Гречанинов демественная литургия ноты

Гречанинов демественная литургия ноты

Инструменты: смешанный хор (SATB)

Период: Начало 20 века

Безусловно, творчество – значимая деталь закономерного развития развитых народов и стран. Важность творчества бесконечна. Часто мы не задумываемся о сущности классической музыки, в связи с тем, что все взаимодействия просачиваются на неосознанном уровне. Музыку можно встретить повсюду: на даче, в машине, на празднике, на природе. Ценно, что музыкальное искусство помогает соприкоснуться с творчеством, развивать скрытую от глаз значимость, становиться человечными, чувствительными, добрыми. Сегодня всё вокруг насыщено творчеством разных направлений, и каждый человек находит собственный маршрут. Очевидно, что одним из мощнейших воздействий обладает музыкальное искусство.

Некоторые известные персоны слушают музыку для достижения восстановления после тяжелой эмоциональной работы. Она воссоздает силу после утомительного, сложного, рабочего, нервного периода. Так, музыкант забывает свои трудности. Существует и противоположная музыка, умеющая раззадоривать людей. За счет музыки люди способны передать свои чувства родным или изложить содержание события, рассказа, романа, истории. Мастера мира музыки своими приемами могут раскрыть чувства, желания, характеры, возможности, настроение, черты людей. Во все времена композиции желают научиться разные люди, так как это универсальный язык знакомства. За счет искусства можно сформировать своё предназначение. Сайт Нототека разработан для того, чтобы научить дарить, показывать, понимать, чувствовать свои радости, эмоции, чувства, мысли, переживания через творчество, классическую музыку, искусство. Нотный архив хранит достойную большую коллекцию сочинений великих музыкантов, мастеров, гениев минувших эпох. Достаточно легко скачать архив нот композиций и самостоятельно научиться мастерству исполнения на выбранном инструменте. Народ сочиняет искусство, а искусство воздействует на общество. Мелодия может менять людей, описывать чувства к близким, удваивать мощь воли, укреплять дневную силу, помочь в или счастье. Классические произведения активизируют, вдохновляют, подпитывают, призывают к старанию, действию, работе. Творчество исходит от сердца. Не прочувствовав, увидев, ощутив настроения, возможности, оттенки искусства, творчества, музыки, невозможно исследовать ее необычную, уникальную, индивидуальную сущность. Музыкальное образование – путеводитель в потаенную, душевную, особую тайну мира, вселенной, общества. С юности нужно учиться не только думать, но и понимать законы гармонии. Игра возникла с появлением общества. Уже тогда она оказывала колдовское воздействие, а древним композиторам приписывали различные нечеловеческие знания. Теперь творчество, музыка, искусство владеет такой же магической необъяснимой силой. Большинство ощущали ее нечеловеческое, необъяснимое, магическое влияние, когда мелодия захватывает, привораживает, поглощает, принуждает страдать, рыдать или радоваться, веселиться, забирает в отдаленное бытие, в котором существует лишь умиротворение, гармония, доброта. Художественная культура – это язык переговоров, взаимодействия, общения всех поколений и национальностей, который действует как лекарство. Сочинения Моцарта, Баха, Рахманинова, Мусоргского могут затягивать огромные психологические раны, раззадоривать, возбуждать, воодушевлять, расслаблять. Отдельные крупные медицинские центры, больницы, клиники применяют спокойную классическую музыку для профилактики серьезных заболеваний. Ценно ощущать ее магию и стараться осознавать, выявлять всю мощь ее воздействия. Единственной мелодией можно передать, показать, подарить эмоции, улыбку, настроение, надежду или поведать о возможных перипетиях бытия. Искусство – это способ продемонстрировать то, что не можешь преподнести улыбкой, речью, словами, жестами. Наслаждаться творчеством, искусством, музыкой и ощущать, понимать, чувствовать это по-настоящему прекрасно. Любой человек, одаренный душевно, и осознающий всю силу музыки, творчества, искусства, на самом деле красив, прекрасен, богат, счастлив.

Читайте также:  Мама ты тюремному сыну дана под гитару

Источник

«Демественная Литургия» op.79 — Гречанинов Александр Тихонович

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения.

«Демественная Литургия» удивительное, самобытное произведение, занимающее особое место в творчестве композитора и в истории духовной музыки. Композитор взял за основу православную литургию и придерживался всех канонов, касающихся богослужебных текстов. При этом Гречанинов вводит в партитуру орган, челесту, арфу, струнный оркестр и солистов. «Демественная Литургия» Гречанинова это единственное православное литургическое сочинение, написанное для хора и оркестра.

Литургия носит название «демественная», потому что в конце 19 века «Демественная» означала «Домашняя», то есть созданная для домашнего музицирования. Первая редакция Литургии указывает на то, что композитор задумывал сочинение, как камерное и «Демественная литургия» должна была быть образцом домашней, «домовой» литургии.

Литургия состоит из 15 частей, текст сочинения есть, как на русском, так и на старославянском языке. Композитор был ярым сторонником идеи ввода инструментов в богослужение и пытался добиться того, что бы инструменты были позволены хотя бы для домашнего музицирования. «Существует немало любителей, для которых большое удовольствие – сесть за фортепиано и попеть что-нибудь из церковной музыки. Между тем заурядному любителю тяжело читать хоровую партитуру. Отчего не сочинить для них какое-нибудь песнопение с аккомпанементом фортепиано…»

Для музыки Гречанинова характерны неродные песенные обороты, распевные мелодии. В Литургии наряду с демественными напевами и богослужебными текстами, использовались новые музыкальные приемы, характерные для музыки начала 20 века, что вызвало некоторое неприятие в церковной среде, поскольку не укладывалось в традиционное прочтение богослужебной музыки.

История создания.

Написана Литургия в трагичный и страшный для России 1917 год. Изначально композитор думал написать непритязательные и простые хоры, которые могли бы исполнить любители духовной музыки на фисгармонии. Но Литургии суждено было стать абсолютно другой, так как она была написана в период октябрьских боев, в Москве, на Пресне, в эпицентре страшных событий. Композитор писал это сочинение, как Литургию по своей России, по собственной жизни.

Литургия была исполнена в России в 1918 году, а после этого не исполнялась на родине автора долгих 70 лет. В 1926 году Литургия исполнялась в Париже, в соборе Парижской Богоматери под управлением автора. Сочинение было восторженно принято публикой. В 1929 году Литургия с триумфом прозвучала в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке.

Отношение автора к вере.

Александр Гречанинов вырос в глубоко православной, воцерковленной семье. Отец композитор был духовным, верующим человеком, любил петь церковные песни. По субботам всенощная, а по воскресеньям ранняя обедня были обязательны для детей и взрослых. Гречанинов был солистом в церковном хоре, позже пел на клиросе.

Вся музыкальная жизнь юного композитора была связана с церковью и богослужениями. В этом заложена его будущая композиторская деятельность, связанная с вокальной и духовной музыкой.

Как вспоминает Гречанинов, первая мелодия, которую он подобрал на фортепиано «одним пальцем», была ектенья. Гречанинов был глубоко православным человеком, при его прохладном отношении к творчеству Скрябина, он участвовал в похоронах и панихиде после скоропостижной кончины композитора.

Биография.

Александр Гречанинов родился 13 октября 1864 года в Калуге. Вскоре его семья переехала в Москву, где прошло его детство и юность. Музыкой он начал заниматься очень поздно, по его воспоминаниям в 14 лет он впервые увидел фортепиано.

Будучи уже взрослым молодым человеком, в 1881 году, Гречанинов поступил в Московскую консерваторию, где проучился 9 лет. Во время обучения, Гречанинов сочинил около десятка романсов. После окончания консерватории, композитор переехал в Санкт-Петербург, для продолжения обучению композицией в классе Н. А. Римского-Корсакова, после окончания которой, он вернулся в Москву. В ранних сочинения композитора очевидно влияние Римского-Корсакова, Чайковского и «кучкистов».

В этот период композитором были написаны первые две симфонии, опера «Добрыня Никитич», сочинения для хора. Росла его популярность среди широких масс музыкантов-любителей, а не профессионалов. Гречанинов собрал и обработал множество народных песен. Долгое время он активно учувствовал в работе Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете.

Его вторая опера «Сестра Беатриса» была запрещена и осуждена цензурой из-за слишком вольного прочтения библейских текстов.

После революции 1917 года, Гречанинов некоторое время концертировал в качестве дирижёра и пианиста, работал с детским хором. В 1925 году, уже в 60 лет, композитор вместе со своей семьей эмигрировал в Европу, а с началом войны в 1939 году в США.

В 1934 году Гречанинов написал книгу воспоминаний «Моя музыкальная жизнь», опубликованную в Париже, а спустя 20 лет в Нью-Йорке. Композитор похоронен на Свято-Владимирском православном кладбище в Джексоне, США.

Автор текста: Мурзакова Елена.

Источник

Тема: Демественная Литургия Гречанинова

Опции темы
Поиск по теме

Демественная Литургия Гречанинова

Свою Демественную литургию композитор писал в своем родовом гнезде, на Пресне, во время октябрьских боев 1917 года. Отрезанный от всего мира, без света, воды, еды, друзей, при свете коптящей свечи, он создавал музыку о судьбе России, о собственной жизни, которая была на волоске от гибели, и музыка эта вырастала до глобальный обобщений о всемирном потопе и разломе, драматичная, театрально-выразительная.

На мой взгляд, произведение, хотя и менее всего подходит для исполнения в церкви создает средствами духовной музыки потрясающий по драматизму и искренности образ переломного момента с надеждой, верой и упованием к высшим силам о судьбе народа и страны.

Что вы думаете об этом произведении? Как исполнения считаете наиболее интересными? Я слышал это произведение в замечательном исполенении Бориса Христова и Болгарского Национального хора.

Re: Демественная Литургия Гречанинова

В Питере самым классическим исполнением «Демественной» считается трактовка Е.П.Кудрявцевой и её Хора любителей пения. Это был «конёк» её хора. После ухода из жизни Елизаветы Петровны это произведение, кажется, более не исполнялось. Я, ещё будучи в детком хоре ТВ и радио С-Пб, несколько раз пела эту литургию п\у Кудрявцевой. Впечатление осталось довольно сильное. Однако, о самой музыке теперь у меня совсем иное мнение, чем раньше. Духовные произведения Гречанинова все, так или иначе, являются экуменическими, что православная церковь считает ересью. А уж традициям православной церкви его музыка не соответствует напрочь. Но, в любом случае, композитор выбрал эту стезю для творчества и проявил себя ярко. А уж наше дело — соглашаться с идеологической подоплёкой или нет. Музыка-то, однозначно, вполне достойная.

Источник

2004 г.- А. Гречанинов «Демественная литургия»

Опубликовано Окт 15, 2014

12 июня 2004 года в костеле св. Александра г. Киева состоялся концерт, в котором принимали участие Национальный ансамбль солистов «Киевская камерата» и камерный хор «Кредо». На концерте была исполнена «Демественная литургия» ор. 79 А. Гречанинова для хора, солистов и оркестра. Это выступление проходило под руководством художественного руководителя и дирижера хора «Кредо» Богдана Плиша в рамках VIII Хор-феста «Золотоверхий Киев».
«Демественная литургия» А. Гречанинова – произведение самобытное, занимающее особое место в истории русской духовной музыки. Прежде всего потому, что взяв за основу последование православной литургии, четко придерживаясь всех канонов, касающихся богослужебных текстов, автор вводит в партитуру своей литургии орган, арфу, челесту и струнный оркестр. Известно, что традиция православной духовной музыки допускает только акапельное пение. Таким образом, «Демественная литургия» является единственным примером православной литургической музыки, исполняемой хором и оркестром.

Интересна также история создания этого произведения. Написана литургия в трагический для России 1917 год. Первоначально автор задумал написать «простенькие хорики», которые могли бы озвучить небольшими силами в сопровождении фисгармонии любители духовной хоровой музыки. В то время, в России была широко распространена практика такого домашнего музицирования. Но воплощение замысла переросло все доступные рамки и вот почему. Дом, в котором автор писал свою литургию, находился в Москве, на Пресне, в эпицентре октябрьских боев, в буквальном смысле, посреди баррикад. Над ним пролетали снаряды, слышалась оружейная пальба, грохотал боевик… Пресня была поистине красной от пролитой крови с обеих сторон. И в это время, отрезанный от всего мира, забравшись в глухую коморку, при свете свечи, автор пишет свою литургию – музыку о судьбе Родины, о собственной жизни, которая была на волосок от смерти.
Не просто складывалась концертная жизнь произведения – долгое время эта музыка не звучала на Родине. Будучи исполненным единожды в 1918 году, долгих 70 лет она исполнялась только за рубежом. В 1926 году в Париже, в соборе Парижской Богоматери, в исполнении хора и Шаляпина, под управлением автора, литургия вызвала шквал рукоплесканий публики. А в 1929 году она с триумфом прозвучала в Нью-Йорке, в «Метрополитен-опера». Шаляпин записал номер на граммофонный диск и получил за него «Гран-при».
Когда, в 2004 году, хором «Кредо» было запланировано исполнение «Демественной литургии», не удалось найти авторской партитуры для оркестра. Имеющиеся в наличии записи с различными исполнениями произведения, предлагали разные оркестровые варианты. Было принято решение самостоятельно осуществить оркестровку. Эту работу проделал Валерий Рубан по клавиру литургии, изданному в издательстве «Композитор» (Санкт-Петербург). Именно в этой оркестровой редакции камерный хор «Кредо» и Национальный ансамбль солистов «Киевская камерата» осуществили премьерное исполнение «Демественной литургии» в городе Киеве 12 июня 2004 года. Солисты: иеромонах Роман (Подлубняк) – тенор, протодьякон Тарас (Мудрак) – бас.

Отзывы о концерте в прессе:

«На «Золотоверхий Киев» хор «Кредо подготовил «Демественную литургию» А. Гречанинова. Концерт состоялся в костеле св. Александра. Следует заметить, что в этом большом зале не было свободных мест, настолько интересно было знакомство с новым коллективом и малоизвестным произведением А. Гречанинова…
Богдан Плиш как дирижер и руководитель хора ищет неизвестные и редко исполняемые произведения. И в них он, как современный интерпретатор, вдыхает живой пульс XXI века. Звучание хора пленяет все внимание слушателей, покоряет особой объемностью, искренностью, эмоциональностью, глубиной внутреннего наполнения, волнует душу и словно возносит ее на недосягаемую высоту. Прекрасно звучал в концерте Национальный ансамбль солистов «Киевская камерата», сливаясь с хором в единое целое. Исполнители «Демественной литургии» открыли в каждой части глубокое философское содержание и донесли его к слушателю на высоком художественном уровне.
По моему мнению, этот концерт – открытие молодой звезды в хоровом искусстве Украины».
Галина Степанченко.
«Зеркало недели» № 24 (499) 19 июня 2004 г.

«В соборе св. Александра состоялось выступление прекрасного хора «Кредо» и широко известного ансамбля солистов «Киевская камерата». Выступление было посвящено «Демественной литургии» Александра Гречанинова. Произведение уникально, так как традиционная для православной церкви литургия написана не только для хора, но и для инструментального состава… «Кредо» прозвучал великолепно – как не приветствовать появление в Киеве коллектива такого уровня!»

Евгений Андрусь.
«Киевский телеграф» 2-8 июля 2004 г.

«Ще одна традиція хор-фесту – презентація хорових колективів і призабутих творів… Найвищі оцінки здобув камерний хор «Кредо» (дир. Богдан Пліш) за виконання «Демественної літургії» О. Гречанінова у супроводі Національного ансамблю солістів «Київська камерата». У цього хору велике майбутнє…»

Ірина Сікорська.
«Урядовий кур’єр» 19 червня 2004 р.

Источник

Оцените статью