Гитары ссср 6 струн акустическая

Виртуальный музей советских акустических гитар

Ну что, начнём знакомство.

1. Гитара Ленинградской фабрики им. Луначарского, 1975 год. Верхняя дека — массив. До меня проходила через чьи-то другие заботливые руки, оставившие на ней чёрные полосы (под ними — заклеенные трещины деки). Однако с клеем неизвестному мастеру не повезло. Приобретена в самом конце 2014 года. Прошла замену верхнего клёца. Сейчас на гитару временно установлены две нейлоновые струны взамен лопнувших стальных. Фото см. ниже.

2. Гитара Кунгурской фабрики, год неизвестен. Верхняя дека — массив. Строго говоря, именно она — моя первая гитара, но из-за не слишком-то музыкальной в детстве натуры Ярослава Рязанца сейчас выглядит не слишком презентабельно. Частичная замена рип, замена пятки грифа. Увы — лады с 13 по 20 отпилены мной тоже очень давно. Однако играет достаточно чисто, более того, это одна из немногих известных мне советских гитар, на которую установлены колки, очень близкие по конструкции к современным, а также имеется компенсация строя разной по высоте проволокой косточки.

Слева — Кунгурская гитара, справа — Ленинградская.

3. Гитара фабрики им. Луначарского, г. Ленинград. Год известен только предположительно — 1989. С этого инструмента и начался мой опыт починки гитар. Заделка сильно разбитого бока деки. Именно про эту гитару написана моя песня http://www.chitalnya.ru/work/1735139/ На заднем плане — всё та же «луначарка» 1975 г.

4. Не совсем советская гитара, подаренная мне. Вестерн-дредноут «Trembita 18» (или ДГ-18), имеющий вполне себе советский винтовой крепёж грифа. 2001 г.в. Дека — фанера. На фото вместе с ней — семиструнка, о ней чуть ниже.

Читайте также:  Классическая гитара с медными струнами

5. На этом фото будет сразу три гитары, поэтому о них по порядку:
Левая — гитара Кунгурского завода, год выпуска неизвестен. Дека — фанера. Подарок человека, отдавшего мне Трембиту. Полная замена пружинной системы. Вдохновляясь ей, я написал песню «Советская гитара» http://www.chitalnya.ru/work/1570229/
В центре — гитара Шиховской фабрики, 1973 г.в., 7 струн. Дека — массив. Небольшая проклейка трещин и замена верхнего порожка.
Справа — гитара Ленинградской фабрики им. Луначарского, 1981 год, дека — массив. Небольшая проклейка трещин, замена колка 4-й струны.

8. Гитара фабрики им. Луначарского (Ленинград), 1977. Выправление формы верхней деки и её заклеивание, замена колка 6-й струны. Нейлоновые струны.
9.Гитара Ивановской фабрики, 1976 год. На этикетке пафосно написано «Электрогитара», хотя это обычная адаптеризованная акустика. 7 струн. Гитара «первых дней выпуска»: именно в это время электрическую часть для этих гитар поставляла МЭФМИ, родина первой в СССР адаптеризованной акустики. Струны пока (для фото) родные.
Слева — Ивановская гитара, справа — «ленинградка».

10. Кварт-гитара фабрики им. Луначарского (Ленинград), 1957 год. В семиструнной гитаре нет детских и взрослых инструментов. Эта «малышка» настраивалась на кварту выше обычной семиструнки и выполняла солирующую функцию. Фото пока без струн — в городе, где она находится, проблемы со струнами вообще, что уж там говрить о такой экзотике. Небольшая заклейка трещин. Рядом с ней — знакомая вам по фото 2 шестиструнная «луначарка», чисто для демонстрации разницы в размерах.

11. Гитара Шиховской фабрики. 7 струн. Явно довоенная гитара «краснощёковской» формы, со слов владельца — 1939 год. К сожалению, гриф не родной, думается мне, что от Ивановской гитары 1970-х годов.
12.Ещё одна кварт-гитара Ленинградской фабрики им. Луначарского, на сей раз действительно «детская», ибо 6 струн. Ориентировочно 1969-1970 гг., а может, и раньше. Но звучит ничуть не хуже своей сестры с мензурой 610 мм. Даже по громкости отошла всего на чуть-чуть.
На ней также можно увидеть дивный пример плановыполнительного заводского самопала: верхний порожек из бруска, не очень хорошо влезающего в посадочное место, к коему сей порожек добротно прилакирован явно при производстве. Кто-то перевыполнил план, порожков не хватило? Последние гитары серии квартов (выпуск прекратили где-то в первой половине 1970-х, а ширина грифа у обычной «луначарки» и кварта отличается)? Или кража с фабрики с самым драконовским контролем выноса на выходе? Теперь уже вряд ли узнаешь.
Слева — Шиховская гитара, справа — Луначарский кварт.

13. Гитара Луначарской фабрики, 1967 год. 7 струн. Проклейка трещин. На фото — слева.
14. Гитара Луначарской фабрики, конец 1940-х годов. 7 струн. Проклейка трещин, формовка углубления верхнего клёца. Компенсация на ней такая отроду, причём рабочая, как ни странно. На фото — справа.

Дальнейшие пополнения коллекции — см. в посте Dreamwidth (этот больше не редактируется, мой ЖЖ остановлен): https://yaroslavryazan.dreamwidth.org/8795.html

На вопрос «Зачем мне столько гитар?» я готов ответить сразу же:
1. Каждая звучит по-разному.
2. Вы видели, что делают с дешёвыми гитарами за 200-300 р.? Нет — посмотрите на YouTube подборку «Разбил гитару». Больше всего там именно советских инструментов. Это при том, что сами по себе эти гитары очень даже неплохие. Так что надо их спасать.

О чём хотелось бы напомнить владельцам старых гитар?

Советская гитара — не классика и не вестерн, это корпус от цыганской семиструнки с различным кол-вом струн на нём. Если вам нравится звук классики либо вестерна, то вам нужны они. «Цыганочка» не обладает такой глубиной басов, зато имеет пронзительные «голоса» (три высокие струны). Как отметили на одном из сайтов, звук похож на балалайку:-) Это действительно в чём-то так.

Вторая особенность — это регулировка грифа винтом. Для его подкручивания вовсе не обязательно иметь специальный ключ. Достаточно купить простенькие пассатижи-тонконосы (другие не влезут) и зажать ими четырёхгранник винта с двух любых сторон. В случае, если вам это не нравится, либо винт стёрт, после вытаскивания можно заменить его на любой подходящий по длине и диаметру болт со шлицевой головкой. Вытаскивание винта со скрученной резьбой сводится к притягиванию гайки к клёцу и раскручиванию болта с одновременной тягой его на себя. Делать это необходимо до тех пор, пока гайка не попадёт в резьбу.

И да, не забывайте, что колки надо периодически смазывать. К советской силуминовой механике, уже и так видавшей виды, это относится больше всего.

Источник

Все о советских гитарах

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Настоящим фанатам струнных инструментов хочется знать все о советских гитарах – модели, стоимость, начало выпуска. Их было немного, но инструменты для меломанов были «на вес золота».

В СССР они стали выпускаться позднее, чем в европейских странах, ввиду политических соображений.

Особенности

Советские акустические гитары, электрогитары, бас-гитары впервые начали выпускаться с 1964 года в Ленинграде. Выбор не был широким, приобрести музыкальный инструмент можно было на прилавках 1-2-х музыкальных магазинов. Дешевые, «кустарного» вида гитары не отличались качеством, классические (акустика) можно было купить за 50 рублей, правда, выпускались они «на потоке». Импортные модели музыкальных инструментов в те времена стоили «бешеных» денег, да и завозиться они стали только в 70-е годы.

Среди особенностей гитар того времени можно выделить:

в большинстве случаев инструмент был неудобным, можно было взять не более 5 ладов;

дека – основная часть инструмента, была выполнена в 90% случаев из цельной ели;

Советские гитары – это пережиток, их можно собрать из современных деталей, слегка дополнив, и получить «годный» инструмент. В остальном они представляют собой ценность для коллекционеров и в качестве исторических артефактов.

На каких заводах производились?

Заводов в те времена было не более 10, они то открывались, то закрывались вновь. Наибольшее количество струнных музыкальных инструментов производилось в ГДР, Польше, Чехословакии, Болгарии, от Советского Союза отставала только Венгрия. Гитары того периода можно объединить в перечень с описанием всех характеристик в порядке появления заводов по их производству.

Народных музыкальных инструментов им. Луначарского

Самым первым, старым и первобытным «шедевром» музыкального искусства в СССР стала серия гитар «Аккорд», которую изготавливали на заводе им. Луначарского в Ленинграде (современном Санкт-Петербурге). Затем в 1964 году на нем была изготовлена электрогитара «Тоника» с цельным корпусом, стоила она 180 рублей, что превышало заработную плату инженера среднего достатка. К концу 60-х модель была модернизирована до ЭГС-650, вскоре появилась и бас-гитара, а спустя 6 лет выпуск был остановлен.

Электрогитары, помимо ленинградского, выпускали сразу 3 завода в разных городах:

Орджоникидзе (ныне Владикавказ).

Завод в Ленинграде им. Луначарского, помимо всем известной «Тоники», выпускал и иные образцы полуакустики и «классики».

Двенадцатиструнка – считалась элитной по сравнению с остальными советскими музыкальными инструментами.

  • Серия моделей «Мария» – представляла собой инструменты с несколькими вариантами струн (6 шт., 3 шт., 12 шт.) и бас-гитару. Материал корпуса – пластик, внутри было пусто, таким образом достигалось звучание на низких нотах. Популярным цветом для моделей считался санбёрст.

  • Серия «Альфа» – продолжила изготовление струнных инструментов на заводе после распада СССР, но вскоре производство электрогитар было остановлено.

Каждый из производителей вносил свою лепту в дизайн струнного инструмента. Ленинград оформлял поверхность деки в виде жар-птицы, Свердловск – дизайнерские точки на грифе, Ростов спереди делал кайму, а вдоль грифа – 2 полосы белого цвета, завод в Орджоникидзе оставлял анонимность при выполнении некплейта или наносил изображение медведя.

Московская Экспериментальная фабрика баянов им. Советской Армии

В начале 70-х годов предприятие переименовали, убрав из названия слово «баян» по причине малого спроса на клавишные инструменты среди музыкантов.

Завод за все время своего существования выпустил 3 серийных модели:

стил-гитара, толщина струн которых позволяла достичь яркий звук баса, металлом для них была сталь;

двухвариабельная электрогитара «Элгава» – выпускалась с вибрато («Элгава-В») и без него, она сочетала в себе испанскую и стил-гитару, для чего нужно было лишь приподнять струны при помощи специального болта (правда, об этом мало кто знал);

Завод в Москве считался одним из лучших, его безудержная фантазия, эксклюзивность и хорошие по качеству инструменты довольно быстро стали известны во всем Советском Союзе.

А в 1972 году ему посчастливилось стать единственным обладателем диплома на выставке «Достижений народного хозяйства в СССР». Помимо струнных, Московский завод изготавливал педали для гитар и остальных музыкальных инструментов.

Свердловский завод по производству клавишных инструментов

Слава пришла к заводу с началом производства гитар серии «Урал», хотя главным направлением было изготовление клавишных и клавишно-духовых музыкальных инструментов. После того как заводы перестали комплексно выпускать свой вариант «Тоники», производство в Свердловске разработало новые модели гитар – 650 и 650 А. Ещё была модель с низким звучанием – бас-гитара 510 Л. Но название «Урал» к ним «прицепилось» прочно и навсегда. На самом деле так назывался сам завод.

Внешний вид моделей был очень ярким и отличался оригинальностью, именно это задало «моду» всем остальным струнным инструментам советского времени.

«Уралы» стали своеобразным прототипом зарубежного фендеровского Jaguar.

Учебные заведения поддерживали юных исполнителей и разрешали использовать на школьных концертах именно эту модель, если не уличали музыкантов в «западничестве».

Другие

Работали и другие фабрики-производители, модели которых были известны во всем Советском Союзе. Вот небольшой перечень производителей и их «детищ».

Фабрика клавишных инструментов «Ростов-Дон». Она входила в объединение «Кавказ» так же, как и завод в Орджоникидзе, но отличалась лучшим качеством по сравнению с инструментами, выполненными коллегами по цеху. Фабрика в течение 70-х годов выпустила 2 модели – «Аэлита» и её «брат» «Бас». В 1979-м их модернизировали. Конструкция тремоло со струнодержателем была выполнена хлипко, часто приходили в негодность колки и зубцы. Настоящим «шедевром» стала стереомодель «Стелла», насчитывающая 4 звукоснимателя и массу электронных «фишек», а самое главное – была удобной.

  • Орджоникидзе. Вторая составляющая завода «Кавказ», стала известна благодаря ранним выпускам электрогитары «Тоника». Они существенно отличались по внешнему виду и качеству от своих ростовских «собратьев».

  • Завод «Оксид». Находился в Новосибирске, и его единственной моделью была электрогитара «Электроника». Внешний вид её был довольно презентабельный, но ни один из экземпляров не дошел до времен современности в первозданном виде. Стоимость в СССР составляла 220 рублей, что приравнивалось к среднестатической зарплате в двойном размере.

Второстепенными по известности и качеству были заводы во Львове, Одессе (Украина), Борисове (Белоруссия), Ереване (Армения), а также в Ельце.

Зарубежные модели в СССР

В период с 70 по 80-е годы XX века в Советский Союз увеличился «наплыв» струнных музыкальных инструментов из стран зарубежья. Наиболее популярными и ходовыми считались инструменты нескольких производителей.

Musima. Страна-производитель – Восточная Германия, г. Маркнойкирхен. Завод насчитывал 19 популярных моделей, которые экспортировались в 53 государства на протяжении 50 лет, в 2004 году завод признан банкротом. Это были бас, соло, ритм-гитары.

  • Jolana. Завод Resonet находился в Чехии, на его счету было 40 моделей. Бренд Jolana «возродился» в 2001 году, спустя 12 лет.

  • Orfeus и Cremona. Производились в Болгарии, их качество было на среднем уровне.

  • Defil. Производство – Польша. Электрогитары отличались экстравагантными формами и ярким дизайном деки.

Стоимость гитар советского и зарубежного производства в далекие 70-80-е годы была просто «баснословной». Если в СССР отечественный инструмент стоил в диапазоне от 130 до 230 рублей, то цена на импортные превышала 250 рублей. Их просто было невозможно купить не только из-за высокой цены, но и из-за отсутствия на прилавках магазинов.

Большинство начинающих музыкантов делали гитары в домашних условиях «кустарными» способами.

Сегодня советская гитара считается раритетом, цены и спрос на них и запчасти на струнные инструменты растут с каждым годом. В России уже даже существуют поставщики гитар в остальные страны Европы. Но в целом гитары из СССР всегда были неудобной формы и с «деревянным» звучанием.

Источник

Оцените статью