Готфрид алиевич гасанов ноты

Готфрид Алиевич Гасанов. Элементы музыкальной изобразительности , страница 4

Обстоятельства, однако, не способствовали учебе. В стране началась инфляция, отец был уже не в состоянии оказывать сыну материальную поддержку, и с лета 1917 года для Готфрида Гасанова начинается полоса лишений и невзгод. На протяжении 1917 -—1919 годов он работает в Отделе народного образования Губернского комитета общественных организаций в Москве, затем в Армянском отделе народного комиссариата национальностей, позднее в секции инспекции труда в Наркомтруде. Это была «трудная, голодная и холодная жизнь». Ясно, что в таких условиях учеба в студии Шора не приносила большой Пользы. Университетские лекции Гасанов не посещал вовсе. В конце концов он тяжело заболел и вынужден был уехать из Москвы. В надежде найти более благоприятные возможности для занятий он приехал в ^Саратов и стал студентом консерватории. К этому времени (1918 год) относятся первые завершенные Сочинения будущего композитора: «Прелюдия» и ^Колыбельная» для фортепиано. В классе А. Дроздова Готфрид подготовил программу из произведений Баха (прелюдия и фуга домажор из первого тома «Хорошо темперированного клавира»), Бетховена (соната .№ 5), Скрябина (этюд .№ 5) и Дебюсси (менуэт из «Бергамасской сюиты»). Гасанов был доволен занятиями с новым педагогом («это был прекрасный пианист, сдержанный человек, хороший педагог и композитор»), но вскоре он вновь возвращается в Москву и поступает на командно-артиллерийские курсы. Этот шаг был естественным следствием идейного возмужания молодого человека, проявлением его окрепшего политического самосознания. Здесь уместно напомнить и о давних демократических традициях рода Гасановых, и о прогрессивных взглядах и устремлениях отца композитора, горячо приветствовавшего революцию и активно участвовавшего в деятельности органов новой власти в Дагестане, и, наконец, о знакомстве Готфрида в юношеские годы с марксизмом в нелегальном гимназическом кружке и выпуске «подпольного» рукописного журнала. Логическим продолжением этой линии и стало решение принять непосредственное участие в борьбе за победу нового социального строя. В 1919 году слушатель командно-артиллерийских курсов Готфрид Гасанов вступил в ряды ВКП(б).

Читайте также:  Ноты для фортепиано ансамбль григ танец анитры

После окончания курсов Гасанов был послан на Туркестанский фронт, но по прибытии в Самару командование направило его (очевидно, как военного специалиста из горских национальностей) на формирование 2-го конно-горного дивизиона. Летом 1920 года Гасанов был зачислен помощником командира отдельной Дагестанской батареи. Дагестан совсем незадолго до этого был освобожден от деникинцев, однако в горах еще продолжалась борьба с остатками контрреволюционных банд. В октябре 1920 года батарея в составе полка, руководимого видным дагестанским революционером Сафаром Дударовым, была направлена под Араканы для подавления мятежа лжеимама Гоцинского.

Годы революции и гражданской войны были для Готфрида Гасанова годами суровой жизненной школы. Учеба на курсах, служба в Красной Армии и участие в боях против контрреволюционных банд — все это закалило его характер, способствовало развитию и углублению мировоззрения. На всю жизнь запомнилась ему встреча слушателей командно-артиллерийских курсов с В. И. Лениным, разъяснявшим в еврей речи политику партии и государствам

После окончания гражданской войны Гасанов обратился к председателю Ревкома Дагестана Д. Коркмасову с просьбой о демобилизации для продолжения музыкального образования. Любимое искусство он не оставлял и во время пребывания в армии: еще в пору своего курсантства он участвует в трио, в котором партии скрипки и виолончели исполняли его сослуживцы, после перевода в Буйнакск выступает перед красноармейцами как солист и аккомпаниатор, играет произведения Шопена, Скрябина, Метнера. В мирной обстановке мечты о консерватории возродились с новой силой.

Источник

Готфрид Алиевич Гасанов

Автор: Администрация училища. Категория: Персоналии.

Готфрид Алиевич Гасанов является знаковой фигурой в развитии культуры Дагестана. Его жизнь была наполнена разнообразной, активной музыкальной и общественной деятельностью. Талантливый композитор, педагог, пианист, дирижер, музыкальный ученый, критик и публицист, создатель и руководитель различных коллективов и музыкальных учреждений, Г. А. Гасанов, явился подлинным строителем новой культуры Дагестана.

Читайте также:  Как строят занятия с гитарой

Готфрид Алиевич Гасанов родился в 1900 году в городе Дербенте в семье служащего. Он был внуком ученого, поэта Гасана-Эфенди Алкадарского и праправнуком шейха Мухаммеда Ярагского. Родители Готфрида Алиевича были просвещенными и передовыми людьми своего времени.

В семье Гасановых любили музыку. С 8 лет Готфрид Гасанов брал частные уроки игры на фортепиано, а с 12 лет сам начал сочинять музыку.

В 1922-1926 году он учился в Ленинградской государственной консерватории по классу фортепиано у M. H. Бариновой; по классу композиции — у В. П. Калафати.

После завершения 1-го курса консерватории, летом 1923 года, молодой пианист Гасанов, приехав на каникулы в Махачкалу, дает свой первый концерт в зале рабоче-крестьянского клуба имени Маркова. Концерт прошел с огромным успехом.

Вернувшись в Дагестан после окончания консерватории, Готфрид Алиевич в апреле 1926 года в Темир-Хан-Шуре (Буйнакске) открывает музыкальную школу и становится ее директором. В этом же году школу преобразовали в Дагестанский музыкальный техникум. С 1 января 1927 года техникум был переведен в столицу республики Махачкалу. Вместе с музыкальным техникумом (позже переименованным в училище) в 1926 году при живейшем участии Гасанова была создана первая в республике национальная театральная студия. Впервые выходит журнал театра, музыки и кино под общим названием «Кумуз» с нотным материалом.

Обучение в училище в первые годы велось по специальностям: фортепиано, струнные и духовые инструменты, сольное пение.

Для обучения детей национальной манере пения и игре на пандуре был приглашен известный певец Хабиб из селения Араканы. Его уроки вызывали исключительный интерес.

Осенью 1926 года в жизни Гасанова начался период странствования. Он поселился в Самаре, затем переехал в Ленинград. В 1935г. Готфрид Алиевич возвращается в Дагестан.

В начале 1935 г. было принято постановление о создании национального Государственного этнографического ансамбля, художественным руководителем которого стал Г. Гасанов. Работа в ансамбле помогала Гасанову готовиться к созданию первой дагестанской оперы «Хочбар».

Великая отечественная война застала Гасанова в должности заведующего учебной частью музыкального училища при Ленинградской консерватории. С первых дней войны Готфрид Алиевич был активным участником обороны города и часто выступал перед воинами Красной Армии как пианист и композитор.

В 1943 году, после выезда из осажденного Ленинграда, композитор возвращается на родину и становится заведующим музыкальной частью Кумыкского театра, в сущности — его музыкальным руководителем.

В 1947 году Гасанов получил премию на Всесоюзном конкурсе собирателей фольклора и был принят в Союз композиторов СССР, став первым в республике музыкантом, удостоенным этой чести. В феврале того же года Гасанов был избран депутатом Верховного Совета ДАССР.

В начале 50-х годов композитор написал музыку к кинофильмам «Советский Дагестан» и «Аул Кубачи».

Центральным сочинением на рубеже 40-х — 50-х годов стала «Дагестанская кантата о Родине».

В 1949 и в 1951 году композитор стал лауреатом Государственных премий СССР.

В средине 1952 года Гасанов оставляет ансамбль и переходит в музыкальное училище, созданное им четверть века назад.

С начала 1953 года он одновременно с работой в училище становится художественным руководителем Дагестанской филармонии.

В конце 1954 года по инициативе Гасанова было принято решение о создании в Дагестане отделения Союза композиторов СССР. В организацию вошли Н. Дагиров, С. Агабабов, М. Кажлаев.

С первых лет своего существования Союз композиторов Дагестана стал действенным центром музыкальной жизни республики.

В 1963 году Готфрид Алиевич переезжает из Махачкалы в Москву, но это не меняет главной сути творчества Гасанова как художника глубоко национального. «Мои творческие связи с Дагестаном — это главное, что призывает меня к жизни», — пишет он Дагирову сразу же по приезду в Москву — «Буду писать только на дагестанские темы. Я очень люблю Дагестан и наш народ».

В мае 1965 года композитор внезапно ушел из жизни. Могила его у самого подножья горы Тарки-Тау. На его памятнике высечена светлая мелодия медленной части из его Первого фортепианного концерта.

Музыка большого национального художника живет полнокровной жизнью, звучит в передачах дагестанского телевидения и радио, в спектаклях республиканских театров, в концертах лучших музыкантов-исполнителей Страны гор.

Список произведений: Опера «Хочбар»; музыкальные комедии «Если сердце захочет» и «Под деревом»; детский балет «Карачач»; балетная сцена «У родника»; оратория «Джигиты Дагестана»; две кантаты «Дагестанская кантата о Родине» и «Горы поют»; «Дагестанская фантазия» для симфонического оркестра; два концерта для фортепиано с оркестром; рапсодия для фортепиано с оркестром; две сюиты для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра: «Море зовет» и «Солдатская»; три симфонических танца; «Праздничная увертюра», «Рапсодия на кумыкские народные темы», «Танец дружбы» и «Рондо» для оркестра дагестанских народных инструментов; фортепианные миниатюры; песни и романсы; музыка к спектаклям и кинофильмам.

Предлагаем вашему вниманию документальный фильм «Дагестан в лицах – Готфрид Алиевич Гасанов»

Источник

Готфрид алиевич гасанов ноты

Мастер-класс скрипача Никиты Борисоглебского

28 мая в училище, в рамках проведения фестиваля «Порт-Петровские Ассамблеи» в училище состоялся мастер-класс лауреата Международного конкурса им. П.И.Чайковского, скрипача Никиты Борисоглебского со студентами –выпускниками Рагимат Магомедовой и Павлом Котельниковым (класс преподавателя Енюкова Николая Андреевича).

Отчетный концерт училища

Сегодня, 21 мая, в зале Махачкалинского музыкального училища им. Г. А. Гасанова состоялся отчетный концерт, посвященный 100 – летию со дня рождения Народного артиста РСФСР, Заслуженного деятеля искусств России, лауреата Государственной премии ДАССР, композитора Наби Садыковича Дагирова.

Экскурсия в Дербент

10 мая студенты махачкалинского музыкального училища под руководством педагога-психолога Омаровой Ж.Х. совершили поездку в один из самых древних городов России — Дербент,

9 мая — День Победы.

9 мая в одном из дворов города Махачкалы прошёл концерт, посвящённый празднику Великой Победы.

Бондаренко Андрей Валентинович

Махачкалинское музыкальное училище им. Г.А. Гасанова для многих выпускников остаётся родным домом, домом, в котором прошли незабываемые юношеские годы, домом, где они познавали музыкальный мир, учились мыслить и понимать музыку, учились трудиться, творить и добиваться поставленных целей. Атмосфера творчества, теплоты, доброжелательности окутывает всех входящих в этот музыкальный мир и сопровождает всё время обучения. Эти стены пропитаны особой энергетикой — доброй энергетикой всех тех, кто учился и работал здесь, энергетикой концертов и репетиций, занятий и общения друг с другом, энергетикой великого искусства – музыки.

Бутаева Зарема Ажуевна

За 90 лет в стенах училища подготовлено около 5 тысяч специалистов. Ежегодно выпускники училища продолжают свое образование в музыкальных ВУЗах страны и зарубежья. Наличие некогда музыкального техникума, позже Махачкалинского музыкального училища им. Г. Гасанова, обеспечило возможность создания в Дагестане таких крупных творческих коллективов как Государственный симфонический оркестр, Государственный оркестр народных инструментов, Государственный хор, Камерный оркестр и Эстрадно-духовой оркестры Даггосфилармонии, Дагестанский театр оперы и балета.

Готфрид Алиевич Гасанов

Готфрид Алиевич Гасанов является знаковой фигурой в развитии культуры Дагестана. Его жизнь была наполнена разнообразной, активной музыкальной и общественной деятельностью. Талантливый композитор, педагог, пианист, дирижер, музыкальный ученый, критик и публицист, создатель и руководитель различных коллективов и музыкальных учреждений, Г. А. Гасанов, явился подлинным строителем новой культуры Дагестана.

Бутаева Зарема Ажуевна

Министр культуры Республики Дагестан

Родилась 4 июня 1971 года в Республике Дагестан, г. Махачкала.

Окончила Махачкалинское музыкальное училище «Теория музыки» преподаватель (диплом с отличием); Астраханскую Государственную консерваторию «Музыковедение» музыковед-преподаватель (диплом с отличием); аспирантуру ФГБОУ ВПО ДГУ 2011г.

Кандидат филологических наук.

Готфрид Алиевич Гасанов является знаковой фигурой в развитии культуры Дагестана. Его жизнь была наполнена разнообразной, активной музыкальной и общественной деятельностью. Талантливый композитор, педагог, пианист, дирижер, музыкальный ученый, критик и публицист, создатель и руководитель различных коллективов и музыкальных учреждений, Г. А. Гасанов, явился подлинным строителем новой культуры Дагестана.

Готфрид Алиевич Гасанов родился в 1900 году в городе Дербенте в семье служащего. Он был внуком ученого, поэта Гасана-Эфенди Алкадарского и праправнуком шейха Мухаммеда Ярагского. Родители Готфрида Алиевича были просвещенными и передовыми людьми своего времени.

В семье Гасановых любили музыку. С 8 лет Готфрид Гасанов брал частные уроки игры на фортепиано, а с 12 лет сам начал сочинять музыку.

В 1922-1926 году он учился в Ленинградской государственной консерватории по классу фортепиано у M. H. Бариновой; по классу композиции — у В. П. Калафати.

После завершения 1-го курса консерватории, летом 1923 года, молодой пианист Гасанов, приехав на каникулы в Махачкалу, дает свой первый концерт в зале рабоче-крестьянского клуба имени Маркова. Концерт прошел с огромным успехом.

Вернувшись в Дагестан после окончания консерватории, Готфрид Алиевич в апреле 1926 года в Темир-Хан-Шуре (Буйнакске) открывает музыкальную школу и становится ее директором. В этом же году школу преобразовали в Дагестанский музыкальный техникум. С 1 января 1927 года техникум был переведен в столицу республики Махачкалу. Вместе с музыкальным техникумом (позже переименованным в училище) в 1926 году при живейшем участии Гасанова была создана первая в республике национальная театральная студия. Впервые выходит журнал театра, музыки и кино под общим названием «Кумуз» с нотным материалом.

Обучение в училище в первые годы велось по специальностям: фортепиано, струнные и духовые инструменты, сольное пение.

Для обучения детей национальной манере пения и игре на пандуре был приглашен известный певец Хабиб из селения Араканы. Его уроки вызывали исключительный интерес.

Осенью 1926 года в жизни Гасанова начался период странствования. Он поселился в Самаре, затем переехал в Ленинград. В 1935г. Готфрид Алиевич возвращается в Дагестан.

В начале 1935 г. было принято постановление о создании национального Государственного этнографического ансамбля, художественным руководителем которого стал Г. Гасанов. Работа в ансамбле помогала Гасанову готовиться к созданию первой дагестанской оперы «Хочбар».

Великая отечественная война застала Гасанова в должности заведующего учебной частью музыкального училища при Ленинградской консерватории. С первых дней войны Готфрид Алиевич был активным участником обороны города и часто выступал перед воинами Красной Армии как пианист и композитор.

В 1943 году, после выезда из осажденного Ленинграда, композитор возвращается на родину и становится заведующим музыкальной частью Кумыкского театра, в сущности — его музыкальным руководителем.

В 1947 году Гасанов получил премию на Всесоюзном конкурсе собирателей фольклора и был принят в Союз композиторов СССР, став первым в республике музыкантом, удостоенным этой чести. В феврале того же года Гасанов был избран депутатом Верховного Совета ДАССР.

В начале 50-х годов композитор написал музыку к кинофильмам «Советский Дагестан» и «Аул Кубачи».

Центральным сочинением на рубеже 40-х — 50-х годов стала «Дагестанская кантата о Родине».

В 1949 и в 1951 году композитор стал лауреатом Государственных премий СССР.

В средине 1952 года Гасанов оставляет ансамбль и переходит в музыкальное училище, созданное им четверть века назад.

С начала 1953 года он одновременно с работой в училище становится художественным руководителем Дагестанской филармонии.

В конце 1954 года по инициативе Гасанова было принято решение о создании в Дагестане отделения Союза композиторов СССР. В организацию вошли Н. Дагиров, С. Агабабов, М. Кажлаев.

С первых лет своего существования Союз композиторов Дагестана стал действенным центром музыкальной жизни республики.

В 1963 году Готфрид Алиевич переезжает из Махачкалы в Москву, но это не меняет главной сути творчества Гасанова как художника глубоко национального. «Мои творческие связи с Дагестаном — это главное, что призывает меня к жизни», — пишет он Дагирову сразу же по приезду в Москву — «Буду писать только на дагестанские темы. Я очень люблю Дагестан и наш народ».

В мае 1965 года композитор внезапно ушел из жизни. Могила его у самого подножья горы Тарки-Тау. На его памятнике высечена светлая мелодия медленной части из его Первого фортепианного концерта.

Музыка большого национального художника живет полнокровной жизнью, звучит в передачах дагестанского телевидения и радио, в спектаклях республиканских театров, в концертах лучших музыкантов-исполнителей Страны гор.

Список произведений: Опера «Хочбар»; музыкальные комедии «Если сердце захочет» и «Под деревом»; детский балет «Карачач»; балетная сцена «У родника»; оратория «Джигиты Дагестана»; две кантаты «Дагестанская кантата о Родине» и «Горы поют»; «Дагестанская фантазия» для симфонического оркестра; два концерта для фортепиано с оркестром; рапсодия для фортепиано с оркестром; две сюиты для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра: «Море зовет» и «Солдатская»; три симфонических танца; «Праздничная увертюра», «Рапсодия на кумыкские народные темы», «Танец дружбы» и «Рондо» для оркестра дагестанских народных инструментов; фортепианные миниатюры; песни и романсы; музыка к спектаклям и кинофильмам.

Предлагаем вашему вниманию документальный фильм «Дагестан в лицах – Готфрид Алиевич Гасанов»

Источник

Оцените статью