Гриф бас гитары больше

Как выбрать бас-гитару

Бас-гитара завоевала популярность и начала вытеснять контрабас, начиная с 60-х годов. Основная ее функция в партитуре – исполнение ритмо-гармонической основы аранжировки. Сегодня бас-гитара используется в самых разных жанрах как в составе ансамблей, так и как солирующий инструмент. На рынке предлагаются разные модели бас-гитар, и, чтобы понять, как выбрать бас-гитару, покупателю необходимо иметь представление о различных типах инструментов, включая акустические и электрические, ладовые и безладовые, разбираться в звукоснимателях и типах электроники, а также знать свойства инструментов с различной мензурой и характерными конструктивными особенностями.

Основных типов можно выделить четыре:

Самой распространенной на сегодня является электрическая цельнокорпусная бас-гитара, именно о таком типе инструмента и пойдет речь.

Сколько нужно струн

Первая-бас гитара имела только четыре струны, как у контрабаса. Никто просто не думал о каком-то ином варианте, и диапазон, обеспечиваемый четырьмя настроенными в кварту струнами, считался вполне достаточным. С течением времени изменилась музыкальная мода, и количество струн достигло сначала пяти, а потом – шести, семи и даже восьми, значительно расширив звуковой диапазон и исполнительские возможности. Какую бас гитару выбрать — диктуется исключительно исполняемым стилем музыки и предпочтением самого музыканта.

Читайте также:  Как изображена каждая нота

Пятиструнный бас

Семиструнный бас

Однако бас-гитара для начинающих должна быть четырехструнной, хотя бы просто потому, что на ней легче научиться играть и поставить правильную технику пальцев. Да и на самом деле подавляющая часть басистов в основном играет именно на таких инструментах.

Четырехструнный бас

Длина мензуры

Длина звучащей части струны – от верхнего порожка , который по-английски называется nut (орех) до подставки (по-английски bridge, мост) оказывает огромное влияние на ее вибрацию, обертоны, динамику и, как следствие — на звук бас-гитары в целом. При выборе длины мензуры покупатель должен хорошо представлять, какой интервалы на грифе он сможет взять. Для использования широких интервалов на одной струне подойдет короткая гитара, но инструмент с длинной мензурой обладает боле глубоким и богатым звуком. Мензура варьируется от 30 до 35 дюймов, выбор бас-гитары – зачастую компромисс между желаемым звучанием и анатомией рук музыканта, особенно начинающего, которому трудно будет брать широкие интервалы на длинном грифе.

Ладовый или безладовый

Гриф бас гитары, как правило, имеет металлические порожки – лады, обеспечивающие деление длины струны таким образом, что каждый звук в точности соответствует своей ноте. Бас-гитара для начинающих обязательно должна иметь гриф с ладами, пока те не приобретут достаточные слуховые и осязательные навыки. К тому же в продаже инструментов с ладами значительно больше, нежели без ладов.

Гриф бас гитары

Безладовый бас используют профессиональные музыканты. На его грифе уже не очевидно, где какая нота находится, поэтому для игры на этом инструменте необходим большой опыт и хороший слух. Такая бас-гитара чаще всего используется в джазе. Кстати, безладовый бас подходит не для всех приемов игры. Слэп и тэпинг на безладовом могут сыграть только опытные мастера, а использование аккордов и вовсе представляется почти невозможным.

Безладовая бас гитара

Модели бас-гитар

При всем разнообразии моделей они имеют в основе всего несколько популярных прототипов. Многие фирмы бас-гитар используют эталонную модель — Fender Jazz Bass c двумя коммутируемыми звукоснимателями. Она до сих пор остается образцом для дизайнеров. Цены серийных инструментов не превышают нескольких сотен долларов, но если кому-то понадобятся дорогие бас-гитары – существуют эксклюзивные модели, например Alembic Classico Deluxe за 30 тысяч долларов – и это далеко не предел.

Fender Jazz Bass

Где купить бас гитару – в магазине, интернете или на вторичном рынке — это уже индивидуальный выбор.

Мелкие косметические дефекты можно не принимать в расчет – даже великие артисты играют на гитарах «с биографией», и тем более не следует после покупки самостоятельно «гримировать» царапины – краска тоже влияет на звучание бас гитары.

Итак, на что обратить внимание:

  • Состояние грифа и анкера. Невозможно настроить анкер так, чтобы он идеально компенсировал натяжение струн, но гриф бас-гитары не должен иметь прогиба более 1-2 миллиметров в ту или иную сторону. При этом прогиб, если он есть, непременно должен быть одинаковым на всю ширину грифа – тогда его можно будет легко устранить регулировкой анкера. Если гриф имеет форму «пропеллера», даже незначительно проявляющуюся – не стоит покупать.
  • Состояние ладов или накладки на безладовом грифе. Обычно, при игре в распространенных тональностях, некоторые лады изнашиваются значительно сильнее других, что приводит к появлению дребезга струн об лад следующей позиции. Этот дефект не столь фатален, так как любой мастер может быстро и недорого заменить лады, либо все, либо выборочно, но износ накладки безладового грифа потребует уже более серьезных процедур и финансовых вложений.
  • По возможности проверить строй на высоких позициях. Как правило, строй редко бывает нарушен из-за дефекта грифа, обычно это просто следствие ненастроенных порожков подставки (моста), но желательно, чтобы продавец все же предоставил вам уже отрегулированный инструмент.
  • Проверьте состояние всей электроники. Все регуляторы и переключатели должны исправно работать и выполнять свою непосредственную функцию. Ничего не должно фонить.
  • Также стоит внимательно отнестись к звучанию бас гитары. Поиграйте на понравившемся вам инструменте, попробуйте разные варианты настроек регуляторов на самом инструменте, а также на усилителе. Главное — чтобы звучание нравилось именно вам, ведь именно вы будите играть на нём.

Если статья оказалась полезной для вас, то обязательно не забывайте делиться ею в социальных сетях.

Источник

Гриф бас-гитары

Поделиться с друзьями:

Доброго времени суток, дорогие читатели блога bass-player.ru! Сегодня я решил провести такой небольшой обзор, можно сказать, одной из главных частей бас-гитары. И смотрите, что у меня из этого вышло.

В настоящее время существует три типа грифов бас-гитар – это привинченный, вкленный и сквозной. И каждый из них имеет свои преимущества и свои недостатки. Какой инструмент выбрать (с каким грифом) решать только вам. А теперь давайте более подробно разберём каждый тип.

Привинченный (bolt-on) гриф бас-гитары

Здесь всё относительно просто: шурупы расположены на металлической пластине («пятке грифа»), при этом проходят сквозь корпус и держат гриф. Иногда шурупы могут быть утоплены в корпус (например, на инструментах Ibanez). Достоинства этого типа грифов: чёткий звук, простота в изготовлении, а также установке и снятии. Но при установке всё-таки придётся повозиться, дабы гриф хорошо «сел» на место. Производители бас-гитар пытаются как-то избегать этот недостаток. Например, сажают не на 4 болта, а на 6. Или же усиливают конструкцию пластинами (примером тому Yamaha Attitude Limited II, на которой играет Билли Шихан (Billy Sheehan)). Такие производители, как Music Man, Fender, G&L предпочитают именно такой тип соединения грифа с корпусом. А некоторые компании вообще никакого предпочтения ничему и не отдают (например, ESP).

Вклеенный (set-neck) гриф бас-гитары

Этот вариант крепления ещё называют встроенный. Такой тип соединения предпочитает компания Gibson. При этом соединении гриф вставляется в специальное гнездо в корпусе. К плюсам этого типа соединения можно отнести то, что конструкция выходит прочной и надёжной, обеспечивает отличный сустейн. А вот недостаток типа – сложность в обслуживании. Дело в том, что обнаружить есть ли в грифе брак можно только тогда, когда почти вся гитара готова. И если он всё-таки обнаружится, то всю гитару придётся выбросить, как это ни печально.

Сквозной (neck-through) гриф бас-гитары

Сквозной гриф бас-гитары был впервые изобретен в 1950 году фирмой Rickenbacker. В отличие от вклеенного и привинченного, этот гриф тянется от самой головы и аж до штифта крепления ремня. Очень часто такой гриф бас-гитары состоит из нескольких склеенных кусков дерева различных пород. Это придает грифу прочность и выглядит очень даже ничего. А вообще, идея конечно отличная! Установка на одной части инструмента и накладки, и звукоснимателей, и подставки дает явные преимущества таким типам грифов перед остальными. А именно: так сказать, «убедительный» сустейн, превосходная читаемость в миксе и особенное, «вкусное» звучание. Грифы такого типа можно встретить, например, на таких гитарах как Spector, Alembic, Tobias, Carvin, Overwater, а также на ранних Gibson Thunderbird.

Длина грифа бас-гитары (мензура) оказывает огромное влияние на ощущения исполнителя при игре, а также на звук инструмента. Мензура измеряется, как правило, от верхнего порожка до подставки струнодержателя бас-гитары. Обычно это расстояние равно двойному расстоянию от верхнего порожка до 12 лада.

Струнодержатель чаще всего регулируемый. За счет его подвижных подструнников можно отрегулировать мензуру. А сделано это для того, чтобы была возможность исправить погрешность интонации, возникающей из-за разного калибра струн бас-гитары.

Оптимальный вариант длины грифа (мензуры) определил сам Лео Фендер. Она равняется 34 дюймам – оптимальный вариант с точки зрения тембровых качеств инструмента и удобства игры. Кстати, сегодня 34 дюйма – это производственный стандарт. Существуют разные грифы, например, короткомензурные (их длина равняется 30 дюймам), а также среднемензурные (32 дюйма).

В наши дни существуют бас-гитары и с 35-ти и даже с 36-дюймовыми грифами. Чаще всего это пятиструнники. Связано это, как Вы наверное догадались, с пятой струной Си (В).

Гриф бас-гитары делают из самых различных материалов. Например, клен за счет своей достаточной жесткости и стабильности получил наибольшее распространение у привинченных грифов. Для вклеенных же чаще всего используют красное дерево. Стоит отметить, что в последнее время стали широко использовать и ясень для различных типов данной части инструмента.

Есть еще вариант исполнения грифа бас-гитары из графита. Альтернатива дереву редкая и дорогая, но в тоже время стабильная и надежная, не подверженная капризам природы, в отличие от деревянных грифов, из-за чего они то и требуют периодической подстройки. Первый графитовый гриф был предложен в 1970 году компанией Modulus, которая после успешного сотрудничества с Music Man и Alembic, сама начала производить гитары из графита. Последователями Modulus можно считать Zon и Status. Популярность таких инструментов доказывает тот факт, что эти фирмы и по сей день выпускают инструменты с графитовыми деталями.

Наряду с материалом очень важен и дизайн грифа бас-гитары. Ведь именно от этих двух факторов зависит звук и ощущения исполнителя при игре. Одной из главных задач при изготовлении грифа инструмента является избегание возникновения мертвых зон, т.е. безжизненных нот, которые по своему тембру и сустейну явно отстают от остальных. И вот в этом графитовые грифы могут дать фору всем – мертвые зоны на нем отсутствуют.

На тактильные ощущения исполнителя влияют материал, ширина и профиль грифа. Самые распространенные профили – С и V. Первые достаточно скруглены, а вот вторые имеют отчетливое «ребро». Стоит заметить, что у разных производителей профили грифов значительно отличаются.

Несколько слов хотелось бы написать про алюминиевые грифы, которые так и не стали популярными. Музыканты посчитали эти грифы холодными. А производитель Hartke, спрятавший алюминиевый гриф в деревянной оболочке потерпел крах из-за того, что звук инструмента невозможно было не отличить =)).

Для того, чтобы струны правильно резонировали во избежание перенапряжения, которое может возникнуть в связи с перенатяжением, деревянные грифы требуют периодической регулировки прогиба с помощью анкерного стержня, спрятанного в них. Закручивая анкерный стержень или давая ему слабину мы можем повлиять на прогиб и давление грифа бас-гитары.

И последнее, о чем бы мне хотелось упомянуть в этой статье – это покрытие. Оно непосредственно влияет на тактильные ощущения музыкантов. В последнее время грифы стали покрывать материалами на масляной основе. И стоит сказать, что на ощупь приятнее, но вот сама бас-гитара начинает выглядеть, будто инструмент используют не покладая рук и при этом их не моют.

Источник

Самостоятельная регулировка бас-гитары. Гриф и высота струн

Можно конечно воспользоваться услугами мастеров (даже нужно, если у вас нет уверенности, что Вы сможете сами), но это стоит денег, иногда даже не малых.

При регулировке бас-гитары следует учитывать, что каждый инструмент индивидуален, поэтому и подход должен быть аналогичным. Эта операция может потребоваться если у вас струны дребезжат о лады, если струны, наоборот, слишком далеко от накладки или если инструмент не держит строй, или тембр ушел из жизни.

Очень часто наблюдается такое, что послеЯ хочу прочитать статью полностью покупки нового инструмента его все равно нужно регулировать, т.к. на заводе ему по-любому не уделяли столько внимания и любви, сколько можете дать ему Вы. Поэтому не ленимся, не боимся, а беремся за дело. Но если все же нет уверены, то лучше отнесите мастеру.

Если несете к мастеру, то осмелюсь предложить вам пару советов:

Обязательно при встрече задайте мастеру несколько вопросов. Например, таких: «Как на первый взгляд вам инструмент?», «Сколько времени займет регулировка?», «Сколько это будет стоить?» и т.д. На месте, я думаю, сориентируетесь.
Перед тем как отдать инструмент, обсудите с мастером, что Вы хотите получить на выходе, т.е. какой результат Вы ожидаете.
Если все же решили сами регулировать, то надеюсь вам помогут нижеизложенные рекомендации. Также как и при замене струн, определитесь с калибром струн. Ведь их ход зависит от толщины. После установки струн настройте инструмент. Как настроить бас-гитару я писал в этой статье. После настройки вам нужно отрегулировать высоту верхнего порожка.

Очень часто высоту приходится уменьшать. Для это нужно углублять гнездо. Когда же порожек ниже чем требуется, то инструмент будет «гудеть», цепляя при этом лады. Чтобы избавиться от этой проблемы, нужно достать порожек и поставить другой, либо подложить чего-нибудь под уже имеющийся.

Как проверить прогиб грифа на бас гитаре

Теперь снова настраиваем инструмент. После настройки проверьте прогиб грифа. Его нужно обязательно правильно отрегулировать, чтобы компенсировать натяжение, создаваемое струнами. Обычно гриф может быть вогнутым, выгнутым или прямым. Для того, чтобы проверить его ровность, нужно посмотреть вдоль грифа. И струны вам в помощь!

Относительно их всегда можно проверить его состояние. На практике могут быть самые разные варианты. Гриф может искривляться на стыке с корпусом, и гнуться в одну сторону в одной части,а в другой — в другую. Короче, капец…

А может быть и совершенно ровным. Вариантов куча. В идеале гриф должен быть немного вогнутым, т.к. амплитуда колебания струны посредине грифа больше, чем, например, возле верхнего порожка или бриджа.

Далее, если требуется, исправьте кривизну грифа, воспользовавшись специальным ключом. Но помните! Если Вы перетянете стержень, бас может попросту сломаться. Так что будьте осторожны. Если не уверены или боитесь, то лучше сами этого не делайте. Воспользуйтесь помощью мастера или более опытного человека.

Если решили сами исправлять, то за один раз делайте не более четверти поворота ключа. Сделали — проверьте результат. Если не устраивает — крутим далее. Но иногда для того, чтоб увидеть результат, нужно немного подождать, чтобы гриф, так сказать, «устоялся». Поэтому эта процедура может занять некоторое время.

Кривизну грифа исправили. Хорошо. Теперь, как Вы наверняка уже догадались, снова корректируем строй инструмента. После того, как настроите, снова проверьте кривизну грифа. Иногда после настройки ее опять придется немного подправить. Так, будем считать, что все получилось. Теперь давайте переходить к следующему шагу.

Как отрегулировать высоту седел струнодержателя на бас-гитаре

Далее нам нужно проверить высоту седел струнодержателя. Каждый сегмент должен быть правильно настроен, чтобы струны не бились о лады. Так вот, расстояние от верхушки 12-го лада до струны должно быть от полутора до 1,8 мм для 4 струны Ми и 1,5 мм для 1-ой струны Соль. Это если Вы струны дергаете не сильно, совсем мягко.

Если же Вы дергаете струны нещадно, то расстояние это можете сделать побольше, к примеру, миллиметра 2 с половиной для струны Ми и миллиметра 2 для струны Соль. Обязательно соотнесите высоту струн с прогибом грифа и радиусом накладки. С помощью этого шага Вы сможете убрать дребезжание. Но одновременно пожертвуете комфортом, т.к. чем выше струны, тем сложнее играть.

Теперь переходим к следующему шагу. Снова настраиваем инструмент. После того как настроили, идем далее.

Регулировка мензуры на бас-гитаре

Сейчас мы приступим к регулировке мензуры. Это позволит нам сделать так, чтобы строй держался вдоль всей струны. Для этого нам понадобится либо камертон, либо тюнер. Теперь зажимаем струну на 12 ладу и слушаем ноту, затем извлекаем натуральный флажолет также на 12 ладу той же струны. Сравниваем полученные ноты.

Регулировка струнодержателяЕжели они звучат одинаково — то все нормально. Если же прижатая нота звучит ниже флажолета, то нужно укоротить длину струны. Для этого нужно подвинуть сегмент струнодержателя в сторону верхнего порожка. А если выше, то, соответственно, сделайте струну длиннее, т.е. теперь двигаем сегмент дальше от грифа инструмента.

Когда Вы меняете комплект струн на такой же как у вас стоял, то вся эта операция не требуется. Если же на другой или отдельно какую-то из струн, то не поленитесь и отрегулируйте мензуру.

Теперь можете (как обычно)) проверить и скорректировать строй.

Как отрегулировать высоту звукоснимателей на басу

Переходим к регулировке высоты звукоснимателей. Датчики нужно отрегулировать так, чтобы они находились на достаточно большом расстоянии от струн. Если же они будут слишком близко, то может возникнуть контакт и магнитное притяжение струн к звукоснимателям бас-гитары. Но в то же время датчики должны быть и не слишком далеко, чтобы не потерять уровень сигнала. Будет за далеко — пропадет атака.

Тоже ведь плохо, правда? Как правило, звукосниматель, который располагается ближе к грифу, находится чуть ниже бриджевого, т.к. амплитуда колебания струны в центре больше, чем у подставки. Из этого можно сделать вывод, что бриджевый звукосниматель располагается чуть выше. Расположение датчиков также может зависеть от их типа, т.е. пресижны, джаз, синглы, хамбэкеры.

Оптимальная высота звукоснимателей на бас гитаре

Чаще всего высота от бриджевого датчика до струны Ми примерно должна равняться 4 — 5 мм, а до струны Соль — 3 — 4 мм. Для датчика, расположенного ближе к грифу эти расстояния равняются 4 — 5 и 5 — 6 соответственно.

Ну вот в принципе и все. Надеюсь, Вы получили полезную и интересную информацию. Если что-то не понятно или в чем-то не смогли разобраться, или у вас возникли проблемы, напишите об этом в комментариях. Также приветствуются нажатия на кнопки социальных сетей, комментарии и отзывы. За это буду вам очень благодарен! До новых встреч, дорогие читатели!

Источник

Оцените статью