Год основания конкурс гитары фламенко

Испанская гитара. Гитара фламенко

В Испании, национальным инструментом которой, безусловно, является шестиструнная гитара, существует и одна из уникальных её разновидностей, известных сегодня во всём мире — гитара фламенко. Однако не стоит думать, что гитаристы фламенко играют на каком-то особо сконструированном инструменте. Внешне гитара фламенко не отличается от традиционной шестиструнки. Фламенко это, скорее, стиль игры на гитаре, связанный не только с музыкой, но и с поэзией и танцем, или даже своеобразная жизненная философия.

Фламенко. Краткая история

Испанский гитарист фламенко Пако де Лусия (1947—2014)

В понятие фламенко обычно входит народное песенно-танцевальное творчество Андалусии — южной области Испании, хотя более широкое понятие фламенко включает в себя и такие виды искусств, как живопись, балет, монументальное искусство, поэзия.

В истории возникновения и развития фламенко многое до настоящего времени не выяснено. Вместе с тем ряд исследователей считает, что стиль фламенко в основном сформировался во времена арабского владычества в Испании, затем под влиянием различных исторических условий видоизменялся и совершенствовался, пока не вышел на эстраду, где приобрел новые, современные черты.

Андалусия явилась как бы тиглем, в котором на протяжении тысячелетий переплавлялись элементы культур различных народов, начиная от иберов, финикийцев и кельтов и кончая арабами. При этом новые культурные наслоения не уничтожали прежние, а обогащая их, создавали новую, неповторимую культуру.

Читайте также:  Виды трезвучий для фортепиано

Важным фактором, повлиявшим на формирование испанской и особенно андалусской культуры, стало появление в XV веке на территории Испании цыганских племен, вытесненных из Индии Тамерланом (Тимуром) во время его похода на Дели, которые несли с собой своеобразную культуру, имеющую сходство с индийской.

В Андалусии цыгане не только впитали в себя элементы местной музыкальной культуры, но и значительно обогатили ее своим творчеством, в результате чего и возникло уникальное явление в искусстве народов мира.

Основные элементы фламенко

Основными элементами фламенко являются пение — его первооснова, музыкальное сопровождение и танец. Первые два элемента могут выступать как самостоятельно, так и совместно. В частности, такие формы фламенко, как дебла, мартинетес, саэта исполняются певцом-кантаором без сопровождения; в то же время многие формы, как, например, солеа, булерия, гранадина, таранта и другие могут исполняться инструментально, без певца.

Главная музыкальная роль в сопровождении пения и танца отводится гитаре, которая является основным сольным инструментом. Кроме гитары в качестве ударных инструментов используются барабаны, кастаньеты. Ритмический рисунок сопровождения может дополняться ударами каблуков танцоров или ударами ладоней слушателей.

В музыкальные формы фламенко входят такие, как алегрия, булерия, канья, караколес, картахенера, дебла, фанданго, мирабрас, петенера, плайера, поло, солеа, танго тьенто, тона, таранта, гранадина и т. д. — всего более пятидесяти отличающихся друг от друга форм, каждая из которых имеет свою ладовую характеристику, определенную ритмическую формулу и тип мелодического варьирования.

Музыкальные особенности фламенко

Основными характерными признаками фламенко являются импровизационность, полиритмия, тональная и ладовая переменность, наличие ориентальных элементов, исключительная эмоциональная насыщенность. Мелодика, как правило, характеризуется свободой ритмического рисунка, неожиданными тональными сдвигами, насыщена мелизматикой и хроматизмами. Обогащение музыкальной формы часто достигается методом варьирования, благодаря чему музыкальное развитие оказывается необыкновенно активным.

Мелодии фламенко строятся на системе гексахордов, специфическом ладе (лад ми), близком к фригийскому, гармоническом миноре и особом виде мажора (фригийский мажор), сочетающихся в различных вариантах. При этом преобладающим является лад ми.

Гитаристы фламенко

Народные гитаристы, в подавляющем большинстве цыгане, из поколения в поколение передавали и совершенствовали технику игры, способы вариационного развития и, наряду с народными певцами, являлись хранителями народных традиций.

В Андалусии гитара являлась основой музыкального воспитания, имела здесь такое же значение, как фортепиано в других странах, была и осталась неизменным спутником испанского народно-бытового музицирования. Роль гитары в искусстве фламенко трудно переоценить. Благодаря своим потенциальным возможностям, она выполняет роль и аккомпанирующего, и солирующего инструмента, может выступать и в качестве полноправного участника диалогов: певец — гитара, танцор — гитара. Массовое народное музицирование превратило гитару в поэтический символ испанской музыки.

Как говорит Гарсиа Лорка, страстный почитатель музыки фламенко: «Можно ли найти лучший выход для страсти, чем излить ее в шесть лирических вен этого труднейшего инструмента?» Он посвятил гитаре строки одного из своих замечательных стихотворений:

Начинается
плач гитары.
Разбивается
чаша утра.
Начинается
плач гитары.
О, не жди от нее
молчанья,
Не проси у нее
молчанья!
Неустанно гитара плачет,
как вода по каналам — плачет,
как ветра над снегами — плачет,
не моли ее о молчанье!
Так плачет закат о рассвете,
так плачет стрела без цели,
так песок раскаленный плачет
о прохладной красе камелий.
Так прощается с жизнью птица
под угрозой змеиного жала.
О, гитара,
бедная жертва
пяти проворных кинжалов!

Фламенко в начале XX века

Вплоть до нашего века многие гитаристы выступали только на семейных или сельских праздниках, в домашней обстановке, часто на открытом воздухе. В начале нашего века искусство народных гитаристов проникает на концертную эстраду. Начиная с 20-х годов, гитара фламенко завоевывает большие концертные залы. В ее популяризации огромную роль сыграли истинные знатоки народного искусства Андалусии — Мануэль де Фалья и Гарсиа Лорка. Их усилиями в 1922 году в Гранаде был организован первый фестиваль фламенко, положивший начало росту популярности жанра. Крупнейшими мастерами исполнения мелодий фламенко на гитаре, пионерами возрождения фламенко являлись Патиньо, X. Молина, Р. Монтойя.

Одним из первых гитаристов Андалусии, выступавших с сольными концертами, был выдающийся виртуоз-импровизатор Рамон Монтойя, положивший начало записи игры фламенко на дискограммы. С огромным успехом он выступал не только в городах Испании, но и за границей. В игру фламенко Монтойя внес много новых элементов и различных технических приемов. Блестящими солистами и аккомпаниаторами зарекомендовали себя Мануэль и Хуан Морано, Пако Кеперо, Педро Пенья, Феликс Утрера, Ниньо Рикардо, Пако Пенья, Маноло Санлукар и другие.

Фламенко в настоящее время

В настоящее время популяризация фламенко ведется путем организации периодических фестивалей, конкурсов фламенко, сольных концертов гитаристов, гастролей театров фламенко. Сегодня всему миру известны имена таких выдающихся гитаристов-виртуозов, как Марио Эскудеро, Виктор Моих (Серранито), Маноло и Эстебан Санлукар, Паррилья де Херес, Агустин Сабикас, Мануэль и Хуан Морано, Пако де Лусия.

Сравнение первых грамзаписей музыки фламенко с современными позволяет обнаружить новые мелодико-гармонические элементы, однако, не нарушающие основных канонов и черт жанра.
Многие основополагающие элементы латиноамериканской музыки берут свое начало из музыки фламенко. В качестве примера можно привести ритмическую структуру румбы и хабанеры, заимствованную народами Латинской Америки из музыки Андалусии. С другой стороны, в мелодику фламенко проникают латиноамериканские мелодии, занимающие все более прочное место в репертуаре гитаристов Испании. К ним можно отнести коломбиану, гуахиру, милонгу и другие.

В настоящее время интерес к народной музыке Андалусии в нашей стране постоянно возрастает. Гастроли гитаристов Марио Эскудеро, Педро Солера, Мануэля Кано, Пако де Лусии, певицы и танцовщицы Кэти Клавихо, ансамбля «Луисильо», цикл телевизионных передач «Радуга», видеозаписи выступлений выдающихся музыкантов позволили познакомиться многочисленным любителям музыки с замечательным искусством фламенко.

Источник: С.Каржавин, В.Максименко. Гитара фламенко // Музыкальный альманах. Выпуск 2. Гитара. М., 1990

Источник

Конкурс фламенко Cante de las Minas

Удивительно, но после Concurso de Cante Jondo в Гранаде в 1922 году — первого национального конкурса исполнителей фламенко, организованного Мануэлем де Фалья и Федерико Гарсия Лорка, и некоторых других конкурсов в 1920-х годах, по-прежнему было очень мало подобных конкурсов до самых 1950-х годов, когда они начали развиваться.

В августе 1952 года в Кадисе был проведен первый Gran Concurso de Alegrías, и даже сделана запись на Radio Nacional España. При генерале Франко (1936 — 1975) фламенко считалось полезным инструментом для продвижения международного имиджа Испании, хотя, как и все виды искусства в стране, оно приспосабливалось к потребностям авторитарного режима. В 1953 году этот фестиваль был проведён во второй раз, как «II Concurso Nacional de Alegrías y I de Cante Popular Andaluz», и в него был добавлен конкурс популярных андалузских песен. Однако, дальнейшие соревнования не проводились.

В 1956 году Кордова провела своё первое национальное соревнование, Concurso Nacional de Arte Flamenco de Córdoba, где первый приз и абсолютное лидерство получил известный певец Antonio Fernández «Fosforito». Конкурс Кордовы проводился каждые три года после 1956 года и продолжался до 1992 года. Они хотели достичь определённого стандарта исполнительства, поэтому не было ничего необычного в том, чтобы увидеть слово «desierto» в результатах, которое означало, что ни один участник не достиг необходимого уровня для присуждения премии. В эти годы призы на конкурсе стали завоёвывать легендарные кантаоры, такие как Sernita de Jerez, Curro de Utrera, Juan Talega, Fernanda и Bernarda de Utrera, La Perla de Cadiz.

Кульминацией сезона летних фестивалей фламенко в Испании является Международный фестиваль Cante de las Minas, которому уже 58 лет, проводимый в городе La Unión в регионе Murcia.

У La Unión существует давняя традиция фламенко. Открытие ценных полезных ископаемых в этом районе привело к большой миграции рабочих из Андалусии в течение 19-го века, которые привезли с собой фламенко, так что в этом районе было большое количество так называемых cafés cantantes в течение периода примерно с 1850 до 1920 года; иногда этот период называют La Edad de Oro de Flamenco — Золотой век фламенко. Cafés cantantes предлагали небольшую сцену, на которой могли выступать артисты фламенко, а их стены были покрыты зеркалами и плакатами, рекламирующими последние корриды на Plaza de Toros.

Фестиваль Cante de las Minas был основан в 1961 году, а к 18-му по счёту конкурсу мероприятие переместилось в большое здание общественного рынка, которое теперь называют «Cathedral of Cante». Первоначально конкурс проводился только для певцов, но с годами было добавлено больше номинаций, так что в 2018 году уже проводился 39-й конкурс гитары фламенко и 25-й конкурс танца фламенко. Новейший раздел конкурса — Concurso de Instrumentalista Flamenco, впервые проведённый в 2009 году. Список возможных инструментов включает в себя скрипку, флейту, саксофон, фортепиано, клавишные инструменты, ударные (включая кастаньеты), электрогитары и бас-гитары и синтезаторы, что отражает значительное расширение музыкальных инструментов выражения фламенко.

В этом году Agustín Carbonell («El Bola») получил награду «Bordón» как лучший гитарист фламенко, а Luis Medina Blanco выиграл второй приз. Родословная El Bola включает в себя многих выдающихся гитаристов фламенко, он племянник легендарных Sabicas, а также прослеживает свою родословную до Ramón Montoya. Как гитарист, он чувствует эту связь настолько сильно, что исследовал жизнь Montoya и в 2015 году опубликовал книгу под названием El Sueño de Ramon Montoya, дополненную некоторыми записями. Во втором издании (2017) книга была переработана и расширена в сотрудничестве с гитаристами Manolo Sanlúcar, Victor Monge («Serranito») и фламенкологами José Manuel Gamboa и Faustino Núñez. Сопровождающий компакт-диск был также расширен с оригинальных девяти треков до 22 и теперь включает в себя множество исторических записей Montoya.

El Bola жил и путешествовал по разным частям света (Бразилия, Лондон), а затем вернулся в Испанию. Он родился в 1967 году и ранние годы провёл в Мадриде в кругах фламенко; интересно, что он был частью «футбольной команды фламенко», которая играла еженедельно и включала в себя таких выдающихся музыкантов, как гитаристы Paco de Lucía, Juan Manuel Cañizares и Enrique de Melchor. Действительно, Paco de Lucía играл в футбол на пляже в Cancún со своими детьми даже незадолго до своей смерти.

Источник

Испанское искусство танца и пения. Что такое фламенко?

Бокалы с холодным вином и сангрией тихонько подпрыгивают на деревянном столе в такт испанской гитаре, вдохновляющее “Olé” раздается из всех уголков, а зрители вместе с артистами поют и хлопают в ладоши, создавая уникальный ритм песни для прекрасной женщины, которая на невысокой сцене кружится в танце. Именно так проходит типичный вечер в «пенье» (peña) фламенко. Это возможность увидеть собственными глазами, как люди, позабыв обо всем на свете, отдаются во власть музыки, ритма и страсти. Что же такое фламенко? Как оно появилось в Испании? И какое платье считается классическим в культуре фламенко? На эти и многие другие вопросы мы ответим в нашем материале, посвященном этому прекрасному искусству южной Испании.

Когда и как родилось искусство фламенко

Фламенко появилось вместе с приходом в Испанию цыган из Римской империи в 1465 году. Несколько десятилетий они мирно жили рядом с испанцами, арабами, евреями, рабами африканского происхождения, и со временем в караванах цыган стала звучать новая музыка, вобравшая в себя элементы культур новых соседей. В 1495 году после долгой войны мусульмане, многолетние правители большинства территорий полуострова, были вынуждены покинуть Испанию.

С этого момента начались гонения на «неугодных», а именно неиспанцев. Все, кто придерживался другой религии и культуры, должны были отказаться от самобытных привычек, собственных имен, костюмов и языка. Именно тогда и зародился загадочный фламенко, вид искусства, скрытый от посторонних глаз. Только в кругу семьи и друзей «лишние» люди могли танцевать под любимую музыку. Однако артисты не забывали о своих новых знакомых, также исключенных из общества, и в музыке кочевого народа слышались мелодические нотки иудеев, мусульман и народов с Карибского побережья.

Считается, что влияние Андалусии во фламенко выражается в изысканности, достоинстве и свежести звучания. Цыганские мотивы – в страсти и искренности. А карибские мигранты привнесли в новое искусство необычный танцевальный ритм.

Стили фламенко и музыкальные инструменты

Существует два основных стиля фламенко, внутри которых выделяются подстили. Первый – хондо, или фламенко гранде. В него входят такие подстили, или по-испански палос, как тонá, солеа, саэта и сигирийя. Это старейший вид фламенко, в котором слушатель может выделить грустные, страстные ноты.

Второй стиль – канте, или фламенко чико. К нему относятся алегрия, фаррука и болерия. Это очень легкие, жизнерадостные и веселые мотивы в игре на испанской гитаре, в танце и пении.

Помимо испанской гитары музыку фламенко создают кастаньеты и пальмас, то есть хлопки в ладоши.

Кастаньеты своей формой напоминают ракушки, соединенные между собой шнурком. Левой рукой танцор или певец отбивает основной ритм произведения, а правой – создает замысловатые ритмические рисунки. Сейчас искусству игры на кастаньетас можно научиться в любой школе фламенко.

Другой важный инструмент, сопровождающий музыку, это пальмас, хлопки. Они отличаются по звонкости, длительности, ритму. Без хлопков невозможно представить ни одно представление фламенко, так же как и без криков “Olé”, которые только придают уникальность танцу и песне.

Классическое платье

Традиционное платье для фламенко на испанском языке называется bata de cola, стиль и форма которого напоминают обычные платья цыганок: длинная широкая юбка, воланы и оборки по подолу платья и на рукавах. Обычно наряды шьют из белой, черной и красной ткани, чаще всего в горошек. Сверху на платье танцовщицы накидывают шаль с длинными кистями. Иногда ее завязывают вокруг талии, чтобы подчеркнуть грациозность и стройность артистки. Волосы зачесываются назад и украшаются либо яркой заколкой, либо цветами. Со временем классическое платье для фламенко стало официальным нарядом для знаменитой Апрельской ярмарки в Севилье. К тому же каждый год в столице Андалусии проходит международный показ мод платьев в стиле фламенко.

Мужской костюм танцора – это темные брюки с широким поясом и белая рубашка. Иногда концы рубашки завязывают спереди на поясе, а на шею повязывают красный платок.

Так что же такое фламенко?

Один из тех немногих вопросов, на которые существуют сотни ответов. А все потому, что фламенко – это не наука, это – чувство, вдохновение, творчество. Как любят говорить сами андалусийцы: «El flamenco es un arte».

Творчество, которое полно описывает любовь, страсть, одиночество, боль, радость и счастье. Когда для выражения этих чувств не хватает слов, на помощь приходит фламенко.

Центр услуг в Испании

Нужна помощь в Испании? Центр услуг «Испания по-русски» — это более 100 наименований услуг на русском языке в любом регионе Испании.

Источник

Оцените статью