Голос моря для гитары

Тайна голоса моря

Всем привет! Это мой первый пост на Пикабу. Если Вам понравилась эта статья — выложу продолжение. Оригинальный текст статьи принадлежит masterok . Пока без картинок (рейтинг мал)

«Море внешне безжизненно, но оно полно чудовищной жизни, которую не дано постичь, пока не пойдешь на дно» — Иосиф Бродский

Древние легенды повествуют о сиренах – таинственных существах, завлекающих своими песнями мореплавателей на погибель. Вполне вероятно, что легенды недалеки от истины – причиной трагических происшествий на море может стать инфразвук.

При слабом воздействии у человека начинается морская болезнь, инфразвук средней степени вызывает более серьезные мозговые нарушения (вплоть до слепоты). Смертельной считается частота инфразвука в 7 герц – она вызывает сильную вибрацию внутренних органов и мгновенную остановку сердца. Смерть с косой приходит к каждому, кто попадает под воздействие инфразвука такой силы.
Исследователи – океанографы установили, что во время сильного шторма на гребнях волн генерируется звук, частота которого составляет 6 герц.

Это опасное природное явление получило красивое название «Голос моря». Возрастание амплитуды волн и усиление ветра придают особую мощь «голосу моря». Инфразвуковая волна способна разгоняться до скорости в 330 метров в секунду. Ураган, её породивший, остаётся далеко позади – поэтому попасть под действие инфразвуковой волны можно даже во время полного штиля.

В старых морских рассказах часто упоминается о том, что в открытом океане встречались суда, на которых либо вся команда и пассажиры оказывались мертвыми, каждый на том месте, где он находился, либо вовсе без единого человека — с явными признаками стремительного бегства с них людей (поспешного спуска шлюпок на воду, быстрой, а то даже незаконченной погрузки на них всего необходимого). Без сомнения, команда и пассажиры этих судов пытались спастись от внезапно надвинувшейся на них смерти…

Читайте также:  Sway фрэнк синатра ноты

Как проявляется «голос моря»? Экипаж испытывает приступы паники и стремится покинуть судно, корпус корабля вибрирует. Есть примеры массовой гибели команды. Покинувший гавань в 1890 году парусник «Марлборо Глазго» стал жертвой несчастного случая, причины которого не были установлены. И только четверть века спустя его обнаружили матросы английского парохода «Джонсон» в Тихом океане возле Огненной Земли. Матросы могли видеть, что смерть с косой потрудилась на славу – на палубе находилось 20 скелетов, располагавшихся в таких позах, словно они всё ещё несли службу. Это наводит на мысль, что смерть наступила мгновенно. Кто знает, может быть «голос моря» сыграл злую шутку с экипажем этого судна…

В 1960 году в Атлантическом океане были найдены две совершенно безлюдные яхты с запасом воды, продовольствия и спасательных средств. Что заставило людей столь поспешно покинуть их? И не к этой ли категории морских трагедий следует отнести бесследное исчезновение в океане ряда судов: в 1970 году английского «Милтона», в 1973 году норвежской «Анны» и других .

«Сибёрд»
Июльским утром 1850 года жители поселка Истонс-Бич на берегу штата Род-Айленд с удивлением увидели, что со стороны моря под всеми парусами к берегу идет парусное судно. На мелководье оно остановилось. Когда люди поднялись на борт, они обнаружили, что на камбузной плите кипит кофе, в салоне на столе расставлены тарелки. Но единственным живым существом на борту оказалась дрожащая от страха собака, забившаяся в угол одной из кают. Ни одного человека на судне не было.

Груз, навигационные приборы, карты, лоции и судовые документы — все было на месте. Последняя запись в вахтенном журнале сообщала: «Вышли на траверз рифа Брентон» (этот риф находится всего лишь в нескольких милях от Истонс-Бича).

Было известно, что «Сибёрд» совершал плавание с грузом древесины и кофе с острова Гондурас. Однако и самое тщательное расследование, проведенное американцами, не раскрыло причины исчезновения с парусника его экипажа.

Куда же пропали люди? Куда.

В полдень 4 декабря 1872 года с английского бриге «Дея Грация», находившегося в 600 милях к западу от Гибралтара, заметили парусное судно «Мария Целеста». Корабль то приводился к ветру, то снова уваливался, совершая замысловатые зигзаги. Опытному глазу было видно, что судном никто не управляет.

Вскоре на борт бригантины поднялись моряки с «Деи Грации». На палубе не было ни души. Ветер завывал в порванных снастях фок-мачты, изодранные паруса с треском ударялись о мачту и реи. Спасательной шлюпки на киль-блоках не было.

На столе капитанской каюты покоились карты, лоции, книги. Краткая запись в вахтенном журнале гласила, что судно благополучно достигло почти той точки, где его заметили с «Деи Грации».

Вскоре выяснилось, что отсутствуют хронометр, секстант и таблица склонения солнца, а судовой компас валяется разбитым в углу каюты. В ящике стола нашли значительную сумму денег, шкатулку с женскими украшениями. На бригантине, несомненно, находилась женщина: в соседней каюте была найдена швейная машина, на которой лежала недошитая детская рубашка.

Осмотр матросского кубрика ввел моряков в еще большее недоумение. Койки были аккуратно убраны, все рундуки целы, а на столе лежали… недокуренные трубки!

На камбузе нашли большой запас пресной воды, муку, солонину, картофель, овощи, недавно испеченный хлеб… В трюме моряки увидели ровные ряды деревянных бочек — их насчитали роено 1700. В бочках был спирт.

Что же могло произойти с экипажем? Комиссия, назначенная для расследования, высказала много предположений, в том числе самых фантастических. Так, например, утверждалось, что экипаж бригантины стал жертвой нападения исполинских осьминогов. Маловероятной казалась и версия о мятеже команды, убийстве капитана и его семьи. Вероятнее всего, предположила комиссия, судно почему-то было брошено командой, которая впоследствии либо погибла в море, либо была подобрана каким-нибудь судном. Но прошло несколько месяцев, а команда «Марии Целесты» не заявила о себе ни в одном из портов мира. Комиссия призналась, что она не в состоянии предложить сколько-нибудь удовлетворительной разгадки этой истории. И снова нет ответа на вопрос: что случилось, с людьми с «Марии Целесты»?

«Эбий Эсс Харт»
В сентябре 1894 года в Индийском океане с борта германского парохода «Пиккубен» заметили трехмачтовый барк «Эбий Эсс Харт». На его мачте развевался сигнал бедствия. Когда немецкие моряки высадились на палубу парусника, то увидели, что все 38 человек экипажа были мертвы, а капитан сошел с ума.

«Фрейя»
3 октября 1902 года германский четырехмачтовый барк «Фрейя» вышел из мексиканского порта Манса-нильо. Через 17 дней его обнаружили полузатопленным, С сильным креном на левый борт. Стеньги мачт парусника были сломаны, команда отсутствовала. Никаких штормов у западного побережья Мексики в это время не отмечалось. Причины исчезновения экипажа так и остались невыясненными.

«Керрол Диринг»
В восемь часов десять минут 31 января 1921 года маячный смотритель с мыса Гаттерас заметил большую пятимачтовую шхуну. Она сидела на внешней кромке отмели Даймонд Шоалэ. Все ее паруса были убраны, спасательные шлюпки исчезли. Когда буксир высадил на «Керрол Диринг» аварийную партию, выяснилось, что на шхуне никого нет. Груз, личные вещи команды и запасы провизии были целы. Но вахтенный журнал, хронометр, секстанты отсутствовали. Судовой компас и часть навигационных приборов были разбиты, рулевое управление выведено из строя. Причины исчезновения капитана и девяти моряков объяснить не удалось. Единственным живым существом, обнаруженным на шхуне, был судовой кот.

«Уранг Медан»
В феврале 1948 года торговые суда, находящиеся в районе Малаккского пролива близ острова Суматра, приняли по радио сигнал бедствия: «SOS». «Теплоход «Уранг Медан». Судно продолжает следовать своим курсом. Может быть, уже умерли все члены нашего экипажа». Далее шел набор бессвязных точек и тире, но в конце радиограммы ясно значилось: «Я умираю».
Вскоре голландский корабль «Уранг Медан» был обнаружен английскими моряками. Вся его команда была мертва. На лицах умерших застыло выражение ужаса.
Англичане хотели отбуксировать судно в ближайший порт, но неожиданно в его трюме вспыхнул пожар.
Через несколько минут над просторами Индийского океана прогремел чудовищной силы взрыв. Разломившись пополам, «Уранг Медан», охваченный густыми клубами дыма, скрылся в пучине.

«Холчу»
8 февраля 1953 года моряки английского судна «Ра¬ни», находясь в двухстах милях от Никобарских островов, обнаружили в океане небольшой грузовой тепло¬ход «Холчу». Корабль был поврежден стихией, его мачта сломана. Хотя спасательные шлюпки и оказались на своих местах, команда отсутствовала. В трюмах находился груз риса, в бункерах — полный запас топлива и воды. Куда исчезли пять членов его экипажа, до сих пор остается загадкой.

Как то в 40 годах 20 века в Малаккском проливе корабли зафиксировали сигнал sos от радиста одного корабля. Странность формулировки сообщения радиста была очевидна. Он взывал помочь, бесконечно твердя, что все члены экипажа погибли, из выживших остался лишь он. Когда команда по спасению подоспели к судну и поднялись на палубу, перед ними предстала картину не для слабонервных… По всей палубе лежали мертвые матросы с ужасными гримасами . Но судно оставалось на плаву, а море вовсе не штормило. Морских разбойников также поблизости не было. Что же все- таки произошло с командой?
Сколько-нибудь правдоподобное объяснение всех этих случаев, долгое время остававшихся загадкой, начинает выясняться лишь теперь, хотя подходы к объяснению этого явления уже были.

[Продолжение в комментариях]

Дубликаты не найдены

В 1932 году советским ученым-гидрологом В.А. Березкиным было сделано очень интересное открытие, которое взбудоражило умы ученых того времени и помогло помочь разгадать тайны морей и океанов. История открытия началась с того, когда ученый-исследователь на гидрографическом судне под легендарным названием «Таймыр» проводил свои научные исследования и эксперименты по изучению водного пространства, занимающего наибольшую часть Земного шара.

Березкин, наполнив водородом оболочку шара-зонда, перед тем как выпустить его в воздух, случайно приблизил его к уху и почувствовал резкую боль в барабанной перепонке. Убрал — боль прошла, снова к уху — боль возобновилась. Дотошный наблюдатель обратился к плававшему вместе с ним на том же корабле известному физику (впоследствии академику) В. В. Шулейкину с просьбой объяснить, в чем дело, однако и Василий Владимирович не знал. Но загадочное явление его заинтересовало.

Ударьте пальцев о самую левую клавишу рояля. Вы услышите очень низкий звук, частота его 27 герц, то есть 27 колебаний в секунду. Но если звук имеет частоту 15—20 герц, то человек его не услышит, хотя при наличии резонатора, как это было в случае с водородной оболочкой на борту «Таймыра», он способен оказывать на ухо болезненное воздействие. При частоте ниже 15 герц это воздействие усиливается: страдает не только барабанная перепонка, но и возникает расстройство мозговых центров, например, зрения, а при частоте ниже 7 герц, при определенных условиях, люди умирают.

Каковы же эти условия? Они еще недостаточно изучены, но полагают, что одно из них— совпадение резонансной частоты колебаний корпуса судна и его рангоута с частотой воздействующих на судно инфразвуковых волн атмосферы. В этом случае само судно становится как бы вторичным источником инфразвука, намного усиленного. От него людей охватывает страх, переходящий в ужас. В таком состоянии люди спешно спускают на воду шлюпки и покидают корабль, либо просто бросаются за борт, иные находят свою смерть на палубе корабля.

Так инфразвуковые волны тоже становятся волнами, несущими смерть.

Известный академик того времени В.В. Шулейкин заинтересовался этим открытием и начал продолжать свои исследования данного открытия, которому и дал легендарное название «Голос моря».
Он разработал целую теорию о возникновении инфразвуковых колебаний в открытых морях и океанах.
Через три года ученый опубликовал статью под интригующим названием: «Голос моря». Шулейкин доказал, что когда ветер проносится над гребнями волн штормового моря, в воздухе возбуждаются не слышимые нашим ухом низкочастотные инфразвуковые колебания, которые распространяются очень далеко от места своего зарождения. Так было и в случае на «Таймыре», когда в полный штиль до корабля дошли инфразвуковые волны отдаленного шторма. Березкиным они были замечены лишь благодаря наполненной водородом оболочке, которая стала резонатором этих инфразвуковых колебаний, болезненных для человеческого уха. Как впоследствии ученым удалось доказать — инфразвуку присуща биологическая активность, в основе которой лежит совпадение его частот с альфа-ритмами головного мозга.
Эту теорию он изложил в своем докладе, с которым выступил на ученом совете в Академии наук СССР. В докладе было изложено это явление, что при сильном шторме, если скорость ветра больше скорости надвигающихся волн, то воздух у самых гребней задерживается и образуется его сжатие, а на нижней платформе волн наоборот – разрежение. Эти разрежения и сгущения воздуха начинают распространяться в виде звуковых волн (колебаний) с частотой от пяти до десяти герц.

В основном излучение инфразвука развивалось примерно до шести герц, что для человека считается очень опасным. При такой частоте людей начинает охватывать внутренний ужас и беспокойство непонятного происхождения, от которого даже можно сойти с ума. Если же излучение превысит шесть герц, то человека может даже парализовать, не говоря уже о технике, которая мгновенно выходит из строя.
Теория, выдвинутая В.В. Шулейкиным, говорит о том, что в воздухе образуются как поперечные колебания, так и продольные, что усиливает мощность инфразвука в десятки и сотни раз.

Этот инфразвук или «Голос моря» может распространяться почти без гашения на расстояние в тысячи километров по воздуху, а с еще большей скоростью по водной глади, причем скорость звука в воде в несколько раз мощнее, чем в воздухе.

Поводом к открытию послужили странные явления, которым никто вначале не мог дать вразумительного объяснения. Аэрологи, производившие запуск шаров-пилотов с кораблей или на станциях, расположенных на морском побережье, давно обратили внимание на то, что при приближении к шару, наполненному водородом, в ушах ощущается тупое давящее действие или даже боль. Максимума это ощущение достигает в случае, когда оболочка располагается в 1 см от уха, и пропадает при удалении от шара на расстояние, превышающее 10 см. Оно пропадало также если между ухом и шаром поместить небольшую дощечку толщиной примерно 1 см, даже если в ней могло быть отверстие в 1 мм диаметром. При замене водорода на воздух эффект не проявлялся.

То, что дощечка с отверстием экранизирует давление, свидетельствует о том, что ухо реагирует на колебания воздуха, а не на давление, иначе это давление было бы передано через отверстие.
Дальнейшее исследование, проведенное известным физиком-океанологом В. В. Шулейкиным, показало, что здесь имеет место фокусировка инфразвуковых колебаний; роль линзы играет сфера, наполненная водородом. Именно они вызывают такое ощущение (ультразвук вызвал бы тепловое ощущение).
Когда были записаны колебания оболочки и проанализированы, о оказалось, что в спектре доминируют колебания с частотами 8-10 Гц.

Если выставить на ветер арфу, то можно услышать мелодичные звуки — «эоловы тона». При этом частота звука пропорциональна скорости набегающего потока и обратно пропорциональна диаметру струны.

Струхаль, проводивший исследование этого явления, установил, что при обтекании воздушным потоком струны или любого препятствия поток дробится на отдельные порции, которые создают вокруг тела колебания, которые нами воспринимаются как звук. Звук резко усиливается, если наступает резонанс, то интенсивность звука резко увеличивается. Поэтому в случае «эоловой арфы» преобладающим будет один какой-либо струны. Так звучат натянутые снасти корабля во время сильного ветра, возникает шелест леса.

Источник

Оцените статью