Глебов нэп 90 ноты

Глебов нэп 90 ноты

Евгений Александрович Глебов (1929-2000)

Советский белорусский композитор. Из семьи священников. Родился в Смоленской области. С юных лет его привлекала музыка. Самостоятельно научился играть на мандолине, гитаре, балалайке и уже в юные годы стал сочинять различные музыкальные произведения (песни, романсы, пьесы). Но по профессии был далёк от музыки. Во время учебы в Рославльском железнодорожном техникуме руководил студенческим хором и оркестром. Работая в Могилёве, подружился со студентами Могилёвского музыкального училища и стал изучать основы музыки. Пытался поступить в музыкальное училище, но директор, узнав, что Глебов не знает нот и никогда не сталкивался с музыкальной грамотой, отказал по причине профнепригодности. Но, будучи настойчивым, поступил в консерваторию в Минске. Учился успешно, хотя ему было трудно, в том числе и материально. После окончания консерватории в 1956 г. Евгений Глебов стал преподавателем теоретических дисциплин в Минском музыкальном училище, совмещая педагогическую и творческую деятельность с работой заведующего музыкальной частью и дирижера в Театре юного зрителя. С 1971 г. вел класс композиции в Белорусской государственной консерватории. Евгений Глебов подготовил более 40 учеников. Известные его ученики – Леонид Захлевный, Ядвига Поплавская, Василий Раинчик, Эдуард Ханок, Вячеслав Кузнецов, Владимир Кондрусевич, Дмитрий Долгалев.
Е. Глебов работал в различных жанрах, но наиболее известны его симфонические сочинения и балеты. Стиль композитора формировался под влиянием Д. Д. Шостаковича и отчасти раннего И. Ф. Стравинского. Его произведения отличаются глубокой полифонией, тематическим развитием, оригинальной оркестровкой. Опера Глебова «Мастер и Маргарита» считается классикой белорусской музыкальной литературы.

Читайте также:  Коль славен бортнянский ноты

а также в аудиозаписях нашей группы

Феномен Евгения Глебова
МУЗЫКА

10 сентября 1929 года родился композитор Евгений Глебов– народный артист СССР, профессор, лауреат Государственной премии Беларуси. Ещё при жизни его называли классиком белорусской музыки ХХ столетия…

Самые ранние музыкальные впечатления людей, рождённых в 1950–60-е годы, связаны с передачами радио. Многие мои сверстники, приобщаясь к репертуару общедоступных, а потому и популярных радиоточек, ежедневно слышали в белорусском эфире музыку Евгения Глебова, которая была украшением концертов во всех жанрах: камерном, симфоническом, эстрадном, народно-инструментальном… Итак, я могу причислить себя к поколению, в определённом смысле воспитанному на творчестве этого замечательного композитора, тем более что мне с детства посчастливилось основательно постигать музыкальную науку и, среди прочего, изучать сочинения Евгения Александровича, знакомиться с его удивительной творческой биографией. Казалось, сами факты этой не типичной для профессионального музыканта биографии оттеняли яркость таланта и его особый путь в отечественной музыкальной культуре.

Глебов прошёл полный курс музыкального образования за 6 лет! Учиться начинал «с нуля», не зная основ нотной грамоты, и начинал-то будучи уже взрослым человеком– в 21 год. Экстерном сдавал экзамены. Быстро догнал более молодых и подготовленных.

И ещё до окончания Белорусской государственной консерватории (теперь она называется Академией музыки) вышел в лидеры: за яркие творческие достижения его приняли в Союз композиторов. «Этим я обязан не только себе. Если бы жизненные обстоятельства сложились иначе, я вообще не получил бы музыкального образования и никогда не стал бы композитором…»– так однажды Евгений Александрович прокомментировал феномен своего образования.

А истоки его музыкальности, безусловно, в семье. Родился и воспитывался Евгений Глебов на Смоленщине, в провинциальном Рославле, в рабочей среде. Но в доме поддерживалась чудесная традиция: родители, ближайшие родственники и соседи часто собирались на импровизированные музыкальные вечера. Звучали баян, балалайка, гитара, пение. Малыш сидел рядом, слушал. А лет с четырёх начал присоединяться к старшим: вначале просто подпевал, потом позволили прикоснуться к инструментам. Ноты никто из родни не знал, учили, показывая «на пальцах».

Тем временем в город пришло радио, и наряду с фольклорными мотивами, городскими романсами, уличными куплетами в доме зазвучали советские песни: Дунаевский, Соловьёв-Седой, Блантер… Будущему композитору нравилось повторять услышанные впервые мелодии, подбирать их по слуху на баяне или на гитаре. Делал он это с лёгкостью, и, возможно, поэтому захотелось в конце концов усложнить задачу: попробовать придумать нечто своё. И под собственный гитарный аккомпанемент рождались незатейливые напевы– вроде тех, что звучали вокруг.

В 1937-м, когда совсем ещё юный житель Рославля пошёл в общеобразовательную школу, в Белорусской государственной консерватории состоялся первый выпуск. Среди выпускников– Анатолий Богатырёв: он станет учителем Глебова, которого со временем, воспитав уже не одно композиторское поколение, назовёт своим лучшим учеником. Но пройдет ещё немало лет, в том числе и трагических военных, пока состоится их встреча…

Семья, возвратившись в Рославль из эвакуации, жила бедно. Родственники были против того, чтобы талантливый самородок серьёзно занялся музыкой. Евгений Глебов поступил в местный техникум железнодорожного транспорта. Окончив его, молодой специалист попросил направление на работу в Могилёв. Конечно же, не случайно: там было музыкальное училище, и так хотелось познакомиться с ребятами, увлечёнными, как тогда казалось, недостижимой для железнодорожника творческой профессией… А потом в Могилёвское музыкальное училище приехал принимать выпускные экзамены выдающийся артист и педагог, легендарный цимбалист Иосиф Жинович. Студенты рассказали ему о талантливом самоучке, и состоялось знакомство. В наивных пьесах Жинович увидел зерно большого таланта, и «приговор» прозвучал сразу же: «Обязательно учиться!»

Источник

ХОР.by

Белорусский хоровой портал

Глебов Евгений Александрович

Родился в г. Рославль Смоленской области в 1929 году.

Закончил Белорусскую государственную консерваторию по классу композиции профессора А.В. Богатырёва (1956).

Заслуженный деятель искусств Беларуси (1966). Лауреат государственной премии Беларуси (1970). Народный артист Беларуси (1973). Народный артист СССР (1984). Профессор (1984). Член Белорусского союза композиторов (1955).

Умер в 2000 году, похоронен в г. Минске.

Жизнь и творчество

В профессиональную музыку Евгений Глебов пришёл довольно поздно, но стремительно, смело, талантливо и внятно. Его творчество охватило все музыкальные жанры и было разносторонним, оригинальным и самобытным. Его музыка узнаваема, образна и выразительна. С ней любят работать дирижеры и балетмейстеры. Евгений Федорович Светланов как-то назвал партитуру его балета «Тиль Уленшпигель» «самозвучащей», настолько в ней для оркестра все предельно ясно и беспроигрышно. Творчество Глебова с самого начала уверенно и смело отодвигало тесные рамки традиционализма, нисколько не опасаясь нарушать жесткую эстетику соцреализма. Он сумел найти свой язык и сказать свое слово в контексте музыкальной культуры ХХ столетия. В лице Евгения Александровича Глебова миру явился большой и незаурядный талант.

…До 20 лет Евгений не знал нотной грамоты, проживая в маленьком городке Рославле, где не было даже музыкальной школы. Но случилось так, что в 21 год он поступил сразу в высшее музыкальное учебное заведение – Белгосконсерваторию. Это был год 1950-й, время тотально регламентированной сталинской системы, и профессор Богатырёв, тогдашний ректор, принимая на первый курс абсолютно неподготовленного молодого человека, изрядно рисковал. Однако, руководствуясь профессиональным чутьём, он сумел разглядеть в юноше безусловный талант, гений музыки. Огромное желание воплотить свою мечту, упорный труд и потрясающая работоспособность очень скоро дали уверенные всходы, и о Глебове заговорили как о выдающемся явлении в музыкальной культуре современности. Музыке он подчинил всю свою жизнь, начиная с маленького кружка домашнего музицирования и самодеятельности рославльского техникума железнодорожного транспорта, где ему довелось учиться после десятилетки. Сочинял песни, гитарную музыку, придумав свою, ему одному понятную систему записи. Отважился поехать в Москву в Союз композиторов, где попытался показать на гитаре свои «опусы» некоему консультанту, оказавшемуся недостаточно проницательным, чтобы почувствовать страстное устремление юноши. «Дерзайте, дерзайте, молодой человек». Слова консультанта прозвучали для него как «не вертитесь под ногами». Но именно тогда он твёрдо решил, что станет профессиональным музыкантом.

По окончании техникума попросил, чтобы его распределили работать в Могилёв: там было музыкальное училище. Работал осмотрщиком вагонов, подружился с ребятами из музучилища, пытался поступить, но его не приняли: профнепригоден. Ребята «втихаря» брали его с собой на занятия по сольфеджио, гармонии, понимали, что он очень одарен от природы. Встреча с выдающимся музыкантом и замечательно чутким человеком Иосифом Иосифовичем Жиновичем, приехавшим в тот год председателем экзаменационной комиссии в училище, стала для него судьбносной. Ребята попросили Иосифа Иосифовича прослушать юношу, который исполнил в том числе свои сочинения на гитаре, которой владел блестяще. Жинович настоятельно рекомендовал поступать сразу в консерваторию. Так в 21 год Евгений получил возможность постигать профессию композитора.

Обычно к таким годам у студентов за плечами уже есть и музыкальная школа, и училище, и пару курсов консерватории. У него такого багажа не было, пришлось осваивать одновременно и начальную музыкальную грамоту, и гармонию, и полифонию, и собственно композицию. Было трудно, но он справился. Закончил консерваторию с отличием, а перед последним курсом его приняли в Союз композиторов СССР, что само по себе было событием исключительным.

Его любимыми композиторами были русские и венские классики, из современников – Стравинский, Шостакович, Прокофьев и Свиридов. Постепенно его богатая интуитивная ориентация в законах музыкального мышления стала обретать твёрдую почву и создавать собственный художественный мир и индивидуальный стиль. В консерватории он много сочиняет, причём работает преимущественно в крупной форме. Это – симфоническая поэма «Могила льва», навеянная образами великого белорусского поэта Янки Купалы, кантата «За правду встанем» на стихи Леси Украинки, Фантазия на белорусские темы для оркестра народных инструментов, Концерт для цимбал с оркестром. Для студента такая динамика и размах далеко не типичны. Но для Глебова постижение и активная отдача себя любимому делу были абсолютно органичными. Сказалось ответственное отношение к профессии, а также масштаб его личности и осознание места художника в современном мире. Мотивируя своё обращение к самым разным музыкальным жанрам и к различным оркестровым составам, композитор утверждал: «профессионал должен уметь всё».

По окончании консерватории Евгений Глебов еще некоторое время занимался педагогической работой в Минском музучилище, дирижерской деятельностью в Театре юного зрителя, работал музыкальным редактором киностудии «Беларусьфильм».

Во второй половине шестидесятых твердо решил посвятить себя исключительно профессиональной композиторской деятельности. Но в начале 70-х Петр Миронович Машеров убедил Евгения Александровича вернуться к преподавательской деятельности, и в консерватории он стал вести композиторский класс. С 1984 года – профессор кафедры композиции Белгосконсерватории. Среди его учеников – известные белорусские композиторы: С.Бельтюков, Д.Долгалёв, В. Доморацкий, Г. Ермаченков, О.Залётнев, Л.Захлевный, В. Кондрусевич, В. Кузнецов, В. Помозов, Я.Поплавская, В, Раинчик, А. Ращинский, И. Цветкова, Э.Ханок…

В творческом багаже композитора – оперы, оперетты, балеты, симфонии, концерты, кантаты и оратории, камерная и эстрадная музыка, песни, музыка к драматическим спектаклям, кино и телефильмам. Его творчество отличалось тонкой вкусовой избирательностью, но при этом отнюдь не было равнодушным к проблемам современного мира. Наряду с обращением к таким известным произведениям как «Тиль Уленшпигель» Ш. де Костера, «Маленький принц» А. де Сент_ Экзюпери, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Миллионерша» Б. Шоу, «Альпийская баллада» В.Быкова Глебов написал множество произведений гражданственного звучания: Пятая симфония «К Миру», Концерт для оркестра «Зов», Первая симфония «Партизанская», оратория «Свети, заря» и другие. Ему подвластны были как глубокие и серьёзные темы, так и юмор в музыке, джаз, но во всех произведениях, включая эстрадные композиции, ощущается весомость и основательность творческой натуры.

О популярности и востребованности его творчества говорит тот факт, что музыка Глебова звучала во многих городах Советского Союза и за рубежом: балеты «Тиль Уленшпигель» и «Маленький принц» были поставлены в Финляндии (Хельсинки) и в лучших театрах России (Санкт-Петербург, Москва). Его балеты и мюзиклы ставились в театрах Москвы, Новосибирска, Челябинска, Нижнего Новгорода, Самары, Одессы, Ташкента, Львова, Сыктывкара. В концертных залах Хельсинки, Эдинбурга, Варшавы, Праги, Софии, Загреба, Берлина, Бостона, Москвы, Киева, Санкт- Петербурга, Риги, Таллина, Вильнюса, Еревана и других исполнялись симфонии, концерты, симфонические поэмы и миниатюры.

С произведениями Евгения Глебова работали такие знаменитые дирижёры как Евгений Светланов, Вероника Дударова, Виктор Федотов, Александр Копылов, Фуат Мансуров, Виктор Дубровский, Виталий Катаев, Борис Райский, Юрий Ефимов, Илпо Манснерус, Татьяна Коломийцева, Александр Анисимов.

Его балеты ставили балетмейстеры Алексей Андреев, Отар Дадишкилиани, Валентин Елизарьев, Генрих Майоров, Эльза Сюльвестерссон, Михаил Заславский, Игорь Чернышев.

Сценографию его музыкально-драматических произведений создавали замечательные художники Евгений Чемодуров, Евгений Лысик, Валерий Левенталь, Владимир Арефьев.

В его балетах танцевали выдающиеся артисты балета – Нина Ананиашвили, Нина Семизорова, Алексей Фадеечев, Виктор Гуляев, Ирина Колпакова, Алевтина Корзенкова, Ирина Савельева, Клара Малышева, Леонид Чеховский, Людмила Бржозовская, Юрий Троян, Ольга Лаппо, Виктор Саркисьян, Владимир Иванов, Владимир Комков и другие.

О Глебове и его произведениях много писали, снимали документальные фильмы и телевизионные передачи, он сам выступал в прессе, по радио и телевидению. Творческое, деловое и дружеское общение связывало его с выдающимися современниками – Петром Мироновичем Машеровым, Александром Трифоновичем Кузьминым, Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Дмитрием Шостаковичем, Георгием Свиридовым, Василием Соловьёвым-Седым, Андреем Петровым, Тихоном Хренниковым, Кара Караевым, Фикретом Амировым, Кириллом Молчановым, Владимиром Молчановым, Виктором Дубровским, Виталием Катаевым, Юрием Ефимовым, Александром Анисимовым, Михаилом Козинцом, Ольгой Ивановой, Василём Быковым, Владимиром Короткевичем, Андреем Макаенком, Николаем Матуковским, Алексеем Дударевым, Нилом Гилевичем, Геннадием Буравкиным, Михаилом Савицким, Александром Кищенко, Светланой Данилюк, Натальей Гайдой, Тамарой Раевской…

Евгений Александрович Глебов в творчестве своём был на вершине славы, много и плодотворно работал как композитор; как профессор создал свою композиторскую школу и воспитал множество студентов и аспирантов. Он находил время также для государственной и общественной деятельности – избирался депутатом Верховного Совета БССР, был членом Комитета по Государственным премиям БССР, членом Правления Союза композиторов СССР и БССР, председателем и членом жюри многочисленных конкурсов и фестивалей…

Сочинения

Сценическая музыка

Оперы
  • «Твоя весна» (лібр. М. Алтухова, 1962, радыёмантаж, 1962);
  • «Мастер и Маргарита» (лібр. Л. Глебавай і Я. Глебава, паст. ДАВТам РБ, 1992).
Оперетты
  • «Притча о наследниках, или Репортаж из преисподней» (лібр. П. Харкова, паст. ДТМК РБ, 1970);
  • «Миллионерша» (па п’есе Б. Шоў. Лібр. В. Івановай, паст. Маскоўскім тэатрам аперэты, 1986; ДТМК РБ, 1987; Кемераўскім тэатрам музычнай кам’едыі, 1987; Ташкенцкім тэатрам музычнай камедыі, 1989);
  • музычная камедыя «Калізей» (лібр. М. Матукоўскага, вершы Л. Вольскага, 1993).
Балеты
  • «Мара» (лібр. Я. Рамановіча, паст. ДАВТам РБ, 1961); «
  • Альпійская балада» — лаўрэат Усесаюзнага конкурсу музычных спектакляў, 1968 (лібр. Р. Чарахоўскай, паст. ДАВТам РБ, 1967; Чэлябінскім тэатрам оперы і балета, 1972);
  • «Выбранніца» (лібр. А. Вярцінскага і А. Дадзішкіліяні, паст. ДАВТам РБ, 1969; Новасібірскім тэатрам оперы і балета, 1970);
  • «Ціль Уленшпігель» (лібр. А. Дадзішкіліяні, паст. ДАВТам РБ, 1974; Львоўскім тэатрам оперы і балета, 1975; Чэлябінскім тэатрам оперы і балета, 1976; Тэатрам фінскай нацыянальнай оперы, Хельсінкі, 1977; другая рэдакцыя: лібр. В. Елізар’ева і Я. Лысіка, паст. Тэатрам оперы і балета імя С. Кірава, Ленінград, 1977; ДАВТам РБ, 1977);
  • «Курган» (лібр. Г. Маёрава і А. Вярцінскага, паст. ДАВТам РБ, 1982);
  • «Маленькі прынц» (лібр. Л. Глебавай, паст. Тэатрам фінскай нацыянальнай оперы, Хельсінкі, 1982; Вялікім тэатрам СССР, Масква, 1983; Тэатрам оперы І балета Ніжняга Ноўгарада, 1983; Самарскім тэатрам оперы і балета, 1990).
Инструментально-хореографические композиции
  • Харэаграфічная паэма (1963),
  • «Беларуская партызанская» (лібр. А. Апанасенкі, 1965),
  • Харэаграфічныя навелы («Хірасіма», «Блюз», «Фронт», «Долар», «Іспанскі танец», «Мушкецёры», «Сувеніры», лібр. А. Дадзішкіліяні, 1965),
  • паэма «Юнацтва» (1966),
  • «Дняпроўскія браты», «Камічная навела», «Лявоніха», Інтрадукцыя (лібр. Г. Маёрава, 1979),
  • «Сінявокая-неўміручая» (лібр. Г. Маёрава, 1979).
Вокально-хореографические композиции
  • «Прысвячаецца 100-годдзю са дня нараджэння У.І. Леніна» (сл. П. Макаля, 1970),
  • «Вакальна-харэаграфічная араторыя» (вакаліз, 1971),
  • «Прысвячаецца 55-годдзю Кастрычніцкай рэвалюцыі» (сл. П. Макаля, 1972),
  • «Ад вышыні да вышыні» (сл. П. Макаля, 1975),
  • «Край ты мой квяцісты» (сл. П. Макаля, 1975).

Вокально-инструментальная музыка

Оратории:
  • «Колокола» («Колокола», «Боль утрат», «Святое», сл. М. Алтухова, У. Арлова, 1967),
  • «Пяцьдзесят год» (сл. П. Макаля, 1967),
  • «Свяці, зара» («Высокае неба, далёкія зоры», сл. А. Астрэйкі і П. Броўкі, «Радзіма», сл. М. Хведаровіча, «Калі гляджу на роднае аблічча», сл. А. Звонака, «Юнае наша племя», сл. А. Вольскага, «Свяці, зара», сл. М. Танка, 1970),
  • «Мы славім Радзіму сваю» (сл. П. Макаля, 1974),
  • «Запрашэнне ў краіну маленства» (сл. П. Макаля, 1974),
  • «Славься, Октябрь» (сл. П. Харкова, 1977),
  • «Твой дзень нараджэння» (сл. П. Макаля, 1977),
  • «Святло надзей зямлі» (сл. П. Макаля, 1977),
  • «Радзіма — зоў вышыні» (сл. П. Макаля, 1979).
Кантаты:
  • «За правду встанем» (сл. Л. Украінкі, 1956),
  • «Камуністы вядуць» (сл. М. Алтухова, 1959).

Тры балады для голасу з аркестрам («Лясны ручай», «Восень», «Зялёны патрыярх», сл. М. Алтухова, 1958), Канцэрт для голасу з аркестрам (сл. С. Яўсеевай, 1965), Тры замалёўкі для голасу з аркестрам (вакаліз, 1974).

Оркестровая музыка

Для симфонического оркестра
Симфонии
  • Першая («Партызанская», 1958),
  • Другая («Юнацкая», 1963),
  • Трэцяя для аркестра і саліруючага ф-на (1964),
  • «Альпійская сімфонія-балада» (1967),
  • Пятая («К миру», 1983)
Сюиты
  • «Палеская сюіта» («Дудары», «Балада», «Галоп», «Вячэрні пейзаж», «Танец», 1964),
  • Дзве сюіты з балета «Мара» (1961, 1962),
  • Тры сюіты з балета «Выбранніца» (1969),
  • Тры сюіты з балета «Ціль Уленшпігель» (1973—1974),
  • Дзве сюіты з балета «Маленькі прынц» (1981—1982);
  • канцэрт «Покліч» для аркестра (1988);
Поэмы
  • «Машэка» («Магіла льва», 1955),
  • «Вясенняя карцінка» (1972),
  • «Успамін аб Цілю» (1976),
  • «Святочная паэма» (1977),
  • «Казка» (1979);
Увертюры и другие сочинения для оркестра
  • «Святочная уверцюра» (1958),
  • «Урачыстая уверцюра» (1961).
  • Фантазія для ф-на з аркестрам (1951),
  • Канцэртнае ронда для скрыпкі з аркестрам (1952).
Концерты
  • Для виолончели с оркестром (1992),
  • Для скрипки с оркестром (1995).
Для камерного оркестра
Симфонии
  • Четвёртая (1968),
  • Шестая для меццо-сопрано и оркестра (вокализ, 1992).
Для духового оркестра
  • «Фестывальны марш» (1958),
  • «Юбілейны марш» (1977),
  • «Канцэртны марш» (1982),
  • «Урачыстая ода» (у сааўт. з Р. Глебавым, 1992), Уверцюра (1992).
Для народного оркестра
  • Фантазія на дзве беларускія народныя тэмы (1953),
  • «Дзіцячая сюіта» (1954),
  • «Юбілейная уверцюра» (1955),
  • Канцэрціна для цымбалаў і аркестра (1957),
  • «Святочная уверцюра» (1958),
  • «Святочная паэма» (1978),
  • Уверцюра-паэма (1980),
  • «Урачыстая уверцюра» (1981),
  • «Беларуская рапсодыя» (1987).
Для эстрадного оркестра
  • Фантазия на тему белорусской народной песни «Перапёлачка»,
  • Интермеццо на тему белорусской народной песни «Я табун сцерагу»;
  • пьесы: «Твая ўсмешка», «Усё пачынаецца з вясны», «Залатая восень», «Нам па васемнаццаць», «Пазыўныя вясны», «Марш працы», «Сустрэча», «Мелодыя», «Начны дыліжанс», «Жартоўная серэнада», «Балада аб трывожным свеце», «Вольная птушка», Інтэрмецца, Канцэртны вальс, Лірычны танец, Вальс, Уверцюра, Танец, Накцюрн, Сатырычны танец, Полька, Вальс, Канцэртная п’еса, Гумарэска, Алімпійскі марш и др.
  • Интермеццо для кларнета с оркестром,
  • Юмореска для балалайки с оркестром,
  • Серенада для тромбона с оркестром.

Камерно-инструментальная музыка

Для фортепиано

Першы вальс (1948), Тры п’есы для юнацтва, Саната (1956), Фантастычныя танцы (1957), Тры п’есы (1966), Чатыры п’есы (1971), Дзве прэлюдыі (1976), Соп апіта, Ооісе (1986), «Вясенняя замалёўка», «Прагулка», «Песня» (1988), «Колокольчик», «Юнацкія гады» (1989), «Сон», «Капрызуля» (1990), «Старая забытая мелодыя», «НЭП-90», «Перадпсторыя» (1991), Дзве п’есы, Песня, «Тры дні лютага», «Падарожжа» (1992).

Для скрипки и фортепиано

Балада (1956), Чатыры п’есы (Інтрадукцыя, Таката, Калыханка, Тарантэла, 1969), Танец з «Палескай сюіты» (1972), Адажыо Ружы і Маленькага прынца (1982), Інтэрмедыя (1983), «Лірычная» (1985), «Вясёлы танец» (1992).

Для скрипки

«Працяжная», «Ігравая» (1985). Для трубы і фартэпіяна: «Палёт», «Маленькі вальс» (1984). Для валторны і фартэпіяна: Арыета (1973), «Лірычная» (1984).

Для кларнета и фортепиано

Экспромт (1956), «Калыханка» (1978).

Фантазія для баяна (1955), Тры п’есы для цымбалаў (1982).

Вокальная музыка

Для хора без сопровождения
  • «Лорелея» (сл. Г. Гейнэ),
  • «Послание к Бестужеву» (сл. К. Рылеева),
  • «Ой, не гніце, ветры, вербы над ракой» (сл. М. Танка).
Для хора с сопровождением
  • «Фестивальная» (сл. Э. Агняцвет);
  • «Жить!»,
  • «Походная песня» (сл. М. Алтухова);
  • «Майский вальс» (сл. С. Алымава);
  • «Простая людзі, за мір!» (сл. А. Астрэйкі);
  • «Песня аб міру» (сл. I. Муравейкі);
  • «Не кукуй, зязюленька», «У садочку» (сл. народныя).
Для голоса с сопровождением

«Васілёчкі» (сл. У. Панцялеева, 1948, 1992); «Перапёлка», «Песня», «Сумная песня», «Паходная», балада «Лясныя малюнкі» (сл. М. Алтухова); «Хорошо прозрачной теплой ночью мая» (сл. М. Багдановіча); «Приближение грозы», «Все думается мне», «Осень» (сл. М. Грыбачова); «Вечер в июне», «Я не поэт» (сл. Д. Давыдава); «Шумлівае мора» (сл. А. Дзе-ружынскага); «Ты не пой, соловей» (сл. М. Кальцова); «Любимый мой» (сл. У. Караткевіча); «И так легко, легко», «Благодарность», «Любил и я в былые годы» (сл. М. Лермантава); «Мы встретились с тобой» (сл. А. Сафронава); «Нарач» (сл. М. Танка);

Цикл «Помню» («Свидание», «Огонь», «Дом», «Раздумье о любви», сл. У. Арлова, 1970);

Поэмы
  • «Раздумья о любви» («Рассвет», «Когда сердце унижено», «Раздумье», сл. П. Харкова);
  • «Ария Весны» (сл. С. Яўсеевай);
  • вакаліз «Маленькая паэма».
Песни
  • «Канькі-жартаўнікі», «На полі хакейным», «Слава пра юнага героя», «3 табою, кніга добрая», «Мы сустрэнемся ў Маскве» (сл. Э. Агняцвет);
  • «Не скажу никому», «Рабочее утро», «Пионерская космическая», «Вокруг да около», «Вясёлая песенька», «Звенят коньки», «Весна смеется», «Дабранач», «Перапёлачка», «Грустная песенка», «Наш горад малады», «Счастливая звезда» (сл. М. Алтухова);
  • «Парус», «Я не богат», «Песня ткачих» (сл. Б. Акуджавы); «Знать бы все на свете», «Зачарованная весна», «Пионерская туристская», «На рассвете», «Шуточная серенада», «Баллада о тревожном мире», «Город друзей», «Песня о Софии», «Песня о журналистах», «Дом мой — столица», «Колыбельная», «Солнце земли», «Ночной дилижанс», «Летняя гроза», «В ритме солнца» (сл. У. Арлова);
  • «Когда возьмет тоска», «Помни, любимая» (сл. Р. Барадуліна);
  • «Я ўдзячны лёсу», «Балада памяці», «Мне с тобой бы лучше разминуться» (сл. Г. Бураўкіна);
  • «Прыходзяць з памяці равеснікі» (сл. А. Вярцінскага і П. Макаля);
  • «Будзем гатовы», «Канікулы зімовыя», «Летняя песенька», «Піянерскі марш» (сл. А. Вольскага);
  • «Братские могилы», «Холода» (сл. У. Высоцкага);
  • «Адрес моей любви» (сл. Р. Гамзатава);
  • «Санет памяці» (сл. Н. Гілевіча);
  • «Колыбельная» (сл. В. Гіна);
  • «Пробуждение», «Мне тебя подарила весна», «Жыве Беларусь» (сл. С. Давідовіча);
  • «Песня о любви» (сл. Я. Далматоўскага);
  • «Краснознаменный округ Белорусский» (сл. А. Капілава);
  • «Далі клічуць нас», «Самая лепшая», «Хаджу сунічнымі барамі» (сл. У. Карызны);
  • «Не магу развітацца з вясной» (сл. У. Калеснікава);
  • «Поклон земной вам, ветераны!» (сл. В. Лучанок);
  • «Каралеваю Золушка стане», «Лірычны ўспамін», «Ляці, наша мара», «Пад небам адкрытым», «За бацькамі — сыны» (сл. П. Макаля);
  • «Кораблик» (сл. Д. Міхлеева);
  • «Старая скрипка» (сл. У. Някляева);
  • «Сняжынка» (сл. П. Пранузы);
  • «Балада» (сл. Б. Спрынчана);
  • «Облака над землей», «Подорожник», «Уходит лето», «Я иду по ковру», «Я живу в заповедном краю» (сл. М. Таніча);
  • «Ручай», «Дожджык» (сл. М. Парахневіча);
  • «Лыжная прагулка» (сл. М. Хведаровіча);
  • «Ходзіць коцік па палях», «Калыханка» (сл. народныя);
  • «Турысцкая песня» (сл. С. Яўсеевай).

Прикладная музыка

К драматическим спектаклям

«Адчыніце, казляняткі». «Бітва ў космасе». «По велению сердца». «Время любви и ненависти». «Цудоўная дудка». «Димка-невидимка». «Юныя мсціўцы». «Дай вады, калодзеж». «Двадцать лет спустя». «За лясамі дрымучымі». «Иркутская история». «Квартэт Алямбар». «Восем лялек і мядз-ведзік». «Клоп». «Красные дьяволята». «Красная шапочка». «Медовое королевство». «На ўсіх адна бяда». «Оловянные кольца». «Остров сокровищ». «День нашего рождения». «Подвиг становится известным». «Приключения Чиполлино». «Серебряная табакерка». «Паркалёвы баль». «Сказка о наливном яблочке и серебряном блюдечке». «На граніцы». «Сказочный домик». «Три мушкетера». «Хозяин-слуга». «Юность отцов». «Зорка Венера». «Юность рыцаря». «Мастера».

К радиоспектаклям

«Сымон-музыка». «Валерка Карабухін і яго сябры». «Летнія канікулы». «Зімовыя канікулы». «Беларуская калыханка».

К теле- и кинофильмам

«Дикая охота короля Стаха». «Стрекозиные крылья». «Запомним этот день». «Красный агитатор». «Мост». «Личные счеты». «Любимая». «Маленькие мечтатели». «Первые испытания». «Саша-Сашенька». «Третья ракета». «Троянский конь». «Я родом из детства». «Весенняя сказка». «Наследники Макара Марковца». «Песня вяла і грэла». «Казнен в 41-м». «Звон уходящего лета». «После ярмарки». «Последнее лето детства». «Прошлогодняя кадриль». «Три веселых смены». «Композитор Глебов». «Слова аб рэспубліцы маёй». «Личные счеты». «Венок сонетов». «Сцяпан Жыхар».

К мультипликационным фильмам

«Куда пропала луна?». «Нестерка». «Дудка-весялушка».

Источник

Оцените статью