Гитары с наименьшим фоном

Звукоусиление

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Сергей Арзуманов
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 15 ноября 1997 г.

Современному электрогитаристу, к сожалению, недостаточно быть только хорошим музыкантом — ему все больше и больше приходится заниматься чисто техническими вопросами. Бурное развитие техники и, как следствие, появление на рынке огромного числа разнообразной аппаратуры, невольно заставило музыкантов хорошо ориентироваться в океане технической информации и уметь разбираться хотя бы в основах радиоэлектроники. Это умение может пригодиться при дальнейшем чтении этой статьи. Мы поговорим об одном неприятном эффекте, который может неожиданно возникать в самых неподходящих ситуациях, и так же неожиданно исчезать, не оставляя никаких следов. Этот эффект сопровождает работу всех звукоусилительных приборов, только в одних ситуациях он заметен, в других — нет. Называется он «гитарный фон».

Н аверняка очень многим начинающим электрогитаристам доводилось наблюдать следующую картину. Вы подключаете электрогитару к своему первому, только что купленному (а может и спаянному!) дисторшну, его — к усилителю, и, с замиранием сердца, включаете питание. Осторожно трогаете струну. Все звучит. Радуясь, вы нажимаете на педаль, включая эффект. Тотчас в громкоговорителях раздается 50-герцовый фон, на фоне которого (извините за каламбур) слышится принимаемая радиопередача, причем путем поворота гитары в ту или иную сторону, громкость этой «музыки» можно увеличить или уменьшить. Естественно, что первое подозрение падает на дисторшн, ведь без него фона не было и в помине, но если подключить гитару к дорогостоящей фирменной примочке, то повторится та же история.

Как же определить, в чем дело? Попробуем провести простой эксперимент. Для этого необходимо включить дисторшн, и ручку громкости на гитаре поставить в нулевое положение, замыкая тем самым входную цепь педали на общий провод. С уверенностью можно сказать, что гитарный фон исчезнет и в громкоговорителях станет тихо. Неужели дело в гитаре? К сожалению, скорее всего. Давайте разберемся вместе.

В работу любой схемы, реализующей эффект «дисторшн», положен принцип ограничения гитарного сигнала по амплитуде. При этом сужается динамический диапазон звука электрогитары и обогащается спектр выходного сигнала; звук становится более ровным, тягучим, продолжительным, наполненным большим количеством обертонов. Ограничение сигнала может быть достигнуто с помощью многих схемотехнических решений, будь то знаменитая перегруженная радиолампа, ограничительные диоды в цепи обратной связи усилителя или что-то другое — сейчас это не имеет никакого значения; заметим только, что в педалях применяются, в основном, ограничительные диоды.

Ограничение сигнала диодами наступает примерно при 0,6В. Но сигнал, поступающий с электрогитары, имеет среднюю амплитуду гораздо меньше указанной — обычно около 100мВ, хотя это зависит от звукоснимателей, установленных на гитаре. Поэтому приходится усиливать сигнал до величины, достаточной для нормальной работы схемы (в некоторых схемах происходит 100-кратное усиление сигнала!). Естественно, что и все паразитные наводки на гитару усилятся во столько же раз и станут хорошо заметны на слух, в особенности при отсутствии сигнала, в какой-то степени маскирующего их. Когда же дисторшн выключен, сигнал проходит через схему не усиливаясь, и наводки просто не слышны (на самом деле они никуда не делись).

Рис.1. Уровни гитарного сигнала и наводки до усиления.

Рис.2. Уровни гитарного сигнала и наводки после усиления.

Рис.3. Уровни гитарного сигнала и наводки после ограничения.

Взглянем на рис.1-3. На них схематично изображены уровни гитарного сигнала и наводки до усиления, после усиления и после ограничения. Для большей наглядности и сигнал, и наводка представлены, как имеющие одинаковую частоту. Из рис.1 видно, что исходно уровень наводки существенно меньше уровня гитарного сигнала. После усиления (рис.2) уровни сигнала и наводки увеличиваются, но пропорции между ними сохраняются такие же, как и в предыдущем случае. Совсем другая картина наступает после ограничения сигнала (рис.3). Ограниченный гитарный сигнал резко уменьшается по амплитуде, уровень же наводки не изменяется, становясь по величине соизмеримым с сигналом. Это и есть тот самый фон, хорошо заметный на слух. Наверное, вы уже поняли, что фон будет хорошо слышен только при использовании эффектов, использующих большое усиление сигнала. К таковым, кроме дисторшна (овердрайва), относится и компрессор-сустейнер, правда в последнем принцип работы отличается от вышеописанного.

Теперь попытаемся выяснить, откуда же появляются наводки на гитару, и можно ли их каким-нибудь образом уменьшить.

Наводки — это чаще всего ни что иное, как следствие возникновения электромагнитного поля, создаваемого при прохождении по проводнику переменного электрического тока. Так как устранить первопричину этого явления не представляется возможным (любая аппаратура требует электрического питания), то приходится уменьшать ее влияние. Основным и самым дешевым способом защиты от электрического поля (обычно от паразитных емкостных связей между проводниками) является экранирование. Экран может представлять собой металлическую перегородку или кожух, электрически надежно соединенный с общим проводом цепи. Таким образом, главная причина, по которой электрогитара может «фонить» — плохая экранировка или полное ее отсутствие. Все элементы схемы электрогитары, а также звукосниматели, которые особенно чувствительны ко всякого рода наводкам, должны быть хорошо защищены экраном. Металлические части электрогитары, включая струны, также, как и экран, должны иметь надежный контакт с общим проводом. Потенциометры в гитаре следует применять только закрытого типа; их металлический корпус опять-таки будет служить экраном. Тем не менее, как бы хорошо ваша электрогитара защищена не была, на репетициях, и в особенности на концертах, необходимо располагаться на некотором расстоянии от комбо- и оконечных усилителей. Это обусловлено тем, что в этих устройствах установлены довольно мощные трансформаторы, создающие вокруг себя магнитное поле высокой напряженности.

От типа подключения звукоснимателей, установленных на гитаре, уровень фона тоже будет определенным образом зависеть. Как известно, при параллельном противофазном соединении катушек, помеха, наводимая на них, компенсируется. Это свойство учитывается при подсоединении к схеме звукоснимателя типа humbucker (HB), имеющего внутри две катушки. Звукосниматель типа single coil (SC), имеющий одну катушку, будет значительно сильнее подвержен наводкам. Правда, производители гитарных звукоснимателей идут в последнее время на разные хитрости. Так, в продаже можно увидеть SC, который в действительности является двойным датчиком — там катушки располагаются не рядом друг с другом, как обычно в HB, а одна под другой. Аналогично, продаются SC, где под основной катушкой установлена дополнительная компенсирующая катушка без магнита, или SC с дополнительной катушкой, намотанной поверх основной обмотки.

До этих пор мы полагали, что источником фона является гитара. Тем не менее, бывают достаточно редкие ситуации, когда гитара не виновата. И вообще, как определить источник фона? Теоретически он может быть в любом месте звукоусилительного тракта электрогитары, а эта цепочка достаточно длинная: электрогитара — устройства эффектов — комбоусилитель — микрофон — микшерный пульт — оконечный усилитель, и, естественно, все соединительные шнуры. К счастью, в такой ситуации источник фона вычисляется достаточно легко и быстро. Если из динамической головки комбоусилителя фон не слышится, то можно успокоиться — дальнейшая звукоусилительная цепь находится в ведении звукооператора. Если же фон все-таки есть, то необходимо последовательно отключать все элементы вышеприведенного звукового гитарного тракта, начиная с самой гитары. Единственное, что нельзя делать — оставлять один конец кабеля свободным (никуда не подключенным), так как он при этом будет работать как антенна, принимая все электромагнитные излучения в окружающем пространстве. Для оперативной проверки кабелей можно воспользоваться любым металлическим предметом (пинцет, ключи и т.п.), замкнув оба контакта разъема «джек» (второй конец кабеля должен быть подсоединен ко входу педали или усилителя). Если фон при этом полностью не исчезнет, то, возможно, в кабеле повреждена оплетка или в разъеме плохая пайка. К сожалению, многие музыканты пренебрегают или недостаточно серьезно относятся к качеству своих шнуров. Между тем, плохие шнуры и полуоторванные «земли» создают массу проблем, разрешить которые ничего не стоит — надо только использовать качественные, лучше фирменные кабели, стоимость которых не так высока.

Еще один шаг в борьбе с наводками — заземление. По возможности, всю аппаратуру необходимо заземлить. Это вовсе не означает, что надо намотать один конец провода на усилитель, а другой — на батарею (это неправильно и опасно). Заземление должно быть грамотным, но эта тема отдельной статьи.

Теперь следует остановиться на наводках, появляющихся в звуковом тракте при полной его исправности и надежном экранировании. Обнаружить причину таких наводок весьма непросто, а в ряде случаев невозможно. И, даже найдя эту причину, не всегда удается ее устранить. Такие наводки могут проникать в звуковой тракт по контуру заземления и силовым цепям питания (например, по электрической сети может идти сильная помеха, если где-нибудь рядом работает сварочный аппарат или электродвигатель). Появляющиеся от воздействия сильных электромагнитных полей на чувствительные входы усилителей индуктивные наводки также вносят свой вклад в суммарный уровень помех. В таком случае, если полностью убрать влияние фона не удается, можно посоветовать два варианта. Первый из них — применение параметрического эквалайзера. Параметрический эквалайзер предоставляет возможность управлять тремя параметрами: центральной частотой, шириной полосы и уровнем сигнала в этой полосе частот. Такой эквалайзер имеет то преимущество, что с его помощью можно точно настроиться на нужную частоту. Поэтому, чтобы уменьшить уровень гитарного фона, нужно настроить центральную частоту на 50Гц, сузить до минимума ширину полосы и ослабить до предела уровень сигнала (в этой ситуации эквалайзер будет работать подобно режекторному фильтру). Второй вариант — использование шумоподавителя, а точнее, нойс гейта (noise gate). Описывая в двух словах его работу, можно сказать, что он отслеживает уровень входного сигнала, и как только последний упадет ниже определенного, заранее установленного значения, перестает пропускать сигнал на выход, пока уровень сигнала снова не возрастет.Таким образом в паузах, где гитарный фон особенно хорошо заметен, нойс гейт закроется, а откроет его только полезный сигнал, который будет маскировать этот фон.

Оба вышеописанных шага являются весьма действенной мерой в борьбе с гитарным фоном, но при этом надо понимать, что применяя эти способы, вы устраняете следствие, а не причину.

Источник

Как избавиться от фона за несколько секунд

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Многие гитаристы жалуются, что на разных площадках с плохим аппаратом и не грамотной коммутацией оборудования, гитары на перегрузе начинают фонить и ловить радио.

В видео показан лёгкий и быстрый способ избавиться от фона у гитары без экранировки всякой фольгой, которую советуют далёкие от ремонта гитар люди.
Смотрим и удивляемся простому ЛайфХаку(ну кто естественно не знал про этот старинный способ)

Как это работает.
Ручка тона срезает частоты в которых и проявляется фон.
Кстати, такой способ применяется в старинных радиолах, где был переключатель на разные конденсаторы.
Всех вам Благ и вашим инструментам

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Источник

Хинт: уменьшаем фон от гитары

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Сегодня на просторах инета увидел фотку простого, но, как мне кажется, довольно полезного приспособления.

Как думаете, что такое?

Наверно все замечали, что когда кладешь руку на струны фон от гитары довольно ощутимо уменьшается, особенно, если ваши звукосниматели — это синглы. Ну, оно и понятно – заземляешь гитару на себя.

Ну, собственно, этот девайс делает тоже самое, только не надо постоянно держать руку на струнах, что зачастую не всегда удается.

Крокодил цепляется, например, за бридж, а колечко надевается на палец. Simply Clever, как гласит рекламный слоган одного номинально чешского автопроизводителя =)

Вот такой вот небольшой хинт…

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Источник

Выбор Первой Электрогитары для Начинающего (+ 3 важных вывода)

Вот вы решили, что хотите играть именно на электрогитаре, идете в музыкальный магазин и понимаете, что ничего не понимаете, все гитары красивые, одна как у одного гитариста, другая как у другого, одна стоит 10т.р., другая 200т.р.

Возникает много вопросов, на которые продавец не всегда может ответить. Садитесь поудобнее, сейчас я постараюсь дать компактные и простые ответы на основные из них. Приятного чтения.

Напомню, что авторские ноты и табы для игры разной интересной музыки на гитаре можно выбирать из большой коллекции ЗДЕСЬ

Итак, мной будут рассмотрены самые распространенные формы и виды электрогитар стандартного размера, их отличия и особенности. Мое мнение, описанное здесь, сформировалось с личным опытом, но я постараюсь быть как можно объективнее.

Начну с деталей, чтобы в конце можно было лучше понять особенность каждой модели. Первые в моем списке – это звукосниматели.

Звукосниматели у электрогитар

Звукосниматели – это то, что делает гитару электрогитарой, это устройство, которое преобразует колебание струн в электрический ток. Другими словами, это датчик, который снимает звук гитары и передает сигнал в усилитель через кабель. Звукосниматели бывают магнитными (пассивные) и пьезоэлектрические (активные).

Я считаю, что пассивные датчики более универсальные, они самые распространенные и существует множество моделей для всех музыкальных направлений. Активные звукосниматели появились в результате развития музыкального оборудования.

Этим датчикам требуется дополнительное питание, в качестве источника, чаще всего, выступает батарейка 9V. Главный плюс этих звукоснимателей в том, что они меньше издают фон на перегрузе (дисторшн, тяжелый звук), однако, обладают меньшей динамикой на чистом (не обработанном) звуке. Первую гитару советую брать только с пассивами.

С активами и пассивами разобрались, теперь еще одна классификация. Звукосниматели разделяются на синглы, хамбакеры и минихамбакеры.

Можно услышать очень много разных мнений относительно их предназначения, поэтому объясню самое основное. Сингл – однокатушечный, на вид меньше, чем хамбакер, который двухкатушечный и представляет собой два сингла вместе для подавления фона.

Минихамбакер – хамбакер размером с сингл. Попробую максимально объективно рассказать отличия. Хамбакеры изначально придумали для подавления фона. Мое мнение, что на перегрузе они звучат плотнее и тяжелее, при этом остается теплый чистый звук.

Сейчас же синглы стараются делать со своеобразным подавлением фона, не добавляя вторую катушку, поэтому, не думаю, что современные модели этих звукоснимателей издают на много больше фона (не касается бюджетных моделей). Считаю, что синглы легче по звучанию на перегрузе, но чаще теплее на чистом.

Каждому советую посмотреть интернет-ролики, где сравнивают звучание разных звукоснимателей, а лучше, если есть возможность, послушать и сравнить живое звучание двух инструментов с разными датчиками, тогда вы точно будете знать, что именно вам нужно.

Комбинация и положение звукоснимателей. У струнодержателя – бриджевый звукосниматель, у грифа – нековый и центральный – это тот, который между ними. Все гитары оснащены переключателем, чтобы включить только бриджевый, только нековый или оба сразу.

Моя любимая комбинация 2 хамбакера (HH), в сети распространено мнение, что самая универсальная комбинация – это 2 сингла и хамбакер (SSH), может это и так, но все субъективно, берите то, что нравится по звучанию. Обращу внимание на то, что звукосниматели по-разному себя ведут в разных местах, поэтому вам может понравится в неке сингл, а в бридже хамбакер, но не понравится сингл в бридже, а хамбакер в неке, бывает и такое.

Струнодержатель у электрогитары

Переходим к следующей важной детали – струнодержатель. Для начала обычный бридж без машинки-тремоло.

Считаю этот вид струнодержателя самым надежным и думаю, что первую гитару лучше брать с ним, чтобы не быть обремененным настройкой более сложных механизмов, о которых я расскажу чуть ниже.

Думаю, вы часто видели на электрогитарах рычаг и замечали, что на других гитарах его нет. Этот рычаг и называется машинка-тремоло.

Бывает классическая машинка-тремоло на 2х и 6-ти болтах, а бывает более сложная версия Floyd Rose. Если в двух словах, то этот рычаг существует для понижения и повышения строя струн, чтобы использовать приемы по типу вибрато, но не думаю, что вы воспользуетесь им на первых порах.

Классическая машинка-тремоло на 6-ти болтах работает только на понижение, на 2х болтах так же работает, в основном, на понижение, но при определенной настройке может и немного повышать, хотя некоторые умудряются так делать и с 6-ти болтовыми машинками.

Помимо этого, говорят, что на 2х болтах лучше держит строй, к сожалению, мне не довелось быть обладателем гитары с тремоло на 6-ти болтах, не могу сравнить сам.

Floyd Rose же превосходит классические машинки-тремоло в амплитуде, работает в обе стороны, обладает точной настройкой, струны у грифа заблокированы топлоком для сохранения строя.

Однако Floyd Rose будет слишком сложный в эксплуатации новичкам, поэтому не рекомендую брать первую гитару с т 8акой машинкой, особенно, если инструмент недорогой, чем хуже качество, тем хуже держится строй и сложнее подстройка.

Формы электрогитар

Плавно переходим к самим инструментам. Самые распространенные формы: Stratocaster, Telecaster, Les Paul, SG и Super Strat.

Stratocaster – это одна из самых распространенных форм электрогитары, которая, чаще всего имеет на борту 3 сингла (SSS) или 2 сингла и 1 хамбакер (SSH), оснащена классической машинкой-тремоло. Как один из самых универсальных инструментов, подходит для стилей от джаза до heavy metal.

Telecaster – модель электрогитары, которая чаще всего оснащена двумя сигналами, струны держит бридж без машинки-тремоло. В основном, гитара используется для легкой музыки по типу funk, pop и classic rock.

Les Paul – модель, на мой взгляд самая универсальная, чаще всего оснащена двумя хамбакерами (HH), струны держит бридж без машинки-тремоло. Я видел, как на этой гитаре играют легкий джаз и брутальный Death metal, естественно, все формы имеют различные комплектации моделей и одни гитары звучат тяжелее, другие мягче.

SG – модель с двумя хамбакерами (HH), струны держит бридж без тремоло, отличная гитара для блюза и рока.

Super Strat – это форма внешне напоминающая Stratocaster, но имеет, в основном, более агрессивный вид, также обладает расширенным функционалом, а именно: больше ладов, более мощные звукосниматели, чаще всего электрогитара оснащена Floyd Rose. Гитара такой форы, в основном, используется для тяжелой музыки.

Выбор электрогитары, советы

Когда вы определитесь с тем, какую гитару хотите, то возникает вопрос о фирме, стране производителе и том, как потратить меньше, а получить лучше.

Что касается страны производителя, то мой рейтинг такой: первое место США, второе Япония и Мексика, третье Корея, а Китай, Индонезия и т.п. примерно на одном уровне. Я не буду перечислять производителей, но дам несколько советов относительно выбора электрогитары:

Во-первых , если вы хотите качественный инструмент, но не обладаете большим бюджетом, то можно купить инструмент б.у., но только если страна производитель США, Япония, Мексика или Корея. Б.у. гитару, страна производителя которой является Япония, к примеру, можно купить примерно от 15000р. — 20000р. при этом новая гитара китайского производства будет стоить от 10000р. Я всегда советую делать именно так, желательно взять с собой знающего человека.

Во-вторых , если вы не обладаете большим бюджетом, но хотите новую электрогитару, то не берите самый дешевый инструмент, возьмите минимум на 60% дороже.

В-третьих , не забудьте сразу отнести инструмент на диагностику и достройку к мастеру, не важно, стали вы обладателем новой электрогитары или б.у., произведенной в США или Китае.

Играйте на гитаре, самообразовывайтесь и помните, что главная часть любой электрогитары, от которой больше всего зависит звучание – это гитарист!

Источник

Читайте также:  Ноты для прима кобыз
Оцените статью