- Октавы на грифе гитары
- Диапазон гитары
- Ноты на гитаре
- Оглавление
- Схема грифа
- Ноты на открытых струнах
- Принцип полутона
- Двенадцатый лад
- Одинаковые ноты на разных струнах
- Все ноты на грифе
- Упражнения и вопросы для самоконтроля
- Аппликатура грифа гитары: интервалы, октавы, арпеджио, гаммы, аккорды, пентатоника и альтерация
- Аппликатура грифа
- Интервалы на грифе гитары
- Система октав
- Арпеджио
- Гаммы
- Аккорды
- Пентатоника
- Определение знаков альтерации в тональности
Октавы на грифе гитары
Большая октава
Малая октава
Первая октава
Вторая октава
В октаве 12 полутонов .
Каждая октава начинается с ноты «До».
«До» «До-диез» «Ре» «Ре-диез» «Ми» «Фа» «Фа-диез» «Соль» «Соль-диез» «Ля» «Ля-диез» «Си»
Диез — повышение ноты на полутон, Бемоль -понижение на полутон.
«До-диез» и «Ре-бемоль» — одна и та же нота.
«Ре-диез» и «Ми-бемоль» — одна и та же нота.
«Фа-диез» и «Соль-бемоль» — одна и та же нота.
«Соль-диез» и «Ля-бемоль» — одна и та же нота.
«Ля-диез» и «Си-бемоль» — одна и та же нота.
Между нотами «Си» и «До», а также между «Ми» и «Фа» полутон. Между остальными соседними нотами — целый тон.
Соответственно:
«Си-диез» — это нота «До»;
«До-бемоль» — это нота «Си»;
«Ми-диез» — это нота «Фа»;
«Фа-бемоль» — это нота «Ми».
6-я открытая струна — нота «Ми» большой октавы
5-я открытая струна — нота «Ля» большой октавы
4-я открытая струна — нота «Ре» малой октавы
3-я открытая струна — нота «Соль» малой октавы
2-я открытая струна — нота «Си» малой октавы
1-я открытая струна — нота «Ми» первой октавы (самая тонкая струна)
Диапазон гитары
В гитаре — 4 неполных октавы: Большая, Малая, Первая и Вторая.
Большая октава неполная.
Т.е. примерно 80-1000 Гц.
Частоты открытых струн:
6-я 82,4 Гц
5-я 110 Гц
4-я 146,8 Гц
3-я 196,9 Гц
2-я 246,9 Гц
1-я 329,6 Гц
Внимание! Ноты для гитары записываются на октаву выше. Т.е. в нотах для гитары вы увидите соответственно Малую, Первую, Вторую и Третью октавы.
Всего в музыке используется 7 полных и 2 неполные октавы.
По звучанию нот клавиш рояля можно настроить гитару.
Белые клавиши — ноты, чёрные — ноты диез и бемоль.
Белые: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
Чёрные: До-диез или Ре-бемоль, Ре-диез или Ми-бемоль, Фа-диез или Соль-бемоль, Соль-диез или Ля-бемоль, Ля-диез или Си-бемоль.
Клавише ноты «Ми» Первой октавы на рисунке соответствует звук 1-ой открытой струны гитары. Струну можно настроить по звучанию этой клавиши.
Источник
Ноты на гитаре
Эта статья завершает трёхчастную серию публикаций о нотах и опирается на материал, изложенный в первой и второй частях. Рекомендую предварительно их прочитать.
Оглавление
Схема грифа
В дальнейшем будем пользоваться схемой грифа, показанной ниже. Обратите внимание: лады нумеруются от колков, а струны — от самой тонкой к самой толстой.
Ноты на открытых струнах
При стандартной настройке гитары открытым (то есть не прижатым к ладам) струнам соответствуют следующие ноты:
- 1-я струна (самая тонкая): ми первой октавы (E4)
- 2-я струна: си малой октавы (B3)
- 3-я струна: соль малой октавы (G3)
- 4-я струна: ре малой октавы (D3)
- 5-я струна: ля большой октавы (A2)
- 6-я струна (самая толстая): ми большой октавы (E2)
Получается такая нотная последовательность: ми, си, соль, ре, ля, ми. Для её запоминания можно использовать мнемоническую фразу: « Мис сис Соль резала ляжку Минотавра».
Видно, что чем струна толще, тем ниже её звук.
У струны, прижатой к ладу, звучит только её часть между этим ладом и струнодержателем на корпусе гитары. Эта часть короче, чем вся струна, и потому звучит выше. Таким образом, самый низкий звук струна издаёт в открытом состоянии, а прижатие к любому ладу повышает её звук. Чем больше порядковый номер лада (т. е. чем он дальше от колков и ближе к струнодержателю), тем звук выше.
Принцип полутона
Гитара устроена так, что справедлив следующий принцип: на каждой струне интервал между нотами на любых двух соседних ладах равен полутону. Например, полутон образуют ноты на втором и третьем ладах первой струны, ноты на шестом и седьмом ладах второй струны, ноты на девятом и десятом ладах третьей струны и т. п.
Зная это, а также помня, что интервалы до — ре, ре — ми, фа — соль, соль — ля, ля — си составляют целый тон, а интервалы ми — фа, си — до равны полутону, можно определить ноту на любом ладу любой струны.
Рассмотрим для примера четвёртую струну. В открытом состоянии она издаёт звук ре. Если прижать эту струну на первом ладу, получится нота, которая на полтона выше, чем ре, то есть ре-диез. На втором ладу находится нота, которая ещё на полтона выше, то есть ми. На третьем ладу получаем ноту ещё на полтона выше, то есть фа (между ми и фа полутон). На четвёртом ладу получаем фа-диез, на пятом — соль, на шестом — соль-диез, на седьмом — ля, на восьмом — ля-диез, на девятом — си. На десятом ладу получаем ноту до (между си и до полутон), а на одиннадцатом — до-диез.
На двенадцатом ладу получаем звук ре, который ровно на одну октаву выше исходного звука ре открытой четвёртой струны. На тринадцатом ладу находится ре-диез, который на октаву выше ре-диеза на первом ладу, на четырнадцатом ладу — нота ми, которая на октаву выше ми на втором ладу, и так далее. Всего на грифе обычно около двадцати ладов.
Рассмотренные ноты на четвёртой струне показаны на следующем рисунке. Звук открытой струны обозначен слева от грифа на воображаемом «нулевом ладу». Для наглядности белые клавиши фортепиано соединены пунктирными линиями с соответствующими ладами. Принадлежность нот к октавам и пунктирные линии для чёрных клавиш отсутствуют, чтобы не загромождать рисунок.
Двенадцатый лад
Вернёмся к двенадцатому ладу. Оказывается, что любая струна на двенадцатом ладу даёт звук, который ровно на одну октаву выше звука открытой струны.
Это происходит потому, что каждый последующий лад повышает звук струны на полутон, а интервал октава, как мы помним, состоит именно из двенадцати полутонов.
Кстати, с помощью рулетки можно убедиться в том, что двенадцатый лад делит звучащую часть струны ровно пополам. Это приводит к удвоению частоты звука, что и составляет физическую суть октавы.
Такое свойство делает двенадцатый лад особенным, и на нём обычно стоит отметка, отличающая его от других ладов.
Иногда удобнее искать ноты на грифе, отсчитывая не от открытой струны вверх, т. е. в сторону повышения звука, а от двенадцатого лада вниз. Допустим, мы хотим найти ми-бемоль (ре-диез) на первой струне. Зная, что на двенадцатом ладу находится, как и на открытой струне, нота ми, и помня, что ми-бемоль на полутон ниже ми, от двенадцатого лада отсчитываем один лад (полутон) в сторону понижения звука, т. е. в сторону колков, и находим ми-бемоль на одиннадцатом ладу первой струны. Ещё на полутон ниже — на десятом ладу — нота ре, и так далее.
Одинаковые ноты на разных струнах
Особенность гитары в том, что одну и ту же ноту во многих случаях можно сыграть на разных струнах. К примеру, ноту ми первой октавы можно сыграть и на открытой первой струне, и на пятом ладу второй струны, и на девятом ладу третьей струны, и на четырнадцатом ладу четвёртой струны, как показано на следующем рисунке. Это даёт возможность выбрать в каждой конкретной ситуации наиболее удобный способ и избежать лишних движений руки по грифу.
Все ноты на грифе
Заключительная схема показывает на гитарном грифе все ноты, соответствующие белым клавишам фортепиано, вплоть до двенадцатого лада. Эта схема поможет при занятиях на гитаре. Клик на изображении откроет в новом окне его увеличенную версию.
Упражнения и вопросы для самоконтроля
- Какая гитарная струна считается первой: самая тонкая или самая толстая?
- Выберите верный вариант: звук открытой струны гитары тем ниже, чем струна (толще/тоньше).
- Перечислите ноты, соответствующие открытым струнам гитары. Начните с первой струны, дойдите до шестой, затем перечислите эти же ноты в обратном порядке.
- Выберите верный вариант: звук открытой струны (выше/ниже), чем звук этой же струны, прижатой к любому ладу.
- Выберите верный вариант: на одной и той же струне звук на десятом ладу (выше/ниже), чем звук на пятом ладу.
- Определите, сколько тонов/полутонов между звуками на двух соседних ладах одной и той же струны, между звуком открытой струны и звуком той же струны на пятом ладу, между звуком открытой струны и звуком той же струны на двенадцатом ладу.
- Для каждой струны назовите ноту на двенадцатом ладу.
- Определите, где находится нота фа на первой струне, нота до на второй струне, нота A♯ на третьей струне и нота D♭ на пятой струне.
- Сколько тонов/полутонов между звуками открытых соседних струн гитары?
Эта статья — третья в трёхчастной серии публикаций о нотах: часть 1 | часть 2 | часть 3
Источник
Аппликатура грифа гитары: интервалы, октавы, арпеджио, гаммы, аккорды, пентатоника и альтерация
Аппликатура — расположение нот на грифе гитары, с указанием на правильное чередование пальцев левой руки при игре. Понимание грифа гитары, это уже половина успеха в освоении музыкального инструмента.
Аппликатура грифа
(без учета диезов и бемолей)
Гриф гитары разделен ладами на полутона (½ тона). Для лучшей ориентации, на гриф нанесена разметка «опорных» ладов (3, 5, 7, 9 и 12), при игре в высоких позициях на электрогитаре, 12-й лад можно представить «нулевым» и тогда 15, 17, 19, 21 и 24-й лады будут соответствовать 3, 5, 7, 9 и 12-му.
Интервалы на грифе гитары
Напомним, что интервалы бывают: мелодические (взятые последовательно) и гармонические (взятые одновременно).По звучанию гармонические интервалы разделяются на консонансы (звучат мягко, сливаясь друг с другом) и диссонансы (звучат резко).
Совершенные консонансы: унисон, октава, квинта, чистая кварта (не всегда). Звучат чисто при игре с перегрузом. | Несовершенные консонансы: большие и малые терции и секстеты. Дают грязный, «рычащий» звук при перегрузе. | Диссонансы: секунда, септима, уменьшенная кварта, увеличенная квинта. Звучат резко, неустойчиво, но при умелом использовании могут внести в аккорд красивую, специфическую «переливчатость». |
Необязательно каждый раз строить интервалы на грифе, достаточно запомнить их аппликатуру.
1 — Малая секунда. 2 — Большая секунда. 3 — Малая терция. 4 — Большая терция.
1 — Большая терция. 2 — Чистая кварта. 3 — Чистая квинта. 4 — Большая секста. 5 — Малая септима.
Система октав
Октава — интервал образующий аппликатурный каркас (1), на основе которого строятся аккорды (2), арпеджио (3) и гаммы (4).
Система октав — основа виденья грифа гитары, позволяющая отслеживать аппликатуры аккордов, арпеджио, гаммы и их взаимосвязь.
Арпеджио
(пять вариантов, мажорных и минорных, аппликатур)
1, 2, 3, 4 — нумерация пальцев левой руки.
Гаммы
(пять форм аппликатур, мажора и минора)
1, 2, 3, 4 — нумерация пальцев левой руки.
Аккорды
(аппликатура, мажорных и минорных, трезвучий)
Используя баррэ вместо нулевого порожка, можно получать любую аккордовую форму, а так же переходить в другую тональность при наследовании аппликатурной позиции.
Пентатоника
Пентатоника — мощное средство джаз-, блюз- и рок-музыкантов, её уникальность состоит в том, что она вписывается во многие музыкальные ситуации и стили, подходит практически под любую гармонию. В мелодике пентатоника занимает промежуточное место между арпеджио и гаммой. Также пентатоника удобна для написания партий двух гитар, играющих одновременно, так как из неё исключены ступени способные вызвать диссонанс.
Минорная пентатоника — минорный звукоряд без 2 и 6 ступеней.
Пентатоника Ля минор.
Мажорная пентатоника — мажорный лад без 4 и 7 ступеней.
Пентатоника До мажор.
Пентатоника заслуживает отдельного рассмотрения, как средство импровизации, читайте подробнее в одноименном разделе.
Определение знаков альтерации в тональности
Тональность — звуковысотное расположение лада, которое определяется положением тоники. Если тоника «До» — то тональность «До», если тоника «Ля» — тональность «Ля». Всего существует 12 мажорных и минорных тональностей (До — До# — Ре — Реb — Ми … Сиb — Си).
Определить количество знаков в мажорных и минорных тональностях можно с помощью грифа гитары.
Допустим, нужно определить, сколько диезов в А-мажоре: нота Ля на 3-й струне сверху — значит 3 диеза. Наоборот, имеется тональность с 6-ю диезами — это 6-я струна — тональность F#. Аналогично с бемолями, только отчет ведется в обратном порядке.
Для определения количества знаков альтерации в минорных тональностях, нужно определить ноты в аналогичных аппликатурах на 12 ладу для диезов и на 11 ладу для бемолей.
Для определения знаков альтерации, можно использовать квинтовый круг:
- бемоли: фасими — ляресоль;
- диезы: сольреля — мисифа.
Источник