Глиэр пьесы для фортепиано ноты

Р.Глиэр — Ноты для фортепиано

Пьесы, этюды (композиторы)

Монографические «Альбомы фортепьянных пьес» Библиотеки юного пианиста посвящены творчеству виднейших советских композиторов, пишущих для детей.
Кроме отредактированного нотного материала, все «Альбомы» содержат биографию композитора и методические замечания для педагогов, помещаемые в конце сборника.
Настоящий сборник включает в себя избранные фортепьянные сочинении Р. М. Глиэра для детей и юношества.
В конце «Альбома» помешены отрывки из опер и балетов композитора в четырехручном переложении для одного фортепьяно и в восьмиручном переложении для двух фортепьяно.
Все переложения публикуются впервые.
Л. Ройзман, В. Натансон


Библиотека юного пианиста
под редакцией Л.И. Ройзмана и В.А. Натансона
Р.М. Глиэр
Альбом фортепианных пьес

“Советский композитор”, 1961г.
номер с490к

P. M. ГЛИЭР
Один из старейших советских композиторов Рейнгольд Морицович Глиэр прожил долгую и славную жизнь.
Он родился II января 1875 года в Киеве в семье мастера музыкальных духовых инструментов. Отец будущего композитора обладал музыкальными способностями, имел прекрасный слух; он умел играть на нескольких музыкальных инструментах, например, на флейте, кларнете, валторне. Свою любовь к музыке отец передал детям: брат Рейнгольда Морицовича хорошо играл на виолончели, сестра была пианисткой.
Музыка постоянно звучала в доме Глиэров; их соседями по квартире были также музыканты, преподаватели и студенты городского музыкального училища. Они много и охотно помогали мальчику в его занятиях музыкой. Он научился играть на фортепьяно, но особенной любовью пользовалась у него скрипка. Известный киевский скрипач А. Вейнберг был доволен успехами своего ученика; в тринадцать лет юный музыкант стал играть в любительском квартете, регулярно исполнявшем классическую квартетную литературу. Так вошли в сознание мальчика и запечатлелись на всю жизнь лучшие страницы из камерных сочинений Гайдна, Моцарта и Бетховена. Вскоре он пробует сам сочинять музыку; родители Рейнгольда Морицовича не смотрели серьезно на эти занятия, хотя и не препятствовали им.
Не было забыто и общее образование: с 10-ти лет мальчик обучался в гимназии и не прерывал этих занятий, поступив в 1891 году в Киевское музыкальное училище по классу скрипки. Кроме игры на этом инструменте, Глиэр изучал в училище теорию композиции. Юноша мечтал о поступлении в Московскую Консерваторию, в которой были собраны крупные музыкально-педагогические силы.
Концерты П. И. Чайковского в Киеве осенью 1893 года произвели на Глиэра колоссальное впечатление и укрепили его в принятом решении. И вот с 1894 года Глиэр — студент Московской Консерватории по двум специальностям — скрипке и сочинению. Его учителями становятся такие замечательные русские музыканты, как С. И. Танеев, А. С. Аренский, М. М. Ипполитов-Иванов.

Читайте также:  Сказки старого пианино глинки

Быстро проходят годы напряженной творческой работы.
После окончания Консерватории (1900 год) Глиэр начинает свою разнообразную плодотворную деятельность композитора, педагога, дирижера, музыканта-общественника.
В начале XX столетия Р. М. Глиэр был уже зрелым композитором, автором ряда камерно-инструментальных и симфонических произведений. Его квартеты, секстеты, симфонии, особенно третья симфония — былина «Илья-Муромец» (1911 год) проникнуты интонациями русской народной песни, наделены ярко выраженным национальным колоритом. Личное знакомство с композиторами Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Лядовым, А. К. Глазуновым обогатило творческую жизнь молодого Глиэра и дало твердое направление развитию его композиторского таланта.

Много и удачно сочиняет Глиэр в области вокальной лирики и фортепьянной миниатюры.
В эти же годы начинается и педагогическая деятельность Р. М. Глиэра. Подобно большинству передовых русских музыкантов, Глиэр глубоко проникся идеей служения народу, идеей пропаганды музыкального искусства среди широких масс трудящихся. Сначала Глиэр преподает в музыкальной школе Гнесиных в Москве, а в 1913 году возвращается в свой родной Киев в качестве профессора по оркестровому классу и классу композиции; годом позже его избирают директором Киевской Консерватории.
Необходимо упомянуть еще об одной стороне многообразного таланта Р. М. Глиэра — о его даровании дирижера.
До Великой Октябрьской социалистической революции Глиэр овладел этим сложным искусством (под руководством известного дирижера Оскара Фрида) и заслужил известность своими выступлениями в Москве, Баку, Тифлисе и других городах. В репертуаре Глиэра-дирижера наряду с сочинениями классических и современных композиторов находились и собственные симфонические произведения, первым исполнителем которых, обычно, являлся сам автор.
Великая Октябрьская революция открыла неограниченные возможности проявлению творческой энергии людей науки и искусства. Р. М. Глиэр с первых дней. Советской власти горячо, участвует в строительстве нового социалистического государства.

Читайте также:  Студия для занятий гитарой

С 1920 года композитор переезжает в Москву, где становится профессором Московской Консерватории по классу композиции. Здесь же в Москве в начале двадцатых годов начинается и музыкально-общественная деятельность Р. М. Глиэра. Он часто дирижирует концертами в рабочих клубах, много гастролирует по стране. Это постоянное общение с простыми людьми нашей страны было насущной потребностью Глиэра: вплоть до последних месяцев жизни (умер он в 1956 году) маститый композитор выступал в разных городах страны, в Домах культуры фабрик, заводов и колхозов, в учебных заведениях, в частях Советской Армии.
Р. М. Глиэр живо интересовался народным искусством национальных республик; плодом изучения музыкального творчества народов Азербайджана и Средней Азии явились оперы «Шах-Сенэм», «Лейли и Меджнун» и «Гюльсара» (две последние написаны совместно с Т. Салыковым).
Большое место в творчестве Р. М. Глиэра занимают балеты. Им написано шесть балетов, из которых наибольшей известностью заслуженно пользуются «Красный цветок» и «Медный всадник».
Р. М. Глиэр является учителем целого ряда значительных композиторов советской страны. Среди его учеников мы встречаем имена классиков советской музыки С. С. Прокофьева и Н. Я. Мясковского, учившихся у Ренгольда Морицовича в ранние годы; из его класса вышли украинские композиторы Л. Н. Ревуцкий и Б. Я. Лятошинский, композиторы Н. П. Иванов-Радкевич, А. А. Давиденко, Б. А. Александров, Н. П. Раков и многие другие.

Почти все фортепьянные сочинения Глиэра написаны в педагогических целях и предназначены для детей и юношества. Можно сказать, что вместе с С.М. Майкапаром, А. Ф. Гедике и Е. Ф. Гнесиной Р. М. Глиэр явился создателем советской фортепьянной педагогической литературы. Начав сочинять пьесы для детей задолго до Великой Октябрьской революции, Глиэр продолжал работать над обогащением детского репертуара до самых последних дней жизни. Его две пьесы, соч. 99, написанные незадолго до кончины (одна из них помешена в настоящем сборнике), явились последним даром композитора юным советским пианистам.
Фортепьянные пьесы Глиэра чрезвычайно популярны среди учащихся; они напевны, мелодичны, разнообразны по тематике.
На этих сочинениях дети воспитывают свой музыкальный вкус, приобретают необходимые навыки. Искренность и благородство стиля придают музыке Рейнгольда Морицовича Глиэра неувядаемую свежесть и привлекательность.
Л. Ройзман В. Натансон

  • 1. Мазурка, соч. 43, № 3
  • 2. Ариэтта, соч. 43,№ 7
  • 3. Колыбельная, соч. 31,№ 3.
  • 4. Русская песня, соч. 34,№ 15
  • 5. Вечер, соч. 43,№ 5.
  • 6. Утро, соч. 43,№ 4
  • 7. Арлекин, соч. 34, Л» 8
  • 8. Листок из альбома, соч. 31
  • 9. Прелюдия, соч. 43, № I.
  • 10. Романс, соч. 31, № 7.
  • 11. Маленькая поэма, соч. 34,№ 1
  • 12. Пастораль, соч. 34, № 22.
  • 13. Кроле менуэта, соч. 34, № 20
  • 14. Этюд, соч. 31,№ 8
  • 15. Колокольчики, соч. 34,N? 6
  • 16. Прелюдия, соч. 26,№ I
  • 17. Эскиз, соч. 47, № I
  • 18. Эскиз, соч. 47. № 2
  • 19. Мелодия, соч. 34, № 13. 21). Прелюдия, соч. 16, № 1
  • 21. Экспромт для одной левой руки, соч. 99, № I
  • Ансамбли
    • Для одного фортепьяно и 4 руки
      • 1. Вариации Хай-Хоа из балета «Красный цветок». Переложение С. Стемпневского
      • 2. Танец на площади из балета ««Медный всадник». Переложение С. Стемпневского
    • Для двух фортепьяно в 8 рук
      • 3. Танец мальчиков из оперы «Шах-Сенэм». Переложение М. Ройтерштейна.
  • Методические примечания.
Читайте также:  Джулиани тарантелла ноты для скрипки

Скачать ноты

Источник

Р. Глиэр — Популярные пьесы

Сборники с нотами для фортепиано

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Имя Рейнгольда Морицевича Глиэра — одного из виднейших представителей советского музыкального искусства — широко известно в нашей стране и за рубежом. Воспитанник московской композиторской школы, ученик С. И. Танеева, А. С. Аренского и М. М. Ипполитова-Иванова, Р. М. Глиэр на всем своем творческом пути сохранил верность заветам своих учителей, верность традициям русской классической музыки. Он в значительной мере развил эти традиции.

Родился Р. М. Глиэр в 1875 году в Киеве. Музыкальное образование получил в Московской консерватории, которую окончил в 1900 году с золотой медалью. В годы учения в консерватории Р. М. Глиэр создает свои первые крупные произведения. Так, в 1898 году появляется Первый струнный секстет для двух скрипок, двух альтов и двух виолончелей, посвященный С. И. Танееву. Этот секстет,. удостоенный премии имени М. И. Глинки, положил начало целому ряду произведений для струнного ансамбля. Впоследствии были созданы еще два секстета, четыре квартета и октет для четырех скрипок, двух альтов и двух виолончелей.
В предоктябрьский период творчества были созданы три симфонии; наиболее известная из них Третья симфония — «Илья Муромец». Тогда же появляются романсы: «Слезы людские», «Ночь печальна», «Жить, будем жить» и другие, не утратившие своей свежести и до наших дней.
В начале 900-х годов начинается педагогическая деятельность Р. М. Глиэра; именно тогда у него начинают заниматься Н. Я. Мясковский и С. С. Прокофьев. Наиболее широко и полно талант Р. М. Глиэра проявляется после победы Великого Октября. Новые идеалы, провозглашенные революцией, пробудили к жизни энтузиазм и творческую активность во всех сферах искусства.
В истории советской музыки Р. М. Глиэру принадлежит особое место. Во многом ему суждено было стать первым. Он был первым русским композитором, обратившимся к музыкальному фольклору национальных республик Азербайджана и Узбекистана и создавшим национальные оперы на народной основе — «Шахсенем» (1925) и «Гюльсара» (1936).

Р. М. Глиэр был основоположником советского балета не только чисто хронологически, но и по существу. Именно в его балете «Красный цветок» впервые на сцене с большой идейной и художественной убедительностью воплощены образы советских людей. Необычайно плодотворна в советский период педагогическая деятельность Р. М. Глиэра. Среди его учеников много видных советских композиторов: Б. Александров, Ф. Витачек, А. Давиденко, Н. Иванов-Радкевич, Л. Книппер, Г. Литинский, Б. Лятошинский, А. Мосолов, А. Новиков, Н. Раков, А. Хачатурян и многие другие. В годы Великой Отечественной войны Р. М. Глиэр создал ряд выдающихся произведений; среди них Концерт для голоса с оркестром, в котором мелодическое дарование композитора воплотилось с большой теплотой и выразительностью, и увертюра «Дружба народов», где композитор стремился выразить идею братского единства народов нашей страны, идею, звучавшую с особой силой в грозные военные годы.

В послевоенные годы активизируется концертно-исполнительская деятельность Р. М. Глиэра. Он много дирижирует своими произведениями, играет в концертах фортепианные сочинения, аккомпанирует солистам. Одно за другим появляются крупные симфонические произведения: Концерт для виолончели с оркестром, Концерт для валторны с оркестром, Концертный вальс.
В 1949 году в юбилейные дни 150-летия со дня рождения А. С. Пушкина в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова был поставлен балет «Медный всадник» по поэме великого русского поэта. В этом балете особенно ярко проявились основные черты творчества Р. М. Глиэра: эпичность и монументальность (такова основная тема балета — «Гимн великому городу»); лиричность и теплота (в музыкальных образах главных героев балета—Параши и Евгения); высокий трагический пафос (в сцене наводнения, сцене отчаяния и гибели Евгения).

До самых последних дней своей жизни Р. М. Глиэр неустанно работал; его творческая совесть постоянно заставляла искать новых, лучших решений уже законченных сочинений. Не случайно многие его крупные произведения имеют по две и более авторских редакций. Наша страна высоко оценила деятельность виднейшего советского композитора и педагога. Ему было присвоено звание народного артиста СССР, трижды он был награжден орденом Ленина, трижды ему присуждалась Государственная премия. Умер Рейнгольд Морицевич Глиэр в 1956 году.
Творчество композитора занимает достойное место в педагогическом и концертном репертуаре наших музыкантов. Цель настоящего сборника — познакомить широкие круги музыкантов-любителей с фрагментами из его балетов «Красный цветок» и «Медный всадник», а также с наиболее популярными из его романсов в переложении для фортепиано.
1. Вальс из балета «Красный цветок», ставший популярной пьесой, часто исполняется в программах симфонических концертов.
2. Танец акробата из балета «Красный цветок» — эксцентрический подвижной номер. В музыке образно переданы скачки акробата и мгновенные смены его движений.
3. Танец малаек из балета «Красный цветок» — изысканный и прихотливый — построен на противопоставлении контрастного музыкального материала. Многочисленные форшлаги, искусно вплетенные в ткань основной темы, усиливают восточный колорит.
4. Танцу Тай-Хоа из балета «Красный цветок» предшествует большое вступление — приближение и появление Тай-Хоа на сцене. Собственно танец чередуется с взволнованными лирическими эпизодами, выражающими тревожные предчувствия героини балета.
5. Танец на площади из балета «Медный всадник» — изящный, написанный в ритме польки. При исполнении необходимо тщательно выполнять все указанные штрихи, особенно стаккато, иначе танец потеряет остроту и легкость.
6. Танец озорных девушек из балета «Медный всадник» — хореографическое трио, где поочередно проходят музыкальные характеристики трех танцующих девушек. Заканчивается танец стремительным ускорением и нарастанием звучности.
7. Плясовая из балета «Медный всадник» — танец в народном духе. Лирические, плавные эпизоды чередуются с юмористическими синкопированными, как бы изображающими перестук каблуков.
8. Вальс из балета «Медный всадник» часто исполняется в программах симфонических концертов. Танцу предшествуют 12 тактов вступления. Сам вальс построен на сопоставлении двух тем; первая — плавная и неторопливая, вторая — легкая и оживленная.
9. Романс «О, если б грусть моя» написан в двухчастной форме. Первая часть — спокойная, повествовательная; вторая — более оживленная и взволнованная. Кульминация произведения приходится на самые последние такты.

10. Романс «О, не вплетай цветов» — один из наиболее известных, написанных с большой тонкостью и искренностью романсов композитора; Пожалуй, в этом романсе ярче всего проявилась общность вокального творчества Р. М. Глиэра с романсами С. И. Танеева и М. М. Ипполитова-Иванова.
11. «Сладко пел душа-соловушко» — романс в духе русской народной песни с переменным метром, варьированием попевок, чистотой лада. Часто исполняется на концертной эстраде и в концертах художественной самодеятельности.
12. «Коль любить, так без рассудку» — песня-романс, написанная с подлинно «гусарской» удалью и бесшабашностью, что как нельзя более соответствует словам А. Толстого:
Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж сплеча.
А. Самонов

Источник

Оцените статью