Грифы акустических гитар делают

Гитаростроение

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Jhav
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 23 февраля 2012 г.

Гриф – важнейшая часть цельнокорпусной гитары, он более значим для звука, чем в случае акустической гитары.

П очему? Любой музыкальный инструмент состоит условно из двух компонентов – звукообразующего и резонирующего. Эти компоненты объединены в колебательную систему, конструкция которой определяет звучание инструмента. Звукообразующий компонент для струнных инструментов – струна. Резонатор – компонент (система компонентов), естественным образом «усиливающий» колебания звукообразующего компонента. Роль резонатора акустических гитар играет система дек, а гриф служит, в основном, для интонирования (хотя совсем исключать его влияние из колебательного контура, конечно, нельзя).

У цельнокорпусных электрогитар отсутствует система дек, по сути это просто доска (вернее, две доски). То есть роль резонатора играет весь инструмент, и роль грифа в звучании возрастает. Гриф весит меньше корпуса, соответственно струне проще его «раскачать». Из своего опыта могу сказать, что гриф задает характер звучания инструмента, корпус же играет роль акустического «фильтра». То есть, гитары с корпусами из белого ясеня и махагона с кленовыми грифами будут звучать очень похоже по динамике и обертонам, однако махагоновый корпус «отфильтрует» верхние частоты, так как махагон наиболее отзывчив в средних частотах, и такой инструмент будет звучать мягче ясеневого. Болотный ясень звучит как махагон, но с меньшим количеством обертонов и с чуть большим количеством верхних частот.

При изготовлении грифа надо учитывать, что толщина его сильно влияет на резонансную частоту. Чем тоньше гриф, тем ниже резонансная частота. Излишне тонкий гриф может сделать инструмент «бубнящим». К тому же тонкие (19 мм у первого лада) грифы могут быть нестабильны в плане строя. Если вы хотите себе тонкий гриф, то его необходимо усиливать вставками из углепластика. Я предпочитаю делать относительно толстые грифы (21-21.5 мм у первого лада — стандарт для «стратов»), а эргономику настраивать профилем. На серийном производстве профиль грифа выводят специальной фрезой, в условиях мастерской же профиль делается вручную, что предоставляет больше свободы в точной «настройке» грифа под руку заказчика. Человеческое восприятие устроено так, что удобный инструмент субъективно звучит лучше неудобного.

Итак, начнем. Нам потребуется кленовая заготовка для грифа длиной около 700 мм, шириной 90-100 мм и толщиной 20-25мм. Главное требование – прямослойность волокон по всей длине. Допускаются незначительные свили. Еще лучше, если распил доски будет «чистым», то есть волокна будут перпендикулярны или параллельны плоскости грифа. Заготовка для накладки грифа из палисандра 500х60х7-8мм. Первое, что необходимо сделать – прострогать заготовку грифа таким образом, чтобы она стала идеально плоской. После этого крепим саморезами шаблоны накладки и головы грифа на заготовке. Технологические отверстия для крепления попадают в канал для анкера и будущие отверстия под колки. Длина саморезов на шейке грифа должна быть равна глубине канала под анкер – не более 9 мм! Помните, что слишком длинные саморезы могут привести к сквозному «ранению» грифа! Поступаем в точности как с корпусом – обводим по контуру, снимаем шаблоны и выпиливаем с запасом.

Вновь крепим шаблоны и фрезеруем гриф фрезой с подшипником на хвостовике.

Теперь нужно сделать канал под анкер. Существует несколько конструкций анкеров, но самые распространенные – классический компрессионный и двойной. Классический представляет собой выгнутый прут диаметром 5 мм с резьбой на конце. На этом сайте есть статья по изготовлению гитар, там присутствует такая иллюстрация, изображающая классический анкер.

Это из разряда «не повторяйте!».

Если решите ставить в свой гриф классический анкер, сделайте упор (лонжерон) длиной с анкер. Если упор сделать как на рисунке, то это приведет к тому, что гриф будет гнуться «волнами» — в районе 6-8 лада будет горб, слева и справа от него – ямы. Если упор будет повторять изгиб анкера и иметь такую же длину, тогда гриф будет гнуться «правильнее» и равномернее.

Вообще, я предлагаю отказаться от данного типа анкеров по нескольким причинам. Во-первых, надо делать паз переменной длины. Во-вторых, надо изготовить точный лонжерон. В-третьих, упор гайки постепенно продавливает дерево. В-четвертых, регулируется он не очень плавно, а резьба испытывает сильные напряжения и часто ее срывает. Из-за малой жесткости (относительно двойного анкера), и из-за того, что анкер гнется «об гриф», последний не так стабилен и анкер приходится настраивать чаще.

Лучше ставить современный двойной анкер. Он жестче классического, гнется сам об себя, под него фрезеруется обычный прямой паз. Плюс ко всему, существуют анкера двойного действия, позволяющие гнуть гриф в обе стороны, что бывает необходимо, если гриф сам по себе жесткий, а гитарист любит тонкие струны и большой прогиб. Именно такой анкер я использовал в этом проекте.

Для фрезеровки канала я использую простое приспособление из ДСП и двух алюминиевых направляющих. Платформа фрезера зажимается между двумя направляющими, а гриф крепится по центру приспособления. Для фрезеровки канала нужно использовать прямую пазовую фрезу диаметром 6 мм. Глубина фрезеровки – 9 мм примерно. Фрезеровать необходимо за 2-3 прохода. Располагать анкер в грифе необходимо таким образом, чтобы он располагался точно под нулевым ладом.

После этого необходимо профрезеровать паз под гайку. Глубина фрезеровки в этом месте – 12 мм, диаметр гайки – около 9 мм.

После этого примеряем анкер. Важно, чтобы он не выступал над грифом и не был ниже плоскости. В первом случае необходимо углубить паз, во втором – немного сострогать поверхность грифа. Центр анкера обычно немного «проседает» внутрь. Однако края должны быть точно на уровне поверхности или ниже не более чем на 0.1 мм. Чем точнее лежит анкер в пазу, тем равномернее он будет давить на накладку, тем равномернее будет гнуться гриф.

Идем дальше. Нужно снять лишнюю толщину с головы грифа. Толщина головы грифа 12-14 мм. Снимаем массив фрезером и сверлим отверстие диаметром 8 мм, под углом, целясь в канал анкера.

Следующий этап – приклеивание накладки. Заготовка накладки должны быть шире грифа. Накладку нужно выровнять таким образом, чтобы она прижималась к поверхности грифа пальцами без больших усилий. Щелей между накладкой и грифом быть не должно. Если щель есть, необходимо установить причину – проверить ровность грифа и накладки, прикладывая линейку перпендикулярно. Иногда бывает так, что анкер укладывается слишком туго в канал и немного «распирает» гриф. В этом случае канал надо расширить плоским напильником. Перед склейкой необходимо стянуть накладку и гриф струбцинами и удостовериться в отсутствии щелей. Если все хорошо, то наносим клей и стягиваем струбцинами. Сначала по краям, чтобы накладка не «ползла», затем последовательно от головы грифа к пятке (или наоборот). После прикручивания третьей струбцины, струбцина на пятке ослабляется и затягивается последней. Это необходимо, чтобы исключить «горбы» накладки при склейке.

В данном случае у меня все прилегало идеально и мне хватило четырех струбцин и куска фанеры. Иногда их требуется гораздо больше. Но не пытайтесь струбцинами убрать щели, лучше максимально точно подогнать детали. Большого давления не требуется, чтобы не выдавить весь клей. Много клея наносить не нужно. Я наношу клей резиновым шпателем – получается равномерный слой. Если из склейки клей выступил мелкими шариками равномерно по всем длине – все сделано правильно.

В таком состоянии я оставляю гриф на ночь. Утром можно снять струбцины и отфрезеровать накладку, упирая подшипник фрезы в гриф.

После этого необходимо плоским бруском со шкуркой выровнять края грифа в районе пятки. С помощью уголка необходимо следить за ровностью и перпендикулярностью сторон.

Следующий этап – разметка грифа. Я для этого использую шаблон из двухмиллиметровой стали, вырезанный лазером. Прикручиваю шаблон струбцинами к грифу и большим канцелярским ножом прочерчиваю линии через прорези. Это необходимо сделать несколько раз. Важно не прикладывать больших усилий при первом «штрихе», иначе острый нож может увести «по волокну». Потом я смещаю шаблон на 0.5 мм и повторяю операцию. Получаются канавки толщиной 0.5 мм, куда идеально встает пилка для ладов.

Подобную пилку можно купить в строительном магазине, главное, чтобы толщина полотна была 0.5 мм. Нужно только на наковальне деревянным молотком убрать развод пилы. Перпендикулярность пропилов я контролирую уголком.

Есть более простой, но дорогой способ – специальные стусла. Вот, например, такое решение от Stewmac:

В этом случае пропилы делаются до приклейки накладки к грифу, что немного меняет процесс.

Итак, пропилы сделаны, теперь необходимо поставить инкрустацию. Я использую пластиковую инкрустацию диаметром 6 мм. Нужно просто просверлить неглубокие отверстия в накладке и вклеить «точки». Боковые маркеры диаметром 2 мм устанавливаются так же – сверлим отверстие, наливаем туда суперклей и вставляем прут маркера. Ничего сложного.

Следующий серьезный этап – профиль грифа. Первое, что нужно сделать – снять лишнее количество дерева с задней части, начиная от 1-го лада и заканчивая в районе 14/15-го лада. Толщина должна быть около 22-25 мм соответственно. Запас нам нужен, потом мы его уберем при выведении профиля.

Рашпилем и напильником делаем примерный профиль у головы и пятки грифа. Не пытайтесь сразу сделать гриф круглым – очень сложно контролировать ровность и симметрию. Делайте профиль по методы «призмы».

Оставшийся участок сострагиваем рубанком, также следя за симметрией и ровностью образующих. В самом конце обработки сошлифовываем уже брусом со шкуркой.

Переходы в голову грифа и пятку я делаю ножом от рубанка, затем окончательно вывожу шкуркой.

Последнее, что мы сделаем сегодня, – профиль (радиус) накладки. Проще всего его сделать радиусным бруском – одна из его поверхностей имеет радиус накладки.

На двусторонний скотч наклеивается грубая шкурка, и движениями вдоль накладки выводится радиус. Для контроля необходимо начертить карандашом центральную линию. Необходимо также помнить, что с пятки грифа древесина снимает медленнее, так как площадь пятки больше. Закончив с радиусом, необходимо проверить ровность накладки. Я делаю это при помощи нитки. Проверив – отшлифуйте накладку до исчезновения царапин более мелкой шкуркой, потом еще более мелко. Остановиться можно на 500-м номере абразива (для палисандра).

Вот и все на сегодня. В заключение примерим гриф и корпус друг к другу, чтобы порадоваться за себя (да, я знаю что сделал это раньше).

В следующей статье – самая сложная и кропотливая часть работы – установка ладов, сверление последних отверстий и «косметика».

  • Делаем «страт». Часть 1. Корпус
  • Делаем «страт». Часть 3. Лады
  • Делаем «страт». Часть 4. Окончательная сборка

При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!

23.02.12 Автор: Имя админа
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter

14.02.2014, Jhav
Что значил долго? Автоакрил 12 часов до шлифовки. Полную прочность он, правда, около месяца набирает, но куда торопиться.

Источник

Особенности грифа гитары

Гриф гитары — это важная часть конструкции. От его формы зависит удобство и качество исполнения. На нем находятся металлические струны, прижимая которые извлекают необходимый звук.

Что такое гриф гитары

Это деревянный брус определенных размеров, по форме схожий с длинной деревянной рукояткой. Имеет поперечные перегородки, определяющие конкретную ноту. Удерживая его рукой, и прижимая пальцами необходимые струны, исполняется музыкальное произведение. Диапазон звучания составляет четыре октавы.

На грифе гитары отсутствует разделение на основные и производные ступени, как на фортепиано. На нем представлено 12 ладов, которые имеют одинаковый цвет. А также находятся две точки, обозначающие 12 лад. 13 лад на инструменте является октавным звуком по отношению к ноте 1 лада на той же струне.

Внимание! Расположенные в октавной последовательности интервалы на грифе гитары — важный элемент визуального видения конструкции.

Для исполнения произведения часто используют табы — удобную запись гитарных партий, которая легче классической нотной.

Классификация гитарных грифов

Существует несколько видов грифа, которые отличаются шириной и толщиной. Эти характеристики влияют на удобство исполнения разнообразных стилей и аккордов.

Узкий

На инструменте, имеющем узкий гриф, легче играть аккомпанемент аккордами. Этот вид больше приспособлен для исполнения тяжелой музыки: металл, гранж, хардкор и другие виды, а также фингерстайл и быстрых техничных произведений.

Встречается на электро- и акустических гитарах (шестиструнной или 12-струнной). Серия Jackson Soloist, Ibanez RG, Yamaha.

Широкий

Для исполнения произведений классического направления, а также джаза, романсов, фламенко, популярных мелодий подходит гитара с широким грифом. Этот тип встречается на классических моделях инструмента. Однако бывают исключения — у гитариста группы Queen на сигнатурной модели имеется широкий гриф.

Внимание! Металлические струны не рекомендовано устанавливать на акустические гитары с широким грифом.

Также встречается гитара с двумя грифами, которая позволяет при игре одновременно сочетать разные тона.

Материал для грифа и накладки

Дерево, является основным фактором качества конструкции. Для изготовления могут применяться материалы из: махагони (красное дерево), клена, венге, палисандра, бубинга, вишни. Редко используют фанеру.

Применяют клен, махагони, палисандр (для накладки). Каждый вид делится на несколько сортов, которые отличаются друг от друга качествами.

Используется следующих пород:

  1. Восточный. Сорт характеризуется плотностью. Это обеспечивает силу звука и мощный сустейн.
  2. Западный. Материал имеет более мягкую структуру и легкий вес. Придает больше динамических оттенков звуку, отличается хорошей атакой.
  3. Волнистый. Характеризуется нестандартным рисунком.
  4. Мозаичный. Имеет необычный рисунок. Гитару из этого материала, как правило, не покрывают лаком.
  5. «Птичий глаз». Материал с наличием отверстий (связано с болезнью дерева).

Многие исполнители предпочитают не использовать «птичий глаз». Считается, что наличие отверстий ухудшает качество звучания.

Махагони

Востребованный материал после клена. Структура плотная, тяжелая. Это создает мощный сустейн, длительный резонанс и придает силу звуку. Применяется два сорта дерева: гондурасский, африканский.

Палисандр

Дорогой материал, поэтому из него чаще изготавливают только накладку. Обладает приглушенными верхами и выразительностью средних регистров.

Накладка — деталь конструкции, представляющая собой тонкую деревянную полоску. Находится на лицевой стороне грифа. На ней могут встречаться врезные метки.

Внимание! Накладка первой принимает вибрирование струны и поэтому влияет на качество исполнения.

Каждая модель инструмента имеет характерный радиус накладки. Они могут быть различных форм: цилиндр, конус, плоская, смешанная.

Форма и размер грифов

Устройство характеризуется двумя основными формами:

  1. Стандартная. Это округлая конструкция, удобная для исполнения аккордов, переборов, поэтому она прекрасно подходит для таких стилей, как блюз и классический рок. Для развития на нем техники требуется упорная работа. К стандартному типу относятся FENDER и GIBSON.
  2. C меняющимся радиусом. Основная часть устройства, имеющая округлые формы, ближе к деке становится плосковатой. Устанавливают на конкретные гитары — модели Gibson 60’slim taper. Цена на них дороже обычных.

Каждый вид гитары имеет конкретные размеры грифа.

Ширина грифа у акустической гитары достигает 4-3 см. Ширина гриф гитары классической модели – 5-6 см. Если на электрогитаре имеется Floyd Rose, то ширина будет 4,3 см. Если отсутствует – 4,4 см. Ширина грифа семиструнной составляет 5,4 см.

Крепление грифа к корпусу

Крепление осуществляется несколькими способами, каждый из которых влияет на качество звучания. Они отличаются друг от друга характерными особенностями.

Типы креплений

Bolt-On — болтовый способ крепления, появившийся в 40-х г. ХХ в. Его создателем был Лео Фендер. Крепление осуществляется при помощи большого количества болтов.

Электрогитары с этим способом крепления считаются универсальными.

  • четкость гот;
  • чистота тона;
  • сильная атака;
  • экономный вариант.

Минус — слабый сустейн. Подходят для исполнения тяжелого рока.

Внимание! Приобретая такую гитару, необходимо, чтобы отсутствовали люфты и зазоры. Гриф должен плотно прилегать к корпусу.

Glued/Set-In — это вклеенный гриф, который устанавливается в особую выемку. Для приклеивания используется эпоксидная смола. Применяется на электрогитарах.

  • придает звуку теплоту;
  • слаженность звучания;
  • повышает акустические качества дерева.

Этот способ прекрасно подходит для исполнителей джаза.

Neck-Through — тип крепления сквозной. Приклеивается брус, который проходит через весь корпус инструмента. Сольную партию играть на нем легко, так как отсутствует пятка на грифе. А также можно на низких частотах уменьшать резонанс звучания.

  • передача красоты звучания;
  • прекрасный сустейн;
  • сильный резонанс;
  • ровность звучания.
  • высокая цена;
  • чаще применяется на бас гитарах.

Half-Through Body — полусквозной тип крепления, плотно соприкасающийся с корпусом. Появился в ХХ веке (конец 80-х). Звучание схоже с гитарой сквозного крепления.

Угол наклона

Он бывает нескольких видов:

  1. Плоский. Отсутствует угол наклона по отношению к поверхности основной части. Это становится причиной частого вылета струны из порожка. Чтобы исключить эту ситуацию, часто пользуются дополнительными направляющими для струн. Плоский угол наклона встречается на таких инструментах, как Telecaster и Stratocaster.
  2. С наклоном. В пазах расположение струн бывает прочным. Направляющие не требуются. К ним относятся такие гитары, как Les Paul, а также модели фирмы Gibson.

При выборе музыкального инструмента стоит учитывать все особенности.

Конструкция гитарных грифов

Устройство делится на шесть частей, каждая из которых выполняет важную функцию:

  • головка;
  • анкерный стержень;
  • накладка;
  • лады;
  • порожек;
  • пятка грифа.

В некоторых грифовых моделях имеется в середине вырез. Он предназначен для анкерного болта, помогающего настроить искривление конструкции.

Анкерный стержень

Это стальной прут, находящийся внутри бруска и удерживающий в состоянии прогиба гриф гитары. Он придает жесткость. При низком или высоком расположении струн над накладкой при помощи винта на конце прута происходит регулировка. Большая часть силы напряжения струн принимается анкерным стержнем. Он периодически требует настройки: после ремонта инструмента, замены струн, изменения уровня влажности, экспериментов с мензурой, бриджем и других факторов.

Лады и порожки

Это металлический профиль в строении гитары, разделяющий высоту звука и позволяющий определять нахождение конкретных нот, а также изменять звучание на полтона. Насчитывается от 19(в классических) до 27 (электрогитарах). Расположение нот по ладам грифа гитары соответствует белым клавишам на пианино.

Шкала деления октавы исчисляется 12 интервалами — полутонами. Располагаются они по схеме, где каждый лад равняется полутону. Между двумя соседними нотами находится два полутона. Исключение: ми-фа, си-до. Расстояние между ними составляет один полутон.

Лады различаются по:

  1. Материалам. Изготавливаются из нержавейки, серебра, никеля. Каждый исполнитель выбирает по своему желанию.
  2. Ширине. Узкие лады выходят из строя быстро, а также часто требуется шлифовка или приобретение новой детали.
  3. Высоте. В низких ладах, струну легче прижимать к накладке, однако, нелегко исполнять подтяжки (бэнды). В высоких — прижимать сложнее, а подтяжки делать легче.

В верхней и нижней части грифа расположен порожек, на который ложатся струны. Один из важнейших элементов конструкции. Передавая вибрацию струны на гриф, он влияет на звук гитары. От его качества зависит: точность расположения струны на грифе, строение по мензуре и удобство исполнения музыкального произведения.

Порожки изготавливают из таких материалов, как:

Внимание! Важно наличие правильной формы лада в том месте, которое соприкасается со струной.

Самыми качественными считаются порожки, изготовленные из слоновой кости.

Головка

Находится в верхней части гитары. Состоит из двух частей: тела и накладки. Головка различается по:

  • наличию направляющих для струн;
  • отсутствию направляющих для струн.

Необходима для увеличения угла наклона струны от порожка. На головке устанавливается колковый механизм, за счет которого можно отрегулировать и закрепить струны.

Колки

Это червячные механизмы, при помощи которых осуществляется точная натяжка струн. Они также позволяют экспериментировать со строем и регулировкой.

Существуют две разновидности колков: открытые и закрытые. В первом варианте, червячный механизм у колков не защищен. Наиболее распространенный вид. Во втором прикрыт рамкой, обеспечивающей защиту от механического воздействия, грязи, влаги, пыли.

Чтобы играть на гитаре хорошо и запоминать аппликатуру аккордов быстро, желательно ознакомиться с расположением нот на грифе гитары, а также слушать известных музыкантов. Для легкости восприятия гитарных партий, можно использовать табы — удобную запись гитарных партий, которые легче классических нотных.

На стоковых векторных изображениях можно рассмотреть конструкцию грифа и выбрать наиболее подходящую для исполнения. Иногда на нее приклеивают наклейки, придающие красоту и индивидуальность инструменту.

Источник

Читайте также:  John lennon imagine ноты для гитары
Оцените статью