Гитары ссср все про них

Гитары ссср все про них

Желающим ознакомиться поподробней с этой необъятной темой рекомендую пройтись по ссылкам в конце статьи. А здесь будет лишь общий обзор с лирическими отступлениями.

Акустика


Самая привычная картина, если заглянуть в дырку резонатора.

Как выглядит акустическая гитара («акустика», «классика», «дерево», «деревяшка», «фанера»), вы все прекрасно знаете. Нельзя сказать, что в СССР поголовно выпускались плохие акустики. Просто из всего того, что валялось на прилавках, мы помним лишь самые доступные 20-рублевые гитары конвейерной сборки. Да, это был настоящий кошмар, но не забывайте, что в Союзе была хорошая школа игры на классической гитаре. Качественная учебная «классика» тоже выпускалась на потоке, но стоила дороже, от 50 рублей. Чешская «Кремона» (Strunal) стоила в районе 70 рублей.

Надо сказать, что помимо классики есть куча разновидностей акустических гитар: джамбо, фламенко, дредноут, фолк, джазовый арктоп и т.д. Наша промышленность тоже их выпускала или пыталась выпускать, но на названиях это никак не отражалось, обычно всё скрывалось под сухим термином «артикул».

Еще в 60-х были попытки приделать к акустике звукосниматель. В детстве я думал, что это местные кулибины так стараются, но, как оказалось, в СССР выпускалось не менее трех разновидностей такого убожества:


Гитара «Самара», 1976-1986, 40 руб.

Но вернемся к самой популярной гитаре коммунистического мира того времени — 20-рублевой акустике. Ценовая линейка была в пределах 16-27 рублей, и нетрудно догадаться, что такие гитары становились первыми в жизни для большинства советских школьников.

Читайте также:  Julio iglesias abrazame ноты для фортепиано


Советская гитара, «уцененная» с 16 до 23 рублей.

Максимум, что на ней можно было сыграть без ущерба для психики, — это всенародный хит «Дембеля». Гитара не строила и часто «плыла», а постоянно проседающий гриф доводил до истерики. Ключей-бабочек для подтяжки грифа ни у кого не было, поэтому играли лишь на первых трех ладах, где не требовалось адских усилий, чтобы прижать струны, и где можно было компромиссным методом выдержать строй.

Советские электрогитары

Если с акустикой дела обстояли более-менее, то есть при желании можно было достать неплохой инструмент, то с ЭМИ всё было не плохо, а очень плохо. Отечественная промышленность выпускала под сотню разновидностей электрогитар, но играть на них было невозможно.

К слову сказать, если вы сейчас возьмете в руки «Рикенбекер» Джона Леннона, вы тоже взвоете — как на таком хламе можно было играть! И тем не менее музыканты как-то умудрялись играть и на советском хламе. Уже за это им нужно поставить памятник!


Знаменитые свердловские «Уралы-650», созданные по мотивам YAMAHA SG 5.

Цена «Урала» — 185 руб.

Самой известной из всего советского гитаропрома была электрогитара «Урал». Она же была и самой распространенной, хотя это было скорее собирательным названием для всех советских электрогитар.

«Уралами» комплектовались советские школы, дома культуры и клубы. На грифах обычно ничего не писалось, поэтому многие даже не знали как выглядит настоящий «Урал» и называли его именем какую-нибудь «Аэлиту» или «Тонику». Правда, судя по звуку, оно того стоило.

Вот лишь несколько шуток про гитару «Урал», ходивших в то время:

  • Гитара «Урал» была разработана советскими инженерами для устрашения капиталистов.
  • Гитара «Урал» — единственный в мире физический объект, который будет охрененно тяжелым даже в условиях невесомости.
  • Изящный гриф, стройный, как балерина, и прямой, как винт моторной лодки.
  • Все говорят, что гитара «Урал» звучит хреново только потому, что жалкие стандартные восемь звукоснимателей не способны передать её истинный звук.

Ну и самая главная, жизненная шутка:

  • Ни один музыкант мира пока что полностью не разобрался в этих ручках!

О да, ручек и кнопок было до хера и больше, но самое досадное было в том, что при нажатии на эти кнопки ничего не происходило! Вернее, что-то всё-таки менялось, так как гитара начинала фонить, дребезжать и свистеть по-другому.

Находились умельцы, которые с помощью молотка и паяльника доводили эти «лопаты» до ума, но переделывать приходилось слишком много, не каждому такое под силу.



Гитары «Аэлита» разных моделей и заводов (вторая, белорусская — получше).

Вообще, изначальная установка на кнопочность была у всех советских гитар.

Поэтому и в мультфильмах их изображали с кучей модных в то время кнопок на шизофренических корпусах.

Если отталкиваться от того, что выпускалось, можно предположить, что Трубадур (единственный басист, кто нашел девушку) играл на гитаре «Тоника».



Гитары «Тоника». Цена 180-220 руб.

А бременский Кот играл на чём-то вроде этого тихого ужаса:


Гитара «Турист». 85 руб.


Гитара «Тоника», Ленинград. 130 руб.

Или даже этого (опять белорусская гитара из Борисова):


Гитара «Форманта». 230 руб.

В некоторых клубах оставались еще неразворованные полуакустические гитары из эпохи 70-х.


Гитара «Ритм», изначально львовская. 185 руб.

Ну, не воровали их потому, что было и так понятно, что они безнадежно устарели. А вот культработникам было трудно объяснить, зачем нужна новая техника, ведь можно скачать казино на телефон на балансе ДК уже есть целых две гитары. Красные, большие, деревянные!

Ужасы советского дизайна

Пугать детишек надо было не «Уралом», а вот этими двумя монстрами:


Двугрифовый «Крунк» из Армянской ССР, г. Ереван.


Гавайская электрогитара арт. Б-6Р/420. 55 руб.

И приколы

Раньше никому не пришло бы в голову засмеяться при слове «ФУТУРАМА». А вот в Белоруссии выпускались аж три электрогитары с таким названием: просто «Футурама», «Футурама-2» и бас-гитара «Футурама». Копии чехословацкой JOLANA Star V.


Гитара «Футурама» Борисовского завода. Цена 130 руб.

Электрогитары из братских стран

В 80-х основная масса музыкантов среднего эшелона играла на гитарах из стран соцлагеря. Работали и мастера, делавшие приличный самопал, но в то время не было газет типа «Из рук в руки», проще было добыть относительно недорогую и более продвинутую социалистическую технику. Даже в некоторых клубах валялись болгарские «Орфеи» и ГДРовские «Музимы».

Самым востребованным брендом из стран соцлагеря был «Лид Стар». На закате 80-х восточные немцы приблизились по качеству к тайваньским и китайским подделкам «Фендеров». Знаю, звучит смешно, но это был огромный прорыв по тем временам. Азиаты делали копии «Фендера» на порядок лучше социалистических европейцев.


MUSIMA Lead Star I из ГДР — почти копия FENDER Stratocaster.


MUSIMA Lead Star III — как бы FENDER без пикгарда (белой накладки на деке).


Просто MUSIMA, бессмысленная и беспощадная.


JOLANA Star, ЧССР


Болгарский «ОРФЕЙ» ORFEUS Bass по кличке «Матрас».

Источник

Советские электрогитары

Стремительное производство гитар в СССР началось с 1960-х годов. Значимость музыкального искусства достигла своих пределов, и это рождало огромный спрос на инструменты. Огромная страна, находившаяся в изоляции, уже не могла удерживать за железным занавесом интересы тысяч меломанов.

Первая советская электрогитара

Вопрос о преобразовании звука акустической гитары в более громкий возник еще в 1920 году. Решенный в европейских странах, он вторично появился на просторах нашей исторической родины спустя сорок лет.
Первая советская электрогитара была самобытна и сложно сказать, какая из существующих к тому времени гитар стала ее прототипом. Изготовлена она была в Ленинграде в 1964 году и носила название «Тоника».

Стоила гитара достаточно дорого. Ее стоимость превышала зарплату среднестатистического инженера.

В 1969 году «Тоника» была модернизирована до ЭГС-650. Эта модель электрической гитары производилась в Свердловске, Ростове и Орджоникидзе. Также производилась и бас-гитара под названием «Тоника».

Электрогитара Тоника

Постепенно «Тоника» была снята с производства, а каждым из трех основных заводов-производителей были разработаны собственные модели. Оставалось лишь заручиться одобрением правительства на их массовое производство.

Заводы по производству гитар

Самым первым производителем гитар был ленинградский завод народных музыкальных инструментов им. Луначарского. Лучшим его достижением считалась двенадцатиструнная акустическая гитара.

К 1970-му году ленинградским заводом стала выпускаться серия гитар «Мария», состоявшая из шестиструнной, двенадцатиструнной и бас-гитары. Корпус гитар был изготовлен из пластика, а внутри был полым, что обеспечивало низкое качество звучания инструмента. Гитары серии «Мария» были признаны худшими на просторах СССР.

Гитара Мария

В Москве изготовлением гитар занималась Московская Экспериментальная фабрика баянов им. Советской Армии. Гитары этой фабрики славились своей экзотичностью и были неплохи по звучанию. Они были выполнены в целом корпусе и носили название «Элгава». Выпущены они были в 2-х вариантах – с вибрато и без него.

Гитара Элгава

Московский завод, помимо производства неплохих электрогитар, занимался выпуском педалей к ним.

Особого внимания заслуживает свердловский завод по производству клавишных инструментов. Знаменитым этот завод стал благодаря производству модифицированной «Тоники», названной в народе «Уралом», а также уральской бас-гитары. Электрогитары уральского завода широко использовались во всевозможных ДК, а также были самыми ходовыми в школьных ВИА.

Электрогитара Урал

Фабрика клавишных инструментов «Ростов-Дон» имела два музыкальных завода, один из которых был расположен в Ростове-на-Дону, а другой – в Орджоникидзе. Именно эта фабрика порадовала музыкантов СССР электрогитарой «Аэлита» и бас-гитарой, которую называли просто «Бас». Последней разработкой ростовской фабрики являлась электрогитара «Стелла». В этой гитаре было четыре звукоснимателя и стереофонический выход, однако акустическая ее сторона оставляла желать лучшего.

Электрогитара Стелла

Также электрические и бас-гитары производились во Львове, Одессе, Борисове и Ереване.

Зарубежные гитары на просторах СССР

В промежутке между 1970-м и 1980-м годом стал осуществляться импорт зарубежных гитар в СССР. Это были Musima из ГДР, Jolana из Чехии, Орфеус и Кремона из Болгарии и Дефол из Польши.

Лучшими из импортируемых гитар считались Musima, но стоили они чрезвычайно дорого. Цена их вдвое превышала зарплату среднестатистического советского инженера.

Электрогитара Musima

Движимые неутомимым желанием творить, советские музыканты пытались делать электрогитары своими руками, основываясь на схемах, описанных в радиолюбительских журналах. Гитары получались плохими по звучанию и не дотягивали по своим характеристикам даже до заводской «Тоники».
Сейчас советские электрогитары интересны разве что коллекционерам. Музыкальной ценности этот исторический артефакт не представляет, зато он является атрибутом истории нашей страны.

Звучание гитары Тоника

Звучание гитары Урал

Источник

Оцените статью