инструмента

Звук треугольника чистый, прозрачный. Яркий тембр позволяет добиваться различных техник звучания. Значение при извлечении звука имеет не только размер инструмента и толщина его рамки. Важен диаметр сечения «гвоздя».

Чтобы произвести «pianissimo», применяют палочку диаметром 2,5 мм. Ею ударяют по боковым граням. Forte получается ударами по основанию более толстым «гвоздем». Если провести по внешней стороне граней, достигается glissando. Достичь tremollo можно быстрыми, ритмичными ударами по ребрам треугольника.

Во время игры музыкант удерживает инструмент в одной руке или подвешивает на подставке. Звучание зависит от подвязки, которая крепится к треугольнику. Раньше ее изготавливали из кожи или веревок, сейчас чаще применяется леска.

История треугольника

Исторически инструмент – один из самых малоизученных. По разным сведениям впервые он мог появиться в Турции. Об этом свидетельствуют описания, датируемые XV веком. Есть и более ранние данные. В XIV столетии о нем писалось в имущественных записях городов южной Германии.

В XVIII веке железный треугольник стал частью симфонических оркестров. Примерно в это же время его звучание услышали меломаны России. Инструмент звучал не только на концертах, но и использовался войсками императрицы Елизаветы Петровны. В простонародье он стал называться «трензелем».

Венские классики внедряли звучание triangolo, чтобы передать восточные образы, обогатить звуковую палитру. Популярная тогда в операх турецкая тема реализовывалась при помощи металлического инструмента, воссоздавая музыку янычар.

Использование инструмента

Впервые поручить треугольнику индивидуальную партию решился композитор Ф. Лист. В середине XIX века он представил миру «Концерт №1». В нем triangolo использовался не только для создания фонового ритмического рисунка. Он исполнял отдельную партию, которая открывала одну из частей произведения.

Не боялись поручить ему важную роль такие знаменитые композиторы, как Римский-Корсаков, Дюк, Штраус. Яркий тембр позволял создавать тревожные темы, выражать радость, счастье, привлекать внимание слушателя к отдельным эпизодам.

Треугольник не теряет актуальности в симфонических оркестрах и активно используется простыми людьми, далекими от мира искусства. Так в Греции он стал атрибутом празднования Рождества. Держа в руках и исполняя на нем различные вариации, гости приходят в дома близких и незнакомых людей, чтобы поздравить с любимыми зимними праздниками.

Источник

Виды электрогитар

В данной статье речь пойдет о самых известных и часто встречающихся формах и модификациях электрогитар.

1. Stratocaster

Самая популярная, часто встречающаяся и скопированная во множестве реплик форма гитары. Трудно перечислить все страны, в которых производятся Стратокастеры, и ещё труднее было бы перечислить все наименования марок электрогитар данной формы. Классический же, оригинальный Фендер Стратокастер выпускают в Соединенных Штатах, на инструмент ставят три звукоснимателя типа «сингл» и «машинку» Vintage Tremolo. Страт обладает особым, узнаваемым «стеклянным» звучанием. Зачастую эту электрогитару можно увидеть в руках хард-рок-, инди-, поп-рок-гитаристов

2. Telecaster

Не менее легендарная модель от фирмы Fender, даже более «древняя», чем Стратокастер. Дизайн Телекастера нарочито прост, он выглядит словно выпиленный из одного цельного куска древесины – что неудивительно, учитывая, что дека его мастерится именно по такой технологии. Чаще на Телеке стоят два сингла, однако есть и модификации с хамбакерами. Материал деки – ясень или ольха. Звучание, как правило, очень приятное на чистом звуке и несколько «стеклянное» на овердрайве.

3. Les Paul

Gibson Les Paul – ещё одна знаменитая модель электрогитары, задавшая одно из направлений в движении гитарной промышленности. Лес Пол легко узнаваем по своей форме, ассоциирующейся с женской талией, характерным звукоснимателям и корпусу, собранному из дорогого красного дерева. Эта гитара многими признается самой универсальной, и по этой причине часто применяется в студиях звукозаписи. Les Paul широко копируется во всём мире, порой лицензионно, а порой и не очень (последним особенно грешат китайские производители).

4. Superstrat

Суперстраты представляют собой обширное семейство гитар, состоящее из множества моделей разных производителей. На вид они несколько напоминают Стратокастеры, но имеют большое количество конструктивных отличий в «звучках», форме головки грифа, струнодержателе, древесине корпуса, грифа и накладки.

Некоторые производители сделали себе имя на таких инструментах – примером могут служить Ibanez, Kramer, Cort. А первой, кто освоил дизайн Суперстрат, стала фирма Jackson. В первоначальном варианте это были просто копии Stratocaster с усложненной фурнитурой и из более ценной древесины, в дальнейшем изменения коснулись и формы корпуса.

5. SG

Рогатый Gibson SG – тот самый инструмент, на котором запиливает свои сольные партии гитарист AC/DC Ангус Янг. Кроме формы корпуса, отличается от Les Paul ещё и тем, что дека SG производится из одной цельной доски красного дерева, а не склеивается из нескольких отдельных элементов. Собственно, и сами буквы SG расшифровываются как solid guitar (цельная гитара). Пуговица для ремня у этого инструмента располагается не на окончании «рога» корпуса, а с обратной стороны деки в верхней части.

6. Mockinbird

Фирма B.C. Rich прославилась благодаря уникальным формам своих музыкальных инструментов. Одной из них стал Mockinbird – не лучшая в плане удобства игры, но весьма необычная на вид электрогитара. Самый известный гитарист, играющий на таком инструменте – Сол «Слэш» Хадсон из Guns N’ Roses.

7. Warlock

«Дьявольский» дизайн другого детища компании B.C. Rich – гитары Warlock с остроконечной разлапистой декой и демонически рогатой головкой грифа – уж точно ни с чем не спутаешь. Этот инструмент за свой внешний вид крайне любим гитаристами, играющими в жанрах black- и heavy-metal.

8. Explorer

Форма корпуса Gibson Explorer очертаниями несколько напоминает звезду. Внешне угловатые гитары этой формы, тем не менее, вполне удобны в игре, чему способствует довольно легкий гриф. Характерной чертой Эксплорера стал также переключатель «звучков» – у электрогитар этой конструкции он вынесен аж на угол деки.

9. Flying V

На Gibson Flying V едва ли не молятся многие гитаристы, играющие металл. Наименование модели говорит само за себя – это легкая летящая стрела с головкой грифа в виде острого наконечника. Многие знаменитые музыканты с помощью этой электрогитары отыскали свой новый образ – и среди них Джимми Хендрикс, которому принадлежит инструмент, изображенный на фотографии.

10. Firebird

Firebird от Gibson несколько напоминает направленностью очертаний другую гитару этой фирмы – Эксплорер. Но «Огненная птица» (а именно так переводится название этого инструмента) наделена своими особенными чертами: сглаженными углами деки, похожей на птичий клюв головкой грифа, лого в виде птицы, навевающей ассоциации с пламенем желто-черной окраской. На цельнокорпусную электрогитару обычно ставят хамбакеры, обычные или мини (иногда P-90), числом от одного до трех.

11. Jazzmaster

Гитара Fender Jazzmaster была разработана в конце пятидесятых годов XX века преимущественно для музыкантов, играющих джаз. Благодаря округлой форме корпуса с плавной выемкой на инструменте удобно играть сидя, что часто практикуют джазисты. Для своего времени эта электрогитара была начинена весьма современной электроникой, в том числе переключением режима игры с ритма на сольный.

12. Бас-гитары

Дизайн бас-гитар зачастую довольно похож на гитарный, с учетом особенностей инструмента – ведь размер мензуры, а значит, и габариты корпуса и грифа у басов существенно больше. Но есть и у них свои характерные базовые формы. Главные из них – разработанные фирмой Fender инструменты Precision Bass и Jazz Bass, основоположники, положившие начало истории бас-гитары и во многом определившие базовые направления ее развития.

Как особую форму басов можно, пожалуй, выделить безладовый (fretless) бас. По принципу игры этот инструмент чуть ближе к контрабасу. Безлад позволяет получить более мягкое звучание и расширяет технический арсенал за счет возможности басиста брать микротоновые интервалы – но и оплошать на нем гораздо проще из-за отсутствия четко выверяющих каждую ноту ладов.

13. Полуакустические гитары

Полуакустика представляет собой совмещение электрогитары и обычного акустического инструмента. Полый внутри корпус (hollow-body) с эфами позволяет полуакустической гитаре полноценно звучать без подключения к электроаппаратуре, а присущие электрическим инструментам «звучки» и остальная электроника – получать от нее вызванный звуком электросигнал с возможностью его дальнейшей обработки и усиления. Полуакустики особо любимы гитаристами-блюзменами – их привлекает удобство игры на этом инструменте, его винтажный внешний вид и особый теплый звук.

Итак, в этой статье мы кратко осветили базовые, наиболее распространенные формы электрогитар. К ним принадлежит либо так или иначе происходит из них подавляющее большинство электрогитар, существующих и выпускающихся в настоящее время.

Источник

Форма акустической гитары и ее влияние на звук

Заходя в музыкальный магазин, неискушенный покупатель может растеряться. Количество представленных акустических гитар впечатляет даже искушенного музыканта, а начинающий гитарист и вовсе теряет дар речи. Как во всем этом многообразии найти тот инструмент, который подходит именно вам? Вот бы поиграть на них на всех и выбрать, но всегда ли есть на это время? Ориентироваться при выборе по цене – это в целом верное решение, но есть еще один нюанс, о котором начинающие музыканты могут не знать. Форма гитары оказывает большое влияние на звук, и если вы представляете какое звучание вам нужно, знание того, какая форма инструмента (тип корпуса) ему соответствует, поможет значительно сузить круг поиска.

Дредноут (Dreadnought)

Сегодня это самый популярный тип корпуса. Разработан он был в 20-х годах прошлого века фирмой Martin и стал особенно актуальным для музыкантов в стиле кантри, блюз и эстрадной музыки. Дело в том, что по сравнению с классической формой Orchestra, которая была распространена в то время и подразумевала использование гитары в составе оркестра (что следует из названия), дредноут гораздо лучше подходил для сольных выступлений в качестве единственного аккомпанирующего инструмента. Корпус дредноута увеличен по сравнению с Orchestra, плюс дополнительно увеличена задняя часть. За счет этого звук получается более громким, более звонким и с мощными басовыми частотами. На дредноуте удобно играть как пальцами, так и медиатором, при игре аккордами инструмент звучит мощно и динамично – сегодня это фактически стандарт для исполнителя авторских песен и просто любителя гитары. Практически беспроигрышный вариант для тех, кто не имеет более узкоспециальных задач и хочет получить просто хороший звук. Эту форму еще часто называют «вестерн» или «кантри», хотя надо сказать, что многие специалисты подразумевают под вестерном абсолютно любую акустическую гитару с металлическими струнами, а для стиля кантри характерны не только дредноуты, но и джамбо, о которых пойдет речь ниже. Характерным примером дредноутов может служить TAKAMINE PRO SERIES 1 P1DC . Среди недорогих гитар можно порекомендовать Yamaha F130. Рекомендуем также обратить внимание на Ibanez PF15ECE.

Gibson в свое время разработали свои варианты дредноутов, так называемый «дредноут с округлыми плечами», самой первым и знаменитым представителем которого стала легендарная Gibson J45 и «дредноут с квадратными плечами», воплотившийся в не менее легендарный Gibson Hummingbird.

Orchestra (Auditorium)

По сути, это одна и та же форма корпуса, просто разные производители называют ее по-разному. Этот корпус несколько меньше чем дредноут и более удобно лежит в руках. Характерным является наличие четко выраженной зауженной «талии» инструмента. Исходя из названия, можно понять, что предназначены гитары, прежде всего, для игры в оркестре, хотя, конечно, сфера их применения гораздо шире. Дело в том, что в оркестре важно не только то, чтобы инструмент звучал хорошо сам по себе, но чтобы он еще и не мешал другим инструментам, залезая в чужой частотный диапазон. Поэтому, в отличие от дредноута, гитары Orchestra звучат не так насыщенно в низких частотах и верхах, и в целом – несколько тише. Зато их преимуществом является идеальная сбалансированность по частотам. Звука каждой частоты в них ровно столько, сколько нужно. Поэтому музыканты очень любят использовать эти гитары в студии – спектр звучания получается очень правильный. Характерными представителями можно назвать TAKAMINE P3MC ORCHESTRA или Sigma OMM-ST+.

Некоторые производители, например, Crafter, предлагают увеличенный вариант этого корпуса, который называется Grand Auditorium. Это форма, характеризующаяся хорошим частотным балансом и при этом звучащая довольно громко и полнозвучно.

Парлор (Parlour)

Очень элегантные и изящные гитары. Небольшой корпус, весьма удобно лежащий в руках, идеально гармонирует с музыкой романса или задушевной романтичной баллады. Эти гитары называют еще женскими, ведь именно женщины любят все элегантное. Плюс, благодаря уменьшенному размеру корпуса, женщине или девушке удобно держать такую гитару в руках. Звук у парлора довольно мягкий и ненавязчивый, что хорошо сочетается с негромким романтичным голосом. Благодаря своим небольшим размерам, гитары с формой парлор любят туристы, взять с собой в поход парлор гораздо удобнее, чем, например, дредноут. В качестве примера и фактически идеального инструмента с корпусом парлор мы можем рекомендовать TAYLOR GS MINI-E WALNUT GS MINI или более дешевый вариант Fender CP-60S.

Джамбо (Jumbo)

Это самая большая и самая громкая из всех акустических гитар. Она была разработана фирмой Gibson, до сих пор одна из самых популярных джамбо в мире производится этой компанией и называется Gibson J-200. Хотя, надо сказать, Gibson пошли еще дальше и предлагают сегодня уже еще более увеличенный вариант корпуса под названием Super Jumbo. Корпус джамбо превосходит по размерам даже дредноут, а нижняя часть джамбо увеличена даже по сравнению с огромными размерами самого инструмента. При этом «талия» корпуса несколько заужена, как у Auditorium, благодаря этому звучание джамбо довольно сбалансированное. Очень популярны 12-струнные варианты джамбо, обладающие наиболее насыщенным звуком. Единственным недостатком джамбо можно назвать большие размеры, из-за чего на такой гитаре не всегда удобно играть людям небольшой комплекции, а также очень громкий звук, что может иногда быть помехой при занятиях музыкой дома. Если вы желаете приобрести джамбо, обратите внимание на Gretsch Rancher.

Фолк (Folk)

Если с формами Drednaught, Auditorium и Jumbo все понятно, то с гитарами типа «фолк» ситуация довольно запутанная. Дело в том, что разные производители понимают под этим термином довольно сильно отличающиеся друг от друга инструменты. Нам ближе понимание фолк-гитары как довольно небольшого и изящного инструмента, более всего похожего на парлор, но не с такими округлыми формами. Типичным примером такой гитары может считаться YAMAHA CPX600 .

Slim (Thinline)

Собственно говоря, это не тип корпуса, а характеристика, указывающая на то, что корпус гитары более узкий, чем стандартный. Slim может быть как дредноут, так и аудиториум и джамбо. Как правило, гитары с таким, более тонким корпусом, имеют звукосниматель и предусилитель и используются для выступления на сцене. Их акустические свойства не такие выдающиеся, как у гитар со стандартной глубиной, но они значительно легче и удобнее. А при игре через усилитель акустические свойства самой гитары не так уж важны. В качестве примера такой гитары можно привести TAKAMINE TSP138CN .

Далее нужно упомянуть так называемые трэвел-гитары (travel). Это инструменты с уменьшенным корпусом (не только с уменьшенной глубиной как slim, но уменьшенные пропорционально). Такие инструменты предназначены для поездок и походов. За счет небольшого корпуса они занимают меньше места и этим удобны. Звучат они, соответственно, тоже несколько «меньше» аналогов.

NEX

Интересная форма, предлагаемая компанией Takamine. Корпус NEX представляет собой нечто среднее между Jumbo и Auditorium.

AE

Это уже разработка другой компании, а именно – Ibanez. Форма AE очень напоминает NEX и тоже похожа на несколько уменьшенную Jumbo. Форма AE имеет характерную форму выреза и более плавные контуры. Среди гитар AE можно выделить превосходную премиальную Ibanez AE900-NT, а в бюджетном сегменте стоит обратить внимание на Ibanez AE315-NT.

Конечно, звучание гитары определяется не только формой, но и выбором древесины, качеством изготовления, наличием выреза, струнами и еще множеством других факторов. Однако понимание того, какие тенденции звучания имеет каждая из форм, поможет вам в поиске вашей идеальной гитары. Надеемся, эта статья была для вас полезной.

Источник

Оцените статью