Гриф классической гитары прогиб

Гриф классической гитары прогиб

Мысли по поводу прогиба грифа

Прогиб грифа – едва ли не самый запутанный вопрос, когда речь заходит об отстройке гитары. Но давайте сперва определимся с тем, что такое прогиб грифа.
Я измеряю прогиб, ставя каподастер на 1-м ладу и прижимая струну в месте соединения грифа с корпусом – таким образом, используя струну в качестве линейки, — и замеряя щупом (0,002 – 0,025») расстояние от нижней струны «ми» до края 7 лада.
Другой термин, который мы должны определить, — action (зазор), — здесь будет иметься в виду расстояние от нижнего края струны до верхнего края лада. Чем больше зазор, тем больше вам приходится отклонять струну от первоначального положения, чтобы прижать ее к ладу.
Часто приходится слышать разные вещи вроде: «Зазор слишком маленький. Надо добавить прогиба!», «Играть трудно. Надо выпрямить гриф!», или: «Для кантри и блюграсса нужен больший прогиб». В этих утверждениях стоит разобраться отдельно. Например, когда говорят, что для блюграсса нужен больший прогиб, имеется в виду, что исполнители блюграсс играют исключительно в первых позициях (от 1 до 3 лада). Поскольку точка наибольшей амплитуды колебаний струны расположена посередине, увеличение прогиба грифа в этом случае, действительно, даст струне дополнительное пространство для вибрации. Но что будет, если гитарист поставит каподастер, например, на 4-м ладу? Тогда ему придется играть свой блюграсс, по сути дела, в средних позициях.
Зазор между струной и ладом в любой точке грифа определяется тремя параметрами – прогиб грифа, высота струн у порожка, высота струн на 12-м ладу. Величина прогиба грифа отнюдь не является независимой от двух других величин. Если изменить прогиб, но оставить прежней высоту струн у порожка и на бридже, это повлияет на зазор также и в районе 1-го, и в районе 12-го лада. Поэтому регулировка зазора путем регулировки прогиба грифа обычно к желаемым результатам не приводит.
Меня заинтересовали несколько вопросов, касающихся прогиба грифа.
Во-первых, как прогиб грифа влияет на «зазор на следующем ладу»? Допустим, вы прижали струну на 3-м ладу. Каково тогда будет расстояние между ней и 4-м ладом? Если вы прижимаете на 5-м, то каков будет в этот момент зазор под 6-м? Звон струн об лады возникает чаще всего, если «зазор на следующем ладу» слишком мал.
Во-вторых, что происходит за прижатой нотой? Если вы прижимаете на 5-м ладу, то каков зазор на 3-м? Биения струн с тем же успехом возникают и за прижатой нотой.
В-третьих, что происходит при изменении прогиба с высотой струн в середине грифа? Обычно думают только о высоте на 12-м ладу, но что творится на 3-м, 5-м, 7-м, 9-м? Ощущения и легкость игры в средних позициях прямо зависит от прогиба грифа.
И в-четвертых, что происходит с «зазором в средней точке», то есть, к примеру, на 12-м ладу – если прижать 3-й, на 15-м – если прижать 5-й? Напоминаю, максимальная амплитуда колебаний – посередине. А где находится эта середина, будет зависеть от того, где вы прижали струну.
Для опытов я использовал James Burton Standard Telecaster – по той причине, что анкер на этой гитаре легко доступен, гриф быстро откликается на перемены положения анкера, а бридж позволяет быстро изменять высоту струн на 12-м ладу. Большая часть этих результатов была подтверждена затем и на других гитарах, но это был единственный случай, когда мне удалось проделать все замеры сразу на одном инструменте.
Прежде всего, я измерил зазор на различных ладах при разном прогибе. Я брал три значения прогиба грифа (R): 0,008», 0,012» и 0,018». Выставив прогиб, я делал высоту струн на 12 ладу 0,096» и затем измерял зазор по ладам. Не обязательно вдаваться во все эти цифры, достаточно взять какой-нибудь лад и посмотреть, что происходит на нем, потом – на другом.

Читайте также:  The departure max richter ноты для фортепиано
Лад Зазор
R = .018» R = .012» R = .008»
1 0.028 0.027 0.025
3 0.056 0.052 0.050
5 0.072 0.068 0.066
7 0.084 0.084 0.080
9 0.093 0.094 0.088
12 0.096 0.096 0.096

Обратите внимание, что расстояние между струнами и грифом в средних позициях значительно возрастает при увеличении прогиба. В этом нет ничего нового, удивительно только, что это начинает сказываться уже на 1-м ладу, а еще более заметно — на 3-м. Зазор на 12 ладу в этом опыте оказался неизменным.
Ну, а как насчет «следующего лада»? Для измерения этого параметра я брал каподастер, ставил его на определенном ладу и измерял зазор под следующим.

Лад На следующем ладу
R = .018» R = .012» R = .008»
1 0.016 0.014 0.014
3 0.012 0.014 0.011
5 0.012 0.012 0.010
7 0.012 0.012 0.010
9 0.008 0.010 0.011
12 0.008 0.010 0.011

Заметим, что при увеличении прогиба «зазор на следующем ладу» заметно увеличивается, но только для первых позиций. Чем дальше вы поднимаетесь по грифу, тем меньше становится зазор на следующем ладу, причем скорость уменьшения возрастает. При меньшем прогибе грифа, «зазор на следующем ладу» куда меньше зависит от позиции, к тому же он будет гораздо больше на 9 и 12-м ладах. 0,003» – это не так уж много, но, может быть, как раз столько и нужно, чтобы устранить звон.
Теперь, что происходит за прижатыми нотами?

Лад На предыдущем ладу
R = .018» R = .012» R = .008»
1
3 0.008 0.008 0.006
5 0.008 0.006 0.006
7 0.014 0.012 0.010
9 0.018 0.014 0.012
12 0.020 0.018 0.016

Вот она, возможная причина появления звона – чем меньше прогиб, тем меньше зазор на предыдущем ладу. Самое простое решение в этом случае [если необходимо сохранить минимальный прогиб грифа] – поднять порожек. Если вас устраивает высота 0,028» на первом ладу при прогибе 0,018» (см. первую таблицу), то с той же высотой при меньшем прогибе вам будет только удобнее. Хотя, возможно, надо пойти по противоположному пути и опустить порожек, чтобы струны оказались ближе к ладам и из-за этого колебания затухали быстрее. Хотя для меня, конечно, 0,028» на первом ладу – это слишком, я обычно выставляю в районе 0,020-0,016» (имеется в виду собственно высота на первом ладу, без прижатия последующих, как было в этом опыте).
И наконец, что у нас с «зазором в средней точке»? Я помещаю каподастер на определенный лад, затем нахожу «среднюю точку» (половина активной длины струны, от прижатого лада до точки крепления на бридже), — это будет точка наибольшей амплитуды колебаний. Разумеется, она зависит от того, какой лад прижат.

Читайте также:  Гитара ямаха полуакустическая ae12
Лад 1/2 активной длины струны
R = .018» R = .012» R = .008»
1 0.076 0.076 0.076
3 0.066 0.074 0.071
5 0.064 0.068 0.071
7 0.060 0.066 0.068
9
12

Отсюда видно, что при заданной высоте струн на 12 ладу меньший прогиб дает по всей длине грифа равный или больший «зазор в средней точке».

Итак, выводы:
При неизменной высоте струн на 12 ладу, меньший прогиб грифа дает:
— равный или больший «зазор на следующем ладу»;
— равный или больший «зазор в средней точке»;
— меньшее расстояние между струнами и грифом в средних позициях;
— меньший «зазор на предыдущем ладу».

Последнее влечет за собой появление звона, из-за чего, возможно, придется поднимать или опускать порожек. Но это единственный довод против меньшего прогиба грифа.
Сравним расстояние между струнами и грифом
— при прогибе 0,018» и зазоре на 5 ладу 0,066»;
— при прогибе 0,008» и зазоре на 5 ладу 0,066».
Эти цифры уже содержатся в предыдущих таблицах, но я даю их еще раз, для сравнения. Там, где указано «a» или «b», я использовал другие данные.

Лад Зазор
R = .018»a R = .008»
1 0.030 0.025
3 0.056 0.050
5 0.066 0.066
7 0.076 0.080
9 0.084 0.088
12 0.088 0.096

Затем посмотрим, что творится с «зазором на следующем ладу»:

Нижняя струна «ми» На следующем ладу:
Лад R = .018»a R = .008»
1 0.014 0.014
3 0.012 0.011
5 0.016 0.010
7 0.012 0.010
9 0.006 0.011
12 0.003 0.011

Отсюда видно, что гитара с большим прогибом попросту не годится для игры выше 9 лада. Посмотрим на «зазор в средней точке»:

Лад В средней точке:
R = .018»a R = .008»
1 0.066 0.076
3 0.060 0.071
5 0.054 0.071
7 0.048 0.068
9
12

Это еще более красноречивые цифры. Меньший прогиб грифа дает больший «зазор в средней точке» на всем протяжении грифа.
Сравнение «зазора на предыдущем ладу» опустим. Вывод следующий:
Чтобы добиться того же «зазора в средней точке» (в точке максимальной амплитуды колебаний) на гитаре с большим прогибом грифа, необходимо несколько уменьшить высоту струн на бридже (измеряемую по 12 ладу), по сравнению с гитарой, у которой прогиб меньше. Меньший прогиб и здесь оказывается более выигрышным.
И еще одно.
Допустим, большое расстояние между струнами и ладами в середине грифа, возникающее при большем прогибе, — это именно то, что вам нравится. Что вы приобретаете, оставляя тот же зазор, но уменьшая прогиб грифа? Зазор на 5 ладу остается прежним; а вот прогиб и высота струн на 12 ладу будут таковы:

Нижняя струна «ми» Зазор
Лад R = .018» R = .008»b
1 0.028 0.025
3 0.056 0.053
5 0.072 0.072
7 0.084 0.086
9 0.093 0.098
12 0.096 0.115

Первая ваша реакция, наверное, будет такой: сравнить высоту на 12 ладу и воскликнуть: «У! Как высоко!» – глядя на столбец с меньшим прогибом. Да; но посмотрите, каков будет зазор на предыдущих ладах – до 5-го, который мы брали за точку отсчета. При меньшем прогибе грифа он тоже меньше, хотя и незначительно. В любом случае, вы убедились, что высота на 12 ладу – это только одна частность. Кроме нее, есть и много других.
Посмотрим, что будет твориться с зазором на следующем ладу:

Нижняя струна «ми» Зазор
Лад R = .018» R = .008»b
1 0.016 0.014
3 0.012 0.012
5 0.012 0.012
7 0.012 0.011
9 0.008 0.008
12 0.008 0.011

Если не считать 1-го лада, зазор на следующем ладу примерно одинаков. Но между тем при меньшем прогибе у вас меньше и зазор на первых 5-ти ладах. Теперь, что со «средней точкой»?

Нижняя струна «ми» В средней точке:
Лад R = .018» R = .008»b
1 0.076 0.082
3 0.066 0.098
5 0.064 0.094
7 0.060 0.084
9
12

Гриф с меньшим прогибом выигрывает во всех отношениях. Если прижать струну на 3 ладу, то гитара с меньшим прогибом даст высоту 0,098» на 12-м ладу, в то время как на гитаре с большим прогибом будет только 0,066». Разница — почти на толщину 4-й струны (0,035»)! А какая гитара, вы думаете, лучше подойдет тому самому исполнителю блюграсс, играющему на первом ладу? Та, у которой высота струн в средних позициях больше, а зазор в средней точке – существенно меньше, или наоборот (если с зазором на следующем ладу дела обстоят одинаково)?
Итак:
При одинаковой высоте струн в средних позициях, меньший прогиб влечет за собой меньший зазор на 1-5 ладах, больший зазор в средней точке, тот же зазор на следующем ладу. Еще один довод в пользу уменьшения прогиба грифа.

В чем суть дискуссии? Каковы общие выводы?

Кажется, все стало ясно. Меньший прогиб грифа лучше – во всех отношениях. Но понятно и то, что нельзя просто уменьшить прогиб – вам придется принять во внимание высоту струн у верхнего порожка и на бридже. По-моему, общераспространенные утверждения вроде: «Исполнителям кантри нужен больший прогиб» или «При большем прогибе удобнее исполнять бенды», – это миф. Из таблиц видно, что, высоту на каком бы ладу ни взять, меньший прогиб даст большее удобство игры в средних позициях и больший «зазор в средней точке» – по всей длине грифа.
Что до меня, мне нравятся более выровненные грифы, — потому я и занялся всеми этими подсчетами. Меньший зазор в средних позициях, свойственный меньшему прогибу, доставляет мне больше удобства при игре, и если даже зазор на 12-м ладу получается достаточно большой, он, по крайней мере, возрастает равномерно. Для большего прогиба это не так – там он резко возрастает в середине, а затем, по мере приближения к верхним ладам, — уже не так сильно. Особенно это замечается на мандолинах, где вам приходится играть в основном «посередине». Кому-то из электрических гитаристов нравится делать бенды в средних позициях при большом прогибе, но, если принять во внимание «зазор на следующем ладу» и «среднюю точку», — может, им стоило бы предпочесть другую настройку, с такой же высотой в средних позициях, но меньшим прогибом грифа.
Если вы не согласны со мной, или располагаете доказательствами обратного, — пишите, мне все равно, прав я окажусь или неправ; мне просто важно как можно лучше отстраивать свои гитары и мандолины.

От переводчика: Возможно, вам покажется, что в этой статье доказывается очевидное. Но зато как доказывается! Когда я прочитал ее в первый раз, мне это показалось просто озарением. Самое ценное в этой статье, конечно, не сами «мысли», а расчеты; правда, тут я должен извиниться — у меня не хватило терпения перевести все дюймы в сантиметры. Кто заинтересуется, могут легко сделать это сами (1 дюйм = 2,54 см).
Некоторые трудности, как и следовало ожидать, возникли с переводом слова action. Собственно, action — это не «зазор», а «действие», «усилие», расстояние от струны до лада, рассматриваемое именно с точки зрения усилий при игре, хотя измеряется оно в долях дюйма или миллиметра, а не в единицах силы. Когда говорят об action, имеют в виду именно этот практический аспект. В русском языке он, к сожалению, безвозвратно теряется.

Источник

Оцените статью