Гой ты сад садко ноты

Речитатив и ария Садко. Римский-Корсаков

Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения

Музыка Н. Римского-Корсакова Речитатив и ария Садко из оперы «Садко»

Кабы была у меня золота казна,
Кабы была дружинушка хоробрая,
Я не сидел бы сиднем в Новгороде,
Не стал бы жить по старине, по пошлине,
Не пировал бы день и ночь, не бражничал,
А на злату казну свою повыкупил
Я б все товары ваши новгородские,
Я снарядил бы тридцать и един корабль,
Товары красные я понагруживал.
Уж коли не дал нам Господь большой реки
Да заказал путь на море Варяжское,
Поплыл я б по Ильмень-озеру,
Проволок корабли я бы волоком
И прошел по великим рекам
Я б ко синему морю далекому.

Пробегали б мои бусы-корабли,
Объезжали б моря, моря синие.
Погулял бы в странах я неслыханных,
Насмотрелся б чудес я невиданных.
Накупил бы я там скатна жемчуга,
Самоцветных камней, дорогой камки.
На бессчётну казну в Новогороде
Понастроил бы я церквей божиих.
Я б повызолотил кресты, маковицы чистым золотом,
Усадил бы иконы я жемчугом да каменьями,
Дорогими бы все, самоцветными.
По далеким морям, по раздолью земли
Пронеслася бы слава Новгорода!
А и вы бы тогда, гости знатные,
За то во пояс мне поклонилися.

Источник

Дуэт Волховы и Садко. Римский-Корсаков

Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения

Читайте также:  Setting sun patrick joseph ноты для фортепиано

Музыка Н. Римского-Корсакова Дуэт Волховы и Садко из оперы «Садко»

Садко
Светят росою медвяною косы твои,
Словно жемчужным убором блестят!
Кто ты, девица?
Кто ты, красавица чудная, кто?

Волхова
Звончаты струны,
Искусны персты у тебя,
Молодец мой!
Статен, купав ты, пригож!

Садко
Частыми звездами
Пояс твой чудный горит.

Кто ты, душа?
Кто ты, царевна моя?

Волхова
Мыслью ты светлой,
Что чайкой белой, паришь,
Рыбкою легкой ныряешь в волне,
Добрый молодец,
Суженый-ряженый, молодец мой!
Любо так слушать мне
Наигрыш звончатый,
Полонили сердце мне
Песни чудные твои,
Желанный мой!

Садко
Девица чудная! Тебя люблю я,
Любить век буду я!

Волхова
Милый молодец!
Суженый-ряженый!

Садко
Кто, кто ты, девица? Кто ты, красавица?

Источник

Песня веденецкого гостя. Римский-Корсаков

Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения

Музыка Н. Римского-Корсакова Песня Веденцкого гостя из оперы «Садко»

Город каменный, городам всем мать,
Славный Веденец середь моря стал.
А и раз в году церковь чудная
Поднимается из синя моря.

Соезжаются к ней да дивуются
Славны витязи все из-за моря.
А могучий князь, в золотом дворце,
Обручен кольцом с морем синим.

Город прекрасный, город счастливый,
Моря царица, Веденец славный!
Тихо порхает ветер прохладный,
Синее море, синее небо!

Над морем синим царствуешь кротко,
Город прекрасный, Веденец славный!
Месяц сияет с неба ночного,
Синее море плещется тихо.

Дев чернокудрых песни несутся,
Слышатся лютни звонкие струны.
Город прекрасный, город счастливый,
Моря царица, Веденец славный,

Тихо порхает ветер прохладный,
Синее море, синее небо.
Над морем синим царствуешь кротко,

Источник

«Колыбельная песня Волховы»: ноты для фортепиано

На этой странице представлены ноты произведения Н.А. Римского-Корсакова из оперы «Садко» под названием «Колыбельная песня Волховы» . Ноты для фортепиано можно скачать бесплатно в формате pdf чуть ниже. А пока мы предлагаем вспомнить мелодию этого произведения.

Ноты для фортепиано «Колыбельной песня Волховы» ниже текста

Сон по бережку ходил,
Дрёма по лугу,
А и сон искал Дрёму,
Дрёму спрашивал.
А и где же спит Садко,
Купав добрый молодец.
Баю-бай баю-бай,
Баю-бай баю-бай.

Спит Садко мой на лугу,
На зелёном бережку
В шитом браном положку,

Во зелёном тростничку.
Убаюкала его
Ласка нежная моя.
Баю-бай баю-бай,
Баю-бай баю-бай.

Ты расти, мой тростничок,
Шитый браный положок.
Не колышься, мурава,
Зелена да шелкова,
Сердце девичье моё
Полонила песнь его.

«Колыбельная песня Волховы»: скачать бесплатно ноты для фортепиано

Надеемся, вам пришлись по вкусу представленные выше ноты «Колыбельной песни Волховы» Н. Римского-Корсакова. Другие ноты колыбельных песен для фортепиано вы можете найти здесь.

Нотный архив NotaDo.ru представляет ноты произведений Николая Римского-Корсакова для фортепиано, гитары, аккордеона и других инструментов. Все ноты произведений этого композитора на нашем сайте можно скачать абсолютно бесплатно.

Николай Андреевич Римский-Корсаков — русский композитор, педагог и дирижер, участник «Могучей кучки». Среди его сочинений — оперы «Снегурочка», «Царская невеста» и «Сказка о царе Салтане», а также симфонические произведения, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.

Источник

Аннотация Гой ты Сад-Садко

хор из оперы «Садко».

муз. и либ. Н. А. Римского-Корсакова

Николай Андреевич Римский-Корсаков (18 марта 1844 — 21 июня 1908) – всемирно известный русский композитор-классик, педагог, дирижер, автор трудов об оркестре, музыкальный писатель. Автор 15-ти опер, 3-х симфоний, целого ряда симфонических произведений, инструментальных концертов, кантат, камерно-инструментальной, вокальной и духовной музыки. Его творчество самобытно, но вместе с тем опирается на классические традиции, творчески развивая и дополняя их новыми для той эпохи идеями.

Римский-Корсаков родился в Тихвине, небольшом городке Новгородской губернии, где жил его отец, отставной губернатор. Живя в Тихвине, будущий композитор слушал русские народные песни, видел старинные русские обряды. Эти детские впечатления оказали влияние на характер будущего композитора и на его дальнейшее творчество. Римского-Корсакова с детских лет обучали фортепьянной игре, и уже в раннем возрасте он начал сочинять музыку. Его способности к музыке проявились с раннего детства, он прекрасно различал мелодии, которые ему пела мать. А уже в возрасте трех лет бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано. Отец часто специально менял темп и ритм, но мальчик безошибочно следовал за ним. Когда ребенок немного повзрослел, он научился нотам и на слух мог назвать любой из тонов фортепиано, мать взялась обучать ребенка игре на этом инструменте. Вскоре он освоил все, что умела мать, и тогда родители пригласили профессиональную учительницу игры на фортепиано. Учеба давалась Николаю легко не только в области музыкального образования. Он очень рано научился читать, быстро освоил арифметику. Родители, видя способности сына, пророчили ему большое будущее, правда, не в творческой сфере — они хотели, чтобы их сын стал морским офицером. Он и сам тогда ещё не думал связывать свою жизнь с музыкой. По примеру старшего брата и своего дяди он мечтал о флотской карьере. Поэтому в возрасте двенадцати лет Римский-Корсаков поступил в петербургский Морской корпус — военное училище, готовившее офицеров. Однако очень скоро мальчик понял, что военно-морская служба не столь интересна, как ему представлялось в раннем детстве. Музыка его интересовала гораздо больше, и он параллельно учебе в Морском корпусе продолжил обучаться игре на фортепьяно, стал посещать оперу и концерты, пробовал сочинять собственную музыку.

В 1858 году он впервые услышал оперу Михаила Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Она произвела на него столь потрясающее впечатление, что он ходил на нее несколько раз. Потом последовала опера «Руслан и Людмила», и вновь Николая поражает творчество Глинки. Преклонение перед великим Глинкой Римский-Корсаков пронес через всю свою жизнь. В то время он встретился с известным композитором М.А. Балакиревым. Один из крупнейших деятелей русского музыкального искусства XIX века, он тогда находился в расцвете творческих сил. «С первой встречи, — вспоминал Римский-Корсаков, — Балакирев произвел на меня громадное впечатление. Превосходный пианист, играющий все на память, смелые суждения, новые мысли, и при этом композиторский талант, перед которым я уже благоговел». Балакирев познакомился с сочинениями Римского-Корсакова и понял, что семнадцатилетнему кадету суждено стать великим музыкантом. Он предложил Римскому-Корсакову написать симфонию, и с этого времени Римский-Корсаков решил посвятить свою жизнь музыке. Он с головой окунулся в работу над своей Первой симфонией.

В апреле 1861 года Николай Римский-Корсаков, закончив обучение с хорошими оценками, был направлен гардемарином в кругосветное плавание на военном учебном клипере «Алмаз». 21 мая 1865 года клипер «Алмаз» прибыл в Кронштадт. Римcкий-Корсаков стал мичманом.

Николай Андреевич нес службу на берегу и продолжал сочинять музыку, в декабре 1865 года завершив свою Первую симфонию. Ее исполнение проходило под управлением самого Балакирева. Произведение было еще незрелым, чувствовалось, что молодой композитор находится в творческом поиске и его стиль еще не устоялся. Однако уже в Первой симфонии чувствовался сильный, самобытный талант. Затем последовала «Увертюра на три русские темы» (первая редакция — 1866) и «Сербская фантазия» (1867). Под влиянием Балакирева композитор обратился к славянским народным мелодиям, что придавало его творчеству национальный колорит. В это же время Римский-Корсаков создавал симфоническую картину «Садко» и параллельно писал романсы. Творческий талант Николая Андреевича рос на глазах. В «Садко» композитор нашел свой художественный стиль, определил свойственный его творчеству круг образов. В «Садко» новизна музыки удивляла слушателей, композитору очень точно удалось передать впечатление неторопливого могучего движения волн. Вместе с тем композитор выступил не только как новатор, но и как продолжатель традиций европейского симфонизма, связанных с именами Берлиоза и Листа, творчество которых повлияло на композитора.

«Садко» был триумфально встречен публикой, и, воодушевленный удачей, Римский-Корсаков быстро написал симфоническую сюиту «Антар», в основе сюжета которой лежала восточная сказка Сенковского. Содержание сказки раскрыто композитором как ряд ярких музыкальных картин, сменяющих друг друга. Сюита «Антар» вновь оказалась успешной, и молодого композитора начали признавать мастером симфонической музыки. Интерес к музыке Востока был характерен для русских композиторов XIX века. Тема Востока останется важной линией творчества на протяжении всей дальнейшей жизни Римского-Корсакова.

В 1871 году Римский-Корсаков становится профессором Петербургской консерватории. А в 1872 году добивается очередного крупного успеха — он завершает оперу «Псковитянка». Это произведение о судьбе народа в эпоху объединения Руси и образования мощного Русского государства. Сюжет ее взят из одноименной пьесы известного русского поэта и драматурга Л. А. Мея. Главное действующее лицо оперы —Иван Грозный, показан сложным и противоречивым человеком. Величавая мелодия распева при появлении царя — одна из многих удачных находок, которыми полна «Псковитянка», настолько высоко оценивалась автором, что он повторил ее позже в опере «Царская невеста».

«Псковитянку» называют высшим достижением первого периода творчества композитора. После этого музыкальная деятельность Римского-Корсакова значительно расширилась, он стал инспектором духовых оркестров военно-морского ведомства (1873—84), директором «Бесплатной музыкальной школы» (1874—81). К этому периоду относится и появление новой оперы — «Майская ночь». Николай Андреевич говорил, что Гоголь – это один из его любимых писателей, а его «Майская ночь» — одно из его самых лучших произведений. В «Майской ночи» находит свое оформление важное для драматургии последующих опер Римского-Корсакова соединение двух миров: мира реальности (народно-бытовой сферы) и фантастичного потустороннего мира. Премьера оперы состоялась 9 января 1880 года в Мариинском театре. И вновь публика была в восторге. Следующая опера — «Снегурочка» по сказочной пьесе А. Н. Островского впервые исполняется в 1881 году. И вновь триумф.

Отныне Римский-Корсаков — видная фигура в отечественной музыке, общепризнанный авторитет, почитаемый профессиональными музыкантами и публикой.

В операх начала XX века композитор отдал дань новым тенденциям русского музыкального искусства, это «Сказка о царе Салтане» (1990), «Кощей Бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904). Последняя опера композитора — «небылица в лицах» «Золотой петушок» (1907) — содержала едкую сатиру на самодержавие.

В 1908 году композитор ушел из жизни.

Заслуги Римского-Корсакова общепризнанны. Композитор стоит в ряду выдающихся музыкантов мирового масштаба. Еще при жизни Римского-Корсакова его произведения получили широкую известность не только в России, но и в Европе. Их исполняли в Брюсселе, Париже и Праге.

Его педагогическая деятельность также была исключительно успешной. Римский-Корсаков воспитал около 200 композиторов, дирижеров, музыковедов, среди которых — Прокофьев, Стравинский, Глазунов, Ипполитов-Иванов, Лядов, Мясковский.

Римский-Корсаков обобщил свой педагогический опыт в учебниках гармонии и оркестровки, его труды по теории музыки также в числе его несомненных заслуг.

Опера «Садко» написана в семи картинах. Либретто написано самим композитором на основе русских былин о гусляре Садко. Впервые поставлена в Частной опере Солодовникова в Москве под управлением Евгения Эспозито в 1897 году.

Воплощать в музыке легенду о Садко Римский-Корсаков начал ещё в 1867 году, когда написал симфоническую поэму под одноимённым названием. Темы из этого сочинения впоследствии вошли в оперу. Активная работа над сочинением оперы шла в 1895-1896 годах и осенью 1896 года опера была завершена.

Первоначально предполагалось, что опера будет поставлена в Мариинском театре в следующем сезоне. Однако обстоятельства сложились иначе. Опера была прослушана в Мариинском театре осенью 1896 года, и критикамибыло высказано мнение, что опера слишком сложна для постановки. Всему этому сопутствовало охлажденное отношение к композитору со стороны дирекции театров после неудачи предыдущей оперы «Ночь перед Рождеством». Тем не менее, окончательное решение по опере должен был принять Император Николай II, который собственноручно вычеркнул «Садко» из репертуара со словами: «Пусть вместо этой оперы дирекция подыщет что-нибудь повеселее».

Премьера состоялась в Московской частной опере С. И. Мамонтова (в помещении театра Солодовникова). 27 декабря 1897 года. Произведение было принято публикой и критикой с большим успехом.

Вскоре было решено перенести спектакли труппы в Петербург, в зал Консерватории. Римский-Корсаков сам провёл последние репетиции и продирижировал спектаклем 28 февраля 1898 года. В Петербурге опера также имела успех, что отмечал и сам композитор.

Хор «Гой, ты Сад-Садко» — четырёхголосный (divisi встречаются в обеих партиях) мужской хор из первой картины оперы. Присутствуют также два солиста: 1-й Настоятель (тенор) и 2-й Настоятель (баритон).

В сюжете оперы хору предшествуют следующие события. В богатых хоромах братчины (торговой артели) в Новгороде проходит пир. Входит Садко, и гости обращаются к нему с просьбой спеть им про славу Новгорода. Но Садко корит купцов за пустую похвальбу. Одна часть присутствующих хвалит Садко за песню, но другая, большая часть — возмущается похвальбой и смелым порицанием их жизни. Подымается шумный спор, многие подступают к Садко и гонят его с пира.

Ниже приводится текст рассматриваемого отрезка либретто оперы.

Источник

Оцените статью