Григ концерт для фортепиано с оркестром партии

Григ концерт для фортепиано с оркестром партии

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Знаменитые фортепианные концерты — Григ — Первый концерт

Педер Северин Крёйер (1851-1909) — Нина и Эдвард Григ

Первый концерт для фортепиано с оркестром (ля минор), одно из самых знаменитых и часто исполняемых сочинений Эдварда Грига, создан композитором в 1868 году.

Концерт отличается ярким национальным своеобразием музыки, виртуозной партией фортепиано, по мощи и гамме выражаемых настроений приближающейся к оркестровому звучанию.

Это произведение получило высокую оценку Ференца Листа, чуткого к самобытности, первым оценившего талант многих великих композиторов.

Концерт написан в трёх частях:

1.Allegro molto moderato
2.Adagio
3.Allegro moderato molto e marcato

Эдвард Хагеруп Григ родился в 1843 году в Бергене — норвежский композитор периода романтизма, музыкальный деятель, пианист, дирижёр.
Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры.

Эдвард Григ родился в семье потомка шотландского купца. Отец Эдварда, Александр Григ, занимал пост британского консула в Бергене, мать, Гесина Хагеруп, была пианисткой, окончившей Гамбургскую консерваторию, куда обычно принимали только мужчин.

Портрет Эдварда Грига
Эйлиф Петерссен (1852-1928)

В двенадцать лет Эдвард Григ уже сочинял собственную музыку.
В пятнадцать лет Эдвард поступил в Лейпцигскую консерваторию. Окончив консерваторию, образованный музыкант Эдвард Григ возвратился в Берген с горячим желанием работать на родине.
Однако пребывание Грига в родном городе на этот раз было недолгим. Талант молодого музыканта не мог совершенствоваться в условиях слабо развитой музыкальной культуры Бергена.
В 1863 году Григ едет в Копенгаген — центр музыкальной жизни тогдашней Скандинавии.

В 1864 году в содружестве с датскими музыкантами Григ принял участие в организации музыкального общества «Эвтерпа», которое должно было знакомить публику с произведениями композиторов Скандинавии. Это было началом большой музыкально-общественной, просветительской деятельности.

В годы жизни в Копенгагене (1863-1866) Григ написал множество музыкальных произведений.
С каждым новым произведением яснее вырисовывается облик Грига как композитора-норвежца.

Вместе с женой, певицей Ниной Хагеруп, Григ много концертировал в Европе.

В 1872 году Эдвард вернулся в родной Берген. Но от сырости в родном Бергене обострился плеврит, возникло опасение, что он может перейти в туберкулёз.

В 1887 году Эдвард и Нина Хагеруп оказались в Лейпциге. Их пригласил на встречу Нового Года выдающийся русский скрипач Адольф Бродский (впоследствии первый исполнитель Третьей скрипичной сонаты Грига). Помимо Грига присутствовали ещё двое именитых гостей — Иоганн Брамс и Пётр Ильич Чайковский. Последний стал близким другом четы, между композиторами завязалась оживлённая переписка. Позже, в 1905 году, Эдвард хотел приехать в Россию, но этому помешали хаос русско-японской войны и нездоровье композитора.

Всё чаще у Грига были проблемы с лёгкими, выезжать на гастроли становилось сложнее. Несмотря на это, Григ продолжал творить и стремиться к новым целям.

В 1907 году композитор собирался отправиться на музыкальный фестиваль в Англию. Они с Ниной остановились в маленьком отеле в родном городе Бергене, чтобы подождать корабль до Лондона. Там Эдварду стало хуже, и ему пришлось лечь в больницу.
Скончался Эдвард Григ в родном городе 4 сентября 1907 года.

Музыка Эдварда Грига часто звучит в фильмах и, особенно, в мультфильмах.

Легенда о Григе — мультфильм производства студии «Союзмультфильм» (1967)

Старый дом — мультфильм производства студии «Союзмультфильм» (1977)

Пер Гюнт — мультфильм производства студии «Союзмультфильм» (1979)

Гномы и Горный король — мультфильм производства студии «Союзмультфильм» (1993)

Корзина с еловыми шишками — мультфильм производства студии «Беларусьфильм» (1989)
По мотивам одноименного рассказа Константина Георгиевича Паустовского

В этом мультфильме очень уж авангардные рисунки и сама постановка, причём до такой степени, что, даже хорошо зная этот рассказ, не поймёшь толком, о чём это они. Поэтому в дополнение привожу замечательную аудиоверсию этого рассказа, прочитанную в лицах.

Константин Георгиевич Паустовский — Корзина с еловыми шишками
Аудиозапись радиопередачи

Первый концерт для фортепиано с оркестром Эдварда Грига

Первый концерт для фортепьяно с оркестром Грига в очень хорошем исполнении:
оркестр под управлением Юрия Темирканова и
партия фортепиано — Николай Луганский.

Запись сделана в Большом зале Петербургской филармонии 10 ноября 2010 года.

Темирканов Юрий Хатуевич, родился в 1938 году в городе Нальчик Кабардино-Балкарской АССР, — советский и российский дирижёр, народный артист СССР.

Учился в музыкальной школе при Ленинградской консерватории по классам скрипки и альта, затем в консерватории по классу оперно-симфонического дирижирования.
В год окончания консерватории (1965) Темирканов дебютировал в Ленинградском малом театре оперы и балета с оперой Верди «Травиата».

Год спустя он побеждает на II Всесоюзном конкурсе дирижёров в Москве, и в 1968 возглавляет Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии.

С 1976 по 1988 Темирканов — художественный руководитель и главный дирижёр театра оперы и балета имени Кирова. С оркестром этого театра в 1987 он выступает в Лондоне с постановками опер «Борис Годунов», «Пиковая дама» и «Евгений Онегин».

В 1988 году Темирканов становится художественным руководителем и главным дирижёром Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии.
С этим коллективом дирижёр работает и сегодня.

Темирканов часто выступает с зарубежными оркестрами: ещё в 1980 году он получил место приглашённого дирижёра Королевского филармонического оркестра в Лондоне, а с 1992 по 1998 занимал пост главного дирижёра этого оркестра.
Среди других коллективов, с которыми работал Темирканов — Симфонический оркестр Балтимора, Датский симфонический оркестр и другие.

C 2007 Темирканов — главный приглашенный дирижёр Большого театра.

Луганский Николай Львович, родился в 1972 году в Москве — российский пианист.
Сегодня он один из ярчайших современных российских пианистов, лауреат многих международных музыкальных конкурсов, среди которых Вторая премия Международного конкурса имени Петра Ильича Чайковского в Москве, 1994 год.

Николай Луганский родился в семье научных сотрудников.
Играть на фортепиано начал в возрасте 5 лет.
Учился в Центральной музыкальной школе Москвы (1979-1990).

В 1995 году окончил Московскую консерваторию.

В 1997 году окончил ассистентуру-стажировку.

С 1998 года Луганский преподает в Московской консерватории по классу специального фортепиано.

Николай Луганский является солистом Московской филармонии и удостоен звания «Заслуженный артист России».

Ещё одно исполнение Первого концерта для фортепиано с оркестром Эдварда Грига.

Эдвард Григ — Первый концерт для фортепиано с оркестром
Дирижёр — Михаил Плетнёв
Партия фортепиано — Лейф Ове Андснес (Норвегия)

Лейф Ове Андснес (Leif Ove Andsnes) родился 7 апреля 1970 года в городе Ставанг — норвежский пианист и дирижёр.

Окончил Музыкальную академию имени Грига в Бергене, ученик Иржи Глинки.

1987 — записал первый альбом записал: сонаты Бетховена, Шопена и Сметаны.
1989 — совершил первую гастрольную поездку в Северную Америку.
1992 — дебютировал в серии концертов Би-Би-Си Промс.
2002 — выступил в заключительном концерте серии концертов Би-Би-Си Промс.
2003 — объявлен главным приглашённым солистом Норвежского камерного оркестра.

Репертуар Андснеса включает произведения композиторов от Моцарта и Гайдна до Яначека и Бартока, но главное место в его репертуаре занимают произведения европейских романтиков, особенно Грига.

Лейф Ове Андснес — четырежды лауреат Премии Грэмми, лауреат премии Хиндемита (1987), премии Грига (1990), премии Академии Киджи (2001), премии фирмы Граммофон (2002) и других наград.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Музыка (1573)
  • Симфоническая (548)
  • Фортепианная (400)
  • Камерная (298)
  • Скрипичная (188)
  • Духовная (113)
  • Хоровая (95)
  • Народная (56)
  • Органная (41)
  • Композиторы (1513)
  • Музыкальные жанры и формы (729)
  • Концерт (245)
  • Симфония (172)
  • Соната (108)
  • Вальс (82)
  • Увертюра (68)
  • Ноктюрн (31)
  • Прелюдия (26)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (445)
  • Танцовщики (199)
  • Балетмейстеры (65)
  • Опера (381)
  • Певцы (358)
  • Музыканты (355)
  • Пианисты (180)
  • Скрипачи (112)
  • Виолончелисты (40)
  • Вокальное искусство (320)
  • Музыка и литература (247)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (218)
  • Романс (203)
  • Музыкальная культура народов мира (164)
  • Музыкальные инструменты (140)
  • Дирижёры (130)
  • Музыкотерапия (110)
  • Музыкальный словарь (102)
  • Музыка и живопись (76)
  • Музыкальные театры мира (63)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
  • Оперетта (37)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Эдвард Григ — Концерт для фортепиано с оркестром

Эдвард Григ — Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, op. 16. (1868)
1. Allegro molto moderato
2. Adagio
3. Allegro moderato molto e marcato

Эмиль Гилельс и Лондонский симфонический оркестр, дирижер Колин Дэвис.
Запись концерта в Королевском Альберт-холле, 1979 год.

Концерт Грига отличается ярким национальным своеобразием музыки, виртуозной партией фортепиано, по мощи и гамме выражаемых настроений приближающейся к оркестровому звучанию. Это произведение получило высокую оценку Ференца Листа, чуткого к самобытности, первым оценившего талант многих великих композиторов.

Премьера концерта состоялась 3 апреля 1869 года в Копенгагене (солист Эдмунд Нейперт, дирижёр Хольгер Симон Паулли); композитор отсутствовал, вынужденный по делам уехать в Норвегию, среди присутствовавших были Нильс Гаде и Антон Рубинштейн, одолживший для концерта собственный рояль.
Пять месяцев спустя концерт впервые прозвучал в Норвегии. В 1872 г. по протекции Юхана Свенсена партитура была опубликована в Лейпциге. Первоначально концерт был посвящён Григом памяти Рикарда Нурдрока, однако при втором издании появилось посвящение Нейперту. На протяжении всей жизни Григ возвращался к партитуре, внося в неё разнообразные поправки.
Кроме того, Григ работал над переложением для двух фортепиано — эту работу позднее завершил Карой Терн.

Рубрики: Музыка/Симфоническая
Музыка/Фортепианная
Музыкальные жанры и формы/Концерт

Метки: Гилельс Эмиль Григ Эдвард концерт для фортепиано с оркестром

Процитировано 55 раз
Понравилось: 32 пользователям

Источник

Григ концерт для фортепиано с оркестром партии

Фортепианный концерт Грига — одно из выдающихся произведений этого жанра в европейской музыке второй половины XIX века. Лирическая трактовка концерта приближает произведение Грига к той ветви жанра, которая представлена фортепианными концертами Шопена и особенно Шумана.

Близость к концерту Шумана обнаруживается в романтической свободе, яркости выявления чувства, в тонких лирико-психологических нюансах музыки, в ряде композиционных приемов. Однако национальный норвежский колорит и характерный для композитора образный строй произведения обусловили яркое своеобразие григовского концерта.

Три части концерта соответствуют традиционной драматургии цикла: драматический «узел» в первой части, лирическая сосредоточенность во второй, народно-жанровая картина в третьей.

Романтический порыв чувств, светлая лирика, утверждение волевого начала — вот образный строй и линия развития образов в первой части.

Начало концерта несколько театрально: тремоло литавр подготавливает яркое, властное вступление солиста, соединяющее в себе энергичное движение аккордов и элемент свободного прелюдирования.

Из четких, как танец, и романтически-порывистых, свободных мелодических фраз слагается главная тема:

Разные образные грани этой ясной и покойной в начале и взволнованной, устремленной в развитии мелодии подчеркиваются контрастами устойчивости — и напряженного звучания гармоний; аккордовой — и динамичной, подвижной фактуры; законченности мелодических фраз — и их разомкнутости.

Национальный колорит главной темы и вступления проявляется в разных элементах музыки: в интонационном строе (нисходящий ход от I ступени к V через вводный тон во вступлении), ритмических фигурах (начало главной темы), ладовой окраске (переменность в главной партии).

Связующая тема вводит целый народно-жанровый эпизод, она звучит, как халлинг. Это подтверждается непосредственным сходством данного эпизода концерта и халлинга из «Лирических пьес» Грига:

Острота ритма и жесткие секундовые созвучия соответствуют звучанию подобной музыки в практике народных музыкантов.

Этот халлинг играет самостоятельную роль в ряду образов первой части, и лишь последующее за ним мелодическое построение на длительном доминантовом басу, с красочными гармониями (в их числе любимый Григом большой нонаккорд), является собственно связующим.

Побочная тема принадлежит к числу характерных для Грига светлых, возвышенных лирических образов. Особую выразительность сообщает мелодии тонкая гармоническая окраска каждого ее оборота, иная гармонизация при повторах фраз, интонаций. Так, в мягком плагальном звучании первой фразы особенно выразительна минорная окраска субдоминанты. Но тут же, при повторе последней интонации положена более интенсивная, яркая краска: D7 с секстой — D9. Вторая фраза, повторяющая рисунок первой,— ее минорный вариант, за которым следует активное секвенционное развитие.

Для лирических тем концерта характерно широкое динамическое развитие. Ни одна из них не остается в рамках первоначального образа. Развитие побочной темы приводит к яркому и волевому образу заключительной темы (звучит в оркестре). Интонации вступления и главной темы здесь соединились в энергичном маршевом движении:

Разработка построена преимущественно на главной теме. Григ изменил ее образный строй, углубив лирическую окраску первых фраз (теперь их «поют» поочередно флейты и валторны) и умерив романтический порыв последующих. В ходе разработки интонации главной темы «крепнут», и в конечном итоге композитор приводит их к волевому, властному звучанию. Красочное прелю-дирование солиста сменяется выразительными, мощными пассажами. На кульминации разработки зазвучали энергичные возгласы вступления.

Разработка проводит дальше ту линию накопления энергии, воли, по которой шло развитие каждой из тем экспозиции. Вершиной этой драматургической линии является каденция. Обычные в каденциях виртуозные пассажи здесь служат монолитным основанием, на котором возвышается эпически-величавая, чеканная главная тема:

Торжественность ее подчеркивается вариантом гармонии: мажорная субдоминанта (вместо минорной) ярким лучом освещает всю тему.

Вторая часть концерта — небольшое, но психологически многогранное Adagio, Динамическая трехчастная форма его вытекает из развития основного образа: от сосредоточенной, с нотками драматизма лирики — к открытому и полному выявлению яркого, сильного чувства.

Композиция Adagio основана на контрастном звучании партий солиста и оркестра, В оркестровом проведении особую выразительность, теплоту теме сообщают струнные инструменты. Благодаря мелодической насыщенности фактуры, подголоскам, образующим подвижный гармонический фон, ярче выступает в мелодии выразительность каждой интонации. Поэтому в пределах одной мелодии так ясно слышны нюансы лирического чувства, покойного и ясного в начале, драматически насыщенного в развитии.

Тема солиста (середина трехчастной формы) вносит образ, контрастный сосредоточенной и напряженной лирике. Это светлая и возвышенная лирика созерцания. Свободный импровизационный наигрыш народного склада — тот музыкальный образ, за которым слышна тонкая поэзия природы.. Сквозь узор наигрыша «проглядывает» народно-норвежская мелодическая интонация (I—VII—V) и тот мелодический «стержень» (здесь — в мажорном звучании), на котором строились аккорды вступления в первой части.

Будто после соприкосновения с прекрасным миром природы первая тема (реприза трехчастной формы) зазвучала приподнято, романтично, ярко.

В финале написанном в форме рондо-сонаты, господствуют два образа. В первой теме — веселый энергичный халлинг — нашли свое завершение народно-жанровые эпизоды, как «жизненный фон», оттенявшие драматическую линию первой части. Упругий ритм и четкие ритмические фигуры, неожиданные акценты, вклинивающиеся в равномерное движение, создают живую картину танца. Жесткие гармонии (с секундными звучаниями), как в соответствующем эпизоде первой части, придают национальную характерность образу. Оркестр лишь слегка поддерживает ритмический остов этой темы, использующей ударные свойства солирующего инструмента.

Побочная тема мало заметна в широком потоке связующих эпизодов, к тому же она не контрастна по отношению к главной теме. В ней нисходящие терцовые интонации, столь характерные для Грига, сообщают музыке национальный колорит.

Лирическая тема (в форме финала она занимает место эпизода) — прекрасный образец возвышенного, гимнического лиризма Грига. Она венчает те лирические кульминации, к которым шло развитие каждой части концерта:

Эта тема является завершающей для всей лирико-драматической концепции концерта. Она звучит и в коде: выразительное изменение начальной интонации, ритмическое дробление долгих звуков, скандирование, придающее «весомость» каждому звуку мелодии, яркость оркестрового tutti — все это придает огромную эмоциональную силу, страстность в утверждении гимнически светлой темы.

Источник

Читайте также:  Город 312 фонари аккорд
Оцените статью