Глазунов коронационная кантата ноты

Глазунов коронационная кантата ноты

Владимир Корнеев запись закреплена
любители музыки психо-прог-арт-этно-блюз-рок

Композитор: Александр Константинович Глазунов (1865 — 1936)
Коронационная кантата, Ор.56
Год создания: 1896
Дата премьеры: 14.05.1896
Жанр: Хоровая оркестровая музыка
Страна: Россия
Исполнитель: Государственная академическая симфоническая капелла России
Дирижёр: Валерий Полянский
Ольга Луцив-Терновская — сопрано
Людмила Кузнецова — меццо-сопрано
Абдул Мукманов — тенор
Дмитрий Степанович — бас
Запись 1997 года

Коронационная кантата для солистов, хора и оркестра ре мажор, ор. 56 Александра Глазунова написана в 1896 году по заказу, по поводу восшествия на престол императора Николая II. Слова В. Крылова. Издана М. П. Беляевым в 1895 году.

Кантата впервые исполнена 14 мая 1896 года в Москве в Грановитой палате при торжественной трапезе в день коронования императора Николая II. Дирижировал главный дирижер Большого театра Ипполит Альтани. После этого повторена в Русском историческом концерте РМО 21 ноября 1896 года под управлением дирижера Эдуарда Направника.

Источник

Глазунов

Александр Глазунов родился 10 августа 1865 года. Он был русским композитором позднего романтического периода, дирижером и преподавателем музыки. С самого раннего возраста было ясно, что Глазунов обладает значительным музыкальным потенциалом благодаря своему исключительному слуху и впечатляющей музыкальной памяти.

Читайте также:  Гитара электроакустическая cort cj retro vsm cj series

Скачать ноты произведений Глазунова бесплатно

Музыкальный инструмент Партитура
Первая увертюра на три греческие темы для большого оркестра — ноты
7 симфония (F) для большого оркестра — ноты
2 симфония в fis-moll для большого оркестра — ноты
4 симфония (Es) для большого [симфонического] оркестра — ноты
Концертный вальс для большого оркестра — ноты
Сновидение — ноты
Дуэт — ноты
Сюита для фортепиано на имя «Саша» — ноты
Любовь — ноты
Сюита для большого оркестра — ноты
Вниз по матушке, по Волге — ноты
Песня — ноты
3 миниатюры для фортепиано — ноты
3 этюда для фортепиано — ноты
Салонный вальс — ноты
Стенька Разин — ноты
Три романса на стихи А. Пушкина — ноты
Раймонда — ноты
Восточная рапсодия для большого оркестра — ноты
Времена года — ноты
Свадебное шествие — ноты
Пьесы русских композиторов под ред. К.Эрдели (обработка для арфы) Арфа 1
Le chant du destin Оркестр 2
Песнь менестреля Виолончель, Фортепиано 2
Chant du Menestrel Виолончель, Фортепиано 2
Шопениана Оркестр 2
Полонез Оркестр 2
Тарантелла Оркестр 2
Концертный вальс №1 Оркестр 2
Концертный вальс №2 Оркестр 2
Концертная баллада Виолончель, Фортепиано 2
Коронационная кантата, часть 1 Оркестр, Хор 2
Коронационная кантата, часть 2 Оркестр, Хор 2
Торжественное шествие Оркестр 2
Торжественное шествие (для двух фортепиано) Фортепиано 2

МЫ ВКОНТАКТЕ — Подпишитесь, чтобы не пропустить новинки

Глазунов Александр — краткая биография

Александр начал сочинять музыку в возрасте 11 лет, получая в первые годы учебы уроки от Николая Римского-Корсакова, который отмечал, что начинающий композитор растет «ни по дням, а по часам». В 1884 году состоялась премьера первой симфонии Глазунова, в то время как он был в командировке в Веймере с богатым торговцем лесоматериалами и любительским музыкантом Митрофаном Беляевым.

Постепенно, благодаря помощи и поддержке Беляева, Глазунов стал пользоваться международным признанием. Однако, несмотря на свою популярность, он испытал творческий кризис в 1890-91 годах и вышел из периода с новой зрелостью, а также тремя завершенными симфониями, двумя струнными квартетами и балетом. В 1905 году он был избран директором Санкт-Петербургской консерватории, и на этом этапе часто говорят, что он был на пике своих творческих способностей. Работая в консерватории, он написал много работ и попробовал себя в качестве дирижера.

В 1928 году Глазунов совершил поездку по Европе и США и, в конце тура в 1929 году, обосновался в Париже. Он публично заявил, что его причины для этого были связаны со здоровьем, но есть вероятность, что, подобно Рахманинову и Стравинскому, он бежал из Советского Союза.

Чем старше он становился, тем меньше сочинял. Но, работы созданные в поздний период, такие как «Концерт для альт-саксофона» op.109 (1934), показали зрелость и впечатляющий блеск.

Глазунов скончался 21 марта 1936 года в Нейи-сюр-Сен, недалеко от Парижа. Его останки были перемещены в Ленинград в 1972 году.

Источник

Нотный архив Бориса Тараканова

коронационная кантата-антем «Садок — священник» (HWV 258) (Zadok the Priest)

для хора и симфонического (камерного) оркестра

Садок-священник (англ. Zadok the Priest) — кантатный антем, написанный Георгом Фридрихом Генделем в 1727 году по случаю коронации английского короля Георга II.
Торжественное произведение на библейскую тему. События, описанные в Библии (Третья книга Царств, главы 1 и 2) повествуют о восшествии царя Соломона, сына Давида на престол Израиля и Иудеи.

Часто встречается в литературе под названием «Волшебник Задок», что неверно. В аранжировке Тони Бриттена антем Генделя используется в качестве гимна Лиги чемпионов UEFA.

Zadok the Priest, and Nathan the Prophet anointed Solomon King.
And all the people rejoiced, and said:
God save the King! Long live the King!
May the King live for ever,
Amen, Alleluia.

И пошли Садок священник и Нафан пророк и Ванея, сын Иодая, и Хелефеи и Фелефеи, и посадили Соломона на мула царя Давида, и повели его к Гиону.
И взял Садок священник рог с елеем из скинии и помазал Соломона. И затрубили трубою, и весь народ восклицал: да живет царь Соломон!
И весь народ провожал Соломона, и играл народ на свирелях, и весьма радовался, так что земля расседалась от криков его.

Источник

Нотный архив Бориса Тараканова

коронационная кантата-антем «Садок — священник» (HWV 258) (Zadok the Priest)

для хора и симфонического (камерного) оркестра

Садок-священник (англ. Zadok the Priest) — кантатный антем, написанный Георгом Фридрихом Генделем в 1727 году по случаю коронации английского короля Георга II.
Торжественное произведение на библейскую тему. События, описанные в Библии (Третья книга Царств, главы 1 и 2) повествуют о восшествии царя Соломона, сына Давида на престол Израиля и Иудеи.

Часто встречается в литературе под названием «Волшебник Задок», что неверно. В аранжировке Тони Бриттена антем Генделя используется в качестве гимна Лиги чемпионов UEFA.

Zadok the Priest, and Nathan the Prophet anointed Solomon King.
And all the people rejoiced, and said:
God save the King! Long live the King!
May the King live for ever,
Amen, Alleluia.

И пошли Садок священник и Нафан пророк и Ванея, сын Иодая, и Хелефеи и Фелефеи, и посадили Соломона на мула царя Давида, и повели его к Гиону.
И взял Садок священник рог с елеем из скинии и помазал Соломона. И затрубили трубою, и весь народ восклицал: да живет царь Соломон!
И весь народ провожал Соломона, и играл народ на свирелях, и весьма радовался, так что земля расседалась от криков его.

Источник

научная статья по теме Коронация: два императора, два композитора, две кантаты Биология

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «Коронация: два императора, два композитора, две кантаты»

КОРОНАЦИЯ: ДВА ИМПЕРАТОРА, ДВА КОМПОЗИТОРА, ДВЕ КАНТАТЫ

В. Д. КРЫЛОВА, аспирант кафедры теории музыки

Российская Академия музыки им. Гнесиных ул. Поварская, 30/36, г. Москва, 121069, Россия

В статье анализируются коронационные кантаты П.И. Чайковского и А.К. Глазунова, написанные для коронаций двух последних императоров России — Александра III и Николая II. Произведения рассматриваются в контексте русской культуры конца XIX века.

Ключевые слова: коронация, П.И. Чайковский, кантата «Москва», А.К. Глазунов, «Коронационная кантата».

Среди исторических документов, раскрывающих облик эпохи, наиболее интересны документы живые, поддающиеся реконструкции. Рассматривая и изучая художественные произведения, предназначенные для оформления тех или иных событий общественной жизни, мы можем прикоснуться к культуре интересующей нас эпохи, а также открыть малоизученные страницы творчества композиторов. Наше внимание привлекли кантаты, исполненные во время коронаций двух последних императоров: Александра III в 1883 году и Николая II в 1896 году. В первом случае это была кантата «Москва» П.И. Чайковского (1840-1893), во втором — «Коронационная кантата» А.К. Глазунова (1865-1936). Эти «музыкальные документы» в определенной степени отражают вкусы и тенденции эпохи, открывают новые аспекты в изучении культуры, быта, традиций российской монархии.

Коронация — наиболее торжественное и сакральное действо в монархическом государстве. Определение этого события, дающее представление о содержании и значении этого обряда, находим в словаре Ф.А. Брокгауза и И. А. Ефрона: «Коронация (или короно -вание) — торжественное, соединенное с церковными обрядами принятие монархом символов принадлежащей ему власти. [. ] Коронование носит название «священного», так как соединяется с св. миропомазанием, обрядом, ведущим свое происхождение от древнееврейского помазания царей на царство. [. ] Миропомазание, соединенное с коронованием являет из себя особое таинство: царь не посвящается в духовную иерархию и не принимает на себя власти священнодействия и учительства, но получает силу и премудрость для осуществления высшей правительственной власти как в государстве, так и в церкви» [1]. Слияние церковной и светской власти — смысл этого обряда, без Священного Коронования и Миропомазания «Царская власть теряет свою основу и свой смысл, ибо без них нет Царской власти, как священного чина, а лишь простая человеческая власть, ничем не отличающаяся в принципе от всякой другой человеческой власти» [2]. Действительно, в том, что в церемонии коронации заключена некая символичность вряд ли можно усомниться.

Первоначально императоры стремились как можно раньше после вступления на престол осуществить коронацию, чтобы подтвердить законность своей власти. Во второй половине XIX века в этом не было необходимости, коронации двух последних императоров России состоялись по различным причинам спустя почти два года после начала правления. Подготовка церемонии занимала много времени, требовала мобилизации всех сил общества и внушительных затрат. Как считают исследователи, каждая следующая коронация была грандиознее предыдущей, самой пышной и массовой была коронация Николая II. В конце XIX века в связи с все возрастающей секуляризацией общества коронация во многом утратила свой сакральный смысл: «Обряд уже не ассоциировался с божественно-

стью правителя, но светская сторона церемонии сохраняла свое значение, прежде всего в плане репрезентации императора отечественному и мировому сообществу» [3]. Обряд сохранялся как дань традиции, как возможность поддерживать слабеющий миф царской власти.

Церемония коронации — сложный, многодневный ритуал, в котором с предельной точностью было определено время и место каждой его составляющей. Начиная с первой русской коронации (коронация Ивана IV в 1547 году), это событие происходило в Москве, даже когда столица России официально была перенесена в Санкт-Петербург. Безусловно, связано это было именно с сакральным характером ритуала, в котором важна историческая преемственность и специфика изначально определенного священного места. После-дование коронационных торжеств многократно было описано историками, нас интересует, в какой момент церемонии исполнялась коронационная кантата. Происходило это непосредственно после коронации на торжественной трапезе в Грановитой палате.

Обратимся к источникам, рассказывающим о коронации Александра III, которая состоялась 15 мая 1883 года: «В этот же день, по обычаю, в Грановитой палате состоялся парадный обед. К столу Их Величества шествовали в коронах и порфирах, а Император со скипетром и державой в руках, в предшествии и в сопровождении свиты. Обеденный стол для Их Величеств был устроен на троне под балдахином. Для Особ Императорской Фамилии обеденный стол был приготовлен в тайнике. Во время обеда присутствовавшим розданы были медали, отчеканенные в память этого знаменательного события. Кушанье для Их Величеств вносили штаб-офицеры в предшествии верховного маршала; ставили на стол обер-гофмаршал и гофмаршал. Всех приглашенных было 159. При звуках труб, пальбе орудий и громких кликах присутствовавших, обершенком за столом были провозглашены четыре тоста: за здравие Императора — при 61 выстреле; Государыни Императрицы — при 51 выстреле, Наследника Цесаревича и Великого Князя Николая Александровича (ныне благополучно царствующего Государя Императора) и всего Императорского Дома -при 31 выстреле, за духовных особ и всех верноподданных — при 21 выстреле. В промежутках между блюдами Императорскими артистами и хором пелась кантата, положенная на музыку П.И. Чайковским» [4]. Ровно 13 лет спустя, 14 мая 1896 года, на обеде в честь коронации в Грановитой палате прозвучала «Коронационная кантата» А. К. Глазунова.

Попытаемся ответить на вопрос, почему именно эти композиторы стали авторами столь значимых сочинений? В интересующее нас время не существовало понятия «придворный композитор», тем не менее, композиторы время от времени сочиняли по заказу власти. Предложение стать автором коронационной кантаты было для любого композитора знаком отличия, знаком признания его достоинств. П.И. Чайковский (в 1883 году ему исполнилось 43 года) на момент создания коронационной кантаты был известен не только в России, но и за ее пределами, кроме того, у него уже был опыт создания подобных торжественных сочинений. В 1866 году для торжеств по случаю бракосочетания будущего императора Александра III с датской принцессой Дагмарой, ставшей затем императрицей Марией Федоровной, Чайковский написал Торжественную увертюру на Датский гимн. Однако Чайковский не был первым претендентом на создание коронационной кантаты, эпистолярное наследие композитора открывает историю создания кантаты «Москва».

9 марта 1883 года он пишет из Парижа Н.Ф. фон Мекк: «На меня низверглись два неожиданных и очень тяготящих меня труда. Город Москва заказал мне торжественный марш для исполнения на празднике, который будет дан государю в Сокольниках, а коронационная комиссия прислала мне текст большой кантаты, слова которой написаны Майковым, а музыку к ней убедительно просят меня написать. Едва я успел примириться с мыслью, что нужно оторваться от оперы для марша, как вдруг получаю письмо от президента комиссии по поводу кантаты. Первая мысль моя была — отказаться, но потом я решил, что, во что бы то ни стало нужно постараться и обе работы исполнить к сроку. Мне известно из достоверных источников, что государь весьма расположен ко мне (т. е. к моей музыке), и я бы не хотел, чтобы ему донесли, что я отказался. Обе работы, особенно кан-

тата, должны быть исполнены с быстротой, которая приводит меня в ужас. Мне предстоит недель шесть выбиваться из сил, проводить бессонные ночи, утомляться до изнеможения. Впрочем, если я увижу, что здоровье мое пошатнется, то, разумеется, откажусь. Ведь, во всяком случае, если не я, то никто другой не напишет, и, следовательно, я не буду мучиться мыслью, что помешаю другому исполнить заказ. Президент комиссии так и говорит в письме своем, что я один могу выручить их из затруднения, ибо Антон Рубинштейн отказался ввиду краткости срока и указал на меня. Кантата эта должна быть исполнена в Грановитой палате, когда, по обычаю, государь обедает один, в виду всех участников церемонии» [5].

Как видим, несмотря на краткость срока, Чайковский берется за эту работу. Наряду с политическим аспектом, нежеланием испортить отношения с Государем, видимо был немаловажен здесь и финансовый вопрос. Приведем еще одну цитату из письма к фон Мекк: «В настоящее время у меня осталось несколько сот франков, с которыми до конца месяца я дотяну, а затем, кроме Вас, мне не к кому обратиться. Город Москва, заказавший мне торжественный марш для празднования коронации, предложил мне пятьсот рублей. Не знаю, одобрите ли Вы меня, милый друг, но я отклонил вознаграждение за этот труд, находя, что город Москва в подобных случаях должен платить или, по меньшей мере, пять тысяч или ничего. Коронационная комиссия ничего не предложила мне за кантату» (14 марта 1883 года) [6]. Позднее за написание коронационной кантаты «Москва» Чайковский получил от государя перстень с бриллиантом.

В 1896 году во время подготовки к коронации Николая II коронационная кантата была заказана А.К. Глазунову. Известно, что заказ Глазунов получил по рекомендации Римского-Корсакова [7]. Композитору на момент написания кантаты был 31 год, это был период расцвета его творчества, время создания пятой, шестой симфоний и балета «Раймонда». Однако творчество Глазунова, сочинявшего почти исключительно инструментальную музыку, не было популярно у современников. Вот что читаем в рецензии на «Коронационную кантату» в весьма авторитетном издании — «Русской музыкальной газете»: «Чем был этот композитор в воображении большинства? Каким-то страшилищем, в музыке которого нет музыки, произведения которого вызывают головную боль, когда их слушаешь, и всеобщее посмеяние, когда их не слушаешь. И кантата для царского торжества, для которого избирается, само собой, все наилучшее,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник

Оцените статью