Классический танец
Немного о классике..
Предмет классического танца состоит из трёх основных разделов: экзерсис у палки, на середине зала и прыжки. В начальных классах движения исполняются лицом к палке, в старших классах — боком к палке, держась за неё одной рукой. Весь экзерсис (фр. exercice — «упражнение») сопровождается музыкальным оформлением.
Темп определяется уровнем обученности класса, характером движения и его раскладкой. Со времeнем у концертмейстера вырабатывается точность ощущения темпов.
Есть некоторые важные критерии для исполнения музыки на уроке классического танца, которые следует учитывать. Она должна иметь:
- Квадратную структуру.
- Метрическую ясность.
- Гамофонно-гармоническую связь, особенно мелодическую и гармоническую.
- Конкретную жанровую принадлежность.
Балет не существует без музыки. Танец по своей природе изначально существует только в единстве с музыкой. Музыка необходима для танца, прежде всего потому, что с нею связаны его темп и ритм. Хореографический метр — это равномерное чередование длительностей, заполненных танцевальными движениями. Метр упорядочивает порядок танца. В классике сложный размер не используется, в основном: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.
Движение в балете практически всегда начинается с препарасьона — подготовительного движения, в этот момент учащиеся приводят руки и ноги в нужную позицию. В музыке это занимает примерно 3 аккорда. Когда препарасьон отсутствует, необходимо сыграть всего 3 ноты перед началом движения.
Первое движение в экзерсисе — plie. Музыкальный размер может быть как 3/4, так и 4/4, это зависит от того какую комбинацию задаст педагог и смотря как он её захочет делать — быстрее или медленнее. Иногда бывает, что на одно танцевальное движение подходит и трёхдольный и двудольный размеры, если же Вы сомневаетесь, уточните у педагога, какой размер ему будет удобнее. Скорее всего, он просто напоёт Вам какую-то мелодию и уже из этого Вы будете решать как играть. Так как plie — это медленное приседание, то и соответственно характеру движения музыка должна быть плавной, лирической, спокойной. Подойдёт, например: ноктюрн, элегия или медленный вальс. Переход с позиции на позицию (особенно в младших классах) играется с небольшими оттяжками и замедлениями.
Такое движение в экзерсисе, как battements tendus (батман тендю) исполняется всегда на 2/4 или 4/4. Это движение чёткое и музыка должна быть такой же. Начало движения может приходиться как на затакт, так и на сильную долю, это стоит учитывать когда задаётся комбинация. Сюда подойдёт что-то маршеобразное или гавот. Движения в чистом виде (например, только plie без добавления каких-либо других элементов) исполняются, когда их только разучивают, а вот когда их проучат, то начинают комбинировать с другими танцевальными движениями. Plie и tendu легко могут быть объеденены в одну комбинацию. Задача концертмейстера — запомнить и разложить по музыке заданную комбинацию.
Экзерсис у палки состоит примерно из 10 движений. В экзерсисе на середине проходят в различных комбинациях те же движения что и у палки. Добавляются элементы вращения. Музыку для вращений можно взять из балетов, например: кода из «Венецианского карнавала», I акт вариации Китри из «Дона Кихота» или кода в фа мажоре из «Пламени Парижа». Туры также могут комбинироваться с другими движениям, например, с шене.
И, наконец, прыжки. Когда аккомпанируете прыжкам, важно точно определиться с размером, создать эффект полёта, трамплинности и достичь синхронности с исполнителем. Музыкальный материал должен соответствовать уровню детей. Часто на маленькие прыжки играют польки (в младших классах), pa de de Дианы из «Эсмеральды», «Танца Наины» из «Руслана и Людмилы», сцена с Амуром из «Дона Кихота». Бравурные вальсы подойдут на большие, высокие прыжки. Прыгнет танцор или нет на 80% зависит от пианиста. При аккомпанировании важно понять, где подход и где сам прыжок. Прыгать можно как на сильную долю, так и на затакт — это надо учитывать. Музыка — это трамплин, от которого ученик отталкивается и Вы должны помочь ему взлететь.
Источник
Гранд батман ноты для фортепиано
КОНЦЕРТМЕЙСТЕРУ БАЛЕТА:
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Музыка для сопровождения
учебных форм танца
Урок классического танца
Безуглая Г. А.   Концертмейстер балета: Музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром. Учебное пособие
Главы 1-3 (4,05 МБ)
Главы 4-5 (1,69 МБ)
Книга представлена на сайте с любезного разрешения автора
Музыкальная хрестоматия для уроков классического танца.    Младшие классы. Сост. И. Климкович (4,47 МБ)
Цорн Фридрих Альберт.   Грамматика танцевального искусства.    Музыкальное приложение (2,22 МБ)
Казакова Елена.     Урок классического танца: музыкальное пособие (4,32 МБ) 
    Авторский сборник Е. Казаковой — концертмейстера и преподавателя Донецкой хореографической школы. Размещается с любезного разрешения автора.
Музыкальная хрестоматия для уроков классического танца. Автор неизвестен (3,77 МБ)
    Прислано нашим другом Светланой
Урок историко-бытового танца
Polite and social dances. A collection of historic dances, spanish, italian, french, english, german, american. Compiled and editor by M. R. Hofer
Изящные и общественные танцы. Коллекция исторических танцев, испанских, итальянских, французских, немецких, американских. С историческим обзором, описаниями танцев и инструкциями по их исполнению. Ред.-сост. М. Р. Хофер (на англ. яз.).
Предисловие. Исторический обзор (1,23 МБ)
Музыкальное приложение. I часть (3,47 МБ)
Музыкальное приложение. II часть (2,46 МБ)
Carpenter L. O.   Universal dancing master, prompter’s call book and violinist’s guide
Универсальный танцевальный учитель. Содержит описания различных танцев и танцевальных фигур, а также музыкальные примеры в скрипичном изложении. Ред.-сост. Л. О. Карпентер (на англ. яз.).
Предисловие. Описание танцев (2,91 МБ)
Музыкальное приложение (4,98 МБ)
Blasis C. The code of Terpsichore
Блазис К. Код Терпсихоры Нотное приложение
Музыкальное приложение (2,04 МБ)
Ferrero E. The art of dancing
Ферреро Э. Искусство танца Нотное приложение (французская кадриль, лансье, вальс и др. танцы XIX века)
1 часть (3,32 МБ)
2 часть (3,81 МБ)
Sharp C. J. The english country dance
Шарп Сесил Дж. Английский контрданс. Содержит описания танцев и мелодии, отобранные и аранжированные автором (на англ. яз.).
Том I (1,32 МБ)
Урок народно-сценического танца
Ткаченко Т.
Народные танцы (болгарские, венгерские, немецкие, польские, румынские, сербские и хорватские, чешские и словацкие)
Болгарские танцы (3,74 МБ)
Венгерские танцы (3,31 МБ)
Немецкие танцы (2,14 МБ)
Польские танцы (4,04 МБ)
С описаниями танцев, методическими пояснениями и музыкальными примерами
См. также отдельные произведения в алфавитном каталоге.
Урок актерского мастерства
Источник
Гранд батман ноты для фортепиано
Автор: Н. Ворновицкая
Год: 2001
Издательство: Композитор
Страниц: 142
Формат: PDF
Размер: 10,8 МВ
Язык: русский
Предлагаем вашему вниманию второе издание сборника «Музыка для уроков классического танца», вышедшего в свет в Москве в 1989 г. и в короткие сроки ставшего бестселлером. Музыкальный материал, включенный в него, существенно обновлен и расширен. В основном это фрагменты произведений классической музыки, переработанные составителем для использования их при музыкальном сопровождении уроков классического танца. Некоторые из включенных в сборник произведений впервые приводятся в подобном издании. Как и в первом издании сборника, примеры музыкального сопровождения к урокам классического танца сгруппированы в пяти разделах. В первый раздел сборника включены музыкальные фрагменты для разучивания упражнений с медленным, плавным характером движений: pile, battements tendus demi plie, ronds de jambe par terre, port de bras, battements fondus, ronds de jambe en I’air. Музыкальные примеры второго раздела предназначены для разучивания упражнений с четким, отрывистым характером движений: battements tendus, battements tendus jetes, battementa frappe, petits battements sur le cou-de-pied. Третий раздел посвящен упражнениям с энергичными, резкими движениями — grands battements jetes. Музыкальный материал четвертого раздела предназначен для разучивания adagio. В пятом разделе сборника — музыка для выполнения прыжков и вращений.
Примечание: в оформлении использована обложка первого издания (Советский композитор, 1989 г.).
Раздел 1
А. Адан. Вальс из балета «Жизель»
Л. Бетховен. Прощание с фортепиано
Ф. Шуберт. Шесть вальсов
К. Сен-Санс. Мазурка
Э. Сати. Гимнопедия
Л. Делиб. Вальс из балета «Коппелия»,
К.-М. Вебер. Крестьянский вальс
Дж. Верди. Дуэт Альфреда и Виолетты из оперы «Травиата»
А. Грибоедов. Вальс
П. Чайковский. Сентиментальный вальс
Ф, Мендельсон. Песня венецианского гондольера.
И. Штраус. Индиго
А. Дворжак. Славянский танец № 2
Ж. Оффенбах. Баркарола из оперы «Сказки Гофмана»
Дж. Россини. Фрагмент из оперы «Севильский цирюльник»
Л. Бетховен. Менуэт
Ф* Шопен. Мазурка
А. Рубинштейн, Вальс-каприс.
Т. Франк. Русское интермеццо
И. Штраус. Вальс из оперетты «Цыганский барон»
Г. Росей. Испанский вальс
Раздел 2
А. Адан, Па-де-де из балета «Жизель»
3. Григ. Листок из альбома
М. Глинка. Мелодия
Дж. Верди. Фрагмент из оперы «Травиата»
С. Мерат. Танго
В.-А. Моцарт. Фрагмент из оперы «Волшебная флейта»
А. Пончиелли. Фрагмент из оперы «Джоконда»
Ф. Шуберт. Музыкальный момент
В.-А. Моцарт. Турецкое рондо
В.-А. Моцарт. Песня с шампанским из оперы «Дон Жуан»
М. Глинка. Два фрагмента из онеры «Руслан и Людмила»
Л. Бетховен. Контраданс
И.-С. Бах. Шутка. Из оркестровой сюиты № 2
Л. Бетховен. Рондо-каприччиозо
Ж. Бизе. Два фрагмента из оперы «Кармен»
М. Глинка. Детская полька
4. Хантер. Два регтайма
Б. Сметана. Полька
С. Джоплин. Два регтайма
Г. Доницетти. Ария из оперы «Дон Паскуале»
Т. Киршиер. Листок из альбома
Р. Глиэр. Танец на площади из балета «Медный всадник»
А. Дворжак. Юмореска
А. Глазунов. Два фрагмента из балета «Раймонда»
Ф. Бургмюллер. Тарантелла
Ш. Гуно. Фрагмент из оперы «Фауст»
Б, Сметана. Полька из оперы «Проданная невеста»
С. Лайош. Чардаш
Л. Делиб. Пиццикато из балета «Сильвия»
П. Чайковский. Танец феи Драже из балета «Щелкунчик».
П. Чайковский. Вариация феи Серебра из балета «Спящая красавица»
Раздел 3
И. Альбенис. Севилья
Дж. Верди. Фрагмент из оперы «Травиата»
Ж. Бизе. Менуэт из сюиты «Арлезианка»
М. Глинка. Фрагмент из фантазии «Арагонская охота»
А. Гурилев. Полька-мазурка
Дж. Верди. Фрагмент из оперы «Трубадур»
Ф. Шопеи, Полонез
Ж. Бизе. Хабанера из оперы «Кармен»
Ц. Пуни, Марш из балета «Конек-Горбунок»
Ш. Гуно. Марш из оперы «Фауст»
Ж. Бизе. Фрагмент из сюиты «Арлезианка»
Ю. Фучик. Марш гладиаторов
И. Штраус. Марш из оперетты «Цыганский барон»
С. Прокофьев. Гавот из балета «Золушка»
Р. Бирш. Регтайм «Голубой гусь»
К. Брюп. Парижское танго
А. Виллолдо. Танго
А. Годфри. Убежище Хернандо.
Еврейский танец, «Хава-Нагила»
Раздел 4
Л. Бетховен. Фрагмент из сонаты № 8
М. Глишса. Адажио из оперы «Руслан и Людмила»
Ж. Массне. Медитация «Таис»
Л. Миикус Адажио из балета «Дон-Кихот»
В.-А. Моцарт. Фрагмент из сонаты №1
Ц. Франк. Медленный танец
Э. Эльгар. Приветствие любви,
Дж. Пуччини. Вальс Мюзетты из оперы «Богема»
П. Чайковский. Дуэт Одетты и принца из балета «Лебединое озеро»
М. Мошковский. Вальс
A. Глазунов. Фрагмент из балета «Раймонда»
Л. Мипкус. Па-де-де из балета «Дон-Кихот»
B. Холлендер. Канцонетта
Ж. Бизе. Карильон
Раздел 5
Л. Бетховен. Рондо-каприччио
Ж. Оффенбах. Канкан
Л. Миикус. Кода из балета «Дон-Кихот»
Л. Миикус. Вариация Базиля из балета «Дон-Кихот»
Ф. Госсек. Гавот «Розина»
Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2
Д. Обер. Фра-Дьяволо
Б. Сметана. Полька
К. Фауст. Полька
И. Штраус. Полька-пиццикато
Б. Сметана, Фрагмент из оперы «Проданная невеста»
М. Мусоргский. Гопак из оперы «Сорочииская ярмарка»
И. Штраус. Ночь в Венеции
Итальянская мелодия. Венецианский карнавал
И. Штраус. Жизнь артиста
А. Боек. Марш маленьких Пьерро —
И. Штраус. Прекрасный май
П. Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин»
Ш. Гуно. Вальс из оперы «Фауст»
Источник
Штемпель Н. авт.-сост. Урок классического танца. Учебное пособие для концертмейстеров балетного класса
Н. Штемпель — концертмейстер с большим опытом, знающая все тонкости работы в балетном классе. Разнообразнейший нотный материал для всех видов балетных комбинаций составлен из произведений мировой балетной классики и импровизаций концертмейстеров. Его использование позволит концертмейстеру не только существенно расширить музыкальный репертуар, но и подобрать необходимые для урока ноты, не привлекая дополнительной литературы. Фактура большинства произведений намеренно упрощена, что делает материал более доступным и сосредотачивает внимание концертмейстера не на технических, а на художественных и учебных задачах.
Насущная проблема любого концертмейстера — обилие разнообразнейшего нотного материала, который нужно не только принести из дома, но и уместить на рояле, а потом еще быстро найти нужные страницы во время занятия! А ведь как не хочется играть одну и ту же музыку из урока в урок, тем более что желание познакомить учеников с как можно большим количеством классических произведений мирового балетного (и не только!) репертуара продиктовано самыми высокими педагогическими целями. Наталья Михайловна Штемпель, автор настоящего пособия для концертмейстеров в классе хореографии, имеет многолетний опыт работы в Новосибирском хореографическом училище. На основе этого опыта был отобран материал для сборника: отрывки из балетов и опер, музыка других жанров, наиболее подходящая для выполнения того или иного упражнения, импровизации концертмейстеров (в том числе самой Н. М. Штемпель). Пособие состоит из пяти частей. Первую из них — «Станок» — открывает обязательный для каждого урока препарасьон (подготовка к движению). Несколько тактов препарасьона, предваряющие любое упражнение, настраивают на темп и характер исполняемой комбинации, потому и роль концертмейстера здесь необычайно велика! В сборнике дано несколько видов препарасьона в разных тональностях для удобства концертмейстера. Все части пособия соответствуют комбинациям, выполняемым в определенной части урока. В раздел «Адажио» входит музыка к исполнению адажио у станка и так называемое большое адажио на середине для старших и выпускных классов. Вариации используются на уроке для различных движений, прыжков, верчений и упражнений «на пальцах». В разделе «Кода» представлены фрагменты произведений, которые можно использовать при всех видах вращений. Этот материал (он должен звучать в легком, приподнятом настроении) рекомендуется выучивать наизусть, чтобы свободно переходить с одной мелодии на другую, не задерживая ход урока. В разделе «Прыжки» не обозначено, к какому прыжку относится тот или иной музыкальный отрывок. Некоторые прыжки можно исполнять как на двухдольную, так и на трехдольную музыку. В остальном же предполагается, что концертмейстер проявит свой импровизационный дар, почувствовав, какую музыку нужно сыграть, чтобы акцент пришелся на высшую точку прыжка. От мастерства концертмейстера зависит многое, его вдохновение и приподнятое настроение обязательно передается ученикам, и тяжелый балетный труд становится легче, приносит радость от общей слаженной работы.
Источник