ГОСТ 24262-89 Пианино. Общие технические условия
Текст ГОСТ 24262-89 Пианино. Общие технические условия
5 коп. БЗ 8-88/584
ПИАНИНО
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ГОСТ 24262-89
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
УДК 681.816.2:006.354 Группа У41
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Общие технические условия
Срок действия с 01.01.90 до 01.01.95
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
Настоящий стандарт распространяется на пианино, изготовляемые для нужд народного хозяйства и экспорта.
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Пианино должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, технической документацией, утвержденной в установленном порядке, и образцами-эталонами по ГОСТ 15.009—86.
Образцы-эталоны должны храниться на предприятии-изготови-теле.
Пианино для экспорта должны изготовляться в соответствии с требованиями заказов-нарядов внешнеторговых организаций (в тем числе требованиями к величине момента трения вирбеля в вир-бельбанке, силе статического сопротивления клавишного механизма, лакированию отдельных деталей и сборочных единиц, породе и цвету строганого шпона для облицовки лицевых поверхностей корпуса и т. д.), а пианино по индивидуальным заказам — в соответствии с требованиями заказчика.
1.2.1. Пианино должны быть настроены в двенадцатиступен-ном равномерно-темперированном строе с частотой тона «ля 1 » 440 Гц.
Допускаемое общее завышение строя (ля 1 ) не должно быть более 5 Гц (20 центов).
@ Издательство стандартов, 1989
12 2 Разность наибольшего и наименьшего отклонений в зоне темперации (от ЛЯ малой октавы до ЛЯ первой октавы) не должна превышать 10 центов после окончитетьной настройки перед отгрузкой (без транспортирования)
Разность отктонений между струнами в хоре и между первой т армоникой верхнего тона и второй гармоникой нижнего тона октавы не должна превышать 4 центов
Допускается в пределах гарантийного срока экстуатации настройка инструмента
1 2 3 Настройка должна быть стабильной
Допускаемое отклонение в зоне темперации посте обыгрывания пианино в течение 2 ч по каждой клавише не должно быть ботее 12 центов от первонача тьной настройки
124 Отдетьные звуки хроматического звукорядка не должны выделяться по интенсивности
Тембровое единство звучания должно быть обеспечено для всего диапазона инструмента
Не допускаются при шре посторонние призву лг 12 5 Дайтетьность звучания до 1жна быть не менее 10 с в зоне темперации (вводится с 01 01 92)
126 Момент трения вирбеля в вирбельбанке в готовом пианино должен быть 7—20 Н • м, а дтя пианино у тучшенного качества 9—17 Н • м
Допускается отклонение в дискантовом регистре минус 2 Н — м — не более 10% вирбелей
При настройке вирбеть должен поворачиваться птавно, без рывков
1 2 7 Репетиция должна быть не менее 5 ударов в секунду (ввот !т^ с 01 01 92)
12 8 Сил статического сопротивления клавишного механизма в игровой точке при полностью нажатой правой педали должна быть не ботее 0,85 Н, а дтя пианино улучшенного качества и для экспорта — не более 0,65 Н
Разность сил статического сопротивления двух соседних кта-вишей не дотжна быть ботее 0,15 Н
129 Струны по тинии удара до 1жны быть распредетены по ^рам в соответствии с мензурой конкретной модели пианино 12 10 Отрегутированный клавишный механизм дотжен отвечать требованиям, указанным в пп 12 10 1 — 1 2 10 11
12 10 1 Расстояние от ударной поверхности мототочков в исходном положении до плоскости струн (штейнунг) в зависимости от конкретной модети инструмента должно быть от 44 до 50 мм Допускаемое отктонение от номинального значения в регистрах для конкретного инструмента ±1 мм
1 2 10 2 Бетые (черные) клавиши должны быть выровнены между собой по птастям и передним торцевым кромкам
Допускаемые отклонения в игровой части клавиатуры не должны быть более 0,1 мм по пластям, 0,2 мм — по передним торцевым кромкам.
Боковой перекос верхней пласти клавишей в игровой части не допускается.
Боковой люфт клавишей по передним штифтам на расстоянии 10—15 мм от передней торцевой кромки на обе стороны не должен быть более 0,5 мм.
1.2.10.3. Глубина полного опускания белых клавишей должна быть 10+*(5 мм.
1.2.10.4. Молоточки должны ударять по всем струнам хора.
Не допускаются западание, перекос молоточков при приближении к соответствующему струнному хору, двойные удары, тре-мулирование.
1.2.10.5. Торцы кернов и войлочные наклейки молоточков (кроме переходных) в каждом регистре должны быть выровнены и лежать на одной прямой.
Допускаемое отклонение— 1,0 мм.
1.2.10.6. Боковое смещение контактных поверхностей сопрягаемых деталей пилота — основания фигуры и контрфенгера — фен-гера не должно быть более 1,5 и 1,0 мм соответственно.
При работе клавишного механизма все движущиеся детали, кроме сопрягаемых, не должны задевать друг за друга.
1.2.10.7. В исходном положении клавишного механизма бенти-ки должны быть ослаблены и при нажатии на левую педаль в начале хода должны натягиваться одновременно.
1.2.10.8. При полном нажатии на правую педаль все демпферы должны одновременно и полностью освобождать струны.
Отход от струн каждого демпфера должен начинаться при приближении соответствующего молоточка к струнам на расстояние не менее половины хода молоточка.
1.2.10.9. При полном нажатии на левую педаль расстояние от ударной поверхности (молоточков до струн должно быть от 13 до 30 мм.
1.2.10.10. Сила статического сопротивления педалей (левой, правой) при полном их опускании должна быть 30—50 Н.
Разность сил статического сопротивления между левой и правой педалями для пианино должна быть не более 10 Н.
1.2.10.11. Фенгеры должны подхватывать головки контрфенге-ров при отходе молоточков от струн на расстояние 0,3—0,4 хода молоточков.
1.2.11. Лакокрасочное покрытие лицевых поверхностей деталей корпуса должно быть глянцевым или матовым с закрытыми или открытыми порами древесины, прозрачными (без закрытия текстуры древесины) или непрозрачным (с закрытием текстуры древеси
ны), соответствующим I классу, покрытие торцев крышки, клапа, откидного бруска и пюпитра — II классу по ГОСТ 9.032—74.
Нелицевые поверхности верхнего и нижнего щитов должны иметь глянцевое или -матовое покрытие, соответствующее III классу по ГОСТ 9.032—74.
1.2.12. Наружная поверхность футора должна иметь глянцевое или матовое лакокрасочное покрытие, соответствующее IV классу по ГОСТ 9.032—74.
1.2.13. Обе стороны резонансной деки должны иметь прозрачное лакокрасочное покрытие, соответствующее III классу по ГОСТ 9.032—74.
Верхняя плоскость штегов, соприкасающаяся со струнами, должна быть покрыта графитом по ГОСТ 5420—74 или парафином по ГОСТ 23683—79.
1.2.14. Лицевая поверхность металлической рамы должна иметь однотонное, рисунчатое, рельефное декоративное покрытие.
Предпочтительным является покрытие с имитацией под бронзу.
Покрытие верхней части металлической рамы должно соответствовать III классу, а нижней — не ннже чем IV классу по ГОСТ 9.032—74.
1.2.15. Для покрытия поверхностей деталей пианино должны применяться материалы, указанные в приложении.
1.2.16. Механика и клавиатура пианино, деревянные и металлические детали и сборочные единицы, а также склеивающие материалы должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации, а струны пианино — ГОСТ 24675—81.
1.3. Требования к материалам
1.3. I. Материалы, применяемые для изготовления основных сборочных единиц и деталей, указаны в таблице.
Наименование основные сборочных единиц и деталей
Наименование применяемых материалов и ид характеристика
щит резонансный, р’Ипки, мостик басового штега
мосггик басового штега
Пиломатериалы хвойных пород радиальной распиловки для музыкальных инструментов из древесины ели, кавказской пихты и сибирского кедра 0 или 1-го сорта
Заготовки резонансные деревянные для музыкальных инструментов по ГОСТ 6900—$3
Заготовки деревянные для деталей музыкальных инструментов из древесины березы, бука, клена, граба 1-го сорта
Шпон лущеный из древесины лиственных пород сортов А, АВ по ГОСТ 99—75 Шпон строганый из древесины ценных пород по ГОСТ 2977—82
Наименование основных сборочных единиц и деталей
Наименование применяемых материалов и их характеристика
штег дискантовый, брусок басового штега
Заготовки деревянные для деталей музыкальных инструментов из древесины бука, клена, граба 1-го сорта
бруски под деку
Заготовки деревянные для деталей музыкальных инструментов из древесины березы, бука, клена, граба 1-го сорта
Шпон лущеный из древесины лиственных пород сортов А, АВ по ГОСТ 99—75 Заготовки деревянные для деталей музыкальных инструментов из древесины клена, граба 1-го
Обвязка футора, нижняя, бруски соединительные нижние
Заютовки деревянные для деталей музыкальных инструментов из древесины бука 1-го или 2-го сорта, березы, дуба, ясеня, лиственницы, сос-
Первый, второй и третий слои вирбельбанка
ны, ели 1-го или 2-го сорта Заготовки деревянные для деталей музыкальных инструментов из древесины бука, клена, гра-6a i го сорт#
Шпон лущеный из древесины бука или клена сортов А, АВ по ГОСТ 99—75
Шпрейцы, верхние соединительные бруски, верхняя обвязка футора, четвертый слой вирбельбанка
Брусок угла (заглушка)
Блок переклейной из шпона лущеного или строганого древесины бука
Заготовки деревянные для деталей музыкальных инструментов из древесины ели, сосны, пихты, кедра 2-го или 3-го сорта
Заготовки деревянные для деталей музыкаль
Щитовые детали корпуса
ных инструментов из древесины березы, бука, клена, граба 1-го или 2-го сорта Пиломатериалы хвойных пород из древесины ели, сосны, пихты, кедра, лиственницы 2-го или 3-го сорта по ГОСТ 8486—66 или лиственных пород из древесины березы, липы, ольхи 2-го или 3-го сорта по ГОСТ 2695—83 Заготовки деревянные для деталей музыкальных инструментов из древесины ели, сосны, пихты, кедра, березы, липы, ольхи 2-го или 3 го
Плиты древесно-стружечные марок П-1 и П-2 групп А и Б по ГОСТ 10632—77 Фанера березовая марок БС4, БП-А и БП-В 1 го или 2-го сорта
Фанера клееная марки ФСФ сортов А, АВ из древесины лиственных пород по ГОСТ 3916—69 Шпон лущеный из древесины лиственных пород сортов А, АВ по ГОСТ 99—75 Шпон строганый из древесины груши, клена, красного дерева, бархатного дерева, ореха, вяза, дуба, ильма, карагача, ясеня 1-го сорта по ГОСТ 2977—62
Фанера березовая марок БС-1, БП-А и БП-В 1-го сорта по ГОСТ 102—75
1.4.1. На каждое пианино типографским способом, гравированием, тиснением фольгой, инкрустированием или другими методами должна быть нанесена маркировка, содержащая:
товарный знак предприятия-изготовителя; наименование предприятия-изготовителя; наименование изделия; модель;
номер изделия; артикул;
обозначение настоящего стандарта.
Маркировка пианино, изготовляемых для экспорта, должна проводиться в соответствии с требованиями заказов-нарядов внешнеторговых организаций.
1.4.2. К каждому пианино должно быть приложено руководство по эксплуатации или паспорт по ГОСТ 2.601—68.
1.4.3. Транспортная маркировка — по ГОСТ 14192—77 с нанесением дополнительных обозначений:
товарного знака предприятия-изготовителя; наименования изделия; артикула; номера изделия;
даты изготовления (год, месяц, число);
обозначения настоящего стандарта;
манипуляционных знаков «Осторожно, хрупкое», «Верх, не кантовать», «Боится сырости», «Центр тяжести», «Место строповки», «Штабелировать запрещается», «Соблюдение интервала температур».
Транспортная маркировка пианино, поставляемых на экспорт,— в соответствии с требованиями заказов-нарядов внешнеторговых организаций.
1.5.1. Пианино должны быть упакованы в чехлы из полиэтиленовой пленки по ГОСТ 10354—82 или обернуты бумагой по ГОСТ 8273—75.
Допускается упаковывать пианино в чехлы из других кмате-риалов, обеспечивающих их сохранность при транспортировании.
1.5.2. Педальные лапки пианино должны иметь предохранительные чехлы из полиэтиленовой пленки по ГОСТ 10354—82 или должны быть обернуты бумагой.
К стойке механики пианино, изготовляемых для экспорта, должны быть прикреплены пакетики со средством от моли, к цокольному полу — силикагель по ГОСТ 3956—76.
1.5 3 Упакованные пианино должны быть помещены в дере* вянные ящики по нормативно-технической документации или другие виды ящиков, обеспечивающих сохранность инструментов
При транспортировании пианино на экспорт ящики должны дополнительно соответствовать требованиям ГОСТ 24634—81
Пианино при упаковывании в ящики должны быть жестко соединены с задней стенкой ящика специальными скобами или шурупами и иметь зазоры между боковыми стенками, крышкой, передней частью пианино и соответствующими стенками ящика
2 1 Пианино принимают партиями Партией считают количество пианино, оформленное одним документом о качестве
2 2 Для проверки соответствия качества пианино требованиям настоящего стандарта проводят приемо-сдаточные, периодические и типовые испытания
2 3 Приемо-сдаточным испытаниям подвергается каждое пианино на соответствие требованиям пп 1 2 1, 1 2 4, 1 2 9, 1 2 10 1 — 1 2 10 5, 1 2 10 7—1 2 10 9, 1 2 11—1 2 14, 1 5
Контроль по п 122 осуществляют выборочно не менее чем на одном пианино от партии
Контроль по п 1.4 проводят выборочно не менее чем на 3 пианино от партии
При получении неудовлетворительных результатов приемо-сдаточных испытаний хотя бы по одному показателю по нему проводят повторные испытания удвоенного количества пианино, взятых из той же партии
Результаты повторных испытаний являются окончательными и распространяются на всю партию
2 4 Периодические испытания проводят не реже одного раза в полгода на соответствие требованиям пп 1 2 3, 1 2 5—1 2 8,
1 2 10 6, 1 2 10 10, 12 10 11, не менее чем на 5 пианино, прошедших приемо-сдаточные испытания.
При получении неудовлетворительных результатов хотя бы по одному из показателей периодические испытания по этому показателю переводятся в приемо-сдаточные испытания до получения положительных результатов испытаний на трех партиях пианино подряд
2 5 Типовые испытания проводят при изменении конструкции, материалов или технологических процессов на соответствие 3 пианино всем требованиям настоящего стандарта
3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
3 1 Настройку пианино по пп 1 2 1 и 1 2,2 проверяют прибором «Электроника УН-01» по ТУ М3 901 101 или другими с це
ной деления не более 2 центов в соответствии с прилагаемыми к ним методиками (инструкциями).
Допускается контролировать частоту колебаний струн в хоре «ля» первой октавы с помощью камертона с частотой колебаний (440+0,5) Гц.
3.2. Стабильность настройки пианино по п. 1.2.3 проверяют прибором «Электроника УН-01» по ТУ М3.901.101 или другими с ценой деления не более 2 центов в соответствии с прилагаемыми к ним методиками (инструкциями) после обыгрывания в течение 2 ч на стенде, обеспечивающем силу удара 4—5 Н и частоту 2—3 удара в секунду.
3.3. Равномерность интенсивности звука, тембровое единство звучания и отсутствие посторонних призвуков по п. 1.2.4 проверяют музыканты-профессионалы проигрыванием инструмента по всему диапазону.
3.4. Длительность звучания по п. 1.2.5 определяют секундомером по методике, утвержденной в установленном порядке.
3.5. Момент трения вирбеля в вирбельбанке по п. 1.2.6 определяют приборами ПМ-1 по ТУ 205 РСФСР 08—01—32—84 или ПСМ по ТУ 205 РСФСР 08—01—34—85 в соответствии с прилагаемыми к ним инструкциями.
3.6. Репетицию по п. 1.2.7 определяют репетиметром в соответствии с прилагаемой к нему инструкцией.
3.7. Силу статического сопротивления клавишного механизма по п. 1.2.8 определяют приборами ПС-1 по ТУ 205 РСФСР 08—01—32—84 или ПСМ по ТУ 205 РСФСР 08—01—34—85 в соответствии с прилагаемыми к ним методиками (инструкциями) или плавным приложением груза массой (85,0+0,1) г, а для пианино, изготовляемых для экспорта (65,0+0,1) г в игровой точке клавиши (на расстоянии 10—15 мм от ее передней кромки по осевой линии) при полном нажатии на правую педаль. Клавиша при этом должна опуститься до нахдрука.
3.8. Распределение струн по хорам по п. 1.2.9, регулировку клавишного механизма по пп. 1.2.10.4, 1.2.10.7, 1.2.10.8, работу клавишного механизма по пп. 1.2.10.6, 1.2.10.11 проверяют сравнением с образцом-эталоном визуально и опробованием.
3.9. Линейные размеры по пп. 1.2.10.1 —1.2.10.3, 1.2.10.5, 1.2.10.6, 1.2.10.9 контролируют щупами по ГОСТ 882—75, штангенциркулем по ГОСТ 166—80, металлической линейкой по ГОСТ 427—75 и специальными калибрами.
ЗЛО. Силу статического сопротивления педали по п. 1.2.10.10 определяют приборами ПС-4 по ТУ 205 РСФСР 08—01 — 32—84 или ПСМ по ТУ 205 РСФСР 08—01—34—85 в соответствии с прилагаемыми к ним инструкциями. Педаль при этом должна опуститься до упора.
3 11. Качество лакокрасочного покрытия по пп. 1.2.11 —1.2.14 проверяют визуально сравнением с образцом отделки.
4. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
4.1. Пианино следует транспортировать в один ярус всеми видами транспорта, обеспечивающими сохранность изделий, в крытых транспортных средствах в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта.
4.2. В специально оборудованном автомобильном транспорте пианино допускается транспортировать в чехлах или обернутыми в бумагу.
4.3. При транспортировании пианино в зимнее время их следует распаковывать после выдержки в упаковке в течение 24 ч с момента размещения в отапливаемом помещении.
4.4. При отгрузке в районы Крайнего Севера или отдаленные районы пианино должны быть упакованы в соответствии с требованиями ГОСТ 15846—79.
4.5. Пианино в упакованном виде должны храниться в закрытом складском помещении в один ярус при температуре 10—40°С и относительной влажности воздуха 45—65% и на расстоянии не менее 1,5 м от отопительных приборов, окон и стен.
При хранении пианино не должны подвергаться действию кислот, щелочей и других агрессивных веществ.
6. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
6.1. Изготовитель гарантирует соответствие пианино требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий эксплуатации, хранения и транспортирования.
6.2. Гарантийный срок эксплуатации пианино — 24 мес со дня продажи через розничную торговую сеть, для пианино улучшенного качества — 30 мес, а при поставке на экспорт — 30 мес с момента проследования через Государственную границу СССР.
Наименование покрываемых поверхностей
Лицевые и нелицевые поверхности деталей корпуса пианино и верхнего и нижнего щитов
Полиэфирный лак марки ПЭ-232 по ГОСТ 23438—79, ПЭ-246 по ТУ 6—10—791—79, ПЭ-265 по ТУ 6—10—1445—80, ПЭ^247 по ТУ 6-10—987—70, ПЭ-250М по ГОСТ 23438—79 Полиуретановый лак марок УР-2123 и УР-2123М по ТУ 6-10-1901—83 Полиуретановый лак марки НЦ-243М по ГОСТ 4976—83
Алкидно-карбамидный лак марки МЛ-2111 по ТУ 6—10—1848—82
Наружная поверхность футора
Нитроэмаль ма|рки НЦ-25 по ГОСТ 5406—84 Пентафталевая эмаль марки ПФ-115 по ГОСТ 6465—76
Обе стороны резонансной деки
Лицевая поверхность металлической рамы
Полиэфирные эмали различных цветов по нормативно-технической документации
Мебельные нитролаки по ГОСТ 4976—83
Грунтовки марок ГФ-0119 по ГОСТ 23343—78, УРФ-0110 по ТУ 6-10—1531—75, ПФ-0142 по ТУ 6-10-1568—76, МС-0141 по ТУ 6—10-1568-76, ФЛ-ОЗК по ГОСТ 9109—81 Шпатлевки марок ПФ-002, НЦ-008, МС-006 по ГОСТ 10277—76; ПЭ-0044 по ТУ 6—10—1580—76 Мебельный лак марки НЦ-222 по ГОСТ 4976—83
Эмали марок МЛ-165 по ГОСТ 12034—77, НЦ-221 по ТУ 6-10—1021—75 Бронзовые порошки марок БПП по ТУ 48—21—150—72, БПК по ТУ 6—48—496—71, БПО по ТУ 6—44 159 80 Спирторастворимые порошки по ТУ 6—14—814—77 и ТУ 6—14—774—77
Примечание. Допускается применение других материалов, не ухудшающих качество отделки,
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством местной промышленности РСФСР
Л. А. Кузнецов, канд. техн. наук; Е. А- Лебедева, канд. техн. наук; Г. П. Уварова, канд. техн. нДУ к ; Н. Н. Челноков; В. П. Аникеев; Н. Р. Саблина
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта СССР от 12.01.89 № 47
3. Срок первой проверки — 1993 г., периодичность проверки — 5 лет
4. ВЗАМЕН ГОСТ 24262—80 и ГОСТ ЭД1 £4262—82
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Источник