Александр Грибоедов — Два вальса
Нет других произведений.
лександр Грибоедов был дипломатом и лингвистом, историком и экономистом, музыкантом и композитором. Но главным делом своей жизни он считал литературу. «Поэзия!! Люблю ее без памяти страстно, но любовь достаточна ли, чтобы себя прославить? И наконец, что слава?» — писал в дневнике Александр Грибоедов.
«Один из самых умных людей в России»
Александр Грибоедов родился в дворянской семье. Его образованием и воспитанием занимались лучшие учителя того времени: энциклопедист Иван Петрозилиус, ученый Богдан Ион, философ Иоганн Буле.
Каждое лето Александр Грибоедов проводил в родовом имении своего дяди в селе Хмелита. На шумные балы и званые обеды сюда часто приезжали известные писатели, музыканты, художники.
В раннем возрасте у Грибоедова проявились способности к иностранным языкам: греческому, латыни, английскому, немецкому, французскому, итальянскому. Он играл на рояле и арфе, а позже начал сочинять музыку и стихи. Уже в 11 лет он поступил в Московский университет и за два года закончил отделение словесности, а затем нравственно-политическое и физико-математическое отделения.
Когда началась Отечественная война 1812 года, 17-летний Грибоедов записался корнетом в Московский гусарский полк. Побывать в сражениях он не успел: его подразделение начало формироваться, когда Наполеон уже отступал. Пока русские войска освобождали от французов Европу, Грибоедов служил в тылу — в Белоруссии.
Путевые записки секретаря русского посольства
В 1815 году Грибоедов оставил военную службу и переехал в Петербург. Его мать, Анастасия Грибоедова, настаивала, чтобы он устроился чиновником в каком-нибудь министерстве. Однако государственная служба совсем не привлекала Грибоедова, он мечтал о литературе и театре. В этом же году Грибоедов написал комедию «Молодые супруги», по которой позже придворные актеры петербургского театра поставили спектакль.
В Петербурге Александр Грибоедов вел светский образ жизни: состоял в двух масонских ложах, дружил с членами Южного и Северного тайных обществ, общался с литераторами и актерами. Театральные увлечения и интриги вовлекли Грибоедова в скандальную историю: он стал секундантом в дуэли Василия Шереметева и Александра Завадовского. Чтобы спасти сына от тюрьмы, мать Грибоедова использовала все свои связи и устроила его секретарем русского посольства в Персии.
В 1818 году Александр Грибоедов выехал на службу, по дороге он подробно описывал свое южное путешествие в дневнике. Через год Грибоедов отправился в свою первую командировку к шахскому двору в Персии, где продолжил вести путевые записки. События своей службы он описал в небольших повествовательных фрагментах — так в основу «Рассказа Вагина» легла реальная история русского пленного, которого Грибоедов вернул на родину из Персии.
«Не комедия», запрещенная цензурой
На дипломатической службе в Персии Александр Грибоедов провел более полутора лет. Пребывание в этой стране угнетало его: он часто думал о родине, друзьях и театре, мечтал вернуться домой.
Осенью 1821 года Грибоедов добился перевода в Грузию. Там он начал писать черновой вариант первой редакции «Горя от ума» — он мечтал опубликовать пьесу и увидеть ее постановку.
В 1823 году писатель-дипломат попросил у генерала Алексея Ермолова отпуск и поехал в Москву. Здесь он продолжил работать над пьесой «Горе от ума», написал стихотворение «Давид», сочинил драматургическую сцену в стихах «Юность Вещего» и создал первую редакцию знаменитого вальса ми минор. Вместе с Петром Вяземским Грибоедов написал комедийную пьесу с песнями-куплетами и танцами «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом».
Когда Александр Грибоедов закончил комедию «Горе от ума», он решил представить ее уже пожилому баснописцу Ивану Крылову. Несколько часов автор читал свое произведение Крылову. Тот молча слушал, а после заявил: «Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пьесу по первопутку в Сибирь бы препроводила».
Во многом слова Крылова оказались пророческими. На просьбу поставить «Горе от ума» в театре Грибоедову отказали, более того — комедию запретили печатать. Пьесу переписывали от руки и тайком передавали из дома в дом — литературоведы насчитали 45 000 рукописных копий по всей стране.
Злободневная пьеса, в которой Грибоедов описывал борьбу революционной молодежи с отжившим обществом, вызвала жаркие споры. Одни считали ее откровенным и разоблачительным описанием современного высшего света, другие — жалкой пародией, которая лишь очерняла столичных аристократов.
«Это не комедия, ибо в ней нет ни плана, ни завязки, ни развязки… Это просто поговорка в действии, в которой воскрешен Фигаро, но, как копия, далек от оригинала… В самой пьесе нет другой цели, чтобы сделать презрительным не порок, а возбудить презрение к одному только классу общества… Ему хотелось высказать свои философско-политические понятия, а о прочем он не думал».
Дмитрий Рунич, попечитель Санкт-Петербургского учебного округа
Многие современники считали, что прототипами героев послужили представители известных дворянских фамилий, которых Грибоедов встречал на балах и праздниках в усадьбе своего дяди, будучи ребенком. В Фамусове видели хозяина усадьбы Алексея Грибоедова; в Скалозубе — генерала Ивана Паскевича; в Чацком — декабриста Ивана Якушкина.
Писатель-дипломат
В 1825 году Александр Грибоедов вернулся на службу на Кавказ в штаб Ермолова. Здесь писатель узнал о восстании декабристов. Многие из заговорщиков были друзьями и родственниками Грибоедова, поэтому он сам попал под подозрение в причастности к восстанию. В январе 1826 года Грибоедова арестовали, но доказать его принадлежность к тайному обществу следствие так и не смогло.
В сентябре 1826 года Александр Грибоедов возвратился в Тифлис и продолжил службу: он бывал на дипломатических переговорах с Персией в Дейкаргане, вел переписку военачальника Ивана Паскевича, вместе они продумывали военные действия. В 1828 году Грибоедов участвовал в заключении с Персией выгодного для России Туркманчайского мирного договора.
«Во время этой войны явились во всем блеске его огромные дарования, вполне обработанные многосторонней правильной образованностью, его дипломатический такт и ловкость, его способность к труду, огромному, сложному и требующему больших соображений».
Из «Бесед в Обществе любителей Российской словесности»
Александр Грибоедов доставил текст договора в Петербург. В столице его с почетом принял сам Николай I. Император наградил писателя-дипломата чином статского советника, орденом Святой Анны 2-й степени и назначил полномочным министром в Персии.
Возвращаясь на службу в новой должности, Грибоедов снова остановился в Тифлисе, где женился на княжне Нине Чавчавадзе. Они познакомились еще в 1822 году — тогда он давал девушке уроки музыки. С молодой супругой Грибоедов прожил всего несколько недель, так как был вынужден вернуться в Персию.
В 1829 году во время дипломатического визита в Тегеран 34-летний Александр Грибоедов погиб: на занятый русским посольством дом напала огромная толпа, подстрекаемая религиозными фанатиками. Об Александре Грибоедове и его смерти в России не писали еще почти 30 лет. Только когда на сцене впервые поставили «Горе от ума» без цензурных правок, о нем заговорили как о великом русском поэте. В печати стали появляться первые сведения о дипломатической роли Грибоедова в отношениях России и Персии и его гибели.
Источник
Ноты Грибоедов Александр Сергеевич
Грибоедов Александр Сергеевич (1795-1829).
Русский дипломат, поэт, драматург, композитор и пианист. Творчество Грибоедова оставило значительный след в российской культуре. Автор нескольких фортепианных пьес, отличающихся прекрасной гармонией лаконичностью. Его вальс ми минор считается первым русским вальсом, дошедшим до нашего времени.
Скачать Ноты Грибоедов Александр Сергеевич
Файл | Название произведения | Название и размер файла (количество загрузок) |
---|---|---|
Грибоедов. Два вальса | griboedov_dva_valsa.pdf (1264 Загрузки) |
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
Архив нот
Статистика нотной библиотеки:
Композиторов — 115.
Файлов — 313.
Размер файлов — 155.3Mb.
Источник
А. С. Грибоедов
Вальс ми минор
Жанр: фортепианная миниатюра.
Время создания: 1-я редакция — около 1823 года; 2-я редакция (посмертная) -1832 год.
А. С. Грибоедов — уникальная фигура в русской культуре.
Он вошел в историю, прежде всего, конечно, как автор бессмертной комедии «Горе от ума». Уникальность же его в том, что он сочетал в себе талант литератора с талантом музыканта. Исключительность его положения еще и в том, что, будучи автором всего двух дошедших до нас музыкальных произведений, стал благодаря им очень популярным композитором. Есть нечто общее между этими двумя фортепианными миниатюрами и сентенциями в его комедии: как реплики его знаменитых персонажей разлетелись по миру, став «крылатыми» выражениями, так и эти два вальса, своего рода «листки из альбома», превратились в популярнейшие произведения, широко бытующие в кругах любителей музыки, порой даже вне связи с самим А. Грибоедовым. 1
К сожалению, никакие другие произведения Грибоедова не были им записаны; во всяком случае, ничего другого до нас не дошло. Между тем о музыкальных способностях и о музицировании А. Грибоедова его современникам было хорошо известно. В 20-е годы XIX столетия в его доме в Москве на Новинском бульваре постоянно устраивались музыкальные собрания. Помимо хозяина здесь музицировал (импровизировал на фортепиано) Алябьев. С В. Ф. Одоевским Грибоедов обсуждал музыкально-теоретические вопросы, в частности, только что вышедший в то время на русском языке фундаментальный учебник теории музыки Гесса де Кальве. 2
Вальс ми минор написан в течение зимы 1823/24 года. О том, как он появился, поведала Е. П. Соковнина, племянница С. И. Бегичева, лучшего друга Грибоедова: «В эту зиму Грибоедов продолжал отделывать свою комедию “Горе от ума” и, чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, ездил на балы и обеды, до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своем кабинете. Тогда по вечерам раздавались его чудесные импровизации на рояле, и я, имея свободный доступ в его кабинет, заслушивалась их до поздней ночи. У меня сохранился сочиненный и написанный самим Грибоедовым вальс, который он передал мне в руки. Прилагаю этот вальс в уверенности, что он может и теперь доставить многим удовольствие». 3
Итак, свидетельство Соковниной устанавливает, что сочинение одного из вальсов относится к периоду окончательной отделки «Горя от ума». Первая редакция Вальса, была опубликована в петербургском «Историческом вестнике» и впоследствии перепечатана во II томе (после стр. 510) первого полного собрания сочинений А. Грибоедова, которое вышло в Петрограде ( 1911—1917 ). Этот том целиком посвящен материалам, относящимся к «Горе от ума».
Примечательно, что вторая редакция этого Вальса обнаруживает большее композиторское мастерство. Из этого музыковеды делали вывод, что, быть может, здесь приложил руку издатель «Лирического альбома на 1832 год», в котором вальс был опубликован во второй редакции. Издателем этого альбома был известные в первой половине XIX века композитор И. Ф. Ласковский (1799 — 1855). 4
Примечания:
1 Их судьба сродни многим русским романсам, например, такому, как «Черная шаль», считающимся народным, хотя его автор известен – А. Н. Верстовский. Кстати, известно также, что впервые этот романс Верстовский сам исполнил под аккомпанемент А. Грибоедова на одном из собраний в доме писателя.
2 Левашева О., Келдыш Ю., Кандинский А. История русской музыки. Том 1. М . 1972. С. 223.
3 Булич С. К. А. С. Грибоедов-музыкант. – Цит. по кн. Александр Сергеевич Грибоедов. Музыка. Литература. Поэзия. Дипломатия. Редактор-составитель В. Соловьев. СПб. 2005. С. 17.
4 Дополнительные сведения о музыкальности А. Грибоедова приводятся в наших комментариях к Вальсу ля-бемоль мажор.
Источник
Блестящий Грибоедовский Вальс на Гитаре (+ Видео)
Александр Сергеевич Грибоедов (автор всем известной пьесы “Горе от Ума”) несомненно был очень талантливый и разносторонний человек. Опытный дипломат, писатель, пианист, композитор, полиглот (9 языков!), поэт и драматург. И это далеко не полный список его умений и талантов.
К сожалению, он рано ушел из жизни, всего лишь в 34 года и при очень трагичных обстоятельствах. Толпа фанатиков, захватившая Русское посольство в Тегеране в 1829 году, среди прочих русских дипломатов растерзала и Александра.
Но Грибоедов оставил за собой большое наследие. В том числе и музыкальное.
Знаете ли вы, что первый дошедший до наших дней русский вальс принадлежит именно его перу? Точнее до нас дошли даже несколько его вальсов, самый красивый из которых в тональности Ми-минор.
Написанные Грибоедовым немногочисленные музыкальные произведения обладают великолепной гармонией, стройностью, особой мелодичностью и лаконичностью.
Также, по свидетельству современников, Александр Сергеевич был великолепным пианистом. Его игра была виртуозна и очень артистична.
Вальс Ми-минор чаще всего исполняется именно на пианино, но и для гитары есть очень хорошая версия от профессора музыки, известного гитариста и аранжировщика Константина Миронова
Его переложение для гитары выполнено очень удачно и в родной тональности. Смотрим, слушаем, получаем удовольствие!
Ноты и Табы этого красивейшего вальса ЗДЕСЬ
- Сложность: ур.3 Продвинутый
- Тональность: Em/G
До новых знакомств с интересными гитарными аранжировками и их авторами! Пишите в комментариях какие еще каверы и аранжировки для гитары вам интересны!
Источник