Гречанинов ноктюрн для фортепиано

Гречанинов ноктюрн для фортепиано

Инструменты: виолончель; фортепиано

Бесспорно, творчество – значимая часть культурной жизни отдельных наций и стран. Значение музыки неисчерпаемо. В повседневной жизни мы не волнуемся о значении музыки, потому что все воздействия проникают на инстинктивном уровне. Музыка всегда окружает нас: на празднике, на природе, на отдыхе, в пути. Ценно, что творчество помогает приблизиться к культуре, раскрывать духовную сущность, становиться чувствительными, человечными, добрыми. Сегодня жизнь наполнена искусством разноплановых стилей, и каждый человек находит свой путь. Всем известно, что преимущественным, значительным, мощнейшим воздействием может похвастаться музыкальное искусство. Отдельные музыканты слушают классическую музыку для достижения умиротворения после длительной нагрузки.

Она возвращает активность после рабочего, сложного, активного, напряженного дня. Благодаря этому, общество уменьшает свои неудачи. Встречается и иная культура, созданная раззадоривать музыкантов. За счет музыки некоторые люди могут выразить свои эмоции родным или поведать содержание случая, романа, истории, занимательного рассказа. Профессионалы мира искусства различными композициями имеют возможность объяснить характеры, чувства, возможности, настроение, черты, желания героев. Ежедневно музыке хотят научиться разные люди, так как это универсальный способ переговоров. При помощи искусства достаточно просто предположить направление своего существования. Данный ресурс предназначен для того, чтобы показать, как чувствовать, дарить, понимать, демонстрировать свои переживания, эмоции, радости, мысли, чувства через мелодию, искусство, творчество. Нотная библиотека включает масштабную коллекцию композиций великих музыкантов, профессионалов, гениев прошлых эпох. Очень просто получить книгу нот композиций и своими руками научиться мастерству игры на любом инструменте. Народ сочиняет культуру, а музыка изменяет общество. Композиция любит менять общество, описывать чувства к родным, прибавлять мощь воли, увеличивать трудовую активность, разделить печали или счастье. Известные сочинения подпитывают, активизируют, вдохновляют, призывают к действию, работе, большому старанию. Творчество идет от души. Не прочувствовав, ощутив, увидев возможности, настроения, краски искусства, творчества, музыки, нереально прочувствовать ее уникальную, необычную, индивидуальную красоту. Музыкальное образование – путеводитель в особую, потаенную, духовную тайну мира, общества, вселенной. С детства следует учиться не только мыслить, но и уразумевать элементы гармонии. Игра появилась с возникновением общества. Уже в то время в древности она имела колдовское влияние, а различным музыкантам приписывали неповторимые нечеловеческие знания. Сегодня творчество, искусство, музыка обладает той же необъяснимой властью. Многие переносили ее магическое, необъяснимое, нечеловеческое влияние, когда произведение захватывает, поглощает, привораживает, провоцирует страдать, плакать или радоваться, танцевать, забирает в иное существование, в котором есть лишь спокойствие, доброта, гармония. Художественная музыка – это вид взаимодействия, связи, переговоров всех поколений и народностей, который работает как эликсир. Произведения Баха, Грига, Мусоргского, Чайковского могут затягивать огромные душевные раны, расслаблять, активизировать, воодушевлять, раззадоривать. Отдельные медицинские центры, поликлиники, больницы используют тихую классическую музыку для профилактики значимых недугов. Нужно видеть ее магию и стараться находить, осознавать всю возможность ее воздействия. Единственной мелодией можно передать, подарить, показать эмоции, улыбку, настроение, надежду или рассказать обо всех прелестях бытия. Творчество – это возможность передать то, что не хочешь передать жестами, словами, улыбкой, речью. Жить музыкой, творчеством, искусством и ощущать, понимать, чувствовать это действительно восхитительно. Любой человек, одаренный внутренне, и признающий всю важность музыки, творчества, искусства, поистине богат, счастлив, прекрасен, красив.

Читайте также:  Очки сердечки сметана band укулеле

Источник

Гречанинов А. (ноты для фортепиано)

Гречанинов А. Детский альбом

«В области детской музыки Гречанинов создал ряд подлинных шедевров, которые доказывают, что являются по-настоящему любящими проникновениями в своеобразный мир детей. В этих произведениях композитор входит в этот мир не как сторонний наблюдатель, а сам становясь ребенком. Их огромная популярность и исключительное удовольствие, которое маленькие музыканты получают от исполнения этих произведений, являются лучшим доказательством того, что Гречанинову удалось блестяще решить самую сложную проблему «детской музыкальной литературы» без неискренности или снисхождения обычного «детского композитора».»

Приведенной выше цитате из книги современного Sabaneyeff русских авторов приведены некоторые из важных причин большого успеха музыки для детей Гречанинова.

Александр Гречанинов родился в Москве в 1864 году, умер в Нью-Йорке в 1956 году. Он провел последние 16 лет своей жизни в США и стал американским гражданином. Его учителями были Аренский и Римский-Корсаков. Он написал ряд успешных опер и симфонических произведений. Он стал особенно известен своими детскими сочинениями, церковной музыкой и вокальными произведениями.

Его детский альбом «опус 98» для фортепиано представляет собой сборник из 15 музыкальных миниатюр. Каждый из них является эффективным сольным произведением. Поскольку выбор довольно короткий, ученик может легко освоить несколько из них и выполнить их как набор. Такой исполнительский опыт чрезвычайно ценен для молодого музыканта.

В настоящем издании к этим выборкам восстанавливаются исходные названия (в точном переводе). Гречанинов понимал, что дети не всегда заботятся о детских званиях. В этом издании текст оригинального русского издания и добавленная аппликатура напечатаны крупным шрифтом. Редакционные предложения напечатаны более легким шрифтом. Музыка была недавно выгравирована и открыто разнесена для удобства чтения.

Источник

А. Гречанинов — ноты для вокала — романсы

Сборники с нотами романсов и песен композитора
Александра Гречанинова для голоса, вокала в pdf


А. Гречанинов
Избранные романсы

для голоса в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1981г.
номер 11417

  • Край ты мой. Слова А. К. Толстого
  • Колыбельная. Слова М. Лермонтова
  • Что ты поникла, зеленая ивушка?. Слова А. Плещеева
  • Она была твоя!. Слова А. Апухтина
  • Ночь. Слова А. Пушкина
  • Узник. Слова А. Пушкина
  • Подснежник. Слова Allegro.
  • Ночь. Слова Allegro.
  • На нивы желтые. Слова А. К. Толстого.
  • Посвящение. Слова Г. Гейне, перевод Д. Минаева
  • Лесом иду я. Слова Г. Гейне, перевод М. Михайлова
  • По вечерам, в часы печальных грез. Слова Г. Гейне, перевод В. Лихачева
  • Preludium. Слова Г. Гейне
  • О, если бы озером был я ночным. Слова А. Фета (из Гафиза)
  • Восточная песня. Слова С. Городецкого
  • Розовый отблеск заката. Слова Д. Ратгауза
  • Птичка. Слова Я. Полонского

Скачать ноты романсов


А. Гречанинов
Пчелка

Соч.66 5 детских хоров на народный текст с аккомпанементом фортепиано
“Музыкальный сектор”, 1928г.
номер м8183г

1. Пчелка. 2. Дождь. 3. Радуга. 4. Звоны. 5. Гуркота. Колыбельная

Скачать ноты


А. Гречанинов
Русские народные танцы

для фортепиано Соч.130
“Музыка”, 1981г.
номер 11399

1. У меня ли во садочке
2. Во поле березонька стояла
3. Из-под камешка
4. Во лузях
5. Шарла-тарла
6. Ай, на горе дуб, дуб
7. Сударыня-боярыня
8. Во саду ли, в огороде
9. Ой, Иван ли ты, Иван
10. Кончен, кончен дальний путь
11. Казачок
12. Камаринская

Скачать ноты

Источник

Гречанинов Александр Тихонович

ГРЕЧАНИНОВ Александр Тихонович [13(25) октября 1864, Москва — 4 января 1956, Нью-Йорк], русский композитор.

Ноты для фортепиано Гречанинов Александр Тихонович

Биография

Учился в Московской (у С. И. Танеева) и Петербургской (у Н. А. Римского-Корсакова). Позднее работал в Музыкальной школе Гнесиных. В 1903 в в Москве Большом театре была поставлена его первая опера «Добрыня Никитич», вторая в 1912 «Сестра Беатриса» — тоже в Опере Зимина. До 1917 был известен как автор православной хоровой музыки в новом стиле. Концертировал также как дирижер и пианист, работал с детскими хорами. С 1925 жил во Франции, с 1939 — в США. В 1950 в Париже была поставлена третья опера композитора «Женитьба» (по Н. В. Гоголю).
Автор пяти симфоний, детских опер («Елочкин сон», «Теремок» и др.), музыки к драматическим спектаклям («Царь Федор Иоаннович», «Смерть Иоанна Грозного» по А. К. Толстому, «Снегурочка» по А. Н. Островскому. Автор мемуаров «Моя музыкальная жизнь» (1934, Париж).
В творческом наследии выделяются камерно-вокальные и хоровые жанры (более 100 романсов, циклы хоров а капелла), музыка для детей, а духовная музыка (стремился возродить стиль старинного русского пения с одновременным обогащением хора).

Александр Гречанинов родился в Калуге, в купеческой семье. Очень скоро его родители переехали в Москву, где и прошло всё детство и юность. Проучившись в гимназии всего пять классов, Гречанинов довольно скоро бросил занятия и в течение последующих пяти лет нигде не учился. Музыкой он начал заниматься очень поздно. В своей автобиографии, написанной в семидесятилетнем возрасте, Александр Гречанинов вспоминал, что «настоящее» фортепиано впервые увидел в возрасте четырнадцати лет, а из музыкальных инструментов до той поры знал только оркестрион и гитару. Первая мелодия, которую он смог робко подобрать на пианино «одним пальцем», была ектения.
«Родители мои были музыкальны от природы. Мать пела не народные здоровые песни, а сентиментальные мещанские романсы вроде «Над серебряной рекой, на златом песочке» или «Под вечер осенью ненастной». У отца репертуар был получше. Он часто, когда бывал дома, любил петь церковные песни, «дьячил», как выражалась мать. По субботам всенощная, по воскресеньям ранняя обедня были обязательны не только для них, но и для нас, детей, когда мы стали подрастать. Я пел в гимназическом церковном хоре и даже был солистом. Потом я стал петь и в церкви на клиросе (в нашем приходе был любительский хор). Тогда дома появился еще дьячок-гимназист, и мы с отцом распевали церковные песни уже на два голоса. » — ( Александр Гречанинов, «Моя жизнь»)

В этой короткой начальной фразе из воспоминаний композитора в концентрированном виде заложена почти вся его будущая творческая жизнь. Только будучи уже молодым человеком семнадцати лет, в 1881 году Гречанинов поступил в Московскую консерваторию, где проучился ещё девять лет. По классу фортепиано – у Николая Кашкина, по классу контрапункта – сначала у Лароша и Губерта, а затем – у Сергея Танеева, который, приметив у молодого студента склонность к сочинительству, также давал ему и частные уроки свободного сочинения (за которые никогда не брал денег). Именно во время обучения в классе Танеева Гречанинов сочинил около десятка первых своих романсов, два или три из которых потом получили очень широкую известность и постепенно составили ему имя и известность. Более других оказалась популярна «Колыбельная» на стихи Лермонтова, она прочно вошла в обиход концертного и домашнего музицирования, а потому запомнилась очень надолго, так что даже спустя более чем полвека во время празднования 90-летия Гречанинова, во многих статьях его называли «композитором знаменитой Колыбельной».

В 1890 году Гречанинов закончил педагогические курсы московской консерватории по классу Василия Сафонова, тогдашнего директора – и для продолжения обучения композиции – переехал в Петербург, где школа преподавания свободного сочинения была значительно более развита. Он поступил в класс Римского-Корсакова, тогда наиболее влиятельного и авторитетного композитора и педагога. За три года учения у Гречанинова сложились ровные и доброжелательные отношения со своим профессором, но тёплого человеческого контакта не получилось и в число «любимых учеников» он также никогда не входил. Испытывая искреннее восхищение перед своим учителем, Гречанинов обижался на него за постоянную «холодность и дистанцию» и до конца жизни сожалел о несостоявшейся дружбе с маститым профессором. Пожалуй, это в конечном счёте и явилось одной из причин возвращения в Москву. Закончив в 1893 году Петербургскую Консерваторию по классу композиции Римского-Корсакова экзаменационной кантатой «Самсон», Гречанинов спустя ещё два года вернулся в Москву, где преподавал в музыкальной школе сестёр Гнесиных, а позднее руководил детским хором в частной школе Т.Л.Беркман.
«В те годы Гречанинов был невзрачным молодым человеком с наружностью вроде причётника или дьячка, с козлиной бородкой и залепленным чёрным пластырем глазом (он в раннем отрочестве потерял один глаз, но о причинах никогда не говорил. » — ( Леонид Сабанеев, «О Гречанинове»)

Гречанинов, тридцатилетний

Как один из верных учеников Римского-Корсакова и последователей традиционной русской школы (так называемой «Могучей кучки»), Гречанинов был замечен кружком лесопромышленника и мецената Беляева. Первые его опусы («Пять романсов» и струнный квартет g-dur) выходят в Лейпцигском издательстве Беляева, а квартет в 1894 году отмечается премией петербургского общества камерной музыки (тоже беляевского). В ранних сочинениях Гречанинова без труда обнаруживается влияние его учителя, Римского-Корсакова и Чайковского, сочинениями которого он был сильно увлечён с детства. Впрочем, в консерваторских кругах его недолюбливали. Профессора Московской консерватории сходились на том, что он не просто не слишком талантлив и «туговат» в музыке, но ещё у него и нет «никакого своего слова». Это отношение усугублялось также и свойствами характера: Гречанинов за себя стоял жёстко и неумолимо и постоянно вступал в споры в профессорами, чем всех раздражал.
«Вообще он поздно начал заниматься музыкой; семнадцати лет он только впервые стал чувствовать к ней тяготение, и в обеих консерваториях он был «перестарком» лет на десять старше своих сверстников по классам. Он на меня производил впечатление человека очень застенчивого, робкого и в общем «не из того круга», из которого обычно формировалась консерваторская молодёжь. Но я уже тогда заметил, что скромностью он не болел и имел очень высокое мнение о своём даровании. Музыка давалась ему нелегко, путём огромных усилий и оттого он ценил в себе то, что несмотря на препятствия всё-таки овладел ею. Он был очень упорный и чрезвычайно трудолюбивый человек, не лишённый порой педантичности и «дотошности». — ( Леонид Сабанеев, «О Гречанинове»)

Самыми ортодоксально «кучкистскими» из произведений Гречанинова можно назвать первые две его симфонии и оперу «Добрыня Никитич», написанную примерно за шесть лет (1896-1902). Кроме главной былинной темы сюжета и стилистического склада этой оперы, типично почвенной и национальной, во время её написания Гречанинов активно занимался сбором песенного этнографического материала и советовался с наиболее влиятельными участниками «Могучей кучки». В результате опера получилась совершенно в русле балакиревской идеологии.
«Испробовав свои силы в камерном и симфоническом стилях, я начал подумывать об опере. В те времена я очень увлекался древним русским эпосом и решил, что буду писать оперу на какую-нибудь былину. Остановился на былине о Добрыне Никитиче. Начались мои почти ежедневные посещения Публичной библиотеки и увлекательно-сосредоточенная работа в тишине уютного зала для чтения. Неоднократно я видался тогда со служившим в библиотеке В.В.Стасовым и советовался с ним относительно планов будущего либретто. Закончив сценарий, я начал работать над текстом, причем старался как можно ближе быть к былинному оригинальному языку.» — ( Александр Гречанинов, «Моя жизнь»)

В результате опера встретила благосклонный приём у Римского-Корсакова, который похвалил добротную работу и написал Гречанинову, что «радуется на оперу и считает её хорошим вкладом в русскую оперную музыку». Поставленная в 1903 году, в Большом Театре, опера была встречена спокойно и не имела большого резонанса из-за своей слишком явной традиционности. По общему мнению, она опоздала появиться на сцене — лет на тридцать.
«Он и не хотел открывать новые горизонты в музыке, он имел твёрдое желание и намерение — писать музыку доступную и понятную для широких масс публики. При этом не тривиальную музыку для «черни», а музыку художественную.

И он и достиг этого, он стал действительно одним из наиболее популярных и распространённых, любимых композиторов для среднего уровня музыкального понимания. Он писал удобно для голосов (певицы и певцы были в восторге). Он писал для хора. Это область, в которой в России вообще мало было сделано, тут был спрос вообще на композиции для вокального ансамбля. Он писал духовную музыку, в области которой русская музыка вообще не была очень продуктивна, наконец, он писал для детского мира, для которого вообще почти ничего не было сделано.
В итоге его популярность стала очень велика, и именно не среди музыкантов-профессионалов, не среди открывавших новые горизонты, а среди широких масс музыкальных людей, любящих музыку несложную, понятную и приятную, но не пошлую. Его популярность конкурировала с популярностью Чайковского, и многие певцы находили даже, что Гречанинов выше и «удобнее Чайковского», в чём была безусловно доля истины.— ( Леонид Сабанеев, «О Гречанинове»)

Гречанинов, сорокалетний

Интересуясь более всего народной песней и сопутствующим этнографическим материалом, Гречанинов собрал и обработал большое количество народных песен, в частности, русских, белорусских, татарских, башкирских и прочих. Долгие годы активно участвовал в работе Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете, а с 1903 года – стал заместителем её председателя. С 1910 года начал выступать в концертах, в основном аккомпанируя певцам, исполнявшим его собственные песни и романсы. Однако, не вся творческая биография Гречанинова проходила одинаково гладко. Так, например, скандальную известность приобрела его вторая опера «Сестра Беатриса» (на сюжет Мориса Метерлинка), поставленная в 1912 в частной опере Зимина. Вскоре после успешной премьеры спектакль был осуждён и запрещён к исполнению духовной цензурой за неканоническое освещение библейских сюжетов. Формальным поводом запрета послужило — появление на сцене поющей пресвятой Девы Марии. Обратившись к творчеству Метерлинка, Гречанинов одновременно попытался хотя бы немного «модернизировать» и свой музыкальный язык, и образный строй, чтобы не выглядеть посреди эпохи всеобщего «декаданса» последним махровым ретроградом.
«…он стал водить дружбу с Вячеславом Ивановым, писать музыку на его тексты, а также на тексты русских поэтов-символистов. В музыке Гречанинова появились слабые и робкие, чрезвычайно неуверенные попытки обогатить свою гармоническую палитру «под Дебюсси» или хотя бы «под Ребикова». Всё это в высшей степени было наивно и никак не соответствовало его стилю и музыкальному и душевному. Он был сам человек в высшей степени простой и несложный, психологически наивный, менее всего у него могло быть контакта с символистами, людьми мудрёными, путаными, усложнёнными. И музыкальный модернизм шёл к нему, как «корове седло». Его очарование было в первобытной простоте музыкального чувства, в той оставшейся для него небольшой порции ещё не высказанных в музыке простых и искренних эмоций, которую не успели воплотить его музыкальные предки — Чайковский, Римский-Корсаков. Впрочем, он, видимо, и сам почувствовал, что этот мир не для него, и в последующих произведениях опять вернулся к первоначальной своей палитре». — ( Леонид Сабанеев, «О Гречанинове»)

Среди московских музыкантов начала XX века Гречанинов занимал место умеренного традиционалиста, причём умеренность эта скорее была связана с природной общительностью и незлобивостью его характера, чем с настоящим стилем его музыки, которая на деле была значительно более ретроградна, чем её автор. Личное своё упорство или «упрямство», Гречанинов никогда не переносил на убеждения других музыкантов и тем более, композиторов, когда дело не касалось его самого или его творчества. Проще говоря, он был совершенно не агрессивен. Однако, вполне точная позиция и стилистические пристрастия Гречанинова среди противоборствующих музыкальных группировок ни у кого не вызывали особых сомнений, они были вполне определёнными и точными:
«…Музыканты из породы «консерваторов» почти не бывали у Скрябина. Их мысли и настроения были слишком далеки от скрябинского мира, а его мир был слишком далёк от чисто «музыкантских интересов». За всё время моего близкого отношения со Скрябиным ни разу не застал у него крупных наших композиторов «других лагерей» — ни разу не видел Гречанинова, Метнера, раз встретил Танеева и два раза – Рахманинова. » — ( Леонид Сабанеев, «Воспоминания о Скрябине»)

Тем не менее, прохладное отношение к творчеству Скрябина и практически полное отсутствие личного контакта не помешало Гречанинову, как человеку глубоко православному, активно участвовать в панихиде и похоронах после скоропостижной кончины Скрябина весной 1915 года.

Февральскую революцию Гречанинов принял с восторгом, характерным для большей части русской интеллигенции. Пожалуй, невозможно сказать об этом предмете ярче и нагляднее, чем это он сделал сам, спустя пятнадцать лет после описываемых событий:
«Весть о февральской революции была встречена в Москве с большим энтузиазмом. Народ высыпал на улицы, у всех в петлицах красные цветы, и люди восторженно обнимаются, со слезами на глазах от счастья. Я бросаюсь домой, и через полчаса музыка для гимна уже была готова, но слова? Первые две строки:«Да здравствует Россия, Свободная страна». я взял из Сологуба, дальнейшее мне не нравилось. Как быть? Звоню Бальмонту. Он ко мне моментально приходит, и через несколько минут готов текст гимна. Еду на Кузнецкий мост в издательство А.Гутхейль. Не теряя времени, он тотчас же отправляется в нотопечатню, и к середине следующего дня окно магазина А. Гутхейль уже украшено было новым «Гимном Свободной России». Весь доход от продажи идет в пользу освобождённых политических. Короткое время все театры были закрыты, а когда они открылись, на первом же спектакле по возобновлении в Большом театре гимн под управлением Э.Купера был исполнен хором и оркестром наряду с Марсельезой. Легко воспринимаемая мелодия, прекрасный текст сделали то, что гимн стал популярным, и не только в России, но и за границей. В Америке мои друзья Курт Шиндлер с женой перевели текст на английский язык, издательство Ширмера его напечатало, и в Америке он быстро получил такую же, если не большую, как в России, популярность. Держалась она долго и после того, как в России никакой уже свободы не было. » — ( Гречанинов А.Т. «Моя жизнь». Нью-Йорк, 1954).

После революции 1917 года Александр Гречанинов несколько лет концертировал в качестве дирижёра и пианиста, а также продолжал работать с детскими хорами. Однако, с каждым годом стареющему композитору становилось жить всё тяжелее и тяжелее среди беспорядочной и разрушенной революцией и гражданской войной республики.
«. В эпоху «юности советской власти» ему было тяжело. Политически он был наивен как ребёнок. Так же, как он радовался, что его романсы распевает императрица, так же при первых «громах революции» он немедленно сочинил гимн свободной России и так же радовался, что его с успехом исполняют. Успех его музыки — вот что его интересовало. В то время, когда началось просачивание русских музыкантов за границу — а это началось почти одновременно с водворением советской власти, — он на некоторое время как-то застрял: Рахманинов, Метнер, Черепнин и Прокофьев успели смыться ранее. Раз, помню, я его встретил на улице и спросил, почему он не попытается, как многие другие, получить командировку или просто выезд за границу. Он на меня посмотрел недовольно и сказал — я хорошо помню эти слова:

— Россия — моя мать. Она теперь тяжко больна. Как могу я оставить в этот момент свою мать! Я никогда не оставлю её.
Через неделю я узнал, что он выехал за границу, начав хлопоты больше двух месяцев назад». — ( Леонид Сабанеев, «О Гречанинове»)

В 1925 году, будучи уже шестидесятилетним человеком, Александр Гречанинов вместе со своей второй семьёй эмигрировал в Европу. Там, более десяти лет он прожил в Париже, а с началом войны, в 1939 году – переехал в Нью-Йорк.

Подобно многим другим композиторам, эмигрировавшим из Советской России, творчество Гречанинова на долгие годы было вырвано из культурного и концертного контекста. Тем более этому способствовала явно православная и христианская направленность большей части его творчества.
«Искусство русского зарубежья. Навсегда горькая и больная тема. . Как долго в своём отечестве шло признание к таким выдающимся русским композиторам как Рахманинов, Стравинский, Гречанинов, Метнер, Черепнины. » — ( Виктор Екимовский, «Автомонография»)

В 1934 году Гречанинов написал книгу воспоминаний «Моя музыкальная жизнь», опубликованную в Париже, а спустя 20 лет – в Нью-Йорке (в переводе на английский язык).

Александр Гречанинов похоронен на Свято-Владимирском православном кладбище в Джексоне (Кассвилл), штат Нью-Джерси, США.

Музыкальный архив

Руке Александра Гречанинова принадлежат всего 59 опубликованных опусов, а также 8 сочинений без присвоенных им при публикации номеров и ещё 6 сочинений не изданных. Однако, трудно утверждать, что этот список — полный. В творческом наследии Гречанинова преобладает вокальная и хоровая музыка. Его стиль большей частью – гомофонный, лишённый сложной фактуры и контрапунктов. Он написал более ста романсов, десятки циклов хоров a cappella. Особенно можно отметить сборники и циклы его детских песен, по материалу и интонации чрезвычайно близких к народным, например, цикл из шести песен «Ай дуду» (1903 года), сборник из двадцати русских народных песен «Петушок» (1906 года) и цикл «Снежинки» (десять песен 1907 года). В этой части творчества Гречанинова нередко называют прямым продолжателем лядовских методов и традиций. Среди наиболее известных светских хоровых сочинений Гречанинова можно назвать «Траурный гимн», «Матушка Русь» (на стихи Некрасова) и хор «Памяти павших за свободу».
«. В общем, надо признать, что широкую публику победило главным образом, если не исключительно, его «песенное творчество» — романсы, снискавшие ему несравненную популярность. В меньшей мере — его духовные сочинения, что объясняется не столько их качествами, сколько теми духовноцензурными условиями, в которых стоит православное церковно-музыкальное творчество. Что же касается его крупных произведений, симфоний и опер, то им повезло значительно менее, и они как-то не угодили ни музыкантам, ни широкой публике. И для тех и для других в этой области Гречанинов оказался просто старомодным, вчерашним днем искусства. Он был последний из русских композиторов, которому удалось собрать позднюю осеннюю жатву с уже угасающего ствола «великой эры русской музыки», эпохи Чайковского и «Могучей кучки». — ( Леонид Сабанеев, «О Гречанинове»)

Немалое место среди произведений Гречанинова занимают также театральные произведения: оперы «Добрыня Никитич» (поставлена в Москве, в Большом Театре в 1903 году), «Сестра Беатриса» на сюжет Метерлинка (Москва, театр Зимина, 1912 год) и «Женитьба» (по Гоголю, поставлена в Париже, 1950). Последнюю оперу композитор написал, когда ему было уже за восемьдесят лет.

Гречанинов написал также несколько детских опер: «Ёлочкин сон» (1911), «Теремок» (1921), музыку к драматическим спектаклям А.К.Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» (Москва, 1898) и «Смерть Иоанна Грозного» (1899), а также – к «Снегурочке» А.Н.Островского (1900). За всю жизнь Гречанинов написал 5 симфоний (1894-1937), «Элегию» памяти Чайковского, оставшуюся неизданной (1897), несколько других оркестровых сочинений, среди которых наиболее известна «Демественная литургия» для струнного оркестра, 4 квартета, ряд фортепианных пьес, а также выполнил множество обработок народных песен для камерного и хорового музицирования.
«В области церковной музыки он является даже новатором и, кроме того, склонным к идее «примирения христианских церквей», своего рода «интегральному экуменизму». Он писал с одинаковым увлечением и чисто православные духовные сочинения, причем в этом писании была большая смелость и даже новаторство, необычное в этой области, которая является одной из наиболее неподвижных в музыкальном искусстве. Он писал и духовные произведения свободного стиля, с участием органа — инструмента, который он очень любил («Демественная литургия») и который до сих пор не участвует в русской церковной музыке. Писал и «латинские» мессы, и «духовные хоры» с английским текстом. Этому стилю композиции он посвятил очень много своего творчества — в общем число его «духовных и церковных» композиций — 16. » — ( Леонид Сабанеев, «Александр Тихонович Гречанинов — к 100-летию его рождения»)

Наибольшей известностью и в настоящее время пользуются духовные хоры Гречанинова, в которых он стремился совместить старинный стиль (знаменного) хорового пения с народной песенностью, (включая прямые фольклорные заимствования) и профессиональной академической культурой. Многие из гречаниновских хоров прочно вошли в церковный обиход и концертную хоровую практику, особенно известна его восьмиголосная обработка «Волной морскою» и «Верую» собственного сочинения. Кроме того, Гречанинову принадлежат регулярно исполняемые две полные литургии, («Святого Иоанна Златоуста» 1897 года и «Всенощное бдение» 1902 года), а также «Страстная седьмица» и множество отдельных хоровых номеров, к числу самых известных из них принадлежит, пожалуй, короткая молитва «Достойно есть».

Особого упоминания заслуживает тот факт, что в парижский период своей эмиграции Гречанинов, будучи уже очень пожилым человеком, сочинил несколько католических месс и мотетов, а во время нью-йоркской жизни – также и протестантские хоры с текстами на английском языке.
«Судьба послала ему долгую жизнь, которая компенсировала то, что он потерял, поздно выступив на музыкальный путь. Ему вообще к лицу была долгая жизнь. Спокойный, тихий, любящий природу и детей, мирно религиозный, без исканий ни в религии, ни в музыке — он воплощал собою другой лик России, не изломанный и мятущийся лик Достоевского, Белого, Скрябина, а благостный успокоительный, просветлённый и смиренный. Обычно за Россией Достоевского забывают о том, что и другая Россия тоже была и возможно, что и до сих пор есть, и что неизвестно, какая из них более подлинная. Думаю, что количественно — всё-таки Россия Гречанинова.

Источник

Оцените статью