Главный аккорд фа мажора

Аккорд F (Фа-мажор) на гитаре

Автор: Mr.Falstaff · Опубликовано 16.04.2015 · Обновлено 19.04.2015

Сегодня вы узнаете, как брать аккорд F (Фа-мажор) в пяти позициях на гитаре. Каждая позиция отличается друг от друга лишь в удобстве расположения нот, а так же звучанием самого аккорда. Почти все они играются с использованием баре, но ниже я приведу аппликатуры, где аккорд F берётся без баре.
Если вы хотите знать и уметь играть все мажорные и минорные аккорды, а так же играть арпеджио этих аккордов на гитаре, то советую познакомиться с системой CAGED.

Строение аккорда F (Фа-мажор) на гитаре

Если посмотреть с точки зрения теории музыки, то Аккорд F (Фа-мажор) состоит из мажорного трезвучия Фа, Соль, До.

  • Тоника — F (Фа).
  • Большая терция — A (Ля).
  • Чистая квинта — C (До).

Прима, большая терция и чистая квинта — это так называемые музыкальные интервалы. Подробнее я о них я рассказывал в статье см. интервалы на гитаре.

Пояснения к аппликатурам

Cтруны от 1 по 6 расположены слева на право (от самой тонкой, до самой толстой). Римские цифры (I, IV и так далее), обозначают номера ладов на гитаре. Арабские цифры (1, 2 и так далее) в кружках, обозначают каким пальцами нужно прижимать струны. Подробнее см. обозначение пальцев, ладов и струн на гитаре.

  1. Указательный палец.
  2. Средний палец.
  3. Безымянный палец.
  4. Мизинец.
Читайте также:  Розенбаум вальс бостон аккорд

Аппликатуры аккорда F (Фа-мажор) в пяти позициях на гитаре

Каждая аппликатура отличается своим удобством и звучанием. Какая подходит именно для вас — решать вам 🙂

Аппликатура аккорда F (Фа-мажор) в первой позиции:

  • Аппликатура аккорда F (Фа-мажор) во второй позиции:Зажимаем все струны указательным пальцем на 1-м ладу (приёмом барре).
  • Зажимаем 5-ю струну безымянным пальцем на 3-м ладу.
  • Зажимаем 4-ю струну мизинцем на 3-ладу .
  • Зажимаем 3-ю струну средним пальцем на 2-м ладу

  • Зажимаем 1, 2, 3, 4 и 5 струны указательным пальцем на 3-м ладу (приёмом барре).
  • Зажимаем 1, 2 и 3 струны безымянным пальцем на 5-м ладу.
  • Зажимаем 2-ю струну мизинцем на 6-м ладу .

Аппликатура аккорда F (Фа-мажор) в третей позиции:

  • Зажимаем 3, 2 и 1 струны указательным пальцем на пятом ладу (приёмом барре).
  • Зажимаем 2-ю струну средним пальцем на 6-м ладу.
  • Зажимаем 4-ю струну безымянным пальцем на 7-м ладу.
  • Зажимаем 5-ю струну мизинцем на 8-м ладу.

Аппликатура аккорда F (Фа-мажор) в четвёртой позиции:

  • Зажимаем 5, 4, 3, 2 и 1 струны указательным пальцем на 8-м ладу приёмом барре.
  • Зажимаем 4-ю струну средним пальцем на 10-м ладу.
  • Зажимаем 3-ю струну безымянным пальцем на 10-м ладу.
  • Зажимаем 2-ю струну мизинцем на 10-м ладу.

Аппликатура аккорда F (Фа-мажор) в пятой позиции:

  • Зажимаем 4, 3 и 2 струны указательным пальцем на 8-м ладу.
  • Зажимаем 5-ю струну средним пальцем на 12- ладу.
  • Зажимаем 6-ю струну безымянным пальцем на 13-м ладу.
  • Зажимаем 1-ю струну мизинцем на 13-м ладу.

Аккорд F (Фа мажор) без баре

Если вы только начали играть на гитаре и пока не можете брать баре, то эти варианты аккорда F без баре именно для вас. Я записал их в табулятуре (по техническим причинам). Если вы не знаете как её читать, то см.как читать табулатуру. Так же я подробно расписал, какие струны и на каком ладу нужно зажимать.

В первой позиции:

  • Зажимаем 1-й лад указательным пальцем на 6-й струне и этим же пальцем глушим 1 и 2 струны.
  • Зажимаем 3-й лад безымянным пальцем на 5-й струне.
  • Зажимаем 3-й лад мизинцем на 4-й струне.
  • Зажимаем 2-й лад средним пальцем на 3-й струне.

Во второй позиции:

  • Зажимаем 3-й лад указательным пальцем на 4-й струне.
  • Зажимаем 5-й лад средним пальцем на 3-й струне.
  • Зажимаем 6-й лад мизинцем на 2-й струне.
  • Зажимаем 5-й лад безымянным пальцем на 1-й струне.

В четвёртой позиции:

  • Зажимаете 5-ю струну указательным пальцем на 8-м ладу и им же глушите 1 и 6 струны.
  • Зажимаем 4-ю струну средним пальцем на 10-м ладу.
  • Зажимаем 3-ю струну безымянным пальцем на 10-м ладу.
  • Зажимаем 2-ю струну мизинцем на 10-м ладу.

Источник

Аккорд F на гитаре (Фа мажор): все позиции – 23 аппликатуры

Аккорд F на гитаре, он же фа мажор. Название – латинской буквой основной тон – нота фа. Нет буквы «m», «dim» или «aug» рядом (другие типы аккордов) – значит мажор, нет надстроек (6, 7, 9 и пр.) – значит в основном виде, только звуки мажорного трезвучия. Иногда, ещё говорят «аккорд Ф» или «аккорд Фа» – как записывается.

На гитаре Фа мажор не имеет своей аппликатуры в открытой позиции, и принимает формы аккордов C, A, G, E или D (по системе CAGED) в закрытых позициях. Прежде всего эта особенность связана со строем шестиструнной гитары: из 6-ти струн только 5-ая (A – ля) является звуком аккорда. То есть каких-то простеньких аппликатур F на 2-3 пальца, да с 2-3 открытыми струнам построить в принципе не получится.

И получается, что уже на первом ладу для F по стандартной аппликатуре нужно использовать баррэ. Для новичков нередко это оказывается камнем преткновения: песни c Am, Dm, E, G, С – без проблем, а вот с F – уже сложно (не звучит, проблемы перехода с аккорда на аккорд в темпе и т.д.). Однако вообще обходить стороной Фа мажор не стоит, да и не получится. Рано или поздно в любимой песне всё-таки встретится F, и, конечно, нужно будет его сыграть. Благо, есть в позициях (на разных ладах) упрощённые аппликатуры фа мажора без баррэ наряду со стандартными, с баррэ. Так что дело поправимо.

Совет для начинающих! Оптимально, конечно, – чтобы вы умели играть аккорд Фа мажор на гитаре не только упрощенный, но и в стандартных формах. Так что как освоитесь с простыми аппликатурами, сразу же начинайте «штудировать» баррэ.

Все часто используемые аккорды F (простые и сложные) мы рассмотрим в этой статье. Для изучения – аккордовые сетки (схема ), фото – как ставить пальцы, и аудио онлайн – как звучат все представленные аппликатуры на акустической гитаре. А ещё – дополнительно пару-тройку хитростей для замены Фа мажора, песни в которых он используется, и какие есть аккорды в тональности F.

Звуки аккорда Фа мажор

Состав аккорда F:

  • Фа (F) – основной звук.
  • Ля (A) – большая терция (б.3) от основного звука.
  • До (C) – малая терция (м.3) от Ля, или чистая квинта (ч.5) от основного звука.

Мажорное трезвучие фа с обозначением интервалов в нотной записи + табы:

В основном виде аккорд состоит из трёх звуков. Но на гитаре, как правило, используются аппликатуры F для аккомпанемента, в которых звуки трезвучия удваиваются или утраиваются.

Например, аккорд фа мажор в I позиции – баррэ на все шесть струн: утраивается основной звук фа и удваивается квинта до:

Аппликатуры в позициях: стандартные формы и упрощённые (без баррэ)

Итак, изучим распространённые варианты F для гитары: все позиции – от I до X (c XIII лада повторяются).

Для каждой позиции – стандартная аппликатура F на баррэ и на замену её упрощённые, более простые формы без баррэ или с малым баррэ.

В аккордовых сетках пальцы левой руки обозначены цифрами (в кружочках на струнах – на каких ладах прижимать):

  • T – большой;
  • 1 – указательный;
  • 2 – средний;
  • 3 – безымянный;
  • 4 – мизинец.

I позиция

Аккорд F с баррэ на I ладу – тот самый трудный для начинающих) Форма аккорда E из открытой позиции. Утроенный основной звук даёт полное звучание мажора. Но, конечно, потребуется владение приёмом баррэ.

Как на гитаре сыграть этот Фа:

  • указательным прижимаем все струны на 1-ом ладу;
  • на третьем ладу мизинец на 4-ую струну, а безымянный на 5-ую;
  • средний ставим на 3 струну, 2 лад.

«Тестировать» аккорды на слух можно и другими приёмами звукоизвлечения, не обязательно как в аудиопримере. Сыграйте как вам больше нравится – перебором, боем или щипком.

А теперь рассмотрим, как заменить этот F – альтернативные упрощённые аппликатуры без баре:

Без 5-ой и 6-ой, только четыре струны. В звучании пусть и не такой насыщенный как основная форма, зато указательному пальцу значительно легче. Нужно прижать лишь 1-ую и 2-ую струны. Для быстрых переходов на С, Am, открытый G7 – лучше не придумаешь.

Без 6-ой. И простая аппликатура, фактически без баррэ – указательный прижимает только 1-ую и 2-ую. И по звуку практически не уступает стандартной форме на всех струнах. Ведь не звучит только шестая струна. Вот и вся разница. Правда, чуть посложней предыдущего – на четыре струны.

F/C – без 6-ой и 1-ой струн. Ещё одна лёгкая «модификация». И кстати, неплохо звучащая. Чем хорош – указательный прижимает только 2-ую. Но во время игры боем нужно следить за тем, чтобы были приглушены 6-ая (большим пальцем) и 1-ая (подушечкой указательного). А если зазвучат – то это уже будет явно не мажорный аккорд в исходном виде.

На нижних струнах, без баррэ. Хоть и мажор, но довольно суровый. Весёлость в сдержанном виде 😉 Низкий регистр делает своё дело в саунде. Если по строению, то это пауэр-аккорд + мажорная терция на третьей струне. И да – конечно легче. В роковых темах может отлично прозвучать – с характерной энергией стиля. Поэкспериментируйте в последовательностях Am – F – E, F – G – Am и пр.

Без 5-ой и 1-ой струны и без баррэ. Удобная аппликатура для джаза, блюза и рока. Классно звучит и с лёгким овердрайвом – если на электрогитаре.

Постановка пальцев в двух вариантах:

1 – указательный прижимает 6-ую и подушечкой приглушивает 5-ую:

2 – басовая прижимается большим пальцем:

Попробуйте оба варианта. В общем, в звуке разницы и нет. Дело в удобстве.

III позиция

Форма аккорда D из открытой позиции. Вариант на 4-е звука, так что струны пережимать не требуется на 3-ем ладу. Указательным прижимается только четвёртая.

F/C – эта же форма, но в басу до. С баре. Довольно сложная аппликатура. Но иногда может и понадобиться: ведение мелодии на первой струне, или басовая линия в позиции.

F/A – с терцией в басу. Как замена аккорда F в III позиции в форме D – вполне. Хотя если только играть щипком, перебором. Четыре звука. Потребуется растяжка. Но звучит красиво, благородно, по классически.

V позиция

На 5 ладу основной F – в форме С. «Лесенка», как в открытой позиции, только с баре.

Как на гитаре взять аккорд Фа мажор в этой форме:

  • 6-ая не звучит;
  • указательным – малое баррэ на три струны, на 5-ом ладу;
  • средний – 2-ая струна, 6 лад;
  • безымянный – 4-ая, 7 лад;
  • мизинец – 5-ая, 8 лад.

Каким аккордом можно заменить эту «лесенку» в V позиции:

F/A – малое баррэ, без 6-ой и 5-ой струны. Как бы верхняя часть основной формы. Попроще вариант – мизинцем 5-ую прижимать не нужно.

F/A – с до (квинтой) на 1-ой струне. В расширенной аппликатуре.

Как зажимать этот аккорд:

Можно указательным прижимать только 3-ю струну на 5-ом ладу (как показано в сетке). А можно брать и баррэ: указательным – 1-4 струны. Иногда этот аккорд применяется в мелодической связке с предыдущим. Попробуйте поиграть их поочерёдно с баррэ. Аппликатура практически не меняется, только добавляется мизинец.

F/A – в басу ля, звучат 6-ая + 1-3 струны. Хорошо звучит перебором. В позиции всего на два лада.

Как брать этот F:

  • указательный – на 6-ую струну, 5 лад и этим же пальцем (подушечкой) приглушить пятую струну;
  • и ещё на 5-ом ладу: средний – 3-я струна, безымянный – 1-ая;
  • мизинец – 2-ая, на 6-ой лад.

VI позиция

Без 6-ой и 3-ей, с до на 1-ой струне. На основе формы C лёгкий вариант – для новичков без баре. Но сгодится только для перебора или если играть щипком.

VIII позиция

Стандартная аппликатура в VIII позиции – баррэ в форме A (ля мажора из открытой позиции).

Вот так она выглядит в сетке:

Но взять такой аккорд на 8-10 ладу крайне проблематично. Сложность в размещении трёх пальцев на 10-ом ладу. Заметьте он не такой уж и широкий, как первый или третий.

Эта форма с баррэ используется в качестве основы для упрощённых аппликатур, которые мы сейчас и изучим:

Без 6-ой и 1-ой. Для указательного нагрузки минимум: нужно прижать только 5-ую струну. А вот безымянным придётся прижать сразу три струны – 4-ую, 3-ую и 2-ую. Сразу возможно это покажется и не просто. Но всё же это легче, чем «устанавливать» три пальца в границы 10-го лада.

Ещё вариант как поставить пальцы на этом аккорде – три струны на 10-ом ладу прижать мизинцем.

F/C – без 6-ой и 5-ой. Звучит хорошо, подойдёт и для новичков. Вот в этой аппликатуре всё-таки можно попробовать уместить три пальца в 10-ый лад, так как не используется баррэ. Указательный прижимает только 1-ую, а не все струны в позиции.

Ещё пару аккордов в VIII позиции несколько другого плана – для звукоизвлечения щипком, перебором:

На три струны. Звуки F в широком расположении. Несмотря на минимум звукового состава, звучит красиво.

Как играется этот Фа мажор:

  • указательным – 5-ую струну на 8-ом ладу;
  • на 10-ом ладу: безымянным – 4-ую, мизинцем – 2-ую.

На 1-ой, 2-ой и 5-ой. Тоже только три звука. Можно использовать для каких-нибудь акцентов, в быстрых переходах – отлично прозвучит.

Как ставить пальцы в этой аппликатуре:

  • на 8-ом ладу – указательный на 5-ую струну, средний на 1-ую (да, потребуется растяжка);
  • мизинец – на 2-ую, 10-ый лад.

X позиция

Форма G (соль мажор из открытой позиции) на баррэ. В 10-ой позиции эта аппликатура представляется довольно сложной. И практически в таком полном виде не используется. Преимущественно является основой для упрощённых форм.

Итак, каким аккордом можно заменить эту «конструкцию» формы G в позиции. Сразу оговоримся, что есть несколько вариантов. Выбор – в зависимости от особенностей аккомпанемента и вкуса гитариста (какой больше нравится по звуку).

Всё таже основная аппликатура, но без 1-ой струны. Тоже с баррэ, но не нужно тянуть мизинец. Он естественно ложится на 6-ую струну, а безымянный – на пятую.

F/A – без 6-ой струны. В басу терция, звучит довольно ярко. И почти форма в первоначальном виде.

Как ставится аккорд F с басом ля:

  • указательным прижать четыре струны;
  • безымянным – 5-ая струна, 12-ый лад;
  • мизинец – 1-ая, 13-ый лад.

F/C – малое баррэ, на 4-е струны. В басу звучит до (квинта фа мажора). Может создать хороший саунд – во второй гитарной партии, инструментальной аранжировке, как обыгровка.

XIII, XV … и другие позиции

Далее по грифу всё на октаву выше повторяется.

  • XIII позиция – баррэ в форме E – как и в I позиции.
  • XV позиция – форма D – как и в III позиции.
  • и т.д.

Совет начинающим! Чтобы не запутаться в верхних позициях, ориентируйтесь по основному звуку аккорда – на какой струне он расположен в конкретной аппликатуре. То есть и на октаву выше, в позиции он должен быть на своём месте.

Как ещё можно заменить баррэ F

Чем можно заменить аккорд F ещё? Кроме упрощённых аппликатур исключительно мажорного аккорда без баррэ, можно задействовать и мажор с надстройками.

Вся фишка в том, что есть «хитрые» аппликатуры F с добавочными ступенями, и лёгкие, без баррэ. То есть это не мажор в основном виде, а с дополнительными звуками – с большой или малой септимой (7, maj7), секстой (6), ноной (9) и т.д. Но звучит он не хуже, а иногда и лучше обычного фа мажора.

Разберём несколько примеров такого подхода в песенном аккомпанементе:

Ой-йо – Чайф:
Во вступлении и первой части куплета последовательность: C – G – Am – Fmaj7

Обычное баррэ F в первой позиции заменяется большим мажорным септаккордом Fmaj7. Простейшая аппликатура и звучит интересно.

Фантом – версия песни от Чиж & Co:

Аккорды на 3-ю и 4-ую строчку куплета (по первому куплету – Мой «Фантом» стрелою белой…): Am – C7 – D – F7 – Am – E7 – Am

На замену F – малый мажорный септаккорд F7. Но, конечно, не совсем обычный. Что касается постановки пальцев, всё также как и на E7 в открытой позиции. А чтобы не брать баррэ, 6-ая и 1-ая глушатся, т.е. не используются в этом аккорде.

Подробный разбор песни «Фантом» в версии Чиж & Co здесь.

Маленькая девочка – Крематорий:

В первой части куплета: Am – D7 – D7sus4/A – Fadd9 – Fmaj7/C – Am

В этой последовательности на F две аппликатурные вариации:

F add9 – почти как Fmaj7 (в песне Ой-йо), но 1-ая струна прижимается на 3-ем ладу (нота соль – 9-ая ступень к фа-мажорному трезвучию). Оригинальный саунд и не нужно заморачиваться с баррэ.

Fmaj7/C – это не явный фа мажор, так как по составу не имеет основного звука фа. Но в инструментальной аранжировке, относительно аккордовой последовательности звучит на замену F. Тоже, что касается постановки пальцев – особых сложностей нет.

Каким аккордом с простой аппликатурой заменить стандартный F с баррэ – вопрос особенности аранжировки, стиля песни. Ну и конечно, вкусовые предпочтения гитариста играют немаловажную роль. Иногда может быть так, что какой-то выбранный фа мажор с надстройками совсем не ложится на мотив, не звучит в песне. В таком случае просто нужно искать другой вариант. Главное – добиться красивого саунда в аккомпанементе.

Ещё об упрощённых аппликатурах F и других аккордов здесь.

Трезвучия

Напомним, что фа мажор в основном виде состоит из трёх звуков – фа, ля, до. Так вот, есть аппликатуры мажорного трезвучия, в которых звуки размещаются на трёх струнах.

  • фа (основной звук) – на 5-ой струне, 3 лад;
  • ля (большая терция) – на 4-ой, 2 лад;
  • до (квинта) – на 2-ой, 1 лад.

Эти трёхструнные аппликатуры тоже можно использовать в аккомпанементе – для обыгровок, отдельных штрихов, акцентов, комбинирования с полными аппликатурами.

В схемах не только основной вид аккорда, но и его обращения (когда нижний звук терция или квинта).

На 6-ой, 5-ой и 4-ой:

На 5-ой, 4-ой и 3-ей:

На 4-ой, 3-ей и 2-ой:

На 3-ей, 2-ой и 1-ой:

Аппликатуры на всех струнах:

Их «соединение» в позициях образует уже знакомые нам аппликатуры. А также даёт возможность экспериментировать с формами F – придумывать какие-то собственные аппликатурные решения, мелодические связки.

Аккорды в Фа мажоре

В песнях, в тональности Фа мажор, как правило, используются аккорды, которые строятся на ступенях мажорного лада от звука Фа (основного звука аккорда).

  • I – F (фа мажор)
  • ii – Gm (соль минор)
  • iii – Am (ля минор)
  • IV – Bb (си бемоль мажор)
  • V – C (до мажор)
  • vi – Dm (ре минор)
  • vii dim – E dim (ми уменьшённый)

Как играть аккордами гамму Фа мажор:

Но, безусловно, есть и последовательности в F, в которых используются и другие аккорды, отличные от мажорного лада. Авторы песен в целях создать оригинальный мотив иногда специально меняют тип аккорда на ступенях (Gm → G, Bb → Bbm, Dm → D, E dim → Em или E) или альтерируют ступени (E dim → Eb, Am → Ab).

Популярные аккордовые последовательности в Фа мажоре:

  • F – Bb – C – F
  • Bb – F – C – F
  • F – Dm – Bb – C
  • F – F– F– F – Bb – Bb – F – F – C – Bb – F – C (блюзовый квадрат)

Песни с аккордом F

В тональности Фа мажор красивая лирическая тема Michelle группы Beatles.

Из русского рока песни с аккордом F:

  • Видели ночь – Кино
  • Что такое осень – ДДТ
  • Районы-кварталы – Звери
  • Всё идёт по плану – Гражданская оборона
  • А что нам надо – Серьга

И это, конечно, всего лишь несколько примеров для практики, изучения аккорда. В тональности Фа мажор и других тональностях с аккордом F песен на самом деле огромное количество.

На этом завершаем разбор вариантов Фа мажора. Ну как, не боитесь уже F? ) Прорабатывайте аппликатуры – начинайте с упрощённых, потом постепенно осваивайте с приёмом баррэ – и в скором времени Фа мажор станет для вас самым обычнейшим аккордом. Хоть в какой позиции. Как тот же ля минор, ре минор, ми мажор и др. Не будет никаких трудностей, никаких «ой тут «Ф», наверно песню эту разучивать не буду», «здесь «Фа», не успеваю пальцы переставлять». В общем, вы вычеркните F из личного списка самых трудных аккордов. А ваш песенный репертуар значительно расшириться. Начинайте заниматься прямо сейчас. Гитарного вдохновения, творческого настроения!

Источник

Оцените статью