Гитары с какими звукоснимателями лучше

Разбираемся со звукоснимателями в электрогитарах

Типы и устройство

Все многообразие моделей гитарных звукоснимателей сводятся к двум основным видам — синглы и хамбакеры:

  • сингл (англ. Single Coil), в полном соответствии с своим названием — звукосниматель с одной катушкой. Классический сингл — это например, звукосниматель с гитары Fender Stratocaster. Шесть магнитов из сплава Альнико, вокруг которых на катушке намотана обмотка — несколько тысяч витков тонкого медного провода.
  • хамбакер (англ. Humbucker), в вольном переводе с английского — «убиратель шума», содержит две катушки, один общий плоский магнит и систему магнитопроводов.

Особенности и области применения

Нельзя сказать, что один вид звукоснимателей лучше, чем другой. У каждого — свои сферы применения.

Синглы дают звук более яркий, звонкий. Многие определяют его как «стеклянный». Обертонов и гармоник в спектре сингла заметно больше, чем у хамбакера. Конечно, у каждой разновидности сингла свои особенности — например, легендарные «мыльницы» P90 за счет двух мощных альнико-магнитов и массивной катушки, дают и звук более низастый, мясистый, и отлично сочетаются с гитарами форм-фактора Les Paul. Но большинство синглов компактнее и легче, чем хамбакеры. Оборотная сторона медали сингла — фон, особенно сильно досаждающий при игре с сильным перегрузом. И сделать с этим ничего нельзя. Как говорит гитарная пословица — «если сингл не фонит, значит, он сломался». Все попытки компенсировать фон сингла разными устройствами и хитрыми конструкциями приводят помимо снижения фона, и к «убийству» того самого саунда, за который их любят и ценят.

Читайте также:  Виталий аксенов попутчик под гитару

Хамбакер, как и обещает его имя, шумит неизмеримо меньше. Кстати, совсем, до нуля он фон не убирает — если сделать хамбакер с нулевым уровнем шума, то и звучание его станет уже неприемлемым, совсем «кастрюльным». Кроме того, две катушки хамбакера позволяют получить сигнал гораздо более «тельный», мясистый, с большим количеством низа и низкой середины в спектре. Именно за оба эти качества хамбакеры любимы гитаристами, дружными с дисторшнами, фузами, и играющих тяжелую музыку.

Конструктивные особенности, разновидности, классификация звукоснимателей

Сингловых звукоснимателей существует множество подвидов:

  • «Мыльница» P90
  • фендеровские синглы гитар Jazzmaster и Jaguar
  • звукосниматели Telecaster
  • датчики формата Leepstick
  • и многие другие.

Все они разрабатывались под определенные модели гитар, имеют разные технические данные, но конструктивно очень похожи. У всех в основе — одна катушка и магнит, либо один общий, иногда с магнитопроводами, либо под каждую струну — отдельный.

Хамбакеры могут быть с открытыми катушками или закрытые металлическими крышками, с керамическими либо металлическими магнитами, и с разной конструкцией магнитопроводов. Есть и хамбакеры, «замаскированные» под синглы — рельсовые минихамбакеры в формате фендеровского датчика, а также вертикальные хамбакеры, носящие свое имя — хамканселлеры, и у них две катушки расположены вертикально, одна над другой.

Особенности звука

Есть огромное количество моделей звукоснимателей, и у всех у них — разное звучание. Главное, что определяет тембр звукоснимателя, это его сопротивление и тип магнита, и эти данные обязательно есть в спецификациях, и именно на них надо в первую очередь смотреть, когда выбираем новый звукосниматель.

В первой половине прошлого века, на заре рока, звукосниматели были только с металлическими магнитами, из сплава Альнико, и имели сравнительно небольшое сопротивление — около 5 кОм для синглов, и 6-8 кОм для хамбакеров. Звучание у них более светлое, чистое, открытое, яркое, но при этом выходной сигнал довольно таки слабый. Такие, с винтажными характеристиками датчики, производятся и сейчас.

С появлением более тяжелых стилей, блюзрока и хардрока, музыканты столкнулись с тем, что такие датчики не «раскачивают» примочки и усилители, и нет возможности получить сильный, «злой» перегруз. И сопротивления катушек стали расти. Сейчас есть хамбакеры с сопротивлением достигающим 20 кОм, а для сингла сопротивление обмотки в районе 10 кОм, теперь уже норма.

В 1972 г. фирма DiMarzio выпустила легендарный хамбакер DP 100 с большим, около 14 кОм сопротивлением и керамическим магнитом. Это придало ему еще больше мощи, и датчик произвел настоящую революцию в гитарном звуке. Но, как у всего в нашем мире, у всех этих новшеств была и обратная сторона. С ростом сопротивления звукосниматель становится мощнее, но при этом неизбежно теряет высокие частоты, прозрачность звука. Керамический магнит еще более усугубляет это свойство. Для чистого звука, для легких стилей такие датчики пригодны ограниченно, их стихия — сильно перегруженный звук.

Влияние магнитов на звук

Металлические магниты, используемые в обоих типах звукоснимателей — и в синглах и хамбакерах, также различаются по своим параметрам. Есть сплавы Альнико (англ. Alnico) 2, а также и Альнико 3, 4, и 5. Альнико 2 — самые слабые, и при этом самые нежно и певуче звучащие. Чем выше номер — тем более звонкий и задиристый характер будет у звука. А еще бывают звукосниматели с керамическими магнитами.

Хамбакеры различаются по возможностям коммутации. Классические датчики имеют один сигнальный провод в экранирующей оплетке. Но проводов может быть и два, и три, и четыре. Чем их больше, тем больше возможностей для разной коммутации датчика и соответственно, и больше разных звучаний, получаемых от него.

Звукосниматели активные и пассивные

Помимо вышесказанного, есть еще одно глобальное деление датчиков, на две категории — актив и пассив.

Пассивные, о которых речь шла выше, преобразуют колебания струны в электрический сигнал, довольно-таки слабый, (в среднем около 100мВ), который далее попадает в темброблок гитары, и затем в усилитель.

Активные звукосниматели имеют встроенный, либо находящийся в темброблоке преамп, питающийся от батарейки. И предварительное усиление сигнала происходит уже непосредственно в гитаре. Теперь можно не разгоняя огромное сопротивление датчика, добиться мощного выхода, скорректировать его по частотам. И на вход усилителя поступит мощный сигнал, менее подверженный шумам и помехам.

Конечно же, представители «тяжелого цеха» гитаристов особо полюбили активные датчики именно за это — ведь проблемы фона в них стали гораздо меньше! Но вместе с тем, многие считают, что звучание активных датчиков менее естественное, и нивелирует звук дерева самой гитары. Да и следить чтобы не села батарейка — тоже лишняя забота. Соответственно сказанному, при выборе звукоснимателя нужно иметь в виду стилистику своего желаемого звучания и подбирать датчик, соответствующий ему.

Фирмы, бренды

Высочайшим качеством обладают заводские датчики фирм Gibson (Гибсон) и Fender (Фендер). Надежные, звучные, проверенные временем и очень широко представлены на нашем рынке звукосниматели фирм Seymour Duncan и DiMarzio. Практически безальтернативны среди активных датчиков — знаменитые EMG (слэнговое название — Ежи). Неплохие бюджетные датчики производит фирма Belcat (Китай).

Для любителей изысков звука существуют бутиковые датчики, мелкосерийные либо ручной работы: Bare Knuckle, Lindy Fralin.

Очень интересную нишу занимают датчики корейской фирмы Tesla: будучи по сути, бутиковыми — изготавливаемые в основном вручную опытными мастерами, они по цене соизмеримы с брэндовыми звукоснимателями массовых серий.

Эксплуатация, настройка, регулировка

Звукосниматель — прибор достаточно простой и неприхотливый. Многие датчики «золотой эпохи рок-н-ролла» до сих пор в строю, отлично звучат и, если они брендовые, стоят при этом огромных денег.

Самая нежная часть датчика — обмотка. Порвать ее очень легко, но правда, у большинства звукоснимателей она надежно защищена. В основном гибель датчиков происходит от неквалифицированных вмешательств в него. Звукосниматель должен быть надежно закреплен на гитаре, не болтаться на винтах, и его сердечники должны быть в непосредственной близости от струн, на расстоянии примерно 2-3 мм.

Мнения о том, что сильно утопленный датчик помимо струн будет снимать звук самого «дерева» гитары — миф. Хороший датчик, залитый парафином и не имеющий своих механических резонансов, снимает практически только колебания струн. Утопленный же от струн датчик будет иметь слабый сигнал, плохое соотношение сигнал/шум, мутный тембр и слабую атаку. Правда, при сильном приближении к струнам магнитов датчика, несколько увеличивается компрессия, и кроме того нэковый датчик может спровоцировать «волчки» — биения в звуке струны.

Очень сильно зависит работа звукоснимателей от качества распайки и монтажа.

О целесообразности апгрейда датчиков

Это больная тема «русского гитаризма»! Умы многих наших музыкантов не покидает идея, что взяв дорогие датчики, можно превратить бюджетную гитарку в кастомшоп. Многие тратят на бесконечные поиски саунда огромные деньги, превышающие стоимость самого инструмента. Обольщаться не стоит!

Само слово звукоСниматель говорит нам о том, что этот прибор — не генератор, не источник звука! Он может снять лишь то, что содержится в спектре звучащего инструмента. Да и то не весь спектр, а лишь его часть. Поэтому, если само дерево не выдает нужных частот — датчик это не в состоянии поправить.

Мой многолетний опыт говорит о том, что по-настоящему крутая гитара будет неизменно хорошо звучать с самыми разными качественными датчиками. По-разному, но всякий раз круто. Если же дерево изначально слабое, то с разными датчиками гитара будет звучать тоже каждый раз по-разному, но неизменно плохо. Когда имеет смысл апгрейд? Если вам нужна смена характера звучания инструмента. Если у вас бюджетная гитара — китайская, корейская, японская — то 99% вероятности того, что на ней стоят дешевые датчики с ферритовыми магнитами. Целесообразно заменить их на бюджетные отечественные датчики, типа Фокина или Приборы. Чуда не произойдет, но звук все же будет звонче, разборчивее, интереснее. Если у вас отличный страт USA, но вы играете «тяжеляк» — вполне будет уместно в бридж посадить ему рельсовый хамбакер в формате сингла, или если позволяет геометрия ниши в корпусе, и полноразмерный хамбакер. Результат будет отличный. Если вам достался Gibson LP с зубодробительным Т500 в бридже, а вы играете блюз — замените его на винтажного характера, традиционный PAF, и получите нужный вам саунд.

Замена активных датчиков на пассив или наоборот, в зависимости от стилистики, тоже помогает получить от инструмента то, что вы хотите. Вообще надо сказать — даже очень хорошие, дорогие, брендовые гитары — это некий усредненный, «общечеловеческий» продукт. Никто не запрещает ставить опыты по поиску звука, удовлетворяющего именно вашим вкусам и запросам. Но делать это целесообразно лишь в рамках соответствия класса гитары и ее звукоснимателей.

Источник

Выбираем звукосниматели для электрогитары под стиль музыки

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Так вот, о синглах… Главное отличие таких звукачей от хамбакеров в количестве катушек — у синглов она одна. Как мы уже упоминали, звукосниматели такого типа не очень подойдут музыкантам, исполняющим тяжелую музыку. Почему? Частично из-за фона, который образуется от перегруза (хотя есть синглы с шумоподавлением). Эти звукосниматели снимают не только сигналы струн, но и случайные помехи — собственно, причину гудящего фона. Поэтому синглы лучше покупать любителям более легкой музыки. И обязательно стоит позаботиться о нойз-гейтах.

Хамбакеры были созданы позднее — как альтернатива синглам. Они состоят из двух катушек, намотанных в разные стороны, что позволяет уменьшить фон. Конечно, наличие фона зависит не только от звукачей (еще от уровня гейна и экранировки самого инструмента), но это тоже очень важный фактор. Чаще всего, хамбакеры не боятся перегруза, поэтому рок-музыканты отдают предпочтение именно таким звукоснимателям.
Существует еще один тип классификации звукоснимателей: активные и пассивные. Активные характеризуется более мягким звучанием и меньшим выходным сопротивлением. Пассивные, соответственно, часто имеют более жесткое звучание и большее выходное сопротивление. Но это не является определяющим фактором при выборе звукачей под стиль музыки. Здесь важнее бренд и характеристики конкретной модели.

Звукосниматели DiMarzio подойдут для тяжелой музыки, но будут не очень уместными для легких стилей: их большой выход делает саунд слишком жестким, например, для блюза. Вообще звук у DiMarzio — яркий, плотный, насыщенный. Много легенд музыкальной индустрии есть/были поклонниками этого бренда. Например, Керри Кинг, Джефф Ханнеман, Курт Кобейн, Джерри Гарсия, Эдди Ван Хален и другие.

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Источник

Анатомия электрогитары. Часть 4: Как выбрать звукосниматели

Первое, что нужно понять — какие звукосниматели стоят у вас на гитаре сейчас. Как с точки зрения звука, так и с точки зрения монтажных размеров.

Дело в том, что хоть размеры звукоснимателей стандартизированы, и в 95% случаев на вашей гитаре установлены или классические синглы, или классические хамбакеры, из этого правила существуют исключения.

Стандартный сингл, например, был разработан для гитары Stratocaster, а хамбакер придумали инженеры Gibson для их Les Paul. Стандартами эти звукосниматели стали немного позже. При этом в то же время (и ранее) разрабатывались и другие модели гитар, у которых были немного другие звукосниматели: Telecaster, Jazzmaster, Mustang, Gibson TV, Firebird, гитары фирмы Gretsch.

Если у вас одна из этих гитар, то поиски звукоснимателей придется начинать с запроса в Гугл «название_моей_модели_гитары pickups».

На заметку:

Учтите, что бриджевые (то есть, устанавливающиеся у струнодержателя) хамбакеры могут иметь разное расстояние между магнитоводами — 50 мм для бриджей типа Gibson и 52 мм для остальных (называться они могут F-Spaced, Trembuckers, или иметь обозначение TB).

Если у вас страт с тремя синглами, а вы хотите установить хамбакер, то не обязательно нужна фрезеровка корпуса. Новые гитары под пластиковым пикгардом чаще всего имею полости, позволяющие установить туда хамбакер. Вам нужно будет только купить новый пикгард.

Нужны ли мне новые датчики?

Звукосниматели очень сильно влияют на тембр электрогитары, но важно понимать, на какие именно аспекты тембра.

Разделим условно весь спектр гитарного звука на чистый и перегруженный (distortion). С одной стороны будет находится абсолютно чистый джазовый звук, с другой — экстремальный хайгейн. Если в случае чистого звука звукосниматели напрямую влияют на тембр с точки зрения частотных характеристик (яркий/тусклый, теплый/холодный), то чем больше мы перемещаемся в сторону перегруза, тем меньше влияние на частотную составляющую тембра, и больше влияние на характер звучания перегруза: его фактуру, разборчивость.

Если сравнить звучание какого-нибудь сверхскоростного techno death metal и сверх-медленного sludge, то в обоих случаях будет экстремально перегруженный звук, но характер будет принципиально разным: отчетливый и читаемый в первом, крупнозернистый и грязный — во втором.

Как я уже говорил в прошлой статье , на уровень выходного сигнала звукоснимателей влияют параметры катушки и тип магнита, но по-разному. Упрощенно говоря, увеличивая мощность с помощью катушки, мы делаем звук более низким, теплым и, наконец, грубым, а увеличивая мощность при помощи магнита, создаем более яркий, холодный и читаемый звук.

Я советую выбирать звукосниматели, исходя из того звучания, которое вы хотите получить.

  • Играете джаз на чистом звуке и вам важна теплота и естественность? Ищите звукосниматели на магнитах Alnico2.
  • Любите фанк? Тогда «горячие» синглы на Alnico5.
  • Цените хороший чистый и средний уровень перегруза? Хамбакеры Alnico5 средней мощности.
  • Нравится звук синглов, но не нравится фон или нет возможности установить хамбакер? Рассмотрите вариант хамбакеров в корпусе сингла, хамканселлеры, стэковые (Stack) датчики — тысячи этих маркетинговых названий.
  • Гитара на перегрузе звучит слишком грубо и неразборчиво? Следует попробовать что-нибудь на керамике.
  • Гитара звучит слишком тонко на чистом звуке? Поменять керамические звукосниматели на Alnico5.

При этом необходимо учитывать звучание самой гитары

Если не подключенная гитара с новыми струнами звучит ярко и резко, «стреляет», то вряд ли стоит ставить на нее яркие керамические датчики, но при этом они могут оказаться подходящими для инструмента с мутной нижней серединой, например.

Замечу, что бюджетные модели гитар оснащаются, в основном, керамическими датчиками невысокого качества — это позволяет производителям экономить медь. Так что замена стоковых датчиков на брендовые способна улучшить звучание вашей гитары.

Отдельно стоит упомянуть активные звукосниматели

Магнитно-индуктивная система гитарных звукоснимателей обычно слабая, но при этом имеет более линейную АЧХ. При этом сигнал усиливается активной электроникой. Стоит заметить, что в подобных схемах применяются разделительные конденсаторы, что работает как фильтр высоких частот, а значит спектр таких датчиков будет ограничен снизу. Это приведет к большей разборчивости звука на высоких уровнях перегруза, однако, многими такой звук воспринимается как «пластмассовый».

К плюсам активной электроники так же можно отнести то, что такие схемы менее чувствительны к отрицательному влиянию емкостей длинных кабелей — меньше страдает верхний диапазон.

Активная электроника бас-гитар предоставляет более широкие возможности регулировки тембра: помимо обычной ручки тона в схеме часто присутствует 2-3 полосный эквалайзер. При этом, активная электроника басов часто используется с обычными пассивными звукоснимателями, а не только специально разработанными.

Совет:

Ищите информацию по звукоснимателям, на которых играют ваши кумиры или просто гитаристы, на которых вы ориентируетесь. Но всегда при этом обращайте внимание на инструмент и усиление. В отрыве от этого, датчик может просто не подойти.

Пример: Нуно Беттанкур играет на ясеневой гитаре (яркий звук) с очень яркими звукоснимателями Bill Lawrence. При этом его усилитель и кабинет звучат достаточно «темно», что маскирует эту яркость.

Надеюсь, эта статья поможет вам подобрать звукосниматели, которые подходят лично вам!

Автор: Иван Скачков (звукорежиссер, мастер по изготовлению гитар и гитарист).

Источник

Оцените статью