Организация левой клавиатуры современного баяна. Видеоупражнения
Давайте внимательно осмотрим баян со всех сторон. Перед вами достаточно совершенный современный инструмент, прошедший весьма сложную и противоречивую эволюцию. Левая полная сторона баяна имеет сто двадцать кнопок. И самое интересное то, что во время игры исполнителю-баянисту их не видно. Человеку непосвященному это кажется невероятным: управлять таким обилием кнопок не глядя – есть в этом нечто мистическое. При одном только взгляде на левую клавиатуру у многих отпадает желание научиться играть на баяне.
Комплект видео упражнений для левой руки
Сегодня мы поговорим с вами о левой клавиатуре и начнем осваивать ее с помощью специальных упражнений. Здесь будет совершенно мало теории и много практического материала. Видео упражнения для левой руки, представленные здесь, дадут вам возможность в экспрессивном режиме подготовить левую руку к полноценной игре на баяне.
После освоения видео упражнений у вас не будет проблем, связанных с беглостью пальцев и их координацией. Практическое прохождение комплекта упражнений позволит вам абсолютно легко самостоятельно работать над разучиванием мелодий и пьес в облегченном переложении для баяна.
В видео упражнениях задан эталон звучания баяна при выполнении упражнений. Вы всегда сможете включить видео и сопоставить свою игру со звуком в записи. Эти упражнения способствуют выработке оптимального меховедения и приучают пальцы к верной аппликатуре. В подборке 30 видеороликов, 130 видео упражнений , которые признаны специалистами наиболее полезными для обучения начинающих баянистов.
Эти упражнения я использую в работе с желающими освоить баян уже почти сорок лет. На том материале, который у вас имеется возможность купить, научились играть на баяне сотни моих учеников — и взрослых и детей. Приобретая комплект видео упражнений для левой руки, вы автоматически получаете возможность в любое время получить мою консультацию, ответы на интересующие вас вопросы, рекомендации.
Для кого подготовлены эти упражнения?
— Для тех, кто начинает обучение на баяне с нуля, без какой-либо музыкальной подготовки. Материал в комплекте изложен таким образом, что практически каждый человек, сможет его освоить самостоятельно.
— Упражнения можно результативно использовать педагогами по классу баяна в качестве учебных материалов, а также для домашних заданий учащимся по классу баяна в детских музыкальных образовательных учреждениях.
Посмотрите фрагмент видео из Комплекта:
В комплекте: схемы расположения нот на клавиатуре, видеоупражнения с качественным звуком цифрового баяна Roland, отличная графика. Большинство упражнений с подписанными нотами и аппликатурными обозначениями. Имеются также файлы для распечатки упражнений. Каждое упражнение имеет методические рекомендации по их освоению. Видео записано в формате AVI.
Посмотрите фрагмент одного из видео упражнений, входящих в комплект:
Приобрести комплект видео упражнений для левой руки очень просто:
Цена 300 рублей
По вопросам приобретения комплекта пишите на почту p etrowich451@yandex.ru
Однако с этими многочисленными кнопками дело обстоит намного проще. Для полноценной игры на левой клавиатуре с охватом всех тональностей хватило бы и шестьдесят кнопок — ровно половина того, что имеется на левой клавиатуре. Конечно, и это многовато. Использовать при игре все шестьдесят кнопок практически невозможно: ведь не играем же мы какое-либо произведение сразу во всех тональностях.
Итак, основная группа из шестидесяти кнопок на левой стороне баяна располагается в двенадцати поперечных рядах. Каждый ряд – кнопка баса и четыре кнопки, соответствующие разным аккордам.
Кнопки основного баса идут не по порядку расположения нот в звукоряде, а по определенной системе – фа, до, соль, ре, ля, ми, си. Казалось бы, бессмыслица. Но нет, в такой последовательности басовых нот кроется великий смысл, большая продуманность и организованность левой клавиатуры баяна.
Когда баянист начинает играть произведение в какой-либо тональности, все кнопки, необходимые для полноценного аккомпанемента, удивительным образом оказываются у него под пальцами. Переходы в параллельные тональности также не вызывают затруднения, т.к. кнопки этих тональностей находятся рядом – чуть выше или чуть ниже.
На фотографии изображена стокнопочная левая клавиатура
При игре на баяне часто используются тональности, главные басовые кнопки которых находятся в самых нижних рядах из двенадцати. Если бы левая клавиатура ограничивалась только основной группой кнопок, исполнителю приходилось бы скакать через десять-одиннадцать рядов вверх. Велика вероятность промахов! Вот поэтому кнопки верхней части клавиатуры повторяются под нижней основной группой, и баянист не скачет вверх, рискуя промахнуться, а спокойненько играет свое произведение в комфортной аппликатурной зоне.
По аналогии нижняя часть кнопок основной группы повторяется в верхней части клавиатуры.
Это повторение составляет еще сорок кнопок. Остается двадцать. У них тоже своя особая миссия Они по своему расположению точно повторяют вертикальный ряд басов, но при этом смещены на четыре нотки вниз. Теперь все басовые кнопки действительно сгруппированы очень удобно и всегда находятся под пальцами исполнителя.
Источник
Левая клавиатура аккордеона с готовым аккомпанементом
На левой стороне обычных аккордеона и баяна находится так называемая стандартная клавиатура басов и готовых аккордов — для ведения партии аккомпанемента.
Впервые идея применения готового аккордового аккомпанемента на ручной гармонике принадлежит Кириллу Демиану, создавшему такую гармонику в Вене в 1829 году и назвавшему ее аккордеоном (Accordion).
В России (при массовом изготовлении в кустарных мастерских и на домашних фабриках гармоник в 30 — 60-х годах прошлого столетия) на левой стороне инструментов употреблялся стандартный аккомпанемент, состоящий из двух кнопок (клапанов): баса и аккорда. При смене движения меха звуки были разные: бас, как и аккорд, звучал в одну сторону движения меха — тоника, в другую – доминанта. В этот же период стали выпускаться гармоники и с четырьмя кнопками (клапанами): две кнопки — басы, две — аккорды.
Вслед за аккордовым аккомпанементом, состоящим из мажорных аккордов, появляется минорный; кроме одного ряда басов (основного), появился и второй, вспомогательный. Наиболее ярко и полно развитие клавиатуры с басо-аккордовым готовым аккомпанементом происходило еще до появления баяна у елецкой рояльной гармоники, прямой предшественницы современного аккордеона. Русские народные умельцы довели левую клавиатуру на этой гармонике от простого мажорного аккомпанемента в 4 баса и 4 аккорда (70-е годы) до полного кварто-квинтового круга басов (основного и вспомогательного рядов) — и к ним мажорные, минорные и доминантсептаккорды всех тональностей (в начале XX века).
С появлением трехрядных и четырехрядных хроматических гармоник в России в начале XX века (получивших название баян — 1907 г.) левая клавиатура насчитывала сначала 36 кнопок (басы, мажорные и минорные аккорды). К концу первого десятилетия XX века клавиатура готового аккомпанемента была доведена до 100 кнопок (стандарт и принцип расположения сохранены и теперь).
За рубежом расширение комплекса готового аккомпанемента на кнопочном аккордеоне (баяне) происходило в 90-е годы прошлого и начале XX века, причем ведущая роль принадлежала итальянским и немецким мастерам.
Левая клавиатура с готовым аккомпанементом на современных аккордеонах и баянах по своему строению и расположению кнопок одинакова.
Схема расположения басов и аккордов на левой клавиатуре с готовым аккомпанементом
Счет рядов ведется от меха инструмента. 1 -й ряд — вспомогательные басы (чтобы «взять» бас, находящийся далеко в основном ряду); 2-й ряд, главный, — основные басы, основа для построения аккордов, находящихся в этом же поперечном ряду); 3-й ряд — мажорные трезвучия в различных обращениях; 4-й ряд – минорные трезвучия в различных обращениях; 5-й ряд — септаккорды, чаще всего в полном четырехзвучном изложении (на большинстве советских и итальянских инструментов септаккорды звучат с пропущенной квинтой, а на немецких – полностью), но в записи их принято обозначать тремя нотами (с пропущенной квинтой); б-й ряд — уменьшенные септаккорды (или трезвучия); в нотной записи принято их обозначать тремя звуками.
Чтобы облегчить прочтение аккордов при исполнении на аккордеоне или баяне, быстро ориентироваться, где брать те или иные аккорды, в нотах ставятся условные обозначения: буква «Б» обозначает, что данный аккорд находится в третьем вертикальном ряду — мажорных аккордов; буква «М» указывает на четвертый ряд — минорных аккордов; цифрой «7» обозначаются септаккорды (пятый ряд); буквой «У» — уменьшенные септаккорды (шестой ряд). Буква «В» ставится под (или над) нотой басов — значит, кнопка находится во вспомогательном ряду басов. На инструментах с такими клавиатурами в начальном периоде обучения употребляют четыре пальца (кроме большого), обозначение которых на баяне — 1, 2, 3, 4 (1 — указательный), на аккордеоне — 2, 3, 4, 5 (1 — большой). Однако при больших клавиатурах (120 кнопок и более) в профессиональной практике употребляются при игре все пять пальцев левой руки, как и правой. Пятипальцевое обозначение более удобно.
Эти обозначения только указывают, в каком вертикальном ряду находится та или иная кнопка аккордов или басов. Место же аккорда в поперечном ряду (по горизонтали) указывает бас, стоящий перед аккордом. Например, над аккордом буква «Б», а перед аккордом — бас соль, следовательно, нужно взять мажорный аккорд, находящийся в том же поперечном ряду, что и бас соль. Если аккорд берется не в том поперечном ряду, в котором находится обозначенный впереди него бас, около аккорда маленькой ноткой в скобках помечается, от какого именно баса основного ряда надо взять данный аккорд. Например:
Таковы расположение и система записи партии левой руки с готовым басо-аккордовым аккомпанементом. Практическое звучание басов и аккордов имеет различие с нотной записью.
На левой клавиатуре аккордеона и баяна, в отличие от правой, нет деления звукоряда на октавы.
И хотя на клавиатурах с большим количеством кнопок имеется несколько кнопок до, соль, ре, ля и т. д., при нажиме звучат они одинаково. Для создания сочного звучания басовых звуков нажим одной кнопки с помощью наборной левой механики вызывает одновременное звучание трех, чаще четырех или пяти звуков одного и того же названия, но в различных октавах. Звучание всех басовых звуков выглядит в нотах следующим образом:
Самой низкой нотой бывает фа или соль. При извлечении одновременно четырехзвучия отсутствуют верхние звуки.
Фактическое звучание аккордов, например соль-мажорный аккорд:
Устройство левой стороны баяна и аккордеона видно из приведенных схем здесь и здесь и объяснений к ним.
В начале XX века существовала и иная система. Принципиальная формула соотношения басов и аккордов была такая же, как и на общепризнанной системе, но расположены все кнопки басов и аккордов были в обратном порядке.
Такая система была предложена в Туле В. П. Хегстремом в 1901 году и долгое время имела распространение под названием «хегстремовской» (или «тульской») системы готового аккомпанемента. За рубежом она была известна как бельгийская система готового аккомпанемента — в отличие от общепризнанной, которая называлась итальянской.
Схема расположения звуков на левой клавиатуре по системе Хегстрема
По этой же системе ранее строился готовый басо-аккордовый аккомпанемент на русских рояльных елецких гармониках.
Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. — М., 1968.
Источник
Выборные клавиатуры на левой стороне аккордеонов и баянов
Формирование трехрядной хроматической кнопочной гармоники — баяна, как и хроматической гармоники с органно-фортепианной клавиатурой — аккордеона, происходило почти одновременно как с применением на левой стороне клавиатуры с готовыми аккордами, так и выборной. По архивным документам и фотографиям можно утверждать, что аккордеоны с выборными клавиатурами начали появляться с 1900 года, когда мастер Баканов в Москве сделал гармонику с рояльной клавиатурой для правой и для левой руки. С 1906 года трехрядные баяны московской системы с выборной клавиатурой стали изготовлять в Туле на фабрике «Братья Киселевы».
Выборный баян системы Стерлигова
В 1910 году на четырехрядном выборном баяне системы Стерлигова выступал гармонист Боков, что в те годы было уже не единичным случаем. Гармоники, в которых на левой стороне была такая же клавиатура, как и на правой, но с охватом диапазона в более низком регистре, назывались в то время «левая по правой» или «выборными» (первое название подчеркивало, что левая клавиатура имела то же расположение и устройство, что и правая, а второе указывало на то, что исполнитель должен был в случае надобности «выбирать» из имеющихся на клавиатуре кнопок необходимые аккорды, то есть нажимать на левой клавиатуре столько кнопок, сколько звуков в данном аккорде). Выборные клавиатуры (клавишные и кнопочные) находились на грифе (выносные клавиатуры), в некоторых моделях — непосредственно на корпусе. В обоих случаях на выборной клавиатуре нижние звуки располагались внизу, а верхние — вверху (на правой клавиатуре — всегда наоборот). В последние десятилетия стали изготовлять и такие выборные клавиатуры, на которых (также, как и на правой) вверху — нижние звуки, а внизу — верхние.
Левая выборная клавиатура аккордеона (внутреннее устройство)
Интерес к выборным баянам и аккордеонам не ослабевает и в более позднее время, вплоть до наших дней. В 1949 году мастером-конструктором А. А. Глаголевым был подготовлен для массового производства маломерный выборный баян-концертино 34×24, а затем — с расширенным диапазоном, 40×36.
В 1950 году А. А. Глаголев подготовил также для массового производства и выборный аккордеон 41xХ27, имевший на правой клавиатуре 41 клавишу и на левой — 27. Левая механика в этих инструментах была совершенно отлична от левой механики обычных баянов и аккордеонов. Внутри баяна-концертино вместо трех, как обычно, стоит по два резонатора с каждой стороны, распределение планок на которых идет на три ряда клавиатуры.
Баян-концертино и выборный аккордеон отличались низкой стоимостью и ценными качествами для исполнения полифонических произведений и игры в оркестрах. При обсуждении этих моделей было много положительных отзывов, но серийного выпуска налажено не было. Кроме «выборных» клавиатур, на левой стороне существуют и готово-выборные.
Выборный баян получил большое распространение за рубежом. С начала 50-х годов его производят в корпусах, имеющих современную форму и отделку. Во Франции такие инструменты известны под названием гармонеон. На нем даются сольные концерты из произведений Баха, Регера, Шостаковича и других композиторов. Особенно хорошо звучат на нем полифонические произведения.
Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. — М., 1968.
Источник