Григ сочинения для фортепиано

Григ сочинения для фортепиано

Эдвард Григ обращался к фортепиано на протяжении всей жизни. Как Шуман, он в небольших пьесах фиксировал своего рода «дневниковые записи» — личные жизненные впечатления и наблюдения. Роднит его с Шуманом и другая черта. Григ предстает в этих пьесах увлекательным рассказчиком-новеллистом. Меткими, скупыми штрихами композитор характеризует душевное состояние или явление действительности. Само это явление лишь эскизно намечено. Но тематизм пьес наделен такой психологической жанровой характерностью, а интонационно-ритмические и гармонические «повороты» содержат столько неожиданного и увлекательного, что музыкальное развитие подчас уподобляется хорошо рассказанной новелле. Однако в характере образов есть значительное отличие от Шумана.

В фортепианной музыке Грига заметны две струи. Они не исключают друг друга, нередко взаимодополняют, объединяются воедино, сосуществуют. Одна из них связана с выражением лично субъективных чувств. Здесь Григ более интимен, обращается к сфере той «домашней музыки», которая со времен «Песен без слов» Мендельсона заняла видное место в европейской фортепианной лирике (напомним фортепианные миниатюры Чайковского). Другая струя связана с областью жанрово-характерного, с народной песенностью и танцевальностью. И если в первом случае композитор более стремится к передаче поэтичных индивидуальных состояний, то во втором его прежде всего интересует зарисовка сцен народной жизни, картин природы. И в том и в другом случае он является глубоко национальным художником, но, естественно, при обрисовке быта и жизни народа национальный склад музыки делается более отчетливым, выпуклым.

Читайте также:  Sonne минус без гитары

Григ оставил около ста пятидесяти фортепианных пьес; семьдесят издано в десяти «Лирических тетрадях». Лучшие из этих пьес давно уже стали достоянием широких кругов любителей музыки. По своему складу они импульсивны, импровизационны, но заключены большей частью в рамки трехчастной композиции. Заглавия пьес носят, как у Шумана, характер эпиграфов, которые призваны вызвать определенные ассоциации в связи с содержанием музыки. Выбор заглавий не всегда удачен и подчас грешит данью салонной традиции, однако к музыке это имеет мало отношения. Она отмечена большим лирическим обаянием и своеобразием. Особенно привлекает мелодическое богатство этих пьес. Их мелодика наделена живым, теплым, вокальным дыханием. Поэтому так органично соседствуют в наследии Грига оригинальные фортепианные пьесы и его же переложения собственных вокальных песен для фортепиано (см. ор. 41, 52).

В «Лирических тетрадях» содержится немало пьес, отражающих народную практику музицирования, образы народной фантазии. Таковы различные норвежские танцы — «куллоки», «колокольные звоны», «Кобольд», «Шествие гномов» и пр. Изображение характерного здесь берет верх над выражением лирико-драматических чувств. Сказываются и свойственные Григу повествовательные балладные черты, что имеет место в «Песне сторожа» ор. 12, «В тоне баллады» ор. 65, «Однажды» ор. 71 и других.

Последние пьесы непосредственно примыкают ко второй манере Грига. Он посвятил ряд циклов народным норвежским танцам и сценам из народной жизни (ор. 17, 19, 35, 63, 66, 72). Страницы этой музыки колоритны, они овеяны подлинной поэзией, свидетельствуют о глубоком вникании в характер национальной психики, духовного склада народа. Григ стремился воссоздать и типичные приемы игры народных скрипачей Норвегии, о чем уже говорилось выше.

Григ посвятил фортепиано два крупных героико-драматических произведения: сонату ор. 7 и Балладу в форме вариаций ор. 24. Эти произведения также отмечены «новеллистическими» чертами. В них образы не столько развиваются, сколько контрастно сопоставляются. «Поток неожиданностей» (выражение Асафьева) — вот что поражает слушателя при восприятии григовских произведений крупной формы. Героика здесь сменяется меланхолией, идиллия — бурным порывом, лирика — жанровой характерностью.

Читайте также:  Ноты что означают для синтезатора

Волевой мужественный образ главенствует в первой части сонаты:

Вторая часть — чудесный певучий ноктюрн с внезапно возникающими народно-танцевальными оборотами.

В характере менуэта написана третья часть, но поступь его тяжела — возникает скорее представление о рыцарственном марше, а в «трио» прорываются призывные кличи куллока.

Беспокойно драматические тона преобладают в финале, тогда как в коде звучит ликующий гимн. В целом же, несмотря на некоторую расплывчатость формы — ведь это одно из ранних сочинений Грига! — соната увлекает своим молодым порывом, свежей непосредственностью чувств.

Большой интерес представляет Баллада. Ее содержание навеяно тяжелым личным горем композитора, что придало музыке трагический отпечаток. (Баллада, по выражению Грига, написана «кровью сердца в дни горя и отчаяния» в связи со смертью его родителей.)

Это зрелое, одно из наиболее самобытных произведений Грига, поражающее богатством изобретения, единством выражения. Скорбно-меланхолическая, народного склада тема варьирована в четырнадцати контрастных эпизодах. Первый круг образов, в которых преобладают печальные тона, замыкается монологом импровизационного характера (Piu lento). Скерцозные эпизоды далее сменяются похоронным маршем (Lento). Последующий драматический подъем на основе скерцозных эпизодов приводит к утверждению героико-эпических образов:

Но и они сметаются порывом отчаяния. Неистовое движение срывается в момент кульминации, и под конец Баллады звучат отголоски скорбной темы.

Самым крупным по масштабу и значительным сочинением Грига является фортепианный концерт a-moll ор. 16. Впервые исполненный в 1870 году, он вскоре завоевал большую популярность, которая сохранилась по сей день. Яркая приподнятость, праздничность выражения, рельефность тематизма, смелые образные сопоставления, неожиданные «повороты» в музыкальном развитии, резкие смены настроений — все это чрезвычайно соответствует жанру концерта, где экспозиционные моменты преобладают над разработочными. А как раз в увлекательном показе колоритных, сочных образов заключается сила Грига! Так, надолго врезывается в память музыка вступления, где использован характернейший оборот норвежской народной музыки (нисходящий тон от тоники к септиме в квинту):

Динамичному развороту «событий» первой части противостоят лирически восторженные образы второй части, подчас приобретающие гимнический характер, что еще более оттеняет ликующий финал народно-жанрового склада. И здесь, в коде, воскрешаются гимнические образы — на основе варьированной второй темы финала возникает дифирамб, прославляющий радостное упоение жизнью:

Музыка концерта, словно вспоенная живительными соками родной земли, пронизана интонациями и ритмами норвежского фольклора. Это, в частности, подчеркивается свежо звучащими ладовыми оборотами (миксолидийский — в коде финала, фригийский — в побочной партии первой части и пр.).

Григ более не возвращался к столь крупным замыслам в сфере симфонической музыки. Его оркестровые пьесы имеют значительно более скромные рамки, приближаясь к характеру камерных миниатюр, и не случайно вместе с оркестровой композитор издавал их фортепианные редакции. Среди этих пьес выделяются увертюра «Осенью» ор. 11, рисующая тонкий «пейзаж настроения», «Симфонические танцы» ор. 64 на норвежские народные темы и написанная для струнного оркестра обаятельная сюита в старинном стиле «Из времен Хольберга» ор. 40 (известна также ее фортепианная редакция) (Эта сюита, написана в 1884 году в связи с двухсотлетием со дня рождения знаменитого датского комедиографа Лудвига Хольберга — он был родом из города Бергена, с которым так много связано у Грига.).

Источник

Собрание сочинений, Эдвард Григ

Сочинения для фортепиано в 2 руки:

Лирические пьесы, песня Сольвейг, Танец эльфов, Шествие гномов, Марш троллей, Ноктюрн, Поэтические картинки, Пер Гюнт, Танец Анитры, В пещере горного короля, Соната, Концерт, Баллада, Хольберг-сюита, танцы, вальсы, песни, юморески, импровизации.

Москва, А. Зейванг, 1907—1911

Старинные ноты для фортепиано

Сочинения Эдварда Грига для фортепиано в 2 руки, в 7 частях, с биографией и портретом автора [избранное]

Москва, издатель Александр Зейванг (Moscou chez A. Seywang), на Кузнецком мосту в доме Джамгарова, выпуск 1907—1911 гг.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Музыка (1574)
  • Симфоническая (548)
  • Фортепианная (400)
  • Камерная (298)
  • Скрипичная (188)
  • Духовная (113)
  • Хоровая (95)
  • Народная (56)
  • Органная (41)
  • Композиторы (1515)
  • Музыкальные жанры и формы (729)
  • Концерт (245)
  • Симфония (172)
  • Соната (108)
  • Вальс (82)
  • Увертюра (68)
  • Ноктюрн (31)
  • Прелюдия (26)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (445)
  • Танцовщики (199)
  • Балетмейстеры (65)
  • Опера (381)
  • Певцы (359)
  • Музыканты (355)
  • Пианисты (180)
  • Скрипачи (112)
  • Виолончелисты (40)
  • Вокальное искусство (320)
  • Музыка и литература (247)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (218)
  • Романс (203)
  • Музыкальная культура народов мира (164)
  • Музыкальные инструменты (140)
  • Дирижёры (130)
  • Музыкотерапия (111)
  • Музыкальный словарь (103)
  • Музыка и живопись (76)
  • Музыкальные театры мира (63)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
  • Оперетта (37)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Эдвард Григ. «Лирические пьесы»

Воскресенье, 15 Июня 2014 г. 15:00 + в цитатник

Эдвард Григ — норвежский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный деятель. Учился в Лейпцигской консерватории (1858—62), в том числе у Мошелеса по классу фортепьяно, у Рейнеке по композиции, в 1863 продолжил занятия композицией у Гаде в Копенгагене. Там же познакомился с композитором Нурдроком, оказавшем большое влияние на творчество Грига. Вместе с Нурдроком, Хорнеманом они организовали межскандинавское музыкальное общество «Евтерпа». С 1866 Эдвард Григ жил в Кристиании (Осло), там в 70-е он сблизился с кругами передовой норвежской интеллигенции.

Большое значение для Грига имела дружба с поэтом и драматургом Бьёрнсоном, по его произведениям он создал музыкально- сценические сочинения: неоконченная опера «Улаф Трюгвасон», музыка к пьесе «Сигурд Юрсальфар», эскизы к опере «Арнльут Геллине», мелодраме для чтеца и оркестра «Берглиот», романсы и песни.

В 1871 Григ основал концертно музыкальное общество (ныне Филармоническое общество).

В 80— 90-е Эдвард Григ достиг мировой славы как композитор, дирижёр, пианист. В 1888 в Лейпциге состоялось его знакомство с Чайковским. В 1898 в Бергене Григом был учрежден 1-й фестиваль норвежской музыки (проводятся поныне). Выступал он и как музыкальный критик: автобиографический очерк «Мой первый успех», 1905; статья «Моцарт и его значение для современности», 1906.

Эдварда Григ проявил себя как мастер фортепьянной («Лирические пьесы») и камерно-вокальной музыки. Он обрабатывал норвежские народные мелодии. Под воздействием норвежского фольклора сложились характерные для Грига стилистические приёмы и особенности гармонии и ритмики (широкое использование лидийского и дорийского ладов, органных пунктов, народных танцевальных ритмов).

Творчество Грига составило эпоху в развитии норвежского искусства. Традиции Грига продолжили Синдинг, Хальворсен, Боргстрём, Эгген, Эллинг, Шельдеруп, Альнес и современные музыканты Норвегии Эгге, Северуд, Твейтт.

« Лириче ские пьесы »

Характеристика произведений составлена Асафьевым и Друскиным

Лирические пьесы отражают тему родины, которую Григ так любил и почитал. Тема Родины звучит в торжественной «Родной песне», в спокойной и величественной пьесе «На родине», в жанрово-лирической сценке «На родину», в многочисленных народно-танцевальных пьесах, задуманных как жанрово-бытовые зарисовки. Эта тема продолжается в великолепных «музыкальных пейзажах», в своеобразных мотивах народно-фантастических пьес («Шествие гномов», «Кобольд»).

Отзвуки впечатлений композитора, показаны в сочинениях с живыми называниями. Такими как, «Птичка», «Бабочка», «Песня сторожа», написанная под впечатлением шекспировского «Макбета»), музыкальный портер композитора — «Гаде», страницы лирических высказываний «Ариетта», «Вальс-экспромт», «Воспоминания») — это и есть круг образов цикла родины композитора. Жизненные впечатления, овеянные лиризмом, живым чувством автора — смысл лирических произведений композитора.

Особенности стиля «Лирических пьес» и их содержание разнообразны. Очень многим пьесам свойственны предельный лаконизм, скупые и точные штрихи миниатюры; но в некоторых пьесах обнаруживается стремление к картинности, широкой, контрастной композиции («Шествие гномов», «Гангар», «Ноктюрн»). В одних пьесах слышна тонкость камерного стиля («Танец эльфов»), другие сверкают яркими красками, впечатляют виртуозным блеском концертности («Свадебный день в Трольхаугене») .

«Лирические пьесы» отличаются жанровой разнохарактерностью: элегия и ноктюрн, колыбельная и вальс, песня и ариетта. Очень часто Эдвард Григ обращается к жанрам норвежской народной музыки (спрингданс, халлинг, гангар).

Художественную цельность циклу придаёт принцип программности. Каждая пьеса открывается заголовком, определяющим её поэтический образ, и в каждой пьесе поражает простота и тонкость, с какими воплощается в музыке «поэтическое задание». Уже в первой тетради «Лирических пьес» определились художественные принципы цикла: разнообразие содержания и лирический тон музыки, внимание к темам Родины и связь музыки с народными истоками, лаконичность и простота, четкость и изящество музыкально-поэтических образов.

1. Ариетта. 2. Листок из аьбома. 3. Элегия. 4. Тайна

Цикл открывается светлой лирической «Ариеттой». Предельно простая, по-детски чистая и наивная мелодия, чуть «взволнованная» чувствительными романсными интонациями, создает образ юношеской непосредственности, душевного покоя. Выразительное «многоточие» в конце пьесы (песня обрывается, «замирает» на начальной интонации, кажется, что мысль унеслась в иные сферы), как яркая психологическая деталь, создает живое ощущение, видение образа. Мелодические интонации, фактура «Ариетты» воспроизводят характер вокальной пьесы.

Ярким своеобразием отличается «Вальс». На фоне типично вальсовой фигуры сопровождения выступает изящная и хрупкая мелодия с острыми ритмическими очертаниями. «Капризные» переменные акценты, триоли на сильной доле такта, воспроизводящие ритмическую фигуру спрингданса, вносят в вальс своеобразный колорит норвежской музыки. Он усиливается характерной для норвежской народной музыки ладовой окраской (мелодический минор).

«Листок из альбома» соединяет непосредственность лирического чувства с изяществом, «галантностью» альбомного стихотворения. В безыскусной мелодии этой пьесы слышны интонации народной песни. Но легкая, воздушная орнаментика сообщает изысканность этой простой мелодии. Последующие циклы «Лирических пьес» привносят новые образы и новые художественные средства. «Колыбельная» из второй тетради «Лирических пьес» звучит как драматическая сценка. Ровная, спокойная мелодия складывается из вариантов простой попевки, словно выросшей из мерного движения, покачивания. С каждым новым проведением её усиливается ощущение покоя, света.

1. Колокольный звон. 2. Колыбельная песня. 3. Бабочка, 4. Мелодия

«Шествие гномов» — один из великолепных образцов музыкальной фантастики Грига. В контрастной композиции пьесы противопоставлены друг другу причудливость сказочного мира, подземного царства троллей и чарующая красота, ясность природы. Пьеса написана в трехчастной форме. Крайние части отличаются яркой динамичностью: в стремительном движении мелькают фантастические очертания «шествия». Музыкальные средства крайне скупы: моторная ритмика и на её фоне прихотливый и резкий узор метрических акцентов, синкопа; сжатые в тонической гармонии хроматизмы и разбросанные, жестко звучащие большие септаккорды; «стучащая» мелодия и резкие «свистящие» мелодические фигурки; динамические контрасты (рр-ff) между двумя предложениями периода и широкие лиги нарастания и спада звучности. Образ средней части открывается слушателю лишь после того, как исчезли фантастические видения (долгое ля, из которого словно выливается новая мелодия). Светлое звучание темы, простой по структуре, ассоциируется со звучанием народной мелодии. Чистый, ясный строй её отразился в простоте и строгости гармонического склада (чередование мажорной тоники и её параллели).

1. Весной. 2. Свадебный день в Трольхаугене. 3. Баллада

«Свадебный день в Трольхаугене» — одно из самых радостных, ликующих произведений Грига. По яркости, «броскости» музыкальных образов, масштабам и виртуозному блеску оно приближается к типу концертной пьесы. Характер его больше всего определяется жанровым прообразом: движение марша, торжественного шествия лежит в основе пьесы. Как уверенно, горделиво звучат призывные взлеты, чеканные ритмические концовки мелодических образов. Но мелодию марша сопровождает характерный квинтовый бас, что к торжественности его прибавляет простоту и очарование сельского колорита: пьеса полна энергии, движения, яркой динамики — от приглушенных тонов, скупой прозрачной фактуры начала до звонкого ff, бравурных пассажей, широкого диапазона звучания. Пьеса написана в сложной трехчастной форме. Торжественным праздничным образам крайних частей противопоставлена нежная лирика средней. Её мелодия, как бы спетая дуэтом (мелодия имитируется в октаву), строится на чувствительных романсных интонациях. Свои контрасты есть и в крайних разделах формы, также трехчастных. Середина вызывает в представлении танцевальную сценку с противопоставлением энергичного мужественного движения и легких грациозных «па». Огромное нарастание мощи звучания, активности движения приводит к яркой, звонкой репризе, к кульминационному проведению темы, словно приподнятой предшествовавшими ей сильными, мощными аккордами.

Контрастная тема средней части, напряженная, динамичная, соединяющая активные, энергичные интонации с элементами речитации, вносит ноты драматизма. После неё, в репризе, основная тема звучит тревожными возгласами. Структура её сохранена, но она приняла характер живого высказывания, в ней слышно напряжение человеческой речи. Нежные баюкающие интонации на вершине этого монолога превратились в скорбные патетические восклицания. В «Колыбельной» Григ сумел передать целую гамму чувств.

1. Ручеёк. 2. Скерцо. 3. Минувшие дни. 4. Бабушкин минуэт

Рубрики: Музыка/Фортепианная
Композиторы

Метки: Григ

Процитировано 17 раз
Понравилось: 21 пользователям

Источник

Оцените статью