- Основной аккорд лада
- Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова тоника
- Определение слова тоника в словарях
- Примеры употребления слова тоника в литературе.
- Главные трезвучия лада
- Как называются главные трезвучия лада?
- На каких ступенях строятся обращения главных трезвучий?
- Главные трезвучия в гармонических ладах
- guitarbloknot.ru
- Учитесь играть на классической гитаре, рок гитаре и гитаре фламенко у нас!
- Урок 4. Главные аккорды мажорного и минорного лада
- Аккордовые последовательности: главные и побочные аккорды, правила голосоведения
- Главные аккорды
- Побочные аккорды
- Правила голосоведения
- Обозначение аккордов
- Аккордовые последовательности
Основной аккорд лада
Последняя бука буква «а»
Ответ на вопрос «Основной аккорд лада «, 6 (шесть) букв:
тоника
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова тоника
Определение слова тоника в словарях
Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(от тон ) в музыке, центральный устой лада, тональности. В ладах мелодического типа Т. является звук (родственная категория в григорианском пении ≈ финалис; см. Средневековые лады ); в мажорно-минорной тональной системе Т. ≈ консонирующее (мажорное или.
Примеры употребления слова тоника в литературе.
Эвви и достала с витрины одну из бутылочек, помеченных этикеткой электрический тоник мистера Гонта, она поставила ее на прилавок — небольшая бутылочка, заполненная чем-то похожим на жидкую грязь.
Линия мелодии, которую сначала порознь, а потом вместе неутомимо повторяли их голоса, эта простая и блаженная кривая, построенная на тонике и доминате, протяжно восходила от основного тона к октаве, но за полтона от нее, лишь слегка ее коснувшись, переходила в квинту и казалась одинокому любителю самым просветленным, самым восхитительным из всего, что он когда-либо слышал.
Ну это уж на твое усмотрение — минералка, квас, тоник или моча Тарзана.
Схожу-ка я к Морли, опрокину несколько стаканчиков сельдерейного тоника.
Наряду с этим, встречаются и формы с членением на восьмитактные части, содержащие в основном те же сочетания между септаккордами тоники, субдоминанты и доминанты.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Источник
Главные трезвучия лада
Главные трезвучия лада – это те трезвучия, которые идентифицируют данный лад, его вид и его звучание. Как это понимать? У нас два основных лада – мажор и минор.
Так вот, именно по мажорному звучанию трезвучий мы понимаем, что имеем дело с мажором и по минорному звучанию трезвучий определяем на слух минор. Таким образом, главными трезвучиями в мажоре являются мажорные трезвучия, а в миноре – очевидно, минорные.
Трезвучия в ладу строятся на любой ступени – всего их семь штук (семь ступеней), но главными трезвучиями лада из них являются только три – те, которые построены на 1-й, 4-й и 5-й ступенях. Остальные четыре трезвучия называются побочными, они не идентифицируют данный лад.
Давайте проверим данные утверждения на практике. В тональностях до-мажор и до минор построим трезвучия на всех ступенях (читайте статью – «Как построить трезвучие?») и посмотрим, что получится.
Сначала в до мажоре:
Как видим, действительно – мажорные трезвучия образуются только на I, IV и V ступенях. На II, III и VI ступенях образуются трезвучия минорные. И единственное трезвучие на VII ступени – уменьшённое.
Теперь в до миноре:
Тут на I, IV и V ступенях – наоборот, минорные трезвучия. На III, VI и VII ступеньках – мажорные (они уже не являются показателем минорного лада), и на II ступени есть одно уменьшённое стрезвучие.
Как называются главные трезвучия лада?
Кстати, первая, четвёртая и пятая ступени имеют название «главные ступени лада» именно по той причине, что на них строятся главные трезвучия лада.
Как известно, все ступени лада имеют свои функциональные названия и 1-я, 4-я и 5-я здесь не исключение. Первая ступень лада называется «тоника», пятая и четвёртая – соответственно, «доминанта» и «субдоминанта». Трезвучия, которые строятся на этих ступенях, перенимают себе их имена: тоническое трезвучие (от 1-й ступеньки), субдоминантовое трезвучие (от 4-й ступеньки), доминантовое трезвучие (от 5-й ступеньки).
Как и любые другие трезвучия, трезвучия, которые строятся на главных ступенях, имеют по два обращения (секстаккорд и квартсекстаккорд). Для полного названия используются два элемента: первый – это определяющий функциональную принадлежность (тоническое или тонический, субдоминантовое или субдоминантовый, доминантовое или доминантовый), и второй – тот, которым обозначается вид структуры аккорда (трезвучие это или одно из его обращений – секстаккорд, квартсекстаккорд).
На каких ступенях строятся обращения главных трезвучий?
Тут всё довольно просто – даже нет нужды что-то дополнительно объяснять. Вы ведь помните, что любое обращение аккорда образуется тогда, когда мы перемещаем вверх на октаву его нижний звук, да? Так вот, это правило здесь тоже действует.
Чтобы каждый раз не вычислять, на какой ступени строится то или иное обращение, просто перерисуйте себе в рабочую тетрадочку представленную табличку, в которой всё это есть. Кстати, на сайте есть и другие таблицы по сольфеджио – смотрите, может кое-что пригодится.
Главные трезвучия в гармонических ладах
В гармонических ладах с некоторыми ступеньками кое-что происходит. Что? Если не помните, напомню: в гармонических минорах происходит повышение последней, седьмой ступени, а в гармонических мажорах – понижение шестой ступени. Эти изменения отражаются и на главных трезвучиях.
Так, в гармоническом мажоре из-за изменения VI ступени субдоминантовые аккорды приобретают минорную окраску, становятся прямо-таки минорными. В гармоническом миноре из-за изменения VII ступени, напротив, одно из трезвучий – доминантовое – становится мажорным по своему составу и звучанию. Пример в ре мажоре и ре миноре:
На этом всё, спасибо за внимание! Если у вас ещё остались вопросы, задавайте их в комментариях. Если вы хотите сохранить материал на своей страничке в контакте или в одноклассниках, воспользуйтесь блоком кнопок, который есть и под статьёй и в самом верху!
Источник
guitarbloknot.ru
Учитесь играть на классической гитаре, рок гитаре и гитаре фламенко у нас!
Урок 4. Главные аккорды мажорного и минорного лада
Если ты на этом уроке, следовательно, ты хочешь получать удовольствие от непринужденного и импровизационного аккомпанемента собственному пению или поющей компании, а может звучащему сольному инструменту, а может быть и самому играть всем известные мелодии на гитаре, одновременно солируя и аккомпанируя.
И ты согласен немного подучиться в таком важном деле, как движение аккордов в музыке (для начала).
Разберемся, что такое главные аккорды мажорного и минорного лада, о которых мы уже говорили на уроке 2 .
Если помнишь, то мы в качестве примера использовали звукоряды в До мажорной и ля минорной гаммах.
Теперь построим на всех звуках обеих этих тональностей аккорды (трезвучия).
Поясню, что такое «тональность», раз уж этот термин прозвучал.
- В музыке два основных лада — мажор и минор (урок 2).
- Мажорный или минорный лад имеет свой звукоряд (последовательность звуков), или гамму, которую можно построить от любого звука (от «до», от «ре» и так далее), но интервалы в тонах и полутонах от звука до звука строго подчиняются именно строению мажорного или минорного лада. Напомню эти схемы из урока 2:
тон—тон— полутон —тон—тон—тон— полутон (мажор)
тон— полутон —тон—тон— полутон —тон—тон (минор)
- Построенная гамма по мажорной схеме от звука, например, «до» называется гаммой до мажор, а гамма, построенная по минорному строению звукоряда от того же звука «до», называется гаммой до минор.
- Исходя из этого, фразу: «Произведение написано в тональности До мажор» нужно понимать так: «Произведение имеет мажорный лад, построенный на гамме до мажор с опорным (основным) звуком «до».
А теперь включай мозги и, сопоставив написанное выше, постарайся понять что именно ты понял.
Лад и тональность — это одно и то же понятие. Только лад — более обобщаемое понятие без особой конкретики, а тональность обычно имеет конкретный звукоряд, например, ля минор.
Говорят: «Поиграй в ля миноре» (конкретная тональность — ля минор).
Или: «Для этой песни нужен минорный лад» (не конкретно, а в общем).
Надеюсь, что все понятно.
Теперь вернемся к построению аккордов на звуках до мажорной и ля минорной гамм (рис. 4.1 и рис. 4.2).
Рисунок 4.1. До мажор и его аккорды
Ноты со штилями, обращенными вниз, составляют до мажорный звукоряд (гамму до мажор), а все вместе каждое трезвучие — аккорд по ступеням гаммы (I, II, III…). Подчеркнутые тремя жирными линиями аккорды на I, IV и V ступенях называются главными аккордами мажорного лада. Все три аккорда — мажорные.
Рисунок 4.2. Ля минор и его аккорды
То же самое и с минором: подчеркнутые аккорды I, IV и V ступеней называются главными в минорном ладе. Все три аккорда — минорные.
- Построить фа мажорный звукоряд от фа первой октавы.
- Построить ре минорную гамму от ре первой октавы.
Не забудьте про схемы строения звукорядов в мажоре и миноре. Здесь гаммы получатся со знаками альтерации!
Если возник вопрос «что это?», то прошу в « Начальную Школу классической гитары » изучать ноты.
А если нет вопросов, то жду тебя на следующем уроке 5 .
Источник
Аккордовые последовательности: главные и побочные аккорды, правила голосоведения
Аккордовые последовательности, основаны на взаимодействии аккордов между собой, не нарушая при этом гармонии лада.
Главные аккорды
Аккорды могут выполнять функции тоники (T), субдоминанты (S) и доминанты (D), такие трезвучия также называют главными.
Как видно из примера, главные аккорды берутся в любой последовательности, кроме D — S, разумеется, всегда существуют исключения из правил.
Побочные аккорды
Функции T, S и D могут выполнять не только главные аккорды. На терцию выше или ниже каждого из главных аккордов расположены побочные аккорды (обладающие двумя общими звуками).
II — IV — VI — I — III — V — VII
——S——— ———D——
——T——
На схеме показаны три функциональные группы, из которых каждая имеет в центре своё главное трезвучие. Как видно, аккорды на некоторых ступенях входят одновременно в две группы (III и VI).
По мере удаления от тоники вправо или влево постепенно уменьшается звуковая связь (количество общих звуков), что приводит к возрастанию неустойчивости. Функциональная яркость аккордов определяется степенью контраста их звукового состава по отношению к тонике. Например, VI — самая слабая субдоминанта, а II — самая сильная.
Аккорд на III ступени называется медиантой (или верхней медиантой), а на VI ступени — субмедиантой (или нижней медиантой).
Септаккорды на ступенях натурального и гармонического минорного лада, пример в тональности ля-минор.
II | IV | VI | I | III | V | VII |
Bm 7b5 | Dm 7 | Fmaj 7 | Am 7 | Cmaj 7 (Сmaj 7#5 ) | Em 7 (E 7 ) | G 7 (#Go) |
Септаккорды на ступенях натурального и гармонического мажорного лада, пример в тональности до-мажор.
II | IV | VI | I | III | V | VII |
Dm 7 (Dm 7b5 ) | Fmaj 7 (Fm #7 ) | Am 7 (bAmaj 7#5 ) | Cmaj 7 | Em 7 | G 7 | Bm 7b5 |
Правила голосоведения
В аккордовых последовательностях присутствуют правила голосоведения:
- Не желательно перекрещивание, когда в результате движения голосов бас оказывается выше тенора, сопрано (мелодия) ниже альта и т.п.
- Не желательно ложное перекрещивание, когда в результате движения голосов бас оказывается выше, чем был тенор в предыдущем аккорде, сопрано (мелодия) ниже альта в предыдущем аккорде и т.п.
- Не желательно повторение аккорда со слабого времени такта на следующее за ним сильное, если аккорд не вступил на предыдущем сильном времени, поскольку подобные переходы звучат очень вяло.
- Не желательно применять в басу два хода подряд на кварту или квинту в одном направлении ввиду явной не мелодичности такого хода.
- Не желательно движение всех голосов в одну сторону (вверх или вниз) как нарушение самостоятельности голосоведения.
- Не желательно движение голосов «параллельными октавами» или «параллельными квинтами» (два голоса делают одинаковый ход таким образом, что между ними остаётся интервал квинты или октавы при смене аккорда) как нарушение самостоятельности голосоведения.
- Не желательно переченье, т.е. передача хроматического полутона между голосами. Например, «до» и «до-диез» в двух соединяемых аккордах должны быть в одном голосе, а не в двух разных.
- Не желательны любые ходы на увеличенные интервалы.
Обозначение аккордов
Тоника | До | Ре | Ми | Фа | Соль | Ля | Си |
Мажор | C | D | E | F | G | A | B |
Минор | Cm | Dm | Em | Fm | Gm | Am | Bm |
Септа | C7 | D7 | E7 | F7 | G7 | A7 | B7 |
Аккордовые последовательности
Простые универсальные последовательности:
Am — Dm — E7 — Am
Em — Am — B7 — Em
Dm — Gm — A7 — Dm
Bm — Em — F#7 — Bm
Dm — Am — E7 — Am
Am — Em — B7 — Em
Gm — Dm — A7 — Dm
Em — Bm — F#7 — Bm
С — F — G7 — C
D — G — A7 — D
G — C — D7 — G
E — A — B7 — E
A — D — E7 — A
F — C — G7 — C
G — D — A7 — D
C — G — D7 — G
A — E — B7 — E
D — A — E7 — A
Вторая ступень в качестве субдоминанты и близкие по смыслу приёмы:
Am — Bm7(-5) — E7 — Am
Am — Dm6 — E7 — Am
С — Dm — G7 — C
С — Dm7(-5) — G7 — C
Седьмая ступень в качестве доминанты:
Am — Bm7(-5) — G#o — Am
С — F — Bo — C
C — Am — Dm — G7 — C
C — Am — F — G7 — C
Am — Dm — G — C — Am
Am — G — F — E — Am
Небольшие отклонения с использованием доминантсептаккордов:
C — A7 — Dm — G7 — C
Am — A7 — Dm — E7 — Am
C — E7 — Am — A7 — Dm — G7 — C
Am — G7 — C — E7 — Am
Двойная доминанта (доминанта к доминанте):
Em — F#7 — B7 — Em
Неаполитанский аккорд (субдоминанта на второй пониженной ступени лада):
Am — Bb — E7 — Am
Цепочки доминантсептаккордов (ходами на кварту вверх, аналогично ходу тоника-субдоминанта):
Em — A7 — D7 — G7 — C7 — F#7 — B7 — Em
Аккордовая последовательность, приводящая к нисходящей хроматической гамме в басу:
A — E7/G# — A7/G — D/F# — F7 — A/E — E7 — A
Аккордовая последовательность, приводящая к восходящей хроматической гамме в басу:
Am — bB — E7/B — Am/C — A7/C# — Dm — D#o — E7 — Am
Источник