- Глазунов концерты для фортепиано с оркестром
- Глазунов концерты для фортепиано с оркестром
- Глазунов концерты для фортепиано с оркестром
- Войти
- А.К. Глазунов — Концерт для фортепиано с оркестром №1 Фа минор (О. Яблонская / Д. Яблонский)
- Глазунов концерты для фортепиано с оркестром
- Глазунов концерты для фортепиано с оркестром
Глазунов концерты для фортепиано с оркестром
Во многом близок скрипичному и Первый фортепианный концерт, отличающийся такой же сжатостью формы, преобладанием мягкого, элегического лиризма и чертами камерности. Это сходство можно отчасти объяснить их близким хронологическим соседством. Концерт был полностью завершен в 1910–11 годах, но первая его часть, по свидетельству композитора, в основных своих контурах сложилась около 1904 года. (В письме от 26 ноября 1911 года к первому исполнителю концерта К. Н. Игумнову Глазунов писал: «Очень рад, что вы одобряете мои вариации. Мне это тем более дорого, что они — последний продукт моего заметно остывающего творчества и написаны на совершенно самостоятельный новый материал, тогда как первая часть задумана была уже лет 7 тому назад».).
Обе темы первой части двухчастного фортепианного концерта приблизительно так же соотносятся между собой, как в скрипичном: взволнованной лирико-патетической теме главной партии противопоставлена более спокойная светлая тема побочной.
Можно без труда обнаружить даже известное их интонационное сходство с основными темами скрипичного концерта. Краткая, но стремительная разработка, в которой последовательно развиваются темы сначала побочной, затем главной партий, приводит к динамизированной и почти вдвое сокращенной по сравнению с экспозицией репризе, после чего следует такая же сжатая кода. Развитая сольная каденция заменена небольшим шеститактовым построением, основанным на бурных и энергичных martellato.
Вторая часть написана в форме вариаций на тему хорального типа. За исключением первой вариации, в которой тема остается легко узнаваемой, дальнейший ряд вариаций представляет собой сюиту характеристических пьес, для которых тема служит только исходным тезисом. Отдельные вариации носят особые жанровые заголовки: Lyrica, Eroica, Интермеццо, Мазурка. Своим мрачным суровым колоритом выделяется медленная шестая вариация (Quasi una fantasia), неожиданно напоминающая основную тему Mesto из Восьмой симфонии. Широко развитая девятая вариация образует самостоятельный финал, в котором возникают обе темы первой части, как бы замыкая весь цикл.
Источник
Глазунов концерты для фортепиано с оркестром
Второй фортепианный концерт, написанный в 1917 году, но задуманный на четверть века раньше (Главные мысли концерта, как сообщал композитор Г. П. Орлову в письме от 30 сентября 1931 года, возникли еще в 90-х годах. В 1893 году Римский-Корсаков спрашивал Глазунова: «А концерт что поделывает?». В комментарии к письму ошибочно указано, что этот вопрос относится к скрипичному концерту.), отличается от Первого большей монументальностью и виртуозной широтой размаха. В характере его тематизма явственно ощущаются отголоски кучкистских корсаковского-бородинских музыкальных образов. Весь его тематический материал вырастает из вступительного построения, напоминающего строгие, неторопливо развертывающиеся мелодии знаменного распева.
Подобно единственному фортепианному концерту Римского-Корсакова он написан в листовской одночастно-циклической форме с широким использованием вариационно-вариантных методов образной трансформации темы. При этом отдельные тематические разделы разрастаются до размеров самостоятельных частей цикла.
Широко и пространно изложенная тема во вступительном Andante sostenuto превращается в главной партии в энергичную стремительно взлетающую октавную фигуру (Allegro, цифра 10). Основой побочной партии, одновременно выполняющей функцию медленной части сонатного цикла (Andante, цифра 24), становится мелодический оборот типа зовов, закликаний, впервые возникающий в переходном построении от вступления к главной партии.
После сравнительно краткой разработки появляется скерцозный эпизод (Allegretto scherzando, цифра 42) и далее зеркальная реприза с обратной последовательностью тем главной и побочной партии. Заключительное построение, в котором тема, звучащая в оркестре, сопровождается мощными массивными аккордами фортепиано, напоминает симфонические финалы Глазунова в духе торжественного праздничного шествия, но облеченные в блестящий виртуозный наряд.
Источник
Глазунов концерты для фортепиано с оркестром
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
А.К. Глазунов — Концерт для фортепиано с оркестром №1 Фа минор (О. Яблонская / Д. Яблонский)
Поразительно удачный, я бы даже сказал, замечательный романтический двухчастный фортепианный концерт, по уровню не уступающий Концерту Скрябина. С одной стороны, страстный, порывистый, с другой — цельный, недемагогичный, что особенно ценно для позднего романтика. Как и в более знаменитом Скрипичном концерте, Глазунов демонстрирует исключительную ясность мысли, органично сочетающуюся с эмоциональной мощью, открытостью высказывания. Как жаль, что это произведение исполняется и записывается совсем редко. Чего только стоят роскошные фортепианные партии в первой части, особенно чувственная, раздольная вступительная каденция невероятной устремленности. С 1.36 начинается божественная красота.
К слову, этот Концерт очень любил С. Рихтер, осталась даже запись; правда, ее качество оставляет желать лучшего.
Источник
Глазунов концерты для фортепиано с оркестром
Концерт для скрипки с оркестром ля минор соч. 82 (1904)
Жанр сольного концерта в России стал особенно популярным в творчестве русских композиторов во второй половине XIX и в начале XX столетий. Среди сочинений Глазунова – два концерта для фортепиано, а так же для скрипки, виолончели и саксофона-альта.
Концерт для скрипки с оркестром написан композитором в 1904 году – в лучшую пору его творческой деятельности. В это время (середина 90-х годов XIX века и начало XX века) написаны самые зрелые его сочинения: 5-я и 6-я и 7-я симфонии, 4-й и 5-й струнные квартеты, три балета, две сонаты для фортепиано. К тому времени композитор зарекомендовал себя и как крупный симфонический дирижер. Все большее признание завоевывал он и как педагог Петербургской консерватории, руководителем которой он станет в последствии.
Произведение посвящено профессору Петербургской консерватории Л.С. Ауэру. Выдающийся скрипач и явился его первым исполнителем в Петербурге 19 февраля 1905 года в восьмом симфоническом собрании Русского музыкального общества. Дирижировал произведением автор.
Премьера вызвала двоякие впечатления у музыкальных критиков. Одним концерт показался замечательным произведением, цельным по форме и содержанию, на других он произвел неблагоприятное впечатление. Вероятно, от того, что он нарушал привычные ожидания блестящего и виртуозного произведения. Но композитор сознательно ушел от внешней виртуозности и перенес акцент в другую область. Глазунов искал новый тип драматургии концерта – лирический. Он совершенно не таков, как у других русских композиторов, хотя в это время были популярны концерты Чайковского, Рахманинова, Аренского, Танеева, Римского-Корсакова. Но это не значит, что концерт Глазунова не виртуозен и его легко играть . Просто его «виртуозность» заключается совершенно в другом. Еще в процессе сочинения автора мучили сомнения. Вот что писал он в письме к Римскому-Корсакову: «Много он мне причиняет муки: иногда кажется, что и музыка дрянь, и скрипке играть нечего, другой раз кое-как утешаешься: во всяком случае решил его окончить». (Глазунов. Письма)
Постепенно произведение вошло в репертуар музыкантов и завоевало широкое признание у слушателей. Уже в 1911 году концерт расценивался как «прекрасно написанный, оригинальный по форме и блестящий по колориту звуковых комбинаций, с оригинальным русским финалом…» На конкурсе имени Л.Ауэра после его исполнения конкурсная комиссия в полном составе устроила композитору шумную овацию.
Среди русских исполнителей скрипичного концерта Глазунова в дореволюционный период были Е.Цимбалист, А.Могилевский, М.Ледник и другие. Из советских мастеров скрипичного искусства особенно славился М.Полякин . Одним из лучших исполнителей концерта является Давид Ойстрах. В его исполнении мы можем услышать концерт и сегодня в записи.
Если выражаться театральным языком, то симфония – это искусство переживания, а концерт – искусство представления.
В этом произведении Глазунову удалось совместить концертную виртуозность с глубокими эмоциями, лирическими переживаниями. А сольная каденция (это такое место в форме перед репризой, когда солист играет один, без оркестрового сопровождения и имеет возможность показать свое техническое мастерство) – это как бы слово «от автора», весомое, философское, глубокомысленное. И старинное фугато (постепенное вступление других голосов к основной теме) как нельзя лучше для этого подходит. Оно написано так, будто играет не один человек, а сразу двое, а местами, и трое. Это тоже технически очень сложно исполнить. Поэтому, собственно, виртуозная функция каденции выполнена сполна. Только виртуозность заключается не во внешнем виртуозном блеске, а в сложности авторского мышления.
Особенность концерта не только в каденции, но и в его форме: обычно трехчастная, здесь сливается в одночастную. Но по смыслу эта трехчастность здесь сохраняется. Это заключается в чередовании настроений, темпов, динамики и ритма. Экспозиционная часть – это сонатное аллегро, медленный эпизод в разработке выполняет функцию адажио, а рондо – финала.
Но почему композитор не написал три части и не разделил их цезурами?
Ответ опять же в его лирическом содержании. Для единства образного настроения нет необходимости сочинять множество разных тем, которые потребовали бы своего собственного развития и сопоставления. Достаточно просто их немного «оттенить» и тогда единство замысла будет сохранено.
Оркестр и солирующий инструмент тоже не противопоставляются, хотя «переклички» тем и мотивов очень яркие. Они гармонично дополняют друг друга, создают единый музыкальный узор.
Творчество Глазунова в целом отличается плавностью течения музыкальной мысли, монументальностью, сдержанностью. Его мировосприятие уравновешенно и гармонично, и в то же время глубоко и содержательно. Таков же и скрипичный концерт. Он несет в себе жизнеутверждающий оптимизм, светлое настроение и веру в жизненные силы.
Источник
Глазунов концерты для фортепиано с оркестром
В 1904 году Глазунов впервые обращается к жанру сольного инструментального концерта. В его прославленном Концерте для скрипки с оркестром, написанном в пору, когда вынашивался и созревал замысел Восьмой симфонии, заметно то же стремление к большей психологической углубленности музыки и непосредственности эмоционального выражения. Но в отличие от монументальной симфонии, проникнутой пафосом созидательной мысли и разума, музыка концерта носит более мягкий, лирический характер. Это проявляется прежде всего в широком выразительном мелодизме основных тем. Необычной для Глазунова протяженностью и песенной широтой дыхания отличается тема главной партии первой части, излагаемая скрипкой на фоне ровного аккордового сопровождения кларнета и фагота, а затем группы смычковых.
Проходящие хроматизмы (особенно звук IV повышенной ступени во втором такте) заостряют ее лирическую экспрессию, не нарушая, однако, плавного волнообразного развертывания мелодической линии, раскинувшейся более чем на полторы октавы. Более спокойная и светлая тема побочной партии, также излагаемая в партии солиста, содержит некоторые мелодические обороты, родственные первой теме (так, например, нисходящее движение по ступеням малого септаккорда воспроизводится в начале побочной партии в обращении).
Сравнительно небольшой, сжатый по форме концерт состоит из двух частей: элегическое Moderato, построенное по типу сонатного allegro, и блестящее оживленное рондо с рефреном в духе французской танцевальной песни. Но в средний разработочный раздел первой части включено самостоятельное по материалу (хотя интонационно связанное с ее основным тематизмом) Andante, напоминающее некоторые образцы возвышенной созерцательной лирики Танеева.
Солист и оркестр не соперничают между собой, а выступают в тесном взаимодействии, при несомненном, впрочем, господстве первого: в целом легкий и прозрачный по звучанию оркестр поддерживает солиста или продолжает развитие изложенных им тем. При этом оркестровая фактура насыщена полифоническими элементами в виде ли кратких имитаций и подголосков, контрапунктирующих основной мелодии, или более законченных полифонических построений. Так, в начале разработки первой части дано миниатюрное фугато (партитура цифра 8, Tempo I) на материале темы главной партии, представленной в ритмическом уменьшении, благодаря чему она приобретает некоторый оттенок скерцозности.
Соединяющий непосредственную лирическую выразительность музыки с высоким мастерством формы и фактуры, концерт дает в то же время благодарный материал для демонстрации виртуозных возможностей солиста. Все это позволило концерту занять место среди классических образцов данного жанра в мировой музыкальной литературе.
Источник