Дерево для бас гитар
Опубликовано: 2016-01-06 / Автор: Сергей Хмарук
Мы продолжаем наш «деревянный» ликбез и сегодня посвятим пост всем бас гитаристам, начинающим и не только. В одной из предыдущих статей мы уже обсуждали устройство этого инструмента, и вот пришло время немного углубиться и рассказать вам, каким бывает дерево для бас гитар.
Интересные факты
Хорошее дерево – это основа любой гитары, в том числе и баса. А знаете ли вы, что наши любимые инструменты изготавливают из самых разных пород? Подробнее об этом вы можете прочитать здесь. При их производстве используют большое количество дерева, как и широко распространенные виды, так и довольно экзотические породы, идентифицировать которые под силу только лишь профессиональному лютье. Любое дерево делится на сорта в зависимости от яркости рисунка, равномерности текстуры и цвета. Заготовки высшего сорта применяют для более дорогих и эксклюзивных инструментов.
И вот казалось бы, такой себе факт, если инструмент более или менее устраивает по удобству игры, звучанию или же каким-то другим характеристикам, то собственно какая разница из чего он изготовлен? Но давайте будем с вами реалистами. Качество применяемых материалов играет очень важную роль. А вот какую, понять не сложно. На бас-гитарах серийного производства производители иногда сильно экономят на их себестоимости путем снижения расхода используемых материалов, применяя более новые технологии и исключая из их конструкции дефицитные, высококачественные и дорогие материалы.
Но в этой «жадности» производителя не стоит винить, потому что, не сэкономив сегодня, уже завтра он может просто на просто разориться. Почти все серийные бас гитары одной модели занимают один ценовой диапазон, но качество дерева, которое определяет реальную ценность какого-то определенного экземпляра, в каждом конкретном случае может быть различным.
По внешним признакам можно всегда определить качество накладки и дерева грифа. Самый распространенный недостаток – применение древесины низких сортов, которая годится разве что для производства ящиков. Также стоит обращать внимание, как на сучки, так и на косослой в структуре древесины (но не стоит брать в счет заведомо свилеватое дерево). Покрытие корпуса может быть как прозрачным, так и полупрозрачным, при этом под ним видна текстура древесины. Но инструменты с таким покрытием будут стоить дороже, поэтому производители всегда стараются следить за его качеством.
Дерево для бас гитар
Некоторые фирмы занимающиеся производством бас гитар иногда немного лукавят и приукрашивают характеристики древесины, из которой изготавливается выпускаемый ими инструмент. На практике, как считают некоторые музыканты, дерево не делает гитару более экзотичной, чем она есть на самом деле. Хотя есть и такие басисты, которые не уделяют этому особого значения, потому что прекрасно обходятся эквалайзером и активной электроникой.
Нажмите на картинку, чтобы увеличить.
Для деки самое популярное деревцо — это, несомненно, красное дерево, ясень, зебрано, розовое дерево, а также другие известные породы. Существует большая разновидность используемых материалов и, казалось бы, что особой разницы между ними-то и нет. Но это не так. Различия есть и, причем довольно существенные.
Вот, к примеру, ясень американский, особенно болотный – по весу легче, мягче и гораздо теплее звучит, нежели ясень европейский – с тяжелой и плотной структурой. А дерево по сути-то одно и то же, но характеристики, да и ощущения абсолютно разные как по весу, так и во время игры на таком инструменте. С кленом аналогичная ситуация. Волнистый клен имеет мягкую структуру в отличие от клена с названием «птичий глаз» с более плотной древесиной.
Розовое дерево из Бразилии высоко ценится за отменные звуковые характеристики и природную красоту, поэтому так нравится многим басистам и считается самым «музыкальным». Но вот на сегодняшний день с этой древесиной дела обстоят неважно и его вырубка запрещена или частично ограничена, поэтому для производства бас-гитар чаще всего используют аналогичное сырье из Индии.
Для топов применяется свилеватая с красивой текстурой древесина с волнистым рисунком. Клен яркий тому пример. Наиболее популярные рисунки типа «burl», «quilt» и «flame», а вот наиболее редкий рисунок – «bird’s eye». Также существует и много других текстур, которые встречаются в основном на заказных инструментах чаще всего из-за сложности обработки нестандартной древесины. Чем равномернее распределен и ярче выражен рисунок на поверхности корпуса, тем соответственно дороже будет инструмент.
Из одной или нескольких (до 4-х) букв «А» обычно обозначаются декоративные качества подобного дерева. Чем больше букв «А», тем дерево красивее и дороже. Распил заготовок может осуществляться так называемым способом «bookmatch», когда на доске в раскрытом виде (как книга) текстура рисунка одной половинки зеркально отражается на другой. В таком «раскрытом» виде такие половинки склеиваются воедино по всей оси инструмента. Но еще оказывается, распил древесины также может влиять и на звучание инструмента.
Основные виды распилов
1. Тангентальный распил. Является наиболее дешевым методом получения заготовки, так как в ход идет все бревно целиком, что в свою очередь отрицательно влияет на ее качество, потому что в такую заготовку возможно попадание косослойных участков.
2. Радиальный распил. Однозначно наилучший вариант для дальнейшего изготовления корпуса гитары. Здесь в ход идет только лишь центральная часть бревна, из которой потом получается заготовка с параллельно идущими сердцевинными лучами на поперечном срезе. Данный вид распила древесины в несколько раз дороже предыдущего, что немаловажно.
Топ корпуса бывает толщиной в четверть дюйма или полдюйма и может склеиваться как пирог из нескольких слоев разной древесины (например, 10 мм клена, 15 мм ясеня, 20 мм ольхи, 10 мм клена). Помимо декоративных особенностей, он еще и значительно влияет на звучание бас-гитары. Толщина топа в целях экономии иногда уменьшается до шпона, который при помощи технологических решений наклеивается даже на не ровную поверхность корпуса. От топа шпон заметно отличается по звуковым характеристикам. Картинки с самыми разными и необычными текстурами, наносимые на корпус гитары, могут служить альтернативой декоративным качествам шпона для соответствующего ценового сегмента.
Искусственные материалы
В конструкции бас гитар помимо дерева могут использовать композитные и синтетические материалы. К ним относится углепластик, акрил, luthite и другие искусственные материалы. Несомненным достоинством таких материалов является отсутствие чувствительности к перепадам температуры и влажности воздуха, а при серийном производстве – это возможность достичь стабильного качества и легкости при создании самых необычных и причудливых форм.
У большинства басистов к таким «пластиковым» гитарам весьма предвзятое отношение, даже несмотря на то, что они могут вполне прилично и качественно звучать. Но не стоит ожидать от такой гитары то, что она будет уникальной по своему звучанию, потому что все инструменты одной конкретной модели будут абсолютно одинаковы. О дереве этого не скажешь, ведь каждое дерево по-своему уникально, даже с одного и того же ствола.
Источник
Дерево для бас гитар. Как выбрать свой тип дерева
Звучание бас-гитары во многом определяется породой (породами) дерева, из которого изготовлены гриф и дека бас гитары. По сравнению с акустической гитарой, где львиная доля формирования звука приходится все же на верхнюю деку, а не на гриф, обечайку, качественные инкрустации на грифе и прочая, в бас-гитарах, которые без полого резонирующего корпуса, звук снимается датчиками от колебаний струн. Далее усиливается электроникой. И тут уже нельзя не принимать во внимание все то, что в акустических гитарах можно считать «второстепенным».
Разные части бас гитары по-разному проводят звук (или же резонируют), имеют разные кривые затухания. В результате одни частоты тембра приглушаются, другие усиливаются.
Сам звук состоит из нескольких фаз. При первичной оценке звука обычно больше всего акцентируют внимание на двух характеристиках, — на начальной фазе (атака) и на общей длительности звучания (сустейн). В первом приближении можно считать, что на атаку больше влияют сама дека бас гитары и материал накладки грифа. На сустейн, — сам гриф… материал, из которого он изготовлен. Бас гитары с болтовым соединением грифа к деке характеризуются лучшей атакой, но меньшим сустейном. И наоборот, — сквозной гриф предполагает длинный сустейн, но такая конструкция проигрывает болтовому соединению в атаке. Конечный звук формируется множеством пунктов. И с деревом тоже не все однозначно и предсказуемо.
Про породы дерева и их влияние на звучание бас гитары можно много сказать. Возможно, это будет темой следующей статьи. Здесь лишь хочу отметить, что твердое дерево дает более яркую атаку. Мягкое делает звучание глуховатым. Это относится как к дереву деки, так и к дереву, из которого изготовлены гриф бас-гитары и накладка на гриф.
И так…. породы дерева, наиболее часто используемые в изготовлении бас-гитар.
Виды пород дерева для бас гитар
Агатис (Agathis) – хвойное дерево, встречающееся во многих странах азиатского региона. Его древесина легко поддается обработке, а стоимость невелика. Поэтому и бас гитары из агатиса относятся к категории недорогих инструментов. Специалисты же ценят древесину этого дерева за ее звучание: тембр агатиса близок к дорогому красному дереву, такой же теплый и глубокий, но в тоже время несколько проще и более плоский.
Ольха (Alder) – пожалуй, самое популярное дерево для бас гитар. Древесина ольхи очень легкая, желтовато-коричневого цвета с легким розовым оттенком со слабовыраженными годовыми кольцами. Но музыкантами ценится конечно же в первую очередь за звучание: древесина ольхи великолепно резонирует, а тембр сбалансирован по всему диапазону, лишь слегка выпирает верхняя середина спектра частот. Ольха подходит практически каждому бас-гитаристу, так как на бас-гитаре с декой из древесины этого дерева прекрасно звучит музыка любого стиля. Большинство распространенных бас гитар Fender и их реплик имеют как раз ольховую деку.
Ясень (Ash ) Для изготовления музыкальных инструментов используют две его разновидности: северный твердый и мягкий южный, который также называют болотным ясенем. Наиболее часто для изготовления гитар используется именно мягкий южный ясень. Большинство гитар фирмы Fender, выпущенных в 50-е годы ХХ века, изготовлены именно из этой древесины.Ясень – очень музыкальное дерево, причем даже два куска от одного ствола звучат совершенно по разному.
Поэтому невозможно найти одинаково звучащие гитары из ясеня. С одной стороны это хорошо, но с другой не очень, так как результат непредсказуем, что не очень удобно для производителя гитар.Звучание ясеня теплое и яркое, причем в широком диапазоне: верхние ноты чистые и звенящие, середина несколько проваленная и несколько сложная, нижние ноты плотные и мощные.
Ясеневые гитары прекрасно резонируют на всех частотах и очень динамичны, при ударе по струне следует быстрая атака. Звук такой гитары очень яркий, живой, и при этом одновременно не очень резкий.Твердый ясень очень похож на мягкий, но, как следует из названия, его древесина более твердая. Кроме того, она и плотнее, чем у болотного ясеня, что делает звук гитар, изготовленных из этой древесины, несколько ярче, а сустейн – продолжительнее.
Липа американская (Basswood) Ее древесина настолько мягкая, что легко продавливается при сильном нажатии. Для защиты ее используют твердые лаки. Но именно из-за мягкости она и популярна в производстве музыкальных инструментов, в частности – гитар. Специалисты отмечают следующие особенности звучания гитары их липы: сверхнизкие и высокие частоты смягчены, благодаря этому ярко выражена середина спектра и выделен основной тон, сустейн ровный на всем протяжении. Гитары с декой из американской липы больше всего подходят для исполнения рока и металла.
Бубинга (Bubinga) Дерево, распространенное в Африке, имеет красивую древесину красновато-коричневого цвета. Используется для изготовления музыкальных инструментов благодаря теплому и яркому звучанию, хотя и несколько шероховатому. Из-за того, что древесина тяжелая, для бас-гитар из бубинги изготавливают и грифы и деки, а вот для электрогитар – только для изготовления топов.
Коа (Koa) Редкое дерево, эндемик Гавайских островов. Древесина и по цвету, и по звучанию схожа с красным деревом: высокие частоты смягчены, низкие звучат хотя и чисто, но слабо, а средние выражены наиболее ярко. Сам динамический диапазон несколько компрессированный и, следовательно, узкий.
Корина (Korina, Limba) Древесина бывает двух видов: белая (имеет зеленовато-желтый цвет и относится к тяжелым сортам) и черная (оливковая с черными прожилками, относится к средним по тяжести сортам). По звучанию корина схожа с красным деревом, но более динамична, наиболее ярко звучит в диапазоне средних частот.
Лайсвуд (Lacewood) Австралийское дерево с древесиной, имеющей интересную текстуру, ячейками напоминающую змеиную кожу: более светлые участки окружены красновато-коричневыми полосами. Из-за красивого цвета часто используется в качестве шпона. Звучание плотное в низких частотах, сложное в средней части и наиболее яркое в верхнем диапазоне.
Махагон (Mahogany) Обладает древесиной красно-коричневого цвета с красивым рисунком. Легче клена, но тяжелее ольхи. Гитары, изготовленные из цельного куска махагона отлично подходят для исполнения рок-музыки благодаря теплому и несколько гнусавому тембру, хорошей атаке и сустейну, мягким высоким частотам, легкому акценту на середине спектра и выраженным низким частотам.
Клен (Maple) Самые распространенные виды – восточный (твердый) и западный (мягкий). У клена красивый узор древесины. Вообще же клен пользуется популярностью благодаря способности добавлять любому инструменту яркости в звучании: каждая нота звучит отчетливо.Восточный клен из-за твердости древесины чаще используется для изготовления грифов.
Звучание яркое, с плотными, открытыми верхами, приглушенным низом, быстрой атакой и длинным сустейном. Если правильно настроить усилитель и выбрать подходящий звукосниматель, то вы получите великолепно звучащую гитару. Благодаря такому звучанию, твердый клен используют для изготовления даже бас-гитар. Западный клен, благодаря мягкости древесины, звучит не так звонко, но она придает звуку плотность низких частот и певучесть верхних.
Фигурный клен Ценится среди производителей музыкальных инструментов намного выше, чем обычный, но отнюдь не из-за великолепного звучания: «фигурность» не оказывает на звук никакого влияния. Популярность связана больше с красотой древесины. Имеет несколько пород: кудрявый, волнистый, «птичий глаз», плесневелый, дикий и плотный.
Падук (Padouk) Древесина фиолетово-красная, реже – оранжевая, со временем темнеет, на ощупь маслянистое. Звучание чистое и яркое. Тем не менее чаще используется для украшения или отделки деки, чем для ее изготовления.
Тополь (Poplar) Одна из самых распространенных пород дерева для изготовления гитар, тем более, что она недорогая и подходит для универсальных гитар. Звучание чистое, с наиболее выраженным средним диапазоном.
Красное дерево (Redwood) Обладает твердой и плотной древесиной с коричневато-розовым оттенком и волнистым рисунком. Чаще всего используется для ламинирования в качестве шпона или топа. Древесина красного дерева хорошо резонирует, обладает теплым тембром, бархатным звучанием с более сочной серединой , приглушенным верхом и глубоким низом.
Палисандр (Rosewood) Существует несколько разновидностей палисандра, основными из которых считаются африканский, индийский и бразильский, причем различаются они главным образом цветом древесины.Палисандр относится к самым тяжелым породам древесины, поэтому используется, как правило, для изготовления накладок грифа, реже – для дек электрогитар.Древесина имеет красивый темно-коричневый цвет с фиолетовыми или красноватыми прожилками. Текстура дерева маслянистая, благодаря чему звук палисандра самый теплый среди всех деревьев. Звучание сочное, с приглушенными высокими частотами и хорошим резонансом по всему спектру.
Орех (Walnut) Обладает плотной тяжелой древесиной. Что касается звучания, то тембр теплый, с ярко выраженными средними и верхними частотами, причем акцент приходится все-таки на средние, по сравнению с которыми верхние достаточно приглушены.
Венге (Wenge) Твердая древесина имеет красивый окрас: на более светлом, золотистом или красноватом фоне, расположены более темные, до шоколадного или даже черного цвета, полосы. Звук яркий, с выразительным, но несколько сглаженным, верхом и богатым средним диапазоном, сустейн достаточно длинный, что делает гитару, изготовленную из древесины венге, подходящей для исполнения музыки любого стиля.
Зебровое дерево (зебрано) (Zebrawood) Растет только в Габоне и Камеруне. Названо так из-за окраса древесины: перемежающиеся полосы разных оттенков коричневого цвета (от песочного до почти черного). Так как древесина достаточно тяжелая, то она используется чаще для ламинирования деки. По звучанию же сходна с твердым кленом.
Зирикот (Ziricote) Обладает древесиной темно-коричневого, до черноты, цвета, по текстуре напоминающей паутину. Древесина довольно-таки плотная и тяжелая, поэтому используется для ламинирования деки, а не для ее производства. Хорошо резонирует во всех частотах, хотя верхний спектр достаточно приглушен, благодаря чему древесину зирикота относят к теплозвучным.
Источник