- Урок 29. Таблица тональностей.
- Сведение трэков по тональности
- Аккорды в тональности. Таблицы аккордов в тональности с примерами и описанием
- Аккорды в тональности. Общая информация
- Виды аккордов
- Мажорные
- Минорные
- Уменьшенные
- Аккорды с задержанием
- С надстройками
- Тональность и ее ступени
- Аккорды входящие в тональность – Таблицы
- Мажор
- Минор
- Паттерны аккордов в тональности
- Мажор
- Минор
- Возможные исключения
- Использование аккордов с надстройками
- Примеры аккордовых прогрессий
- Мажор
- Минор
- Заключение
- ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
- 19 Replies to “ Аккорды в тональности. Таблицы аккордов в тональности с примерами и описанием ”
Урок 29. Таблица тональностей.
Как мы уже говорили, в общем и целом, тональность — это набор аккордов, гармонично звучащих друг с другом.
Ниже приведена таблица всех 12-ти тональностей.
В столбце «Тональность» указаны 2 буквы.
Это 2 тональности с одинаковыми аккордами.
Чтобы понять, что это значит, возьмем, например, первую строку (С-Am)
Тональности С (до-мажор) и Am (ля-минор) состоят из одних и тех же аккордов, которые перечислены в строке далее. Такие тональности называются параллельными. Кстати, гаммы до-мажор и ля-минор так же состоят из одинаковых нот, но щас не об этом.
Как все-таки определить где тональность С, а где Am? Как правило, по первому и\или последнему аккорду песни.
Например, в песне Кино — Пачка Сигарет аккорды Em Am C D
В песне Кино — Когда твоя девушка больна аккорды G Em C D
Эти аккорды соответствуют 8 строчке таблицы
Какая из них тональность G, а какая Em? По первому аккорду. Пачка в тональности Em, Девушка в тональности G.
Как правило, по характеру песни и без дополнительного мозготраха понятно, мажорная она или минорная. Мажорная — веселая. Минорная грустная.
Да и по большому счету, не нужно даже как-то называть тональности, важно, что эти 6 аккордов, которые в них входят, всегда хорошо, гармонично и красиво звучат друг с другом.
Так же в последних двух столбиках указаны 2 дополнительных аккорда, которые достаточно гармонично звучат в соответствующих тональностях и довольно часто используются.
Теперь по поводу шестого аккорда тональности (например, в первой строке это аккорд E). По идее, теория говорит, что нужно играть не мажорный аккорд, а септаккорд, т.е. E7. По правде сказать, я не заметил, чтобы сэптаккорд звучал лучше. Есть такое золотое правило в музыке: «Хорошо то, что хорошо звучит». По мне, мажорный аккорд в большинстве случаев звучит хорошо. Всегда выбирайте на свой вкус, что вам больше нравится в конкретной мелодии.
Сам я использую септы только в ситуациях, когда за Am идет A7 (не важно в какой это тональности)
Септ после одноименного минора звучит на мой вкус сочнее, нежели мажор. Хотя, тоже не всегда. Иногда мажор по настроению вписывается лучше.
Так же, если песня в тональности G-Em, вместо B, разумеется, беру B7, т.к. он без баррэ, зачем нам лишний гемор. 🙂
Обратите внимание, что в этой таблице построена со смыслом только первая строка.
А каждая последующая строчка — лишь результат транспонирования предыдущей на полтона вверх (на 1 лад).
Так же обратите внимание на то, что шестой столбик аккордов (E, F, F# и т.д.) полностью совпадает с нотами на шестой струне. А так как 6-я и 1-я струны настраиваются на одну ноту E (с интервалом в 2 актавы) — то и на первой.
E — это открытая. F — прижатая на 1-м ладу. F# — на втором и т.д. D# — на 11-м
В первую очередь изучите тональности С-Am и G-Em. Технически они самые простые, особенно последняя, т.к. заменив аккорд B на B7 можно в ней играть без баррэ.
Нужно отметить, что часто в песнях делают модуляцию (изменение тональности в ходе песни). И Достаточно часто это бывает не один раз. Например Сектор Газа очень любил такую фишку. сыграть пару куплетов, повысить на тон, еще куплет, еще повысить и т.д.
Так же хочется сказать, что далеко не всегда песня играется в одной тональности. Бывает, что в двух (не путать с модуляцией, о которой я говорил выше). Наверняка бывает и больше, но я таких не слышал.
А бывает, песня в одной тональности, и в нее вворачивают 1 аккорд из другой. Достаточно интересный прием, если со вкусом пользоваться.
Как пользоваться таблицей? Для примера переведем ту же Пачку, аккорды Em Am C D.
Все эти аккорды есть только в 8 строчке. Переводим, например в первую. Получаем Am Dm F G.
Подобным образом можете подбирать удобные для голоса тональности.
Так же можно глянуть этот урок, там я использую таблицу на практике.
На этом все. Как видите, ничего сложного нет.
Надеюсь, кому-то помог. Удачи!
Источник
Сведение трэков по тональности
Прежде чем говорить о сведении трэков и правильном подборе трэков друг к другу, давайте немного поговорим о музыкальной теории.
Все помнят названия семи нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. На рисунке вы видите клавиатуру фортепиано, наши семь нот – это белые клавиши.
Черные клавиши – это производные от основных нот. Называются ноты на черных клавишах так же, как и белые, только к названию нужно добавить диез или бемоль. Что такое диез и бемоль? Всего на рисунке мы видим 12 клавиш – 7 белых и 5 черных. Это 12 ступеней. Каждая ступень, то есть расстояние между двумя ближайшими клавишами – это полутон. Диез – это повышение основной ступени на полутон, бемоль – понижение. То есть черная клавиша между нотами до и ре – это нота до-диез или ре-бемоль.
Диез также обозначается таким знаком — #, а бемоль таким — ♭.
Давайте условимся, что дальше в этой статье для обозначения черных клавиш мы будем использовать диезы. Подпишем название всех двенадцати ступеней.
В музыке существует такое понятие как лад. Бывает мажорный лад и минорный лад. Мажор – это веселый, радостный и торжественный лад, а минор – грустный, спокойный, мягкий. Лад состоит из 7 определенных нот (точнее из восьми, но восьмая нота повторяет первую).
Первая нота лада называется тоникой. Остальные ступени лада строятся от тоники по определенным формулам:
Мажорный лад: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон
Минорный лад: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон
Давайте, используя формулу, построим мажорный лад от ноты до. Получились ноты: до, ре, ми, фа, соль, ля, си (только белые клавиши).
Теперь давайте построим минорный лад от ноты до. Получились ноты: до, ре, ре-диез, фа, соль, соль-диез, ля-диез.
Только что мы определили ноты двух тональностей до мажор и до минор. То есть тональность произведения – это тоника плюс лад.
Короче говоря, каждая тональность из 12 последовательных нот выбирает 7 таких нот, которые будут хорошо и гармонично звучать друг с другом.
Поскольку у нас есть 12 ступеней и от каждой из них можно построить мажорный или минорный лад, у нас получится 12 мажорных и 12 минорных тональностей. В каждой тональности — свой набор нот. Замечу, что электронная танцевальная музыка в основном написана в минорных тональностях, хотя мажорные тоже встречаются.
Теперь, когда мы знаем, сколько у нас тональностей и в чем состоит их суть, мы можем говорить о подборе трэков друг к другу по тональности. По-английски это называется harmonic mixing, то есть гармоническое сведение.
При наложении мелодических частей двух трэков тональности могут конфликтовать, тогда звучание будет диссонировать. Если же тональности подходят друг к другу, то одновременно два трэка будут звучать хорошо и гармонично.
Так какие тональности подходят друг к другу, а какие нет?
Представим, что у нас есть трэк в тональности до минор. Его хорошо сводить с трэками:
1. В той же тональности, то есть в до миноре. Трэки в одной тональности будут звучать вместе хорошо, потому что их мелодические элементы составлены из одного и того же набора нот.
2. В параллельной тональности. Для каждой мажорной тональности есть параллельная минорная тональность и наоборот. Лады параллельных тональностей отличаются, но набор нот у них одинаковый. Тоника параллельной тональности для минора находится на три ступени вверх, а для мажора на три ступени вниз. То есть для до минора параллельной тональностью будет ре-диез мажор.
3. В тональности того же лада, тоника которой расположена на пять ступеней вверх. Для до минора это будет фа минор. Набор нот в тональности фа минор отличается от набора нот в до миноре всего одной нотой. Поэтому трэки также будут хорошо звучать вместе.
4. В тональности того же лада, тоника которой расположена на 7 ступеней вверх. Для до минора это будет соль минор. Ноты этой тональности также отличаются от до минора только на 1 ноту.
С трэками в других тональностях наш трэк будет диссонировать, поскольку разных нот будет больше одной.
Подобным образом можно подобрать подходящие трэки для любой другой тональности.
Совместимость тональностей можно представить в виде таблицы:
Мажорные тональности
Тональность трэка | Параллельная тональность | 5 ступеней вверх | 7 ступеней вверх |
---|---|---|---|
До мажор | Ля минор | Фа мажор | Соль мажор |
До-диез мажор | Ля-диез минор | Фа-диез мажор | Соль-диез мажор |
Ре мажор | Си минор | Соль мажор | Ля мажор |
Ре диез мажор | До минор | Соль-диез мажор | Си-бемоль мажор |
Ми мажор | До-диез минор | Ля мажор | Си мажор |
Фа мажор | Ре минор | Си-бемоль мажор | До мажор |
Фа-диез мажор | Ре-диез минор | Си мажор | До-диез мажор |
Соль мажор | Ми минор | До мажор | Ре мажор |
Соль-диез мажор | Фа минор | До-диез мажор | Ре-диез мажор |
Ля мажор | Фа-диез минор | Ре мажор | Ми мажор |
Си-бемоль мажор | Соль минор | Ре-диез мажор | Фа мажор |
Соль мажор | Соль-диез минор | Ми мажор | Фа-диез мажор |
Минорные тональности
Тональность трэка | Параллельная тональность | 5 ступеней вверх | 7 ступеней вверх |
---|---|---|---|
До минор | Ре-диез мажор | Фа минор | Соль минор |
До-диез минор | Ми мажор | Фа-диез минор | Соль-диез минор |
Ре минор | Фа мажор | Соль минор | Ля минор |
Ре-диез минор | Фа-диез мажор | Соль-диез минор | Ля-диез минор |
Ми минор | Соль мажор | Ля минор | Си минор |
Фа минор | Соль-диез мажор | Ля-диез минор | До минор |
Фа-диез минор | Ля мажор | Си минор | До-диез минор |
Соль минор | Си-бемоль мажор | До минор | Ре минор |
Соль-диез минор | Си мажор | До-диез минор | Ре-диез минор |
Ля минор | До мажор | Ре минор | Ми минор |
Ля-диез минор | До-диез мажор | Ре-диез минор | Фа минор |
Си минор | Ре мажор | Ми минор | Фа-диез минор |
Таким образом, зная тональности, мы можем подбирать трэки друг к другу правильно и сводить гармонично.
Для удобства поиска родственных тональностей (в нашем случае это те тональности, которые подходят друг к другу для сведения) в музыке используется кварто-квинтовый круг.
Мажорные тональности показаны на внешнем круге, минорные — на внутреннем. При этом тональности расположены в определенном порядке. Те тональности, которые отличаются на одну ноту, стоят рядом друг с другом, а параллельные мажорная и минорная тональности стоят друг напротив друга.
Возьмем тональность до мажор. Рядом с ней в том же круге мы видим фа мажор и соль мажор, а напротив нее на внутреннем круге стоит ля минор. Это и есть подходящие до мажору тональности из нашей таблицы. Отлично, значит таблицы тональностей нам не нужны, для определения подходящих тональностей мы будем пользоваться кварто-квинтовым кругом, это гораздо удобнее.
Как же определить тональность трэка? Люди с абсолютном слухом могут определить тональность на слух, но таких людей мало. Люди с хорошим слухом раньше определяли тональность при помощи фортепиано, играя ноты одновременно с мелодией трэка и пытаясь услышать наиболее гармоничное звучание. Теперь же для этих целей разработаны специальные компьютерные программы, которые могут проанализировать файл и определить тональность трэка.
О том, как пользоваться лучшей из таких программ, читайте статью определение тональности при помощи программы Mixed in key.
Источник
Аккорды в тональности. Таблицы аккордов в тональности с примерами и описанием
Аккорды в тональности. Общая информация
Когда начинающие гитаристы пытаются сочинить собственную песню, то почти наверняка сталкиваются с вопросом – какие аккорды подобрать для нее? Очень часто они действуют интуитивно, используя уже знакомые паттерны из известных им песен. Однако в какой-то момент все их композиции становятся похожими друг на друга, и перед новичком встает вопрос – а как вообще подбирать аккорды в тональности? В этой статье содержится подробный ответ на этот вопрос, а также все необходимые материалы, чтобы полностью разобрать данную тему.
Виды аккордов
Для начала стоит вспомнить о построении аккордов и их видах.
Мажорные
Это трезвучия, имеющие «радостное», «торжественное» звучание. Они выстраиваются по схеме «тоника – большая терция – малая терция». То есть, аккорд C имеет в себе ноты До – Ми – Соль. Именно от них и происходит изменение ступеней и, как следствия, звучания трезвучия.
Минорные
«Печальные», «грустные» аккорды. На письме они обозначаются буквой m рядом с играющей нотой. Данные трезвучия выстраиваются по схеме «тоника – малая терция – большая терция». Аккорд Cm имеет ноты До – Ми♭ — Соль.
Уменьшенные
Или аккорды dim . Уменьшенные аккорды могут быть только минорными, поскольку в них отсутствует характерная мажорная большая терция. Свое название они получили, поскольку выстраиваются по принципу «тоника – малая терция – малая терция». То есть, аккорд Cdim содержит ноты До – Ми♭ — F#
Аккорды с задержанием
Обозначаются как Sus . Они нейтральны по своему звучанию, и возможны в двух видах – Sus2 или Sus4, в зависимости от того, какая из ступеней поднимается. По аналогии с другими примерами, Csus2 имеет ноты До – Ре – Соль, а Csus4 – До – Фа – Соль.
С надстройками
Помимо этого, существует огромное количество аккордов, не подразделяющихся на какие-то группы. Они выстраиваются от уменьшения, увеличения, или добавления дополнительных ступеней в уже имеющееся трезвучие. Самый классический пример – септаккорд, который образуется при помощи добавления четвертой ноты в уже известное трезвучие. Кроме этого, можно увидеть кучу других примеров, с поднятой пятой, второй, и даже девятой или тринадцатой ступени – это уже джаз.
Тональность и ее ступени
Аккорды, входящие в тональность, неотделимы от ее ступеней. Их семь – и, по факту, это ноты, входящие в нее, выстроенные по определенному принципу. Они обозначаются римскими цифрами. Ступени всегда считаются от тоники – основной ноты тональности, и, как следствие, основного аккорда. Например, в тональности До-мажор будут следующие ноты – CDEFGAB. Те же самые ноты будут и в тональности Ля-минор, поскольку в соответствии с кругом тональности , они являются параллельными – то есть, содержат одинаковые звуки, но в разных последовательностях.
Соответственно, первая ступень в До-мажоре – это C, вторая – D, и так далее. Знание того, какие звуки содержатся в той или иной тональности, сильно поможет вам в дальнейшем подборе нужных аккордов.
Аккорды входящие в тональность – Таблицы
Ниже представлены две таблицы с аккордами в тональности, одна – для мажорных, другая – для минорных. Используя ее вы сможете гораздо проще и быстрее сочинять композиции, а также в скором времени запомнить, какие трезвучия какой тональности соответствуют.
Мажор
Минор
Паттерны аккордов в тональности
Как можно увидеть из таблицы, все аккорды в тональности подчиняются определенному паттерну. Тональность включает в себя как минорные, так и мажорные аккорды, и вам достаточно запомнить, как они идут друг за другом, чтобы точно знать, какое трезвучие сыграть в тональности в данный момент. Для примера мы возьмем тональность C мажор и D минор.
Мажор
Мажорный паттерн выглядит следующим образом, отталкиваясь от ступеней:
То есть, в классическом До-мажоре, аккорды распределены таким образом:
Особый интерес представляет собой аккорд Bdim. Дело в том, что стоит он здесь не случайно. Он построен таким образом, что именно внутри него все ноты соответствуют тональности До Мажор – B D F.
Минор
Минорный паттерн выглядит следующим образом:
На примере тональности D минор:
Возможные исключения
Стоит сказать о том, что при необходимости вы всегда можете вставить аккорд, который на первый взгляд не должен находиться в тональности. Для этого нужные трезвучия должны находиться на второй и третьей ступени – тогда вместо минорного аккорда можно сыграть мажорный, и оно будет походить. Однако это исключение работает только в мажорных тональностях.
Использование аккордов с надстройками
Если в песне используется септаккорд, вы всегда можете изменить его, добавив вместо седьмой ступени девятую, или любую другую. Аккорды с надстройками также можно использовать и как часть гармонии, главное, чтобы все ноты входили в тональность. Это разнообразит ваши аккордовые последовательности .
Примеры аккордовых прогрессий
Мажор
Am7 – D7 – Gmaj7 – именно так, это все еще мажор. В данном случае тоника – это G, а последовательность построена от джазового стандарта II – V – I.
Минор
Заключение
Для того чтобы правильно построить аккорды в тональности, требуется знать, какие в ней ступени, а также стандартные паттерны минорых и мажорных трезвучий. Пользуясь этими знаниями, а также таблицами, вы сможете без проблем сочинять интересные композиции, дополняя их необычными аккордами и добиваясь своего уникального звучания.
ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
19 Replies to “ Аккорды в тональности. Таблицы аккордов в тональности с примерами и описанием ”
Большое спасибо! Отличная статья!
Почему в таблице Db и С# как отдельные тональности, это же одна нота?
Это называется Энгармонизм. Когда мы имеем две ноты с различными знаками альтерации (или их отсутствием в каких-то случаях) которые, по сути, на грифе это одна и та же нота. Все дело в формуле построения самой гаммы. Здесь у нас мажорная гамма построенная так Тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Следовательно, если вы построите ее от нот D♭ и C#, то вы получите разные ноты и это также отразится на построении самим аккордов. В общем, это в основном касается только теоретической части, на звучании это не отразится.
Я не понимаю от чего зависит минорность или мажорность аккорда в той или иной тональности, вот 1, 4 и 5 ступени обычно мажорные либо минорные. Чем это объясняется?
Здравствуйте. Мажорность и минорность зависит от интервалов, по которым строятся трезвучия. Отличие между минором и мажором заключается в следующем:
- Для мажорного аккорда при построении мы откладываем большую терцию от тоники (4 лада от тоники) + малую терцию (3 лада от III ступени). Если взять для наглядности аккорд До-мажор, то мы получим с вами его ноты До-Ми-Соль. Эти ноты находятся на I – III – V ступенях гаммы, которые мы построили по формуле описанной выше.
- Для минорного аккорда при построении мы откладываем малую терцию от тоники (3 лада от тоники) + большую терцию (4 лада от III ступени). Если возьмем аккорд Am то на ступенях I – III – V получим следующие ноты Ля-До-Ми.
Отвечая на ваш вопрос, от чего зависит мажорность или минорность, она зависит от первого построенного интервала от тоники. Если построена большая терция аккорд будет мажорный, если малая терция то минорный. Пятая ступень имеет интервал квинту от тоники в обоих вариантах.
Хочу еще добавить. От чего такая закономерность, что на 1-4-5 ступенях мы получаем мажорные аккорды, а на 2-3-6 минорные. Если взять для примера гамму До-мажор
C – D – E – F – G – A – B
и использовать формулы, которые написаны выше, то мы получим с вами аккорды, которые входят в эту тональность. Такая закономерность появилась из-за полутонов между нотами B-C и E-F.
Это я понял, а как объясняется конкретно то, что вторым аккордом в тональности до мажор я строю аккорд ре минор, третьим ми минор, почему не ми мажор например? Я вот про это. Как определить что строить на каждой ступени, минор или мажор? Я же от каждой ступени могу и ту ту формулу использовать и получится либо минор либо мажор.
Я вам как раз это и расписал. Из-за того что в любой гамме есть ноты между которыми полутон E – F и B – С, и складывается, что часть аккордов мажорные, а часть минорные.
Формула мажорной гаммы Тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон
Гамма До-мажор состоит из 7 нот C D E F G A B, каждая из которых находится на своей ступени, из количества следует, что их также семь.
Построим аккорд До-мажор, это I – III – V ступени данной гаммы, и он будет состоять из нот C – E – G. Интервалы между нотами C-E (большая терция 2 тона), между E – G (малая терция 1,5 тона). Т.к. в интервале между нотами E – G есть полутон (E-F) мы получаем интервал 1,5 тона. И таким образом у нас построен мажорный аккорд.
Дальше разберем ваш пример «Почему мы строим на II и III ступень Ре-минор и Ми-минор, а не мажорные аккорды?». Опять же вернемся к нашей гамме и отложим I – III – V ступени от ноты D (Ре). Получим следующие ноты D – F – A. В интервале между нотами D – F у нас есть полутон между нотами E – F, следовательно, всего между ними 1,5 тона, следовательно, это малая терция. А между нотами F – A полутонов нет, там 2 целых тона, т.е. большая терция. Т.к. между первыми двумя нота у нас построена малая терция и + большая терция, то мы получаем Минорный аккорд. Точно также со следующей ступенью гаммы До-мажор, с нотой E (Ми). Если в ней построить все аналогичным образом мы также получим минорный аккорд.
Это закономерность для любой Мажорной гаммы.
Надеюсь не запутал и вы сможете разобраться.
Мажорность или минорность зависит от способа звукоизвлечения, больше не от чего.
Источник