Глазунов концерт для фортепиано с оркестром

Глазунов концерт для фортепиано с оркестром

Во многом близок скрипичному и Первый фортепианный концерт, отличающийся такой же сжатостью формы, преобладанием мягкого, элегического лиризма и чертами камерности. Это сходство можно отчасти объяснить их близким хронологическим соседством. Концерт был полностью завершен в 1910–11 годах, но первая его часть, по свидетельству композитора, в основных своих контурах сложилась около 1904 года. (В письме от 26 ноября 1911 года к первому исполнителю концерта К. Н. Игумнову Глазунов писал: «Очень рад, что вы одобряете мои вариации. Мне это тем более дорого, что они — последний продукт моего заметно остывающего творчества и написаны на совершенно самостоятельный новый материал, тогда как первая часть задумана была уже лет 7 тому назад».).

Обе темы первой части двухчастного фортепианного концерта приблизительно так же соотносятся между собой, как в скрипичном: взволнованной лирико-патетической теме главной партии противопоставлена более спокойная светлая тема побочной.

Можно без труда обнаружить даже известное их интонационное сходство с основными темами скрипичного концерта. Краткая, но стремительная разработка, в которой последовательно развиваются темы сначала побочной, затем главной партий, приводит к динамизированной и почти вдвое сокращенной по сравнению с экспозицией репризе, после чего следует такая же сжатая кода. Развитая сольная каденция заменена небольшим шеститактовым построением, основанным на бурных и энергичных martellato.

Вторая часть написана в форме вариаций на тему хорального типа. За исключением первой вариации, в которой тема остается легко узнаваемой, дальнейший ряд вариаций представляет собой сюиту характеристических пьес, для которых тема служит только исходным тезисом. Отдельные вариации носят особые жанровые заголовки: Lyrica, Eroica, Интермеццо, Мазурка. Своим мрачным суровым колоритом выделяется медленная шестая вариация (Quasi una fantasia), неожиданно напоминающая основную тему Mesto из Восьмой симфонии. Широко развитая девятая вариация образует самостоятельный финал, в котором возникают обе темы первой части, как бы замыкая весь цикл.

Читайте также:  Ноты марша дарта вейдера

Источник

Глазунов концерт для фортепиано с оркестром

Второй фортепианный концерт, написанный в 1917 году, но задуманный на четверть века раньше (Главные мысли концерта, как сообщал композитор Г. П. Орлову в письме от 30 сентября 1931 года, возникли еще в 90-х годах. В 1893 году Римский-Корсаков спрашивал Глазунова: «А концерт что поделывает?». В комментарии к письму ошибочно указано, что этот вопрос относится к скрипичному концерту.), отличается от Первого большей монументальностью и виртуозной широтой размаха. В характере его тематизма явственно ощущаются отголоски кучкистских корсаковского-бородинских музыкальных образов. Весь его тематический материал вырастает из вступительного построения, напоминающего строгие, неторопливо развертывающиеся мелодии знаменного распева.

Подобно единственному фортепианному концерту Римского-Корсакова он написан в листовской одночастно-циклической форме с широким использованием вариационно-вариантных методов образной трансформации темы. При этом отдельные тематические разделы разрастаются до размеров самостоятельных частей цикла.

Широко и пространно изложенная тема во вступительном Andante sostenuto превращается в главной партии в энергичную стремительно взлетающую октавную фигуру (Allegro, цифра 10). Основой побочной партии, одновременно выполняющей функцию медленной части сонатного цикла (Andante, цифра 24), становится мелодический оборот типа зовов, закликаний, впервые возникающий в переходном построении от вступления к главной партии.

После сравнительно краткой разработки появляется скерцозный эпизод (Allegretto scherzando, цифра 42) и далее зеркальная реприза с обратной последовательностью тем главной и побочной партии. Заключительное построение, в котором тема, звучащая в оркестре, сопровождается мощными массивными аккордами фортепиано, напоминает симфонические финалы Глазунова в духе торжественного праздничного шествия, но облеченные в блестящий виртуозный наряд.

Источник

Глазунов концерт для фортепиано с оркестром

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

А.К. Глазунов — Концерт для фортепиано с оркестром №1 Фа минор (О. Яблонская / Д. Яблонский)

Поразительно удачный, я бы даже сказал, замечательный романтический двухчастный фортепианный концерт, по уровню не уступающий Концерту Скрябина. С одной стороны, страстный, порывистый, с другой — цельный, недемагогичный, что особенно ценно для позднего романтика. Как и в более знаменитом Скрипичном концерте, Глазунов демонстрирует исключительную ясность мысли, органично сочетающуюся с эмоциональной мощью, открытостью высказывания. Как жаль, что это произведение исполняется и записывается совсем редко. Чего только стоят роскошные фортепианные партии в первой части, особенно чувственная, раздольная вступительная каденция невероятной устремленности. С 1.36 начинается божественная красота.

К слову, этот Концерт очень любил С. Рихтер, осталась даже запись; правда, ее качество оставляет желать лучшего.

Источник

Оцените статью