Р. Глиэр — Гимн Великому городу — ноты
Ноты для баяна, фортепиано, гитары, хора к Гимну Великого города композитора Рейнгольда Глиэра
Гимн Великому городу
из балета «Медный всадник»
Музыка Р. Глиэр
ноты для гитары, фортепиано, баяна, хора
Аккомпанемент — гитара:
- — переложение В. Вавилова для семиструнной гитары Альбом гитариста
Аккомпанемент — фортепиано:
Аккомпанемент — баян:
- — переложение Д. Матюшкова Концертные пьесы для баяна
- — переложение И. Онегина для двух баянов Хрестоматия для ансамблей баянов
- — переложение П.Шашкина Альбом баяниста
- — переложение А.Суркова Первые шаги баяниста
- — переложение Н. Корецкого и И.Алексеева Баян III клас
Для хора
обработка для смешанного хора А. Мурина Хоры советских композиторов
Партитура (баяны, аккордеоны, оркестровые гармоники, фортепиано, ударные 3144)
Партитура для ансамбля инструментовка Н.Истратова (домры, два баяна, ударные, солист, хор, балалайки) Из репертуара Краснознаменного имени ансамбля песни и пляски Советской Армии
Скачать ноты к мелодии
Текст песни:
Поем тебе мы, наш город величавый.
Ты рос в боях и огне баррикад:
Твой каждый камень овеян славой,
Седой Петербург, Петроград, Ленинград.
Миру ставший знаменем свободы,
На радость нам и недругам на страх
Вознесся гордо волею народов,
Красуюсь, встал на невских берегах.
Твои заставы стоят передовыми.
Взошла заря над великой страной.
Храни бессмертное Ленина имя,
Расти и славься, наш город герой!
Текст был создан участниками хора Дома культуры профтехобразования к 250-летию Ленинграда
(из хорового сборника)
Источник
Глиэр Рейнгольд Морицевич
ГЛИЭР Рейнгольд Морицевич (1874/75 — 1956), русский композитор, музыкальный деятель, педагог, народный артист СССР (1938), доктор искусствоведения.
Ноты для фортепиано Глиэр Рейнгольд Морицевич
Биография
Продолжатель традиций русской музыкальной классики. Балеты «Красный мак» (1927; с 1957 — «Красный цветок»), «Медный всадник» (1949), опера «Шахсенем» (1927). Концерт для голоса с оркестром (1943), 3 симфонии, 4 струнных квартета, романсы. Профессор Киевской (с 1913) и Московской (с 1920) консерваторий. Сталинская премия (1946, 1948, 1950).
Рейнгольд Эрнест Морицевич Глиэр (30 декабря 1874 (11 января) 1875, Киев — 23 июня 1956, Москва) — русский и советский композитор. Автор музыки гимна Петербурга.
Сын переселившегося в Киев из немецкого города Клингенталя мастера по производству медных духовых инструментов. В 1900 окончил Московскую консерваторию (класс композиции М. М. Ипполитова-Иванова), в 1906—1908 брал уроки дирижирования у Оскара Фрида в Германии.
Рейнгольд Глиэр — доктор искусствоведения, многолетний председатель Союза композиторов СССР, автор первого советского балета, единственный русский композитор, трижды награждённый самой престижной музыкальной премией дореволюционной России и самой престижной премией послереволюционной, советской, России — премией им. М. И. Глинки и Сталинской премией (1946, 1948, 1950).
Разветвлённый род Глиэров корнями уходит в глубокую старину. Имя Глиэр встречается в истории культуры Чехии, Франции (в Верхней Савойе находится плато Глиэр), Германии, Польши.
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (памятник работы скульптора М. К. Аникушина), архитектор В. А. Петров, изготовлен на Ленинградском заводе «Монументскульптура», открыт в пятую годовщину смерти, 23 июня 1961 года, в 13 ч.
Источник
Глиэр Рейнгольд Эрнест Морицевич
Советский композитор, доктор искусствоведения, Народный артист СССР, многолетний председатель Союза композиторов СССР, автор первого советского балета, единственный русский композитор, трижды награждённый самой престижной музыкальной премией дореволюционной России и самой престижной премией послереволюционной, советской, — премией им. М. И. Глинки и Сталинской премией (1946, 1948, 1950).
Разветвлённый род Глиэров корнями уходит в глубокую старину. Имя Глиэр встречается в истории культуры Чехии, Франции (в Верхней Савойе находится плато Глиэр), Германии, Польши.
Родители:
• отец — Мориц Глиэр (1835—1896), владелец музыкальной мастерской
• мать — Юзефа (Жозефина Викентьевна) Корчак (1852—1937).
Показать полностью Свернуть
Семья:
• жена — Мария Робертовна Ренквист (скандинавские корни).
• дочери Нина и Лия (1905), Валентина (1913),
• сыновья Роман (1907) и Леонид (1913).
Прямые наследники и потомки Р. М. Глиэра живут и работают в Москве. Внучка Р. Глиэра — Сэнта Викторовна Глиэр — хранительница музея-квартиры своего деда, активный организатор концертов, встреч и других мероприятий, связанных с именем великого композитора (музей-квартира Р. Глиэра, Дом Учёных, музей им. Гнесиных, московская ДМШ №7 им. Р. Глиэра и др.). Её сын — ученый, кандидат географических, доктор экономических наук Кирилл Новосельский — составитель уникального родословного древа рода Глиэров, поддерживает прямые и письменные контакты с многочисленными потомками этого рода в Северной Америке, Германии, Бразилии и др. странах; координатор юбилейной встречи представителей рода Глиэров «Глиэр — 500», которая намечена на лето 2008.
• 1905 — премия им. М. И. Глинки за Первый секстет (выдвинут Глазуновым, Лядовым, Балакиревым)
• 1912 — премия им. М. И. Глинки за симфоническую поэму «Сирены»
• 1914 — премия им. М. И. Глинки за Третью симфонию («Илья Муромец»)
• 1945 — награжден орденом Ленина «За выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 70-летия»
• 1946 — Государственная премия Первой степени за Концерт для колоратурного сопрано с оркестром
• 1948 — Государственная премия Первой степени за Четвертый струнный квартет
• 1949 — Государственная премия Первой степени за балет «Медный всадник»
• 1950 — награжден орденом Ленина «За выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 75-летия»
• 1955 — награжден орденом Ленина «За выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 80-летия»
• Сталинская премия (1946), Сталинская премия (1948), Сталинская премия (1950).
При жизни композитора его произведения исполняли:
• Я. Гржимали, фон Глен, Л. Ауэр, А. Вержбилович, С. Кусевицкий, Л. Годовский, К. Эрдели, М. Ростропович, С. Кнушевицкий, В. Полех, А. Нежданова, И. Козловский, Л. Собинов, Ф. Шаляпин, Н. Казанцева, Д. Пантофель-Нечецкая, Э. Бандровска-Турска (Польша);
• квартеты: Розе (Вена), Мекленбургский (Санкт-Петербург), Артура Гармана (Америка), им. Бетховена (Москва) и др.;
• симфонические оркестры: Филадельфийский, Нью-Йоркский, Венский и др.
• Дирижеры: Артур Никиш (Венгрия), В Сафонов, Н. Черепнин, С. Кусевицкий, Г. Фительберг (Польша), Г. Варлих, Л. Стоковский, Ю. Орманди, Ф. Сток, Д. Макропулос, С. Рахманинов, А. Гак, Ю. Файер
• Города: Вена, Берлин, Гамбург, Мюнхен, Лейпциг, Франкфурт-на-Майне, Лондон, Париж, Копенгаген, Афины, Бухарест.
• «Земля и небо», опера-оратория по Дж. Байрону (1900).
• «Шах-Сенэм», либретто М. Гальперина (1923—1925, 2-я редакция — 1934).
• «Гюльсара» (соавтор Т. Садыков), либретто К. Яшена и М. Мухамедова (1949).
• «Лейли и Меджнун» (соавтор Т. Садыков), либретто Хуршида по поэме А. Навои (1940).
• «Рашель», либретто М. Булгакова и М. Алигер по Мопассану (1942—1943).
• «Хризис», балет-пантомима, либретто Н. Миль по сюжету П. Люиса (1912)
• «Красный мак» («Красный цветок»), либретто М. Курилко (1926—1927, 2-я редакция — 1949; 1957).
• «Комедианты», либретто А. Петровского по Лопе де Вега (1922—1930); в новой редакции — «Дочь Кастилии» (1955).
• «Медный всадник», Либретто П. Аболимова по А. Пушкину (1948—1945).
• «Тарас Бульба», либретто Р. Захарова по Н. Гоголю (1951—1952).
• Первая симфония (1899)
• Вторая симфония (1907)
• Третья симфония «Илья Муромец» (1909—1911)
• «Сирены», поэма (1908)
• «Запорожцы», картина (1921)
• Торжественная увертюра (1937)
• «Заповит», поэма (1939)
• «Ферганский праздник», увертюра (1940)
• «Дружба народов», увертюра (1941)
• Увертюра на славянские темы (1941)
• «Победа», увертюра
• Концерт для арфы с оркестром (1938)
• Концерт для голоса с оркестром (1943)
• Концерт для виолончели с оркестром (1947)
• Концерт для валторны с оркестром (1951)
• Первый квартет (1899)
• Второй квартет (1905)
• Третий квартет (1928)
• Четвертый квартет (1946)
• Первый секстет (1898)
• Второй секстет (1904)
• Третий секстет (1905)
• Октет (1901)
• Около 150 фортепианный пьес в 2 и 4 руки концертного и педагогического репертуара.
• Около 70 пьес для различных сольных инструментов с сопровождением фортепиано.
• Около 130 романсов для голоса и фортепиано.
Источник
Глиэр медный всадник ноты для фортепиано
ближайший сподвижник и фаворит Петра I
крёстный сын императора, больше известен как «арап» Петра Великого
девушка, по заведённому порядку выбираемая хозяином дома, в котором проходит ассамблея
персонажи балаганного театра
Краткое содержание
На фоне пустынного берега Невы вырисовывается царственный образ Петра I. Он погрузился в раздумье о будущем государства Российского и мечтает о строительстве города, имеющего важное значение для всей страны.
1824 год, столица России. В ясный осенний день на центральной площади Санкт-Петербурга около горделиво возвысившегося монумента Петру I прогуливается народ. Его внимание привлекает бродячий театр кукол, а также актёры балаганного театра — Коломбина и Арлекин. На площади около памятника появляется Евгений, здесь он должен встретиться со своей возлюбленной Парашей. Девушка приходит, и счастливый молодой человек радостно устремляется к ней навстречу. Однако скоро начинает смеркаться, и величественный монумент Петра Великого пугает Парашу. Юноша успокаивает её и эмоционально начинает рассказывать о Петре…
Гавань в Санкт-Петербурге. На адмиралтейскую судоверфь, где идёт подготовка к спуску на воду вновь построенного корабля, в сопровождении Меньшикова прибывает Пётр I. Их встречает крестник царя Ибрагим Ганнибал. К пирсу пришвартовывается иноземный корабль, с которого на берег сходят иностранные гости. Они восхищаются строящимся городом и изумляются, насколько быстро и добротно русские пополняют свой флот. Пётр рубит канат, и корабль отправляется в море. Все ликуют.
Царь со своей свитой отправляется на ассамблею. Ибрагим Ганнибал на балу танцует с «Царицей бала». В зал входит Пётр I, он приказывает принести глобус и объясняет гостям свои планы по освоению морских просторов, а затем принимает верительные грамоты от послов разных государств. Вновь начинаются танцы, а далее гостям в качестве развлечения предлагается поиграть в жмурки: каждый мужчина с закрытыми глазами должен выбрать себе даму. Без партнёрши остаётся английский посол, который как проигравший выпивает большой кубок вина и, захмелев, падает под смех всех присутствующих. Бал окончен. Гости разошлись, но Пётр вновь в раздумьях. Он повелевает Меньшикову принести план строений города и в своих мечтах рисует облик будущей столицы России.
На этом рассказ Евгения заканчивается, и молодые люди прощаются.
На окраине Санкт-Петербурга, в небольшом домике на берегу залива вместе с матерью живёт возлюбленная Евгения. На лужайке собираются подружки, они затевают хоровод, к ним присоединяется Параша. Мать девушки, наблюдавшая за танцем, вспоминает, как в пору её молодости умели веселиться и плясать. Матушка уходит в дом, а девушки, услышав рассказ Параши о любимом молодом человеке, уговорили её погадать. Однако карты предсказали девушке беду, и подружки, чтобы отвлечь Парашу от грустных мыслей, хотят развеселить её танцем. Появляется Евгений, он старается быть незамеченным. Увидев молодого человека, смутившись, девушки убегают, а Евгений и Параша остаются одни. Охваченные нежным чувством они признаются друг другу в любви. Девушки возвращаются и поздравляют молодых людей с помолвкой. Вдруг со стороны залива подул пронзительный ветер, Евгений спешит попрощаться с Парашей.
Евгений в своей комнате. Он нежно вспоминает о свидании с возлюбленной, как вдруг пушечные выстрелы предупреждают о наводнении. Беспокоясь о Параше, Евгений выбегает на улицу.
Напуганные горожане столпились на набережной, наблюдая, как стремительно прибывает вода. Люди в страхе разбегаются. На опустевшей набережной появляется Евгений. Молодой человек с ужасом смотрит, как стихия сметает всё на своём пути: погибают люди, рушатся дома. Завидев случайную лодку, Евгений не раздумывая, бросается в пучину, в надежде, что рыбаки помогут ему встретиться с невестой.
Буря наконец-то утихает и Евгений добирается до того места где со своей матушкой жила Параша. Но старого домика нет, только сиротливо стоит сломанное дерево. Юноша потрясён настолько, что едва начинает воспринимать увиденное. Рассудок молодого человека не выдерживает, и у него начинаются галлюцинации. Устав гоняться за видениями, Евгений в изнеможении падает на землю.
На Сенатской площади вновь многолюдно. Возле памятника Петру I бродит безумный Евгений. Прохожие смотрят на него с сожалением. Сознание молодого человека на некоторое время проясняется и он узнаёт то место, где недавно встречался и был счастлив с Парашей. Посмотрев на монумент, Евгений грозит ему, так как видит в нём причину всех своих несчастий. Воспалённому воображению юноши видится, что памятник ожил и хочет его затоптать. Евгений падает мёртвым, сил бороться у него больше нет.
Величественный город, о котором мечтал Пётр I построен, он живёт и процветает.
Продолжительность спектакля
Фото:
Интересные факты
Петербуржцы очень любят балет «Медный всадник» — произведение, воспевающее их прекрасный город. Спектакль пользуется большой популярностью не только у зрителей, но и у исполнителей. Ведущие солисты знаменитого Кировского театра с удовольствием выходят на сцену в этом балете даже в незначительных ролях.
В самом конце спектакля, в эпилоге, Р. Глиэр вставил музыкальный номер, восхваляющий Великий город и символично назвал его гимном. Это произведение действительно впоследствии воспринималось как визитная карточка Ленинграда. В 2003 году поэт Олег Чупров сочинил слова к этой музыке, а композитор Григорий Корчмар внёс редакционные изменения в музыку Глиэра. Такая версия произведения впоследствии была утверждена официальным государственным символом — гимном города Санкт-Петербурга.
У русских людей есть такая поговорка: «Медленно запрягают, но быстро ездят». Это выражение как нельзя лучше подходит к балету «Медный всадник». История его создания растянулась на десятилетие, а вот постановку спектакля удалось осуществить в невероятно короткий срок: всего за три месяца.
Сюжетная линия первого акта балета « Медный всадник» петербургской и московской постановки существенно отличаются друг от друга. По версии Большого театра картина с петровским временем следует сразу после пролога, а в редакции Кировского театра она отделена от вступления.
История создания
Путь, который пришлось пройти балету «Медный всадник» от первой записанной ноты и до постановки на сцене, был очень трудным и длинным. Обратиться к творчеству А.С. Пушкина и написать балет по его потрясающей поэме Рейнгольд Морицевич начал подумывать еше в конце 30-х годов. Это произведение великого поэта очень нравилось Глиэру. Он не только несколько раз внимательно перечитывал произведение, стремясь вникнуть и понять мелодизм пушкинской рифмы, но также с удовольствием познакомился с работами исследователей творчества Александра Сергеевича. Идея была настолько увлекательна, что композитор начал создавать эскизы будущего произведения, в которых воплощал музыкальные образы поэмы, не дождавшись создания либретто. Сценарный план спектакля появился лишь в 1941 году. Его автором был А.Ф. Аболимов, впоследствии известный балетный сценарист и театровед. Он предоставил свои наработки в балетную труппу Кировского театра 18 июня, за три дня до начала Великой Отечественной войны. Сценарий был одобрен, но наступившие для страны времена тяжелейших испытаний нарушили все творческие планы.
Находясь в эвакуации и непрерывно работая над созданием других своих шедевров, например, «Концертом для голоса с оркестром» — произведением, вошедшим в золотой фонд мировой музыкальной литературы, Глиэр ни на минуту не забывал о «Медном всаднике», однако возобновить сочинение балета он смог лишь в 1944 году. Несмотря на то, что у композитора всё ещё не было детального либретто, он занялся пересмотром всех основных музыкальных тем, но далее из-за отсутствия сценарной разработки произведение пришлось вновь убрать в папку. Дело продвинулось лишь в 1946 году, когда Глиэр официально получил заказ от руководства Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова на сочинение музыки к балету, а вместе с ним и окончательный вариант либретто, который весьма удивил композитора. Аболимов ощутимо расширил сюжетную линию и помимо героев из «Медного всадника» добавил персонажей, позаимствовав их в других пушкинских произведениях. Глиэру очень хотелось побыстрее приступить к работе и целиком окунуться в мир образов великого поэта, но из своего предыдущего опыта он знал, что для того, чтобы продолжить сочинение балета нужен детально разработанный композиционный план спектакля. В качестве балетмейстера-постановщика был приглашён выдающийся хореограф Ростислав Захаров, который в течение года досконально работал над описанием балета. Тщательная проработка каждого номера очень облегчила композитору работу над произведением, основательно начавшуюся лишь осенью 1947 года. Партитура с потрясающей по красоте музыкой балета «Медный всадник» была закончена 1948 году, и Захаров незамедлительно приступил к постановке спектакля.
Постановки
В 1949 году в Советском Союзе готовились широко отметить 150- летний юбилей со дня рождения А.С. Пушкина. Кировский театр к этому празднику планировал горожанам сделать свой подарок: новый балет Р. Глиэра по мотивам бесценного творения поэта — поэме «Медный всадник». Над постановкой спектакля работали: балетмейстер Р. Захаров, художник М. Бобышов и дирижёр Е. Дубовской. Главные партии исполняли ведущие артисты театра — К. Сергеев и Н. Дудинская. Первый показ балета, назначенный на 14 марта, прошёл с ошеломляющим успехом.
После триумфальной премьеры в Ленинграде спектакль в срочном порядке решили поставить в Москве на сцене Большого театра. Через три месяца москвичи тоже смогли увидеть великолепный балет. Здесь главные партии танцевали М. Габович и Г. Уланова.
Далее «Медный всадник» успешно ставился не только в нашей стране, но и за рубежом. Львов, Саратов, Новосибирск, Казань, Ташкент, Бухарест – это малый перечень городов, чья публика увидела замечательный спектакль.
Петербуржцы очень любят этот балет, поэтому последняя постановка спектакля была осуществлена вновь в городе на Неве, а премьерный показ состоялась 31 марта 2016 года. Хореограф – Ю. Смекалов, художник-постановщик — А. Севбо, художник по костюмам — Т. Ногинова, дирижёр — В. Карклин. На главных ролях В. Шкляров и В. Терешкина.
Балет «Медный всадник», по значимости идейного содержания и убедительности раскрытия философской и исторической тем, в мировой балетной хореографии не имеет себе равных. Важную роль в спектакле сыграла пушкинская первооснова, то есть сама поэма «Медный всадник», и, несомненно, музыка Рейнгольда Глиэра – выдающегося маэстро, который в совершенстве владея композиторской техникой, создал такие яркие образы, что в полной мере сумел раскрыть глубокий философский смысл произведения великого поэта. Билеты на балеты
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Рейнгольд Глиэр «Медный всадник»
Источник