Государственные ценные бумаги ноты это

Государственные ценные бумаги. Их основные виды и подробная классификация

К категории государственных, относят все ценные бумаги эмитированные государственными структурами. Все бумаги данного типа являются долговыми, то есть, выпускаются с целью займа средств у инвесторов (в том числе и у рядового населения страны). Денежные средства занимаемые таким образом, идут на государственные нужды (покрытие долговых обязательств, устранение дефицита бюджета и т.п.), на осуществление разного рода социальных проектов, на развитие инфраструктуры городов (в случае с муниципальными облигациями).

А кроме этого, вот перечень основных вопросов, решению которых может способствовать выпуск государственных ценных бумаг (ГЦБ):

  1. Возможность регулирования денежной массы находящейся в обращении;
  2. Регулирование уровня инфляции в стране;
  3. Возможность оказания влияния на текущий курс национальной валюты;
  4. Переброска капитала между различными сегментами рынка.

Виды государственных ценных бумаг и преимущества инвестирования в них

В настоящее время существует два основных вида бумаг данного типа:

В России, в настоящее время, в ходу лишь облигации. К их основным видам относятся федеральные, региональные и муниципальные облигации с различными сроками погашения.

Основными преимуществами ГЦБ для инвестора являются:

  1. Повышенная надёжность. Если сравнивать инвестиции в государственные облигации с любыми другими формами размещения денежных средств, то они, как правило, окажутся на порядок надёжнее. Эта надёжность является следствием того, что причиной невыполнения обязательств по ним, может быть разве что дефолт. Ну а вероятность банкротства любого другого эмитента (в пределах одной страны) всегда гораздо выше, чем вероятность дефолта экономики страны в целом;
  2. Налоговые преференции. Дело в том, что ставка налога на купонный доход получаемый по государственным облигациям относительно мала, а зачастую вообще равна нулю. Поэтому, вкладывая деньги в государственные ценные бумаги можно обзавестись источником дохода не облагаемого налогами.
Читайте также:  Моцарт менуэт ре минор ноты для фортепиано

Классификация ГЦБ

По уровню эмитента, все ГЦБ можно разделить на три основных вида:

  1. Бумаги выпускаемые непосредственно от имени государства. В нашей стране их эмитентом является Минфин РФ. Ярким примером таких бумаг являются облигации федерального займа (ОФЗ);
  2. Бумаги выпускаемые отдельными регионами страны и способствующие пополнению региональных бюджетов. Это, так называемые, региональные облигации;
  3. Ну и самый низший уровень, на котором возможен выпуск государственных ценных бумаг, это — администрация отдельного города или населённого пункта. Эти бумаги носят название муниципальных облигаций и созданы они для привлечения денежных средств в городской бюджет. Расходуются они на текущие городские нужды, развитие инфраструктуры, разного рода проекты социальной направленности.

Все долговые ценные бумаги выпускаемые государством, относятся к категории срочных, то есть, все они имеют определённый конечный срок своего существования. В зависимости от этого срока, их можно подразделить на:

  1. Краткосрочные. Погашение таких бумаг обычно происходит в течении одного года с момента их выпуска;
  2. Среднесрочные. Такие бумаги подлежат исполнению в сроки от одного года до пяти лет;
  3. Долгосрочные. Эти бумаги могут существовать от пяти лет и более.

В зависимости от того, на каких рынках выпускаются бумаги и от того, могут ли они свободно переходить из рук в руки (посредством сделок купли-продажи), все ГЦБ можно классифицировать следующим образом:

  1. Рыночные. К ним относятся ГЦБ свободно обращающиеся на рынке, купить и продать которые может каждый желающий;
  2. Нерыночные. Такие бумаги реализуются только один раз своим первичным владельцам, после этого они не могут быть перепроданы кому-либо и находятся в одних руках вплоть до наступления срока своего погашения;
  3. Целевого размещения. Эти бумаги реализуются только среди определённого, установленного правилами, круга лиц. Их можно перепродавать, но только лицам из обозначенного круга.

Получать доход от владения ГЦБ тоже можно по разному (в зависимости от той формы, которая была установлена при выпуске соответствующих бумаг):

  1. Можно получать его в виде фиксированного процента, установленного в момент эмиссии ценных бумаг;
  2. А можно и по плавающей процентной ставке, это когда процент привязывается к какой либо другой величине (к темпу инфляции или к межбанковской ставке LIBOR например);
  3. Можно получать доход в виде дисконта. Это когда изначально, облигации реализуются по цене ниже своего номинала (как раз на величину дисконта), а их погашение происходит уже по номиналу. Соответственно, чем ближе момент погашения, тем ближе их цена к номинальной;
  4. Существует ещё такая категория государственных облигаций, выплата дохода по которым осуществляется посредством выигрыша. Эта категория именуется — облигации выигрышного займа.

Кроме этого, выплата дохода по ГЦБ, может осуществляться посредством комбинации нескольких перечисленных выше способов.

Зависимость полной текущей годовой доходности облигации (купон + изменение цены к погашению) от дюрации облигации

В настоящее время возможен выпуск государственных ценных бумаг как на бумаге, так и в электронном виде. В зависимости от этого их можно подразделить на:

  1. Документарные ГЦБ. Выпускаются в классическом своём виде, на специальной бумаге снабжённой всеми необходимыми степенями защиты;
  2. Бездокументарные ГЦБ. Выпускаются в электронном виде и существуют исключительно в форме записей в компьютеризированных реестрах. Эти записи, как и записи в обычных реестрах, отражают все обязательные реквизиты ценной бумаги (серию, номер, даты выпуска и погашения, имя текущего владельца и т.п.).

Наконец, в зависимости от рынка сбыта, государственные облигации делятся на:

  1. Обычные. Предназначенные для инвесторов на внутрироссийском рынке;
  2. Еврооблигации. Номинированные в иностранной валюте и предназначенные для сбыта зарубежным инвесторам.

Государственные ценные бумаги в России

Государственные облигации выпускались ещё в дореволюционной России. Заёмные средства шли на развитие промышленности и торговли, на строительство железных дорог и другие насущные государственные нужды.

Существовали даже аналоги современных еврооблигаций. Так, например, на фондовом рынке Франции были представлены бумаги Российской империи номинированные во франках. Они имели хождение с 1880 года вплоть до того, как в 1917 году (когда на смену царской власти пришло правительство большевиков) не превратились из ценных бумаг в красивые фантики.

Интересен тот факт, что после развала СССР и очередной смены государственного строя, новое правительство страны взяло на себя обязательство по выплате этих долгов. Номинал одной такой облигации составлял 500 золотых франков, а всего за период с 1880 по 1917 их было выпущено порядка тридцати миллионов штук. В 1996 году, в переводе на современные деньги их общая стоимость (включая набежавшие проценты) оценивалась в сорок миллиардов долларов.

Правительство Виктора Черномырдина договорилось о снижении суммы выплат в 100 раз — с сорока миллиардов до четырёхсот миллионов долларов. Выплаты должны были производиться равными долями в течении четырёх лет. Достоверной информацией о том выплатили ли в итоге всю сумму долга, у меня нет. Если вы в курсе дела, то можете отписаться в комментариях.

Возникшая в 1917 году молодая советская республика естественно тоже нуждалась в деньгах, а потому наркому финансов в срочном порядке было поручено разработать порядок эмиссии новых облигаций страны. Большинство облигаций были внутреннего займа, то есть они распространялись среди населения страны. Ну и, естественно, все они без исключения относились к государственным ценным бумагам (другого варианта при административно-командной экономике советского типа просто быть не могло).

Существовали такие основные их виды как:

  • Займы для развития и восстановления народного хозяйства страны;
  • Военные займы (в период ВОВ 1941-45 гг);
  • Выигрышные займы облигаций.

В современной России (после 1991 года) выпускался целый спектр ГЦБ. Среди них были и пресловутые ваучеры, и ГКО, и золотые сертификаты. Названия многих из этих бумаг стали нарицательными:

Ваучер (приватизационный чек) — официально предназначался для того, чтобы справедливо разделить все активы огромной страны среди её населения в период перехода к рыночной экономике. Но почему-то в итоге для одних (сейчас они живут в Лондоне или ещё где-нибудь подальше от родной страны так щедро одарившей их своими благами) получилось справедливее чем для других (остального населения России).

ГКО — изначально выпускались с исключительно благими намерениями (обеспечить поддержку экономики страны в столь трудные для неё годы), но в итоге стали ещё одним инструментом для околпачивания широких масс населения. Они выпускались в 90-х годах прошлого столетия (вполне в духе того времени) и служили весьма удобным средством поступления средств в бюджет страны. В то время, в России были жуткие темпы инфляции и доходность ГКО должна была им соответствовать (слегка перекрывая их, дабы обеспечить определённую доходность и создать спрос).

В итоге получилось так, что инфляция в итоге снизилась и стабилизировалась на уровне около 20% (1996 год), а процент по ГКО так и остался очень высоким (до 250%). К 1998 году сложилась такая ситуация, что доля всех выпущенных бумаг по своей стоимости превышала половину бюджета страны. Естественно, что выполнить взятые на себя обязательства, государство попросту не сумело и пришлось объявить дефолт.

Выпускались также и другие типы государственных ценных бумаг:

Казначейские обязательства — применялись, в основном, для взаимозачёта между государством и предприятиями. В 1994 году долги по госзакупкам перед различными предприятиями страны достигли критической отметки и нужно было как-то расплачиваться. Прибегать к новой эмиссии денег не стали дабы не подстегнуть и без того бушующую инфляцию, а вместо этого выпустили казначейские обязательства. Ими и расплатились по долгам с предприятиями, а тем, в свою очередь разрешили уплачивать ими налоги.

Золотые сертификаты — использовались для покрытия бюджетных расходов страны в период с 1993 по 1994 годы. Бумаги были обеспечены золотом и номинал каждой из них соответствовал 10 килограммам этого благородного металла. Доходность по ним исчислялась относительно ставки LIBOR (+0,75%), а погасить их можно было наличными (в российских рублях), российскими ценными бумагами или слитками золота.

Облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) — были номинированы в долларах США и выпускались в счёт долгов ВЭБ с 1993 года. Были выпущены транши облигаций с различными сроками погашения (от одного года до пятнадцати лет).

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) — позволяли получать по ним доход выше чем по другим ценным бумагам выпущенным государством. Выпускались с 1995 по 1998 годы в документарной форме на предъявителя. Доход по ним выплачивался Сбербанком в конце каждого очередного квартала и не облагался никакими налогами.

В настоящее время, из государственных ценных бумаг в нашей стране выпускаются только лишь облигации.

Источник

Государственные ценные бумаги

Сущность и классификация ценных бумаг

Государственными ценными бумагами называется совокупность долговых обязательств, облигаций, казначейских векселей и т.д., которые эмитируются правительством, местными органами власти, государственными организациями и учреждениями (либо организациями и учреждениями под контролем государства) и привлекают временно свободные денежные средства субъектов хозяйствования и населения (юридических и физических лиц).

Государственные ценные бумаги выпускаются с целью:

  • финансирования дефицита государственного бюджета;
  • погашения ранее выпущенных размещенных государственных займов;
  • кассового исполнения государственного бюджета;
  • обеспечения равномерного поступления налоговых платежей в течение финансового года;
  • финансирования целевых государственных и программ местных органов власти;
  • регулирования экономической активности;
  • финансовой поддержки учреждений и организаций, имеющих общенациональное экономическое и социальное значения.

Ценные бумаги государства имеют крупные преимущества перед любыми другими ценными бумагами и активами, поскольку имеют:

  1. самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему;
  2. наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала.

В ст. 75 Конституции РФ установлено, что порядок выпуска государственных займов в Российской Федерации определяется на основе федерального закона. Генеральные условия эмиссии и обращения государственных (или муниципальных) ценных бумаг на основе ст. 8 Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ утверждаются соответственно Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления в форме нормативных правовых актов соответствующего уровня.

Эмитентом, или органом, осуществляющим выпуск ценных бумаг Российской Федерации, выступает федеральный орган исполнительной власти — юридическое лицо, функцией которого является по решению Правительства РФ составление и (или) исполнение федерального бюджета. В ч. 4 ст. 75 Конституции РФ закреплен принцип добровольности размещения государственных займов в Российской Федерации. Решение об эмитенте ценных бумаг Российской Федерации принимается Правительством Российской Федерации.

Эмитентом ценных бумаг субъекта РФ выступает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

Эмитентом ценных бумаг муниципального образования выступает исполнительный орган местного самоуправления, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и уставом муниципального образования.

В соответствии со ст. 143 ГК РФ к ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

Классификация ценных бумаг осуществляется по различным основаниям:

По способу определения управомоченного лица (собственника ценной бумаги) бумаги бывают:

По условиям введения в обращение ценные бумаги подразделяются так:

  • эмиссионные (акции, облигации);
  • неэмиссионные (вексель, чек).

По способу фиксации прав и обязанностей бумаги бывают:

По эмитенту ценные бумаги подразделяются так:

  • государственные;
  • муниципальные;
  • юридических лиц;
  • физических лиц.

По содержанию бумаги классифицируют следующим образом:

В ст. 3 Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» сказано, что государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.

В ст. 2. Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» дано понятие эмиссионной ценной бумаги: любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:

    закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных настоящим

Федеральным законом формы и порядка;

  • размещается выпусками;
  • имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.
  • К эмиссионным ценным бумагам относятся акции, облигации, опционы эмитента.

    1. Акция закрепляет права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Она является именной ценной бумагой.

    2. Облигация закрепляет право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и (или) дисконт.

    3. Опцион эмитента закрепляет право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и (или) при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента такого опциона по цене, определенной в опционе эмитента. Опцион эмитента является именной ценной бумагой. Принятие решения о размещении опционов эмитента и их размещение осуществляются в соответствии с установленными федеральными законами правилами размещения ценных бумаг, конвертируемых в акции. При этом цена размещения акций во исполнение требований по опционам эмитента определяется в соответствии с ценой, определенной в таком опционе.

    Выпуск эмиссионных ценных бумаг — совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость в случаях, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации. Выпуску эмиссионных ценных бумаг присваивается единый государственный регистрационный номер, который распространяется на все ценные бумаги данного выпуска, а в случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом выпуск эмиссионных ценных бумаг не подлежит государственной регистрации, — идентификационный номер.

    В зависимости от критерия, лежащего в основе классификации, приведенной В.А. Галановым, государственные ценные бумаги, могут различаться:

    • по виду эмитента — ценные бумаги федерального правительства; региональные ценные бумаги, или ценные бумаги других уровней государственного управления; ценные бумаги государственных учреждений; ценные бумаги, которым придан статус государственных;
    • по форме обращаемости — рыночные ценные бумаги, которые могут свободно перепродаваться еле их первичного размещения; нерыночные, которые не могут перепродаваться их держателями, могут быть через обусловленный срок возвращены эмитенту;
    • по срокам обращения — краткосрочные, выпускаемые на срок обычно до одного года; среднесрочные, срок обращения которых растягивается на период обычно от одного года до 5—10 лет; долгосрочные, т.е. имеющие срок жизни обычно свыше 10—15 лет.
    • по способу выплаты (получения) доходов — процентные ценные бумаги (процентная ставка может быть фиксированной, т.е. неизменной на весь период существования облигации, плавающей, ступенчатой); дисконтные ценные бумаги, которые размещаются по цене ниже номинальной, и эта разница (дисконт) образует доход по облигации; индексируемые облигации, номинальная стоимость которых возрастает, например на индекс инфляции; выигрышные, доход по которым выплачивается в форме выигрышей; комбинированные облигации, по которым доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов.

    Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» деление государственных ценных бумаг имеет следующий вид:

    • федеральные государственные ценные бумаги, т.е. ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации;
    • государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, т. е ценные бумаги, выпущенные от имени ее субъекта;
    • муниципальные ценные бумаги, т.е. ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального образования.

    Государственные ценные бумаги занимают ведущее место на рынке облигаций, где их доля доходит до 50%, а значит, и на всем рынке ценных бумаг, поскольку там преобладают облигации.

    Одним из самых распространенных видов ценных бумаг являются облигации внутреннего государственного займа.

    Облигация (от лат. obligatio — обязательство) — это ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента (ст. 816 ГК РФ). Кроме того, облигация предоставляет право ее держателю на получение фиксированного процента от ее номинальной стоимости.

    В Положении о выпуске и обращении ценных бумаг на фондовых биржах в РСФСР от 28 декабря 1991 г. облигация определяется как ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим документ (должником).

    Облигации бывают разных видов:

    • на предъявителя и именные;
    • процентные и беспроцентные, выигрышные;
    • свободно обращающиеся и с ограниченным кругом обращения;
    • выпущенные Правительством РФ или Министерством финансов РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления.

    Все перечисленные виды облигаций в соответствии с п. 4 Указа Президента РФ «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» от 4 ноября 1994 г. (с изм. и доп.) допускаются к публичному размещению.

    Федеральные государственные ценные бумаги в Российской Федерации представлены:

    • государственными долгосрочными облигациями (ГДО) — выпущены номиналом 100 тыс. руб. (в ценах 1991 г.), срок обращения 30 лет (с 1 июля 1991 г. по 30 июня 2021 г.), купонная ставка 15% годовых; имеют обращение только между юридическими лицами с еженедельным установлением котировок Центральным банком РФ;
    • облигациями внутреннего валютного займа 1993 г. — валюта займа доллары США, процентная ставка 3% годовых, номинал облигаций 1000, 10 000 и 100 000 долл. США, форма выпуска — предъявительские облигации с купоном; они могут также свободно продаваться и покупаться с расчетом за рубли, вывоз их из России запрещен;
    • государственными краткосрочными бескупонными облигациями (ГКО) — срок обращения один год, номинал от 10 руб. в бездокументарной форме; именные, с формой выплаты дохода в виде дисконта (т.е. облигации продаются по цене ниже номинала);
    • облигациями федерального займа (ОФЗ) — срок обращения свыше одного года, номинал 1000 руб., выпущены в документарной форме, с обязательным централизованным хранением, что приравнивает их к бездокументарным ценным бумагам, и как именные, с формой выплаты дохода в виде фиксированной и переменной купонной ставки;
    • облигациями государственного сберегательного займа (ОГСЗ) — срок обращения один-два года, номинал 100 и 500 руб.; выпущены в документарной форме и предъявительскими, с купонной формой выплаты дохода (процентный доход устанавливается на каждые последующие три месяца и выплачивается ежеквартально учреждениями Сбербанка РФ);
    • государственными облигациями, погашаемыми золотом (золотые сертификаты) — предоставляют право владельцу получить при погашении сертификата 1 кг золота в слитках; выпущены в документарной форме, с обязательным централизованным хранением, в виде именных ценных бумаг, номиналом по цене покупки Банком России 1 кг золота на дату выпуска сертификата;
    • казначейскими векселями — выпускаются с целью покрытия неотложных платежей бюджета сроком на один год;
    • государственными облигациями — размещаются на мировом рынке (еврооблигации), выпускаются с 1996 г. в бездокументарной форме; имеют срок размещения 5—10 лет; номинал в долларах США и евро.

    Государственные ценные бумаги субъектов РФ выпускаются с целью:

    • покрытия дефицита регионального бюджета;
    • финансирования строительства, реконструкции объектов социального назначения и объектов региональной инфраструктуры;
    • финансирования проектов строительства жилья.

    Существуют следующие формы региональных займов:

    • выпуск региональных ценных бумаг;
    • ссуды.

    Основное предназначение муниципальных займов — частичное погашение бюджетного дефицита, а также развитие самих муниципальных образований.

    Приобретение займодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право займодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение (ст. 817 ГК РФ) оформляется договором государственного займа.

    По договору государственного займа заемщиком выступают Российская Федерация, субъект РФ, а займодавцем — физическое или юридическое лицо.

    Обеспечить надежную систему наполнения казны государства денежной наличностью, а также дать возможность юридическим и физическим лицам получать доход на свои временно свободные денежные средства призван рынок государственных ценных бумаг.

    В общем виде рынок ценных бумаг — это совокупность экономических отношений его участников по поводу выпуска и обращения ценных бумаг. Этот рынок можно разделить на два:

    • первичный — обеспечивает размещение всех видов государственных ценных бумаг, акций и облигаций предприятий и компаний, краткосрочных государственных ценных бумаг, облигаций государственного валютного займа, финансовых инструментов (различных сертификатов, выпускаемых банками, векселей);
    • вторичный — в основном внебиржевой рынок, образованный торговцами ценных бумаг при помощи прежде всего телефона и компьютера, а также в результате личных контактов.

    На вторичном рынке государственных ценных бумаг напрямую или через посредников работают почти все финансовые институты.

    Участниками рынка ценных бумаг являются физические лица или организации, которые продают, либо покупают ценные бумаги, обслуживают их оборот и расчеты по ним.

    В круг участников рынка ценных бумаг Российской Федерации включены следующие субъекты.

    1. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). Она находится в прямом подчинении Правительства РФ и осуществляет регулирование деятельности на рынке ценных бумаг.

    2. Профессиональные участники, которым относятся брокер, депозитарий, управляющий ценными бумагами, дилер, клиринговая организация, держатель реестра, организатор торговли на рынке ценных бумаг (фондовая биржа).

    3. Саморегулируемые организации, к которым причисляют инвесторов и эмитентов (юридические лица, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления).

    Рынок государственных ценных бумаг входит в состав фондового рынка государства.

    Ответственность за нарушения законодательства о ценных бумагах

    Ответственность за нарушения законодательства о ценных бумагах определена в ст. 51 Федерального Закона «О рынке ценных бумаг» и предусмотрена гражданским, административным и уголовным законодательством Российской Федерации.

    Вред, причиненный в результате нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, подлежит возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

    Участники рынка ценных бумаг, в том числе профессиональные участники рынка ценных бумаг и владельцы ценных бумаг, не вправе манипулировать ценами на рынке ценных бумаг и понуждать к покупке или продаже ценных бумаг путем предоставления умышленно искаженной информации о ценных бумагах, эмитентах эмиссионных ценных бумаг, ценах на ценные бумаги, включая информацию, представленную в рекламе.

    Под манипулированием ценами понимаются действия, совершаемые для создания видимости повышения и (или) понижения цен и (или) торговой активности на рынке ценных бумаг относительно существующего уровня цен и (или) существующей торговой активности на рынке ценных бумаг, с целью побудить инвесторов продавать или приобретать публично размещаемые и (или) публично обращаемые ценные бумаги, в том числе:

    • распространение ложной или недостоверной информации;
    • совершение сделок с ценными бумагами на торгах фондовых бирж и иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, в результате которых не меняется владелец этих ценных бумаг;
    • одновременное выставление поручений на покупку и продажу ценных бумаг по ценам, имеющим существенное отклонение от текущих рыночных цен по аналогичным сделкам;
    • соглашение двух или нескольких участников торгов или их представителей о покупке (продаже) ценных бумаг по ценам, имеющим существенное отклонение от текущих рыночных цен по аналогичным сделкам.

    Совершение указанных действий профессиональными участниками рынка ценных бумаг является основанием для приостановления их деятельности или аннулирования выданного им разрешения, а также иных санкций, предусмотренных для членов саморегулируемых организаций.

    В случае обнаружения фактов, дающих основание предполагать наличие в действиях лиц признаков манипулирования ценами, федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг проводит проверку указанных фактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

    По результатам проведенной проверки и с учетом объяснений указанных лиц федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносит решение о признании факта манипулирования ценами на рынке ценных бумаг и привлечении виновного лица (лиц) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, и (или) приостановлении (аннулировании) выданной профессиональному участнику рынка ценных бумаг, виновному в манипулировании ценами, лицензии либо о направлении материалов проверки в правоохранительные органы.

    Указанное решение федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг о приостановлении (аннулировании) выданной профессиональному участнику рынка ценных бумаг лицензии вступает в силу по истечении 15 дней с момента его получения профессиональным участником рынка ценных бумаг, а в случае обжалования указанного решения в суд — с момента вступления в законную силу решения суда.

    Решение федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг считается полученным профессиональным участником рынка ценных бумаг с момента вручения копии решения представителю профессионального участника рынка ценных бумаг под расписку или по истечении шести дней с момента направления копии решения профессиональному участнику рынка ценных бумаг по почте заказным письмом.

    В отношении эмитентов, осуществляющих недобросовестную эмиссию ценных бумаг, федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг:

    • опубликовывает в средствах массовой информации сведения о факте недобросовестной эмиссии и основаниях приостановления размещения ценных бумаг, выпущенных в результате недобросовестной эмиссии;
    • письменно извещает о необходимости устранения нарушений, внесения изменений в проспект ценных бумаг и другие условия выпуска, а также устанавливает сроки устранения нарушений;
    • направляет материалы проверки по фактам недобросовестной эмиссии в суд для применения мер административной ответственности к должностным лицам эмитента в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • направляет материалы проверки по фактам недобросовестной эмиссии в органы прокуратуры при наличии в действиях должностных лиц эмитента признаков состава преступления;
    • выдает письменное предписание о разрешении дальнейшего размещения ценных бумаг в случае устранения эмитентом нарушений, связанных с недобросовестной эмиссией ценных бумаг;
    • обращается с иском в суд о признании выпуска ценных бумаг недействительным в случае, если недобросовестная эмиссия повлекла за собой заблуждение владельцев, имеющее существенное значение, либо в случае, если цели эмиссии противоречат основам правопорядка и нравственности.

    Должностные лица эмитента, принявшие решение о выпуске в обращение ценных бумаг, не прошедших государственную регистрацию, за исключением выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, не подлежащих государственной регистрации, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Выпуск ценных бумаг может быть признан недействительным по иску федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, региональных отделений федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, государственного регистрирующего органа, органа государственной налоговой службы, прокурора, а также по искам иных государственных органов, осуществляющих полномочия в сфере рынка ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, осуществляемая без лицензии, является незаконной.

    В отношении лиц, осуществляющих безлицензионную деятельность, федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг:

    • принимает меры к приостановлению безлицензионной деятельности;
    • опубликовывает в средствах массовой информации сведения о факте безлицензионной деятельности участника рынка ценных бумаг;
    • письменно извещает о необходимости получения лицензии, а также устанавливает для этого сроки;
    • направляет материалы проверки по фактам безлицензионной деятельности в суд для применения мер административной ответственности к должностным лицам участника рынка ценных бумаг в соответствии с российским законодательством;
    • обращается с иском в арбитражный суд о взыскании в доходгосударства доходов, полученных в результате безлицензионной деятельности на рынке ценных бумаг;
    • обращается с иском в арбитражный суд о принудительной ликвидации участника рынка ценных бумаг в случае неполучения им лицензии в установленные сроки.

    Источник

    Оцените статью