Григ кобольд для фортепиано что такое кобольд

Эдвард Григ «Кобольд». Пьеса о мифическом существе

Чтобы было понятно, о ком идет речь, следует рассказать о том, кто такой кобольд. Это существо, упоминаемое в немецких сказках, которое является разновидностью маленького тролля. В английском фольклоре их называют стуканцами. Эти маленькие обитатели горных шахт обладают очень вредным и злым нравом, главным развлечением для них является издевательство над шахтерами. С особым злорадством кобольды устраивают завалы и камнепады, оставляют работников шахт в полной темноте, задувая их светильники, режут веревки и строят другие опасные козни.

Интересен тот факт, что камень кобальт, назван так в честь этих несносных существ. Считается, что он постоянно напоминает шахтерам об этих злорадных малышах. Скорее всего, как раз потому, что драгоценным минерал не является, зато попадается на каждом шагу.

Именно о кобольде Григ написал одну из своих замечательных пьес.

Как выглядят эти странные существа?

Взрослый кобольд имеет рост с человеческого детеныша, коренастое телосложение, огненно-рыжие волосы и такую же бороду. Следует отметить, что, несмотря на свою миниатюрность, он обладает недюжинной силой.

Любой кобольд по своему желанию может стать невидимкой, после чего появляется в совершенно неожиданном месте в виде бородатого крохи в алой шапке.

В одной из саксонских легенд о его появлении говорится:

…неподалеку от себя, посреди обвала, Ганс заприметил крошку-кобольда. С виду он был похож на большеголовое человеческое дитя с коротенькими ножками и щуплым тельцем, однако личико покрывала огненно-рыжая борода, струящаяся до самого пола, а по бокам головы торчали маленькие кончики заостренных ушек.

Кобольд у Эдварда Грига

Поскольку великий композитор черпал вдохновение из народных сказок, многие его творения связаны с некими мистическими персонажами, и пьеса «Кобольд» (Smartlord) — самое яркое тому доказательство.

В ней в полной мере раскрывается фантастический замысел поэта, и перед глазами возникают четкие и прекрасные образы, заложенные композитором.«Кобольд» Грига отличается стремительным темпом с контрастными сменами основного pianissimo на резко возникающий forte. Мелодия пьесы словно пропитана сюрреалистичной таинственностью. Особенно интересна финальная часть произведения, в которой неожиданно возникает посторонний звук, тритоном соотносящийся с четкой гармонией трезвучия E dur.

Источник

Кобольд, Эдвард Григ: краткое содержание, анализ пьесы

Чтобы было понятно, о ком идет речь, следует рассказать о том, кто такой кобольд. Это существо, упоминаемое в немецких сказках, которое является разновидностью маленького тролля. В английском фольклоре их называют стуканцами. Эти маленькие обитатели горных шахт обладают очень вредным и злым нравом, главным развлечением для них является издевательство над шахтерами. С особым злорадством кобольды устраивают завалы и камнепады, оставляют работников шахт в полной темноте, задувая их светильники, режут веревки и строят другие опасные козни.

Интересен тот факт, что камень кобальт, назван так в честь этих несносных существ. Считается, что он постоянно напоминает шахтерам об этих злорадных малышах. Скорее всего, как раз потому, что драгоценным минерал не является, зато попадается на каждом шагу.

Взрослый кобольд имеет рост с человеческого детеныша, коренастое телосложение, огненно-рыжие волосы и такую же бороду. Следует отметить, что, несмотря на свою миниатюрность, он обладает недюжинной силой.

Любой кобольд по своему желанию может стать невидимкой, после чего появляется в совершенно неожиданном месте в виде бородатого крохи в алой шапке.

В одной из саксонских легенд о его появлении говорится:

…неподалеку от себя, посреди обвала, Ганс заприметил крошку-кобольда. С виду он был похож на большеголовое человеческое дитя с коротенькими ножками и щуплым тельцем, однако личико покрывала огненно-рыжая борода, струящаяся до самого пола, а по бокам головы торчали маленькие кончики заостренных ушек.

Кобольд у Эдварда Грига

Поскольку великий композитор черпал вдохновение из народных сказок, многие его творения связаны с некими мистическими персонажами, и пьеса «Кобольд» (Smartlord) — самое яркое тому доказательство.

В ней в полной мере раскрывается фантастический замысел поэта, и перед глазами возникают четкие и прекрасные образы, заложенные композитором.«Кобольд» Грига отличается стремительным темпом с контрастными сменами основного pianissimo на резко возникающий forte. Мелодия пьесы словно пропитана сюрреалистичной таинственностью. Особенно интересна финальная часть произведения, в которой неожиданно возникает посторонний звук, тритоном соотносящийся с четкой гармонией трезвучия E dur.

Источник

Работа над художественным образом в пьесах С.Майкапара «Баркарола» и Э.Грига «Кобольд»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (387 кБ)

Цель урока: подготовка произведения к концертному выступлению».

Задачи:

  • раскрыть художественный образ различными музыкальными средствами;
  • добиться певучего, кантиленного звучания в произведении «Баркаролла»;
  • достигнуть полной технической свободы в «Кобольде»;
  • преодолеть концертное волнение.

Ознакомление с творчеством композитора

Майкапар Самуил Моисеевич

Родился 18.XII.1867 в Херсоне, ум. 8.V. 1938 в Ленинграде – советский композитор, пианист, педагог, музыкальный писатель. Музыкой начал заниматься с 6 лет (уроки у Г. Молла). В 1885 переехал в Петербург и поступил в консерваторию, где его основными педагогами были И. Вейс (фортепиано), Н. Соловьев (композиция). Параллельно занимался на юридич. факультете университета (окончил в 1890). По окончании консерватории до 1898 совершенствовался как пианист под руководством Т. Лешетицкого. С 1898 по 1901 выступал в концертах с Л. Ауэром и И. Гржимали. В 1901 основал музыкальную школу в Твери (ныне г. Калинин) и возглавлял ее до 1903. С 1903 по 1910, живя преимущественно в Москве, занимался концертной деятельностью, систематически концертировал в Германии. Принимал активное участие (секретарь) в работе руководимого С. Танеевым московского научно-музыкального кружка. С 1910 по 1930 преподавал фортепиано в Петербургской–Петроградской–Ленинградской консерватории. Был инициатором исполнения в концертах цикла из 32 сонат Бетховена (впервые в 1927). Разносторонне одаренный музыкант, Майкапар был известен как автор фортепианных пьес для детей и юношества. В частности, большую популярность завоевал его цикл фортепианных миниатюр «Бирюльки».

Далее анализируем форму произведения – трёхчастная, тональность ля бемоль мажор. Проанализировать название баркаролла , барка в переводе с итальянского лодка. Какие же характерные приёмы? Размер – шесть восьмых, умеренный темп, ритм качания в левой руке. Мы представили себе картину природы, где в первой части произведения спокойное качание на волнах, а в средней части буря, а затем возвращение к спокойному характеру первой части. Какими же средствами пользуется композитор в средней части? Это прежде всего изменение в фактуре левой и правой руках. В правой руке появляются двойные ноты, а в левой бас – аккорд, ускоряется темп и динамика – форте!

Далее проработать с Вероникой отдельно каждой рукой в медленном темпе. Для того чтобы была точная аппликатура, передача штрихов. Можно привести слова К.Н.Игумного: « В разбор текста надо вложить всё своё внимание, весь опыт своей жизни».

Добиться ритмичной игры, для этого необходимо считать вслух как в классе так и дома!!Просчитать с ученицей вслух на примере какого-то фрагмента произведения.

Проанализировать технические трудности. Это прежде всего украшения и двойные ноты в средней части. Как же над этим работать? Мы с Вероникой играли трель, которая в конце произведения, как можно дольше. Я её просила играть на время. По пять минут только одну трель, добиваясь ровного, чёткого исполнения! Эта трель мелодическая и несёт художественную функцию – передаёт образ растворения, затихания, замирания природы!! Что касается двойных нот – то мы играли их отдельно каждой рукой. Ноты правой руки разложили для двух рук, слушая и выделяя верхний голос.

Работа над певучим звуком считается самой кропотливой и тяжёлой! Для извлечения красивого и объёмного звука нужно использовать естественный вес руки, иногда вес тела, а при необходимости добавлять мягкий нажим рукой! Играя кантилену , нужно мягко , но с нажимом переносить вес руки с одного пальца на другой , следя , чтобы каждый последующий звук возникал «без атаки». Очень важна педаль. Следить за тем, чтобы её не было чрезмерно много, но и сухая педаль тоже не хорошо. Здесь запаздывающая педаль. Вообще педализация помогает преодолеть ударность нашего инструмента, а также связывает те моменты, которые нельзя связать руками.

Далее Вероника исполняет произведение «Кобольд». Мы также знакомились с творчеством Э.Грига Норвежский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный деятель. Учился в Лейпцигской консерватории (1858-62), в том числе у И. Мошелеса по классу фортепьяно, у К. Рейнеке по композиции, в 1863 продолжил занятия композицией у Н. Гаде в Копенгагене. Там же познакомился с композитором Р. Нурдроком, оказавшим решающее влияние на становление творческой индивидуальности Грига Совместно с Нурдроком, Э. Хорнеманом и др. участвовал в организации межскандинавского музыкального общества «Евтерпа». С 1866 жил в Кристиании (Осло), где в 70-е гг. сблизился с кругами передовой норвежской интеллигенции.

Большое значение имела дружба Грига с поэтом и драматургом Б. Бьёрнсоном, по произведениям которого Григ создал ряд музыкально-сценических сочинений (неоконченная опера «Улаф Трюгвасон», музыка к пьесе «Сигурд Юрсальфар», эскизы к опере «Арнльут Геллине», мелодраме для чтеца и оркестра «Берглиот», множество романсов и песен). В 1871 Григ основал концертно музыкальное общество (ныне Филармоническое общество). С 1874 жил преимущественно в Бергене, с 1885 – в Тролльхаугене. В 80-90-е гг. достиг мировой славы как композитор, дирижёр, пианист. В 1888 в Лейпциге состоялось знакомство Грига с П. И. Чайковским. В 1898 в Бергене Григом был учрежден 1-й фестиваль норвежской музыки (проводятся поныне). Выступал как музыкальный критик (автобиографический очерк «Мой первый успех», 1905; статья «Моцарт и его значение для современности», 1906, и др.).

Творчество Грига, виднейшего представителя норвежской композиторской школы, впитавшее влияния немецкого романтизма, глубоко национально.

Преимущественно миниатюрист, Григ проявил себя как мастер фортепьянной («Лирические пьесы» и др. циклы) и камерно-вокальной музыки. Ярко индивидуальный стиль Грига , тонкого колориста, во многом близок музыкальному импрессионизму. Трактуя сонатную форму по-новому, как «картинное чередование образов» (Б. В. Асафьев) (струн, квартет, 3 сонаты для скрипки и фортепьяно, соната для виолончели и фортепьяно, соната для фортепьяно), Григ драматизировал и симфонизировал форму вариаций («Старонорвежский романс с вариациями» для оркестра, «Баллада» для фортепьяно и др.). В ряде произведений воплотились образы народных легенд и сказаний (части из музыки к пьесе Пер Гюнт, фортепьянные пьесы «Шествие гномов», «Кобольд»).

Обрабатывал норвежские народные мелодии. Под воздействием норвежского фольклора сложились характерные для Грига стилистические приёмы и особенности гармонии и ритмики (широкое использование лидийского и дорийского ладов, органных пунктов, народных танцевальных ритмов и др.).

Творчество Грига составило эпоху в развитии норвежского искусства. Традиции Грига продолжали К. Синдинг, Ю. Хальворсен, Я. Боргстрём, А. Эгген, К. Эллинг, Г. Шельдеруп, Э. Альнес, а также современные норвежские музыканты К. Эгге, X. Северуд, Э. Твейтт и др.

Далее мы анализируем форму (трёхчастная), тональность (ми бемоль минор). Говорим о названии. Что или кто такой кобольд?? Кобольд это гном, прототип нашего домового, который очень любит пошалить. Какими средствами пользуется Григ для передачи образа гнома? Тональность носит элемент фантастики, много бемолей, темп очень быстрый, много стаккато, использование низкого регистра. В средней части появляется до мажор. Как бы поиск доброты в гноме, но это не получается , так как возвращается первая часть в ми бемоль миноре. «Кобольд» произведение техничного плана, для того чтобы оно получилось мы много играем гамм, ганоны, также мы изучили гамму терциями( до мажор).Также мы вычленяли отдельно трудные мотивы и работали над ними отдельно.

Цель у нас добиться яркой, эмоциональной, техничной игры.

Далее мы должны выучить произведение наизусть. Мы определили опорные места, с которых удобно начинать, обозначили их цифрами и учили так, чтобы Вероника могла вступить с любой цифры. А также полезно играть в обратном порядке, начиная с последней и доходя до первой цифры.

Подготовка к концертному выступлению. Чтобы преодолеть волнение необходимо как можно чаще выступать на сцене! Это может быть концерты в детских садах, общеобразовательных школах и так далее. Мы с Вероникой играли с закрытыми глазами, перед игрой приседали , чтобы сбить дыхание а также можно и танцевать или кружиться. А потом сразу за инструмент и пробовать играть произведение. Задачи заключительного этапа состоят в том, чтобы добиться:

1) умения играть произведение совершенно уверенно, убеждённо, убедительно;
2) умения играть произведение в любой обстановке, на любом инструменте, перед любым слушателем.

Список литературы:

1. Баренбойм Л.А. За полвека/Очерки. Статьи. Материалы – Л.: Советский композитор, 1989. – 368с.
2. Мдоянц А.А. Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике. – М.: Изд. ЦМШ при МГК им.П.И.Чайковского, 2005. – 86с.
3. Седракян Л.М. Техника и исполнительские приёмы фортепианной игры: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности « Музыкальное образование». – М.: изд.ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 94с.
4. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М.: Классика 21,2001. – 176с.

Источник

Слово педагога

Автор: Пересецкая Валерия Львовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ
Населённый пункт: г.Нерюнгри РС(Я)
Наименование материала: открытый урок
Тема: «Работа над произведением Э. Грига «Кобольд»
Дата публикации: 05.01.2020
Раздел: дополнительное образование

Открытый урок на тему: «Работа над произведением Э. Грига «Кобольд»

Цель: Развить творческое воображение учащегося для создания

художественного образа в этом произведении.

Задачи: Добиться технической свободы исполнения, ритмической и

интонационной точности и активизации слухового контроля.

1.Кобольд — мифический персонаж, его характеристика.

II. Содержание урока:

— определение средств выразительности

— фразировка и цельность формы

— работа над интонацией

— технические трудности и пути их преодоления

Ключевые основы для воплощения художественного замысла композитора

сказочных существ, которыми по народным поверьям населена таинственная

природа Норвегии. Все это были духи: большие и маленькие, добрые и злые,

красивые девушки), и наконец кобольды.

переводится с французского языка как гоблин. В

пещерах, под землей. Они не выносили солнечного света и вели активный

ночной образ жизни. Они отличаются злобным нравом, обожают устраивать

камнепады, они сильные и крепкие, хотя маленькие как дети. В то же время

кобольда: «…в нескольких шагах от себя, среди обвалившихся камней, я

увидел маленького кобольда. Он был ростом с человеческого младенца, с

большой головой и тонким тельцем, до пола у него свисала ярко-рыжая

борода, а на голове торчали маленькие едва заметные ушки…»

Анализируем форму произведения (трёхчастная),

с р ед с т в а м и

п ол ь зуе т с я

фантастического образа гнома?

Тональность (ми бемоль минор)- носит элемент фантастики, много

бемолей, используется она не так часто.

Очень быстрый. «Аллегро мольто» (что в переводе

означает очень скоро.

-Штрихи— много стаккато, острая ритмика

Использование низкого регистра придает музыке таинственность ,

Септаккорды- это как бы нагнетает сумрачность звучания и подчеркивает, что

действие происходит в подземелье.

В этой пьесе один образ причудливого и в то же время коварного

Для того чтобы создать цельный образ, на мой взгляд, нужно во главу

угла поставить 2 момента: это точный ритм, как основа, и наложенная на

цельности каждой фразы и затем объединить их между собой.

Небольшое 2-тактовое вступление (острое стаккато, низкий регистр)

уже сразу вводит нас в атмосферу таинственной сказочности. Дальше идет 1-

я фраза, которая не должна отрываться от вступления. Мы должны ее так

исполнить, чтобы она звучала как продолжение, а не новое начало. Здесь я

столкнулась еще с тем, что при переходе с 16-тых на восьмушки теряется

пульсация. Здесь поможет слуховой контроль и внимание на этом моменте. И,

конечно, нужно слышать верхние ноты в интервалах, а затем и в аккордах в

1 ч. состоит из 3-х фраз. Каждую из них надо выдержать на одном

мотивов, которые пытаются прервать целостность фразы.)

С каждым новым проведением мелодии усиливается динамика, нарастает

напряжение, интонация становится более энергичной и возникает ощущение

суетливости (как раз в 3-ьей фразе). Далее мелодия постепенно уходит в

нижний регистр, затихает на рр, прерывается паузами. Как будто кобольд

скрылся. И вдруг очень неожиданно и резко на «ф» звучит доминантовое

трезвучие (Си ь мажор) в виде арпеджио.

скрылся в подземелье и тут же неожиданно оказался у нас перед глазами.

длинного арпеджио-это самое технически сложное место в этой

Как мы его учили? (ПОКАЗЫВАЕМ КАЖДЫЙ ПРИЕМ) :

Руки глубоко в черных. Чтобы точно знать, где поставить 2 палец надо

собрать звуки в аккорд.

Остановка на си ь- подмена пальцев (5-1)

Потом поучить таким образом- переносим аккорды на октаву

Целиком играем пассаж, помогая корпусом (наклонить корпус по

движению рук вправо)

Аккорд в левой руке. – приготовить точно в тот момент, когда правая

одновременно 2 руки).

Конец 1 ч. у меня вызывает ассоциации, связанные с превращением одного

сказочного героя в другого,

как в наших рус. сказках . Это резкое быстрое

движение (например, прыгнул на пенек — и уже другой персонаж).

Или другой пример: »Волшебная лампа Алладина» (джин появляется …).

Первая и вторая фразы как будто переговариваются между собой. Причем,

правая рука отвечает левой руке

движением мелодии по хроматизму, по

звукам ум. Септаккорда. Этим подчеркивается сумрачность образа. 3-ья и 4-

хроматические пассажи, которые стремительно и смело поднимаются вверх.

Мне кажется, что этим Григ хотел показать, что его персонаж очень сильный

и готовый все снести на своем пути. И очень неожиданно, вместо ожидаемой,

как нам кажется, кульминации, на пике динамики вдруг наступает

Этот эпизод звучит на Р, очень светло, «нежно»—как

будто мы взываем к добру и хотим договориться с кобольдом по-хорошему.

В терциях очень важно слышать верхние нотки (это не просто, т.к. играем 5-

ым пальцем в верхнем регистре.) Это касается и 1-ой части пьесы. Поэтому

здесь большое внимание слуховому контролю. Т.к. 5 палец короткий, ему

надо помочь локтем.

В этой пьесе Григ использует очень красочные эффекты:

-неожиданный вихрь воздуха в конце 1 и 3 части;

-внезапно появившийся до- мажорный эпизод;

-в главной кульминации пьесы, когда неожиданно вторгается «чужой» звук

гармонии трезвучия Ми-мажор.

Это все создает впечатление сказочной таинственности.

Дальше наступает реприза и все начинается сначала: значит, договориться с

кобольдом нам не удалось.

Пьеса «Кобольд»- яркая, эмоциональная, техничная. Поэтому задача ученика

и педагога — добиться свободы исполнения, интонационной и ритмической

точности и конечно постоянно обращаться к воображению ребенка, чтобы

вызвать в его душе эмоциональный отклик.

Благодаря тем средствам выразительности, которые использует Григ в этой

пьесе, его сказочный персонаж

можно нарисовать в своем воображении,

даже не зная, как он выглядит, потому, что они как будто бы оживает в музыке

Источник

Читайте также:  Скрябин мазурка ноты для фортепиано
Оцените статью