Гитары с нулевым порожком

Нулевой лад — Zero fret

Нулевой лада является лада помещен на бабки конце шеи в виде банджо , гитары , мандолину или бас — гитаре . Он выполняет одну из функций гайки : удерживает струны на правильном расстоянии от других ладов на грифе инструмента . При использовании нулевого лада для установки правильного расстояния между струнами по-прежнему требуется отдельная гайка.

СОДЕРЖАНИЕ

Функция

Нулевой лад располагается в том месте, которое обычно занимает гайка. На гитаре с нулевым ладом гайка расположена за нулевым ладом и служит исключительно для правильного расположения струн. Струны располагаются на нулевом ладу, который обычно находится на той же высоте, что и все остальные. Некоторые люди предпочитают и чувствуют себя более комфортно, когда нулевой лад немного выше остальных ладов. Нулевой лад работает так же, как и все остальные лады.

Утверждается, что с нулевым ладом звук открытой струны более близко приближается к звуку ладовой струны по сравнению со звуком открытой струны на гитаре без нулевого лада. Противодействуют этому заявлению музыканты, которые считают, что костяная или даже синтетическая гайка улучшит общий тон инструмента независимо от того, на какой струне играют на открытой струне или на ладони. Поскольку тон настолько субъективен, эти два утверждения, вероятно, будут продолжаться бесконечно.

Некоторые производители, которые часто используют (d) нулевой лад, — это Gretsch , Kay , Selmer , Höfner , Mosrite , Framus , Vox , Vigier , Harley Benton и производитель бас-гитар MTD . Сейчас очень немногие производители используют этот дизайн, а те, кто все же перечисляет его как функцию. Steinberger использует нулевой лад со своими гитарами без головы, но опускает гайку; Струны устанавливаются на место, где обычно находится головка, поэтому нет необходимости в направляющих для струн, которые обеспечивает гайка. Гитары Gibson 2015 модельного года имеют нулевой лад, чтобы приспособить латунную регулируемую гайку, которая, по заявлению производителя, обеспечивает лучший сустейн и интонацию. Британский производитель акустических гитар Fylde Guitars в стандартной комплектации использует нулевой лад.

Читайте также:  Warmoth что за гитары

Недостатки

Низкое действие струны (расстояние между струной и проволокой лада) является результатом не приподнятого нулевого лада при использовании того же размера проволоки грифа. На некоторых гитарах может потребоваться немного поднять высоту седла бриджа.

Преимущества

Можно использовать большое количество струн разного калибра. Струны располагаются поверх нулевого лада независимо от толщины и имеют одинаковое расстояние до первого лада. Если вы прорезали канавки в гайке для толстых струн, может потребоваться полностью заменить гайку, чтобы вернуться к более тонким струнам. На нулевом ладу это не нужно.

Обычная гайка из относительно мягкого пластика или кости легко зажимает струну и затрудняет точную настройку. Эффект зажима возникает не только из-за слишком узких прорезей для гаек, но, в частности, из-за вдавливания витков струны в материал гайки в нижней части прорези. Этот эффект более характерен для нейлоновых струн с проволочной намоткой, чем для стальных. Использование нулевого лада снижает давление материала гайки, а гайка служит только для центрирования струн по бокам. Настройка плавная, без резких движений и скачков интонации. Лишь несколько производителей делают обычные металлические (бронзовые) гайки, которые избегают эффекта зажима струны.

Поднятый и прямой нулевой лад

Когда нулевой лад рассматривается как продолжение грифа, добавляя еще одну проволоку для ладов перед гайкой, тогда мастер будет использовать проволоку для ладов идентичных размеров. Это уменьшит действие струны на нижних ладовых позициях. Чтобы избежать этого эффекта, мастера часто используют более толстую струну на нулевом ладу. В то время как прямой лад и лад с нулевым уровнем улучшает точность настройки на нижних ладах (в основном от ладов 1 до 3), приподнятый лад удерживает струну выше и помогает избежать гудения струны.

Источник

Муздеталь

Музыкальные инструменты для начинающих и продолжающих

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • Поиск
  • Пользователи
  • Наша команда

Соединить с аккаунтом в социальной сети

Несколько технических вопросов .

Выбор инструмента. Наличие в магазинах. Вопросы по ремонту.

Модератор: Mmnt

Несколько технических вопросов .

Сообщение Aлексей » Чт сен 16, 2010 10:53 am

Подскажите, пожалуйста, каким инструментом углубляются прорези на верхнем порожке?
Спрашиваю, т.к. ширина прорезей от 1-ой струны до 6-ой разная (под 1-ую. струну прорезь оч.тонкая -надфиль не годится, под 6-ую значительно шире . ) Ножовочное полотно то же широковато

Сообщение Mmnt » Чт сен 16, 2010 11:26 am

Обычным надфилем. В наборе их штук 10 разных по профилю, подбирайте. Совсем тонкий пропил можно полотном углубить.

Пропил в порожке не обязательно должен быть идеально равен струне. Это на электричках маньячат с порожками, вплоть до смазки графитом и т.п. А акустика устроена проще и «грубее».

Но не забывайте, что пропил должен иметь некоторый завал в сторону колков, чтобы струна опиралась на самый край пропила, в сторону ладов. Иначе строй потеряете.

Сообщение Aлексей » Чт сен 16, 2010 12:06 pm

Спасибо, понял.
Еще вопрос.
Дочка у вас на Таганке вчера купила GB GD100S, на гитаре струны N11. Вижу, что ей трудно их зажимать, пальчики тоненькие .
Можно на эту гитару поставить N10? Ваше мнение, или они не раскачают ее?
Если можно, то какие струны посоветуете ?

И еще, наверное совсем глупый вопрос, м.б. у разных фирм среди струн с одним номером бывают струны мягкие (т.е легче нажимать)?
Т.е. N11 (по толщине), а по «мягкости» почти как N10

PS. М.б. бывают шлифованные струны?, по идее должны меньше резать пальцы

Сообщение Mmnt » Чт сен 16, 2010 5:44 pm

Девушке можно было бы и покомпактнее что-то купить, чем дредноут. Чем крупнее гитара, тем более толстых струн она требует для полного звучания. Но под 010 дредноут конечно тоже будет играть.

Комплекты струн даже у одного производителя скомпонованы немного по-разному. Есть 010-046, а есть например и 010-054. Тонкие струны одинаковые, а басы отличаются. Но поскольку сильней всего режут пальцы как раз тонкие струны, вы мало что выиграете от перемены комплектов. А тонкие струны — они стальные, как не делай 010, жесткость будет в общем одна. И на шлифованных струнах тонкие струны такие же.

Поэтому кстати и рекомендуют начинать на классической гитаре с синтетикой, пальцы страдают намного меньше.

Если бы проблема с пальцами была непреодолима, откуда бы взяться такому количеству гитаристов в мире? Со временем пальцы привыкают. Используйте струны потоньше, те же 010. И покажите гитару мастеру, возможно он сможет опустить струны ниже, чем сейчас, играть будет полегче.

Сообщение Виктор » Чт сен 16, 2010 7:21 pm

Сообщение Aлексей » Чт сен 16, 2010 9:07 pm

ОК, будем пробовать 10-ку
И все-таки, пожалуйста, посоветуйте для нашей ситуации ХОРОШУЮ 10-ку .

А на счет опустить струны пониже,
надеюсь это сам сделать, почему и задавал 1-ый вопрос.
Родной порожек трогать не буду, надо купить порожек у вас в магазине, на нем и попробовать .
Косточку то же трогать не буду, т.к. струны на 12-м ладу и далее идут очень хорошо (низко) над грифом и вроде почти не звенят, строй вполне приличный .

Сообщение Aлексей » Чт сен 16, 2010 9:08 pm

Виктор, спасибо за мысль, попробую.

PS.
Еще вопрос: никогда не имел дела с гитарой, у которой струны так крепятся на порожке .
Так — это с помощью, даже не знаю как эти штуковинки называются . пробки?, клинья?
Как они вынимаются, легко? или их немного забивают и надо вытаскивать с усилием ? (не хочется их повредить).
Спасибо!

Сообщение Berkut » Чт сен 16, 2010 11:27 pm

Сообщение Mmnt » Пт сен 17, 2010 12:30 am

Virtuozo — это струны Martin, упакованные в Новосибирске в конце 90-х. Одно время это были очень популярные струны, обходились дешевле, чем обычный Martin. Если упаковку не вскрывали, они могут быть живые. Посмотрите внимательно, нет ли следов ржавчины и окисла. Если нет — попробуйте, хуже не будет.

Помимо косточки и порожка есть еще профиль грифа. По здравому смыслу понятно, как убавить высоту струн, если они явно высоко. Но вытянуть минимальную высоту с минимальным звоном — это требует навыка. Поэтому лучше это доверить мастеру, стоит недорого, заодно все узнаете про свою гитару. Можно к Шишкину, можно к Десневу.

Сообщение Aлексей » Пт сен 17, 2010 8:56 am

Mmnt писал(а): Virtuozo — это струны Martin, упакованные в Новосибирске в конце 90-х. Одно время это были очень популярные струны, обходились дешевле, чем обычный Martin. Если упаковку не вскрывали, они могут быть живые. Посмотрите внимательно, нет ли следов ржавчины и окисла. Если нет — попробуйте, хуже не будет.

Помимо косточки и порожка есть еще профиль грифа. По здравому смыслу понятно, как убавить высоту струн, если они явно высоко. Но вытянуть минимальную высоту с минимальным звоном — это требует навыка. Поэтому лучше это доверить мастеру, стоит недорого, заодно все узнаете про свою гитару. Можно к Шишкину, можно к Десневу.

Еще вопрос .

Сообщение Aлексей » Пт сен 17, 2010 2:06 pm

Вроде пока не надо, но что бы знать на будущее, вопрос:

В грифе стоит стержень.
Если смотреть со стороны головки винта (в отверстие деки), то
— что происходит при вращении по часовой стрелке?
— против часовой стрелки?

Сообщение Mmnt » Пт сен 17, 2010 2:22 pm

Это анкер — то, что меняет профиль грифа.

Сообщение mux22 » Пт сен 17, 2010 4:26 pm

Кому интересно, вот надфили в американском магазине для гитарных мастеров:
http://www.stewmac.com/shop/Tools/Speci . Files.html
Доставляются в Россию долго, но стабильно. Зависимость есть.

До того, как заказал себе такие, пилил порожки обычными надфилями. Несколько надфилей было обточено на точиле, чтобы оставалась только тонкая режущая кромка по краю.

Сообщение Aлексей » Пт сен 17, 2010 9:28 pm

Mmnt писал(а): Это анкер — то, что меняет профиль грифа.

Спасибо!
Верно, анкер
Прочитал вашу статью. У нас гриф с небольшим прогибом, следовательно (согласно статьи) слабо натянут анкер.
Но вопрос по направлению вращения головки анкера остался открытым (в статье этого нет) — кручу по часовой стрелке — натягиваю анкер или отпускаю
Конечно, если сам попробую вращать, наверно это будет видно . но все-таки хотелось бы знать общий принцип.

Кстати, поставил 010 Martin.
После струн 011 струны 010 нисколько не приблизились к грифу , во всяком случае на глаз совершенно не заметно, звона то же нет.
А вот звучание гитары в целом стало более скучным , нет не тихим (потише конечно), а именно скучным, то ли этот Martin у меня совсем старый (с виду абсолютное новье), то ли он просто не годится для дредноутов, то ли 10-ка в принципе не в состоянии «завести» эту гитару, но вообщем фигня получилась, звонкость (типа «кантри») куда-то совсем пропала .
А зажимать струны стало намного легче, и если чуть понизить верхний порожек (все-таки высоковат), то вообще будет как на электрогитаре, где усилий почти не требуется.
Дочка попробует, и решит — оставит этот скучный Martin или вернуть на гитару родные струны.

Источник

Верхний порожек и нулевой лад

Сегодня ко мне приходил наш форумчанин и предложил мне уточнить некий нюанс с верхним порожком, который я мог пропустить в своей статье на основном сайте, либо написать о нем опосредованно как о само собой разумеющемся.

Есть два варианта решения на верхней опоре струн:

1. Верхний порожек в гордом одиночестве, желательно установленный с учетом компенсации строя.
2. Нулевой лад и подобие верхнего порожка.

Струна во втором случае должна отсекаться на нулевом ладу (правильно написать на порожке нулевого лада). Штука, которая стоит за ним и с виду похожа на верхний порожек на самом деле только четко распределяет струны, и не участвует в расчетах мензуры не коим образом. Этот распределитель находить вне зоны мензуры.

Если вы видите, что у вас есть нулевой лад и струна его не касается, то значит вам надо сделать пропил на распределителе глубже, чтобы струна четко легла на лад. Если появляется треск, значит надо поднимать сам лад.

Отрезок струны между нулевым ладом и распределителем струн не участвует ни в каких расчетах — аппендицит, отрежь и выкинь, а лучше сожги.

Источник

Как устроен нулевой лад и что с ним делать

Нулевой лад — гораздо менее интересная штука, чем думается людям (если судить по тому, как часто меня о нем спрашивают). Поэтому ответ на вопрос из заголовка будет коротким.

Какая задача у стандартного верхнего порожка, который без нулевого лада? На самом деле, их две:
1) держать струны на некоторой высоте над накладкой;
2) держать струны на некотором расстоянии друг от друга и от краев грифа.

Гитара с нулевым ладом вместо одного элемента для достижения этих целей использует два разных — по одному на каждую задачу. Собственно нулевой лад определяет высоту струн, а верхний порожек, стоящий чуть ближе к колкам, распределяет струны по ширине грифа.

(я намеренно ничего не написал о расположении порожка по мензуре — этот параметр можно вынести за скобки при сравнении)

Я не вижу ситуаций, когда система «нулевой лад + порожек» лучше простого верхнего порожка. Должно быть, потому нулевой лад и вымер, оставшись только на псевдовинтажных инструментах.

Вопреки распространенному мнению, верхний порожек при нулевом ладу требует примерно столько же возни, что и самостоятельный верхний порожек. А нулевой лад, в свою очередь, в идеальном случае должен быть чуть выше остальных ладов и поэтому требует отдельного внимания. Таким образом, никакого выигрыша по трудозатратам эта система также не дает. При условии, конечно, что вы все делаете на совесть.

Единственный сценарий, в котором нулевой лад полезнее, чем отсутствие такового — гитара с топ-локом. Регулировать топ-лок по высоте сложно, а по радиусу практически невозможно. Нулевой лад решает обе эти проблемы, однако я не знаю ни одной серийной гитары с топ-локом и нулевым ладом одновременно.

Я ставлю лады на гриф с нулевым ладом. Какого размера должен быть нулевой лад относительно остальных?
— Поставьте либо следующий по высоте размер (например, вместо 2,5*1,2 поставьте 2,8*1,4, если мы говорим о модельном ряде Sintoms), либо такой же — но тогда придется чуть-чуть пошлифовать остальные лады, даже если они идеально сели и не требуют выравнивания. Нулевой лад должен получиться чуть выше.

А дальше с ним что делать?
— После того, как все лады, кроме нулевого, вышлифованы вровень друг с другом, надо взять лекальную линеечку и погонять ее по нулевому и второму ладу, следя за зазором над первым. При необходимости доведите нулевой лад напильником до нужной высоты. Зазор выставляется примерно такой же, какой вы бы выставили на обычном верхнем порожке. Далее все лады закатываются и полируются стандартным образом.

— Есть ли смысл ставить нулевой лад из особо прочного сплава?
— Это хорошая идея. Нейзильберовый нулевой лад нередко протирается сильнее, чем лады в целом, особенно если гитара оснащена тремоло. Поэтому есть смысл ставить что-то посерьезнее. Бронза не всегда подходит из-за желтого оттенка. Остается нержавейка.

Хочу нулевой лад на гитару, потому что звукзвукзвук.
— Прочтите текст о металлических верхних порожках. Если желание не пропало, давайте поставим вам латунный или бронзовый порожек, а не нулевой лад. Это проще, дешевле и меньше портит гитару.

— Почему нулевой лад из нейзильбера изнашивается, а латунный порожек вы описываете как «вечный»? Сплавы ведь похожи.
— Потому что на порожке струна опирается на несколько миллиметров его ширины. А на нулевом ладу она опирается на точку. Удельное давление выше, износ больше. В идеальном случае это не совсем так (см. картинку), но идеала от серийной гитары не дождешься.

А вот на стюмаке продается «ZerO Glide» — верхний порожек, объединенный с нулевым ладом. Что скажете?

— Скажу, что цельнометаллический верхний порожек всегда будет лучше. Во-первых, удельное давление на кромку лада гораздо выше, чем на нормальный порог. Во-вторых, стюмак рекламирует «зероглайд» как простое решение с постоянной высотой струн над грифом(making a traditional nut is tricky: it means cutting six string slots, each to a perfect depth. The ZerO Glide is so much easier: the built-in zero fret sets all the string heights at once, uniformly). Однако на идеальном нулевом ладу, как и на идеальном верхнем порожке, тонкие струны стоят чуть пониже, а толстые — чуть повыше. Таким образом, при штатной установке зероглайда струны стоят не оптимально, а нештатная требует массу усилий: подпилить и закатать лад, вплотную к которому стоит порожек, довольно сложно. Уже по этим причинам zero glide не нужен.

Нулевой лад на моей гитаре износился, под струнами ямки. Что делать?
— Если открытые струны не звенят, а гитара строит по ладам, можно не делать ничего. В противном случае придется его заменить, это несложно и недорого.

Гитара с нулевым ладом плохо строит на первых позициях, в чем может быть причина?
— Что-то из следующего, в порядке убывания вероятности:
нулевой лад слишком высокий;
струна проходит над нулевым ладом;
старая или бракованная струна;
нулевой лад стоит не по мензуре;
нулевой лад истрепался настолько, что точка перегиба струны существенно сместилась вперед или назад.

Нужно ли смазывать нулевой лад?
— Не нужно, потому что пятно контакта очень маленькое и вряд ли там задержится хоть какая-то смазка. Кроме того, выступившая на «мензурную» часть струны смазка ощутимо глушит струну, а контролировать это на нулевом ладу сложно. Если очень хочется, пройдитесь по нему мягким карандашом, прежде чем ставить струны. А вот верхний порожек за нулевым ладом лучше смазать.

Главная рекомендация по поводу нулевого лада: не мешайте ему вымирать.

UPDATE: небесполезное обсуждение поста состоялось на вконтакте.

Источник

Оцените статью