Дерево для гитарной деки
Ель. Sitka spruce (picea sitchensis)
До сих пор самый распространенный тип фабричных гитар стиля Dreadnought, часто преподносится как гитара общего назначения. Наиболее часто для используемого топа применяется древесина Ели Ситка. Ситка, в среднем, одна из самых сложных и сильных елей, которая хорошо подходит для этих инструментов. Она широко распространена, её много и поэтому это относительно недорогой и качественный материал, необходимый для гитарных решений, что также помогает объяснить его популярность для фабричных гитар. Используя Ель в этом контексте, у гитары преобладает яркий звук, более сильный в низких гармониках струн, но который является в значительной степени функцией гитарной конструкции, используемых струн и стиля игры. (мастер также не на последнем месте) …
Тем не менее, этот звук связан с определенным деревом, и поэтому ель Ситка, как утверждают, имеет “сильный фундаментальный ” звук.
С течением времени, для гитар со стальными струнами, Ель Ситка стала своего рода как точка отсчета, с которой сравнивают другие виды деревьев.
Engelmann spruce (picea engelmannii)
По сравнению с Елью Ситка, Ель Энгелман имеет меньшую плотность, жесткость и твердость. Если, например, заменить на готовой гитаре деку из Ситки, на Енгелман с такой же толщиной, то гитара будет звучать «темнее», может быть, даже несколько «мутнее». Это в результате того, что Ель Енгелман имеет ниже модуль Юнга и как следствие производительность деки с более низкой частотой. Однако, это может быть легко исправлено, увеличив очень немного толщину деки, таким образом укрепив её, чтобы вернуть нужные частоты обратно. В результате — гитара станет более чувствительна, потому что будет более низкая главная масса, из-за более низкой плотности Ели Энгелман. Используя Ель Енгелман в хорошо продуманной гитарной конструкции, можно будет получить очень чувствительную, отзывчивую, сбалансированную гитару. Это особенно важно если речь идет об «фингерстиле» (finger-style).
Из-за способности Энгелман работать в малой массе, и низким затуханием деки, то эта Ель, тоже очень подходит для топов в классических гитарах …
Из-за своей низкой твердости, Ель Энгельман легко «ранима» и подвержена повреждению как во время строительства инструмента (гитарный мастер не на последнем месте) так и в использовании его игроком….
Европейские Ели. European (Norway, German) spruce (picea abies)
Европейские ели, как правило, жестче, плотнее и тяжелее, чем Ель Энгелман (к которой они имеют близкие визуальные сходства), но они не столь плотные и жесткие, как Ель Ситка. У Европейских Елей наиболее заметным отличием от Ситки и Энгелмана является отношение перекрестного слоя к длиннослою с более высокой жесткостью. Для Ситки это соотношение составляет
0,75… для Энгельман она составляет
1,0 и Европейской Ели обычно это 1,2-1,4… Однако, не установлено является ли это какими-либо акустическими значениями… Структурно, есть прежде всего косметическая выгода как результат более высоких поперечных зерен на топе. Это идеально подходит для рип и пружин внутри гитары. Многие мастера предпочитают это для классической гитары. На слух есть очень небольшое различие тонально между Энгелман и Европейской Елью. Однако, осторожное использование ели Энгелмана приводит к более низкой массы для деки, более высокой подвижности и следовательно делает гитару более отзывчивой.
Германская ель, под шеллаком (френчполиш) выглядит очень красиво, блеск которой является не копируемым другими «белыми главными» деревьями.
Секвойя. Redwood (sequoia sempervirens)
Мастера, которые работали с этим деревом, говорят что оно переменно в его материальных свойствах. Хотя я эту изменчивость не обнаружил в табличных данных… Redwood может быть хрупким, легко расщепляется вдоль волокон, а также более стабильно по размерам при изменении влажности, чем большинство елей. С декой из Redwood могут быть сделаны очень приемлемые гитары. Но иногда бывают не характерные дифференциации тональных функций (впрочем любое дерево не стабильно, в той или иной мере).
Если необходимо построить исключительно отзывчивую гитару со стальными струнами или классическую гитару, Редвуд не был бы наиболее предпочтительным деревом из-за его высокой плотности и более низкой жесткости по сравнению с некоторыми из альтернатив. Однако при грамотном подходе к толщине деки и соотношению этого по гибкости к материалу дна и обечаек (примерно ¼) можно получить вполне не плохой результат. Редвуд – отзывчивый как кедр, но с качествами ели. Под лаком или шеллаком, Редвуд проявляет свою красивую текстуру и богатый красно/коричневый цвет. Может выглядеть исключительным для тех, кто предпочитает более темные гитары.
Красный Канадский Кедр. Western Redcedar (thuja plicata)
Западный Красный Кедр (redcedar, который по сути является кипарисом, а не кедром, несмотря на его таксономию) это мягкая, низкой плотности, относительно низкой жесткости древесина, с очень низким затуханием. Ее модуль Юнга в диапазоне в 6,0 — 9,5 GPa… Её звуковой коэффициент отдачи говорит о том, что это превосходная древесина для деки , несмотря на её относительно низкую прочность и жесткость, и это действительно так. Если заменить, его на ту же толщину деки Ели или Ель Энгельман, кедр будет звучать более «темно». Это дало Красному Кедру репутацию как тонально «темный» или «теплый». Г лавным образом вследствие пониженного резонанса, как результат от использования древесины с более низким модулем Юнга. Если толщину деки компенсировать за счет её увеличения, то Красный Кедр может производить звук сопоставимый с елью. Гитары со стальными струнами с кедровой декой могут быть действительно отзывчивыми, выдающимися инструментами с большой тональной гибкостью. Redcedar чаще используется для классической гитары, для которой он хорошо подходит. Он имеет уникальное отличие от Ели в том, что по опыту многих других кто столкнулся с Кедром — гитара сразу имеет более зрелый звук, чем аналогичная возрастом Ель. Ель на гитаре должна хорошо поработать несколько лет чтобы звук развился в полной мере. Это не совсем ясно, почему дело обстоит именно так, однако есть предположение, что это, возможно, из-за функции неупругости древесины.
Источник
Виды древесины из которой делают гитары
Здравствуй, дерево!
В предыдущих статьях я частенько упоминал то обстоятельство, что при покупке гитары необходимо, прежде всего, смотреть на качество грифа, его прогиб, качество древесины и степень её высушенности/влажности. Аргументы у этой точки зрения самые, что ни на есть, тривиальные. Датчики всегда можно поменять (кроме того, мало какой гитарист, поиграв пару лет на одном и том же инструменте сможет воздержаться от «апгрейда», и звукосниматели становятся первой жертвой), колки тоже меняются (сейчас на рынке много заманчивых предложений, типа т.н. «локовых» колков), фурнитура подлежит замене. Даже цвет гитары, при желании, можно поменять. Некоторые умельцы вручную скаллопируют гриф, некоторые обращаются к профессионалам. Большинство воздерживаются от этой процедуры (и правильно IMHO).
Так поговорим же немного о породах дерева, используемых в гитаростроительной промышленности. Для начала, определимся с русскими аналогами английских слов, обозначающих деревья, т.к. мною замечено, что не все продавцы гитар проявили добросовестность при переводе рекламных статей, буклетов, в опубликованных каталогах. Кроме того, многим часто приходится иметь дело с зарубежными источниками информации.
- Ash – ясень
- Maple – клен
- Rosewood – палисандр
- Mahogany – красное дерево, впрочем, многие не парятся переводить и пишут что-нибудь забавное, типа – МАХАГОН
- Alder – ольха
- Poplar – тополь
- Basswood – басгитарное дерево, шутка :=) Американская липа.
- Agathis – агатис (наверно, это тот случай, когда русского аналога не существует)
- Spruce – ель
- Walnut – орех (Almires)
Наверняка еще какие-нибудь экзотические варианты существуют, но базовый набор пород дерева для изготовления гитар мы исчерпали.
Несколько слов о каждом из перечисленных вариантов.
Ясень (Ash)
Звонкие гитары с ярко выраженной атакой. Самые «стеклянные» модели Fender выполнены из ясеня. Характерный звук раннего Нопфлера в «Sultans of Swing» — лучший, на мой взгляд, пример, характеризующий ясеневые стратокастеры. Не гнушаются ясеневой древесиной и более «грузовые» исполнители. Ritchie Blackmore (ex- Deep Purple, если кто не знает :=), John 5 (Merylin Manson, Rob Zombie)
Клен (Maple)
Атака еще более акцентирована, чем у ясеня. Я уже давно не видел серийных кленовых гитар в каталогах основных производителей. Такие инструменты – экстремизм для экстремальных шредеров. Когда ноты выстреливаются с пулеметной скоростью, и есть желание, чтобы каждая читалась в плотном ряду с товарками, кроме виртуозной техники игры хорошим помощником будет инструмент, выделяющийся исключительной разборчивостью и резкостью. Это как раз – клен. Недостатки – нехватка т.н. «мяса», и еще такие инструменты нельзя назвать певучими. Протяжные соло балладного типа – не их профиль. Самое «перкуссионное» дерево. Одно из основных, использующихся для изготовления барабанов элит-класса.
Есть оговорка – из клена делаются полуакустические инструменты. Поскольку их акустические свойства зависят от несколько другого набора факторов, все вышеперечисленные качества не относятся к ним. Т.е. они достаточно «певучие» и, в какой-то мере, «мясные». Понятное дело, эти инструменты не любят работать с сильно перегруженным звуком, но чистый звук по плотности сопоставим со звуком цельнокорпусных гитар более «сустейновых» пород дерева.
Еще одна оговорка – клен клену – рознь. Есть клен «птичий глаз», есть «волнистый» (laminated), есть «огненный», есть горный клен. Это подвиды, слегка друг от друга отличающиеся. Но существует еще в природе т.н. американский клен, или, как говорят биологи «клен ясенелистный». Его звучание ближе к звучанию ясеня, чем к звучанию собственно клена.
Вообще-то клен – самый популярный материал для изготовления грифов.
Палисандр (Rosewood)
Редкий вид. Палисандр очень широко используется для накладок на гриф (fingerboard), иногда палисандровым шпоном покрывается корпус (типа красиво). Но не стоит забывать о таком факторе, как стоимость материала. Палисандр – вовсе не дешевое дерево, по отношению качество/цена вряд ли и близко подойдет к такому сорту, как
Красное дерево (Mahogany)
Очень широко распространенный вариант. Увесистое плотное звучание и хороший сустейн. Выбор производителей, специализирующихся на гитарах для «тяжелых» стилей. В модельном ряду таких фирм, как ESP, Dean и Gibson инструменты из красного дерева доминируют. В шкале «певучесть/мясо – разборчивость/звонкость» занимают крайнее положение, противоположное положению клена. Чтобы собрать в одном инструменте и разборчивость и сустейн в нужной пропорции, производители прибегают к нехитрому, на первый взгляд, трюку, — сделать гитару с корпусом из обеих этих пород, сбалансировав их в нужном количестве. Но об этом чуть позже.
Ольха (Alder)
Самый популярный вид дерева. Большинство Fender сделано именно из него. Причисленные мною к «Hard’n’Heavy» производителям лейблы не гнушаются иметь в своем списке некоторое количество гитар из ольхи. В шкале «мясо/разборчивость» их место – строго в середине. Абсолютно компромиссный вариант. Для гитаристов, стремящихся быть свободными от каких-бы то ни было стереотипов в игре и мышлении (навроде «много нот+теппинг+свип арпеджио – круто, остальное – отстой» или «хай-гейн+дроп си строй – круто, остальное – отстой» или «гаримур – круто, остальное – так себе») этот материал является, на мой взгляд, идеальным. Недаром подписные инструменты такого музыканта, как Steve Vai выполнены из ольхи. Я не собираюсь утверждать, что этот гитарист – самый техничный или самый «ваще лучший», но то обстоятельство, что именно это имя возглавляет список тех, кто раздвигает рамки типичного «электрогитарного» мышления и является бесспорным лидером в области инноваций очевидно.
Тополь (Poplar)
У меня сложилось впечатление, что тополь – дерево для гитар категории «ученический инструмент». Доводилось видеть очень много инструментов из нижнего ценового диапазона, сделанных из тополя, и ни одной «люксовой» или хотя-бы средней гитары из него. Ощущения – так себе. Древесина очень легкая, сустейн мог бы быть и получше, это же можно сказать и о разборчивости. На пресловутой шкале «мясо/разборчивость» их место определить трудно из-за мизерного количества того и другого. Хотя, может быть, в мире существуют отличные гитары из тополя, а мне просто не везло всю мою жизнь. Связался не с теми людьми, проявил слабохарактерность и покатился по наклонной. Но я ни о чем не жалею, и если бы мне было предложено прожить мою жизнь заново, я бы ничего не стал менять. Играл бы на гитарах из ольхи, ясеня и кленовых полуакустиках.
Липа (Basswood)
Как и ольха – очень популярный материал. И по звучанию они здорово похожи. Вот так выглядит гитара из липы
Кроме шуток (доля правды – гитары Daisy делаются из липы), все подписные гитары Joe Satriani, — еще одно супер-имя гитарного мира, — делаются из липы.
Агатис (Agathis)
Врать не буду, — знаю про это дерево очень мало. Практически ничего. Быстрый анализ рынка дал результаты следующие – агатис применяется для изготовления гитар Starcaster. Это подвид Stratocaster’ов, выпускаемый Fender’ом для заполнения самого нижнего ценового диапазона. Слоган – «всё, что нужно для начала». У ESP много агатисовых гитар в модельном ряду LTD, а это, опять-таки – нижний ценовой диапазон этой марки. Вывод делаю такой – агатис- дерево для ученических гитар.
Spruce (Ель)
Из елки делают только полуакустические электрогитары. Часто её применяют в комбинации с кленом. Дает теплый ровный звук, так любимый полуакустическими джазовиками.
Орех (Walnut)
Орех довольно широко используется для изготовления акустических гитар high- класса. В электрогитаростроении он используется только для накладок на гриф (fingerboard) и для шпонового покрытия корпусов. Да и то не часто.
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши гитары
Fender использует самые разнообразные сорта древесины для своих изделий. В-основном, это – ольха. Встречается также название Premium Alder, что можно перевести, как «высокосортная ольха». Может быть, действительно, для некоторых моделей используется дерево более высокого качества. Впрочем, не исключаю того, что ольха та же самая, что и у прочих моделей, а название изменено с целью нагнать пафосу и оправдать наименование ряда Deluxe. Также очень широко применяются некоторые типы ясеня – болотный ясень, опять-таки Premium Ash и неизвестное мне растение Lightweight Premium Ash. Типа «легковесный шикарный ясень». Есть достаточное количество моделей из липы. Из клена нашел только один инструмент во всем каталоге (может, плохо искал). Из агатиса делаются пресловутые Starcaster’ы.
Gibson стоит отдельного упоминания. Я имею ввиду Les Paul. Тут мы имеем пример, о котором говорилось ранее – совмещение разных сортов древесины с целью получить плюсы той и другой породы и попытка избежать минусов, присущих этим сортам дерева. Нижняя, массивная часть корпуса выполнена из красного дерева. Красное дерево, как мы уже говорили, обеспечивает тягучесть, вязкость звука, массивность, и, так сказать «мясо». Верхняя, более тонкая часть тела гитары, сделана из клена. У меня есть подозрение, что это авторы изначально преследовали другие цели – у клена весьма неплохая фактура. Очень красиво смотрится под окраской типа sunburst. В любом случае, получилось то, что получилось – знаменитый Gibson Les Paul с его певучим массивным звучанием и при этом неплохой разборчивостью. Конечно, это разборчивость не сравнится с разборчивостью шред-инструментов, но, по крайней мере, она есть. Есть еще один секрет у Les Paul. Верхний слой клена выгнут (т.н. archtop), так, что между слоями есть воздушный пузырь. Гитара приобретает некоторые свойства полуакустического инструмента. Очень незначительные, но достаточные для того, чтобы у Les Paul был свой неповторимый характер звучания.
Остальные марки, в сущности, идут путем перечисленных выше пионеров. Список, в сущности, небольшой, но больше никаких ноу-хау почти не придумано. Накладывают кленовый слой на красное дерево без воздушной прослойки, пробуют разную толщину той и другой породы. Есть еще один способ совместить «вола и трепетную лань» — клен и красное дерево. До него додумались, когда в моду вошли гитары со сквозным грифом. Из клена получаются, таким образом, гриф и значительная часть корпуса, к которому приделаны «уши» красного дерева. По мне, так это – перебор. «Сквозняк» делает сустейн мощнее, а разборчивость существенно понижается. То есть, «сквозные» гитары с «ушами» из не особенно «мясного» дерева звучат довольно-таки тягуче. Что же говорить про «уши из краснухи». Впрочем, в случае с бас-гитарами, такая конфигурация зачастую вполне оправдана.
С инструментами из одной породы дерева – еще проще, хотя и тут есть нюансы. Берут два (а то и больше) кусков, допустим, ольхи и склеивают их особым образом. Из-за этой продольной линии склейки, различного расположения волокон на разных кусках звук приобретает свой особый характер.
Гитары, выполненные не из дерева (типа углепластик там всякий), вообще рассматривать не буду. Не для денег рожденный футурист Владимир Маяковский сказал про них следующее «. я такого не хочу даже вставить в книжку».
К вопросу «как различать типы древесины». Если у вас нет навыков опытного плотника – довольно непросто. Достигается упражнением. Интересуйтесь, из какого дерева выполнен инструмент, любуйтесь фактурой и рисунком волокон, сравнивайте вес. Рано или поздно все тайны гитаростроения для вас будут открытой книгой, если только есть желание добиться «настоящего звука» и неутомимое стремление к знаниям.
Источник