Гриф для гитар бокс

Содержание
  1. Гриф для гитар бокс
  2. Пентатоника на гитаре. Как играть мажорную и минорную пентатонику в 5 позициях
  3. Что такое пентатоника? Необходимая теория
  4. Как строится пентатоника
  5. Для чего нужна пентатоника
  6. Как играть пентатонику
  7. Переходим к практике
  8. Боксы пентатоники
  9. Минорные пентатоники
  10. Мажорные пентатоники
  11. V позиция (от тоники минорного аккорда, I ступени)
  12. VII позиция (от bIII ступени)
  13. IX позиция (от IV ступени)
  14. XII позиция (от V ступени)
  15. II позиция (от VII ступени)
  16. VIII позиция (от тоники мажорного созвучия, I ступени)
  17. X позиция (от II ступени)
  18. XII позиция (от III ступени)
  19. III позиция (от V ступени)
  20. V позиция (от VI ступени)
  21. Как объединять боксы пентатоники
  22. Как играть пентатонику. Упражнения
  23. Базис
  24. Растяжка пальцев
  25. Смещение рук при игре
  26. Позиционирование на грифе
  27. Обыгрывание нот
  28. Обыгрывание со смещением
  29. Три бокса, три октавы
  30. Пентатоника и технические приемы
  31. Пентатоника по всему грифу
  32. Как играть пентатонику в разных стилях музыки
  33. В блюзе
  34. В джазе
  35. В классическом роке
  36. В металле

Гриф для гитар бокс

Бокс – совокупность нот определенной гаммы в пределах 5. 7 ладов на грифе гитары. Боксы помогают лучше видеть гриф, упрощают позиционную игру, позволяют увеличить скорость игры, особенно за счет таких приемов, как hammer-on (восходящее легато) и pull-off (нисходящее легато). Наиболее удачная аппликатура боксов – по три ноты на струне.

В данном разделе боксы не привязаны к какой-то определенной тональности (обратите внимание на отсутствие нумерации ладов на грифе), для того, чтобы изучив структуру боксов, уметь применять ее для любых тональностей.

Боксы натурального мажорного лада.

Натуральный мажорный звукоряд имеет следующую аппликатурную схему (с движением по одной струне):

Если нанести все ноты натурального мажора на гриф гитары, мы получим семь боксов, которые позволят играть данный звукоряд, а также параллельный ему натуральный минорный, в разных частях грифа.

Читайте также:  С рэхпин долгутан гитара тыа ыыр




На рисунке выше номер бокса соответствует номеру ступени, от которой он строится. Синим цветом () обозначена тоника мажора, т.е. тональность, в которой вы будете находиться обыгрывая любой из боксов, зависит от того, какая нота стоит за синим цветом. Красным цветом () обозначена тоника параллельного минора, т.е. опять же, если под этот цвет попала нота C-до, то вы будете играть в тональности Cm-до минор. Таким образом, обыгрывая боксы вы постоянно находитесь в определенной мажорной или параллельной минорной тональности, что зависит от сделанных вами акцентов.

Боксы пронумерованы в соответствии со ступенями натурального мажорного лада, т.е. номер бокса — это та ступень натурального мажорного лада, которая «оказалась» первой нотой бокса на шестой струне.

Структура боксов в рамках одной гаммы одинакова в независимости от тональности, а изменение тональности приводит просто к перемещению этой структуры (боксов) вдоль грифа. Ниже приведен пример, на котором показано, как определить положение боксов натуральной мажорной гаммы (и, соответственно, параллельной минорной) для той или иной тональности (в приведенных примерах для С-мажор, G-мажор и С-минор, G-минор).

Стоит обратить внимание, что для перехода из мажора в параллельный минор и наоборот, боксы не перемещаются (расположение структуры на грифе одинаковое), изменяется акцент — или «синяя» нота (тоника мажора), или «красная» (тоника минора).

Нумерация боксов — понятие довольно условное, и она необходима на первых порах изучения и запоминания. Здесь важна структура. Когда эти аппликатуры будут «в памяти» Ваших пальцев, Вы не будете думать, а в каком же боксе я играю, тем более что в игре, в импровизации, Вы ни как не ограничитесь одним боксом, а, играя вдоль всего грифа, будете постоянно переходить из одного бокса в другой. Поэтому изучая боксы, уделите особое внимание именно переходам из бокса в бокс.

Удобно ассоциировать боксы с диатоническими ладами, построенными от 6-ой струны. Так, BOX_1 можно называть ионийским боксом, так как если принять за тонику его первую ноту на 6-ой струне, то получится ионийский лад. Аналогичным образом: BOX_2 — дорийский бокс , BOX_3 — фригийский бокс, BOX_4 — лидийский бокс, BOX_5 — миксолидийский бокс, BOX_6 — эолийский бокс, BOX_7 — локрийский бокс.

Более наглядно это можно проиллюстрировать на следующем аппликатурно-схематическом примере:


Перейдем к изучеию боксов пентатоники.

Пентатоника — это натуральный мажорный лад без 4-ой и 7-ой ступеней. Она имеет следующую аппликатурную схему (с движением по одной струне):

Далее приведены боксы, построенные на пентатонике:



Боксов пентатоники пять типов, но пронумерованы они в соответствии с боксами натурального мажорного лада, а точнее, как и боксы натурального мажорного лада, в соответствии со ступенями натурального мажора, поэтому в пентатонике нет BOX_4 и BOX_7, как нет в мажорной пентатонике IV и VII ступеней относительно натурального мажорного лада. Такая нумерация удобна для запоминания аппликатур, а в игре — для перехода из бокса пентатоники в бокс натурального мажора и обратно.

Для запоминания боксов пентатоники удобно пользоваться октавными позициями (см. раздел Интервалы). На примере боксов пентатоники октавные позиции просматриваются лучше всего, более того, октавные позиции получили свои номера от боксов пентатоники.

Боксы пентатоники с блюзовой нотой.

Пентатоника с блюзовой нотой — это пентатоника, в которой присутствует хроматическая 3 ступень. Она имеет следующую аппликатурную схему (с движением по одной струне):

Ниже приведены боксы пентатоники с блюзовой нотой:



Боксы, построенные на мажорном звукоряде и пентатонике, обязательны для изучения. Боксы пентатоники запоминать лучше сразу с блюзовой нотой. Работать с боксами можно следующим образом: играйте их, начиная снизу или сверху четвертыми нотами, потом восьмыми, шестнадцатыми, триолями и т.д., также играйте секвенции, состоящие из групп по две, три, четыре ноты и т.д., отрабатывайте скольжения при переходе из одного бокса в другой, и т.д., придумывайте свои упражнения. Все упражнения выполняются строго под метроном!

Боксы для гармонического и мелодического миноров (приводятся ниже), в принципе, заучивать не обязательно, однако, в качестве упражнений они годятся для отработки нестандартных растяжек пальцев (в гармоническом миноре присутствует М3 — малая терция), приемов hammer-on и pull-off, игры секвенций.

Боксы гармонического минора.

Ниже будут приведены боксы гармонического и мелодического миноров, названых по номеру ступени, от которых они построены. Поэтому для перехода из этих ладов в натуральный мажор (с той же тоникой), нужно учитывать различия в формуле гармонического и мелодического миноров от формулы натурального мажорного лада (см. «Условно-диатонические лады»).

Гармонический минор имеет следующую аппликатурную схему (с движением по одной струне):

Боксы, построенные на гармоническом миноре, выглядят следующим образом:


Изучая боксы гармонического минора, в первую очередь обращайте внимание на их отличие от соответствующих боксов натурального мажора.

Боксы мелодического минора.

Мелодический минор имеет следующую аппликатурную схему (с движением по одной струне):

Далее приведены боксы, построенные на мелодическом миноре:


И опять-таки, необходимо видеть отличия боксов мелодического минора от боксов натурального мажора, чтобы быстрее и легче их запомнить.

В системе боксов можно представить любой лад, не только приведенные выше — натуральный мажор и минор, пентатонику, гармонический и мелодический миноры — принцип их построения не сложен. Но запоминать все возможные лады и гаммы в виде боксов — занятие не благодарное. Основные боксы для запоминания, как уже было сказано выше, — это боксы натурального мажора и пентатоники (и с блюзовой нотой). А вот самостоятельно строить боксы и упражняться игре в них — это очень полезное занятие.

Попробуйте самостоятельно построить систему боксом, например, для гармонического и мелодического мажоров, для испанского лада. Ниже приведены аппликатуры этих ладов на одной струне:

Гармонический мажор:
Мелодический мажор:
Фригийский мажор (Испанский лад):

В подразделе Схемы основных ладов раздела Основные понятия, Вы найдете структурные схемы и других ладов.

Конечно, система боксов — это отличный способ игры на электрогитаре, и особенно он привлекателен тем, кто не хочет себя утруждать заучиванием музыкальной теории, так сказать, в классическом виде. Скажем, выучив боксы натурального мажора, можно сразу играть простую импровизацию на аккомпанемент в любой тональности. Даже играя секвенционные мелодические упражнения в рамках системы боксов, начинающий гитарист будет чувствовать себя «отличным гитаристом».

Поэтому учить и играть боксы нужно обязательно, но останавливаться на них нельзя, так как это только один из отличных способов обогатить и украсить вашу игру на гитаре. Изучив диатонические лады и условно-диатонические лады в соответствующих разделах, вы поймете, как и почему образуются боксы.

Вы можете внести свой вклад в развитие ресурса:

Номер WebMoney wmr: R691549532957

Источник

Пентатоника на гитаре. Как играть мажорную и минорную пентатонику в 5 позициях

Пентатоника – это гамма из 5 нот. Она наиболее благозвучна для человеческого уха и поэтому лежит в основе мелодий большей части современной музыки. Благозвучие объясняется тем, что интервалы в этом звукоряде составляют чистую кварту или квинту.

Зная пентатонические гаммы, вы сможете легко подбирать мелодии, сочинять красивые гитарные соло и импровизировать.

Что такое пентатоника? Необходимая теория

Как строится пентатоника

Каждая гамма состоит из нот. Ноты гаммы называются ступенями и обозначаются римскими цифрами.

Например, До-мажор (C) включает в себя следующие ноты:

до (I), ре (II), ми (III), фа (IV), соль (V), ля (VI), си (VII).

В Ля-минор входят те же ноты

ля (I), си (II), до (III), ре (IV), ми (V), фа (VI), соль (VII).

Чтобы построить пентатонический звукоряд, нужно убрать из гаммы две ноты. Для мажорной – IV и VII ступени. Для минорной – II и VI ступени.

Таким образом, в обеих гаммах остается по 5 нот: до, ре, ми, соль, ля. Это и есть пентатоника.

Для чего нужна пентатоника

  1. Сочинять музыку.
  2. Аккомпанировать любому музыканту.
  3. Импровизировать во время выступления.

Как играть пентатонику

Пентатоника играется боксами.

Бокс – это несколько ладов на грифе гитары, где гамма может быть сыграна в одной позиции. Для эстрадной гитары применяются 5 боксов, которые соответствуют форме аккордов C, A, G, E, D (Система CAGED).

Переходим к практике

Боксы пентатоники

Как уже говорилось выше, есть 5 боксов (аппликатур). Они подходят и для минора, и для мажора. Разница только в расположении ступеней. Например, 1 бокс минора является 5 для мажора. Аппликатуры боксов и их нумерация представлены ниже.

Минорные пентатоники

Для минорных тональностей боксы нумеруются следующим образом:

Боксы минорной пентатоники

Мажорные пентатоники

Для мажорных тональностей нумерация производится следующим образом:

Боксы мажорной пентатоники

Нумерация боксов в мажоре и миноре соответствует ступеням, от которых строятся аппликатуры. Далее вы убедитесь в этом сами.

Теперь от теории перейдем к практике.

Сначала вы должны запомнить позицию для каждого бокса и расположение тоник. Так вы сможете построить любую гамму.

В качестве примера разберем тональности Ля-минор (Am) и До-мажор (C).

V позиция (от тоники минорного аккорда, I ступени)

Аппликатура выглядит следующим образом.

Аппликатура пентатоники ля-минор в 5 позиции

Кружок другого цвета обозначает, где расположена тоника.

Первая аппликатура строится от тоники (нота Ля).

На примере этой аппликатуры объясним принцип обыгрывания фрагмента в пентатонике. Поставьте руку в V позицию. Сыграйте Ля на 6 струне. Затем сыграйте До на этой же струне. Саму струну прижмите мизинцем.

Ноты на следующих 3 струнах зажимаются поочередно указательным и безымянным пальцами. Последние 4 ноты снова зажимаются указательным пальцем и мизинцем.

Если сыграв бокс, вы планируете сменить позицию, то последнюю ноту лучше зажимать указательным пальцем.

VII позиция (от bIII ступени)

В этой позиции гамма начинается с III ступени (До).

Аппликатура пентатоники ля-минор в 7 позиции

IX позиция (от IV ступени)

В системе CAGED эта аппликатура соответствует форме аккорда Dm. Она строится от IV ступени (Ре).

Аппликатура пентатоники ля-минор в 9 позиции

XII позиция (от V ступени)

Аппликатура в этой позиции построена от V ступени (Ми). Обратите внимание этот же фрагмент можно сыграть в открытой позиции на первых 3 ладах. Самостоятельно найдите I ступень для аппликатуры с открытыми струнами.

Аппликатура пентатоники ля-минор в 12 позиции

II позиция (от VII ступени)

Гамма строится от последней ступени (Соль).

Аппликатура пентатоники ля-минор во 2 позиции

Теперь вам нужно таким же образом поработать с мажорным звукорядом.

VIII позиция (от тоники мажорного созвучия, I ступени)

Аппликатура выглядит следующим образом.

Аппликатура пентатоники до-мажор в 8 позиции

Кружок другого цвета обозначает, где расположена тоника.

Гамма в этой позиции строится от тоники (нота До).

X позиция (от II ступени)

В системе CAGED эта аппликатура соответствует форме аккорда D.

Аппликатура пентатоники до-мажор в 10 позиции

XII позиция (от III ступени)

Эту же аппликатуру можно сыграть с открытыми струнами в форме аккорда До-мажор. Ноты I ступени для открытой позиции найдите самостоятельно.

Аппликатура пентатоники до-мажор в 12 позиции

III позиция (от V ступени)

4 бокс строится от ноты Соль.

Аппликатура пентатоники до-мажор в 3 позиции

V позиция (от VI ступени)

Аппликатура в пятой позиции строится от ноты VI ступени (Ля).

Аппликатура пентатоники до-мажор в 5 позиции

Как объединять боксы пентатоники

В классическом боксе пентатоники каждая струна играется дважды. При объединении боксов эта закономерность не сохраняется.

На практике гитаристы редко играют весь бокс целиком. Для художественных целей музыканты соединяют вместе части нескольких разных фрагментов. Сделать это легко, потому что один бокс плавно переходит в другой. Посмотрите на рисунок ниже. На нем изображены 2 аппликатуры Ля-минора. Синими кружками обведены боксы, а красными – общие ноты.

Два бокса в одной аппликатуре

На табулатуре показан простейший пример объединения 3 боксов одной минорной гаммы. Переходы между боксами осуществляются с помощью легато и глиссандо.

Переходы между боксами пентатоники

Как играть пентатонику. Упражнения

Базис

Первое упражнение – сыграть боксы пентатоники для каждой тональности. Это упражнение надо выполнять регулярно, пока вы не выучите все аппликатуры наизусть. Работайте всегда одновременно с мажором и минором.

На табулатурах изображены все боксы тональностей Ре-минор и Ре-мажор.

Боксы тональности Ре-мажор Боксы тональности Ре-минор

Растяжка пальцев

Второе и третье упражнения направлены на тренировку ваших пальцев и растяжку. Так сложилось, что в «реальной жизни» бокс пентатоники почти никогда не играется целиком. Гитарист играет короткую фразу из одного бокса, объединяет ее с фразой из другого и т.д.

Для этого нужно тренировать растяжку пальцев и уметь плавно перемещать руку по грифу.

Сыграйте следующую фразу, не меняя позицию руки. Используйте легато.

Тональность — Ля-минор (Am).

Растяжка пальцев

Смещение рук при игре

Сыграйте фразу, плавно двигаясь вверх и вниз по грифу. Играйте под метроном. Используйте приемы легато и глиссандо.

Тональность — Ми-минор (Em).

Смещение рук при игре

Позиционирование на грифе

Четвертое упражнение направлено на отработку смены позиции левой руки. Перед вами звукоряд из 5 нот. Первые 3 вы играете в 7 позиции с помощью легато. Используйте прием hammer on. Затем перемещаете руку в 12 позицию и играете оставшуюся часть лика. Добавьте вибрато в конце. Так фраза будет звучать сочнее.

Тональность – Ми-минор (Em).

Позиционирование на грифе

Обыгрывание нот

Следующие 2 упражнения направлены на обыгрывание боксов пентатоники. Тональность фраз — Си-минор (Bm).

В 5 упражнении вы играете в одной позиции.

Обыгрывание нот

Обыгрывание со смещением

В 6 упражнении вы соединяете 2 бокса.

Попробуйте составить собственную вариацию этого упражнения.

Обыгрывание нот со смещением

Три бокса, три октавы

Упражнение 7 является усложненной версией предыдущих двух. Во-первых, здесь используется 3 бокса пентатоники. Во-вторых, в некоторых частях этой музыкальной фразы вы должны будете играть через струну.

Тональность — Ля-минор (Am).

Три бокса, три октавы

Пентатоника и технические приемы

В этом упражнении при игре музыкальных фраз вы должны использовать технические приемы:

  • легато;
  • глиссандо;
  • бэнды;
  • вибрато.

Технические приемы и пентатоника

Пентатоника по всему грифу

В этом упражнении вы должны сыграть гамму Ля-минор (Am) по всему грифу. Сначала просто сыграйте восьмыми. Затем самостоятельно добавьте технические приемы и измените длительности.

Как играть пентатонику в разных стилях музыки

Пентатоническая гамма одинакова для всех музыкальных стилей. Но обыгрывает ее каждый музыкант по-разному. Ниже вы найдете примеры применения этого звукоряда в 4 популярных жанрах гитарной музыки:

В блюзе

Весь блюз построен на гаммах из 5 нот. Ниже табулатура блюзового лика в тональности ре-минор (Dm). Обратите внимание на использованные технические приемы.

Блюзовая пентатоника

В джазе

Джаз считается сложным музыкальным жанром с ломаными размерами и нестандартными ладами. Но джазмены тоже используют пентатонику. Неотъемлемой частью любого джазового концерта является импровизация. В этот момент музыканты по очереди обыгрывают гармонию. Джазовые гитаристы часто в своих соло применяют пентатонику для создания красивых фраз.

Фраза, приведенная на табулатуре ниже, называется ломаной. Попробуйте сыграть ее только 1 и 3 пальцами.

Джазовая пентатоника

В классическом роке

Рок – это изначально утяжеленная версия блюза. Поэтому неудивительно, что классические роковые произведения сыграны в пентатонической гамме. Помимо сольных партий этот звукоряд использовался в риффах.

На табулатуре изображен рифф в Ми-миноре (Em). Сыграйте его в других тональностях и аппликатурах.

Пентатоника в классическом роке

В металле

В хэви-метале и других родственных стилях пентатоника обычно играется триолями или секстолями. Этот прием позволяет достичь музыкантам характерного для жанра «галопирующего» звука.

Известным любителем пентатонической гаммы в гитарных партиях является Кирк Хэммет из группы Metallica.

Ниже табулатура в стиле этого музыканта в тональности Ми-минор (Em).

Пентатоника в метале

Источник

Оцените статью