Гойя женщина с гитарой

Франсиско Гойя и Каэтана Альба — испанская темпераментная любовь художника и его музы

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Неординарный талант Франсиско Гойи одни объясняли даром Божьим, другие были в полной уверенности, что такие выдающиеся полотна мог написать только сумасшедший. Но находятся и такие, кто твердо убежден, что художник достиг подобных высот, благодаря влюбленности в свою музу – герцогиню Альба.

Помимо написания картин, у живописца была еще одна страсть – женщины. Очевидцы утверждали, когда художнику нравилась дама, то он добивался ее любой ценой, независимо от того, была ли она представительницей низшего сословия или аристократкой. Бывало так, что Гойя писал портрет понравившейся девушки не за деньги, а за поцелуи.

В 1773 году Франсиско Гойя, находясь в гостях своего друга Франсиско Байеу, познакомился с его сестрой Хосефой. У них случился бурный роман, который привел к беременности девушки. Гойе пришлось жениться. Даже, находясь в браке, художник не обременял себя соблюдением супружеской верности. А Хосефа все терпела, боясь, что он оставит ее с маленькими детьми одну (у них было пятеро детей, из которых выжил только один – сын Хавьер).

Читайте также:  Все ноты для гитар по порядку

Постепенно популярность живописца росла, и он уже мечтал о том, как будет писать портреты членов королевской династии. Но король Карл III посчитал его способным рисовать только забавные уличные сценки на картонных шпалерах.

Гойя добился желаемого места при дворе, когда ему было уже за сорок. Именно тогда, на одном из балов, ему повстречалась 20-летняя Каэтана Мария дель Пилар, герцогиня Альба. Очевидцы говорили, что ее желал каждый испанец: «Когда она шла по улице, — писал один французский путешественник, — все выглядывали из окон, даже дети бросали свои игры, чтобы посмотреть на неё. Каждый волосок на её теле вызывал желание».

Франсиско Гойя, который был далеко не красавцем, ухаживал за прелестной испанкой, как мог: он водил ее в театры, на концерты, писал портреты. Когда Каэтана в первый раз отдалась художнику, он с восторгом поделился со своим другом: «Теперь я наконец-то понял, что значит жить!»

Когда в 1796 году герцогиня Альба овдовела и год носила траур по мужу, все это время ее поддерживал Гойя, проживая в ее особняке. Когда женщина сняла черное платье и снова вернулась в свет, она нашла себе нового состоятельного возлюбленного. Франсиско Гойа, пребывавший в гневе, все равно писал ее портреты. Вот только с полотен на него «смотрели» не красавицы, а ведьмы, глупышки или проститутки.

Через пару лет, когда Каэтане Альбе надоел ее воздыхатель, а Гойя стал гораздо богаче, она к нему вернулась. Любовь и страсть между художником и аристократкой могли продлиться еще много лет, если бы герцогиню не нашли мертвой. Одни считали, что Каэтана сама отравилась, т. к. она не раз во всеуслышание говорила, что хотела бы умереть молодой. Другие считали, что герцогине «помогли» отправиться на тот свет завистницы. Франсиско Гойя был безутешен. В его жизни и потом случались романы, вот только «самой любимой» он называл свою музу Каэтану Альба.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Герцогиня Альба: роковая красавица с картин Гойи

Говорят, что у каждого художника есть своя Муза. В творениях Франсиско Гойи часто появляется один и тот же образ темноволосой красавицы с изящной фигурой. Даже в чертах знаменитой “Махи обнажённой” можно заметить черты представительницы знатного кастильского рода — Марии Каэтаны де Сильва, герцогини Альба.

Её можно по праву назвать роковой женщиной, ведь в судьбе одного только Гойи она сыграла решающую роль. Об испанских страстях, что полыхали в их отношениях, не перестают говорить до сих пор. Но почему же Мария так и не вышла замуж за своего возлюбленного? Чем завершился роман с художником? И почему личность герцогини по-прежнему окутана флёром загадок и легенд?

Сирота с огромным приданым

Мария Каэтана де Сильва родилась в 1762 году в Мадриде, став продолжательницей одного из самых знатных родов Кастилии. Маленькая Каэтана рано потеряла родителей.

Её мать умерла вскоре после рождения малышки, а отец заболел чахоткой, когда дочери исполнилось всего восемь лет. Спасти жизнь герцога врачи не смогли. А после смерти своего деда хрупкая девушка и вовсе стала последней представительницей могущественного и старинного рода Альба.

Воспитанием Каэтаны занимались старшие родственники. Конечно, слишком желанной девочка в их доме не была, а потому уже в 12 лет её выдали замуж. В качестве супруга был выбран герцог Медина-Сидония.

Знакомство с Гойей

Сложно сказать, испытывала ли герцогиня к мужу особенно тёплые чувства, но, несомненно, их связывало общее увлечение. И Каэтана, и герцог увлекались искусством, в частности, живописью. Они оказывали покровительство многим талантливым художникам. Как вы уже догадались, среди таких был и Франсиско Гойя.

Как утверждают историки, живописец познакомился с герцогиней Альба, когда та была ещё совсем юной. В дальнейшем он был частым гостем во дворце Каэтаны и её супруга. Вряд ли тогда речь могла идти о каких-либо отношениях между ним и герцогиней. Она весьма ответственно относилась к своему браку, а в исторических источниках и воспоминаниях современниках нет и намёка на проявление особой симпатии к художнику.

Отношения с художником

Однако в 1796 году муж Каэтаны умирает, не дожив до 40-летнего возраста. Герцогиня становится самой богатой невестой Европы. Она не была обременена заботой о детях (брак её так и остался бездетным), являлась наследницей поистине огромного состояния, отличалась сияющей красотой.

Очаровательная вдова решает переехать в родовое поместье недалеко от Кадиса, куда приглашает и Гойю. Казалось бы, он должен был стать последним среди тех, кого герцогиня пожелает видеть в своём окружении. Художник был значительно старше Каэтаны, он страдал от глухоты и паралича, что так и не смог излечить. Несмотря на его недуги, герцогиня видела в нём прежде всего талант, которым искренне восхищалась.

Сказать наверняка, был ли роман между Каэтаной и Гойей, нельзя. История сохранила лишь туманные намёки на возможные отношения, хотя в общении этой пары нередко вспыхивали поистине испанские страсти. Конечно, в качестве претендента на роль второго супруга живописец не рассматривался. Он сам был женат, что, впрочем, не помешало ему долго гостить у герцогини.

Весьма откровенные портреты Каэтаны являются самыми красноречивыми намёками на отношения с художником. Одна из самых известных работ Гойи, “Маха обнажённая”, как предполагают исследователи, была написана с натуры, причём позировала для неё сама герцогиня Альба. И хотя наследники Каэтаны в дальнейшем опровергали эту гипотезу, черты черноволосой красавицы с пронзительным взглядом в “Махе” легко угадываются.

Источник

10 картин Франсиско Гойя которые нужно знать

Испанский художник Франсиско Гойя, родившийся в 1746 году, считается одним из важнейших художников конца 18 — начала 19 веков. За свою жизнь Гойя успел создать множество картин в различных стилях, таких как рококо и романтизм, на политические и частные темы. Мы рассмотрим 10 работ мастера, от его работ, вдохновленных войной, до «Черной живописи»

1. 3 мая 1808 года в Мадриде

Одна из самых известных работ Гойи, посвященная ужасам войны — показывает казнь мадридских патриотов. Критики отмечают, что влияние этой картины прослеживается у многих художников: Эдуард Мане «Расстрел императора Максимилиана», Пабло Пикассо «Герника». Искусствовед Кеннет Кларк говорил о картине: «Это первая великая картина, которую можно назвать революционной во всех смыслах слова, стиля, предмета и намерения; это модель для социалистической и революционной живописи современности ».

2. Сатурн, пожирающий своего сына

«Черная живопись» Франсиско Гойи это серия из 14 произведений, которые художник написал на стенах собственного сельского дома в котором он жил отшельником. Картины созданные (предположительно) весной и летом 1823 называются так из-за использования темных пигментов и в целом за сюжеты напоминающие ночные кошмары. Позже, в 1873 году, картины были перенесены на холсты и позднее переданы в музей Прадо в г. Мадрид. «Сатурн пожирающий своего сына» — иллюстрирует древнегреческий миф, согласно которому Кронос (Сатурн) пожирал своих детей, опасаясь быть свергнутым одним из них.

3. Обнаженная Маха

Считается, что на картине изображена любовница премьер министра Мануэля де Годой — Пепита Тудо. «Голая Маха» стала одной из самых скандальных картин того времени. В 1808 году картину конфисковали из коллекции, после чего художника допрашивали представители инквизиции. Гойя Избежал наказания, после того как было отмечено, что произведение следовало традициям Тициана и Диего Веласкеса. С 1901 года «Обнаженная Маха» и более поздняя версия картины «Одетая Маха», находятся в музее Прадо.

4. Капричос

Франсиско Гойя был не только знаменитым художником, но и великолепным гравером. Капричос — это серия из 80 гравюр, которые художник создавал с 1794 года. Опубликована серия была в 1799 году, и представляла из себя радикальную критику испанского общества. Проблемы в педагогике, духовенстве, правящих элитах — показывал в своих работах мастер. Третья гравюра «Идет баба-яга» изображает как мать пугает своих детей «Коко» (испанская фольклорная фигура) — произведение критикует суеверия и учение основанное на страхе.

5. Бедствия войны

Более поздняя серия гравюр «Бедствия войны» состоит из 80 произведений, созданных с 1810 по 1820 годы, изображающих ужасы войны. Художник одним из первых стал показывать войну не как благородную и романтичную, а варварскую и жестокую. «Несчастная мать!» — показывает маленькую девочку, которая плачет видя как уносят труп ее матери. Эта гравюра считается сильнейшей в серии.

6. Герцогиня Альба

В конце 18 века Франсиско Гойя был придворным художником, и рисовал членов королевской семьи и представителей аристократии Испании. Герцогиня Альба — один из его самых известных королевских портретов. Картина написана в 1797 году, на ней герцогиня в траурной одежде и одета в стиле низших испанских классов общества.

7. Тонущая собака

Еще одна картина серии «Черная живопись» — «Тонущая собака», показывает собаку наполовину затянутую в зыбучие пески и с тревогой смотрящую в даль. Большую часть картины занимает небо изображенное в мрачных, охристых тонах. «Сатурн, пожирающий своего сына»- самая известная картина серии, а «Тонущая собака» — самая загадочная: некоторые видят в ней неизбежность смерти, другие — безнадежность.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • Искусство (4824)
  • Живопись (4235)
  • Графика (769)
  • Скульптура (51)
  • Художники-эмигранты из России (28)
  • Антиквариат (22)
  • Фэнтези (4)
  • Поэзия, стихи (981)
  • Фотографии (909)
  • Путешествия (264)
  • Видео (258)
  • Музыка (242)
  • Полезности (194)
  • История (158)
  • Знаменитости (124)
  • Разное (110)
  • Эмоции (109)
  • Психология (88)
  • Литература (86)
  • Здоровье (78)
  • Мода, дизайн (72)
  • Кино, театр (71)
  • Творчество (70)
  • Хореография (59)
  • Декоративно-прикладное искусство (47)
  • Архитектура (29)
  • Уроки ЛиРу (6)

Музыка

Поиск по дневнику

Статистика

История любви и женщины художника Франсиско Гойя (1746-1828)

Не один десяток биографов, историков, искусствоведов и медиков пытались разгадать секрет творчества великого испанского художника Франсиско Гойи (1746–1828), автора великолепных портретов, картин, картонов для шпалер, настенных росписей, графических серий «Капричос» и «Бедствия войны».


Маха одетая, 1798 — 1805

Dilermando Reis — Romance de Amor

Одни считали, что талант и гениальность художника были столь велики, что не могли существовать в рамках возможного и помогли художнику достичь подобных высот. Другие утверждали, что тяжёлая болезнь и полное расстройство психики поспособствовали ему сотворить величайшие шедевры.

Но нашлись и те — кстати, их было немало, — которые были глубоко уверены в том, что великим художником Гойю сделала женщина — таинственная и загадочная герцогиня Альба (1762–1802).


Герцогиня Альба в черном, 1797

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30 марта 1746 года в небольшой деревушке близ Сарагосы. Его отец был мастером-позолотчиком, мать происходила из известного, но давно обедневшего дворянского рода. Обучаясь в школе, мальчик с трудом освоил арифметику и грамоту, зато в рисовании с детства проявлял блестящие способности. Когда Франсиско исполнилось семнадцать лет, отец, желавший помочь сыну в его стремлении стать живописцем, отправил юношу в Мадрид.


Портрет Марии Терезы де Валлабриг на коне, 1783

Одновременно с обучением мастерству живописца в столице Гойя успевал уделять немалое внимание и женщинам, к которым с юности испытывал страстные и необузданные чувства. Его любовницами становились и богатые аристократки, и простые крестьянки, и известные в городе красотки из публичных домов. Говорили даже, что однажды в деревне, заметив красивую монашенку, темпераментный художник влез к ней в келью и похитил её, после чего спровоцировал жестокую драку с деревенскими крестьянами, в которой чуть не был убит. Имел ли этот факт место или нет, доподлинно неизвестно, однако при весьма странных обстоятельствах Гойя бежал в Италию, присоединившись к уличным бродягам


Портрет доньи Нарсисы Бараньяна де Гойкоечеа, 1810

Три года спустя, в 1773 году, художник вернулся в Мадрид, где встретил своего давнего друга Франсиско Байеу. Тот познакомил Гойю с сестрой, красавицей Жозефиной. Пылкая и страстная любовь привела вскоре к тому, что девушка забеременела, и не помышлявший о женитьбе Гойя был вынужден скрепить свои отношения с возлюбленной семенными узами. Всего жена подарила живописцу пятерых детей, однако вырос только Хавьер — другие дети умерли в младенчестве.


Портрет графини Чинчон, 1800

В 1792 году Гойя серьёзно заболел. Недуг, который сломил художника, до сих пор вызывает бесконечные споры среди биографов и врачей, исследующих его болезнь. Одни полагают, что это было венерическое заболевание, предположительно сифилис. Другие считают, что причиной паралича и потери слуха могли явиться маниакально-депрессивный синдром и шизофрения. Современники отмечали, что у художника наблюдались панический страх преследования, крайняя невоздержанность и даже истеричность, тяга к одиночеству и некоторые другие странности в поведении.

Около двух месяцев Гойя неподвижно лежал, затем у него восстановилось зрение, и он впервые за долгие недели страданий смог подняться на ноги и пойти. Однако слух был потерян навсегда.


Молодая дама в мантилье и баскине, 1805-08

Тем не менее художник опять вернулся к своей прежней жизни. Супружеская верность не была добродетелью великого мастера. Бесчисленные романы продолжались: их было столько, что иногда художник даже не помнил имени любовницы, с которой провёл ночь. Он покорял сердца знатных дам и бедных простушек, красавиц и обычных, ничем не приметных женщин. Казалось, это доставляло ему полное, ни с чем несравнимое удовольствие.


Молочница из Бордо. 1827

Так продолжалось до тех пор, пока в жизни непревзойдённого любовника не появилась двадцатилетняя герцогиня Альба, ставшая самой желанной женщиной в жизни художника и самой роковой музой в его судьбе. Его познакомили с Каэтаньей Альбой придворные аристократки, бывшие близкими подругами мастера. Желающая увидеть своими глазами «необыкновенного Гойю», Альба пришла к нему в мастерскую. Она была высокомерна, красива, женственна и чувственна. После её визита, летом 1795 года, художник, не сдерживая чувств, рассказывал другу о встрече с новой знакомой и восклицал: «О, наконец теперь я знаю, что значит жить!»


Жмурки. 1788

Их страстный роман продолжался семь лет. На все эти годы Франсиско Гойя забыл о других женщинах, и лишь одна — самая красивая женщина Испании того времени — Каэтанья Мария дель Пилар, герцогиня Альба, — оставалась его музой, вдохновлявшей художника на создание великих шедевров.

Герцогиню нельзя было назвать благопристойной и скромной дамой — общество знало о её многочисленных порочных связях, впрочем, Альба и не думала их скрывать. В числе её любовников называли самых знатных и влиятельных мужчин страны.


Портрет герцогини Альба

Её замужество в тринадцать лет с уже немолодым герцогом, представителем одного из самых могущественных аристократических родов Европы, не принесло Каэтанье душевного спокойствия. Юное сердце желало пылких чувств, а тело стремилось познать все наслаждения и ласки. Одержимая страстью, отдававшаяся каждому чувству, молодая герцогиня в двадцать лет стала опытной, многое познавшей, коварной обольстительницей. Современники вспоминали, что её желали все мужчины Испании. «Когда она шла по улице, — писал один французский путешественник, — все выглядывали из окон, даже дети бросали свои игры, чтобы посмотреть на неё. Каждый волосок на её теле вызывал желание».


Портрет маркизы фон Вильяфранко, 1804

Герцог Альба предпочёл не обращать внимания на любовные связи своей темпераментной жены, а в 1796 году он скончался от продолжительной и тяжёлой болезни. Его неверная супруга, облачившись в траурный наряд, отправилась оплакивать мужа в замок в Андалусии и провела там чуть больше года. Примечательным явился тот факт, что всё это время с опечаленной вдовой жил Франсиско Гойя.


Жозефа Байе или Леокадия Вейс, 1814

Когда через год парочка вернулась в Мадрид, герцогиня бросилась в объятия нового возлюбленного — очень знатного и храброго воина. А Гойя, оскорблённый и озлобленный, продолжал писать её портреты. Но теперь он изображал предательницу то глупой дамой, то продажной девицей, то страшной ведьмой.

Рубрики: Искусство/Живопись

Метки: Франсиско Гойя женский образ портрет жанровое истории любви ЖЗЛ

Процитировано 64 раз
Понравилось: 57 пользователям

Источник

Оцените статью