- Гитарный гриф. Конструкция, крепление, материал
- Конструкция и устройство грифа гитары
- Накладка на гриф
- Голова
- Анкерный стержень
- Пятка
- Материалы грифа и накладки
- Махогани (красное дерево)
- Крепление грифа к корпусу
- Болченый гриф
- Вклеенный
- Сквозь корпус
- Какое крепление лучше и надежнее
- Размеры грифа
- Ширина
- Радиус профиля грифа
- Какой гриф лучше узкий или широкий
- Конструкция акустической гитары
- Общие сведения
- Устройство акустической гитары (схема)
- Устройство грифа гитары
- Устройство корпуса гитары
- Материалы
- Классическая гитара, детали и части.
Гитарный гриф. Конструкция, крепление, материал
Гриф гитары это одна из самых важных и сложных деталей в конструкции инструмента. Он представляет собой деревянный брус, вдоль которого натянуты струны. Поперек грифа наносятся специальные «засечки» — лады, которые обозначают места прижатия струн. Гриф имеет определенную длину и другие конструктивные особенности, которые влияют как на удобство игры, так и на звучание музыкального инструмента в целом.
Конструкция и устройство грифа гитары
Конструктивно можно выделить несколько элементов
Лады устанавливаются на гриф в поперечном исполнении и нужны для точного определения мест зажатия струн. Из физики известно, что чем меньше длина колеблющейся струны, тем выше получается звук. Таким образом, чем ближе зажимаем струну к корпусу, тем выше будет звучать нота. Лады же дают нам понимание, в каких конкретно местах зажимать струну, чтобы четко и точно извлечь ту или иную ноту. Чаще всего гитара имеет лады, но бывают встречаются и безладовые.
Лады в основном изготавливают из никелевых сплавов или стали. Толщина бывает 2.3 — 2.8 мм.
Накладка на гриф
В конструкции грифа предусмотрена деревянная накладка. Однако, часто бывает, что ее не устанавливают. Материалы, из которых изготавливают накладки это черное дерево, клен, палисандр и другие. Накладка очень сильно влияет на звук инструмента в виду разной плотности всех сортов древесины.
Голова
На ней крепятся струны с помощью колковых механизмов. Крепление головы к грифу может быть либо прямым, либо под углом. Прямое крепление чаще используют на стратоподобных гитарах. Под углом — на гибсонах.
В первом случае будут использованы ритейнеры для того, чтобы струны не выскакивали из пазов верхнего порожка. Во втором случае в виду того, что голова находится под углом, струны изгибаются и не вылетают из порожка.
Анкерный стержень
Анкер это стальной прут, проходящий через всю длину грифа. Закрепляется он в месте крепления грифа к корпусу и у головы. Там же стоит и гайка для регулировки затяжки анкера. Основное назначение — регулировка прогиба грифа. Делается это для того, чтобы отсроить нужную высоту струн. Также часто бывает, что из-за изменения влажности, гриф «ведет». Для компенсации этого эффекта и используется анкерный болт.
Пятка
Это часть грифа в месте крепления его к корпусу. В целом о конструкции электрогитары вы можете почитать здесь: https://guitargrad.ru/elektro
Материалы грифа и накладки
Чаще всего гриф изготавливают из клена или махогани (красное дерево). А накладку делают из палисандра или черного дерева (ebony).
По своей природе клен твердое и плотное дерево, обладает очень ярким и звонким звучанием. Каждая нота будет звучать ясно и четко. Ну и конечно же, все ваши ошибки и косяки при игре будут тоже очень хорошо слышны. У клена есть несколько разновидностей, которые отличаются текстурой дерева:
- Твердый клен;
- Мозаичный клен;
- Волнистый клен.
О сортах древесины, из которой делают корпус электрогитар, читайте здесь.
Махогани (красное дерево)
Махогани чаще всего выбирают люди, которые играю в тяжелых роковых стилях. Дело в том, что махагон обладает очень плотным звучанием, с диким сустейном. Благодаря этому гитара очень хорошо звучит на низких частотах, что очень хорошо при игре тяжелых рифов в метале и роке. Махогани легко распознать на глаз из-за характерного темно красного оттенка древесины.
Крепление грифа к корпусу
Существуют три основных типа креплений: на болтах, на клею и сквозь корпус гитары. Каждый имеет свои особенности и определенным образом влияет на звук гитары и ее сустейн (продолжительность звучания нот).
Болченый гриф
Данный вид крепления распространен прежде всего на электрических гитарах. Конструктивно это очень простой вид. Чтобы сменить гриф нужно просто открутить 4 болта и все. Но из-за такой вот простоты страдает сустейн. Все дело в том, что гриф и корпус хоть и соединены на болтах, но все равно это, по сути, две отдельные детали. Как ни подгоняй зазоры между грифом и корпусом, они все равно будут. Это влияет на более быстрое затухание вибраций, а соответственно и продолжительность звучания нот. Но четкость и звонкость наоборот будут выше, нежели чем у вклееного грифа, о котором будет ниже.
Вклеенный
Вклеенный гриф обладает средним сустейном и средней атакой. В плане звука это очень сбалансированный тип крепления к корпусу. Очень распространен на акустических гитарах, но также его можно нередко встретить и на акустических. Стоимость изготовления гитары с вклеенным грифом выше, чем с болченным. Поэтому такие гитары стоят дороже. Это в основном инструменты среднего и высокого ценового сегмента.
Сквозь корпус
Гитара с грифом сквозь корпус имеет самый сильный сустейн среди других типов креплений. Но у нее страдает атака. Особенность данного типа в том, что гриф полностью проходит через весь корпус гитары. Чаще его используют на бас гитарах, но также можно встретить и на электрических.
Какое крепление лучше и надежнее
Здесь ориентируйтесь больше на звук, который хотите получить. Нужен долгий сустейн, но не хочется терять в атаке, то ваш выбор это вклеенный гриф. Если на сустейн наплевать и хочется ярких взрывных нот, то несомненно вам подойдет болченый гриф. Кстати и гитара с ним будет стоить дешевле. А в плане надежности — все виды креплений одинаково надежны, если гитара сделана качественно.
Размеры грифа
По негласной классификации гитары бывают с широким и узким грифом. К первым, как правило, относятся классические шестиструнные гитары. Ко втором — электрогитары и акустические гитары (дредноуты).
Ширина
Ширина грифа классической гитары составляет 52 мм, ширина грифа акустической гитары- 43 мм. А вот ширина грифа электрогитары колеблется от 38 до 43 мм. Если на ней установлено тремоло Floyd Rose, то ширина чаще всего составляет 43 мм, в остальных случаях 38-44. Ширина семиструнной электрогитары — 48 мм, а восьмиструнной — 55 мм. Про многострунные гитары читайте здесь: https://guitargrad.ru/elektrogitara/obshchaya-informatsiya/35-pro-mnogostrunnye-gitary
Радиус профиля грифа
Чаще всего стандартный радиус грифа составляет 21.5 мм. А вот форм профиля существует очень много. Обычно на него обращают внимание чисто из-за удобства игры. Кому-то проще играть на одном профиле, кому-то на другом.
Какой гриф лучше узкий или широкий
Правильного ответа на этот вопрос нет. Это чисто вкусовщина. Но можно сказать точно, что если вы чаще играете пальцами, например, фингерстайлом, то удобнее вам будет именно на гитаре с широким грифом. Расстояние между струнами там больше, поэтому играть будет намного проще. В остальных же случаях, скорей всего, вам будет удобнее узкий гриф. Особенно, если у вас маленькие руки.
Источник
Конструкция акустической гитары
Автор: Mr.Falstaff · Опубликовано 26.10.2015 · Обновлено 20.09.2017
Сегодня я расскажу о конструкции гитары, о том как устроен гриф и корпус гитары, так же приведу схему устройства гитары и расскажу о материалах, из которых изготавливается та или иная её часть.
Общие сведения
Акустическая гитара разделяется на 2 основных типа:
Рис. 0 Акустическая и эстрадная гитары
Классическая гитара чаще всего используется для исполнения классических произведений, фолка, фольклёра, фламенко, бардовских и походных песен. Классическую гитару так же называют испанской гитарой, так как впервые её изготовили именно в Испании. У классической гитары преобладает широкий гриф и нейлоновые струны.
Эстрадная гитара универсальна для всех музыкальных стилей, но лично у меня она ассоциируется с такими жанрами как блюз, фолк и кантри. Эстрадную гитару так же называют вестерн гитара или просто акустическая гитара. У эстрадной преобладают металлические струны и узкий по сравнению с классическим вариантом гриф.
Устройство акустической гитары (схема)
Как классическая, так и эстрадная гитары состоят из двух основных частей: корпуса и грифа.
Рис.1 Схема конструкции гитары
Устройство грифа гитары
Гриф состоит из головки грифа (2), накладки грифа (3) и пятки грифа (4). На головке грифа распологаются колки (5) — механизм, который предназначен для крепления и изменения натяжения струн. Так же на головке грифа распологается верхний порожек (6), который предназначен для уменьшения коллебания струны. Обычно его изготавливают из пластмассы или кости.
Рис. 2 Верхний порожек изготовленный из кости
В накладке грифа на специальном станке делают надпилы, куда в последствии впрессовываются ладовые порожки (7). Порожки выступают над грифом гитары и разделяют его лады (8) (расстояние между двумя порожками называется ладом). Пятка грифа вклеивается или вкручивается болтом в корпус гитары. Если пятка грифа вклеена в корпус, то расстояние между струн регулируется анкерным болтом, который проходит по всей длины грифа и расположен под накладкой.
Рис. 3 Анкер под накладкой грифа гитары
Головка анкера расположена либо в головке грифа, либо в нижней части около розетки. Крепление болтом, позволяет регулировать высоту струн.
Устройство корпуса гитары
Корпус гитары состоит из верхней деки (9) и нижней деки (10), которые вырезаются в форме «восьмёрки». Они соединяются между собой стенками гитары так называемыми обечайками (11). На передней деке под струнами располагается круглое резонаторное отверстие (12), которые обычно называют розеткой. В дешёвых гитарах, которые изготовляются из низкокачественных материалов, розетку украшают пластмассовой или бумажной наклейками, а в более дорогих гитарах, её украшают шпонтом или перламутром.
Рис. 5 Резонаторное отверстие украшенное перламутром.
В некоторых моделях гитар есть дополнительное резонаторное отверстие, которое находится в верхней части деки и придаёт гитаре особые акустические свойства:
Рис. 6 Гитара с дополнительными резонаторами.
На верхней деке расположен так называемый бридж (струнодержатель) (13). На струнодержателе находится нижний порожек (14), который изготавливают из пластика или кости. К струнодержателю специальным кнопками (15), которые изготавливаются из пластмассы крепятся струны. На верхнюю деку наклеивают защитную накладку (16), для избежания царапин и сколов.
Так как на гитару от натяжения струн воздействуют весьма неприятные силы, её усиливают изнутри специальными рейками, которые предают прочности конструкции корпуса, но и так же влияют на звучание гитары, обогащая звук весьма ощутимыми акустическими свойствами.
Рис. 7 Рейки усиливающие гитару изнутри.
Материалы
Корпуса самых дешёвых гитар изготавливаются из самой обыкновенной фанеры, которая обладает весьма паршивым звуком, оснащаются колками, которые практически не держат строй и струнами, которые необходимо менять сразу после покупки гитары. Грифы дешёвых гитар изготавливают из прессованной фанеры и бог знает из чего ещё. Верхний и нижний порожек изготавливают из низкокачественной пластмассы, а ладовые порожки из какого-нибудь там би-металла.
Рис. 8 Корпус гитары из палисандра
Корпуса дорогих гитар изготавливаются из красного дерева, палисандра и клёна. Оснащаются хорошими колками, которые держат строй и конечно струнами, на которых приятно играть. Грифы дорогих гитар изготавливают из бука, красного дерева и других прочных пород древесины. Верхний и нижний порожки обычно изготавливают из качественной пластмассы или кости, а ладовые порожки из качественного металла.
Источник
Классическая гитара, детали и части.
Пожалуйста, ознакомьтесь с обзором, если Вы решили купить классическую гитару.
Давайте разберемся, из чего состоит гитара, как правильно называются ее детали и части, и какие функциональные задачи выполняют те или иные элементы. Статья носит ознакомительный характер, но может быть полезна не только для новичков, в статье подробно и правильно названы основные детали конструкции. Часто даже профессионалы называют эти детали не совсем корректно, возможно приведенная в статье информация послужит правильному пониманию смысла наименований. Гитарному мастеру статья может служить также в качестве навигатора по каталогу нашего магазина. Кликнув на ссылку, в соседнем окне можно открыть страничку с товаром.
Основные части гитары – гриф, который венчает голова, и корпус гитары.
В голову гитары вмонтирована колковая механика – механизм, позволяющий регулировать натяжение струн. Верхняя или нижняя поверхность головы чаще всего украшается накладками – из деревянной мозаики темных пород, иногда накладка может включать в себя элементы перламутра и других материалов. Наряду с эстетическими задачами, накладка укрепляет голову.
Голова крепко приклеена к шее, шеей гитары называют часть грифа от головы до пятки. Для шеи и головы используют один материал, чаще используют кедр, махагони или клен, из того же материала в нижней части приклеивается пятка грифа. Видимую снаружи часть пятки называют каблуком.
Грифом гитары называют как одно целое, так и отдельные его элементы. Чтобы быть более точными, давайте разберемся, из каких элементов состоит гриф. Верхняя часть грифа – накладка на гриф, изготавливается накладка из твердого материала – черного дерева, палисандра, махагони, современные гитарные мастера используют иногда углеводородные композитные смолы.
В верхней части грифа устанавливается нулевой порожек, который называют косточкой, он может быть изготовлен из натуральной кости или из пластика. Косточка легко демонтируется при необходимости, она либо держится под давлением струн, либо приклеивается так, чтобы ее можно было без труда отклеить. Через косточку колеблющаяся струна сообщает энергию другим элементам конструкции гитары, ее положение может значительно повлиять на звучание гитары.
Накладка на гриф разделена на лады, определяющие позиции для извлечения звука определенной высоты, ограниченные ладовыми порожками. По мере повышения тона расстояние между ладовыми порожками уменьшается. Длина ладов высчитывается математически точно. В зависимости от мензуры гитары размеры ладов изменяются пропорционально. Для разметки ладов можно использовать специальные линейки со шкалами соответствующими длинам ладов. Каждый лад ограничен ладовым порожком.
Ладовые порожки изготавливаются из металлических сплавов различной твердости, обычно используются латунь, серебро, ниель-серебрянный сплав, мельхиор, сталь. Между ладами пропиливаются пазы для порожков, для этого мастера используют точные ножовки со специальной заточкой. Порожки вбиваются в накладку грифа специальным молотком, края порожков подрезаются клещами. После установки необходима регулировка ладовых порожков, для этого мастер может использовать специальные инструменты – линейки или глубиномеры для измерения высоты порожков и напильники для обработки поверхностей ладовых порожков.
Корпус гитары состоит из трех основных частей – верхней деки, нижней деки и обечайками между ними. Среднюю часть корпуса гитары называют талией.
Верхняя дека склеивается из двух частей, ее изготавливают из ели или кедра, реже из других пород, например секвойи. В верхней деке прорезается резонаторное отверстие, которое украшает розетка. Розетка изготавливается из деревянной мозаики, иногда в элементах мозаики используются другие материалы, например перламутр. В нижней части к деке приклеена подставка со струнодержателем и нижним порожком (косточкой). Нижний порожек передает энергию колеблющейся струны, сообщая тем самым заданную струной частоту колебания корпусу гитары. Длина открытой части струны от верхнего порожка до нижнего порожка называется игровой мензурой.
Нижняя дека и обечайки с двух сторон изготавливаются из одного материала, но выбор породы дерева намного шире, чем для верхней деки. Может быть использован разный материал: палисандр, махагони, клен, кипарис, лавр, вишня, груша и другие. Иногда эти материалы комбинируют. Дека клеится из двух частей, обечайки сгибают под нагревом, используя специальные приспособления.
Край верхней деки, а иногда и верхний край обечайки украшают кантами, канты не влияют на звучание инструмента.
Теперь перейдем к внутреннему устройству гитары.
Деки гитары очень тонкие около двух миллиметров, при этом для правильной работы конструкции мастер регулирует толщины деки с высокой точностью, используя для этого толщиномеры с погрешностью в сотые доли миллиметра. Чтобы деки выдержали мощную энергию во время исполнения, в конструкции используются дополнительные подкладки – футоры.
Футор нижней деки расположен над швом в месте склейки частей деки. С внутренней стороны специальный футор вклеивается под гитарной подставкой, кроме того в верхней части деки вклеивается футор розетки.
Кроме футоров со внутренней стороны дек приклеиваются поперечные пружины. К верхней деке, кроме поперечных пружин приклеивают веерные пружины. Пружины обеспечивают жесткость конструкции гитарного корпуса. Не менее важная задача пружин – гармоническая настройка, не даром в Испании пружины называют гармоническими.
Пружины гитары служат важным инструментом настройки инструмента при его построении. Энергия колебания струны передается конструкции в узловых точках от косточки через подставку и клоц. Задача пружин компенсировать и распределить энергию колебаний таким образом, чтобы мы могли услышать звук нужной интонации и тембра. Настройка осуществляется расположением пружин, подбором материала, изменением толщин и высоты пружин. Пружины, как и другие внутренние части гитары изготавливают из ели и кедра с хорошими резонансными свойствами.
В местах соединения дек и обечайки вклеиваются контробечайки. Рейка специально изгибается по форме обечайки. Часто между верхней декой и обечайкой роль контробечайки выполняют сухари – специальные клинья маленького размера.
На рисунке в нижней части корпуса гитары обозначена пуговица, обычно на классическую гитару пуговицу не устанавливают, так как исполнитель играет сидя, на вестерн и другие народные гитары пуговица устанавливается, чтобы можно было закрепить ремень.
На гитары со стальными струнами в гриф монтируется металлический анкер, предохраняющий гриф от деформации под напряжением струн.
Источник