Гриф балалайки альт с нотами

БАЛАЛАЙКА —
русский народный музыкальный инструмент.
О Балалайке

ЕЖЕГОДНЫЙ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК МУЗЫКАНТОВ-НАРОДНИКОВ
ДЕНЬ БАЛАЛАЙКИ ( 23 июня )

Император, Великий Князь Николай II Александрович
С Семьёй и Близкими

Шутка — Joke (!)
Автор неизвестен

ВПЕРВЫЕ в ИСТОРИИ исполнительства
на русских народных инструментах !

Квартет СКАЗ
в Кремлёвском Дворце
Quartet SKAZ
in the Kremlin Palace

Дмитрий Белинский, Иосиф Тамарин. БАЛАЛАЙКА Водевиль
C СИМФОНИЧЕСКИМ
ОРКЕСТРОМ — ВИДЕО


Праздник прошёл, посмотреть можно здесь — www.ju.skaz1.com

КВАРТЕТ СКАЗ СОБИРАЕТ ДРУЗЕЙ !
28 апреля (нач. в 19 час.), Московский Международный Дом Музыки, тел. ММДМ (495) 730-10-11 с 9.00 до 20.00 еж.
Большой сборный концерт в честь 35-летнего юбилея Квартета СКАЗ,
художественный руководитель Квартета заслуженная артистка России,
Почётный гражданин города Новый Орлеан ( США ),
обладатель международной музыкальной награды «Золотая звезда» ( New — York, USA 2008 )
Валентина Соболева-Белинская ( домра, вокал )
Обещали быть:
Квартет СКАЗ, Ricardo Araujo (португальская гитара) и Renato Araujo (классическая гитара) — г.Сан-Пауло, Бразилия, Леонид Серебренников, Евгений Дога, Герард Васильев и Жанна Жердер, Борис Львович, Александр Цыганков и Инна Шевченко, Московский мужской академический камерный хор Валерия Рыбина, Владимир Руднев, Сергей Дитятев, Геннадий Каменный, Евгений Поликанин, Владимир Кирсанов, фолк-артель «Слобода», группа «Россы», ансамбль московской милиции «Горница», сводный хор детской музыкальной школы им. А.И. Хачатуряна и Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке, рук. Н. Кузнецова

Партитура для оркестра русских народных инструментов
под редакцией В. В. Андреева
раритетный сборник ( 1898 год )
( из нотной библиотеки Дмитрия Белинского )

Никто точно не знает, когда появилась балалайка на Руси. Первое упоминание о ней найдено в старинном документе под названием «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», относящемся к 1688 году. В нем говорится об аресте двух крестьян за то, что «играли на балалайках и стрельцов, стоящих на карауле бранили». Балалайка, более чем любой другой инструмент способная передать характер русской народной песни, стала неизменным спутником празднеств, гуляний, свадеб, Ее быстро растущая популярность способствовала выдвижению из среды русских музыкантов настоящих мастеров балалаечного исполнительства.
Одними из первых были выдающийся скрипач И. Е. Хандошкин и придворный музыкант, бас Петербургской оперы Лавровский.
Очень любили слушать балалайку Пушкин, Лермонтов, Варламов, Гурилев, Чайковский, Римский-Корсаков, Толстой и Горький.
Однажды к Льву Толстому в Ясную Поляну приехал известный балалаечник Борис Трояновский, у них состоялась интересная беседа, записанная секретарем писателя Д. П. Маковицким:
«. В перерывах, между игрой, вели беседы, Лев Николаевич говорил, что есть преимущества скрипки и голоса и есть преимущества балалайки . В скрипке и голосе — тон, главное попасть в самую точку тона; в балалайке — техника и ритм. Потом Лев Николаевич заметил Трояновскому, что в его переложениях русских песен на балалайку — например, «Барыни» — есть изменение темпа, а этим нарушается характер. На это сыграли ещё раз «Пивную ягоду». Когда играли «Светит месяц», Лев Николаевич сиял улыбкой. ».
С 1886 года балалайка появляется на сцене: первым выступил с ней молодой русский дворянин Василий Андреев. До Андреева никто не обращал внимания на то, что такой музыкальный народ, как русский, не имеет в обиходе народных музыкальных инструментов.
Андреев создаёт «Кружок любителей игры на балалайке». После удачного выступления, с 1888 года начинается творческая деятельность этого коллектива, немногим позже преобразованного в балалаечный оркестр. В 1889 году Андреевские балалаечники появляются на Всемирной выставке в Париже. Триумф их был необычайным. «Не успели закончиться первые выступления, а в фешенебельных магазинах Парижа появились новые модные духи «Светит месяц» дамское туалетное мыло «Под яблонькой». Даже остроносые Андреевские галоши стали предметом парижской моды. »
После одного из концертов А. Глазунов пишет большое произведение, посвященное оркестру В. В. Андреева, тем самым, рассеивая предрассудки об ограниченных возможностях его программы. Любил исполнять песни в сопровождении оркестра Федор Иванович Шаляпин. Его первое знакомство с Василием Васильевичем, состоявшееся в Нижнем Новгороде, переросло со временем в тесную дружбу.
Неутомимый пропагандист замечательного русского народного инструмента балалайки, Василий Андреев постоянно её усовершенствует. Он знакомится с музыкальным мастером С. И. Налимовым, и на протяжении многих лет они работают вместе.
В 1902 году на Парижской выставке и на петербургской выставке «Музыкальный мир» 1906—1907 гг., инструменты, сделанные С. И. Налимовым по чертежам и эскизам Андреева, получили Большие золотые медали.
С образованием Великорусского оркестра, воспринятого как чисто русское явление, связаны гастрольные поездки 1892 года во Францию, Германию, Англию, Америку. Результатом поездок были десятки новых оркестров, созданных в этих странах. В США даже появилось «Акционерное общество эксплуатации балалаек и гуслей».
В день 25-летнего юбилея оркестра в приветственной речи Ф. И. Шаляпин, обращаясь к Андрееву, сказал: «Ты пригрел у своего доброго, теплого сердца сиротиночку — балалайку. От твоей заботы и любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир. ».
Балалайка проникла в самую толщу народных масс. Кроме Андреева, появилось много превосходных исполнителей на балалайке, создавались оркестры народных инструментов.
Осенью 1918 года он предпринял большую поездку со своим коллективом, переименованным в «Первый народный оркестр», по Северному и Восточному фронтам гражданской войны. Выступал и перед легендарными чзпаевцами. Но эта поездка была для Андреева последней: он сильно простудился и в ночь на 26 декабря 1918 года скончался.
Дело, начатое Андреевым, было поддержано, приобрело всенародное значение. Многие фабрики, специальные мастерские, мастера — умельцы, выпускают усовершенствованные Андреевым и Налимовым музыкальные народные инструменты, композиторы пишут произведения для балалайки, домры, созданы многочисленные ансамбли и оркестры.

Заслуженный артист России ,
президент Российского Клуба музыкантов — народников ЦДРИ ,
артист Квартета «СКАЗ»
©Дмитрий Белинский

Газета «Крымская правда» 1983 г.

Согласно ЗАКОНУ РФ «ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ»
Использование статьи в любом её виде (полностью или частично), возможно только при указании авторства.

Разновидности балалаек:
Балалайка — пикколо ( ансамблевый, оркестровый инструмент, ныне редко применяемый ),
Балалайка — прима ( самая популярная ),
Балалайка — секунда ( ансамблевый, оркестровый инструмент, часто используемый ),
Балалайка — альт ( по применению, тоже что и секунда ),
Балалайка — бас ( ансамблевый, оркестровый инструмент, часто используемый ),
Балалайка — контрабас ( самая большая, часто применяется в ансамблях, оркестрах )

Расположение нот на грифе (ладах) балалайки примы.
Расположение нот на балалайке (рисунок)

Расположение нот на грифе (ладах) домры примы.
Расположение нот на домре (рисунок)

Источник

Теория

Ноты и их запись

Музыкальные звуки записываются при помощи нот. Нотные знаки(ноты) состоят из следующих частей: 1 — флажок, 2 — штиль, 3 — головка. В зависимости от длительности ноты, головка может быть пустой или закрашенной, флажков(хвостов) может быть несколько, штиль и хвосты могут отсутствовать. Расположение головки ноты относительно линеек нотоносца, определяет высоту звука, а взаимное расположение нот — порядок их исполнения.

Когда штиль присутствует, он направлен вверх (из правой части головки ноты) или вниз (из левой части, исключая длинную ноту). В большинстве случаев штиль направлен вниз, если головка ноты находится на центральной линии нотоносца или выше ее, в противоположенных случаях — вверх. Флажок всегда рисуется справа штиля.

Когда две или более ноты, в обычном виде имеющие флажки (восьмые ноты и короче), встречаются последовательно, флажки могут быть заменены рёбрами(перемычками, вязками). Число вязок равно числу флажков у негруппированных нот. Ноты обычно связываются рёбрами, только если они появляются в одной и той же доле в такте.

Интервалы и трезвучия — две или три ноты, извлекаемые одновременно; записываются одна над другой. Если в записи присутствует только две ноты, то верхняя относится к первой струне, а нижняя — ко второй и третьей(чаще всего обе эти струны зажимаются большим пальцем).

Ноты располагаются на линейке из пяти параллельных линий, называемой нотным станом (нотоносцем). Положение символа ноты на нотоносце определяет высоту обозначаемого звука и порядок исполнения звуков. Если высота звука ноты не попадает на линии нотоносца, для расширения нотного стана используют добавочные линии.

В каждой октаве содержится 7 нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Ноты, расстояние между которыми кратно октаве, называются одинаково. В латинской системе ноты от до до си обозначаются буквами латинского алфавита: C, D, E, F, G, A, H.

Самая низкая нота, доступная для балалайки в академическом строе — ми первой октавы (на нижней линии нотного стана).

Скрипичный ключ

Первый символ на нотном стане — ключ. Ключ определяет диапазон высот нотоносца, на котором он размещён. Для записи нот для балалайки чаще всего используется ключ «соль» (центр спирали определяет линию или промежуток, на которой помещается нота «соль» первой октавы). На рисунке ключ помещает ноту соль первой октавы на вторую линию снизу. Размещённый таким образом ключ называется скрипичным.

Альтерация

Символы альтерации изменяют высоту ноты, на которую воздействуют. Случайные символы альтерации действуют на все ноты, стоящие на той же линейке, начиная от самого символа альтерации и до начала следующего такта или другого случайного символа альтерации на той же линейке. Основные символы альтерации приведены в таблице.

Обозначение Название и действие
Диез
Повышает высоту ноты на один полутон.
Дубль-диез
Повышает высоту ноты на два хроматических полутона.
Бемоль
Понижает высоту ноты на один полутон.
Дубль-бемоль
Понижает высоту ноты на два хроматических полутона.
Бекар
Отменяет действие любого другого символа альтерации.

Знаки альтерации стоящие сразу за скрипичным ключем называют ключевыми. Они действуют на все одноимённые ноты нотоносца, например, ключевой диез, стоящий на линейке с нотой «фа» будет означать, что все ноты «фа» во всех тактах и октавах при исполнении должны быть повышены на полтона. Ключевые знаки альтерации применяются для задания тональности. Поэтому ключевые знаки альтерации могут появляться только в определённом порядке, в соответствии с кварто-квинтовым кругом тональностей.

Бемольные тональности
В таком порядке появляются ключевые бемоли при записи в скрипичном ключе: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.
Диезные тональности
В таком порядке появляются ключевые диезы при записи в скрипичном ключе: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

Таким образом, точная высота обозначаемого звука определяется исходя из положения ноты на нотном стане с учётом ключей и знаков альтерации.

Размер такта

Музыкальное произведение, как правило, делится на фрагменты одинаковой длительности, называемые тактами. Такт разделён на доли, их количество и длительность определяют размер такта, который, в свою очередь, задаёт метр всего произведения. Размер такта обозначается дробью, стоящей после скрипичного ключа и ключевых знаков альтерации(если таковые имеются). Верхнее число (числитель) задаёт количество долей в такте, а число снизу (знаменатель) — длительность одной доли (например, число 4 снизу будет означать длительность доли, равную четвёртной ноте).
Между собой такты разделяются тактовой чертой(вертикальной чертой, соединяющей верхнюю и нижнюю полосы нотного стана).

Артикуляция

Символы артикуляции определяют особенности исполнения звуков.

Обозначение Название и исполнение
Акцент
Нота, отмеченная знаком акцента, должна прозвучать немного громче соседних неакцентированных нот. Обозначение акцента может располагаться не только сверху нотного стана над нотой, но и снизу.
Натуральный флажолет
Фермата
Длительность ноты или созвучия оставляется на усмотрение исполнителя. Обычно символ ферматы применяется для указания паузы между частями пьесы.
Стоккато
Коротко, отрывисто. Обозначение того, что нота должна прозвучать короче своей длительности (как правило, вполовину).
Пиццикато левой рукой
Нота, исполняемая щипком пальца левой руки.

Кроме нот и нотоносца применяется множество дополнительных символов, позволяющих обозначить размер произведения, тональность, темп, ритмический рисунок, а также сокращенно записать распространённые приёмы, передачу характера и уровня громкости произведения, особенности артикуляции и многое другое.

Ноты на грифе балалайки

Видно что ноты распологаются не на каждом ладу. Это связано с тем, что между некоторыми нотами расстояние не полтона, а целый тон. Например, между до (1я струна 3й лад) и ре (1я струна 5й лад) расстояние 1 тон; на 4м ладу первой струны находится до-диез(или ре-бемоль)

На клавиатуре видно, что расстояние между нотами на белых клавишах равно целому тону, если между ними есть черная клавиша. В остальных случаях расстояние — пол тона.

Источник

Читайте также:  Последовательность аккордов для синтезаторов
Оцените статью