Гриф акустической гитары чертеж

Гитарный гриф. Конструкция, крепление, материал

Гриф гитары это одна из самых важных и сложных деталей в конструкции инструмента. Он представляет собой деревянный брус, вдоль которого натянуты струны. Поперек грифа наносятся специальные «засечки» — лады, которые обозначают места прижатия струн. Гриф имеет определенную длину и другие конструктивные особенности, которые влияют как на удобство игры, так и на звучание музыкального инструмента в целом.

Конструкция и устройство грифа гитары

Конструктивно можно выделить несколько элементов

Лады устанавливаются на гриф в поперечном исполнении и нужны для точного определения мест зажатия струн. Из физики известно, что чем меньше длина колеблющейся струны, тем выше получается звук. Таким образом, чем ближе зажимаем струну к корпусу, тем выше будет звучать нота. Лады же дают нам понимание, в каких конкретно местах зажимать струну, чтобы четко и точно извлечь ту или иную ноту. Чаще всего гитара имеет лады, но бывают встречаются и безладовые.

Лады в основном изготавливают из никелевых сплавов или стали. Толщина бывает 2.3 — 2.8 мм.

Накладка на гриф

В конструкции грифа предусмотрена деревянная накладка. Однако, часто бывает, что ее не устанавливают. Материалы, из которых изготавливают накладки это черное дерево, клен, палисандр и другие. Накладка очень сильно влияет на звук инструмента в виду разной плотности всех сортов древесины.

Читайте также:  Витас мама фортепиано ноты для фортепиано

Голова

На ней крепятся струны с помощью колковых механизмов. Крепление головы к грифу может быть либо прямым, либо под углом. Прямое крепление чаще используют на стратоподобных гитарах. Под углом — на гибсонах.

В первом случае будут использованы ритейнеры для того, чтобы струны не выскакивали из пазов верхнего порожка. Во втором случае в виду того, что голова находится под углом, струны изгибаются и не вылетают из порожка.

Анкерный стержень

Анкер это стальной прут, проходящий через всю длину грифа. Закрепляется он в месте крепления грифа к корпусу и у головы. Там же стоит и гайка для регулировки затяжки анкера. Основное назначение — регулировка прогиба грифа. Делается это для того, чтобы отсроить нужную высоту струн. Также часто бывает, что из-за изменения влажности, гриф «ведет». Для компенсации этого эффекта и используется анкерный болт.

Пятка

Это часть грифа в месте крепления его к корпусу. В целом о конструкции электрогитары вы можете почитать здесь: https://guitargrad.ru/elektro

Материалы грифа и накладки

Чаще всего гриф изготавливают из клена или махогани (красное дерево). А накладку делают из палисандра или черного дерева (ebony).

По своей природе клен твердое и плотное дерево, обладает очень ярким и звонким звучанием. Каждая нота будет звучать ясно и четко. Ну и конечно же, все ваши ошибки и косяки при игре будут тоже очень хорошо слышны. У клена есть несколько разновидностей, которые отличаются текстурой дерева:

  • Твердый клен;
  • Мозаичный клен;
  • Волнистый клен.

О сортах древесины, из которой делают корпус электрогитар, читайте здесь.

Махогани (красное дерево)

Махогани чаще всего выбирают люди, которые играю в тяжелых роковых стилях. Дело в том, что махагон обладает очень плотным звучанием, с диким сустейном. Благодаря этому гитара очень хорошо звучит на низких частотах, что очень хорошо при игре тяжелых рифов в метале и роке. Махогани легко распознать на глаз из-за характерного темно красного оттенка древесины.

Крепление грифа к корпусу

Существуют три основных типа креплений: на болтах, на клею и сквозь корпус гитары. Каждый имеет свои особенности и определенным образом влияет на звук гитары и ее сустейн (продолжительность звучания нот).

Болченый гриф

Данный вид крепления распространен прежде всего на электрических гитарах. Конструктивно это очень простой вид. Чтобы сменить гриф нужно просто открутить 4 болта и все. Но из-за такой вот простоты страдает сустейн. Все дело в том, что гриф и корпус хоть и соединены на болтах, но все равно это, по сути, две отдельные детали. Как ни подгоняй зазоры между грифом и корпусом, они все равно будут. Это влияет на более быстрое затухание вибраций, а соответственно и продолжительность звучания нот. Но четкость и звонкость наоборот будут выше, нежели чем у вклееного грифа, о котором будет ниже.

Вклеенный

Вклеенный гриф обладает средним сустейном и средней атакой. В плане звука это очень сбалансированный тип крепления к корпусу. Очень распространен на акустических гитарах, но также его можно нередко встретить и на акустических. Стоимость изготовления гитары с вклеенным грифом выше, чем с болченным. Поэтому такие гитары стоят дороже. Это в основном инструменты среднего и высокого ценового сегмента.

Сквозь корпус

Гитара с грифом сквозь корпус имеет самый сильный сустейн среди других типов креплений. Но у нее страдает атака. Особенность данного типа в том, что гриф полностью проходит через весь корпус гитары. Чаще его используют на бас гитарах, но также можно встретить и на электрических.

Какое крепление лучше и надежнее

Здесь ориентируйтесь больше на звук, который хотите получить. Нужен долгий сустейн, но не хочется терять в атаке, то ваш выбор это вклеенный гриф. Если на сустейн наплевать и хочется ярких взрывных нот, то несомненно вам подойдет болченый гриф. Кстати и гитара с ним будет стоить дешевле. А в плане надежности — все виды креплений одинаково надежны, если гитара сделана качественно.

Размеры грифа

По негласной классификации гитары бывают с широким и узким грифом. К первым, как правило, относятся классические шестиструнные гитары. Ко втором — электрогитары и акустические гитары (дредноуты).

Ширина

Ширина грифа классической гитары составляет 52 мм, ширина грифа акустической гитары- 43 мм. А вот ширина грифа электрогитары колеблется от 38 до 43 мм. Если на ней установлено тремоло Floyd Rose, то ширина чаще всего составляет 43 мм, в остальных случаях 38-44. Ширина семиструнной электрогитары — 48 мм, а восьмиструнной — 55 мм. Про многострунные гитары читайте здесь: https://guitargrad.ru/elektrogitara/obshchaya-informatsiya/35-pro-mnogostrunnye-gitary

Радиус профиля грифа

Чаще всего стандартный радиус грифа составляет 21.5 мм. А вот форм профиля существует очень много. Обычно на него обращают внимание чисто из-за удобства игры. Кому-то проще играть на одном профиле, кому-то на другом.

Какой гриф лучше узкий или широкий

Правильного ответа на этот вопрос нет. Это чисто вкусовщина. Но можно сказать точно, что если вы чаще играете пальцами, например, фингерстайлом, то удобнее вам будет именно на гитаре с широким грифом. Расстояние между струнами там больше, поэтому играть будет намного проще. В остальных же случаях, скорей всего, вам будет удобнее узкий гриф. Особенно, если у вас маленькие руки.

Источник

Гитаростроение

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Jhav
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 23 февраля 2012 г.

Гриф – важнейшая часть цельнокорпусной гитары, он более значим для звука, чем в случае акустической гитары.

П очему? Любой музыкальный инструмент состоит условно из двух компонентов – звукообразующего и резонирующего. Эти компоненты объединены в колебательную систему, конструкция которой определяет звучание инструмента. Звукообразующий компонент для струнных инструментов – струна. Резонатор – компонент (система компонентов), естественным образом «усиливающий» колебания звукообразующего компонента. Роль резонатора акустических гитар играет система дек, а гриф служит, в основном, для интонирования (хотя совсем исключать его влияние из колебательного контура, конечно, нельзя).

У цельнокорпусных электрогитар отсутствует система дек, по сути это просто доска (вернее, две доски). То есть роль резонатора играет весь инструмент, и роль грифа в звучании возрастает. Гриф весит меньше корпуса, соответственно струне проще его «раскачать». Из своего опыта могу сказать, что гриф задает характер звучания инструмента, корпус же играет роль акустического «фильтра». То есть, гитары с корпусами из белого ясеня и махагона с кленовыми грифами будут звучать очень похоже по динамике и обертонам, однако махагоновый корпус «отфильтрует» верхние частоты, так как махагон наиболее отзывчив в средних частотах, и такой инструмент будет звучать мягче ясеневого. Болотный ясень звучит как махагон, но с меньшим количеством обертонов и с чуть большим количеством верхних частот.

При изготовлении грифа надо учитывать, что толщина его сильно влияет на резонансную частоту. Чем тоньше гриф, тем ниже резонансная частота. Излишне тонкий гриф может сделать инструмент «бубнящим». К тому же тонкие (19 мм у первого лада) грифы могут быть нестабильны в плане строя. Если вы хотите себе тонкий гриф, то его необходимо усиливать вставками из углепластика. Я предпочитаю делать относительно толстые грифы (21-21.5 мм у первого лада — стандарт для «стратов»), а эргономику настраивать профилем. На серийном производстве профиль грифа выводят специальной фрезой, в условиях мастерской же профиль делается вручную, что предоставляет больше свободы в точной «настройке» грифа под руку заказчика. Человеческое восприятие устроено так, что удобный инструмент субъективно звучит лучше неудобного.

Итак, начнем. Нам потребуется кленовая заготовка для грифа длиной около 700 мм, шириной 90-100 мм и толщиной 20-25мм. Главное требование – прямослойность волокон по всей длине. Допускаются незначительные свили. Еще лучше, если распил доски будет «чистым», то есть волокна будут перпендикулярны или параллельны плоскости грифа. Заготовка для накладки грифа из палисандра 500х60х7-8мм. Первое, что необходимо сделать – прострогать заготовку грифа таким образом, чтобы она стала идеально плоской. После этого крепим саморезами шаблоны накладки и головы грифа на заготовке. Технологические отверстия для крепления попадают в канал для анкера и будущие отверстия под колки. Длина саморезов на шейке грифа должна быть равна глубине канала под анкер – не более 9 мм! Помните, что слишком длинные саморезы могут привести к сквозному «ранению» грифа! Поступаем в точности как с корпусом – обводим по контуру, снимаем шаблоны и выпиливаем с запасом.

Вновь крепим шаблоны и фрезеруем гриф фрезой с подшипником на хвостовике.

Теперь нужно сделать канал под анкер. Существует несколько конструкций анкеров, но самые распространенные – классический компрессионный и двойной. Классический представляет собой выгнутый прут диаметром 5 мм с резьбой на конце. На этом сайте есть статья по изготовлению гитар, там присутствует такая иллюстрация, изображающая классический анкер.

Это из разряда «не повторяйте!».

Если решите ставить в свой гриф классический анкер, сделайте упор (лонжерон) длиной с анкер. Если упор сделать как на рисунке, то это приведет к тому, что гриф будет гнуться «волнами» — в районе 6-8 лада будет горб, слева и справа от него – ямы. Если упор будет повторять изгиб анкера и иметь такую же длину, тогда гриф будет гнуться «правильнее» и равномернее.

Вообще, я предлагаю отказаться от данного типа анкеров по нескольким причинам. Во-первых, надо делать паз переменной длины. Во-вторых, надо изготовить точный лонжерон. В-третьих, упор гайки постепенно продавливает дерево. В-четвертых, регулируется он не очень плавно, а резьба испытывает сильные напряжения и часто ее срывает. Из-за малой жесткости (относительно двойного анкера), и из-за того, что анкер гнется «об гриф», последний не так стабилен и анкер приходится настраивать чаще.

Лучше ставить современный двойной анкер. Он жестче классического, гнется сам об себя, под него фрезеруется обычный прямой паз. Плюс ко всему, существуют анкера двойного действия, позволяющие гнуть гриф в обе стороны, что бывает необходимо, если гриф сам по себе жесткий, а гитарист любит тонкие струны и большой прогиб. Именно такой анкер я использовал в этом проекте.

Для фрезеровки канала я использую простое приспособление из ДСП и двух алюминиевых направляющих. Платформа фрезера зажимается между двумя направляющими, а гриф крепится по центру приспособления. Для фрезеровки канала нужно использовать прямую пазовую фрезу диаметром 6 мм. Глубина фрезеровки – 9 мм примерно. Фрезеровать необходимо за 2-3 прохода. Располагать анкер в грифе необходимо таким образом, чтобы он располагался точно под нулевым ладом.

После этого необходимо профрезеровать паз под гайку. Глубина фрезеровки в этом месте – 12 мм, диаметр гайки – около 9 мм.

После этого примеряем анкер. Важно, чтобы он не выступал над грифом и не был ниже плоскости. В первом случае необходимо углубить паз, во втором – немного сострогать поверхность грифа. Центр анкера обычно немного «проседает» внутрь. Однако края должны быть точно на уровне поверхности или ниже не более чем на 0.1 мм. Чем точнее лежит анкер в пазу, тем равномернее он будет давить на накладку, тем равномернее будет гнуться гриф.

Идем дальше. Нужно снять лишнюю толщину с головы грифа. Толщина головы грифа 12-14 мм. Снимаем массив фрезером и сверлим отверстие диаметром 8 мм, под углом, целясь в канал анкера.

Следующий этап – приклеивание накладки. Заготовка накладки должны быть шире грифа. Накладку нужно выровнять таким образом, чтобы она прижималась к поверхности грифа пальцами без больших усилий. Щелей между накладкой и грифом быть не должно. Если щель есть, необходимо установить причину – проверить ровность грифа и накладки, прикладывая линейку перпендикулярно. Иногда бывает так, что анкер укладывается слишком туго в канал и немного «распирает» гриф. В этом случае канал надо расширить плоским напильником. Перед склейкой необходимо стянуть накладку и гриф струбцинами и удостовериться в отсутствии щелей. Если все хорошо, то наносим клей и стягиваем струбцинами. Сначала по краям, чтобы накладка не «ползла», затем последовательно от головы грифа к пятке (или наоборот). После прикручивания третьей струбцины, струбцина на пятке ослабляется и затягивается последней. Это необходимо, чтобы исключить «горбы» накладки при склейке.

В данном случае у меня все прилегало идеально и мне хватило четырех струбцин и куска фанеры. Иногда их требуется гораздо больше. Но не пытайтесь струбцинами убрать щели, лучше максимально точно подогнать детали. Большого давления не требуется, чтобы не выдавить весь клей. Много клея наносить не нужно. Я наношу клей резиновым шпателем – получается равномерный слой. Если из склейки клей выступил мелкими шариками равномерно по всем длине – все сделано правильно.

В таком состоянии я оставляю гриф на ночь. Утром можно снять струбцины и отфрезеровать накладку, упирая подшипник фрезы в гриф.

После этого необходимо плоским бруском со шкуркой выровнять края грифа в районе пятки. С помощью уголка необходимо следить за ровностью и перпендикулярностью сторон.

Следующий этап – разметка грифа. Я для этого использую шаблон из двухмиллиметровой стали, вырезанный лазером. Прикручиваю шаблон струбцинами к грифу и большим канцелярским ножом прочерчиваю линии через прорези. Это необходимо сделать несколько раз. Важно не прикладывать больших усилий при первом «штрихе», иначе острый нож может увести «по волокну». Потом я смещаю шаблон на 0.5 мм и повторяю операцию. Получаются канавки толщиной 0.5 мм, куда идеально встает пилка для ладов.

Подобную пилку можно купить в строительном магазине, главное, чтобы толщина полотна была 0.5 мм. Нужно только на наковальне деревянным молотком убрать развод пилы. Перпендикулярность пропилов я контролирую уголком.

Есть более простой, но дорогой способ – специальные стусла. Вот, например, такое решение от Stewmac:

В этом случае пропилы делаются до приклейки накладки к грифу, что немного меняет процесс.

Итак, пропилы сделаны, теперь необходимо поставить инкрустацию. Я использую пластиковую инкрустацию диаметром 6 мм. Нужно просто просверлить неглубокие отверстия в накладке и вклеить «точки». Боковые маркеры диаметром 2 мм устанавливаются так же – сверлим отверстие, наливаем туда суперклей и вставляем прут маркера. Ничего сложного.

Следующий серьезный этап – профиль грифа. Первое, что нужно сделать – снять лишнее количество дерева с задней части, начиная от 1-го лада и заканчивая в районе 14/15-го лада. Толщина должна быть около 22-25 мм соответственно. Запас нам нужен, потом мы его уберем при выведении профиля.

Рашпилем и напильником делаем примерный профиль у головы и пятки грифа. Не пытайтесь сразу сделать гриф круглым – очень сложно контролировать ровность и симметрию. Делайте профиль по методы «призмы».

Оставшийся участок сострагиваем рубанком, также следя за симметрией и ровностью образующих. В самом конце обработки сошлифовываем уже брусом со шкуркой.

Переходы в голову грифа и пятку я делаю ножом от рубанка, затем окончательно вывожу шкуркой.

Последнее, что мы сделаем сегодня, – профиль (радиус) накладки. Проще всего его сделать радиусным бруском – одна из его поверхностей имеет радиус накладки.

На двусторонний скотч наклеивается грубая шкурка, и движениями вдоль накладки выводится радиус. Для контроля необходимо начертить карандашом центральную линию. Необходимо также помнить, что с пятки грифа древесина снимает медленнее, так как площадь пятки больше. Закончив с радиусом, необходимо проверить ровность накладки. Я делаю это при помощи нитки. Проверив – отшлифуйте накладку до исчезновения царапин более мелкой шкуркой, потом еще более мелко. Остановиться можно на 500-м номере абразива (для палисандра).

Вот и все на сегодня. В заключение примерим гриф и корпус друг к другу, чтобы порадоваться за себя (да, я знаю что сделал это раньше).

В следующей статье – самая сложная и кропотливая часть работы – установка ладов, сверление последних отверстий и «косметика».

  • Делаем «страт». Часть 1. Корпус
  • Делаем «страт». Часть 3. Лады
  • Делаем «страт». Часть 4. Окончательная сборка

При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!

23.02.12 Автор: Имя админа
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter

14.02.2014, Jhav
Что значил долго? Автоакрил 12 часов до шлифовки. Полную прочность он, правда, около месяца набирает, но куда торопиться.

Источник

Оцените статью