Гитары с рельсовыми хамбакерами

Содержание
  1. FAQ: Распайка хамбакера для чайников
  2. Важно!
  3. 1. Стандартная схема распайки
  4. Примечание №1:
  5. Примечание №2:
  6. 2. Отсечка катушек
  7. 3. Параллельное подключение катушек
  8. 4. Изменение фазы (Reverse phase)
  9. Примечание:
  10. 5. Заключение.
  11. Устройства >Четыре варианта распайки четырехпроводникового хамбакера
  12. Цветовая схема маркировки проводов хамбакера
  13. Варианты распайки хамбакеров:
  14. Стандартная распайка хамбакера: катушки соединены последовательно.
  15. Распайка хамбакера по схеме «сингла»: катушки соединены параллельно.
  16. Первый вариант распайки на разделение катушек хамбакера: разделение на южную катушку.
  17. Второй вариант распайки на разделение катушек хамбакера: разделение на северную катушку.
  18. Разбираемся со звукоснимателями в электрогитарах
  19. Типы и устройство
  20. Особенности и области применения
  21. Конструктивные особенности, разновидности, классификация звукоснимателей
  22. Особенности звука
  23. Влияние магнитов на звук
  24. Звукосниматели активные и пассивные
  25. Фирмы, бренды
  26. Эксплуатация, настройка, регулировка
  27. О целесообразности апгрейда датчиков

FAQ: Распайка хамбакера для чайников

Так как на нашем сайте собрано приличное количество цветовых схем и распаек различных звукоснимателей, вполне логично было бы написать небольшой мануал, который поможет человеку правильно сориентироваться в проводах. Кому-то будет просто полезно, а кто-то, возможно, начнет искать варианты, моды и различные эксперименты. Итак, поехали.

Важно!

Данный FAQ даст только базовое представление о вариантах распайки. Здесь отвечают на вопрос «Как?», а не «Зачем?». Мы настоятельно рекомендуем тщательно изучить как можно больше информации, а также поискать примеры звука, который даст необычная распайка, прежде чем сделать её на своём инструменте.

Схемы распайки можно посмотреть вот тут.

Цветовые схемы звукоснимателей различных брендов — вот тут. Коллекция обновляется и пополняется.

Если хотите разобраться с отсечкой — вам сюда.

Работа хамбакера с точки зрения физики в этой статье описана практически не будет, но если кому интересно — советую ознакомиться со статьей «принцип шумоподавления в хамбакере».

Читайте также:  Какая гитара была у малькольма янга

Для начала, вот статья на Википедии, если хочется почитать подробнее про устройство, и всё такое… Если же нужно только основное, чтобы знать чего куда паять и зачем — читайте далее.

Хамбакер — это две катушки из проволоки, намотанные в противофазе. Края этих катушек и соединяются с проводами, которые, в свою очередь, идут уже в темброблок. То есть у каждой катушки есть по 2 провода — начало и конец. Всего проводов 4, пятым, если он есть, является экран. Он может быть как в виде оплетки, так и в виде слоя фольги. Или его может не быть вообще.

Сами катушки делятся на «северную» и «южную», собственно это связано с их полярностью. Чтобы не путать провода, производители делают одни и те же цветовые маркировки для своих продуктов. К сожалению, общепринятого стандарта нет, а цвета зачастую берутся одни и те же (белый, черный, зеленый, красный, иногда синий, желтый и коричневый), при этом цветовые схемы у производителей кардинально отличаются. Если, например, распаять DiMarzio по схеме от Seymour Duncan, мы получим на выходе либо дикий фон и шум, либо полное отсутствие звука.

1. Стандартная схема распайки

Но хамбакер — штука все-таки довольно простая по конструкции, и, несмотря на разные маркировки, провода на всех датчиках будут идти от концов катушек. (Исключение составляет активная электроника, где еще один провод идет от преампа к батарейке). Давайте рассмотрим классическую схему подключения звукоснимателя (картинка кликабельна):

Получается, что мы имеем проволоку, которая идет от земли, наматывается на южную катушку, соединяется с северной, наматывается на неё, и выходит в темброблок. При этом в «правильном» направлении, что и позволяет хамбакеру меньше фонить и мощнее звучать в сравнении с синглом.

Примечание №1:

Если в хамбакере всего два провода (или три, один из которых — экран) — значит производитель заранее соединил катушки, и оставил это внутри корпуса. Это надежнее, но менее функционально. Наружу выходят North Start и South Start соответственно. Сделать ему отсечку, или нестандартную распайку, будет весьма проблематично. Лучше и не пытаться, т.к. часто это заканчивается обрывом катушки и выбрасыванием датчика в мусор.

Примечание №2:

Внимательно проверяйте, чтобы North Finish и South Finish надежно соединялись друг с другом, и были изолированы от остальной схемы. Перебитый провод и плохое соединение именно в этом месте не раз были причиной плохой работы гитар, которые я перепаивал.

2. Отсечка катушек

Очень популярная модификация хамбакеров. Отсечка — выключение одной катушки датчика из схемы, чтобы другая начала работать как сингл. Как правило, для этого используются тумблеры и push-pull потенциометры, чтобы имелась возможность переключаться в режим отсечки и обратно.

Само собой, начало и конец северной катушки — North, а южной — South. Можно паять их как обычные синглы. (Ссылка на схемы распайки дана в начале страницы).

Напоминаю, что о том, как сделать отсечку через push/pull, можно прочитать вот тут:

3. Параллельное подключение катушек

Параллельное подключение — схема, при которой мы получаем не хамбакер, а два сингла, работающих одновременно, и находящихся рядом, на одном основании. В таком случае теряются свойства, непосредственно, хамбакера, однако некоторым такой звук по душе. Вот схема (картинка кликабельна):

4. Изменение фазы (Reverse phase)

Это уж совсем на любителя. Но среди этих любителей засветились очень даже уважаемые люди, например Jimmy Page. =)

Также одним из ярких примеров такого звука является партия чистой гитары в песне Metallica — To Live Is To Die.

Также можно переворачивать фазу и при параллельном подключении. Для тех мсье, которые знают толк в извращениях.

Примечание:

Переключение фаза/противофаза также используется в модах темброблока через Push-Pull потенциометры и тумблеры. Хотя можно распаять и на обычную громкость, хоть это и сомнительная затея.

5. Заключение.

Это все варианты подключения хамбакера. Некоторые из них, скорее всего, Вам не пригодятся. Тот же Jimmy Page брал свой модифицированный леспол на живые выступления, и там он ему здорово помогал, однако при записи можно добиться нужного звука эквалайзерами и пост-обработкой. Также следует помнить, что частая перепайка гитары может плохо сказаться на потенциометрах, и крайне желательно помнить стандартное подключение хамбакера.

Источник

Устройства >Четыре варианта распайки четырехпроводникового хамбакера

Сегодня мы обсудим четыре варианта настройки хамбакера с распайкой на четыре проводника. (Примечание: эти схемы распайки не подходят для хамбакеров старого образца с двумя проводниками. Они предназначены для новых хамбакеров, которые позволяют разделять катушки и осуществлять другие изменения.)

Рис. 1 Схема хамбакера Duncan

Для начала определимся с терминологией. Если мы смотрим на хамбакер спереди, нижняя катушка называется «юг» (SOUTH), а верхняя — «север» (NORTH). Вокруг каждой катушки обмотана тонкая проволока, у которой есть начало (start) и конец (finish). В итоге имеем пять проводов, отходящих от хамбакера:

  • • начало северной катушки плюс конец северной катушки;
  • • начало южной катушки плюс конец южной катушки;
  • • заземление.

Оголенный провод всегда идет на заземление, поэтому остаются четыре провода. Доступ к началу и концу каждой катушки облегчает задачу решения проблему внефазного потенциала, а также дает возможность распаять хамбакер четырьмя способами. При желании можно воспользоваться переключателем и таким образом иметь в распоряжении все четыре варианта.

Цветовая схема маркировки проводов хамбакера

Каждый производитель звукоснимателей применяет собственную цветовую схему для этих четырех проводов. Это несколько усложняет обсуждение распайки хамбакеров, но здесь ничего не поделаешь. В данной статье мы воспользуемся цветовым кодом Seymour Duncan. Вам нужно разобраться с цветовой схемой ваших звукоснимателей. Эту информацию можно получить из таблиц сравнения цветовых кодов разных производителей, которые есть в онлайн-доступе. Такими таблицами можно пользоваться для определения и перевода цветовых кодов разных производителей из одного в другой. К счастью, это не так сложно. Нужно только знать, какой цвет кабеля обозначает начало или конец катушки. Если у вас есть эта информация, можно разобраться и со всем остальным.

Вот цветовой код четырехпроводникового хамбакера Seymour Duncan:

  • • начало северной катушки — черный цвет, конец северной катушки — белый цвет;
  • • начало южной катушки — зеленый цвет, конец южной катушки — красный цвет;
  • • заземление — оголенный провод.

На Рис. 1 проиллюстрировано то, о чем мы только что говорили. А теперь — к делу. Готовы?

Варианты распайки хамбакеров:

Стандартная распайка хамбакера: катушки соединены последовательно.

Практически каждая гитара, оборудованная одним или более хамбакерами, имеет такую распайку по умолчанию, потому что это дает теплое и жирное звучание, подавляя при этом шумы. (Также это заводской стандарт для всех хамбакеров с двухпроводниковой распайкой.)

Рис.2 Стандартная распайка хамбакера

Вот соединения для последовательной распайки ( Рис. 2 ):

• начало северной катушки — это выход;

• концы северной и южной катушек спаяны вместе и заклеены;

• начало южной катушки припаяно к оголенному кабелю, идущему на заземление.

Распайка хамбакера по схеме «сингла»: катушки соединены параллельно.

Этот вариант дает звучание, похожее на сингл, но сохраняет опцию подавления шума. Конечно, это не будет звучанием Стратокастера или Телекастера, но оно все же напоминает то, что дает сингл. Каждый хамбакер звучит в такой распайке по-своему, поэтому просто попробуйте и решите, нравится вам или нет.

Рис. 3 Параллельная распайка катушек

Параллельная распайка ( Рис. 3 ) требует следующего:

• начало северной катушки и конец южной катушки спаяны вместе и идут на выход;

• конец северной катушки и начало южной катушки спаяны с заземлением.

Первый вариант распайки на разделение катушек хамбакера: разделение на южную катушку.

Эта распайка делит хамбакер на две половины, отводя одну катушку на заземление и давая другой катушке функцию настоящего сингла. В этом режиме шум уже не подавляется, поэтому будьте готовы к появлению шума, аналогичного тому, что бывает от сингла. Но опять же не следует ожидать истинного звучания Страта или Теле. Если вам нужно именно оно, установите хамбакер, состоящий из двух настоящих синглов. Недостаток таких хамбакеров в том, что они не очень хорошо звучат в режиме полного хамбакера, поэтому нужно находить компромисс.

Разделение на южную катушку рекомендуется только для нэковых звукоснимателей. (О причинах мы поговорим ниже.) Также нужно помнить о том, что в большинстве гитар с нэковыми хамбакерами южная катушка расположена ближе к нэку.

Рис. 4 Разделение на южную катушку

Для такой распайки ( Рис. 4 ) вам понадобится следующее:

• начало южной катушки является выходом;

• начало северной катушки, конец северной катушки и конец южной катушки спаяны с заземлением.

Второй вариант распайки на разделение катушек хамбакера: разделение на северную катушку.

Эта распайка похожа на предыдущую, с той разницей, что в данном случае активна северная катушка. Такой вариант рекомендуется для бриджевого хамбакера, потому что полюса северной катушки дают более полное звучание, нежели полюса южной катушки.

Рис. 5 Разделение на северную катушку

Соединения для второго варианта разделения катушки ( Рис. 5 ):

• начало северной катушки — это выход;

• конец северной катушки, начало южной катушки и конец южной катушки спаяны с заземлением.

Вот и все. Все эти опции можно объединить и контролировать с помощью переключателя. До скорого!

По поводу стандартной распайки: Я почему-то предполагал, что цоколевка начало-конец N и S катушек подразумевали их однонаправленное расположение. Насколько я понял, соответствие начал и концов катушек, по умолчанию, соответствует противофазному включению северной по отношению к южной. Я не прав? И еще, столкнулся с двумя вариантами цветовых решений проводов. В обеих случаях красный+белый. Насколько принципиально, что Hot — вывод (и соответственно GND) будет с северной катушки, или с южной (черный или зеленый)?

ничего не понял .на активный мне надо .а я так понимаю что активный это значит с питанием .9 в. или меньше, не сталкивался! у меня ханбакер с 5 проводами включая оплетку, экран конешно же эта оплетка ! называется этот ханбакер — gifmen !

Источник

Разбираемся со звукоснимателями в электрогитарах

Типы и устройство

Все многообразие моделей гитарных звукоснимателей сводятся к двум основным видам — синглы и хамбакеры:

  • сингл (англ. Single Coil), в полном соответствии с своим названием — звукосниматель с одной катушкой. Классический сингл — это например, звукосниматель с гитары Fender Stratocaster. Шесть магнитов из сплава Альнико, вокруг которых на катушке намотана обмотка — несколько тысяч витков тонкого медного провода.
  • хамбакер (англ. Humbucker), в вольном переводе с английского — «убиратель шума», содержит две катушки, один общий плоский магнит и систему магнитопроводов.

Особенности и области применения

Нельзя сказать, что один вид звукоснимателей лучше, чем другой. У каждого — свои сферы применения.

Синглы дают звук более яркий, звонкий. Многие определяют его как «стеклянный». Обертонов и гармоник в спектре сингла заметно больше, чем у хамбакера. Конечно, у каждой разновидности сингла свои особенности — например, легендарные «мыльницы» P90 за счет двух мощных альнико-магнитов и массивной катушки, дают и звук более низастый, мясистый, и отлично сочетаются с гитарами форм-фактора Les Paul. Но большинство синглов компактнее и легче, чем хамбакеры. Оборотная сторона медали сингла — фон, особенно сильно досаждающий при игре с сильным перегрузом. И сделать с этим ничего нельзя. Как говорит гитарная пословица — «если сингл не фонит, значит, он сломался». Все попытки компенсировать фон сингла разными устройствами и хитрыми конструкциями приводят помимо снижения фона, и к «убийству» того самого саунда, за который их любят и ценят.

Хамбакер, как и обещает его имя, шумит неизмеримо меньше. Кстати, совсем, до нуля он фон не убирает — если сделать хамбакер с нулевым уровнем шума, то и звучание его станет уже неприемлемым, совсем «кастрюльным». Кроме того, две катушки хамбакера позволяют получить сигнал гораздо более «тельный», мясистый, с большим количеством низа и низкой середины в спектре. Именно за оба эти качества хамбакеры любимы гитаристами, дружными с дисторшнами, фузами, и играющих тяжелую музыку.

Конструктивные особенности, разновидности, классификация звукоснимателей

Сингловых звукоснимателей существует множество подвидов:

  • «Мыльница» P90
  • фендеровские синглы гитар Jazzmaster и Jaguar
  • звукосниматели Telecaster
  • датчики формата Leepstick
  • и многие другие.

Все они разрабатывались под определенные модели гитар, имеют разные технические данные, но конструктивно очень похожи. У всех в основе — одна катушка и магнит, либо один общий, иногда с магнитопроводами, либо под каждую струну — отдельный.

Хамбакеры могут быть с открытыми катушками или закрытые металлическими крышками, с керамическими либо металлическими магнитами, и с разной конструкцией магнитопроводов. Есть и хамбакеры, «замаскированные» под синглы — рельсовые минихамбакеры в формате фендеровского датчика, а также вертикальные хамбакеры, носящие свое имя — хамканселлеры, и у них две катушки расположены вертикально, одна над другой.

Особенности звука

Есть огромное количество моделей звукоснимателей, и у всех у них — разное звучание. Главное, что определяет тембр звукоснимателя, это его сопротивление и тип магнита, и эти данные обязательно есть в спецификациях, и именно на них надо в первую очередь смотреть, когда выбираем новый звукосниматель.

В первой половине прошлого века, на заре рока, звукосниматели были только с металлическими магнитами, из сплава Альнико, и имели сравнительно небольшое сопротивление — около 5 кОм для синглов, и 6-8 кОм для хамбакеров. Звучание у них более светлое, чистое, открытое, яркое, но при этом выходной сигнал довольно таки слабый. Такие, с винтажными характеристиками датчики, производятся и сейчас.

С появлением более тяжелых стилей, блюзрока и хардрока, музыканты столкнулись с тем, что такие датчики не «раскачивают» примочки и усилители, и нет возможности получить сильный, «злой» перегруз. И сопротивления катушек стали расти. Сейчас есть хамбакеры с сопротивлением достигающим 20 кОм, а для сингла сопротивление обмотки в районе 10 кОм, теперь уже норма.

В 1972 г. фирма DiMarzio выпустила легендарный хамбакер DP 100 с большим, около 14 кОм сопротивлением и керамическим магнитом. Это придало ему еще больше мощи, и датчик произвел настоящую революцию в гитарном звуке. Но, как у всего в нашем мире, у всех этих новшеств была и обратная сторона. С ростом сопротивления звукосниматель становится мощнее, но при этом неизбежно теряет высокие частоты, прозрачность звука. Керамический магнит еще более усугубляет это свойство. Для чистого звука, для легких стилей такие датчики пригодны ограниченно, их стихия — сильно перегруженный звук.

Влияние магнитов на звук

Металлические магниты, используемые в обоих типах звукоснимателей — и в синглах и хамбакерах, также различаются по своим параметрам. Есть сплавы Альнико (англ. Alnico) 2, а также и Альнико 3, 4, и 5. Альнико 2 — самые слабые, и при этом самые нежно и певуче звучащие. Чем выше номер — тем более звонкий и задиристый характер будет у звука. А еще бывают звукосниматели с керамическими магнитами.

Хамбакеры различаются по возможностям коммутации. Классические датчики имеют один сигнальный провод в экранирующей оплетке. Но проводов может быть и два, и три, и четыре. Чем их больше, тем больше возможностей для разной коммутации датчика и соответственно, и больше разных звучаний, получаемых от него.

Звукосниматели активные и пассивные

Помимо вышесказанного, есть еще одно глобальное деление датчиков, на две категории — актив и пассив.

Пассивные, о которых речь шла выше, преобразуют колебания струны в электрический сигнал, довольно-таки слабый, (в среднем около 100мВ), который далее попадает в темброблок гитары, и затем в усилитель.

Активные звукосниматели имеют встроенный, либо находящийся в темброблоке преамп, питающийся от батарейки. И предварительное усиление сигнала происходит уже непосредственно в гитаре. Теперь можно не разгоняя огромное сопротивление датчика, добиться мощного выхода, скорректировать его по частотам. И на вход усилителя поступит мощный сигнал, менее подверженный шумам и помехам.

Конечно же, представители «тяжелого цеха» гитаристов особо полюбили активные датчики именно за это — ведь проблемы фона в них стали гораздо меньше! Но вместе с тем, многие считают, что звучание активных датчиков менее естественное, и нивелирует звук дерева самой гитары. Да и следить чтобы не села батарейка — тоже лишняя забота. Соответственно сказанному, при выборе звукоснимателя нужно иметь в виду стилистику своего желаемого звучания и подбирать датчик, соответствующий ему.

Фирмы, бренды

Высочайшим качеством обладают заводские датчики фирм Gibson (Гибсон) и Fender (Фендер). Надежные, звучные, проверенные временем и очень широко представлены на нашем рынке звукосниматели фирм Seymour Duncan и DiMarzio. Практически безальтернативны среди активных датчиков — знаменитые EMG (слэнговое название — Ежи). Неплохие бюджетные датчики производит фирма Belcat (Китай).

Для любителей изысков звука существуют бутиковые датчики, мелкосерийные либо ручной работы: Bare Knuckle, Lindy Fralin.

Очень интересную нишу занимают датчики корейской фирмы Tesla: будучи по сути, бутиковыми — изготавливаемые в основном вручную опытными мастерами, они по цене соизмеримы с брэндовыми звукоснимателями массовых серий.

Эксплуатация, настройка, регулировка

Звукосниматель — прибор достаточно простой и неприхотливый. Многие датчики «золотой эпохи рок-н-ролла» до сих пор в строю, отлично звучат и, если они брендовые, стоят при этом огромных денег.

Самая нежная часть датчика — обмотка. Порвать ее очень легко, но правда, у большинства звукоснимателей она надежно защищена. В основном гибель датчиков происходит от неквалифицированных вмешательств в него. Звукосниматель должен быть надежно закреплен на гитаре, не болтаться на винтах, и его сердечники должны быть в непосредственной близости от струн, на расстоянии примерно 2-3 мм.

Мнения о том, что сильно утопленный датчик помимо струн будет снимать звук самого «дерева» гитары — миф. Хороший датчик, залитый парафином и не имеющий своих механических резонансов, снимает практически только колебания струн. Утопленный же от струн датчик будет иметь слабый сигнал, плохое соотношение сигнал/шум, мутный тембр и слабую атаку. Правда, при сильном приближении к струнам магнитов датчика, несколько увеличивается компрессия, и кроме того нэковый датчик может спровоцировать «волчки» — биения в звуке струны.

Очень сильно зависит работа звукоснимателей от качества распайки и монтажа.

О целесообразности апгрейда датчиков

Это больная тема «русского гитаризма»! Умы многих наших музыкантов не покидает идея, что взяв дорогие датчики, можно превратить бюджетную гитарку в кастомшоп. Многие тратят на бесконечные поиски саунда огромные деньги, превышающие стоимость самого инструмента. Обольщаться не стоит!

Само слово звукоСниматель говорит нам о том, что этот прибор — не генератор, не источник звука! Он может снять лишь то, что содержится в спектре звучащего инструмента. Да и то не весь спектр, а лишь его часть. Поэтому, если само дерево не выдает нужных частот — датчик это не в состоянии поправить.

Мой многолетний опыт говорит о том, что по-настоящему крутая гитара будет неизменно хорошо звучать с самыми разными качественными датчиками. По-разному, но всякий раз круто. Если же дерево изначально слабое, то с разными датчиками гитара будет звучать тоже каждый раз по-разному, но неизменно плохо. Когда имеет смысл апгрейд? Если вам нужна смена характера звучания инструмента. Если у вас бюджетная гитара — китайская, корейская, японская — то 99% вероятности того, что на ней стоят дешевые датчики с ферритовыми магнитами. Целесообразно заменить их на бюджетные отечественные датчики, типа Фокина или Приборы. Чуда не произойдет, но звук все же будет звонче, разборчивее, интереснее. Если у вас отличный страт USA, но вы играете «тяжеляк» — вполне будет уместно в бридж посадить ему рельсовый хамбакер в формате сингла, или если позволяет геометрия ниши в корпусе, и полноразмерный хамбакер. Результат будет отличный. Если вам достался Gibson LP с зубодробительным Т500 в бридже, а вы играете блюз — замените его на винтажного характера, традиционный PAF, и получите нужный вам саунд.

Замена активных датчиков на пассив или наоборот, в зависимости от стилистики, тоже помогает получить от инструмента то, что вы хотите. Вообще надо сказать — даже очень хорошие, дорогие, брендовые гитары — это некий усредненный, «общечеловеческий» продукт. Никто не запрещает ставить опыты по поиску звука, удовлетворяющего именно вашим вкусам и запросам. Но делать это целесообразно лишь в рамках соответствия класса гитары и ее звукоснимателей.

Источник

Оцените статью