Михаил Горшенев (Горшок) (07.08.1973-19.07.2013)
Михаил Горшенев, известный миллионам любителей тяжелой музыки под псевдонимом Горшок, – музыкант, лидер группы «Король и Шут», культовая фигура отечественного панк-движения.
Творческий путь Михаила Горшенёва
Началом музыкальной карьеры Горшенёва можно назвать 1988 год, когда была основана группа «Контора». С тех пор Михаил профессионально занимался только музыкальной деятельностью. Однако, до выхода на большую сцену прошло немало времени. Свою первую запись будущие рок-звёзды сделали в 1990 году, используя для фиксации материала бытовой магнитофон. Дебютный альбом получил название «Ересь», а достоянием общественности он стал лишь в 2014 году, когда один из участников коллектива, Александр Балунов, отреставрировал запись и выложил её в интернет. На первых порах Михаил был автором текстов и музыки. Но с приходом в группу Князева стал ответственным за музыкальную часть проекта, доверив написание текстов Андрею. Впрочем, полностью от написания песен Горшок не отказывался и именно его перу принадлежат многие известные произведения «Короля и Шута». Кроме того, Горшенёв исполнял основные вокальные партии в композициях, да и на сцене выглядел более ярко и убедительно, чем его коллега. В 2005 году Горшок выпустил сольный альбом «Я Алкоголик Анархист». Основой для этой пластинки послужили песни из репертуара панк-группы «Бригадный Подряд». Проект носил благотворительный характер. Вырученные от продажи дисков средства Михаил передал нуждавшемуся в поддержке вокалисту «Бригадного Подряда» Николаю Михайлову, будучи тяжело больным оказавшемуся на улице. Гонорар за альбом и последовавшие за его выходом концерты музыкант потратил на покупку небольшой квартиры своему коллеге, однако спустя год тот скончался в результате естественных причин.
Имидж и мировоззрение Михаила Горшенёва
Лидер группы «Король и Шут» хорошо запоминался благодаря своему имиджу. Он обладал не только бешеной энергетикой, но и необычной внешностью, главной чертой в которой были зубы, точнее их отсутствие. Впрочем, в последние годы жизни музыкант всё-таки привёл свою челюсть в порядок. Зубы Михаил Горшенёв потерял в силу различных обстоятельств в разные этапы своей жизни. Как рассказывал сам музыкант, ещё в детстве он попробовал удержаться на турнике для потягивания, зацепившись за перекладину зубами, в результате чего потерял несколько передних. Другие ему выбили в юношеском возрасте в драках. Кроме того, в 90-е годы Горшок употреблял героин, что также не могло не сказаться на состоянии здоровья. По политическим убеждениям Михаил Горшенёв позиционировал себя анархистом. Общество, не признающее никакой власти, он считал высшим, но в то же время понимал, что построить его невозможно. Одним из своих учителей он считал казацкого атамана Нестора Махно.
Смерть Михаили Горшенева
Горшенев умер в ночь с 18 на 19 июля 2013 года. Причиной смерти назвали острую сердечную недостаточность, которая развилась на фоне злоупотребления алкоголем и морфином. Как рассказывали близкие, Михаил долгое время держался и не употреблял наркотики, почти не пил алкоголь. Но во время работы над рок-оперой «TODD», где Михаил играл злобного парикмахера-убийцу, у него начался нервный срыв. Кто-то посоветовал ему успокоиться водкой – так он снова начал злоупотреблять спиртным, а потом вернулся к давно забытому «другу»Панихида по музыканту была проведена через три дня после его смерти, в комплексе «Юбилейный». Тело артиста подвергли кремации, а прах собиралась развеять, согласно пожеланиям Горшка. Тем не менее, 1 августа прах музыканта захоронили на Богословском кладбище. Отец музыканта умер спустя 41 день после смерти сына.
Источник
20 малоизвестных фактов о Михаиле Горшеневе
20 малоизвестных фактов о #Михаиле #Горшеневе из группы Король и Шут. #КИШ
1. Михаил боялся быть заживо погребенным: его, по словам Андрея Князева, сильно впечатлил рассказ Эдгара Аллана По «Заживо Погребенные», где герой очнулся в гробу. Поэтому родственники решили кремировать тело Горшенёва.
2. В 2003 году в Санкт-Петербурге прошел боксерский поединок между «КиШ» и поп-группой «На-На», закончившийся вничью. На ринг тогда вышли лидеры «Короля и Шута»: Михаил «Горшок» Горшенев боксировал с Вячеславом Жеребкиным, а Андрей «Князь» Князев — с Павлом Соколовым.
3. Тело музыканта, по его завещанию, кремировали, а прах должны были рассеять. Но, вопреки заветам артиста, 1 августа его прах захоронили в Петербурге на Богословском кладбище.
4. Михаил Горшенёв скоропостижно умер в ночь с 18 на 19 июля 2013 года. Специалисты официально назвали причиной смерти острую сердечную недостаточность на фоне приема алкоголя и морфина
5. Свою знаменитую улыбку, которая буквально пугала не привыкшую публику Михаил обрел еще в детстве. Зубы «Горшок» потерял после случая, который произошел с ним в 10 лет. На игровой площадке во дворе Михаил наблюдал как взрослые парни подтягиваются на турнике. Мальчик решил блеснуть перед товарищами и хотел удержаться на перекладине только с помощью челюсти, после этого «Горшок» и расстался с четырьмя передними зубами. Но в последствии уже во взрослом возрасте Горшенёв восстановил себе зубы.
6. В младших классах, помимо обучения игре на гитаре, Михаил также занимался боксом
7. В девяностые Горшок употреблял героин, из-за которого пережил целых восемь клинических смертей.
8. У русско-американской группы Red Elvises, играющей в жанрах серф, фанк, рокабилли и фолк, есть совместная песня с Михаилом Горшенёвым «Don’t Crucify Me».
9. У Михаила было несколько татуировок. По словам Горшенева, он их все придумал сам. Первая – «страшный и ужасный» Джокер. Сделал он её в 20 лет. Последнюю татуировку Михаил набил незадолго до смерти – у него на теле появилось изображение его дочери Саши. Помимо перечисленных, были ещё: семь мертвых друзей музыканта в виде черепов, голова дьявола, тату «анархия на кресте» и татуировка в виде символа анархии.
10. Любимые компьютерные игры Горшка — The Elder Scrolls IV: Oblivion, Gothic и Rome: total war.
11. По признанию самого музыканта, в детстве он буквально ненавидел сказки и не любил, когда песни группы «Король и шут» называли сказками. Сам он предпочитал именовать их баснями: «Басни – вот это меня больше устраивает. Мы никогда не называли свой стиль сказочным. Это обычный литературный жанр, туда входят и фантастика, и фэнтези, и хоррор, и юмор, даже и лирика. Но никак не сказочный стиль».
12. Король и Шут нередко исполняли и каверы. В первом концертном видеоальбоме группы «Праздник скоморох» (1997) присутствует кавер-версия песни «Yellow Submarine» группы The Beatles. В феврале 2003 года компания «Мистерия Звука» выпустила вторую часть трибьюта группы «Гражданская Оборона», для которого «Король и Шут» записали кавер на песню Егора Летова «Насрать на мое лицо». В свое время группа нередко на концертах исполняла «Песенку бременских музыкантов» и русско-народную балладу «Черный Ворон». Также нам удалось найти на просторах интернета несколько видео, на которых Король и Шут играют кавер-версию песни «California Uber Alles» группы Dead Kennedys.
13. У Михаила было два брака. С первой женой Анфисой он прожил недолго, она подсадила его на наркотики. Со второй супругой, Ольгой, вышло иначе. Ольга помогла Горшенёву избавиться от зависимости, они поженились, и у них родилась дочь Александра
14. У Михаила была своя трактовка анархии. По его словам, анархия — это всеобщий порядок не за счет власти, а за счет того, что каждый из нас преодолеет страх и возьмется устанавливать порядок внутри себя. Многие заблуждаются, уверен он, понимая под анархизмом полный дестрой. Анархизм — это строй, который отрицает любое принуждение.
15. В новогоднем выпуске 2011 года ТВ-программы «Большая разница» была представлена пародия – Горшок и Князь в виде Деда Мороза и Снегурочки попали на утренник в детском саду и исполнили песню на мотив «Ели мясо мужики». Та же мелодия прозвучала и в 41-ом выпуске «Мульта личности», где герой, изображавший Геннадия Онищенко, спел «Ели мяту мужики».
16. Раннее детство Миша провел на Дальнем Востоке из-за работы отца, когда семья получила квартиру на Ржевк
17. Со слов близких музыканта, Михаил продолжительное время не употреблял наркотики и почти не пил алкоголь. Виной всему стала работа над рок-оперой «TODD», где Горшенёв играл злобного парикмахера-убийцу — в процессе постановки у него случился и продолжился нервный срыв. Один из коллег посоветовал ему найти успокоение в алкоголе – и вот он заново начал пить, а потом вернулся к тяжелым наркотикам…
18. В детском возрасте Горшок хотел пойти по стопам отца и стать военным, но к моменту окончания школы его приоритеты изменились — он поступил в Санкт-Петербургский реставрационный лицей, в котором он учился три года на художника-реставратора. Там же Михаил познакомился с Андреем Князевым.
19. В июне 2003 года в Санкт-Петербурге группа открыла свой собственный рок-клуб – «Старый Дом». Король и Шут участвовали в создании и оформлении площадки, в нём же репетировали и часто давали концерты. В «Старом Доме» выступали разномастные российские рок-группы, проходили отборочные туры фестиваля «Окна Открой!», играли британские рокеры Gold Blade и метал-команды из Финляндии. К сожалению, два года спустя клуб был закрыт по финансовым причинам.
20. К популярности группа Король и Шут, а вместе с ней и Михаил Горшенёв шли не один год. Переломный момент наступил в 1998 году, когда на студии «Мелодия» был записан «Акустический альбом», высоко оценённый музыкальными критиками за неординарность и редкую для панк-рок групп изобретательность в аранжировках.
Песня «Прыгну со Скалы» возглавила верхушки множества чартов. Пластинку выпустили на лейбле «ОРТ-Рекордс», который возглавлял продюсер Иосиф Пригожин. В книге «Король и Шут: И живые споют про мертвецов» приводятся его слова: «Мне понравилась группа. Я почувствовал, что они перспективные, профессиональные. Качество не зависит от жанра».
«Я уйду в тот момент, когда не успею вам надоесть. А вы будете помнить меня добрым словом за то, что я не надоел и не стал дураком, зарабатывающим на вас деньги».
Источник
Горшок поет под гитару
Михаил Горшенев – сложный полиморф, обладающий оральным, зрительным и звуковым векторами. Гитарист Яков Цвиркунов также имеет звуковой вектор. Именно наличие этого «дара» свыше позволило этим талантливейшим музыкантам сочинять потрясающие песни, пусть и в своем, «узком» относительно популярной музыки жанре панк-рока. Не обладая идеальной, отточенной техникой такие люди могут все равно достичь высот в композиторском искусстве, перенося на нотную грамоту те мелодии, что они слышат в своих одновременно сумасшедших и гениальных головах.
Автор текстов группы Андрей «Князь» Князев имеет только один верхний вектор – зрительный. Обладатель большого интеллекта, подвижного ума, тем не менее, не способен быть гениальным даже в потенциале, тем более в родной стихии звукового вектора – музыке. Он способен на добротном уровне сочинять в заданном стиле, но создать что-то принципиально новое, уникальное именно в музыке не способен. Это не делает его плохим вокалистом или музыкантом. Но искры «гениальности» в нем нет. Хотя ради справедливости надо отметить, что поет он лучше Горшенева.
Зрительный вектор Андрея Князева развит не на самом высоком уровне и находится в страхе. Корень зрительного вектора – это страх смерти, и человек, обладающий вектором в таком состоянии, бессознательно проговаривает свои нехваткии даже в текстах песен собственного сочинения. В этом кроется причина «кладбищенской» тематики группы «Король и Шут» – мертвецы, гробы, черепа и ходячие трупы.
Корень шутовского поведения Михаила Горшенева кроется в его оральном векторе. Неутомимый хохмач и шутник, обаятельный балагур, свой в доску парень. Таких мы подпускаем к себе на самое близкое расстояние и сознательно очень любим, хотя на бессознательном уровне боимся. Особая артикуляция рта очень ярко видна у Михаила, в любом интервью моментально находит ответ на любой вопрос, не всегда умный, но обязательно смешной. Помимо шутовских «плюшек», такой человек имеет возможность наиболее точно выразить любую мысль словом, создать общие связи для группы людей, увлечь их своей песней или речью. Голос такого певца и оратора пробивается глубоко в самое наше бессознательное, раскрывает для нас многие вроде очевидные постфактум, но не вербализуемые нами самими смыслы.
Жизнь Михаила была нелегка. Тем более в 90-е годы. Тем более для человека, пытающегося зарабатывать музыкой. Много раз в своей жизни он отказывался от пагубных пристрастий, кодировался и «зашивался», но, чудом пережив 8 (!) клинических смертей, не смог остановиться. Даже внезапно появившееся сильное чувство любви к своей будущей жене и рождение дочери смогло лишь на время отсрочить трагический конец артиста, но не избежать его. В последнем интервью музыканта в Белгороде красноречивее любых слов на его руках говорят свежие «дорожки» от уколов.
Глубоко начитанный человек, всерьез увлекался работами известных русских анархистов Бакунина и Кропоткина. Неутомимый и разносторонний в своем творчестве успел записаться в качестве бэк-вокале с группой ДДТ, спел с Пелагеей, сочинил для англоязычной группы Red Elvises песню Don’t Crucify Me, записал целый альбом кавер-версий группы Бригадный Подряд «Я Алкоголик Анархист», работал в творческих союзах с группами Алиса, Тролль Гнёт Ель, Объект насмешек, Сказки чёрного города.
Смерть Михаила была для его родных и близких вполне ожидаема, но от этого не менее трагична и тяжела. Для поклонников его таланта это тоже стало ударом, ведь столько концертов, столько планов было намечено у группы! В таких случаях обычно говорят – «не дожил, недолюбил, не допел». Но мы встретим это известие со светлой грустью. Самое важное в своей жизни Михаил все-таки успел сделать – создать замечательную зонг-оперу «TODD» и сыграть в ней главную роль. Даже далекие от панк-рока люди не останутся равнодушными к той волшебной музыке, которую Михаил сумел услышать в своей голове и передать нам. «Выпьешь пива, кровь начинает разгоняться, и ты начинаешь ловить мысли и осуществлять их в музыке» М. Горшенев.
При желании можно придраться к далеко не самому высокому техническому уровню группы «Король и Шут», который, однако, виден только при непосредственном сравнении с западными коллективами. Не будем забывать, что учиться петь, играть и сочинять им приходилось в условиях информационного вакуума, ведь широко доступный интернет появился совсем недавно, а в 90-е годы приходилось играть на гитаре как бог на душу положит… В искусстве пения вообще господствовала постсоветская полу-академическая школа, никто и слыхом не слыхивал про эстрадно-джазовый вокал и пение в речевой позиции.
Источник