- Горними тихо летела душа небесами ноты мусоргский
- «Горними тихо летела душа небесами» — Чесноков Павел Григорьевич
- Шесть романсов для пения с аккомпаниментом фортепиано Горними тихо летела душа небесами
- О произведении
- Другие издания
- Пожалуйста, авторизуйтесь
- Ссылка скопирована в буфер обмена
- Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
- «Горними тихо летела душа небесами. »
Горними тихо летела душа небесами ноты мусоргский
Инструменты: вокал, фортепиано
Всем известно, что классическая музыка – важная деталь жизни отдельно взятых наций и стран. Значение искусства бесконечно. Как правило, мы не думаем о сущности классической музыки, так как все воздействия проникают на автоматическом уровне. Музыка везде: на природе, на отдыхе, на концерте, в пути. Главное, что музыкальное произведение позволяет дотронуться до творчества, открывать скрытую от глаз важность, быть более добрыми, чувствительными, человечными. Сейчас жизнь насыщена культурой разнообразных стилей, и каждый человек находит самостоятельный путь. Безусловно, одним из мощнейших воздействий может похвастаться музыкальное творчество. Отдельные люди различных профессий слушают музыку для достижения умиротворения после длительной нагрузки.
Красивая мелодия возвращает энергию после сложного, нервного, утомительного, трудового дня. Таким образом, человек уничтожает свои проблемы. Бывает и другая музыка, умеющая раззадоривать людей. За счет творчества многие люди способны передать свои впечатления любимым или раскрыть содержание романа, занимательного рассказа, истории, случая. Мастера мира музыки различными композициями способны передать характеры, особенности, желания, возможности, чувства, настроение людей. Композиции хотят научиться многие люди, так как это универсальный способ переговоров. При помощи культуры легко предположить своё предназначение. Сайт Нототека сделан для того, чтобы показать, как ощущать, показывать, понимать, дарить различные переживания, чувства, эмоции, мысли, радости через классическую музыку, творчество, искусство. Нотный архив включает полную коллекцию композиций известных профессионалов, музыкантов, гениев прошлых эпох. Достаточно просто скачать собрание нот произведений и без помощи других научиться мастерству игры на любимом инструменте. Жизнь дарит искусство, а искусство влияет на общество. Мелодия любит менять общество, описывать отношения к жизни, прибавлять возможности свободы, увеличивать повседневную энергию, помочь в горе или радости. Популярные композиции активизируют, подпитывают, вдохновляют, приглашают к старанию, действию, работе. Творчество льется от сердца. Не ощутив, прочувствовав, увидев возможности, яркие оттенки, настроения искусства, творчества, музыки, нереально познать ее индивидуальную, необычную, особенную красоту. Нотная грамота – путеводитель в духовную, потаенную, особую тайну вселенной, общества, мира. С молодости следует учиться не только мыслить, но и понимать законы гармонии. Игра зародилась с происхождением общества. Уже тогда она имела магическое влияние, а различным музыкантам присваивали разнообразные неповторимые волшебные способности. Сейчас искусство, творчество, музыка владеет той же необъяснимой мощью. Некоторые переносили ее нечеловеческое, странное, необъяснимое воздействие, когда звук поглощает, захватывает, привораживает, заставляет страдать, плакать или веселиться, смеяться, зовет в ирреальное существование, в котором существует лишь умиротворение, гармония, доброта. Духовная музыка – это язык переговоров, взаимодействия, связи всех времен и религий, который работает как лекарство. Произведения Моцарта, Штрауса, Баха, Чайковского могут затягивать глубокие душевные раны, воодушевлять, возбуждать, раззадоривать, успокаивать. Отдельные крупные больницы, медицинские центры, клиники включают классическую музыку при лечении вредных недугов. Важно чувствовать ее чары и учиться понимать, выявлять всю суть ее влияния. Одной композицией можно показать, подарить, передать эмоции, улыбку, настроение, надежду или рассказать о различных перипетиях жизни. Искусство – это способ выразить то, что не способен передать улыбкой, речью, жестами, словами. Жить искусством, музыкой, творчеством и чувствовать, ощущать, понимать это действительно восхитительно. Человек, богатый душевно, и осознающий всю важность искусства, музыки, творчества, по-настоящему красив, богат, счастлив, прекрасен.
Источник
«Горними тихо летела душа небесами» — Чесноков Павел Григорьевич
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
«Горними тихо летела душа небесами» — произведение П.Г.Чеснокова для хора в сопровождении фортепиано. Текстом сочинения является известное стихотворение А.Н.Толстого с одноименным названием. Основная тема сочинения – напоминание о вечной блаженной жизни, которая ожидает душу праведную и ее сожаление о тех, кого она оставила на земле – жалость к оставленным выше, чем память о страданиях и горе, что свидетельствует о доброте и благородстве.
Музыка произведения стремительного характера располагает к раздумьям и оставляет светлое «послевкусие» у слушателей.
История создания.
Произведение П.Г.Чеснокова «Горними тихо летела душа небесами» было написано в начале прошлого века для женского хора и стало выдающимся, любимым произведением, как у исполнителей, так и у слушателей. Композитор в своих произведениях часто затрагивал духовные темы, тщательно подбирая тексты, а музыка его была полна символов – живых картин, ярких описаний. В данном сочинении стремительное развитие мелодии вначале символизирует «полет» души, а замедление, задумчивость второй части говорит о жалости и сострадании к оставленным на земле…Целая жизнь и судьба талантливо обрисованы композитором в миниатюре.
Отношение автора к вере.
Павел Григорьевич Чесноков родился в православной семье церковного регента и уже с пяти лет пел в хоре отца. Вся жизнь семьи Чесноковых строилась вокруг церковного богослужебного круга и Павел, вместе со своими братьями, не мыслил жизни вне церковного пения. Благочестивые традиции семьи он перенес на годы учебы в Синодальном училище, а впоследствии и на свою практическую деятельность в качестве церковного композитора. Получение светского музыкального образования по классам композиции и дирижирования позволило Павлу воплотить в жизнь самые смелые идеи – он написал оперу на библейскую тему «Потоп».
Как церковный дирижер, обладая обширными практическими и теоретическими познаниями, Павел Григорьевич создал бесценный труд – книгу «Хор и управление им». Можно сказать без преувеличения, что это сокровище, подаренное миру величайшим профессионалом, способно вывести русское хоровое пение, а особенно церковное на качественно новый уровень. Управление лучшими московскими церковными хорами, которые в то время поражали иностранцев звучностью, идеальным строем и тончайшими нюансами, сочинение церковных песнопений, которые и сегодня записываются лучшими коллективами мира, вера в русское хоровое пение и служение Богу до последнего вздоха – таким был великий дирижер и христианин Павел Григорьевич Чесноков.
Биография.
П.Г.Чесноков родился 25 октября 1877 года в селе недалеко от Воскресенска Московской области (сегодня г. Истра). С раннего детства начал петь в церковном хоре, а впоследствии, как и четверо братьев учился в Московском Синодальном училище, которое окончил в 1895 году с отличием. Одаренный юноша стремился приумножить знания, чтобы послужить Богу, и он решает брать уроки композиции у великих композиторов С.И. Танеева и М.М. Ипполитова – Иванова. В это время Павел вел активную преподавательскую деятельность в разных московских училищах и школах.
Почти десять лет с 1895 года по 1904 Павел Григорьевич был преподавателем московского Синодального училища. В это время он пробует свои силы в композиции и готовится к поступлению в Московскую консерваторию. С 1901 года по 1904 Чесноков служит помощником регента Синодального хора. Духовные произведения композитора приобретают широкую известность, и его в качестве регента на длительный период приглашает известный московский храм Троицы на Грязех, а Русское хоровое общество с 1916 по 1917 предложило Чеснокову пост директора капеллы.
Получив диплом Московской консерватории в 1917 году сразу по двум классам – композиции и дирижирования Павел Григорьевич принимает должность регента храма Василия Неокесарийского на Тверской, а еще через три года становится преподавателем дирижирования и хороведения в Московской консерватории – этот курс был основан им самим. И если должность регента он вынужден был оставить в 1928 году, то свои знания и опыт передавал будущим специалистам вплоть до преставления ко Господу. В военный 1944 год 14 марта у Павла Григорьевича случился обширный инфаркт в результате общего истощения организма и в этот же день он умер.
Как композитор Павел Григорьевич Чесноков создал более четырехсот духовных хоров (богослужебных и концертных) – великолепные переложения древних напевов, богатые «русскостью», а также более ста светских хоровых сочинений – переложения русских народных песен, хоры в сопровождении фортепиано для женского, мужского и смешанных составов и др. Он руководил хором Большого театра и известными московскими коллективами, но всегда печалился о судьбе Церкви – после 1928 года и затем уничтожения Храма Христа Спасителя, в котором он был регентом композитор не смог больше писать духовную музыку.
П.Г.Чесноков сделал для Русской Православной Церкви и мировой музыкальной культуры необычайно много – его хоровые сочинения занимают одно из первых мест в мире по самобытности, мелодичности и индивидуальному стилю. Чесноков был строг к себе и с особым усердием готовился к богослужению – подбор профессиональных голосов и многочасовые репетиции позволили ему выйти на самый высокий уровень церковного пения. В настоящее время лучшие мировые коллективы считают за честь исполнять произведения композитора – часть из них есть в записи.
Лучшим послесловием жизнеописания П.Г.Чеснокова можно считать этот отрывок из некролога опубликованного в журнале московской Патриархии: ««. П. Г. Чесноков оставил нам неподражаемые образцы высокого религиозного вдохновения, которое тихим пламенем горело в нём всю его жизнь. Не стремясь ни к каким внешним эффектам, Чесноков окрылял слова молитвенных прошений и славословий простейшими мелодиями, звучащими из глубины чистой и совершенной гармонии. Его музыка чужда земных страстей, и земная мысль не проникает в глубину простых и строгих созвучий. Этот замечательный композитор осмыслил церковную музыку как молитвенные крылья, на которых наша душа легко возносится к престолу Всевышняго.»
Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.
Текст.
Горними тихо летела душа небесами.
Горними тихо летела душа небесами,
Грустные долу она опускала ресницы;
Слезы, в пространстве от них упадая звездами,
Светлой и длинной вилися за ней вереницей.
Встречные тихо ее вопрошали светила:
«Что так грустна? И о чем эти слезы во взоре?»
Им отвечала она: «Я земли не забыла,
Много оставила там я страданья и горя.
Здесь я лишь ликам блаженства и радости внемлю,
Праведных души не знают ни скорби, ни злобы —
О, отпусти меня снова, Создатель, на землю,
Источник
Шесть романсов для пения с аккомпаниментом фортепиано Горними тихо летела душа небесами
О произведении
Другие издания
- с онлайн-версией
- по всем записям
Портал НЭБ предлагает вам читать онлайн или скачать бесплатно ноты «Шесть романсов для пения с аккомпаниментом фортепиано Горними тихо летела душа небесами», автора К.Р. Ноты были изданы в Б.д.
Пожалуйста, авторизуйтесь
Ссылка скопирована в буфер обмена
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.
Источник
«Горними тихо летела душа небесами. »
5 сентября 2018 года русский литературный мир отмечает 201-ю годовщину со дня рождения писателя Алексея Константиновича Толстого (1817-1875)
Не принадлежавший ни к каким литературным кругам и кружкам, как и к общественным движениям, шедший всю свою жизнь своим особым самобытным творческим путем, поэт, прозаик и драматург граф Алексей Константинович Толстой занял прочное место в русской литературе. Многие из его произведений по праву принадлежат к шедеврам отечественной классики.
Современному читателю А.К. Толстой наиболее знаком и близок как поэт. Кому неизвестны эти поэтические строки:
Что глядите на меня,
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
Счастлив поэт, из сердца которого исторглись и так естественно, искренне, стройно и гармонично оформились вот эти поэтические строки, сродные с молитвою:
Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды!
Благословляю я свободу
И голубые небеса!
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от края и до края,
И солнца свет, и ночи тьму!
И одинокую тропинку
По коей нищий я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду!
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить;
О, если б мог в мои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!
Из поэмы «Иоанн Дамаскин» (1859)
Поэтическое пространство А.К. Толстого широко, объемно и разнообразно. Многие виды и жанры поэзии, многообразные поэтические переживания и настроения нашли свое отражение в творчестве этого поистине русского поэта — от глубоко философской и духовной лирики, пейзажной, деревенской и любовной поэзии до поэзии гражданской, патриотической. В его поэтическом наследии — стихотворения, баллады, поэмы.
Проникновенная лирика с элементами психологической новеллы или лирика в традиции и формах народного фольклорного творчества, художественно оформленная притча в стихах сочетаются в творчестве А.К. Толстого с поэзией сатирической.
Аристократ, человек тонкого безошибочного вкуса, рыцарь в любви и истинный поклонник красоты, которую он находил только в ее сочетании с Божественными установлениями, великолепный знаток истории и первоклассный переводчик — Алексей Константинович Толстой обладал в преизбытке еще и талантом доброжелательного, порою иронического юмора. Мы знаем его как одного из участников уникального литературного портрета, получившего наименование «Козьма Прутков». Перу Алексея Константиновича, остроумие которого отличалось еще и силой мысли, по утверждению литературоведов, принадлежат здесь по меньшей мере десять стихотворений. Афоризмы, оброненные этим литературным персонажем, созданным братьями Жемчужниковыми в союзе с Толстым, живы до сих пор.
А глубокий интерес к русской истории выразился не только в драматургии этого писателя, автора драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870) и исторического романа «Князь Серебряный» (1863), но и в стихах, былинах, балладах, поэмах. И даже всю отечественную историю удалось выразить ему в 83 строках в стихотворении «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева».
Лирика Алексея Константиновича Толстого удивительно ритмична, музыкальна. Многие из его стихов стали песнями и романсами, музыку к которым написали известные русские композиторы: П.И. Чайковский, А.Г. Рубинштейн, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи, А.П. Мусоргский, А.С. Аренский, С.В. Рахманинов и другие.
Растворенность в картинах родной природы, и царственной, и величественной, и суровой; светлые, благородные, оптимистические интонации любовной лирики; ткань русского быта, тонко раскрытая в его величайшей простоте и мудрости, — все это делает запоминающимися, волнующими сердце песни и романсы на стихи А.Н.Толстого. Вот названия только некоторых из них: «Звонче жаворонка пенье. »; «Вздымаются волны, как море. »; «Средь шумного бала, случайно. »; «Осень. Обсыпается весь наш белый сад. »; «Где гнутся под омутом лозы. »; «Благословляю вас, леса. »; «Ты помнишь ли вечер, как море шумело. »; «Не ветер, вея с высоты. »; «Край ты мой, родимый край. »; «Горними тихо летела душа небесами. ». Всего насчитывается около шести десятков песен и романсов на стихи этого поэта.
Многие из песен стали воистину народными, как «Колокольчики мои. »; «Не брани меня, мой друг. »; «Уж ты нива моя, нивушка. » «Кабы знала я, кабы ведала. » и другие.
Алексея Константиновича Толстого можно по праву назвать певцом родного края, его пространств, его стихий — земных, материальных и духовных, искренним и тонким певцом родной природы:
Край ты мой, родимый край,
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!
А вот с какою непосредственною силою выразил граф А.К. Толстой чувства русского человека, оказавшегося в отрыве от своего земного Отечества. В поэме «Садко» русский богатырь, оказавшийся на дне морском, отвечает царю водяному, удерживающему его:
«Богатством своим ты меня не держи;
Все роскоши эти и неги
Я б отдал за крик перепелки во ржи,
За скрип новгородской телеги.
Когда же я вспомню, что этой порой
Весна на земле расцветает,
И сам уж не знаю, что станет со мной:
За сердце вот так и хватает.
Теперь, чай, и птица, и всякая зверь
У нас на земле веселится;
Сквозь лист прошлогодний пробившись, теперь
Синеет в лесу медуница!
Во свежем, зеленом лесу молодом
Березой душистою пахнет —
И сердце во мне, лишь помыслю о том,
С тоски изнывает и чахнет.
Бывало не все там норовилось мне,
Не по сердцу было иное;
С тех пор же, как я очутился на дне,
Мне все стало мило земное;
Припомнился пес мне, и грязен и хил,
В репьях и в сору извалялся;
На пир я в ту пору на званый спешил,
А он мне под ноги попался.
Брюзгливо взглянув, я его отогнал, —
Ногой оттолкнул его гордо —
Вот этого пса я б теперь целовал
И в темя, и в очи, и в морду!»
И не только великолепные, так естественно и изящно явленные картины русской природы видим мы в поэзии А.К. Толстого. За русским бытом, укладом, природой кроется наш душевный и духовный уклад, наше православное видение мира. Это видение в природе Божиего откровения, Божией тайны свойственно всякой русской душе. Ведь за Россией земной видится православному человеку Россия Небесная, за красотой земной видится иная красота, иное значение, иной глас. Эту духовную глубину патриотизма глубоко и поэтично выразил А.К. Толстой в своем письме к И.С. Аксакову:
Поверь, и мне мила природа
И быт родного нам народа
Его стремленья я делю,
И все земное я люблю.
. Нет, в каждом шорохе растенья
И в каждом трепете листа
Иное слышится значенье,
Видна иная красота!
Я в них иному гласу внемлю,
И, жизнью смертною дыша,
Гляжу с волнением на землю,
Но выше просится душа.
Историю Государства Российского и его народа поэт показывает отнюдь не льстиво и не лицемерно, понимая, что ошибки и падения, которыми чревата история каждого народа на земле, и русского народа в том числе, с его сложной, драматичной многовековой историей — чреваты серьезными историческими последствиями, если они не раскаяны и не исправлены. Так в балладе «Чужое горе» он дает понять, что не бывает в родной истории чужого горя и не бывает горя прошлого, — все, что было, оставляет свой неизгладимый след. И богатырь в лесной чаще, «беспечно бочась на коне», вдруг чувствует, как конь стал спотыкаться, когда то одно, то другое прошлое русское горе оказалось у него за седлом.
Предчувствовал поэт и будущее горе, которое может обрушиться на Россию — горе революционного нигилизма, безбожия, безначалия и новых беспорядков и мятежей. Не к такому ли предвиденью относятся строфы из «Стогов» А.К.Толстого?
Источник