Голосовые планки для аккордеона

Голосовые планки для аккордеона

Народное предприятие МУЗПРОМ

Тел.: (495) 517-75-63 (многоканальный)
Факс.: (495) 911-03-94
Эл. почта: muz.zapros@mail.ru

АГЛА. Голосовые планки и резонаторы

Наше предприятие производит голосовые планки традиционной конструкции и цельные голосовые планки новой конструкции. А также голосовые планки для различных гармоней, и в случае необходимости, мы можем спроектировать и изготовить голосовые планки по Вашему заказу.

Цельные голосовые планки традиционной конструкции – хорошо известная музыкантам и музыкальным мастерам продукция. Планки этого типа успешно применяются во многих современных баянах и гармонях.
Планки имеют маркировку «АГЛА» и соответствующий артикул.

Мы производим и кусковые (универсальные) голосовые планки. Эти планки одинаково успешно используют как в баянах и гармонях, так и в аккордеонах и при ремонте. По принятой классификации по качеству звучания наши планки соответствуют Итальянским планкам класса A-mano.

рис. Голосовые планки традиционной
конструкции для правой руки баяна. Габаритные размеры цельных планок.

В 2010 году нами был освоен выпуск цельных голосовых планок новой конструкции для язычковых музыкальных инструментов, прежде всего для баянов и гармоней. Голосовые планки производятся в г. Москве и имеют клеймо АГЛА (экспортное исполнение имеет клеймо AGLA made in Russia).

Современная голосовая планка для баяна, имеет революционную конструкцию, отличную от традиционных образцов.Это позволяет создавать более лёгкие баяны, обладающие приятным тембром и лучшим звукоизвлечением.

Новые голосовые планки не требуют изменения конструкции традиционных баянов и упрощают монтаж и настройку. Таких результатов мы сумели достичь исследуя лучшие образцы итальянских фабрик и планки выдающихся Российских мастеров, выявив общие закономерности звукообразования, тенденции эволюции голосовой части баянов и аккордеонов.

Голосовые планки новой конструкции признаны изобретением
(Решение Роспатента от 09.феврвля 2011) и защищены патентом № 2438195.

Примеры комплектации баянов

Для комплектации голосовыми планками правой части самого распространенного
баяна 64х120 – II Вам потребуются:
Голосовые планки арт. М64 – 6 шт., Голосовые планки арт. МН64 – 6 шт.,
резонаторы («Стандартные» или «Особые») – 3 шт.
Как на этом рисунке.

Для комплектации голосовыми планками правой части самого распространенного
многотембрового баяна 106(64)х120 – IV – Cassotto Вам потребуются:
Голосовые планки: арт. МК64 – 3 шт., арт. М64 – 9 шт., арт. М48 – 3 шт.,
арт. МН – 9 шт., арт. MН02 – 3 шт. и 1 кусковая планка g3.
Резонаторы («Стандартные» или «Особые») – 6 шт.

За консультацией по комплектации других баянов и гармоней, пожалуйста обращайтесь по телефону или по электронной почте.

Источник

Пой,гармоника!

Всё о гармони и гармонистах

Типовые наборы голосовых планок и размеры входных камер

Голосовые планки и входные камеры резонаторов составляют акустическую основу язычковых музыкальных инструментов. От их качества в значительной мере зависит качество инструмента в целом. Для получения всей гаммы частотного диапазона звуков инструмента требуется большое количество голосовых планок и входных камер. Из технологических соображений размера их приходится унифицировать, группируя по определенным типоразмерам.

Кусковые голосовые планки

Они могут быть кусковыми (на одной пластине устанавливаются язычки одного тона, причем их количество не превышает двух), групповыми или секционными (на одной металлической пластине равной толщины, у которой от четырех до семи пар проемов, устанавливаются язычки на группу тонов), и цельными (на одной или двух металлических пластинах устанавливаются язычки всего резонатора).

Такие планки удобно делать разной толщины для различных тонов (различных амплитуд колебаний язычка).

На практике толщину рамки выбирают приблизительно равной максимальной амплитуде колебаний конца язычка. При слишком тонких или толстых планках уменьшается интенсивность звука.


Кусковые планки легко унифицируются для использования в различных видах музыкальных инструментов (табл. 7.7). У планок одного номера одинаковые рамки. Для планок с первого по шестой номер рамки изготовляются c напайками и используются в основном в аккомпанементе.

Выпускаемые в настоящее время голосовые планки подразделяют на два набора: № 1 и № 2. Планки набора № 1 используются при изготовлении рядовых инструментов массового производства, № 2— инструментов массового производства повышенного качества. Основное отличие планок этих наборов заключается в величинах зазоров между язычком и стенками проема рамки (табл. 7.8).

Недостаток кусковых планок—сложность изготовления с малыми зазорами между язычком и стенками проемов.

Количество кусковых голосовых планок в гармониках, баянах и аккордеонах массового производства зависит от размеров и конструктивных особенностей инструментов (табл. 7.9).

Секционные и цельные планки

Групповые планки (секционные планки) применяют редко, лишь в специальных (заказных) инструментах. Групповая планка представляет собой рамку равной толщины c проемами, в которых располагаются язычки (рис. 7.30). У групповых планок более низкие пороги возбуждения, так как зазоры между язычками и стенками проемов меньше, чем y кусковых. Недостаток этих планок—большая сложность изготовления и меньшая степень унификации.

Цельные планки(или-целиковые) применяют в основном для инструментов, изготовляемых по заказам, и в губных гармониках. Они, как правило, имеют небольшие зазоры между язычками и стенками проемов, а, следовательно, и низкие пороги возбуждения. K недостаткам цельных планок относят сложность изготовления их разной толщины, поэтому их обычно делают одной толщины.


Для изготовления планок применяются материалы, имеющие близкие значения коэффициентов темпeратурного расширения, удовлетворяющее требованиям антикоррозийиости, механической прочности и минимального удельного веса (табл. 7.10, 7.11).

Резонаторы (входные камеры)

Входные камеры, скомпонованные в единый блок и предусматривающие крепление к ним голосовых планок, называют резонаторами. Рeзонатор состоит из крепежных брусков 1 и 7 (рис. 7.31), клецов 2 и 6, верхнего бруска 3, входных камер 4, перегородок 5, входных отверстий (розеток) 8 и средника 9.

Резонаторы подразделяют на резонаторы мелодии, баса и аккомпанемента.

Резонаторы мелодии

Резонаторы аккомпанемента

Резонаторы аккомпанемента служат для крепления голосовых планок готовых аккордов аккомпанемента и образования звукоряда аккомпанемента. Они могут быть c одинаковыми по размерам противолежащими через средник входными камерами, предназначенными для планок одной высоты, и c различными по размерам противолежащими через средник входными камерами, предназначенными для планок, отличающихся по высоте на октаву.

Резонаторы баса

Басовые резонаторы служат для крепления голосовых планок, предназначенных для создания басового звука в аккомпанементе. Их подразделяют на резонаторы для заёмного басового механизма (заемные резонаторы) и для незаемного басового механизма (незаемные резонаторы). Заемные резонаторы имеют одну сторону для формирования более низких звуков, вторую — более высоких. Незаемные резонаторы имеют дополнительные системы входных камер, служащие для голосовых планок, настраиваемых выше или ниже основных.

Резонаторы для духовых и губных гармоней меньших размеров, другого конструктивного оформления изготовляются из других исходных материалов, чем резонаторы для баянов и аккордеонов (см. табл. 7.10, 7.11). Это связано со спецификой их эксплуатации и вызвано требованиями повышенной влагостойкости.

Расчёт размеров входных камер резонаторов

При определении размеров входных камер принимают по внимание, что при приклейке к резонатору голосовых планок камеры работают, как акустические резонаторы, собственные частоты которых приближённо рассчитывают по формуле Гельмгольца (7.26). Эти частоты должны не совпадать c частотами обертонов язычка, образующими диссонирующие интервалы (ем. рис. 2.17). Длины входных камер выбирают в соответствии c размерами голосовых планок и с учетом запаса на их крепление. Размеры же планок определяются размерами язычков.

Опытным путем установлено, что наилучшее возбуждение язычка достигается в случае минимальной глубины входной камеры, немного превышающей максимальную величину амплитуды колебаний конца язычка. Кроме того, порог возбуждения понижается, когда собственная частота входной камеры существенно превышает собственную частоту колебаний язычка (см. рис. 7.19).


Итальянский мастер-голосовик за работой:

Источник

Пой,гармоника!

Всё о гармони и гармонистах

Звуковая часть гармоник,баянов и аккордеонов (Часть 1)

Звуковой частью гармоник, баянов аккордеонов называют резонаторы, расположенные в правой и левой крышках инструментов c прикрепленными на них голосовыми планками.
Музыкально-акустические достоинства гармоник, баянов и аккордеонов зависят от конструкции, расчетных размеров и качества изготовления звуковой части этих инструментов.

Голосовые планки

Во всех типах гармоник, баянов и аккордеонов звукообразователями являются язычки (голоса), жестко прикрепленные с одной стороны к металлическим рамкам, называемым голосовыми планками. Язычки представляют собой упругие металлические пластинки определенной формы и размеров (рис. 41), которые свободно колеблются в проеме планки и герметически его никогда не закрывают.Собственную частоту колебаний таких язычков, их размеры и жесткость рассчитывают по методу НИИМП.

Обычно для понижения основного тона язычков их размер увеличивают, а для повышения уменьшают. Но если язычки изготовить строго по расчетным данным, то язычки низких по звучанию нот, например большой октавы или контроктавы,получились бы очень большими, что в свою очередь повлекло бы к недопустимому увеличению габаритов всего инструмента. Поэтому язычки для низких нот изготовляют уменьшенных размеров, но для сохранения нужного тона (определенной частоты колебания) массу язычка увеличивают, напаивая или приклепывая на свободный конец его кусочки металла — латуни, свинца (рис. 41).

Язычки изготовляют на специальных полуавтоматических шлифовальных станках и прессах. Однако в незначительных количествах они изготовляются вручную для концертных инструментов.

Голосовые планки представляют собой металлические пластинки, предназначенные для жесткого крепления различных по высоте тона язычков и улучшения условий звукообразования. Язычки приклепывают к планкам заклепками.

Цельные планки

Цельные планки— это металлические пластины, изготовленные по размеру соответствующего резонатора и имеющие группу парных отверстий (проемов) для язычков. В большинстве случаев толщина таких планок одинаковая по всей длине.

Достоинством цельных планок является лучшая первоначальная возбудимость язычков, так как их колебательная энергия c одного участка передается через материал планки к язычкам другого участка, и при игре к моменту открытия воздушной камеры они оказываются предварительно приведенными в колебательное движение.

K недостаткам цельных планок относятся:

  • одинаковая толщина планки по всей длине от высоких до низких тонов, создающая неблагоприятные условия для звучания язычков высокой частоты. Для высоких тонов звукоряда мелодии толщина планки не должна превышать 2 мм, a для более низких звуков, расположенных на другом конце этой же планки — 3-3,5 мм.
  • сложность изготовления и последующей обработки. При штамповке и особенно наклепке язычков цельные планки деформируются, что вызывает необходимость дополнительной затраты труда для выправления дефектов штамповки и наклепки.
  • неудобство при ремонте планок c резонаторами, так как для замены одного язычка или внутреннего лайкового клапана
    приходится снимать полностью всю планку.

Групповые или секционные планки

Групповые или секционные планки (рис. 42) представляют собой металлические пластины определенной толщины, каждая из которых имеет несколько пар проемов для язычков разной тональности.

Секционные планки имеют от четырех до семи пар проемов.Все недостатки, относящиеся к цельным планкам, имеются также и в секционных, хотя в несколько меньшей степени.B настоящее время секционные планки, так же как и цельные, в массовом производстве гармоник, баянов и аккордеонов не применяются.

Кусковые планки

Кусковые планки нашли наиболее широкое применение в массовом производстве язычковых музыкальных инструментов. Каждая отдельная планка представляет собой металлическую рамку c двумя сквознымм проемами для язычков одного определенного тона.

Эти планки имеют ряд преимуществ по сравнению c планками первых двух видов, а именно:

  • упрощается технология изготовления планок.
  • появляется возможность механизации и автоматизации процессов обработки планок и наклепки, что способствуeт повышению производительности труда и улучшению качества
    планок.
  • каждая планка может быть изготовлена c оптимальными размерами по толщине, что обеспечивает наилучшие звуковые качества по всему звуковому диапазону.
  • применение кусковых планок позволяет в широких масштабах проводить унификацию их, что создает возможность сосредоточить производство планок на специализированных предприятиях.
  • значительно упрощается ремонт планок c резонаторами.

Голосовые проемные клапаны

Клапаны на планке действуют под влиянием давления или разрежения воздуха поочередно: один клапан открывает проем,
другой закрывает.

Клапаны на голосовых проемах увеличивают громкость звучания инструмента, так как все воздушное давление сосредоточивается на возбуждении рабочих голосов.

Голосовые планки всех тональностей имеют проемные клапаны, за исключением планок нот высоких тонов 4 и 5 октав, так как проемы у этих планок невелики, и потеря давления через проемы без клапанов в связи с этим незначительна.

По своим размерам клапан должен перекрывать голосовой проем на 1-1,5 мм по всему периметру.

Проемные клапаны должны обладать следующими основным свойствами:

  • герметичностью (воздухонепроницаемостью);
  • влагостойкостью
  • термостойкостью в пределах ±40°С
  • упругостью, необходимой для возврата клапанов в первоначальное положение
  • отсутствием в материале клапанов солей и кислот, которые могут вызвать коррозию голосов или планок

Кроме того, материал клапанов должен быть достаточно мягким, чтобы не вызывать хлопков при закрывали голосового проема.

Отечественная музыкальная промышленность для проемных клапанов использует специальную гармонную лайку.

Проёмные клапаны из лайки приклеивают к планкам водостойкими клеями. Наиболее употребительный клей — спиртово-шеллачный. Может быть также использован обычный конторский клей.

Лайковые клапаны для планок высокого и среднего диапазона намазывают клеем на 1/4 длины, a для низких басовых планок — на 1/3.

Для придания лайковому клапану на басовых планках большей упругости к нему с внешней стороны приклеивают дополнительную пружинку, изготовляемую из целлулоида, киноленты, стальной или латунной проволоки и других упругих материалов.

Толщина лайковых клапанов — в пределах 0,5 мм для планок высоких тонов c постепенным возрастанием до 1,5-2 мм для басовых планок.

Источник

Читайте также:  Смуглянка ля минор ноты для баяна
Оцените статью