Глиэр здравствуй гостья ноты

Р.Глиэр — Ноты для фортепиано

Пьесы, этюды (композиторы)

Монографические «Альбомы фортепьянных пьес» Библиотеки юного пианиста посвящены творчеству виднейших советских композиторов, пишущих для детей.
Кроме отредактированного нотного материала, все «Альбомы» содержат биографию композитора и методические замечания для педагогов, помещаемые в конце сборника.
Настоящий сборник включает в себя избранные фортепьянные сочинении Р. М. Глиэра для детей и юношества.
В конце «Альбома» помешены отрывки из опер и балетов композитора в четырехручном переложении для одного фортепьяно и в восьмиручном переложении для двух фортепьяно.
Все переложения публикуются впервые.
Л. Ройзман, В. Натансон


Библиотека юного пианиста
под редакцией Л.И. Ройзмана и В.А. Натансона
Р.М. Глиэр
Альбом фортепианных пьес

“Советский композитор”, 1961г.
номер с490к

P. M. ГЛИЭР
Один из старейших советских композиторов Рейнгольд Морицович Глиэр прожил долгую и славную жизнь.
Он родился II января 1875 года в Киеве в семье мастера музыкальных духовых инструментов. Отец будущего композитора обладал музыкальными способностями, имел прекрасный слух; он умел играть на нескольких музыкальных инструментах, например, на флейте, кларнете, валторне. Свою любовь к музыке отец передал детям: брат Рейнгольда Морицовича хорошо играл на виолончели, сестра была пианисткой.
Музыка постоянно звучала в доме Глиэров; их соседями по квартире были также музыканты, преподаватели и студенты городского музыкального училища. Они много и охотно помогали мальчику в его занятиях музыкой. Он научился играть на фортепьяно, но особенной любовью пользовалась у него скрипка. Известный киевский скрипач А. Вейнберг был доволен успехами своего ученика; в тринадцать лет юный музыкант стал играть в любительском квартете, регулярно исполнявшем классическую квартетную литературу. Так вошли в сознание мальчика и запечатлелись на всю жизнь лучшие страницы из камерных сочинений Гайдна, Моцарта и Бетховена. Вскоре он пробует сам сочинять музыку; родители Рейнгольда Морицовича не смотрели серьезно на эти занятия, хотя и не препятствовали им.
Не было забыто и общее образование: с 10-ти лет мальчик обучался в гимназии и не прерывал этих занятий, поступив в 1891 году в Киевское музыкальное училище по классу скрипки. Кроме игры на этом инструменте, Глиэр изучал в училище теорию композиции. Юноша мечтал о поступлении в Московскую Консерваторию, в которой были собраны крупные музыкально-педагогические силы.
Концерты П. И. Чайковского в Киеве осенью 1893 года произвели на Глиэра колоссальное впечатление и укрепили его в принятом решении. И вот с 1894 года Глиэр — студент Московской Консерватории по двум специальностям — скрипке и сочинению. Его учителями становятся такие замечательные русские музыканты, как С. И. Танеев, А. С. Аренский, М. М. Ипполитов-Иванов.

Читайте также:  Самый легкий джаз ноты

Быстро проходят годы напряженной творческой работы.
После окончания Консерватории (1900 год) Глиэр начинает свою разнообразную плодотворную деятельность композитора, педагога, дирижера, музыканта-общественника.
В начале XX столетия Р. М. Глиэр был уже зрелым композитором, автором ряда камерно-инструментальных и симфонических произведений. Его квартеты, секстеты, симфонии, особенно третья симфония — былина «Илья-Муромец» (1911 год) проникнуты интонациями русской народной песни, наделены ярко выраженным национальным колоритом. Личное знакомство с композиторами Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Лядовым, А. К. Глазуновым обогатило творческую жизнь молодого Глиэра и дало твердое направление развитию его композиторского таланта.

Много и удачно сочиняет Глиэр в области вокальной лирики и фортепьянной миниатюры.
В эти же годы начинается и педагогическая деятельность Р. М. Глиэра. Подобно большинству передовых русских музыкантов, Глиэр глубоко проникся идеей служения народу, идеей пропаганды музыкального искусства среди широких масс трудящихся. Сначала Глиэр преподает в музыкальной школе Гнесиных в Москве, а в 1913 году возвращается в свой родной Киев в качестве профессора по оркестровому классу и классу композиции; годом позже его избирают директором Киевской Консерватории.
Необходимо упомянуть еще об одной стороне многообразного таланта Р. М. Глиэра — о его даровании дирижера.
До Великой Октябрьской социалистической революции Глиэр овладел этим сложным искусством (под руководством известного дирижера Оскара Фрида) и заслужил известность своими выступлениями в Москве, Баку, Тифлисе и других городах. В репертуаре Глиэра-дирижера наряду с сочинениями классических и современных композиторов находились и собственные симфонические произведения, первым исполнителем которых, обычно, являлся сам автор.
Великая Октябрьская революция открыла неограниченные возможности проявлению творческой энергии людей науки и искусства. Р. М. Глиэр с первых дней. Советской власти горячо, участвует в строительстве нового социалистического государства.

Читайте также:  Воскресни боже турчанинов ноты для мужского хора

С 1920 года композитор переезжает в Москву, где становится профессором Московской Консерватории по классу композиции. Здесь же в Москве в начале двадцатых годов начинается и музыкально-общественная деятельность Р. М. Глиэра. Он часто дирижирует концертами в рабочих клубах, много гастролирует по стране. Это постоянное общение с простыми людьми нашей страны было насущной потребностью Глиэра: вплоть до последних месяцев жизни (умер он в 1956 году) маститый композитор выступал в разных городах страны, в Домах культуры фабрик, заводов и колхозов, в учебных заведениях, в частях Советской Армии.
Р. М. Глиэр живо интересовался народным искусством национальных республик; плодом изучения музыкального творчества народов Азербайджана и Средней Азии явились оперы «Шах-Сенэм», «Лейли и Меджнун» и «Гюльсара» (две последние написаны совместно с Т. Салыковым).
Большое место в творчестве Р. М. Глиэра занимают балеты. Им написано шесть балетов, из которых наибольшей известностью заслуженно пользуются «Красный цветок» и «Медный всадник».
Р. М. Глиэр является учителем целого ряда значительных композиторов советской страны. Среди его учеников мы встречаем имена классиков советской музыки С. С. Прокофьева и Н. Я. Мясковского, учившихся у Ренгольда Морицовича в ранние годы; из его класса вышли украинские композиторы Л. Н. Ревуцкий и Б. Я. Лятошинский, композиторы Н. П. Иванов-Радкевич, А. А. Давиденко, Б. А. Александров, Н. П. Раков и многие другие.

Почти все фортепьянные сочинения Глиэра написаны в педагогических целях и предназначены для детей и юношества. Можно сказать, что вместе с С.М. Майкапаром, А. Ф. Гедике и Е. Ф. Гнесиной Р. М. Глиэр явился создателем советской фортепьянной педагогической литературы. Начав сочинять пьесы для детей задолго до Великой Октябрьской революции, Глиэр продолжал работать над обогащением детского репертуара до самых последних дней жизни. Его две пьесы, соч. 99, написанные незадолго до кончины (одна из них помешена в настоящем сборнике), явились последним даром композитора юным советским пианистам.
Фортепьянные пьесы Глиэра чрезвычайно популярны среди учащихся; они напевны, мелодичны, разнообразны по тематике.
На этих сочинениях дети воспитывают свой музыкальный вкус, приобретают необходимые навыки. Искренность и благородство стиля придают музыке Рейнгольда Морицовича Глиэра неувядаемую свежесть и привлекательность.
Л. Ройзман В. Натансон

  • 1. Мазурка, соч. 43, № 3
  • 2. Ариэтта, соч. 43,№ 7
  • 3. Колыбельная, соч. 31,№ 3.
  • 4. Русская песня, соч. 34,№ 15
  • 5. Вечер, соч. 43,№ 5.
  • 6. Утро, соч. 43,№ 4
  • 7. Арлекин, соч. 34, Л» 8
  • 8. Листок из альбома, соч. 31
  • 9. Прелюдия, соч. 43, № I.
  • 10. Романс, соч. 31, № 7.
  • 11. Маленькая поэма, соч. 34,№ 1
  • 12. Пастораль, соч. 34, № 22.
  • 13. Кроле менуэта, соч. 34, № 20
  • 14. Этюд, соч. 31,№ 8
  • 15. Колокольчики, соч. 34,N? 6
  • 16. Прелюдия, соч. 26,№ I
  • 17. Эскиз, соч. 47, № I
  • 18. Эскиз, соч. 47. № 2
  • 19. Мелодия, соч. 34, № 13. 21). Прелюдия, соч. 16, № 1
  • 21. Экспромт для одной левой руки, соч. 99, № I
  • Ансамбли
    • Для одного фортепьяно и 4 руки
      • 1. Вариации Хай-Хоа из балета «Красный цветок». Переложение С. Стемпневского
      • 2. Танец на площади из балета ««Медный всадник». Переложение С. Стемпневского
    • Для двух фортепьяно в 8 рук
      • 3. Танец мальчиков из оперы «Шах-Сенэм». Переложение М. Ройтерштейна.
  • Методические примечания.
Читайте также:  Барон мюнхгаузен ноты для гитары

Скачать ноты

Источник

Будь умным!

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13

;color:#000000″>Хоровая аннотация по дирижированию.

;color:#000000″> Выполнена студентом 1 курса

;color:#000000″> МГИМ им. А.Г. Шнитке Разорёновым Александром.

;color:#000000″>Русская народная песня

;color:#000000″>«Здравствуй, гостья зима»

«>Слова: И. Никитина

«>Музыка: Р. Глиэра

  1. «>Музыкально- теоретический анализ.

«>Глиер Рейнгольд Морицевич «>(1874 — 1956) Композитор, родился 30 декабря 1874 года в Киеве, учился в Московской консерватории (1894–1900). Был директором Киевской консерватории (1914–1920), преподавал композицию в Московской консерватории (до 1941). В 1938 стал председателем Союза советских композиторов. Среди самых известных произведений Глиэра – симфония Илья Муромец, балет Красный мак и опера Шахсенем. Глиэр собирал народную музыку кавказских и других республик Советского Союза и, кроме сочинений крупной формы, создал немало романсов и фортепианных пьес. В 1900-ом окончил Московскую консерваторию по классу композиции у М. М. Ипполитова-Иванова, в 1906-08 брал уроки дирижирования у О. Фрида в Германии. С 1908 выступал как дирижер. Среди первых учеников Глиэра — Н.Я.Мясковский, С.С.Прокофьев. Глиэр — продолжатель традиций русской музыкальной классики. Значительное место в творчестве его занял театр. В симфонических произведениях Глиэр продолжил линию эпического симфонизма. Наиболее популярны его концерты для арфы с оркестром и колоратурного сопрано с оркестром. Он — автор произведений для различных инструментов. Оперы Глиэра сыграли большую роль в развитии музыкальных культур Азербайджана и Узбекистана. Глиэр — продолжатель традиций русской музыкальной классики. Умер Глиэр в Москве 25 июня 1956.

«>Никитин Иван Саввич «>(1824—1861), поэт. «>Родился 3 октября 1824 г. в Воронеже в зажиточной мещанской семье. «> «>Учился в Воронежском духовном училище и Духовной семинарии, но не окончил её. «> «>Разорение отца и тяжёлые семейные обстоятельства вынудили Никитина стать содержателем постоялого двора. «> «>В 1859 г. он открыл в Воронеже книжный магазин и при нём дешёвую библиотеку, ставшие центром литературной и общественной жизни города. Первые стихи Никитина, проникнутые религиозными мотивами, появились в печати в 1853 г. Затем всё более в творчестве поэта ощущается стремление к реализму. «> «>Никитин описывал горестную судьбу городского труженика и крестьянина-бедняка, тяжкую женскую долю («Бурлак», «Жена ямщика», «Три встречи», 1854 г.; «Уличная встреча», 1855 г., и др.). Любовью к родине полны стихотворения «Русь» (1851 г.), «Встреча зимы» (1854 г.). В историю русской прозы Никитин вошёл как автор «Дневника семинариста» (1860 г.). Выдающийся мастер русского поэтического пейзажа, он с глубокой любовью, проникновенным лиризмом воспроизвёл картины родной земли. «> «>На слова Никитина, одного из самых ярких русских крестьянских поэтов, написано более 60 романсов и песен. «> «>Умер 28 октября 1861 г. в Воронеже.

«>«Здравствуй гостья зима» — это отрывок из стихотворения «Встреча зимы». В этой хоровой миниатюре народ приветствует приход зимы. Все произведение представляет собой массовое гуляние.

«>Тональность » xml:lang=»de-DE» lang=»de-DE»>D «>- » xml:lang=»de-DE» lang=»de-DE»>dur «>. Третья часть начинается с » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>F «>- » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>dur

«>дальше секвенция в » xml:lang=»de-DE» lang=»de-DE»>d «>- » xml:lang=»de-DE» lang=»de-DE»>moll

«>и возвращение в » xml:lang=»de-DE» lang=»de-DE»>D «>- » xml:lang=»de-DE» lang=»de-DE»>dur «>. «> Лады натуральные.

«>Размер 4/4 — сложный. Темп » xml:lang=»de-DE» lang=»de-DE»>Alegro «> (скоро, живо)

«>Форма произведения — простая трехчастная репризная с кодой. Первая, вторая и четвертая части схожи между собой, но каждая из частей имеет свое развитие и свою мысль из общего образа песни, что передается различными средствами выразительности. Данными выразительными средствами композитор передает слушателю свои эмоции и отношение к народу.

«>Данная песня легкого задорного характера. Композитор хотел отобразить образ русского народа, его силу духа, стойкость, что подтверждают слова песни: «Наша русская кровь на морозе горит…»

«>Все произведение представляет собой массовое гуляние. Первая, вторая и четвертая части начинаются с канона, что как раз и показывает народное гуляние.

«>Роль аккомпанемента в произведении велика. Он создает это радостное, шутливое настроение. Коротки проигрыши звучат как колокольчики – задорно и легко. Так же аккомпанемент поддерживает мелодию – это не только помогает хору держать партии, но и придает массовость звучания.

«>Произведение написано для женского (детского) двухголосного хора в сопровождении фортепиано.

«>Общий диапазон хора:

«>Тесситура средняя, тесситурные условия удобны для исполнения.

«>Такты 1; 11; 30-партии сопрано и альтов «перекликаются» между собой.

«>Такт [10]- у сопрано встречаются шестнадцатые, которые нужно пропеть ровно и чётко

«>В 1; 9; 30 тактах у сопрано встречается скачок на малую сексту

«>В 2; 10; 32 тактах у альтов встречается скачок на кварту

«>В 43 тактах очень важно додержать все 3.5 такта ноту «ре» и в четвёртом такте вовремя снять.

«>Большое внимание нужно уделить дикции.

«>Чтобы донести до слушателя смысл и характер произведения, необходимо над ней поработать. При быстром темпе очень сложно четко и ясно пропеть все слова, поэтому при соединение слов на одном дыхание важно проговорить все согласные и пропеть все гласные.

«> («З ;text-decoration:underline»>др «>а ;text-decoration:underline»>вств «>уй гостья…», «Просим милости. »)

«>В песне встречаются также

«>Очень важно додерживать паузы и сопрано, и альтам. Ритм ровный и устойчивый на протяжении всего произведения. Спектр длительностей от шестнадцатых, до целых.

«>Динамика произведения варьируется от » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>mf «> до » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>ff «>.

«>Первая часть «> звучит на » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>f «> с небольшим » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>cresc «> в конце. В этой части показано как народ радушно встречает зиму и рад ей.

«>Вторая часть «> звучит на » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>mf «>. Это показывает, как народ признает «господство» зимы.

«>Третья часть «> начинается на » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>mf «>. Начало звучит затаенно, и постепенно перерастает в » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>ff «>. Данное динамическое изменение передает образ народа, который признает величие зимы (которая сулит морозы) и тут же якобы перешептывается, говоря, что им она все равно не страшна.

«>Четвертая часть «> повторяет первую. Она так же начинается на » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>f «>. Но к концу оно перерастает в » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>ff «>, на что и приходится кульминация произведения.

«>Общее дыхание совпадает со строением фраз. Внутри фраз дыхание цепное. При певческом исполнении следует обратить внимание на распевы и выдержанные длительности. Музыка должна быть плавной, спокойной в первой и второй частях, а в третьей отрывистой, четкой, взволнованной с особенным драматизмом. Это необходимо для создания ранее описанного образа. В четвертой части идет расширение. Голосоведение плавное. Основной задачей исполнителя является создание целостного художественного образа. Вся музыка должна создавать образ гуляющего на площади народа, встречая зиму.

«>Задача дирижёра – добиться минимального ущерба в вокальной партии:

» xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>1. «>Основное » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»> «>звучание » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»> legato, non legato, marcat «>о

«>2. Выдерживать длинные ноты, паузы

«>4. Точно показать снятия на вторую и четвёртую доли

«>5. Точно показывать шестнадцатые в аккомпанементе и на последних тактах сделать ритенуто

«>Фразировка является одним из выразительных средств создания образа. При фразировке необходимо добиваться более крупного охвата музыкальной мысли. Дирижер должен тщательно организовывать ансамблевую работу хора:

«>1. Работать над дыханием;

«>2. Выстраивать динамический ансамбль между партиям

«>3. Провести одну линию через всё произведение

«>4. Работать над характером и образом музыкального произведения.

«>Произведение «Здравствуй, гостья зима» предполагает большую работу исполнительского плана, требует эмоциональной отзывчивости дирижера.

Источник

Оцените статью