Гриф гитары звукоряд гитары

Устройство звукоряда гитары

Если вы спросите, что является ключом к пониманию игры на гитаре, то ответ будет таким: важно понять особенности устройства звукоряда гитары и научиться пользоваться ими на практике. Для большей наглядности мы сравним устройство звукоряда гитары и синтезатора, что также будет интересно и клавишникам.

Особенностью устройства звукоряда гитары (классической, бас-гитары, электрогитары и др.) является то, что он, в общем случае, представляет собой визуально однородную двумерную систему, организация которой позволяет легко выполнять различные построения (интервалов, аккордов, гамм и др.) от разных ладов путём смещения позиции по горизонтали или вертикали. Проще говоря, для игры аккорда одного вида от разных клавиш пианисту нужно помнить то, какие клавиши нужно нажать, а гитаристу достаточно выучить позицию пальцев при игре данного вида аккорда, а затем передвигать её к нужному ладу без изменений или с минимальными изменениями..

Визуально однородная двумерная система

Посмотрите на накладку грифа гитары сверху. Струны и лады образуют сетку из прямоугольников разной ширины, которые образованы струнами и ладовыми порожками. Лады дают нам горизонтальную координату ноты на грифе, струны — вертикальную. Получается двумерная система. Клавиатура синтезатора представляет собой одномерную систему.

Под визуальной однородностью понимается то, что каждую клетку на грифе окружают такие же клетки (разная ширина ладов непринципиальна). Клавиатура синтезатора является визуально неоднородной системой: черные клавиши расположены определенным образом относительно белых и сгруппированы по две и три. Например, слева от клавиши до мы видим белую клавишу, справа — черную и белую, слева от клавиши ре белая и черная клавиши, а справа — черная и белая, слева от клавиши ми белая и черная клавиши, а справа — белая и т.д. (рис. 1).

Читайте также:  Как проверить серийный номер гитары фендер

Рис. 1. Схематичное устройство звукорядов гитары и синтезатора.

Данная визуальная неоднородность и одномерность клавиатуры приводит к тому, что при выполнении одного и того же построения от разных клавиш клавишник будет видеть разную картину, а гитарист в большинстве случаев — одну и туже — зрительный шаблон, который позволяет ему быстро играть его от разных нот.

Визуальный шаблон

Под визуальным шаблоном понимается схема, на которой показано относительное положение тонов на грифе гитары того или иного построения. “Так это же табулатура!”, — воскликнет гитарист. Не совсем. Например, на табулатуре аккорда, как правило, показано относительное положение тонов конкретного аккорда от конкретного лада, например, Am от 5-го лада 6-й струны, а зрительный (визуальный) шаблон — это табулатура, на которой показано относительное положение тонов аккордов данного вида (рис. 2).

Рис. 2. Табулатура и шаблон.

Здесь указательный палец прижимает все струны, а безымянным и мизинцем прижимаются струны на VII ладу.

Если нужны минорные аккорды, то шаблон записывается как Xm, где m означает минорный, а X — переменная, вместо которой нужно указать буквенное обозначение необходимого аккорда. Если нужен аккорд Am, то ищем лад на шестой струне, соответствующий ноте A (5-й лад), и от него зажимаем струны по шаблону Xm. Нужен аккорд G#m? Ищем ноту G# (4-й лад) и от неё зажимаем пальцами тот же шаблон Xm.

Из этого следует важное правило для гитаристов:

Запоминайте шаблонные схемы построений на гифе интервалов, аккордов, гамм и др., а не их конкретные построения от того или иного лада

Где взять схемы шаблонов для разных видов аккордов? Вы их легко создаёте сами из табулатур: уберите из табулатуры букву аккорда и номер лада — получается схема шаблона. Аналогично шаблоны получают из табулатур интервалов, гамм, пентатоник, гитарных риффов, фраз и др.

На табулатурах часто показываются аккорды в открытых позициях (с использованием открытых струн), что может вызвать сложности определения шаблона в этом случае. Представьте, что за верхним порожком гитары есть ещё один воображаемый лад. Когда играется открытая струна, то это аналогично тому, как будто воображаемый палец прижимает эту струну к этому воображаемому ладу. Посмотрите положение всех участвующих в построении пальцев, включая и эти воображаемые пальцы, а затем сдвинте всю позицию на один лад вправо. То, что зажимали воображаемые пальцы, теперь нужно зажать пальцами руки — шаблон готов!

Клавишник тоже пользуется визуальными шаблонами, но из-за неоднородного устройства звукоряда клавиатуры, он, по мере необходимости, вынужден запомнить не только шаблон, но и его построение от разных клавиш (рис. 3). Чувствуете разницу?

Рис. 3. Визуальные шаблоны на грифе и клавиатуре.

На рисунке показан интервал квинты. Нетрудно заметить, что гитарист видит неизменный шаблон, где верхний тон (голубой круг) находится через лад вправо на соседней сверху струне. А клавишник видит разную ситуацию: на клавиатуре слева верхний (синий тон) находится перед второй черной клавишей из трех, на клавиатуре в середине его нужно взять на черной клавише, а на клавиатуре справа — после третьей черной клавише из трех. Клавишник может придумать такой алгоритм: верхний тон квинты берётся через три белые клавиши. Но этот алгоритм приведет к ошибке, потому что на клавиатуре в середине между тонами интервала четыре белые клавиши! Выход? Клавишнику нужно вспомнить теорию — интервальное строение квинты в полутонах, и правильно отсчитать полутоны от заданной клавиши. А гитарист без всякой теории будет быстро и точно брать квинты от любого лада, благодаря зрительному шаблону и устройству звукоряда гитары!

Из-за неоднородного устройства звукоряда фортепианной клавиатуры клавишнику проще всего запомнить визуальные шаблоны в тональностях до-мажор и ля-минор. Если клавишник зрительно или на механическом уровне пальцев рук не помнит то, как берется, например, аккорд от заданной ноты (клавиши), то ситуация может выглядеть так:

Вариант 1. Строит этот аккорд зрительно в мыслях или на клавиатуре в тональности натурального до-мажора, видит и считает интервалы в этом аккорде, а затем использует эти расчеты для построения аккорда от заданной клавиши.

Вариант 2. Вспоминает из теории интервальное строение аккорда и рассчитывает его от заданной клавиши.

Вариант 3. Не помнит интервальное строение аккорда и не может вообще сыграть аккорд.

Вариант 4. Полагается на свой слух и методом “пальцами в небо” пытается его сыграть, что нередко приводит к ошибкам.

Сравнение грифа и клавиатуры приводится не для того, чтобы напугать сложностью игры на синтезаторе, а для того, чтобы гитарист понял один крайне важный момент — при игре на гитаре нужно учиться мыслить шаблонами и любое построение интервалов, аккордов, гамм и др. на табулатуре, схеме или расположении пальцев на грифе (которое показал другой гитарист или до которого додумался сам) воспринимать в качестве зрительного шаблона, который можно сыграть от любого лада. Например, кто-то показал вам игру аккорда Сm7. Не нужно запоминать то, что он играется от 3-го лада на 5 струне. Нужно лишь точно запомнить относительное положение всех пальцев при его игре и вид этого аккорда — минорный cептаккорд.

Умение мыслить шаблонами и использовать их накладывает определенный отпечаток на мышление гитариста, но это совершенно не значит то, что и играть он будет шаблонно, неинтересно и скучно.

Почему ещё важно гитаристу понимать игру по зрительным шаблонам? На практике нередко возникают ситуации, когда нужно сыграть изначально известное построение (рифф, фразу и др.) от разных нот (ладов). Для этого часто достаточно просто перенести руку к нужному ладу и сыграть разученное построение, но вместо этого он пытается заново выполнить построение, задумывается, ошибается и прекращает игру! Развить навык игры по зрительным шаблонам помогает импровизация.

Преимущество зрительных шаблонов для гитариста заключается и в том, что благодаря им можно наглядно демонстрировать построения в музыке без необходимости осуществления математических расчетов. Например, интервальный состав мажорного трезвучия — это большая терция + малая терция (б.3+м.3). Что это такое? Клавишнику можно показать визуальный шаблон на клавиатуре, но для его точного построения от любой клавиши нужно будет объяснить, что такое терции, сколько полутонов в них входит и как эти полутоны считать на клавиатуре. А гитаристу достаточно показать шаблон (рис. 4), разучив который он теоретически (для игры на верхних широких ладах необходима хорошая растяжка пальцев левой руки) сможет брать его от любого лада 6-й струны.

Рис. 4. Шаблон мажорного трезвучия от шестой струны.

Кому-то может показаться, что благодаря зрительным шаблонам гитаристу можно вообще не учить теорию. Такое возможно, как показывает практика, но теория помогает упорядочить и систематизировать знания, что позволит двигаться к успеху по зимней дороге на автомобиле, а не пробираться пешком по сугробам.

А теперь немного дегтя в бочку барабанщика! А причем здесь барабанщик? Да притом что виноват он во всем и всегда, даже когда гитарист звучит мимо нот!

Оставим барабанщика в покое и посмотрим, что же немного усложняет использование шаблонов для интервальных построений на грифе. Звукоряды соседних струн на 6-ти струнной гитаре при классической (обычной, типичной) настройке сдвинуты относительно друг друга на одинаковый интервал — чистую кварту (ч.4 — 5 ладов), а звукоряд 2-й струны относительно 3-й сдвинут на интервал большой терции (б.3 — 4 лада), как это показано на рис. 5.

Рис. 5. Смещение звукорядов струн на 6-ти струнной гитаре.

Получается две группы струн: верхняя, в которую входят струны 1 и 2 и нижняя — с 3 по 6. Эти группы смещены относительно друг друга на один лад (один полутон). Внутри этих групп любые интервальные построения осуществляются по одному зрительному шаблону. Если же в интервальных построениях участвуют струны из разных групп, то необходимо растянуть шаблон на один лад, как показано на рис. 6.

Рис. 6. Интервалы.

Зелеными стрелками показаны интервальные построения внутри групп, а красными — между группами. Обратите внимание на то, что интервал 3->4 в обоих случаях строится по шаблону — на струну вверх через лад вправо, а интервал, например, 1->3 на варианте справа растянут на лад вправо, потому что струны 2 и 4, на которых он построен, находятся в разных группах.

Получается простое правило:

  • в пределах группы интервалы строятся по одному шаблону
  • для построения интервала, построенного внутри группы, растягиваем его на лад при построении его между группами
  • для построения интервала, построенного между группами, сжимаем его на лад при построении его внутри группы

На 4-х струнной бас-гитаре с классической настройкой используется строй четырех нижних струн 6-ти струнной гитары: 1 — G, 2 — D, 3 — A, 4 — E (рис. 5). Звукоряды соседних струн смещены относительно друг друга на одинаковый интервал, поэтому и построения от любого лада на любой струне (в пределах звукоряда струн) в этом случае осуществляются по одному и тому же шаблону без всяких исключений. Как повезло бас-гитаристам!

При быстрой игре на гитаре некогда думать о шаблонах, смещениях и прочем, но при медленной игре и разучивании нового материала всё сказанное выше поможет вам ошибаться значительно реже, по сравнению с теми гитаристами, которые предпочитают зажимать струны наугад.

Теперь мы можем правильно построить шаблон мажорного трезвучия, показанного на рис. 4, от разных струн (рис. 7).

Рис. 7. Шаблоны мажорного трезвучия от разных струн.

Выходит, на гитаре шаблон одного и того же построения может всё-таки меняться в зависимости от того, какие струны используются? Да! Особенность устройства звукоряда гитары заключается ещё и в том, что одно и то же построение можно выполнить несколькими способами и с использованием разных струн, о чём мы подробно поговорим на следующем занятии. К счастью, механическая память пальцев позволяет не заучивать гигабайты информации, а при не слишком быстрой игре голова успевает просчитать варианты «на лету» и отправить пальцам нужную информацию о том, где и что зажать на грифе.

При игре на гитаре больше используется геометрия и, соответственно, зрительные шаблоны, а при игре на синтезаторе математика и, соответственно, математические расчеты. Устройство звукоряда гитары, как сказал бы программист, визуально-ориентированное и дружественное к пользователю, что позволяет использовать ассоциации в виде геометрических фигур, которые помогают быстрее и проще запоминать риффы и партии — треугольник, ромб, буква Г, линия и др.

Подведем итог всему рассмотренному на этом занятии. Гитарист значительно облегчит себе жизнь и продвинется вперед, если будет обращать внимание не только на то, как громко и круто он “жжет” из комбика, но и на относительное расположение тонов, возникающих при любых построениях на грифе, воспринимая и запоминая их в качестве зрительных шаблонов. При этом не обязательно пользоваться только нарисованными схемами. Смотрите на свои импровизации и игру других гитаристов, что позволит в положении пальцев на грифе найти много полезного и интересного на будущее.

Особенность устройства звукоряда гитары мы рассмотрели, и теперь вы готовы удивиться тому, как просто строятся на грифе интервалы, и как интересно могут звучать не только квинты! Но об этом на следующем занятии. Успехов!

Источник

Звукоряд

Прижимая каждую струну на отдельных ладах, получаем звукоряд:

Примечание: Цифры, указывающие лады (нотная строка «ТАВ»), соответствуют пальцам левой руки.

Этот звукоряд необходим на первых занятиях, он дает наиболее наглядное представление, на каких ладах следует извлекать звуки.

Выучим упражнение на овладение приемами игры «сверху вниз» и «снизу вверх» (таким образом следует ударять по струнам).

Послушать

До этого времени Вы играли упражнения, записанные целыми нотами, половинными и четвертными, а теперь немного будем усложнять. Пора переходить к восьмым и шестнадцатым. Чтобы легче было высчитывать эти длительности, будем прибавлять к основному счету слог «и». Пример: «Раз-и, два-и. «

Таким образом, каждая четверть в счете разделилась пополам. Если теперь встретятся восьмые, то очень легко их будет высчитать. Да, кстати, в конце упражнения стоит пауза (четвертная). Так вот, она тоже считается за «человека». то есть за длительность, только в это время руки можно спрятать за спину, чтобы не играли.

Ну, а теперь еще одно упражнение. Напомню, что цифра, обозначающая номер лада, еще и обозначает (по-крайней мере, в данном случае) аппликатуру.

Послушать

Я все время своим ученикам (хоть на гитаре, хоть на другом инструменте) во время уроков, особенно начинающим, повторял, что надо следить за аппликатурой, положением рук и тела. Вот и представьте себе, что я стою над душой у Вас и «нудю»: «Пальцы не напрягайте, ни в коем случае не перегибайте. Струны надо зажимать подушечками пальцев. » Ну что, надоел я Вам? Если надоел, лучше по-хорошему запомните это. Ну и в любом случае (надоел ли, нет ли) я Вам скажу, что на второй сранице дополнительных упражнений есть еще кое-что для Вас. Только еще раз прочитайте: «Пальцы не напрягайте, ни в коем случае не перегибайте. Струны надо зажимать подушечками пальцев. » Короче, следите за осанкой. Если устанете, — отдохните и. снова в бой.

Еще одна небольшая «новинка»: ноты расположенные одна над другой, исполняются одновременно.

Две или несколько одинаковых нот, связанные друг с другом дугами (лигами), составляют один непрерывный звук, длительность которого равняется сумме длительности всех этих нот.

Например:

Лига может распространяться на несколько тактов, если она соединяет одинаковые ноты:

Давайте попробуем сыграть небольшой пример на гитаре. Так сказать, для закрепления пройденного материала. Для начала послушаем.

НОТА С ТОЧКОЙ

Точка, поставленная с правой стороны ноты, увеличивает ее длительность на половину звучания

А теперь, для закрепления материала и дополнительной тренировки разучим упражнение. Играем ровно, не торопимся, не напрягаемся.

Конечно, не спорю, хорошо, когда есть строка с табулатурой, где обозначены на каком ладу и какая нота расположена на грифе гитары, но Вы уж, пожалуйста, поглядывайте на верхний нотоносец и запоминайте названия нот. А кому совсем уж трудно будет, то я для Вас нарисовал такой же рисунок, но только с подписанными названиями нот (скачать).


Послушаем

Разберем новую тему. ЗАТАКТ.

Очень часто музыкальные произведения начинаются с неполного такта. Такой такт называется затактом. Вроде бы, ну и что, что он неполный. Попробую объяснить попроще. Обычно первая доля (первый звук в такте) звучит более сильней, чем остальные. Как бы на него ставится ударение. А когда произведение начинается из-за такта, то ударение делается (обычно) на первый звук следующего такта.

Послушайте внимательно. Я специально «усилил» первую ноту в каждом такте.

А теперь разучим несколько простых мелодий. Старайтесь добиваться кроме ровного звучания (что само собой разумеется) выделения сильной доли. Из таких вот нюансов и получается красота музыки. Попробуйте разучить без табулатурного обозначения. Это и будет Вашим домашним заданием.

Послушаем. Не надо так сильно выделять сильную долю, как я. Я Вам показываю для примера, чтоб слышно было лучше. Более подробно о сильных и слабых долях будет рассматриваться в разделе «Теория музыки».

Послушаем. Затем постараемся разучить. Надо обратить внимание на ноту с точкой в четвертом такте (напомню, что по длительности это будет равно трем восьмым). Остальные ноты надо играть по возможности ровно.

Источник

Оцените статью